По-разному можно оценивать влияние политики реформ (технократический и монетаристский подходы) и конкретно «рефор-мационной составляющей» как фактора сокращения ВВП, однако несомненно, что процесс трансформации российской экономики оказался более болезненным и продолжительным, чем предполагалось в начале преобразований . Проблема обеспечения выхода экономики на траекторию стабильного развития, роста, основанного на инновации и сопровождающегося повышением благосостояния граждан, к началу XXI в. оставалась не решенной.
Основное содержание политико-экономической дискуссии начала 2000-х гг. - выбор между сокращением доли государственных расходов в ВВП и улучшением качества экономических институтов. Это были альтернативы, но не антиподы: улучшение экономических институтов может создать условия для сокращения государственных расходов, но сокращение их доли в ВВП требует улучшения качества институтов. Дискуссия была острой .
В 2000 г. была разработана так называемая программа Грефа («Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Концепция»), В центре внимания оказались:
- реформа власти законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем;
- реформы в социальной сфере: пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений;
- дерегулирование экономики: создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т.д.
В рамках реализации Стратегии в целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы, проведены монетизация льгот и реформы государственной службы, завершился переход на систему единого государственного экзамена. Вместе с тем коррупция остается бичом российской экономики. По оценкам международной организации Transparency International , в 2011 г. Россия занимала 143-е место из 182 возможных в рейтинге стран по уровню коррупции и 1-е место по уровню взяточничества экспортных компаний за рубежом (Bribe Pavers Index) .
В целом, согласно экспертным оценкам Центра стратегических разработок, уровень выполнения «программы Грефа» на начало 2010 г. составил примерно 36% .
С 2003 г. государство начинает действенно увеличивать свое присутствие в экономике. С 2004 г. начинается процесс создания государственных корпораций (ГК): «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме госкорпораций созданы Банк развития (бывший ВЭБ), «Агентство по страхованию вкладов», «Автодор». Увеличивается число государственных предприятии в форме ОАО, объединяющих в себе целые отрасли, - «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация». Растут собственность и доля рынка, контролируемая государственными предприятиями, в стратегических отраслях, в том числе в ТЭК .
Вместе с тем экспансия государства, вытеснение частного бизнеса не сопровождается собственно структурными сдвигами в экономике. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4% в 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%Г Государственные проекты (и проекты на основе частно-государственного партнерства, например, отечественный аналог Силиконовой долины инновационный центр «Сколково») пока не дают адекватной отдачи.
С 2004 г. решающее влияние на развитие финансовой ситуации в России оказывала конъюнктура нефтяного рынка. Доходы от экспорта энергоносителей составляли в 2000-е гг. более трети поступлений федерального бюджета РФ. Мировые цены на энергоносители приблизились к аномально высоким значениям 1970-х - начала 1980-х гг.
Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета. Вместе с тем важным элементом экономической политики во время первого срока президентства В. В. Путина оставалось увеличение профицита бюджета и пополнение валютных резервов, что позволило, в частности, успешно справиться с решением так называемой «Проблемы 2003» - на 2003 г. выпал пик выплат по внешнему долгу (по займам СССР и России, а также процентов по ним).
Однако с 2005-2006 гг. государственные расходы начали быстро расти. С 2006 г. начинается реализация приоритетных национальных проектов, нацеленных на «увеличение инвестиций в человека»: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Принимается решение о государственных выплатах на второго и каждого последующего ребенка (так называемый материнский капитал). Расширяются государственные инвестиционные программы.
Обсуждение проблем, связанных с созданием Стабилизационного фонда, сглаживающего влияние нефтяных цен на государственный бюджет, в России началось в 2001-2002 гг., хотя в то время цены на нефть еще не вышли на аномально высокие уровни. Фонд был призван способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта нефтяных товаров. Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. По расчетам Министерства финансов, при использовании доходов Стабилизационного фонда на финансирование государственного бюджета инфляция в 2004 г. составила бы 16%, в 2005 г. - 20%.
Ситуация в социальной сфере оставалась тревожной. Монетизация льгот в большинстве случаев не привела к повышению эффективности (в том числе повышению адресности) и качества социального обслуживания населения.
В течение 2000-х гг. продолжала нарастать дифференциация в доходах (табл. 18.12). Основые показатели социально-экономического развития в этот период были следующими (табл. 18.13).
Таблица 18.12
Разница между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан (раз)
Коэффициент дифференциации и доходов |
|||
Источник: Росстат.
Несмотря на намечающуюся тенденцию к улучшению демографических показателей (сокращению разрыва с развитыми странами в ожидаемой продолжительности жизни, стабилизации численности населения, снижению коэффициента смертности и повышению рождаемости), ситуация в этой сфере остается сложной (табл. 18.14).
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации
- (основные макроэкономические показатели)
Показатель |
|||||||||||
ВВП, млрд руб. |
|||||||||||
ВВП на душу населения, тыс. руб. |
|||||||||||
ВВП, в % к предыдущему году |
|||||||||||
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году |
|||||||||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году |
|||||||||||
Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года, % |
|||||||||||
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, в % к ВВП |
Демографическая ситуация
Показатель |
|||||||||||
Численность населения (на конец года), млн чел. |
|||||||||||
В % к предыдущему году |
|||||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
|||||||||||
Все население |
|||||||||||
Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) |
|||||||||||
Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения) |
|||||||||||
Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел. |
В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредоточено на решении серии безотлагательных вопросов.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Россия вступила в сообщество международных финансовых разведок.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой основе проводилась дальнейшая приватизация государственных предприятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт сравнивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ель-цин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конститу-цией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а но-вые президентские выборы назначались на май 2000 г.
Началась интенсивная работа по совершен-ствованию всех общественных структур. 2000 г. Россия приобрела ряд призна-ков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфе-деративному государству. Ослабление Центра не позволяло ему про-водить в регионах России эффективный социально-политический и экономический курс. Поэтому насущной стала задача укрепления ста-рой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации. Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность ме-стных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации. Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.
На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания России - Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъек-тов Федерации. В 2000 г. места руководителей республик, краев и обла-стей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного сове-та - нового совещательного органа при Президенте РФ.
В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодо-леть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парла-ментом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрези-дентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество - вся Россия», «На-родный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе распо-лагали 235 мандатами. Это позволяло президенту проводить более ак-тивную политику, опираясь на поддержку законодателей.
Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предус-матривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти преимущественно на кон-трактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001- 2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».
Произошли значительные структурные изменения в системе орга-нов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безо-пасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федераль-ное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы в МВД.
Активизировалась работа по совершенствованию организацион-ных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппарата. Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г. при-няты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г. под-готовлены акты, определяющие основные параметры административ-ной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансо-выми источниками.
Широкая поддержка антитер-рористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осе-нью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.
После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предло-жению президента Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Воору-женными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми сло-вами того же автора - С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории Рос-сии, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.
Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических парти-ях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими регио-нальными объединениями, а являлись выразителями интересов граж-дан в государственном масштабе. Поэтому все существующие долж-ны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объе-динений.
В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделя-лось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов. Президент и правитель-ство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражаю-щими интересы различных корпоративных и других структур.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован-ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото-рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель-ности.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле-ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз-ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными мо-нополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь-ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при-влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше-нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле-ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи-мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль-нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте-пенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре-пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй-ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони-ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав-нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа-ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио-нистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабочен-ность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промыш-ленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про-гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и про-изводящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон-но-промышленному комплексу (ОГЖ), в котором традиционно со-средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас-ширение финансирования и начавшиеся в ОГЖ преобразования на-правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положи-тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд-жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи-тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за-долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не-сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль-ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре-форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на-уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
Социально-экономическое развитие России в начале XXI в.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. При этом данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.
Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 ᴦ. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 – 150 млрд. руб.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 ᴦ. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 – 1999 гᴦ. его численность сократилась на 2 млн. человек.
Только во второй половине 1999 ᴦ. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.
В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 ᴦ. по март 2000 ᴦ. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000ᴦ. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 ᴦ. его сменил Фрадков. При этом смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.
В середине 1999 ᴦ. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 ᴦ.), гибелью А. Масхадова.
В декабре 1999 ᴦ. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: ʼʼНаш дом - Россияʼʼ, КПРФ, ЛДПР, ʼʼЯблокоʼʼ. Проявились новые политические движения: ʼʼОтечество – вся Россияʼʼ (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), ʼʼСоюз правых силʼʼ (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), ʼʼЕдинствоʼʼ (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали ʼʼЕдинствоʼʼ и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 ᴦ.) большинство принадлежит ʼʼЕдиной Россииʼʼ.
31 декабря 1999 ᴦ. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 ᴦ. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 ᴦ. Путин В.В. был переизбран на второй срок.
Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.
Третье тысячелетие Россия встретила с новым - молодым, пользующимся высоким доверием народа Президентом - В. В. Путиным. В канун 2000 ᴦ. он опубликовал статью ʼʼРоссия на рубеже тысячелетийʼʼ, в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обществом: укрепление демократического, правового, дееспособного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна ʼʼстоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств в миреʼʼ.
Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 ᴦ. Президент своим Указом № 849 ʼʼО полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округахʼʼ в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены политические представители Президента. Οʜᴎ инициировали работу по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. В случае если до начала 2000 ᴦ. в Совете Федерации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законодательных (представительных) органов, то теперь законодательно было закреплено, что от субъектов Федерации делегируются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и авторитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 ᴦ. был создан совещательный орган при Президенте РФ, формируемый из представителей губернаторского корпуса, - Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы.
В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в российской бюрократии сформировались два клана. Οʜᴎ были представлены общественно-политическими объединениями ʼʼЕдинствоʼʼ и ʼʼОтечествоʼʼ. В. В. Путин, сделав ставку на бюрократию как единственную в стране организованную, сплоченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 ᴦ. на базе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская политическая партия ʼʼЕдиная Россияʼʼ. Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 ᴦ., набрав 37,5% голосов избирателей, значительно опередив своих соперников коммунистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представителей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока ʼʼРодинаʼʼ (9% голосов).
Выборы в Государственную Думу четвертого созыва показали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра - ʼʼЯблокоʼʼ и ʼʼСоюз правых силʼʼ - не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Вместе с тем, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные ʼʼЕдиной Россииʼʼ партии в IV Государственной Думе занимали националистические и лево-социалистические позиции.
Такая ситуация, когда стала явной неготовность российского общества к усвоению демократических норм и принципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суверенной демократии.
В 2000-2003 гᴦ. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на базе фракций ʼʼЕдинствоʼʼ, ʼʼОтечество - Вся Россияʼʼ, ʼʼНародный депутатʼʼ и группы ʼʼРегионы Россииʼʼ, что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 ᴦ. при Президенте В. В. Путине изменилось законодательство об избрании глав регионов. В случае если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидатуры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Таким образом, окрепла ʼʼвертикаль властиʼʼ, страна стала более управляемой.
Важным составляющим элементом политических преобразований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼО политических партияхʼʼ, предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических партий в стране. В 2004 ᴦ. в данный Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной системы (по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к распределению мест в Государственной Думе (ʼʼзаградительный барьерʼʼ), был поднят с 5 до 7%.
Переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной преследовал цели упрочения демократии, расширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества российской политической системы.
На состоявшихся 14 марта 2004 ᴦ. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.
К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохранения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 ᴦ. в стране был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заменивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С момента задержания человек может воспользоваться своим правом на услуги адвоката͵ в т.ч. на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстранения от должности, прослушивания телефонных разговоров. Судебная реформа 2002 ᴦ. укрепила независимость органов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.
Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную программу вооружений на 2001-2010 гᴦ., Основы государственной политики РФ по военному строительству и др.
Размещено на реф.рф
Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼОб альтернативной гражданской службеʼʼ. Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 ᴦ. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приоритетов реформы стал постепенный переход к профессиональной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспособности страны.
Более последовательной и жесткой стала политика по отношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действовали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического анклава, находящегося под контролем полевых командиров - террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выплата пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.
Осенью 1999 ᴦ. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волгодонске ими были взорваны жилые дома. Российское правительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию базовых политических сил. К 2001 ᴦ. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в результате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных против мирного населения (взятие заложников зрителей мюзикла ʼʼНорд-Остʼʼ в Москве в 2002 ᴦ., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 ᴦ. Беслана в Северной Осетии в 2004 ᴦ. и др.).
Необходимость начатой в 2002 ᴦ. по инициативе главы государства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пенсионного обеспечения преследовало цель - переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной. Наряду с государственным обеспечением пенсионные средства пополнились обязательной накопительной частью и индивидуальными добровольными взносами.
Осенью 2005 ᴦ. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 ᴦ. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лично Президент, введена должность нового вице-премьера, отвечающего за реализацию приоритетных национальных проектов.
Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление ʼʼплоскойʼʼ шкалы налогообложения. В случае если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов - 13%. Вместе с тем, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 ᴦ. № 115-ФЗ ʼʼО противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризмаʼʼ, на базе которого был создан орган финансовой разведки - Комитет по финансовому моторингу.
В 2001 ᴦ. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта͵ энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.
К 2003 ᴦ. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 ᴦ. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.
Одним из приоритетов В. В. Путина явилось ʼʼравно-удаление олигарховʼʼ от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.
В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счёт сырьевой составляющей. Попыткой преодоления ʼʼсырьевого кренаʼʼ экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, ʼʼРоснаноʼʼ, ʼʼРостех-нологияʼʼ, ʼʼРосатомʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ преследовали цель технологического обновления экономики на базе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.
В феврале 2008 ᴦ. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название ʼʼПлан Путинаʼʼ. По нему к 2020 ᴦ. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей крайне важно добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.
Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гᴦ. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.
Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гᴦ., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объём валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз - со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 ᴦ. до 1290 млрд долл. - в 2007 ᴦ. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза - с 158,4 до 44,1 млрд долл.
В 1999-2007 гᴦ. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000-2007 гᴦ. в 2,5 раза.
В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.
Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое развитие России в начале XXI в." 2017, 2018.
Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI века, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели – завершение перехода к современной рыночной экономике, но с эффективным государственным регулированием.
Россия должна была войти в мировой рынок как адекватный участник. Для этого на российском рынке происходили крупные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. К их числу относились «Газпром» и «Роснефть». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей. Появились «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», «Роснано» и т.д. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях.
Эффект от девальвации рубля 1998 г., защищавший отечественное производство от импорта, привел к экономическому росту. Только с 1999 г. по 2005 г. реальный ВВП страны вырос на 48%. Подъему также способствовала налоговая реформа.Снизиласьналоговая нагрузка на предприятия, для малого бизнеса и АПК вводилось упрощенное налогообложение. Для населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В немалой степени экономический рост был обеспечен повышением платежеспособного спроса населения. Доходы жителей страны росли опережающими темпами. Постоянно увеличивались зарплаты, пособия и пенсии.
Благоприятная рыночная конъюнктура помогла улучшить финансовое положение страны. На 1 января 2000 г. внешний долг органов государственного управления РФ составлял 68% ВВП (133,2 млрд. долларов), золотовалютные резервы России оценивались в 12,5 млрд. долларов. Благодаря тому, что государству удалось вернуть контроль над топливно-энергетическими предприятиями, доходы от высоких мировых цен на нефть стали поступать в бюджет страны. В 2004 г. появился Стабилизационный фонд, в котором уже в 2008 г. имелось более 150 млрд. долларов. В 2012 г. Россия вступила в ВТО как полноценный участник мирового рынка. На 1 января 2015 г. внешний долг органов государственного управления РФ составил 54,4 млрд. долларов (2,5% ВВП). Золотовалютные резервы России на начало 2015 г. составили 386 млрд. долларов. Зависимость от иностранных кредиторов исчезла.
Аграрная политика характеризовалась нарастанием государственной поддержки. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, который закрепил право частной собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. В 2006 г. был принят Закон о развитии сельского хозяйства РФ, установивший основные цели, принципы аграрной политики, меры по ее реализации. В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ, поставившая цель – достижение продовольственной независимости страны.
Модернизации подверглась социальная сфера. Началась пенсионная реформа, в ходе которой распределительная система начисления пенсий была заменена страховой, граждане получили возможность распоряжаться средствами накопительной части пенсии. В январе 2002 г. введен новый Трудовой кодекс. Летом 2002 г. была начата реформа ЖКХ цель которой состояла в переходе на рыночные основы. В 2005 г. была проведена монетизация льгот – натуральные льготы заменялись денежной компенсацией.
В 2006 г. было объявлено о программе стимулирования рождаемости (увеличение выплат, родовые сертификаты, материнский капитал, модернизация учреждений здравоохранения и т.д.). Благодаря мерам по снижению смертности и поддержке рождаемости в России в 2013 г. впервые с 1993 г. начался естественный прирост населения.