Автаркия определение. Значение слова автаркия

АВТАРКИЯ (от греч. αὐτάρκεια) – как новоевропейский термин означает самодостаточность, самодовление, однако в текстах античных авторов слово αὐτάρκεια многозначно (переводится как «исполнение», «произвольность», «воздержность», «благосостояние»... Новая философская энциклопедия

  • Автаркия - (греч. autárkeia, от autós - сам и arkéō - нахожусь в достатке) самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономическом отношении - создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистической страны... Большая советская энциклопедия
  • АВТАРКИЯ - АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia - независимость, самоудовлетворение) - англ. autarky; нем. Autarkie. , полит, и культ, связей с внешнем миром. Социологический словарь
  • автаркия - Автаркии, мн. нет, ж. [греч. autarkeia]. 1. В философии стоиков – самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.). 2. Такая система хозяйства, при к-рой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.). Большой словарь иностранных слов
  • автаркия - автаркия, автаркия ж. Экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или других регионов. Толковый словарь Ефремовой
  • автаркия - Автаркия, автаркии, автаркии, автаркий, автаркии, автаркиям, автаркию, автаркии, автаркией, автаркиею, автаркиями, автаркии, автаркиях Грамматический словарь Зализняка
  • АВТАРКИЯ - АВТАРКИЯ (греч. autarkeia - самоудовлетворение) - независимость от всех вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков. Мудрецу-стоику «достаточно самого себя». Новейший философский словарь
  • автаркия - АВТАРКИЯ, и и АВТАРКИЯ, и, ж. (книжн.). Политика нек-рых государств, направленная на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от экономики других государств. | прил. автаркический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • автаркия - сущ., кол-во синонимов: 5 акатаплексия 2 политика 12 психагогия 2 самообеспечение 3 самостоятельность 46 Словарь синонимов русского языка
  • автаркия - И автаркия, -и, ж. Экономическая политика империалистических государств, направленная на обособление национального хозяйства страны. Малый академический словарь
  • АВТАРКИЯ - АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia - самоудовлетворение) - создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны. Большой энциклопедический словарь
  • автаркия - АВТАРКИЯ, АВТАРКИЯ, -и; ж. [греч. autarkeia - самоудовлетворение]. Экономическая политика, направленная на обособление национального или регионального хозяйства, создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики. Толковый словарь Кузнецова
  • АВТАРКИЯ - (от греч. autarkeia - самоудовлетворение) политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству. Экономический словарь терминов
  • автаркия - АВТ’АРКИЯ, автаркии, мн. нет, ·жен. (·греч. autarkeia). 1. В философии стоиков - самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.). 2. Такая система хозяйства, при которой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.). Толковый словарь Ушакова
  • бЧФБТЛЙС (αὐτάρκεια) ЛБЛ ОПЧПЕЧТПРЕКУЛЙК ЖЙМПУПЖУЛЙК Й РПМЙФЬЛПОПНЙЮЕУЛЙК ФЕТНЙО ПЪОБЮБЕФ “УБНПДПУФБФПЮОПУФШ”, “УБНПДПЧМЕОЙЕ”; Ч ФЕЛУФБИ БОФЙЮОЩИ БЧФПТПЧ УМПЧП αὐτάρκεια НОПЗПЪОБЮОП, РЕТЕЧПДЙФУС РП-ТБЪОПНХ (ОБРТ., "ЙУРПМОЕОЙЕ", "РТПЙЪЧПМШОПУФШ", "ЧПЪДЕТЦОПУФШ", "ВМБЗПУПcФПСОЙЕ" ЙМЙ "УБНПДПЧПМШУФЧП"). рПОСФЙЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК УБНПДПУФПФПЮОПУФЙ ЛБЛ ОБФХТБМШОПЗП ИПЪСКУФЧБ Й ЗПУХДБТУФЧЕООПК ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ Ч ОБХЮОПК МЙФЕТБФХТЕ XIX Ч. РПМХЮЙМП ОБЪЧБОЙЕ б., Й ЬФЙН ФЕТНЙОПН УФБМЙ ПРТЕДЕМСФШ УБНЩЕ ТБЪОЩЕ ХЛМБДЩ (ЗПНЕТПЧУЛПК зТЕГЙЙ, ЧПЕООПК ДЕНПЛТБФЙЙ уРБТФЩ, ФПТЗПЧЩИ бЖЙО, Й ЙНРЕТБФПТУЛПЗП тЙНБ), пДОПЧТЕНЕООП б. ВЩМ РТЙДБО УФБФХУ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛБФЕЗПТЙЙ, СЛПВЩ ЧЩТБВПФБООПК УБНЙНЙ ЬММЙОБНЙ ДМС ПРЙУБОЙС ЙДЕБМБ ПВЭЕЗП ДМС ЧУЕИ УПГЙБМШОЩИ УМПЕЧ Й РЕТЙПДПЧ ЗТЕЮЕУЛПК Й ТЙНУЛПК ЙУФПТЙЙ. ч ТЕЪХМШФБФЕ УМПЦЙМБУШ УИЕНБ ТБЪЧЙФЙС РПОСФЙС б. УФТПКОБС, ОП ОЕЧЕТОБС РЕТЧПОБЮБМШОП ЬФП ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙК РТЙОГЙР РТЙНЙФЙЧОПЗП (ОБФХТБМШОПЗП) ДПНПИПЪСКУФЧБ, ЪБФЕН РПМЙФЙЮЕУЛЙК РТЙОГЙР ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ УБНППВЕУРЕЮЙЧБАЭЕЗПУС ЗПУХДБТУФЧБ, ЪБФЕН ЬФЙЮЕУЛЙК РТЙОГЙР ЦЙЪОЙ ОЙ Ч ЮЕН ОЕ ОХЦДБАЭЙИУС ДТЕЧОЙИ НХДТЕГПЧ Й, ОБЛПОЕГ, Х ОЕПРМБФПОЙЛПЧ Й ПФГПЧ ГЕТЛЧЙ - ФЕПМПЗЙЮЕУЛЙК РТЙОГЙР ВЩФЙС вПЗБ. рПУМЕ 1-К НЙТПЧПК ЧПКОЩ ЬФБ УИЕНБ РПМХЮБЕФ РПЧУЕНЕУФОПЕ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Й ЗПУРПДУФЧХЕФ Ч ФТХДБИ РП ЕЧТПРЕКУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ, ЬЛПОПНЙЛЕ, РПМЙФЙЮЕУЛПК Й ТЕМЙЗЙПЪОПК НЩУМЙ.

    тПЦДЕОЙЕ б. ЛБЛ ЖЙМПУПЖУЛПЗП ФЕТНЙОБ Ч дТ. зТЕГЙЙ УПРТПЧПЦДБМПУШ РПМЕНЙЛПК У СЪЩЛПН ПВЩДЕООЩН, ЗДЕ УХЭЕУФЧПЧБМП ФПМШЛП РТЙМБЗБФЕМШОПЕ αὐτάρκης . Αὐτο- Ч ЗТЕЮЕУЛПН НПЦЕФ ПВПЪОБЮБФШ ЕУФЕУФЧЕООПУФШ, ЮЙУФПФХ УПУФБЧБ, ЙДЕОФЙЮОПУФШ, УПЧНЕУФОПУФШ, ФПЮОПУФШ, ЧПЪЧТБФОПУФШ, УПЧРБДЕОЙЕ, МЙЮОХА РТЙЮБУФОПУФШ, ХУЙМЕОЙЕ, ЙЪПВЙМЙЕ, Б ЛТПНЕ ФПЗП, ЙУРПМШЪХЕФУС Х бТЙУФПФЕМС Й ОЕПРМБФПОЙЛПЧ ДМС ПВТБЪПЧБОЙС ЗТХРРЩ “ЖЙМПУПЖУЛЙИ УМПЧ”, ПВПЪОБЮБАЭЙИ РМБФПОПЧУЛЙЕ ЙДЕЙ УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ РТЕДНЕФПЧ (ОБРТ., “УБНБ РП УЕВЕ МЙОЙС”, αὐτγραμμή, “УБН РП УЕВЕ ЮЕМПЧЕЛ”, αὐτοάνθρωπος). ч УЧПА ПЮЕТЕДШ Й ЪОБЮЕОЙЕ ЛПТОС ОЕ БВУФТБЛФОП, ОП БТИБЙЮЕУЛЙ ЛПОЛТЕФОП “ХДЕТЦЙЧБФШ Й ПФЛМПОСФШ ЧУЕ РМПИПЕ ПФ ЦЙЧПЗП, ЪБЭЙЭБФШ ПФ ЗЙВЕМЙ ЦЙЧПЕ Й ЪБЭЙЭБФШУС”; ἄρκιος- ОБДЕЦОЩК, ЙМЙ ПВЕУРЕЮЕООЩК, У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УПИТБОЕОЙС ЦЙЪОЙ. ч УМПЧЕ αὐτάρκεια αὐτο- ПВПЪОБЮБЕФ ХУЙМЕОЙЕ ФПК УРПУПВОПУФЙ, ЛПФПТБС ЧЩТБЦЕОБ Ч ЛПТОЕ - УРПУПВОПУФЙ ЦЙФШ Й УПРТПФЙЧМСФШУС ЗЙВЕМЙ, РПЬФПНХ «БЧФБТЛЙКОЩНЙ» ЗТЕЛЙ ОБЪЩЧБМЙ ЦЙЧЩЕ УХЭЕУФЧБ Ч ЙИ РПМОПФЕ Й ОЕХЭЕТВОПУФЙ, ЙИ ФЕМБ, ПТЗБОЩ, ЖХОЛГЙЙ Й ВЕУРТЕРСФУФЧЕООЩЕ ПФРТБЧМЕОЙС ФЕМБ ЙМЙ, ОБРТЙНЕТ, ОЕДТБ ЪЕНМЙ ЛБЛ ЦЙЧХА, ТПДСЭХА УЙМХ (УН. ОБРТ. Aesch. Cho.757; РПЬФ 6 Ч. ДП О.Ь. ГЙФ. Х рМБФПОБ: Epist. 310a4-10; УТ. πανταρκής — ЧУЕУЙМШОЩК: Aesch.Pers. 855).

    рПЪДОЕЕ РТЙМБЗБФЕМШОПЕ “БЧФБТЛЙКОЩК” ФЕТСЕФ ЛПОЛТЕФОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ Й УФБОПЧЙФУС УЙОПОЙНПН ДМС “ДПУФБФПЮОЩК”, УПИТБОСС, ПДОБЛП, УЧСЪШ У НЕДЙГЙОУЛЙН ЛПОФЕЛУФПН (ОЕУЛПМШЛП УПФ ТБЪ ЧУФТЕЮБЕФУС Х зБМЕОБ ), Б УХЭЕУФЧЙФЕМШОПЕ (αὐτάρκεια Й τὸ αὐτάρκες; ЧФПТБС ЖПТНБ РТЕПВМБДБЕФ Х рМПФЙОБ, рТПЛМБ, бМЕЛУБОДТБ бЖТПДЙУЙКУЛПЗП) ЙУРПМШЪХЕФУС ФПМШЛП Ч ЖЙМПУПЖУЛПН СЪЩЛЕ. ч ЖЙМПУПЖЙЙ РБНСФШ П “ЕУФЕУФЧЕООПН” РТПЙУИПЦДЕОЙЙ ФЕТНЙОБ УПИТБОСЕФУС Й РТЙ РЕТЕОПУЕ ЕЗП ОБ ДХИПЧОП УБНППРТЕДЕМСАЭХАУС МЙЮОПУФШ, ПРЙУЩЧБЕНХА ЛБЛ “БЧФБТЛЙКОПЕ ФЕМП” ЮЕМПЧЕЛБ, СЧМСАЭЕЗПУС ЗТБЦДБОЙОПН бЖЙО (Thuc., II, 41, 1), ОБ ЛПУНПУ ЛБЛ ОБ “БЧФБТЛЙКОПЕ ФЕМП ЛПУНПУБ” ЙМЙ “ЧУЕМЕООПК” (Plat. Tim. 33 d; Tim. Locr. 207, 13).

    дЕНПЛТЙФ . лБЛ ЖЙМПУПЖУЛЙК ФЕТНЙО б. УПЪДБОБ, РП-ЧЙДЙНПНХ, дЕНПЛТЙФПН; б. ДЧБЦДЩ ЧУФТЕЮБЕФУС Х ОЕЗП Ч ДЙЕФЙЛП-ЗЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙИ ТЕЛПНЕОДБГЙСИ, ЙЪ ЛПФПТЩИ ЧЩТБУФБЕФ ПУПВПЕ ЬФЙЮЕУЛПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЧОЕЫОЙН ВМБЗБН: “рТЙ БЧФБТЛЙЙ РЙЭЙ ОПЮШ ОЙЛПЗДБ ОЕ ВЩЧБЕФ УМЙЫЛПН ДМЙООПК” (fr. 209DK); “рТЕВЩЧБОЙЕ ОБ ЮХЦВЙОЕ ХЮЙФ БЧФБТЛЙЙ ПВТБЪБ ЦЙЪОЙ: СЮНЕООБС МЕРЕЫЛБ Й УПМПНЕООБС РПДУФЙМЛБ — ЧПФ УБНЩЕ УМБДЛЙЕ МЕЛБТУФЧБ ПФ ЗПМПДБ Й ХУФБМПУФЙ” (fr. 246, 1). й РТЙМБЗБФЕМШОПЕ Х дЕНПЛТЙФБ ЖЙЗХТЙТХЕФ Ч РПДПВОЩИ ЛПОФЕЛУФБИ: БЧФБТЛЙКОПЕ ЕУФЕУФЧП (РТЙТПДБ), РТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФУС УМХЮБА, Й БЧФБТЛЙКОБС ФТБРЕЪБ ЛБЛ ДБТ ХНЕТЕООПУФЙ РТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФУС ТПУЛПЫЙ. (fr. 176; 210). рПЪДОЙЕ ЙУФПЮОЙЛЙ РТЙРЙУЩЧБАФ РПМБЗБОЙЕ б. ГЕМША ЦЙЪОЙ ФБЛЦЕ УПЖЙУФХ зЙРРЙА (Suda) Й зЕЛБФЕА бВДЕТУЛПНХ (Clem. Str. II 184, 10 St.), ОП ФЕТНЙОПМПЗЙС Ч ПВПЙИ УМХЮБСИ ЧЕТПСФОП ОЕ БХФЕОФЙЮОБ. бЧФПТУФЧП дЕНПЛТЙФБ ДМС ФЕТНЙОБ ЛПУЧЕООП РПДФЧЕТЦДБЕФУС РПСЧМЕОЙЕН ЬФПЗП ТЕДЛПЗП УМПЧБ Ч 17-Н РЙУШНЕ зЙРРПЛТБФПЧБ ЛПТРХУБ, ЗДЕ ЧПУРТПЙЪЧПДЙФУС СЛПВЩ УМЩЫБООБС зЙРРПЛТБФПН ТЕЮШ УБНПЗП ЖЙМПУПЖБ. дЕНПЛТЙФ РТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФ ВЕЪЗТБОЙЮОПНХ ТЧЕОЙА ЧПЦДЕМЕОЙС “УПЪЕТГБОЙЕ ВМБЗПДБТС БЧФБТЛЙЙ ЙЪПВЙМШОПК РТЙТПДЩ — ЧУЕПВЭЕК ЛПТНЙМЙГЩ” (“ЙВП ЛБЛПК МЕЧ ЪБЛБРЩЧБМ ЪПМПФП Ч ЪЕНМА, ЛБЛПК ВЩЛ ДТБМУС ЙЪ-ЪБ ОБЦЙЧЩ, ЛБЛБС РБОФЕТБ ВЩЧБМБ ОЕОБУЩФОБ”). дЕНПЛТЙФ БЧФПТ ОЕУЛПМШЛЙИ РПМЕНЙЮЕУЛЙИ ФЕТНЙОПЧ ЬФЙЛЙ: ЕУМЙ ФПМРБ ЙНЕОХЕФ УЮБУФШЕ “ВМБЗП-ДЕНПОЙС” (“ВМБЗПДПМЙЕ”) (εὐδαιμονία) ЙМЙ “ВМБЗП-УМХЮБК” (εὐτυχία), ФП дЕНПЛТЙФ РТЙДХНЩЧБЕФ ФЕТНЙОЩ, ЛПФПТЩЕ РПНЕЭБАФ ЙУФПЮОЙЛ УЮБУФШС ЧОХФТШ ЮЕМПЧЕЛБ — ВМБЗП-ДХЫЙЕ (εὐθυμία), Й ВМБЗП-УПУФПСОЙЕ (ДХЫЙ — εὐεστώ). б. ФБЛЦЕ ВЩМБ ОЕПМПЗЙЪНПН Й НПТЖПМПЗЙЮЕУЛЙН (УХЭЕУФЧЙФЕМШОПЕ, Б ОЕ РТЙМБЗБФЕМШОПЕ), Й — ЗМБЧОПЕ — УЕНБОФЙЮЕУЛЙН. Αὐτο- Ч ФЕТНЙОЕ дЕНПЛТЙФБ ДБЕФ ОЕ ХУЙМЕОЙЕ, Б ФПЮОПУФШ, ПФУХФУФЧЙЕ ЧЩИПДБ ЪБ УФТПЗП ПЗТБОЙЮЕООЩЕ РТЕДЕМЩ, ФЕН УБНЩН б. Х ОЕЗП ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ НЙОЙНБМШОЩЕ ЦЙЪОЕООЩЕ РПФТЕВОПУФЙ Й ЙНЕЕФ ЛПООПФБГЙЙ ЕУФЕУФЧЕООПУФЙ. “рТЙТПДОПЕ ВПЗБФУФЧП” ФБЛЙН ПВТБЪПН ФПЦДЕУФЧЕООП “БЧФБТЛЙЙ ПВТБЪБ ЦЙЪОЙ”, ВПЗБФУФЧП ТБЧОП БУЛЕЪЕ, Ч ЮЕН Й ЪБЛМАЮЕО ЧЩЪПЧ ПВЭЕРТЙОСФЩН РТЕДУФБЧМЕОЙСН.

    нЕТГБАЭЙК УНЩУМ, У БНРМЙФХДПК ЪОБЮЕОЙК ПФ “БВУПМАФОПК РПМОПФЩ” ДП “БУЛЕФЙЮЕУЛПЗП НЙОЙНХНБ” ДЕМБЕФ РТПВМЕНПК РПОЙНБОЙЕ ФЕТНЙОБ Ч ЛБЦДПН ДБООПН ЛПОФЕЛУФЕ, РПЬФПНХ ЮБУФП ЖЙМПУПЖЩ УФБЧСФ б. Ч ЛПОФЕЛУФ, ДХВМЙТХАЭЙК УБНПЕ УЕНБОФЙЛХ УМПЧБ (ОБРТ.: “БЧФБТЛЙКОПЕ ФЕМП ЧУЕМЕООПК ОЕЧТЕДЙНПЕ ДМС ХЗТПЪ ЦЙЪОЙ, ЙДХЭЙИ ЙЪЧОЕ” Tim. Locr. l. l).

    рМБФПО ФПМШЛП ПДОБЦДЩ ПВТБФЙМУС Л “дЕНПЛТЙФПЧХ” ФЕТНЙОХ, ЪБЧЕТЫБС ТБУУНПФТЕОЙЕ ХДПЧПМШУФЧЙС Й ТБЪХНОПУФЙ (Phileb. 67a7): ВМБЗП ЕУФШ ОЕЮФП УПЧЕТЫЕООПЕ Й ДПУФБФПЮОПЕ, ХДПЧПМШУФЧЙЕ ЦЕ Й ТБЪХНОПУФШ ОЕ ВМБЗБ, ЙВП “МЙЫЕОЩ БЧФБТЛЙЙ, ФП ЕУФШ УЙМЩ (δύναμις) УПЧЕТЫЕООПЗП Й ДПУФБФПЮОПЗП". фБЛЙН ПВТБЪПН рМБФПО ЪБДБМ РТПФЙЧПРПМПЦОХА РП УТБЧОЕОЙА У дЕНПЛТЙФПН УЕНБОФЙЮЕУЛХА РЕТУРЕЛФЙЧХ б. У ПРПТПК ОБ ФТБДЙГЙПООПЕ ПВЭЕСЪЩЛПЧПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, УПЗМБУОП ЛПФПТПНХ Ч ФЕТНЙО ЧЛМБДЩЧБЕФУС ЙДЕС НБЛУЙНХНБ, Б ОЕ НЙОЙНХНБ. ч "фЙНЕЕ" БЧФБТЛЙКОП "ФЕМП ЛПУНПУБ" — ЦЙЧПЗП ВПЗБ; ПОП ХУФТПЕОП ФБЛ, ЮФПВЩ РПМХЮБФШ РЙЭХ ПФ УПВУФЧЕООПЗП ФМЕОЙС Й ОЕ ОХЦДБФШУС ОЙ ЮЕН; ЛПУНПУ БЧФБТЛЙЕО Й ДХИПЧОП, ЕЗП ДХЫБ РТПУФЙТБЕФУС ЙЪ ГЕОФТБ Й ЧУЕ ПВЯЕНМЕФ, ФБЛ ЮФП ПО НПЦЕФ РТЕВЩЧБФШ Ч ПВЭЕОЙЙ У УБНЙН УПВПА Й РПЪОБОЙЙ УЕВС (Tim. 33e, 68d).

    ч РПЪДОЕКЫЕК НЕФБЖЙЪЙЮЕУЛПК Й ФЕПМПЗЙЮЕУЛПК ФТБДЙГЙЙ — ПФ иТЙУЙРРБ (fr. 604,7) Й фЙНЕС мПЛТУЛПЗП ДП ОЕПРМБФПОЙЛПЧ Й ИТЙУФЙБОУЛЙИ ВПЗПУМПЧПЧ РТПДПМЦЕОБ ЬФБ РМБФПОПЧУЛБС МЙОЙС: б. ЛБЛ УЙОПОЙН БВУПМАФОПЗП ВЩФЙС, БВУПМАФОПК ВПЦЕУФЧЕООПК РПМОПФЩ Й РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЛБЛ БФТЙВХФ вПЗБ РЕТЕЫМБ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ Ч БРПЖБФЙЮЕУЛХА ФЕПМПЗЙА. чУСЛПЕ УПЪОБФЕМШОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ УМПЧБ Ч ЖЙМПУПЖУЛЙИ ЛПОФЕЛУФБИ РПУМЕ дЕНПЛТЙФБ Й рМБФПОБ ВХДЕФ ЙНЕФШ ДЕМП У ЧЩВПТПН НЕЦДХ ЪБДБООЩНЙ ЙНЙ БМШФЕТОБФЙЧБНЙ ЙМЙ ЙИ РТЙНЙТЕОЙЕН Й УПЗМБУПЧБОЙЕН.

    рТПРПЧЕДШ дЕНПЛТЙФБ, РП-ЧЙДЙНПНХ, ЙНЕМБ УЧПЕЗП УФПТПООЙЛБ Ч уПЛТБФЕ; Й ИПФС БХФЕОФЙЮОПУФШ ЕЗП ДЙЛГЙЙ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПЛБЪБОБ, Х лУЕОПЖПОФБ ЙЪ РСФЙ РТЙМБЗБФЕМШОЩИ αὐτάρκης ЮЕФЩТЕ УЧСЪБОЩ У уПЛТБФПН: уПЛТБФ УЮЙФБМ РПТПЮОЩН ОХЦДБАЭЕЗПУС Ч ДТХЗЙИ, ОЕ БЧФБТЛЙКОПЗП, ЮЕМПЧЕЛБ, РПМБЗБС, ЮФП НХДТЕГ ФЕН ВМЙЦЕ ВПЦЕУФЧХ, ЮЕН НЕОШЫЕ Х ОЕЗП РПФТЕВОПУФЕК, Б ВПЦЕУФЧП БЧФБТЛЙКОП, РПФПНХ ЮФП ФБЛПЧЩИ ОЕ ЙНЕЕФ; УБН уПЛТБФ ВЩМ "Ч ЧЩУЫЕК УФЕРЕОЙ БЧФБТЛЙЕО", РТЙЮЕН ЬФП ЕЗП УЧПКУФЧП ТБУРТПУФТБОСМПУШ ОЕ ФПМШЛП ОБ НБФЕТЙБМШОХА, ОП Й ДХИПЧОХА УЖЕТХ Й Ч НБФЕТЙБМШОПК ПЪОБЮБМП ХНЕТЕООПУФШ, УЛТПНОПУФШ, Б Ч ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК Й ДХИПЧОПК ТПЧОП ОБПВПТПФ — ПВЕУРЕЮЕООПУФШ ВПЗБФУФЧПН НХДТПУФЙ, ЪОБОЙСНЙ, ЙОФХЙГЙЕК ДПВТБ Й ЪМБ (Mem.1.2.14.5; 2.6.2.2; 4.7.1.3; 4.8.11.11). й Х рМБФПОБ Й УХЭ. “БЧФБТЛЙС” Й ФТЙ ЙЪ РСФЙ РТЙМ. “БЧФБТЛЙКОЩК” ЧМПЦЕОЩ Ч ХУФБ уПЛТБФБ, ЛПФПТЩК РТЙНЕОСЕФ РТЙМБЗБФЕМШОПЕ БЧФБТЛЙКОЩК ФПМШЛП Л ЮЕМПЧЕЛХ, ФПЗДБ ЛБЛ Ч ХУФБИ ЙОЩИ РЕТУПОБЦЕК ПОП ПФОЕУЕОП Л ЛПУНПУХ Й ВПЗХ (ДЕНПОХ).

    нЩУМШ П ФПН, ЮФП НХДТЕГ ОЙ Ч ЛПН Й ОЙ Ч ЮЕН ОЕ ОХЦДБЕФУС Й ФЕН РПДПВЕО ВПЗХ, УФБМБ ПВЭЙН НЕУФПН РПУМЕУПЛТБФПЧУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ (ПУПВЕООП ЛЙОЙЮЕУЛПК Й УФПЙЮЕУЛПК). б. ОЕРТЕНЕООП ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ бОФЙУЖЕОБ Й дЙПЗЕОБ. б. ДПВТПДЕФЕМЙ ДМС УЮБУФШС - ЙЪМАВМЕООБС НБЛУЙНБ УФПЙЛБ иТЙУЙРРБ Й Ф.Д. чОЕЫОЙЕ “ВМБЗБ”, ЪДПТПЧШЕ, ВПЗБФУФЧП - ЬФП Й ОЕ ВМБЗБ, У ЬФЙЮЕУЛПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ПОЙ “ВЕЪТБЪМЙЮОПЕ” (БДЙБЖПТБ ), Й НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС Й ИПТПЫП Й ДХТОП. чУС ЛЙОЙЛП-УФПЙЮЕУЛБС ФТБДЙГЙС УПУТЕДПФПЮЕОБ ОБ ЙОДЙЧЙДХБМШОПК б. ЮЕМПЧЕЛБ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП НХДТЕГБ-ЖЙМПУПЖБ, ЛБЛ ОБ ЕЗП ДХИПЧОП-РТБЛФЙЮЕУЛПК ЗЙЗЙЕОЕ, ИПФС Х РПЪДОЙИ УФПЙЛПЧ (ОБРТ., рПУЙДПОЙК, D. L. VII 103; 128) Й РЕТЙРБФЕФЙЛПЧ, ЧОЕЫОЙЕ ВМБЗБ РТЙЪОБАФУС Ч ЛБЛПК-ФП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНЩНЙ ХУМПЧЙСНЙ УЮБУФШС. жПТНХМЙТПЧЛЙ ЬФПК ЙДЕЙ Ч ЫЛПМШОПК ЖЙМПУПЖЙЙ ВЕЪ ЛПОФЕЛУФБ (ЛБЛ Ч РУЕЧДП-рМБФПОПЧЩИ "пРТЕДЕМЕОЙСИ") МЕЗЛП НПЗХФ ВЩФШ РТЙОСФЩ ЪБ ЖПТНХМЙТПЧЛЙ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП РТЙОГЙРБ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ЙЪ-ЪБ НОПЗПЪОБЮОПУФЙ ФЕТНЙОБ ἕξις (ВХЛЧ. ЧМБДЕОЙЕ, ПВМБДБОЙЕ). "б. — ЬФП УПЧЕТЫЕОУФЧП Ч РТЙПВТЕФЕОЙЙ ВМБЗ; ЧМБДЕОЙЕ (ἕξις) , ВМБЗПДБТС ЛПФПТПНХ ФЕ, Х ЛПЗП ПОП ЕУФШ, УБНЙ ОБД УПВПК ОБЮБМШУФЧХАФ" (пРТЕДЕМЕОЙС, 412 B 6 УМ.). ч уФПЕ: "б. — ЬФП ἕξιςХДПЧМЕФЧПТЕОЙС, ЮЕН ДПМЦОП, Й УРПУПВОПЕ УБНПУФПСФЕМШОП РПМХЮБФШ, ЮФП РПМПЦЕОП ДМС ЦЙЪОЙ"; ЙМЙ "ЧЕДХЭЕЕ Л ВМБЦЕООПК ЦЙЪОЙ" (Chrys. Fr. 272; 276). оП ЕЭЕ ПДОП УИПЦЕЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ СУОП РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП ἕξιςЪДЕУШ ОБДП РПОЙНБФШ ЛБЛ ФЕТНЙО ЬФЙЛЙ, ЛБЛ ОТБЧУФЧЕООЩК УЛМБД, Б ОЕ ЛБЛ ЧМБДЕОЙЕ ЙНХЭЕУФЧПН, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙН ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ: "б. — ЬФП ἕξιςУ ЫЙТПФПА УЧПВПДОПЗП ДПЧПМШУФЧПЧБФШУС, ЮЕН ХЗПДОП, ОБИПДСУШ НЕЦ ОЙЭЕФПК Й ТПУЛПЫША" (Stob.2.7.25.47). фХ ЦЕ НЩУМШ ЧЩУЛБЪЩЧБЕФ БР. рБЧЕМ: “С ОБХЮЙМУС ВЩФШ БЧФБТЛЙЕО Ч ФЕИ ПВУФПСФЕМШУФЧБИ, Ч ЛБЛЙИ ОБИПЦХУШ; ЪОБА, ЛБЛ ЦЙФШ Ч ОЙЭЕФЕ, ЪОБА, ЛБЛ Ч ЙЪПВЙМЙЙ” (Phil. 4. 11-12). ыЛПМШОЩЕ ПРТЕДЕМЕОЙС ПФОПУСФУС ОЕ Л ЬЛПОПНЙЛЕ, Б Л ОТБЧУФЧЕООПК ЖЙМПУПЖЙЙ, Й ЙНЕАФ Ч ЧЙДХ ОЕ ЪЕНМЕЧМБДЕМШГЕЧ, ЧЕДХЭЙИ ОБФХТБМШОПЕ ИПЪСКУФЧП, Й ОЕ ЗТБЦДБО ОЕЪБЧЙУЙНПЗП РПМЙУБ, Б УФТБОУФЧХАЭЙИ ЖЙМПУПЖПЧ Й РТПРПЧЕДОЙЛПЧ. еУФШ РПЬФПНХ ОЕНБМБС ДПМС ЙТПОЙЙ Ч ФПН, ЮФП РТЙОГЙРЩ ЙОДЙЧЙДХБМШОПК УЧПВПДЩ ВЕЪЪЕНЕМШОЩИ Й ВЕУУЕНЕКОЩИ ВТПДСЗ-ЙОФЕММЕЛФХБМПЧ ЬРПИЙ ЬММЙОЙЪНБ Й ЙНРЕТЙЙ ВЩМЙ РТЙОСФЩ Ч УПЧТЕНЕООПК ОБХЛЕ ЪБ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ РТЙОГЙРЩ ЛТЕУФШСОУФЧБ РБФТЙБТИБМШОПК РПТЩ.

    бТЙУФПФЕМШ . дМС УМПЦЕОЙС Ч ЕЧТПРЕКУЛПК ОБХЛЕ РТЕДУФБЧМЕОЙК ПВ б. ЛБЛ БОФЙЮОПН ЬЛПОПНЙЮЕУЛПН Й РПМЙФЙЮЕУЛПН ФЕТНЙОЕ ЧБЦОЕКЫХА ТПМШ УЩЗТБМБ "рПМЙФЙЛБ" бТЙУФПФЕМС, ОБЮЙОБАЭБСУС У ФПЗП, ЮФП "б. — ГЕМШ Й ОБЙМХЮЫЕЕ ДМС РПМЙУБ" Й ЮФП "УПЧЕТЫЕООЩК РПМЙУ ПВМБДБЕФ РТЕДЕМПН ЧУСЛПК б. ВМБЗ", Б ЛТПНЕ ФПЗП, РБУУБЦ ЙЪ "зПУХДБТУФЧБ" рМБФПОБ, ЗДЕ ЗПЧПТЙФУС П РТПЙУИПЦДЕОЙЙ РПМЙУБ ЙЪ РПФТЕВОПУФЙ ДТХЗ Ч ДТХЗЕ УБНЙИ РП УЕВЕ ОЕБЧФБТЛЙКОЩИ МАДЕК, Й ТЕЮШ рЕТЙЛМБ Х жХЛЙДЙДБ, ЗДЕ бЖЙОЩ ОБЪЧБОЩ БЧФБТЛЙКОЕКЫЙН РПМЙУПН ДМС НЙТБ Й ДМС ЧПКОЩ (Thuc., II, 36, 3). дП бТЙУФПФЕМС ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК б. ОЕФ ОЙ ЛБЛ ФЕТНЙОБ, ОЙ ЛБЛ ЧУЕПВЭЕЗП ЙДЕБМБ ОБФХТБМШОПЗП ИПЪСКУФЧБ (УТ. Xen., Oec. XI. 10); РПУМЕ бТЙУФПФЕМС ПВ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙ БЧФБТЛЙКОПН РПМЙУЕ ЙМЙ ДПНПИПЪСКУФЧЕ ХРПНЙОБАФ ФПМШЛП ЕЗП ЛПННЕОФБФПТЩ ЙМЙ ЬРЙЗПОЩ (УН. Oec. 1343a11; Stob. 2.7.26.48-62; apud Stob. 4.1.138.45-60).

    хЦЕ Ч рЕТЙЛМПЧПК ТЕЮЙ б. РПМЙУБ ОЕ УЧПДЙФУС Л УХННЕ ТЕУХТУПЧ ЗТБЦДБО, Б ФТБЛФХЕФУС ЛБЛ УПЧЕТЫЕОУФЧП УПГЙБМШОПК УФТХЛФХТЩ, УППВЭБАЭЕК ЬФП ЛБЮЕУФЧП УЧПЙН ЮМЕОБН. "фЕМП" ЗТБЦДБОЙОБ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ РПМЙУ ДЕМБЕФ БЧФБТЛЙКОЩН, ДПРПМОСС ЛБЦДПЗП ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЙОДЙЧЙДХХНБ ДП УПУФПСОЙС РПМОПК РТПСЧМЕООПУФЙ ЕЗП ЧПЪНПЦОПУФЕК: ОЕУБНПДПУФБФПЮОЩК РП РТЙТПДЕ ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС УБНПДПУФБФПЮОЩН Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЗТБЦДБОЙОБ. хФПРЙС рЕТЙЛМБ Х жХЛЙДЙДБ РТПФЙЧПУФПЙФ РЕУУЙНЙЪНХ зЕТПДПФПЧБ уПМПОБ, Х ЛПФПТПЗП "ОЕ БЧФБТЛЙКОПЕ ФЕМП ЮЕМПЧЕЛБ" (Hdt., I, 32, 8), Ф. Е. УБН ЮЕМПЧЕЛ, РТЕДУФБЕФ ОЕ ЛБЛ ЮБУФШ ЪБЭЙЭБАЭЕЗП ЕЗП УПГЙХНБ, ОП ПДЙО ОБ ПДЙО У РТЙТПДПК, УХДШВПК Й ЪБЧЙУФМЙЧЩНЙ ВПЗБНЙ.

    бТЙУФПФЕМШ ЙУРПМШЪХЕФ УМПЧБ "бЧФБТЛЙС" Й "БЧФБТЛЙКОЩК" ЕДЧБ МЙ ОЕ ВПМШЫЕ, ЮЕН ЕЗП РТЕДЫЕУФЧЕООЙЛЙ ЧНЕУФЕ ЧЪСФЩЕ. лБЛ УЙУФЕНБФЙЪБФПТ РТЕДЫЕУФЧХАЭЕЗП ЪОБОЙС Ч ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ УПЮЙОЕОЙСИ ПО ЙУРПМШЪХЕФ НЕДЙЛП-ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛХА б., Ч МПЗЙЮЕУЛЙИ б. ПЪОБЮБЕФ МПЗЙЮЕУЛХА ДПУФБФПЮОПУФШ, Ч ЛПУНПМПЗЙЮЕУЛЙИ ФЕТНЙО ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЪТЙНЩЕ ВПЦЕУФЧБ, ОЕВЕУОЩЕ ФЕМБ, ЛПФПТЩЕ ЧЕДХФ ВМБЦЕООХА Й УБНХА БЧФБТЛЙКОХА ЦЙЪОШ; Ч ЬФЙЮЕУЛЙИ УПЮЙОЕОЙСИ б. ПРТЕДЕМСЕФ ЛПОЕЮОПЕ, УПЧЕТЫЕООПЕ ВМБЗП Й УЮБУФШЕ; БЧФБТЛЙКОЩ УПЪЕТГБФЕМШОБС ЦЙЪОШ Й НХДТЕГ ОБУЛПМШЛП ЬФП ЧППВЭЕ ЧПЪНПЦОП ДМС ЮЕМПЧЕЛБ (ОБРТ. E.N. 1177 a 27).бТЙУФПФЕМШ ЙУРПМШЪХЕФ б. Й ЛБЛ ПВПЪОБЮЕОЙЕ ЙЪПВЙМЙС, Й ЛБЛ ЙДЕБМ УЛТПНОПУФЙ. оП ЗМБЧОЩН УПЪДБОЙЕН бТЙУФПФЕМС ВЩМБ б. ЛБЛ ГЕМШ РПМЙУБ, РТЕДУФБЧМСАЭБС УПВПА УПЧНЕЭЕОЙЕ ЧУЕИ б.: ВЙПМПЗЙЮЕУЛПК, ЬФЙЮЕУЛПК Й ЛПУНЙЮЕУЛПК Й ЕЭЕ ПУПВПК "ЖЙМПУПЖУЛПК", ЙМЙ "ЙДЕБМШОПК".

    рПОСФЙЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК б., ОЕ ТБЪЧЙФП Й ДБЦЕ ОЕ ЧРПМОЕ ПЖПТНМЕОП. лЧБЪЙ-ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС б. ОБ ЗМБЪБИ ЧЩТБУФБЕФ ЙЪ ВЙПМПЗЙЮЕУЛПК "ДЙЬФЙЮЕУЛПК" БЧФБТЛЙЙ Й ФПФЮБУ РТЙПВТЕБФЕФ ЬФЙЮЕУЛХА ПЛТБУЛХ. рЕТЕЮЙУМСС Ч ОБЮБМЕ "рПМЙФЙЛЙ" ТБЪМЙЮОЩЕ ПВТБЪЩ ЦЙЪОЙ, бТЙУФПФЕМШ ОБЪЩЧБЕФ ЛПЮЕЧОЙЛПЧ, ЪЕНМЕДЕМШГЕЧ, ПИПФОЙЛПЧ Й ТБЪВПКОЙЛПЧ. ьФЙ ПВТБЪЩ ЦЙЪОЙ РТПДПМЦБАФ ТСД ФТБЧПСДОЩИ Й РМПФПСДОЩИ. оПНБДЩ Й ЪЕНМЕДЕМШГЩ — ЬФП БОБМПЗЙ ТБЪОЩИ РПТПД ЦЙЧПФОЩИ, ПВТБЪ ЦЙЪОЙ ПРТЕДЕМСЕФУС УРПУПВПН ДПВЩЧБОЙС РЙЭЙ. юЕН ВПМШЫЕ УРПУПВПЧ ДПВЩЧБОЙС РЙЭЙ ЮЕМПЧЕЛ ХНЕЕФ УПЕДЙОЙФШ, ФЕН ПО БЧФБТЛЙКОЕК. ьЛПОПНЙЛЙ ЛБЛ УЖЕТЩ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ТБУРТЕДЕМЕОЙС, Й ЖЙОБОУПЧ Й ПФОПЫЕОЙК МАДЕК РП ЬФПНХ РПЧПДХ ЕЭЕ ОЕФ; б. ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ РПМОПГЕООПЕ РЙФБОЙЕ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТЙУЧПЕОЙС РТЙТПДОЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ РЙЭЙ. вПЗБФУФЧП ТБУУНБФТЙЧБЕФУС РП БОБМПЗЙЙ У РЙЭЕК: ЛБЛ ОБУЩЭЕОЙЕ — ЕУФЕУФЧЕООЩК РТЕДЕМ РПФТЕВМЕОЙС РЙЭЙ, ФБЛ Й ДМС ИПТПЫЕК Ч ЬФЙЮЕУЛПН УНЩУМЕ ЦЙЪОЙ, БЧФБТЛЙКОБС УПВУФЧЕООПУФШ - ЬФП УПВУФЧЕООПУФШ ЙНЕАЭБС "ЕУФЕУФЧЕООЩК" РТЕДЕМ. б. Ч РПМЙУЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ОХЦДЩ ОЕ ФПМШЛП Й ОЕ УФПМШЛП Ч ОЕПВИПДЙНПН, УЛПМШЛП Ч РТЕЛТБУОПН. б. РПМЙУБ — ЬФП ОЕПВИПДЙНЩЕ НБФЕТЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС, УХЭЕУФЧХАЭЙЕ ТБДЙ РТЕЛТБУОПЗП, Ф.Е. ТБДЙ ДХИПЧОПЗП ЕДЙОУФЧБ ("УПЗМБУЙС") ЗТБЦДБО, ТБДЙ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС НПТБМШОПК РПФТЕВОПУФЙ Ч УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ (1252 b 30). оБЛПОЕГ, б. РПМЙУБ ПУОПЧБОБ, РП бТЙУФПФЕМА, ОБ УМПЦОПК ХТБЧОПЧЕЫЕООПУФЙ ПВЭЕУФЧЕООПК УФТХЛФХТЩ, ОБ РТПРПТГЙПОБМШОПН УППФОПЫЕОЙЙ ЕЗП ЗТХРР. пДОБЛП ЪОБЮЙФЕМШОХА ЮБУФШ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ЖХОЛГЙК бТЙУФПФЕМШ ЧПЪМБЗБЕФ ОБ ФЕИ, ЛФП ЙЪ ЮЙУМБ ЗТБЦДБО ЙУЛМАЮЕО. чПЪТБЦБС ЧЩУЛБЪБООПК Ч "зПУХДБТУФЧЕ" рМБФПОБ НЩУМЙ П ОЕПВИПДЙНПУФЙ НОПЗПЮЙУМЕООЩИ УРЕГЙБМЙУФПЧ-ТЕНЕУМЕООЙЛПЧ ДМС б. РПМЙУБ, бТЙУФПФЕМШ БЛГЕОФЙТХЕФ ЖХОЛГЙЙ ПВЕУРЕЮЕОЙС "ДХЫЙ", Б ОЕ "ФЕМБ" ЗПУХДБТУФЧБ, Б ЪБФЕН РТЙРЙУЩЧБЕФ БЧФБТЛЙКОПЕ ВЩФЙЕ ФПМШЛП ФЕН, ЛФП ПФРТБЧМСЕФ УПЧЕТЫЕООП ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЖХОЛГЙЙ, Б ЙНЕООП, ЖХОЛГЙЙ "ДХЫЙ": "х ЛПЗП ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ УПЧНЕУФОП ХЮБУФЧПЧБФШ Ч УПЧЕЭБФЕМШОПК ЙМЙ УХДЕВОПК ЧМБУФЙ, ФПЗП НЩ ХЦЕ ОБЪЩЧБЕН ЗТБЦДБОЙОПН ЬФПЗП РПМЙУБ, Б РПМЙУПН — УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ФБЛЙИ [МАДЕК], ДПУФБФПЮОПЕ ДМС БЧФБТЛЙЙ ЦЙЪОЙ". ф. ПВТ., НБУУБ МАДЕК, ЮШС ДЕСФЕМШОПУФШ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА УФПТПОХ б., ОЕ ДПУФЙЗБЕФ ЧЩУЫЕК ГЕМЙ РПМЙУБ — УПЧЕТЫЕООПЗП ПВТБЪБ ЦЙЪОЙ Й УЮБУФШС, ЙВП ЙИ ДЕСФЕМШОПУФШ ОЕ ГЕМШ, Б ФПМШЛП УТЕДУФЧП ДМС УПЧЕТЫЕООПК ЦЙЪОЙ ДТХЗЙИ.

    йФБЛ, б. Ч РПМЙУЕ БОБМПЗЙЮОБ УРПУПВОПУФЙ ПТЗБОЙЪНБ Л РПДДЕТЦБОЙА УЧПЕК ЦЙЪОЙ ЪБНЛОХФПЗП, ПФДЕМШОПЗП УХЭЕУФЧБ; ХУМХЗЙ ТБВПЧ, ТЕНЕУМЕООЙЛПЧ, ОБЕНОЩИ ЧПЙОПЧ Й ДТХЗЙИ ОЕРПМОПРТБЧОЩИ ЛБФЕЗПТЙК ОБУЕМЕОЙС БОБМПЗЙЮОЩ РЙЭЕ, ЧПДЕ Й ЧПЪДХИХ — ЧУЕНХ, ЮФП, ОБИПДСУШ ЧОЕ ПТЗБОЙЪНБ, РЙФБЕФ ЕЗП. б. РПМЙУБ — ЬФП ЪТЕМПУФШ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ПВЭОПУФЙ, ДПУФЙЗЫБС УЧПЕЗП РПМОПЗП “РТЙТПДОПЗП” ТБЪЧЙФЙС: РПМЙУ, РП бТЙУФПФЕМА, БЧФТБТЛЙКОЕК ДПНПИПЪСКУФЧБ, ДПНПИПЪСКУФЧП БЧФТБЛЙКОЕК ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. б ГЕМШ ЧУЕИ ЬФЙИ ПВЭОПУФЕК, ДПУФЙЗБЕФУС ФПМШЛП УПЧЕТЫЕООЩН РПМЙУПН. чУЕ РТПЙУИПДСЭЕЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТЙТПДПК, РП бТЙУФПФЕМА, ДПУФЙЗБЕФ ЙДЕБМШОПЗП УПУФПСОЙС, ФБЛПЧ Й УПЧЕТЫЕООЩК РПМЙУ бТЙУФПФЕМС, ОБРПНЙОБАЭЙК ЛПУНПУ ЙЪ “фЙНЕС”, Й ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ЛПУНПУ Й ОЕ ЙНЕАЭЙК ЧОХФТЙ УЕВС ОБЮБМБ ТБЪМПЦЕОЙС, УФБТЕОЙС Й ХНЙТБОЙС.

    ьММЙОЙЪН . хЮЕОЙЕ П РПМЙУОПК б. ТБЪТБВБФЩЧБМПУШ бТЙУФПФЕМЕН ОБЛБОХОЕ ПЛПОЮБФЕМШОПЗП ЛТБИБ РПМЙУОПК УЙУФЕНЩ Й РПМЙУОПК ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ. ъБ РТЕДЕМБНЙ РПМЙУОПК б. бТЙУФПФЕМШ ПУФБЧЙМ ЪЧЕТС Й ВПЗБ, БЧФБТЛЙКОЩИ РП-ЙОПНХ, ВЕЪ ЧЛМАЮЕОЙС Ч РПМЙУОЩК ПТЗБОЙЪН, — ЙНЕООП ФБЛПЗП ФЙРБ б. УФБМБ РТЕДНЕФПН НПТБМШОПК Й ФЕПМПЗЙЮЕУЛПК ФТБЛФПЧЛЙ Ч РПУМЕБТЙУФПФЕМЕЧУЛХА ЬРПИХ: б. ЛБЛ УБНППЗТБОЙЮЕОЙЕ ЙОДЙЧЙДХХНБ, ПТЙЕОФЙТПЧБООПЕ ОБ РТЙТПДХ, Б ОЕ ГЙЧЙМЙЪБГЙА, Й б. ЛБЛ БВУПМАФОБС РПМОПФБ ВПЦЕУФЧБ. ьФП ВЩМБ ЬРПИБ, ЛПЗДБ ФПМШЛП ДЧБ УПГЙБМШОЩИ ФЙРБ НПЗМЙ РТЕФЕОДПЧБФШ ОБ ФБЛХА б.: ВПЦЕУФЧЕООЩК ГБТШ, "ЧМБДЩЛБ ЪЕНМЙ Й НПТС", ЙМЙ "УПВБЛБ дЙПЗЕО", ЛБЛ РТПЪЧБМЙ ЪОБНЕОЙФПЗП ЛЙОЙЛБ.

    ч ЬММЙОЙУФЙЮЕУЛЙИ ЖЙМПУПЖУЛЙИ ЫЛПМБИ б. НПЗМБ РТЙОЙНБФШ ЧЙД БРБФЙЙ, БФБТБЛУЙЙ , БРТБЛУЙЙ Й ФЕН УБНЩН РПОЙНБФШУС ЛБЛ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ЧОХФТЕООЕЕ УПУФПСОЙЕ, ЧОХФТЕООСС УЧПВПДБ, ОЕ ЪБЧЙУСЭБС ПФ УМХЮБС Й ЧОЕЫОЙИ ХУМПЧЙК, ЙМЙ ДПРХУЛБФШ ТБЪОЙГХ НЕЦДХ ЦЙЪОША ВМБЦЕООПК Й ОБЙВМБЦЕООЕКЫЕК, ЛПФПТБС РТЕДРПМБЗБЕФ ОБМЙЮЙЕ Й ЧОЕЫОЙИ ВМБЗ (Sen. ep. 85,18, Cic. Tusc. 5,10,29-30; Acad. 2, 42,131; 4,6,14; Clem. Str. 2,133) ЙМЙ ДТХЗБ Х РЕТЙРБФЕФЙЛПЧ Й ьРЙЛХТБ .

    пФ ЬФПЗП ЛТХЗБ РТЕДУФБЧМЕОЙК ПФИПДЙФ рМПФЙО , ДМС ЛПФПТПЗП б. ПВМБДБЕФ Ч РПМОПК НЕТЕ ФПМШЛП еДЙОПЕ , УХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЙЪ УБНПЗП УЕВС (Enn. V 3, 17.1 УМ.; VI 9, 6.16 Й ДТ.). рТЕЧПУИПДОБ РП б. Й РТЙТПДБ вМБЗБ (VI 7, 23.7). хН ХЦЕ ПВМБДБЕФ б. Ч НЕОШЫЕК УФЕРЕОЙ, ЙВП ОХЦДБЕФУС Ч УБНПН УЕВЕ — Ч НЩЫМЕОЙЙ Й РПЪОБОЙЙ УЕВС (V 3.13). еУМЙ ДМС УФПЙЛПЧ ТБЧЕОУФЧП УЕВЕ ЕУФШ ВМБЗП, ФП ДМС рМПФЙОБ хН ПВМБДБЕФ ВМБЗПН Й, ЪОБЮЙФ, БЧФБТЛЙЕО (V 3, 16.30). рБЖПУ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП УБНППУЧПВПЦДЕОЙС ЙУЮЕЪБЕФ: ЮЕМПЧЕЛ ОЕ ПВМБДБЕФ УБНПУХЭОПУФША (VI 8, 12), НХДТЕГ ОЕ ЙНЕЕФ Ч УБНПН УЕВЕ ПУОПЧЩ ВЩФЙС, ДПУФХРОБС ЕНХ БЧФБТЛЙС ОЕ БВУПМАФОБ, ПОБ РПЛПЙФУС ОБ ЕЗП РТЙЮБУФОПУФЙ ФТБОУГЕДЕОФОПНХ ВМБЗХ (I 4, 4-5; VI 8, 15). чНЕУФП УБНПЪБНЛОХФПУФЙ ЬММЙОЙУФЙЮЕУЛПЗП НХДТЕГБ Х сНЧМЙИБ НХДТЕГ ЮЕТЕЪ НПМЙФЧХ ХЮБУФЧХЕФ Ч ВЕУЕДЕ ВПЦЕУФЧБ У УБНЙН УПВПК. (De myst. 1.15). й Ч ИТЙУФЙБОУФЧЕ: ПУЧПВПЦДЕОЙЕ ЮЕТЕЪ иТЙУФБ ОЕ ПУФБЧМСЕФ НЕУФБ ЗПТДЩОЕ УПВУФЧЕООПК б. лПОЕЮОП, НХЮЕОЙЛ У ЕЗП УРПУПВОПУФША ФЕТРЕФШ УФТБДБОЙС РПИПЦ ОБ ДТЕЧОЕЗП ЛЙОЙЛБ, ОП ЧНЕУФП ПРПТЩ ОБ УПВУФЧЕООХА ДПВТПДЕФЕМШ, ПО ПРЙТБЕФУС ОБ ЧЕТХ. уБНБ РП УЕВЕ УРПУПВОПУФШ ФЕТРЕФШ Х УЧСФЩИ Й БУЛЕФПЧ НПЦЕФ РТЕЧПУИПДЙФШ ФБЛПЧХА Х НХЮЕОЙЛПЧ, ОП ВМБЦЕОУФЧП ДБЕФ ФПМШЛП НХЮЕОЙЕ ЪБ ЧЕТХ (ОБРТ. Lact. Inst. 3.27.112). пУЧПВПЦДЕОЙЕ ПФ УФТБУФЕК ДПМШОЕЗП НЙТБ УФТПЙФУС ОЕ ОБ УЙМЕ УПВУФЧЕООПК МЙЮОПУФЙ, Б ОБ МАВЧЙ Л вПЗХ. дПВТПДЕФЕМШ ОЕ ДБЕФ РТБЧЕДОЙЛХ РТБЧБ ОБ ВМБЦЕОУФЧП, ЧЕТХАЭЙК, ЗТЕЫОЙЛ Й РТБЧЕДОЙЛ, ТБЧОП ХРПЧБЕФ ОБ ОЕЗП ЛБЛ ОБ НЙМПУФШ Й ВМБЗПДБФШ. рТЙ ПРЙУБОЙЙ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ИТЙУФЙБОЙОБ ПФ УПВМБЪОПЧ Й ХЗТПЪ НЙТБ ЮБУФП ЧПЪОЙЛБЕФ ПВТБЪ БОФЙЮОПЗП НХДТЕГБ, ОП ФЕТРЕОЙЕ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОПУФШ БФБТБЛУЙЙ ОЕ УПУФБЧМСЕФ ВМБЦЕОУФЧБ, Б СЧМСЕФУС ФПМШЛП ХУМПЧЙЕН Й ОЕ СЧМСЕФУС УБНПУФПСФЕМШОЩН ДЕСОЙЕН ЮЕМПЧЕЛБ ВЕЪ ВПЦЕУФЧЕООПЗП ХЮБУФЙС. чНЕУФЕ У ФЕН ХЮЕОЙЕ П УЧПВПДЕ ЧПМЙ ДБЕФ ЙЪЧЕУФОЩК РТПУФПТ Й ТБУУХЦДЕОЙСН Ч ДХИЕ лМЙНЕОФБ П “ЗОПУФЙЛЕ”: ВМБЗПДБТС БУЛЕЪЕ ПО ДПУФЙЗБЕФ ВЕУУФТБУФЙС, ЛПФПТЩН вПЗ ПВМБДБЕФ РП РТЙТПДЕ, Й ХРПДПВМСЕФУС вПЗХ ОБУФПМШЛП, ЮФП “УБН УЕВС ПУОПЧЩЧБЕФ Й ФЧПТЙФ” (Clem. Str. VII, 3, 13.3). пРПТБ ОБ УЕВС РП ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН ПРРПОЕОФПЧ УВМЙЦБЕФ РЕМБЗЙБО У БОФЙЮОЩНЙ НХДТЕГБНЙ (Hieron. C. Pelag. 133.5). йУФПТЙС б. ЛБЛ ЙДЕЙ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПА ЙУФПТЙА БОФЙЮОПК БОФТПРПМПЗЙЙ, ЛПФПТБС ПФ НЩУМЙ П ФПФБМШОПК ЪБЧЙУЙНПУФЙ Й ОЕУБНПДПУФБФПЮОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ РЕТЕЫМБ Л НЩУМЙ П ЧПУРПМОЕОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УПГЙХНЕ (РПМЙУЕ), У ЛТХЫЕОЙЕН РПМЙУБ — Л РТПРПЧЕДЙ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ПФ НЙТБ, Б ЪБФЕН Л РТЕПДПМЕОЙА ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ОЕУБНПДПУФБФПЮОПК РТЙТПДЩ ЮЕТЕЪ УМЙСОЙЕ У УБНПДПУФБФПЮОЩН ВПЦЕУФЧЕООЩН ОБЮБМПН Ч УПЪЕТГБОЙЙ, НПМЙФЧЕ, ЧЕТЕ.

    мЙФ.: Festugière A-J. Autarcie et communauté dans la Grèce antique, Ч ЕЗП ЦЕ: Libertè et civilisation chez les Grecs, P., 1947, p. 109-126; Predähl A. Aussenwirtschaft. Weltwirtschaft, Handelspolitik und Währungspolitik, Gött., 1949; Wilpert P. Autarkie, - RAC, Bd. I, 1950, col. 1039-1050; Wheeler M. Self-Sufficiency and the Greek City, - JHI 16, 1955, p. 416-420; Helander S. Das Autarkie-Problem in der Weltwirtschaft, B.-Münch., 1955; Rich A.N.M. The Cynic Conception of Autarkeia, - Mnemosyne 9, 1956, S.23-29; Adkins A.W.H. Friendship and "Self-Sufficiency" in Homer and Arostotle, - CQ 13, 1963, p. 30-45; Hasebroek J. Trade and Politics in Ancient Greece, N. Y., 1965; Warnach W.E. Autarkie (antik), Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd 1, Basel-Stuttg., 1971, S.685-690; Gigon O. Antinomien im Polisbegriff des Aristoteles, in: Hellenische Poleis, ed. E.Ch.Welskopf, Bd. IV, B., 1974; Gaiser K. Das Staatsmodell des Thukidides: zur Rede des Perikles für die Gefallenen, Hdlb., 1975; Austin M.M., Vidal-Naquet P. Economic and Social History of Ancient Greece, Berk.;L.Ang., 1977; Kidd I.G. Posidonian Methodology and the Self-Sufficiency of Virture, - Aspects de la philosophie hellénistique, Gen., 1985, p.1-21.

    Автаркия (греч. aut?rkeia - самодовольство ) - независимость от всех вещей внешнего мира или других людей. Жизненный идеал киников и стоиков. В экономике - экономическая независимость страны, что избавляет от необходимости ввоза важнейших продуктов потребления. Термин «автаркия» часто употребляется в смысле стремления к обособлению, склонности к узкому наместничества.

    Философское понятие

    В античной этике - термин, обозначающий внутреннюю самоуспокоенность, удовлетворенность существующим положением, достаточным и независимым. Демокрит рассматривал автаркию как самоуспокоенность духа и одновременно как свойство самой природы, отмечая, что «природе достаточно собственных сил». Широкое распространение понятия автаркия получило в киников и стоиков (мудрецу-стоики «достаточно самого себя»). По Антисфен, «добродетели достаточно для блаженства». Стоики Хрисиппу относится определение:

    Платон и Аристотель понимали автаркию идеалистически. По Платону демиург создал космос в виде «самодостаточного и совершенного бога», что ничего не требует. В поиске наивысшего блага и красоты Платон стремился к тому, «что достаточно и совершенное». Аристотель, понимая добродетель как внутреннюю самозадоволенисть, подробно рассмотрел это понятие в работе « Никомахова этика »:

    в этом смысле она тождественна блаженству. У него понятия «автаркия» впервые употребляется в политической жизни в труде « Политика »:

    Экономическое понятие

    В экономическом отношении - политика экономической и хозяйственной обособленности определенной страны или группы стран, освобождает данное государство от ввоза важнейших предметов потребления, создание замкнутого самодовлеющего хозяйства.Уже в Фукидида автаркия означает политическую и экономическую независимость одного государства от других. Описание «замкнутой торговой государства» - закрытой, экономически самодостаточной и изолированной от остального мира, дал Фихте.

    Автаркия проявляется в максимальном ограничении импорта, стимулировании экспорта товаров и капитала, захвате чужих территорий, богатых на сырье. Автаркической взгляды встречались в меркантилистов; наибольшее распространение получили в период общего экономического кризиса начала XX в. В период Второй мировой войныправящие круги Германии, Италии, Японии использовали автаркию как средство в борьбе за передел мира. Тоталитарные режимы использовали политику для милитаризацииэкономики. Нацистская доктрина автаркии была изложена Герингом (речь 17 декабря 1936 на заседании Прусского ландтага в Берлине) и нашла отражение в четырехлетнем плане, который был утвержден немецким руководством 1936 года. Политика автаркии была осуждена на Нюрнбергском процессе как политика подготовки к войне.

    Политика автаркии является экономической политикой государств, готовящихся к войне, и характеризуется консервацией экономики, ее отделением от экономики континентальной и «замыканием» ее саму на себя.

    Полная автаркия невозможна даже для крупных и богатых ресурсами стран, поэтому, как правило, в литературе говорят о «автаркической тенденции» в экономической политике (Северной Кореи, Албании). Исторический опыт показал, что такие тенденции наносят непоправимый вред экономике страны, отбрасывая ее назад в области научно-технического прогресса, экономической эффективности общественного производства и уровня благосостояния народа. Уровень автаркии измеряют с помощью различных коэффициентов, в частности, отношение внешнеторгового оборота к валовому внутреннему продукту страны, доли импорта важнейших ресурсов в их общем потреблении подобное.

    Исторические примеры

    • Афганистан под талибами, с 1996-2001 годов.
    • Народная Социалистическая Республика Албания стала почти автаркию в 1976 году, когда лидер Коммунистической партии Энвер Ходжа проводил политику, которую он назвал «опорой на собственные силы». Объем торговли возрос после смерти Ходжи, в 1985 году, хотя она и оставалась строго ограниченной до 1991 года.
    • Австро-Венгрия (1867-1918) была единственным экономическим и валютным союзом с населением более 50 миллионов человек. И не зависела от мирового рынка, таким образом, в ней царила автаркия.
    • Бирма придерживается политики автаркии, известной как бирменський путь к социализму во диктаторством В Не Вин, правивший страной с 1962 по 1988 год.
    • Камбоджа под красными кхмерами, в 1975-1979 годах.
    • Индия проводила политику почти автаркии, которая началась после создания ее в качестве независимого государства около 1950 года и закончилась в 1991 году.
    • В Италии, Бенито Муссолини утверждал, что в стране должна наступить полная автаркия, особенно после вторжения в 1935 году в Абиссинию и последующих торговых эмбарго. Тем не менее, несмотря проводилась торговля с Германией и другими странами оси.
    • Япония частично имела автаркию в эпоху известную как «период Эдо», до ее открытия мероприятия, в 1850-е годы, в рамках своей политики sakoku. Существовал умеренный объем торговли с Китаем и Кореей, торговля с другими странами была возложена на один порт на острове Дедзима.
    • Румыния в 1980 во главе с Николае Чаушеску стремился к такой цели, как оплата всей внешней задолженности, увеличение количества изделий, произведенных в стране и улучшения их качества. Цель этой политики заключается в сокращении зависимости от импортной продукции, так как отношение к Чаушеску, как на западе, так и в коммунистических странах ухудшалось.
    • Испания за диктатора Франциско Франко имела автаркию от 1939 года. Торговля была разрешена вновь в 1959 году, одновременно с началом «испанского чуда».
    • США в момент выхода из американской революции и Великобритания, которая наращивала экономическую и военную силу, были близки к полной автаркии в 1808 году, когда президент Джефферсон заявил добровольное эмбарго на международные перевозки. Блокада длилась с декабря 1807 по март 1809 года.

    Экономические дилеммы автаркии

    Самодостаточная экономика может испытывать эффекта масштаба в государственном и частном секторах бизнеса. Очевидно, что ряд стран в мире не имеют прямого доступа к некоторым видам сырья, таких как нефть, уголь, газ, пшеница или ткани, которые связаны с такими элементами как, шерсть в силу географических границ, включая климат, расположение, размер земли или численность населения. Таким образом, производство дефицитных ресурсов становится достаточно дорогим и требует больших потерь для потребителей и фирм, которые должны платить более высокую цену за эти товары и услуги. В долгосрочной перспективе это может создать неэффективный рынок и на внутреннем рынке правительство не сможет в максимальной степени использовать все возможные экономические возможности. Глобализационный процесс усилил концепцию сравнительных преимуществ. Экономики различных стран решили устранить барьеры, которые минимизируют производительность. Такими барьерами являются методы самодостаточности. Удешевление материальных затрат, доступ к целому ряду продуктов и повышения уровня жизни, является мотивационными факторами к снижению полной самодостаточности.

    Autarky, 自给自足


    Слово заимствовано из греческого языка. Сфера использования - философия и экономика. Первоначально им определяли независимость от всех вещей внешнего мира или от людей: мудрецу стоику достаточно самого себя. Затем этот смысл перенесли до уровня отношений между странами. Автаркией стали называть состояние экономического самообеспечения, независимости страны от внешних торговых и инвестиционных связей.

    На первый взгляд, значение слова в его уже начальном использовании оказалось оторванным от первичного смысла. Греческое autarkhia от auto- авто-, само- + -archy правление, власть . Это означает, что autarchy - форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица, то есть автократия. Именно так и переводится английское слово autarchy . Но еще его переводят и как автаркия - самообеспечение, как доказательство изменения первоначального смысла.

    На самом деле слово "автаркия" произошло от греческого αὐτάρκεια , что означает "самодостаточный". В русском языке слово имеет два значения "самоуправление" и "самообеспечение". Смысл близок, но тем не менее в греческом языке "управление единовластием" это другое слово - αὐταρχία . В английском языке ситуация похожа на ситуацию в греческом. Есть два слова, которые часто путают - autarchy и autarky. Самообеспечение - это autarky .

    В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь , на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия - закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.

    Автаркия как абсолютный экономический суверенитет страны в глобальной экономике 21 века - не реален . Идея автаркии на практике является утопической. Страны, которые пытались её осуществить, не смогли поднять экономику и выбраться из нищеты. Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера автаркической страны, таковой давно уже не является - еще в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе (стратегии опоры на свои собственные силы) и взят курс на участие в международной торговле.

    Причина неэффективность автаркии по сравнению с открытыми странами - специализация . Если страна производит все необходимые товары, то она не может сконцентрировать усилия только на одном, чтобы улучшить его качество или увеличить производительность его производства.

    Автаркия предстает не сколько как понятие, отражающее существующую экономическую реальность, сколько как инструмент экономического анализа. В этом, инструментальном качестве, автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами - открытой экономикой и автаркией - должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу "открытая экономика" должны тяготеть малые страны - они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком обречены находиться ближе к полюсу "автаркия".Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны.


    Категория:
    Связанные понятия:
    Организация, Производительность, Самоуправление, Эффективность, Утопия
    Efficiency, Organization, Productivity, Self-government, Utopia

    Цикл передач "Обретение смыслов". Выпуск №107. Автаркия.

    Степан Сулакшин: Добрый день. Сегодняшний термин, который мы будем изучать, − это термин, не очень широко используемый в рутинном словаре, да, в общем, и политическом публичном словаре его нечасто используют, термин автаркия. Чаще используют образные аналоги, такие, как железный занавес, изоляция, самоизоляция. Применяют это на сегодня в основном к Северной Корее, в историческом отношении, конечно же, к модели Советского Союза, особенно в отдельные периоды его истории, но термин очень важный, потому что он, несмотря на упрощенное восприятие, открывает очень серьезные смысловые пирамиды, глубины, цепочки такие взаимосвязанные, связанные с классическим набором государственно-управленческих технологий. Начинаем.

    Вардан Багдасарян: Еще Аристотель говорил о двух различных, по сути, философиях хозяйствования. Одна философия хозяйствования – он определял это термином хрематистика – связана с получением прибыли. Если главное – получить прибыль, то тогда по этой логике страна должна специализироваться в мировом разделении труда, должна интегрироваться в это международное разделение труда, действительно, специализируясь на чем-то одном, прибыль, казалось бы, в мировом разделении труда можно получить больше. И именно так выстраивал свои рекомендации по отношению ко многим странам Международный валютный фонд, что специализация экономическая страны в международном разделении труда – это безусловное с этой позиции благо.

    Но есть вторая философия хозяйствования. Вторую философию хозяйствования Аристотель определял, как домостроительство. Она говорит о том, что главное – сохранить свой дом, и когда возникают угрозы, что этот дом окажется в зависимости по отношению к другим системам и могут возникнуть политические риски, то не включенная специализированная на чем-то одном экономика может под влиянием этих продуцируемых из нее политических, да и экономических рисков рухнуть, то есть риски в открытой абсолютно системе повышаются. Начну с исторической развертки этого термина, ввел его в оборот впервые, по-видимому, Фукидид, древнегреческий историк. И тут важен был контекст его появления и введения, это был контекст – Фукидид описывал пелопонесские войны, Афины воевали с Спартой, а этот греческий пример классичен. И действительно афинская экономика была более развита, чем спартанская. Афины развивали активную внешнюю торговлю. В Аттике недостаточно плодородные почвы, поэтому Афины возили хлеб из северного Причерноморья. Они пошли по пути экономической специализации. Спартанцы были автаркийны, спартанцы не поддерживали внешнюю торговлю. Так вот грянула пелопонесская война и что сделали спартанцы, они перекрыли доступ хлеба в Аттику. Афины проиграли эту войну и были сломлены, экономически они оказались в уязвимом положении.

    Далее эта теория уже в новое время развивалась. Фихте, его труд, он здесь сыграл важную роль, труд «Замкнутое торговое государство», вышедший в 1800 году. Потом принципиальную роль сыграл в раскрытии этого понятия Фридрих Лист, который говорил об автаркии больших экономических пространств. И многие государства выстраивали свою политику, причем те государства, которые у нас традиционно с либеральной экономикой связывают, например, Британская империя выстраивали политику в автаркизационной парадигме. Британская империя, и, в общем, создание этой империи и многие английские политики говорили об этом, что Британская империя должна быть самодостаточна. Британская империя, включая не только Англию, все ее колонии, должна обеспечивать себя самостоятельно, и тогда она будет независима по отношению к внешним вызовам. Потом в теории многих государств и стран реализовывался этот концепт. Конечно, можно по-разному относиться и понятно, что есть вещи, которые принципиально не должны быть приемлемы в истории фашизма, но были экономические определенные успехи, а теория фашистского государства выстраивалась тоже на построении модели независимой самодостаточной экономики, идее опоры на собственные силы, чтобы соответствующая государственная геоэкономическая система была самодостаточной и самовоспроизводилась.

    Сейчас говорят об опыте Китая, мировом экономическом опыте Китая. Китай пошел по пути, в общем, интеграции в мировой рынок и достиг в этом определенных успехов, но есть и вторая сторона, которая тоже показывает высокие темпы роста − это Индия, но там модель совершенно другая. Там изначально так стратегия строилась индийская − это опора в большей степени на собственные силы. Опять-таки, мы скажем об этом ниже, о том, что

    нельзя и некорректно говорить, нет ни единой страны, которая была бы абсолютно замкнута, нет ни единой страны, которая была бы абсолютно закрыта и открыта, поэтому тут речь должна идти об определенной мере автаркизации.

    Вот Индия, в частности, проводила такую автаркизационную политику и это определенный успех ей принесло. Действительно, если одна страна принципиально превосходит другую по своим экономическим потенциалам, открывать той второй стране, которая уступает по этим потенциалам, открывать, предоставлять свободный доступ к товарам страны, которая находится в приоритете, – это, в общем, означает экономическую смерть для этой страны. И в принципе западная цивилизация на каком-то историческом этапе вышла вперед в массовом товарном производстве, в развитии технологий, и страны Востока, как естественную реакцию на эти западные вызовы, устанавливали модель закрытости. И Китай, и Япония под угрозой этой европейской колонизации устанавливали систему закрытого общества. В 17-м веке ввели японцы такую закрытую модель, и потребовалось прямое военное вмешательство Соединенных Штатов Америки, приплыли американские корабли в 1853 году к японским берегам, которые под угрозой обстрела Японии заставили торговать японцев, заставили силовым образом, потому что торговая открытость в данной геополитической развертке означала, по сути дела, гегемонию Соединенных Штатов Америки. Так же примерно открывали и Китай с помощью опиумных войн, развязанных Англией и ее сторонниками в отношении Китая.

    Что касается России, Россия более других стран, учитывая природные ресурсы, учитывая территорию России, способна на автономное существование, она способна быть самодостаточной и не зависеть от внешнего мира, не зависеть от рисков и угроз этого мира.

    И история России тоже в этом плане достаточно показательна и назидательна. И был опыт, который можно ставить и в плюс, и в минус. Был опыт, когда в период правления Александра Второго Россия пошла по пути большей открытости экономики, и что мы видим – принципиально иная политика при Александре Третьем. При Александре Третьем внешнеторговый оборот даже свертывается ниже, чем в предыдущее царствование, несмотря на общеэкономический рост. Темпы роста выше, российский экономический прорыв конца 19-го века при Александре Третьем, а между тем открытость системы снижается, то есть устанавливаются более жесткие таможенные пошлины и, в общем, две модели: одна – в сторону большей открытости, Александр Второй; вторая – в сторону большей закрытости, Александр Третий. И плюс при сравнении двух экономических моделей здесь мы видим по отношению к Александру Третьему. В канун Первой мировой войны главный торговый партнер был у нас Германия, и когда грянула Первая мировая война, оказалось, что российское военное производство в значительной степени зависит от немцев, многих комплектующих элементарно не хватало, и это был одним из факторов провала 1915 года. И только когда заработала (это потребует включения дополнительных ресурсов ) собственно российская промышленность, несколько удалось изменить ситуацию в войне.

    Гражданская война. Объективно волею исторических судеб так сложились взаимоотношения идеологические, в том числе, Россия − Запад, то есть установилась определенная автаркизационная система. И что мы видим? Индустриализация поразила весь тогдашний мир, потому что в тогдашнем мире это был, в общем, кризис, сначала великая депрессия, а Советский Союз реализовывал индустриализационную модель. И что мы видим в этот период, то есть Советский Союз всегда торговал и был комиссариатом внешней торговли. Но в этот период времени объемы торгового оборота с внешним миром снижаются. Значит, была проведена индустриализация, достигли соответствующих уровней объемов производств, и тогда торговый оборот вновь возрастает. Когда стали конкурентоспособны в отношении этих торговых вещей, то собственно, политический курс был изменен в другую сторону и наоборот. Ведь, опять-таки, хочу подчеркнуть, хотя мы говорим «железный занавес», но это в большей степени метафора, никакого, понятно, железного занавеса в абсолютном значении не было. Был определенный объем в экономике Советского Союза, связанный с внешней торговлей, примерно занимал 10% от ВВП, но в перестроечные годы этот баланс, эта мера автаркизация была нарушена, резко пошло увеличение зависимости от внешней торговли, и это резкое увеличение сказалось дестабилизирующим образом по отношению к собственной экономике: это и обрушение собственного производителя, а далее подсидка на нефтяную иглу и далее, далее эта зависимость увеличивается, а зависимость означала, в том числе, и периферийность российской экономики, а из периферийности экономики следовала и периферийность политической системы, и периферийность культуры, прочее…

    И последнее, ставится вопрос… Хотя, как правило, говоря об автаркии, это говорят об экономической категории и об автаркизации в экономическом плане.

    Есть постановка и более широкая вопроса, не только об экономической автаркизации. Есть постановка вопроса и о духовной автаркизации, о том, что опора самодостаточности в плане идеологического строительства, самодостаточность в плане выдвигаемой системы ценностей, об этом следует вести речь и, в том числе, о самодостаточности в отношении экономики, и самодостаточности в отношении культуры. Только самодостаточная страна способна выжить в системе геополитических давлений и вызовов.


    Владимир Лексин: В любом словаре мы найдем определение «автаркия» (сейчас допускается и автаркИя, и автАркия, два ударения ) как экономическая самодостаточность, причем абсолютная экономическая самодостаточность, поскольку она расшифровывается, как функционирование экономической системы в режиме замкнутой закрытой системы. И тут сразу, естественно, возникают сомнения, насколько фигурально все это нам преподносится, может ли вообще быть такая абсолютная автаркия в современном мире.

    И да, мы знаем один пример такой сейчас, он есть, абсолютная автаркичная экономическая система как таковая − это мировая экономическая система.

    Она абсолютно замкнута сама по себе, ни с космосом, ни с кем она не имеет никаких экономических связей, варится сама по себе и каким-то образом она выживает, настраиваясь внутри на замкнутую в пределах нашей планеты в планетарном масштабе такую деятельность. На самом деле, конечно, никакой абсолютной автаркической системы экономической сейчас не существует и, наверное, быть даже не может, не могу представить, где бы она сейчас могла быть. Но вот Вардан Эрнестович уже сказал, что нужно, наверное, думать несколько шире сейчас, слово «самодостаточность» – очень ответственное слово, особенно в условии тотальной глобализации. Устоять или сгладить каким-то образом последствия мировых кризисов, противостоять политическим воздействиям внешнеэкономическим, противостоять любой заразе, которая идет извне, можно только при разумной самодостаточности. Поэтому сейчас, наверное, разумное автаркическое установление было бы крайне полезно для многих стран, в том числе и для нашей страны, не в том числе, а в первую очередь. И сама по себе сейчас эта экономическая система встроена в любые другие, и поэтому речь, наверное, нужно вести о самодостаточности не только экономической, но и самодостаточности политической, о самодостаточности оборонной, о самодостаточности в сфере национальной безопасности, о самодостаточности энергетической, сырьевой и так далее, и так далее. Политическая самодостаточность, почему она так важна?

    Это единственная, наверное, возможность проводить грамотную разумную внутреннюю политику, в том числе экономическую политику, не кидаться, как голодные звери на приманку, на любые международные приглашения, как таковые. Уже сейчас все аналитики говорят об ошибочности вступления в ВТО, ничего положительного это не дало и об этом, по-моему, даже уже однажды рассуждали здесь. То, что у нас во многих случаях примат международного права, примат международных договоров над собственным правом прописано в нашей Конституции, это тоже все знают. Вот все эти вещи сокращают то, что можно назвать политической самодостаточностью страны. Оборонная самодостаточность очень слабая в России сейчас. Очень многие комплектующие, электроника и прочее − это не наши собственные внутристрановые позиции, это необычайно сильно ослабляет нашу оборонную самодостаточность. Национальная безопасность, в плане только двух вещей скажу, это продовольственно-медицинской. Украина – 96%, за исключением кофе, бананов и апельсинов, может быть, свои собственные потребности во всех видах продовольствия себя реализует, очень близка к этому и Белоруссия, может быть, даже еще выше. В России это около 60%, это безобразие полное. И не нужно, наверное, никаких военных или каких-то действий против России, достаточно перекрыть эти каналы поступления до той поры, пока Россия не образумится и начнет в автаркическом режиме сама себя обеспечивать. Медицинские вещи тоже знаем, что это такое, до 80% многих самых важных субстанций поступает к нам из-за рубежа, хотя Россия по своему фармацевтическому потенциалу необычно сильна, и только лишь в одном Татарстане развитие такого рода кластеров могло бы решить эту проблему раз и навсегда.

    Ну и, наконец-то, одежда, легкая промышленность и так далее. По-моему, однажды уже тоже в наших обсуждениях называлась эта цифра, это число все, что производит сейчас легкая промышленность в России, достаточно для того, чтобы четвертую часть населения одного города Москвы только одеть, все остальное это импорт.

    Поэтому говорить об абсолютной автаркии, наверное, неразумно, но говорить о разумной самодостаточности, наверное, крайне важно и крайне важно для России вот теперешней, вот той, какой она стала в первых десятилетиях этого века нового.

    Железный занавес. Лет 20 назад появился тогда еще в многотиражном журнале очень любопытный рассказ Исмаила Кадаре, он назывался «Стена». Там эта идеология, смотрители этой китайской стены, естественно, шунга с кочевником кутлугом, который все время нападает на эту стену, этот свой кусок там каким-то образом защищает. Приезжают инспекторы из музыкального управления секретного, который смотрит, как эта стена стоит и так далее. Но в конце выясняется, что именно кочевникам вот этой кочевой, номадической цивилизации, которая противостояла континентальному Китаю, ремонт этой стены был важнее, чем самому Китаю, потому что умные правители этой цивилизации говорили, что да, мы можем завоевать Китай своими мечами и стрелами, но он нас завоюет своим шелком, своими излишествами, своими прекрасными женщинами. И для номадической, кочевнической, скажем, суровой такой цивилизации это было бы, естественно, концом, то есть железный занавес как таковой – это очень любопытная такая вещь, в которой, как ни странно, заинтересована иногда, может быть, та цивилизационная составляющая или та страна, вокруг которой он воздвигнут.

    И совсем недавно, наверное, недели две назад наша великая действительно, такая, я бы сказал, патриотично ориентированная певица, выступавшая на всех роскошных сценах мира, Елена Образцова на вопрос о том, что как же вам все время жилось в Советском Союзе, когда был железный занавес, когда доходили очень многие вещи музыкальные до вас и так далее. Она на это ответила: «Как хорошо было бы, если бы этот железный занавес сейчас воздвигся вокруг России, не стало бы проникать на территорию страны столько вот того мусора, который развращает всю нашу и молодежь, и детей, и всех остальных своим абсолютно низкокачественным, абсолютно непотребным культурным ширпотребом». И это говорит человек, который, еще раз скажу, полностью вписан в мировую культуру, это говорит человек, который заинтересован в том, чтобы вот то, что называется железным занавесом, в несколько ином варианте, это не полное ограждение, абсолютизации никакой здесь нет, как самозащита собственной страны, самозащита ее будущего от разного рода вот воздействия негативного характера. Иногда он бывает и полезен. Спасибо.

    Степан Сулакшин: Автаркию обычно в существующих энциклопедических словарях относят к экономической сфере и такой максимумной классике категориальной. Говорят так: автаркия (от древнегреческого автаркия − самообеспеченность, самодостаточность ) − это система замкнутого воспроизводства сообщества, подчеркиваю, замкнутого полностью, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой, это экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лекции автаркия обозначает экономику, ориентированную вовнутрь на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет. То есть обратите внимание на особенности, первое – чисто экономическое поле понятийное и второе – все взято в экстремумах таких полярных координатах, только самообеспеченность, только абсолютная изоляция без каких-либо связей и так далее, в этом ограниченность подхода. Ограниченность эта называется на самом деле схоластикой, которая отрывает категорию и порождаемую ею смысловую пирамиду от реалий, от практики, но, правда, при этом становится атрибутом манипуляции, политических риторик, трансформируется в так называемый железный занавес, который приписывается социалистической экономике, Советскому Союзу и так далее.

    Поэтому такой подход неэффективен, малоинтересен, он не дает поля для строительства, для созидания и категориального смыслового и практического, например, государственно-управленческого, поэтому я не согласен с этим подходом. Не бывает никогда абсолютных проявлений ничего, это абстракция, не имеющая отношения к жизни. Модели абсолютизируют, но для чего, для того, чтобы понять законы закономерностей мира и применять их на практике, понимая, что модель − это всего лишь констатация доминант, выявления закона, а жизнь сложнее. Поэтому важна степень, мера, оптимальность и оптимизация, как технология социального управления или государственного управления. Если мы говорим о том, что автаркия имеет отношение к суверенитету страны, действительно так, то первое, надо понимать, что суверенитет базируется не только на экономических основаниях, это и другие информационные, гуманитарные, политические, дипломатические, военные связи и отношения с миром, и в каждом из этих сегментов степень самообеспечения суверенитета является оптимальной. Например, какие-то страны полностью полагаются на ядерный зонтик США в военно-политической сфере и не развивают ядерных технологий, оружие у себя в стране. Решение? Решение. Оно для нашей страны пригодно? Непригодно, потому что мы в иной ситуации.

    Экономические обмены страны с внешним миром. Надо понимать так, что есть территория страны, есть внешний мир, есть производство и потребление, стрелочка замкнута на территории, есть производство, вывоз и потребление снаружи страны, и есть производство снаружи страны, ввоз импорт и потребление в нашей стране, так всегда. Вот эти три потока соотносятся друг с другом, называется это внешний торговый оборот и называется это ВВП, их соотношение для разных стран различное, но никогда не равно нулю и никогда не равно 100%, внешний торговый оборот, экспорт плюс импорт, отнесенный к сумме экспорт плюс импорт ВВП страны. Речь об оптимуме, для нашей страны сейчас этот оптимум утрачен, она с верха открылась, она пустилась в ВТО, она наносит себе значительный ущерб, деформируя внутреннюю экономику, снижая тот самый экономический базис государственного суверенитета страны. Поэтому для того, чтобы автаркию вернуть, что называется, в живой разговор, в понятийный аппарат, в пространство государственного управления или кооперативного управления, социального развития я выдвигаю другое определение, оно следующее:

    автаркия − это степень обеспеченности государственного суверенитета страны за счет оптимального соотношения собственного производства, потребления и внешних обменов. Это если касается материальной и экономической материи и понятийного поля, но поскольку обмены не только экономические, а и информационные, культурно-цивилизационные, ресурсно-политические, ресурсно-военные, гуманитарные, в которых тоже осуществляется государственное регулирование и тоже применятся критерий − независимость, как базис для безопасности, национальной безопасности страны.

    Применяется критерий – экономическая эффективность. Они, конечно, конфликтуют. Экономически эффективнее, например, покупать с низкой себестоимостью продукты питания из стран с иным климатом, чем производить у нас на севере, допустим, выращивать арбузы, я пример привел, чтобы понимать, о чем речь. Например, когда Норвегия голосовала по вступлению в ЕС или невступлению, сам видел там такие плакаты вдоль дорог: «Нет ЕС». Почему, потому что для страны часто ценность не в рублях или в кронах измеряется, не чисто экономическая коммерческая выгода − критерий успеха страны, а и сохранение традиционных укладов, например, рабочих мест в сельскохозяйственной местности той же Норвегии, это и нас касается. Пусть наши продуты дороже, но они наши, они сохраняют традиционные уклады, рабочие места, поселения в сельских территориях, что очень важно для страны, они наше производство, пусть даже более дорогостоящее, обеспечивают элемент суверенитета страны.

    Поэтому правление во всех этих сферах государством должно исходить, конечно, из интересов национальной безопасности, национальных интересов и управление осуществляться по принципам решения задач на оптимизацию, а не схоластическую догматизацию, либо занавес, либо открылись и голышом бегаем, сверкая задом.

    Так вот окончательное определение, которое я выдвигаю и считаю, что оно в этом контексте активнодеятельностного подхода наиболее целесообразно, следующее: автаркия – это цель государственной политики оптимального баланса замкнутости и открытости страны внешнему миру в экономической, политической, гуманитарной и социальной сферах. Автаркия – это элемент технологии государственного управления, и тогда это понятие полезно, работоспособное и производящее эффективное и успешное государственное управление. Спасибо за внимание. В следующий раз будет термин, который очень актуален, это право нации или народов, по-разному комбинируется, на самоопределение, будем разбираться. Всего доброго.