Охарактеризуйте экономический механизм охраны окружающей природной среды. Экономические механизмы охраны природы

1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты :


· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

«Загрязнитель платит» - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

Формы платности за природные ресурсы :

1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налог. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 г. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из основных доходных источников. Для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы :

ü плата, связанная с использованием водными объектами – водный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом :

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

4) Формы платы за пользование недрами :

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром :

ü плата за пользование животным миром, т.е. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

Не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи . Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном этот тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.

Связь экономики и охраны природы

С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).

Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.

Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.

Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.

Роль Росприроднадзора

Росприроднадзор - это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.

Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.

На федеральном уровне служба выполняет такие функции:

  • Осуществляет
  • Организует государственный надзор за строго охраняемыми природными объектами федерального значения, обеспечивает лесной надзор.
  • Осуществляет контроль над изучениями в сфере геологии, а также охраны и использования недр земли.

Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:

  • Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
  • Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
  • Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
  • Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.

Органы контроля природопользования в округах

В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.

Такие образования отвечают за:

  • охрану окружающей человека среды;
  • расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
  • экологическую безопасность региона;
  • разработку региона;
  • разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
  • просвещение региона в части экологии.

Департамент оказывает такие услуги:

  • Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
  • Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
  • Аннулирование и выдача охотничьего билета.
  • Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
  • Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
  • Проведение экологической экспертизы.
  • Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.

Методы экономического механизма

Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ "Об охране окружающей среды" номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Его методы включают:

  • Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
  • Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
  • Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
  • Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
  • Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
  • Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
  • Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
  • Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
  • Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.

Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.

Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.

Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду

Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.

Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:

  • Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
  • Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
  • Загрязнение почвы.
  • Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
  • Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное окружающего природного пространства.

Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.

Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения. Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты. Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.

Неналоговые поступления в бюджет

Федеральный законодательный акт «Об отходах» № 89-Ф3 от 24.06.1987 года определяет порядок обращения с отходами потребления и производства и призван предотвратить их вредное воздействие на население. Экономический механизм регулирования и контроля над предполагает уплату предприятиями экологического сбора. Росприроднадзором определяется форма расчета суммы таких платежей. Процедура подробно описана в Приказе Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.

Экономический механизм в сфере размещения отходов потребления и производства предполагает стимулирование деятельности предприятий такими методами:

Поддержка финансовых субъектов

Если предприятие вовремя вносит средства за загрязнение и плату за пользование природными ресурсами, а также стремится минимизировать негативное влияние на природу, то государство обеспечивает поддержку в виде льгот.

Законодательно установлены способы стимулирования хозяйствующего субъекта с целью его экологического воспитания. Так, экономический механизм в сфере охраны природопользования включает такие элементы:

  • Организация планирования природопользования и способов охраны природы.
  • Финансирование сферы охраны природы.
  • Применение платежей за использование ресурсов, загрязнение атмосферы и водных объектов.
  • Создание внебюджетных экологических фондов.
  • Внедрение экологического страхования.
  • Предоставление кредитных либо налоговых льгот, а также иных поощрительных мер в сфере, касающейся охраны природного окружения.
  • Проведение экологического аудита.

Создание специальных фондов и проведение экологического аудита являются новшеством в российском экономическом механизме охраны окружающей среды.

Экологическим страхованием называется правовая мера в сфере охраны природы, которая обеспечивает защиту от экологических рисков, которые могут причинить вред страхователю, застрахованному или третьему лицу по причине сверхнормативного загрязнения природы.

Выделяют такие виды:

  • страхование ответственности;
  • личное страхование;
  • имущественное страхование.

Экологический аудит проводится в качестве независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования по соблюдению экологического законодательства.

Выделяют такие типы:

  • Обязательный, который проводится в конкретных случаях, установленных законом.
  • Добровольный, который проводится по инициативе предприятия, которое своей деятельностью оказывает влияние на природу.

Фонды, созданные с целью защиты экологии, служат финансовой базой, которая может потребоваться в решении неотложных проблем сохранности природы.

В России существуют такие внебюджетные организации:

  • фонд федерального уровня;
  • фонды субъектов РФ;
  • местные, областные, краевые фонды.

Экологические фонды образованы за счет тех средств, что поступают от граждан, предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Все поступления денежных средств таких фондов распределяются согласно схеме:

  • 60 % определяется на реализацию запланированных мероприятий местного значения, например городов или районов;
  • 30 % расходуется на реализацию программ территориального значения, например республиканского или областного;
  • 10 % - на реализацию мероприятий федерального уровня.

Создание фондов в экологическом секторе было призвано решить такие проблемы:

  • восстановить потери природной среды;
  • компенсировать вред, нанесенный здоровью населения;
  • начать возведение очистных сооружений;
  • материально обеспечить проведение акций по охране природы и просветительской работе.

Также Фонды предоставляют возможность для развития природоохранной деятельности с помощью таких инструментов экономического механизма охраны окружающей среды:

  • помощь в формировании начального капитала предприятий, которые создаются с целью производства продукции придоохранного назначения;
  • обеспечение гарантий банкам по кредитам для предприятий по реализации проектов по охране природы.

Разрешения на природопользование

С целью охраны и рационального использования природных ресурсов законодательно определены некоторые рычаги экономического воздействия.

Рассмотри их подробней:

  • Лицензирование действий комплексного природопользования. Такой документ выдается на фиксированный срок (1 год) и определяет права владельца относительно природного ресурса, размещения отходов, произведения сбросов и выбросов.
  • Заключение договора о комплексном природопользовании, который определяет условия и правила использования ресурсов природы предприятием, а также размеры экологических платежей. Обязательно в документе указываются обязанности сторон и их ответственность.
  • Установление лимитов на природопользование, например лимит потребления вод промышленного назначения, лимит по отлову животных. Если предприятие превышает установленные нормы, то с него взимается дополнительная плата.

Выдачу документов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды региона на основании Закона под номером 7-Ф3.

Концепция экологического развития

После Конференции ООН в 1992 году понятие концепции устойчивого экологического развития вошло в мировой лексикон. Она предполагала достижение гармонии природы и человека и позиционировалась как движение вперед с целью максимального удовлетворения потребностей нынешнего поколения, одновременно не лишая такой возможности будущие поколения.

В рамках Конференции были определены связи экономики и экологии:

  • Зависимость между экологическим и экономическим развитием. При достижении прогресса второго без участия первого планета превратится в пустыню.
  • Если большее внимание уделяется развитию экологии без экономической направленности, то это порождает нищету и несправедливость.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды в России все еще требует доработок и будет изменяться с введением новых правовых норм. Но можно сказать, что основа рационального, расчетливого и бережного использования ресурсов окружающей природы уже заложена, а значит, остается решить сопутствующие эколого-экономические задачи.

Кадастры

Финансовое и

Экономическое

природных

материально-

пользование

стимулирование

ресурсов

техническое

природными

Экологическое

обеспечение

ресурсами и

Экологические

страхование

их загрязнение

Рис.20.6. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Основным принципом экономического механизма природопользо-

вания является платность , что означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. В основе принципа платности лежитстоимостная оценка природных ресурсов .

Учет и оценка природных ресурсов. Государственные приро-

доохранительные органы Республики Казахстан совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку(кадастры водных объектов, недр, лесов, отходов и др.).

Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве, например атмосферный воздух, вода в Мировом океане.

Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия к рациональному использованию и охране этих ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия производства на окружающую среду.

Лимиты на природопользованиеявляются системой экологи-

ческих ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (ОПС) и размещения отходов производства. Эти лимиты уста-

Экология

навливаются специально уполномоченными на то государственными органами РК в области охраны,ОПСисходя из необходимости

поэтапного

достижения

нормативных

использования

(изъятия) природных ресурсов, ПДВ и ПДС и нормативных объемов

размещения отходов производства с учетом экологической обстановки

в регионе.

природопользование является

основных

принципов закона РК об охране окружающей среды (ст. 3).

за природные

ресурсы(землю,

иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов (рис.20.7).

Плата за пользование природным ресурсом– это цена потреб-

ляемого количества ресурса. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы(.е. платежи за природные ресурсы являются налогами) (статья 28).

Плата за воспроизводство и охрану природного ресурса– это компенсация бюджетных затрат на осуществление указанной деятельности. При определении размеров этого вида платежа учитываются:

- затраты на воспроизводство природного ресурса;

- системы контроля и мониторинга состояния природного - ре

Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Плата за загрязнение

Плата за пользование

Плата за другие

природной среды

природными ресурсами

виды воздействия

В пределах допустимых

В пределах

нормативов

установленных лимитов

В пределах временно

За сверхлимитное

РЕГУЛИРУЕТСЯ

согласованных

и нерациональное

нормативов

использование

Отраслевым

природноресурсным

За сверхлимитное

За воспроизводство

законодательством

Загрязнение

ПОСТУПАЕТ

За размещение

на воспроизводство и охрану

Экология

природных ресурсов

Рис.20.7. Платежи за природопользование (по Культелееву С.Т., 2001)

Плата за землю регулируется Законом РК «О Земле» от 24.01.01., а также другими нормативно-законодательными документами.

Формами платы за землю показаны на рис. 20.8.

Рис. 20.8. Форма платы за землю

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Таким образом, земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи при постоянном землепользовании.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель.

Арендная плата – взимается за землю, предоставленную государством во временное пользование.

Размер арендной платы определяется, исходя из экономической оценки арендуемого участка, затрат на воспроизводство (поддержание состояния). Величина арендной платы базируется на нормативах -зе мельного налога и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора.

Система платежей при пользовании недрамивключает следую-

щие виды платежей (рис.20.9).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА НЕДРА

За право на

За право поль-

За воспро-

поиски, раз-

зования нед-

изводство

ведку полез-

чу полез-

минераль-

ных иско-

но-сырьевой

копаемых

Рис. 20.9. Формы платы за недра

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством. При добыче мине-

Экология

рального сырья из лучших месторождений, благодаря чему получена сверхнормативная прибыль, производится акцизный сбор.

Плата за воду определяется по тарифу за 1 м3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. В целях рационального использования забираемой воды для промышленных предприятий устанавливаются лимиты водопользования(месячные, годовые)

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ВОДЫ

Рис.20.10. Форма платы за воды

Плата за лесные ресурсы и растительные ресурсы. Установлены сле-

дующие виды платежей за пользование лесным фондом (рис. 20.11, 20.12).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЛЕСА

Рис. 20.11. Форма платы за ресурсы леса

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Размер минимальных ставок дифференцирован в зависимости от группы лесных пород, вида древесины и других показателей.

ФОРМЫ ПЛАТЫ ЗА РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Рис. 20.12. Формы платы за растительные ресурсы

Плата за пользование животным миром представлена на рисун-

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Рис.20.13. Форма платы за ресурсы животного мира

Экология

Она включает плату за лицензию на отстрел диких животных. За плату в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира, например, отнесенные к объектам рыболовства и др.

Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи предпри-

ятий за загрязнение окружающей среды устанавливаются отдельно за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

- за сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов:

Для расчета размеров платежей устанавливаются региональные нормативы платы (базовые).

Общая величина платежей предприятия за выбросы(сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов определяются суммирова-

нием платежей за нормативные выбросы (сбросы) и размещение отходов и за их превышение.

Таким образом, система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

Экономическое стимулирование. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

К основным видам экономического стимулирования относятся:

- льготное налогообложение и кредитование предприятий при внедрении мало- и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов;

- применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий и др.

Система налоговых льгот может иметь место при осуществлении природоохранных мероприятий на сумму в размере30 % и больше за счет прибыли предприятия.

Экология

Экономические санкции (штрафы, выплаты и т.п.) за нарушение природоохранного законодательства, превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ выплачивают за счет прибыли предприятия, что также относится к рычагам экономического стимулирования природоохранной деятельности.

Экологические фонды. Согласно Закону РК«Об охране окружающей среды» фонды охраны окружающей среды могут быть государственными и общественными. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан (рис.20.14).

Средства от прода-

Прибыль от

Пожертво-

жи конфискованных

участия в дея-

вания и про-

орудий охоты и не-

тельности

чие поступ-

законной продукции

предприятий

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

На охрану ОПС

На оздоровление ОПС

Строительство очистных сооруженийВнедрение экологически чистых технологий Компенсация вреда здоровью граждан Научные исследования Экологическое воспитание и образование

Рис. 20.14. Образование и распределение средств экологического фонда

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет средств бюджетов всех уровней; собственных средств предприятий; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения и других источников. Источниками финансирования экофондов являются средства, поступающие от природопользователей в виде плат за загрязнение окружающей среды, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за нарушения Законодательства об охране окружающей среды, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, а также иных поступлений, не противоречащих Законодательству РК.

Для решения неотложных задач охраны окружающей среды, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других мероприятий в области охраны окружающей сре-

Экология

ды создается Единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая экологические фонды всех уровней.

Экологическое страхование. Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в общем ущербе от загрязнения окружающей среды достигает25 – 30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования. Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде и здоровью людей.

Предприятие (страхователь) заключает договор со страховой компанией (страховщиком) согласно этому договору, страхователь уплачивает страховой взнос, то есть вносит плату за страховую услугу.

А услуга состоит в том, чтобы при наступлении страхового случая выплатить предприятию страховое возмещение, дающее страхователю средства для возмещения ущерба.

Государственное экологическое страхование предприятий, уч-

реждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф, может осуществляться вдобровольной и обязательной форме.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком согласно Закону о страховании.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. В соответствии с ним государственные органы выделяют экологически опасные предприятия(в соответствии с классом опасности объекта), подлежащие обязательному страхованию.

Оценка экономических ущербов от негативных воздействий на окружающую среду производят, имея полную информацию о качестве окружающей среды, которую получают по схеме, представленной на рис. 20.15.

В настоящее время разработано множество методик оценки экономического ущерба окружающей среды, представленные на рис. 20.16.

Экология

Рис.20.15. Схема сбора информации (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

Рис. 20.16. Классификация методик оценки экономического ущерба (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

приятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический менеджмент. Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое должно сочетать эффективность производства с охраной окружающей среды (в том числе среды обитания человека), а также с рациональным использованием природных ресурсов.

биосфера», которое должно вести к коэволюции природы и общества. Функции ЭМ. ЭМ выполняет следующиефункции :

- управление состоянием природных ресурсов;

- управление состоянием социоприродных систем;

- управление состоянием и использованием природных ресурсов;

- управление восстановлением запасов природных ресурсов;

- управление процессами антропогенной нагрузки на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения ОС и использования отходов производства).

Для успешного ведения экологического менеджмента необходимы:

- новое мировоззрение экологической направленности;

- экологическая грамотность и информированность;

- изучение и контроль экологических проблем (мониторинг);

- экологизация всех сфер деятельности;

- экономическая и финансовая поддержка.

21. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

- Экологическое образование;

- Экологическое воспитание.

Экологическое образова-

ние - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения

Экология

экологическими знаниями, умениями, навыками.

Цель и задача. Вместе с cоциально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали выходу Казахстана из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

В 1992 г принят закон РК «Об образовании», который определил проблему «Экологической направленности образования» как принцип государственной политики. Таким образом, законодательно созданы все условия для всесторонней подготовки населения в области экологических знаний.

В целях реализации закона «Об охране окружающей среды» было создано образовательное учреждение по экологии в Казахстане«Экоцентр» – некоммерческая организация, деятельность которой регламентируется действующим законодательством РК.

Вступившая в действие система экологического образования -се годня носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Вводится экологизация предметов. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется

и экологический компонент содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня во многих университетах, академиях и педагогических вузах Казахстана.

Открыты магистратуры и аспирантуры по экологическим специальностям. Развивается международное сотрудничество в области образования по программе ТАСИС, «Болашак».

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считает необходимым постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…. простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.)

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Рей-

Экология

мерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Впервые общество по охране природы в Казахстане было организовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казахстан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахстана». 18 июня 1991 г. – вышел Закон «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Государственный комитет по экологии и использованию природных ресурсов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат».

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

- Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

- Если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20 – 50 лет, Земля ответит

одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»;

- Сложившийся в массовом сознании в течении многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающих стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы за-

Экология

висит от переоценки ценностей и смены«приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической работе по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с экономикой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание.

Высшей стадией экологизации сознания являетсяэкологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры– совместном гармоническом развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев(1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой – т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле че-

ловечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

В настоящее время Республика Казахстан участвует в международных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израилем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при содействии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития. Выполняются научные исследования и экологический мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется ин- формационно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, общественное экологическое движение.

Экология

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

2. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Кн. для учителя. М.: Школа-пресс, 1996. 192 с.

3. Экология: Учеб. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова М.:

Знание, 1997. 288 с.

4. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учеб. пособие. М.:

Агар, 1997. 87 с.

5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

6. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. М.: Центр, 1998. 240 с.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. 320 с.

8. Экология: Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

9. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы

и гипотезы. М.: Молодая гвардия, 1994. 367 с.

10. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1998. 367 с.

11. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. М.: Просвещение, 1976. C.58 – 80

12. С-Пб.: Гидрометеоиз-

дат, 1992. 59 с.

13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание: Концептуальная эко-

логия. М., 1992. 368 с.

14. Экологическое состояние окружающей природной среды Республики Казахстан и меры по ее улучшению. Государственный доклад. Алматы, 1996. 129 с.

15. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АО МДС, 1996. C. 66 – 68

17. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведе-

ния. М.: Владос, 1998. 384 с.

18. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан. 3 квартал. Алматы, 1993. 13. с.

19. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997. 82 с.

Экология

20. Экология: задания, тесты. М.: Школа-пресс, 1996. 176 с.

21. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на

уроках химии. Минск: Красико-принт, 1996. 208 с.

22. Методы анализа объектов окружающей среды. Сб. статей. Новосибирск, 1988. 142 с.

23. Сборник нормативных документов по вопросам охраны -ок ружающей среды. Минск, 1995. Вып. 9. 163 с.

24. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. Справочное издание. М.: Химия, 1991. 368 с.

25. Лапицкая М.П. Очистка сточных вод. Примеры расчетов. Минск: Вышэйшая школа, 1969. 168 с.

26. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе

вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

27. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Основы промышленной экологии. Минск: Вышэйшая школа, 2001. 343 с.

28. Список ПДК и действующих ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Алматы, 1993.

29. Методика определения размеров платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками. Алматы, 1996.

31. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. С-Пб.: Госкомгидромет, 1992.

32. Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

33. Мирзаев Г.Г., Иванов Б.А. Экология горного производства.

М.: Недра, 1991. 320 с.

34. Панов Г.Е., Петряшин Л.Ф., Лысяный Г.Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1986.

35. Луканин В.,.Н Трофименко Ю. .В Промышленнотранспортная экология. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.

специальностей. Алматы: КазНТУ, 2003. 28 с.

39. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей / Под ред. Н.В. Лазарева и др. М.: Химия, 1977. Т. 3. 608 с.

40. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997.

41. Воробейков Г.А. Нитраты вокруг нас. С-Пб.: Гидрометеоиз-

42. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия.: Учебник. М.:

Логос, 2000.

43. Яковлев С.В., Стрелков А.К. Охрана окружающей среды.

М.: АСВ, 1998.

44. Ревелль П., Ревелль Ч. М. Среда нашего обитания. В 4-х кн.

М.: Мир, 1994.

45. Агроэкология / Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса М.:

Колос, 2000.

46. Лунин В.В., Попович М.П., Ткаченко С.Н. Физическая химия озона. М.: МГУ, 1998.

47. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. Алматы: Санат, 1995.

48. Судо М.М. Геоэкология. М.: МНЭПУ, 1999.

49. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: 2000.

50. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Пресс, 1999. 143 с.

51. Сахаев В.Г., Щербицкий Б.В. Справочник по охране окружающей среды. Киев: Будивельник, 1986.

52. Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В., Савицкий А.И. Экология и безопасность. Справочник в 3-х томах: Безопасность человека. Т. 1. Экологическая безопасность. Т. 2. Технологическая безопасность. Т. 3. М.: ЭКИП. АУТО, 1994.

53. Кожемякин В.А. Маплоотходные процессы и охрана окружающей среды в металлургии редких металлов. М.: Недра, 1991. 140с.

1.3. Взаимосвязь экологии с другими науками……………...…..12

2. АУТОЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ОСОБЕЙ

(ФАКТОРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)………………………….. ..17

2.1. Организмы и среды их обитания ……………………………...17

2.2. Факторы среды……………………………………………….. ..19

2.3. Закономерности действия факторов среды на организмы.... .22 2.3.1.Закон минимума Либиха ………………………………...…...23

2.3.2. Закон толерантности (оптимума) Шелфорда….…………....23

2.3.3. Обобщающая концепция лимитирующих

факторов Одума……………………………………………...25

2.3.4. Адаптация к природным явлениям ………………………....26

3. ДЕМЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ И

СООБЩЕСТВ............................................................................................

3.1. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции…………………………………………………….. ...31

3.2. Классификация популяций …………………………………....33

3.3. Количественные показатели (характеристики, свойства)

популяции……………………………………………………....34

3.3.1. Статические показатели популяции………………………...34

3.3.2. Динамические показатели популяции……………………....35

3.4. Действие экологических факторов на популяции………....41 3.4.1. Действие экологических факторов ………………………....42 3.4.2.Закон квантитативной компенсации Чижевского ………....43 3.4.3. Действие биотических факторов в популяциях…………....43

Гаузе. «Золотой закон» экологии ………………………….....71

4.4.1. Свойства экосистем…………………………………..……...71

4.4.2. Основной «золотой» закон экологии ……………………....77

4.4.3. Закон (принцип) конкурентного исключения Гаузе...........3

5. ВАЖНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ…………….......84

6. БИОСФЕРА И БИОСФЕРНО-НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

В.И.ВЕРНАДСКОГО………………………………………….........89

6.1. Эволюция биосферы ………………………………………......89

6.2. Сфера жизни…………………………………………………....91

6.3. Границы биосферы …………………………………………....92

6.4. Биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского…….....95

6.4.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере………………….........95

6.4.2. Ноосфера – сфера разума…………………………………....98

6.5. Функции живого вещества …………………………………..101

6.6. Свойства живого вещества …………………………………..103

6.7. Основные свойства биосферы………………………………..104

6.7.1. Фотосинтез ………………………………………………….104

6.7.2. Биомасса поверхности суши ……………………………....106

6.7.3. Биомасса почвы …………………………………………….106

6.7.4. Биомасса мирового океана ………………………………...107

7. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ……………………....108

7.1. Характеристика круговоротов ……………………………....109

7.2. Круговорот воды ……………………………………………..112

7.3. Круговорот углерода …………………………...………….. .114

7.4. Круговорот кислорода ……………………………………….117

7.5. Круговорот азота ……………………………………………..119

7.6. Круговорот фосфора………………………………………….122

7.7. Круговорот серы ………………………………………….….124

7.8. Круговорот неорганических катионов ………………….….126

7.9. Антропогенный круговорот: круговорот ксенобиотиков

(ртуть, свинец, хром)......................................................................

8. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ……..…133

8.1. Человек как биологический вид………………………...…...133

8.2. Наследственность – фактор здоровья человека………….…133

Экономический механизм охраны окружающей среды - совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены Законом «Об охране окружающей среды».
Основные элементы:
планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
предоставление физическим и юридическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр - систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономиче-
данных мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, экологических фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными.
Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользование либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.
Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, при этом учитывается экологическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:
"устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;
2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов. С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Платность включает в себя:
плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное ис-пользование природных ресурсов;
плату за загрязнение окружающей природной среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов.
Страховым событием служит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:
1) события, связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, боевых действий; 2} события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
события, связанные с умышленными действиями страхователя;
события, вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;
иные страховые события.
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.
Страховое возмещение включает в себя:
компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;
расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;
связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с предъявлением исков.
Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия. В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит положения о преду- ^J* преждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя аварийно-спасательные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информировать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.

Еще по теме 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ:

  1. Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
  2. В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
  3. Тема 22. Основные черты международной правовой охраны окружающей среды. Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды?
  4. § 1. Роль экономического механизма охраны окружающей среды в реализации экологической политики
  5. 75. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.