Проведение политики протекционизма при петре 1. Протекционистская политика и реформы Петра I

Учебник для 7 класса

История России

§ 20.6. Политика меркантилизма и протекционизма

Поддерживая внешнюю торговлю, Петр I в то же время жестко охранял интересы русской промышленности и купечества. Он активно проводил политику меркантилизма и протекционизма.

Меркантилизм - торговая политика, которая заключалась в том, что государство стремилось купить при торговле с другими странами дешевле, а продать дороже, т. е. стоимость экспорта должна превышать стоимость импорта. Прибыль, естественно, шла в казну. Меркантилизм в XVII в. стал основой торговой политики всех ведущих государств Западной Европы. Петр I встал на этот же путь.

Одновременно, как в ряде западных стран, Петр I стал проводить политику протекционизма . Она заключалась в том, чтобы с помощью таможенных пошлин защитить российскую промышленность.

  • В каких странах проводилась политика протекционизма?

Как только в строй вступали мануфактуры, выпускавшие новую для России продукцию, царь немедленно повышал пошлины на подобные товары, ввозимые из-за границы, даже если они и были более высокого качества. Это касалось металлических изделий, полотна и даже шелка и чулок. Порой эти пошлины доходили до 75% стоимости товаров. Конечно, иностранцам было невыгодно поставлять в Россию такие товары. Зато у российской промышленности была возможность наращивать выпуск продукции. Государство надежно защищало ее от зарубежных конкурентов.

Тема 6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XVIII в.

Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.

Таможенная реформа П.И. Шувалова.

Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований ПетраI.

К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин. Этоспособствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления.

Вместе с тем, объективно назревающие экономические реформы в Русском государстве, возникновение международного рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.

Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в 1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу.

Значительная роль здесь принадлежала Петру I Великому (1672-1725 гг.).

Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Однако она еще сохраняла, по преимуществу, пассивный характер и вызывалась потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами.

Большинство русских сельскохозяйственных товаров (т.н. казенные товары) вывозило само государство, и именно оно стало самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму.

Казенными экспортируемыми товарами являлись пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра.

В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие товары.

В 1715 г. было решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли.

Петр был сторонником политики меркантилизма (система мер для активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям), при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства.

Однако дальнейшее развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране.

Таможенным делом с 1718 г. управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия . Для успеха таможенных мероприятий были укреплены границы России. На Западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 11 морских крепостей (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск).

Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. В 1725 г. и 1727 г. тарифы на ряд товаров были снижены. В торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. Поступления от таможенных сборов несколько возросли.

Политика промышленного протекционизма.

Особенность развития таможенного дела в Росси и формирования таможенной политики в начале XVIII века состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов.

31 января 1724 года был принят Таможенный тариф, который имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части ввозимого данного продукта из-за границы, то пошлины должны составлять четвертую часть его стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50%. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по мере роста производства.

Тарифом предусматривалось наибольшее обложение в 75%. В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо «не в деле», парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, сухие кожи, скатерти, салфетки, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо, пергамент облагались в 75% с цены. Голландское полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – в 50%, шерстяные ткани, кроме сукон, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, стеклянные бутылки железное оружие – в 25% с цены. Обложение остальных товаров преследовало фискальные цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды - 10%.На товары, не производившиеся в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина от 10 до 4%: на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина .

Первоначально руководствоваться этим тарифом должны были морские таможни.

Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами (определяются в процентах от таможенной стоимости товаров), остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках . При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений или объяснений. Применение тарифа в отношении товаров, не вошедших в список, значительно затрудняло работу таможенных чиновников.

Пошлину с привозных и отпускных товаров предусматривалось взимать ефимками (ефи́мок - русское название западноевропейского серебряного талера), считая каждый ефимок по 50 коп . При этом русские купцы не имели преимуществ перед иностранными купцами. Если же они не имели ефимков, с них следовало брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только одна треть отпускной пошлины и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой. Этой привилегией могли воспользоваться исключительно российские подданные. Иностранцы были лишены такой возможности. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их товары за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети конфискованного товара доносчику.

С иностранных товаров, которые ввозились российскими купцами под российским же флагом, взималась ефимками одна треть привозной пошлины. Она исчислялась исходя из цены отпуска.

Протекционистский, покровительственный русским купцам тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., когда был принят новый тариф .

В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся – до 20%. Тариф 1731 г. совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность. В этом же году был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой . В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Экономика России в 17 веке значительно отставала от европейских стран. Поэтому экономическая политика Петра 1 была направлена на создание условий для экономического развития страны в настоящем и будущем. Отдельно следует отметить, что основное направление развития экономики той эпохи заключалось в развитии, прежде всего, военной промышленности. Это важно понимать, поскольку всё правление Петра 1 проходило в период войн, главный из которой была Северная война.

Экономика эпохи Петра и должна рассматриваться с точки зрения в следующих компонентов:

Состояние экономики к началу эпохи

Экономика России до прихода к власти Петра 1 насчитывала огромное количество проблем. Достаточно сказать, что в стране, обладающие огромным количеством природных ресурсов, не было необходимого материала для собственного обеспечения даже нужд армии. Например, метал для пушек и артиллерии закупался в Швеции. Промышленность находилась в упадническом состоянии. По всей России было всего 25 мануфактур. Для сравнения в Англии в этот же период действовало более 100 мануфактур. Что касается сельского хозяйства и торговли, то здесь действовали старые правила и эти отрасли практически не развивались.

Особенности развития экономики

Великое посольство Петра в Европу открыло перед царем проблемы, которые были в российской экономике. Эти проблемы усугубилось с началом Северной войны, когда Швеция прекратила поставку железа (металла). В результате Петр I был вынужден переплавлять в пушки церковные колокола, за что церковь его называла едва ли не антихристом.

Экономическое развитие России в годы царствования Петра 1 было направлено на развитие прежде всего армии и флота. Именно вокруг этих двух составляющих шло развитие промышленности и других объектов. Важно отметить, что с 1715 года в России стало поощряться индивидуальное предпринимательство. Более того, часть мануфактур и фабрик передавались в частные руки.

Основные принципы экономической политики Петра 1 развивались по двум направлениям:

  • Протекционизм. Это поддержка отечественного производителя и поощрение вывоза товара за границу.
  • Меркантилизм. Преобладание вывоза товара над ввозом. Экономическими терминами - экспорт преобладает над импортом. Это делается для концентрации денежных средств внутри страны.

Развитие промышленности

К началу правления Петра I в России было всего 25 мануфактур. Это крайне мало. Страна не могла себя обеспечить даже самым необходимым. Именно поэтому начало Северной войны было таким печальным для России, поскольку отсутствие поставок того же железа из Швеции делало невозможным ведение войны.

Главные направления экономической политики Петра 1 развевались по 3-м основным направлениям: металлургическая промышленность, горнодобывающая промышленность, кораблестроение. Всего к концу правления Петра в России действовало уже 200 мануфактур. Наилучшим показателем того, что система управления экономикой работала, является факт, что до прихода к власти Петра Россия была одним из крупнейших импортеров железа, а после Петра 1 Россия вышла на 3-еместо в мире по производству железа и стала страной экспортером.


При Петре Первом начали формироваться первые промышленные центры в стране. Вернее такие промышленные центры были, но значимость их была незначительной Именно при Петре происходит формирование и подъем промышленности на Урале и на Донбассе. Обратная сторона роста промышленности - привлечение частного капитала и тяжёлые условия для рабочих. В этот период появились приписные и посессионные крестьяне.

Посессионные крестьяне появились по указу Петра 1 в 1721 году. Они становились собственностью мануфактуры и были обязаны там трудиться всю свою жизнь. Посессионные крестьяне пришли на смену приписным, которые набирались из числа городских крестьян и приписывались к определенной фабрике.

Историческая справка

Проблема крестьян, выразившаяся в создании посессионного крестьянства, была связана с отсутствием квалифицированной рабочей силы в России.

Развитие промышленности в петровскую эпоху отличалось следующими особенностями:

  • Бурное развитие металлургической промышленности.
  • Активное участие государства в экономической жизни. Государство выступало в роли заказчика всех объектов промышленности.
  • Привлечение подневольного труда. С 1721 года заводам разрешено покупать крестьян.
  • Отсутствие конкуренции. Как следствие у крупных предпринимателей отсутствовало желание развивать свою отрасль промышленности, поэтому в России и была долгая стагнация.

В развитии промышленности у Петра было 2 проблемы: слабая эффективность государственного управления, а также отсутствие интересов у крупных предпринимателей для развития. Решилась это всё просто - царь стал передавать, в том числе и крупные предприятия, в управление частным собственникам. Достаточно сказать, что уже к концу 17 века известная семья Демидовых контролировала 1/3 всего российского железа.

На рисунке представлена карта экономического развития России при Петре 1, а также развитие промышленности в европейской части страны.

Сельское хозяйство

Рассмотрим какие изменения произошли в сельском хозяйстве России в период правления Петра. Экономика России при Петре I в области сельского хозяйства развивалась по экстенсивному пути. Экстенсивный путь, в отличии от интенсивного, предполагал не улучшение условий труда, а расширение возможностей. Поэтому при Петре началось активное освоение новых пашенных земель. Наиболее быстро земли осваивались в Поволжье, на Урале, в Сибири. При этом Россия продолжала оставаться аграрной страной. Примерно 90% населения проживало в деревнях и занималась сельским хозяйством.

Ориентация экономики страны на армию и флот отразилась и на сельском хозяйстве России 17 века. В частности именно из-за этой направленности развития страны пошло развитие овцеводства и коневодства. Овцы были нужны для снабжение флота, а кони для формирования кавалерии.


Именно в петровскую эпоху в сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда: коса и грабли.Эти инструменты закупались из-за границы и навязывали с местным хозяйством. С 1715 каком году Пётр I издал Указ по расширению посева табака и конопли.

В результате была создана система сельского хозяйства, при котором Россия могла прокормить себя самостоятельно, а также впервые в истории начала продавать зерно за границу.

Торговля

Экономическая политика Петра 1 в области торговли в целом соответствует общему развитию страны. Торговля также развивалась по протекционистскому пути развития.

До петровской эпохи вся крупная торговля велась через порт в Астрахани. Но Петр Первый, страшно любивший санкт-петербург, собственным указом запретил вести торговлю через Астрахань (Указ подписан в 1713 году), и потребовал полный перенос торговли в санкт-петербург. Особого эффекта для России это не принесло, но это был важный фактор для усиления позиций санкт-петербурга как города и столицы Империи. Достаточно сказать, что Астрахань в результате этих изменений сократила торговый оборот примерно в 15 раз, и город постепенно стал утрачивать свой богатый статус. Одновременно с развитием порта в санкт-петербурге активно развивались порты в Риге, Выборге, Нарве и Ревеле. При этом на санкт-петербург приходилось примерно 2/3 внешнеторгового оборота.

Поддержка внутреннего производства достигалась за счет введения высоких таможенных пошлин. Так, если товар производился в России, то его таможенная пошлина составляла 75%. Если же ввозимый товар в России не производился, то его пошлина варьировалась в диапазоне от 20% до 30%. При этом оплата пошлины производилась исключительно в иностранной валюте по выгодному для России курсу. Это было необходимо для получения иностранного капитала и получения возможности закупки необходимого оборудования. Уже в 1726 году объем экспорта продукции из России в 2 раза превосходил объем импорта.

Основные страны, с которыми Россия вела торговлю в те времена, Англия и Голландия.


Во многом для развития торговли шло развитие транспорта. В частности были построены 2 крупных канала:

  • Вышневолоцкий канал (1709 год).Этот канал соединял реку Тверцу (приток Волги) с рекой Мстой. Оттуда через Ильмень-озеро открывался путь в Балтийское море.
  • Ладожский Обводной канал (1718 год). Шел в обход Ладожского озера. Этот обход был необходим, поскольку озеро было неспокойным и суда по нему передвигаться не могли.

Развитие финансов

У Петра 1 была одна странность - он очень сильно любил налоги и всячески поощрял людей, которые новые налоги придумывали. Именно в эту эпоху налоги были введены практически на всё: на печи, на соль, на государственные бланки и даже на бороды. В те времена даже шутили, что налогов нет только на воздух, но скоро появятся и такие налоги. Увеличение налогов и их расширение приводило к народным волнениям. Например, астраханское восстание и восстание Кондратия Булавина - основные крупные недовольства народных масс той эпохи, но были еще и десятки мелких выступлений.


В 1718 году царь проводит свою известную реформу, введя подушную подать в стране. Если раньше налоги уплачивались со двора, то теперь с каждой души мужского пола.

Также одним из главных начинаний было проведение финансовой реформы 1700-1704 годов. Основное внимание в этой реформе уделялось чеканке новых монет, приравнивание количества серебра в рубле с серебром.Сам же вес российского рубля был приравнен к голландскому гульдену.

В результате финансовых изменений был увеличен рост доходов в казну примерно в 3 раза. Это было большим подспорьем для развития государства, но сделало практически невозможным проживание в стране. Достаточно сказать, что за петровскую эпоху население России сократилось на 25%, с учетом всех новых территорий, которые завоевал этот царь.

Последствия экономического развития

Основные итоги экономического развития России в первой четверти 18 века, во время правления Петра 1, которые можно считать главными:

  • Рост числа мануфактур в 7 раз.
  • Расширение объема выпускаемой продукции внутри страны.
  • Россия вышла на 3-е место в мире по выплавке металла.
  • В сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда, которые в дальнейшем доказали свою эффективность.
  • Основание санкт-петербурга и завоевание Прибалтики расширили торговые и экономические связи с европейскими странами.
  • Основным торговым и финансовым центром России стал санкт-петербург.
  • За счет уделения внимания государством торговле, выросла значимость купечества. Именно в этот период они утвердились как сильный и влиятельный класс.

Если рассмотреть эти пункты, то сама собой напрашивается положительная реакция на экономические реформы Петра 1, но здесь важно понимать, какой ценой всё это достигалось. Очень сильно увеличилась налоговая нагрузка на население, что автоматически вызвало обнищание большинства крестьянских хозяйств. Кроме того необходимость развития экономики бурными темпами фактически способствовало укреплению крепостного права.

Новое и старое в петровское экономике

Рассмотрим таблицу, где представлены основные аспекты экономического развития России в эпоху правления Петра 1, с указанием того какие аспекты были до Петра, а какие появились при нём.

Таблица: черты социально-экономической жизни России: что появилось, и что сохранилось при Петре 1.
Фактор Появился или сохранился
Сельское хозяйство как основа экономики страны Сохранилось
Специализация экономических районов Появилось. До Петра специализация была незначительной.
Активное промышленное освоение Урала Появилось
Развитие поместного землевладения Сохранилось
Складывание единого всероссийского рынка Появилось
Мануфактурное производство Сохранилось, но значительно расширилась
Политика протекционизма Появилось
Приписка крестьян к заводам Появилось
Превышение экспорта товаров над импортом Появилось
Строительство каналов Появилось
Рост числа предпринимателей Появилось

Относительно роста числа предпринимателей нужно отметить, что Петр 1 этому активно способствовал. В частности он разрешал любому человеку, вне зависимости от его происхождения, проводить исследования нахождение полезных ископаемых и на месте нахождения обосновывать собственные заводы.


Б. Всероссийский рынок. Внешняя торговля. Политика протекционизма и меркантилизма

1. При Петре I значительного развития достигает торговля. При этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает внутреннюю торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки. Общероссийское значение имели ярмарки: Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.

2. Большое значение для развития торговли имели работы по сооружению каналов. Водные пути были самыми удобными и дешевыми. Прежде всего был построен Вышневолоцкий канал, который соединил Волгу с Невой, а значит, с Петербургом и Балтийским морем. Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал (100 км), что сделало плавание более безопасным.

3. Чтобы получать большие доходы от торговли, государство объявило производство и продажу определенных товаров казенной монополией. Частные лица не имели права торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Богатые купцы-откупщики за большие деньги получали у казны право торговли, такие же права покупали и иностранцы.

4. Петр не только поддерживал купцов, но и облагал их высокими налогами. Царь приказал купцам торговать с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями. В конце Северной войны были отменены почти все монополии, но государство продолжало вмешиваться в торговлю с помощью таких рычагов, как система налогообложения.

5. Свою экономическую деятельность правительство Петра I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза товаров над ввозом (стимулирование экспорта, ограничение импорта). Составной частью этой политики был протекционизм - ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной промышленности, поддержка экспансии торгового капитала. По указанию Петра I в 1724 г. вышел Таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины, купцы охотно вывозили товар за границу А на некоторые виды железных изделий были установлены значительные пошлины (75% от их стоимости). Это способствовало интенсивному развитию российской промышленности. В 1725 г. вывоз товаров в стоимостном выражении в 2 раза превысил ввоз. За границу вывозили лен, смолу, лес, пеньку, кожи, нефть, хлеб и др. товары. Ввозили дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, хрусталь, сахар, предметы роскоши. Ввозились также в большом количестве краски для текстильных мануфактур. К концу правления Петра Великого главным торговым портом стал Петербург.
^ В. Социальная политика и ее последствия. Итоги экономических преобразований

1. В 1721 г. в России было 336 городов, в которых проживало 170 тысяч жителей (из 15 млн. населения страны). В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления. Регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих) граждан. «Регулярные», в свою очередь, делились на две гильдии.

2. В первую гильдию горожан входили: знатные купцы, промышленники, банкиры, врачи, аптекари, живописцы, а также часть ремесленников - иконники, золотых и серебряных дел мастера. Вторую гильдию составляли все другие ремесленники, средние и бедные торговцы. В особую гильдию входили купцы - владельцы мануфактур и купцы, торговавшие с зарубежными странами; их освобождали от службы, пошлин, военных постоев.

3. В городах росло число работных людей на мануфактурах. Их называли «подлые наемные люди», «нерегулярные граждане», они не имели права участвовать в городском самоуправлении.

4. В начале XVIII в. в России было 15 тысяч дворян и 3 тысячи боярских семей, их стали называть на польский манер - шляхтой. Они владели землей и имели 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство (князья, графы, бояре - 500 фамилий) имело по 100 дворов, средние дворяне - от 50 до 100, мелкие - от 10 до 40 дворов. При Петре меняется состав дворянства: царь давал дворянское звание за заслуги и крестьянам, и посадским людям, и другим простым людям («подлого сословия»). В указе 1714 г. о единонаследии вотчины бояр и поместья дворян были окончательно уравнены. Все землевладельцы России рассматривались как дворяне-помещики и имели право передавать свои поместья по наследству одному из членов рода (чтобы не дробить их). Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалованье и становилась чиновниками. В 1722 г. была введена «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения военной и гражданской службы по 14 классам-рангам. 1-й ранг был самым высоким, а 14-й - самым низким. Этот документ положил в основу государственной службы принцип личной выслуги и открывал путь наверх людям незнатным, но способным и предприимчивым. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства.

5. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и косвенных - на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не хватало. Тогда было решено изменить податную систему.

Начиная с 1678 г. единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили название ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную подать: помещичьи крестьяне - 74 копейки, а посадское население - 1 рубль 14 копеек в год.

6. Кроме податей, налогов, барщины и оброка, крестьяне, как и простой посадский люд, выполняли также и государственные повинности: перевозили фураж, продовольствие, оружие, лес, строили дороги, содержали на постое воинские части.

7. Податная реформа закрепостила категории населения, которые все еще считались свободными (гулящих людей) или имели возможность стать свободными после смерти господина (холопов). Теперь они были уравнены с крепостными крестьянами. Важным следствием реформы было образование разряда государственных крестьян, в который были объединены однодворцы южных уездов, черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, нерусские народности Поволжья (чуваши, мордва, черемисы и др.). Если раньше они платили только налог в пользу государства, то теперь сверх подушной подати обязаны были платить государству 40 копеек оброка, т. е. наравне с помещичьими и монастырскими крестьянами нести феодальную повинность.

8. Таким образом, при Петре I Россия достигла значительного экономического роста. Начинают развиваться крупные мануфактуры, заводы, выросла внешняя и внутренняя торговля. В результате за весьма короткий срок была создана промышленность, способная обеспечить все важнейшие военные и государственные нужды страны, ее независимость от иностранного экспорта.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие факты говорят о необходимости

экономических реформ в России в начале XVIII в.?

2. Какие новые черты приобрела экономическая сфера в период правления Петра Великого?

3. Есть ли связь между экономическими и социальными изменениями в стране (на примере реформ Петра Великого)?

26. Государственные и административные реформы Петра I
ПЛАН:

А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти.

Б. Создание коллегий. Местные органы власти.

В. Церковная реформа.

Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах.

Д. Военные реформы.
^ А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: «Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...» Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.
^ Б. Создание коллегий. Местные органы власти

1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода - содержание армии и флота);

> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые - Камер- и Юстиц-коллегия - располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

2. В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции - на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).

3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия - Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
^ В. Церковная реформа

1. Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

2. В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода - Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в «мирские дела и обряды не входить ни для чего». Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить «измену или бунт». В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.
^ Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах

1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени - от низших до высших.

2. В 1722 г. была разработана «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

> военные;

> гражданские;

> придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг - высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.
^ Д. Военные реформы

1. Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

2. Офицерский состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы - артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

3. Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. в пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

4. Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту - от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие факты говорят об утверждении абсолютной монархии при Петре Великом?

2. Правильно ли утверждение, что Петр Великий является «отцом русской бюрократии»?

3. С какой целью была создана «Табель о рангах»? Какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований?

4. Какие из реформ Петра 1 Вы считаете наиболее успешными? Какие нет?