Регион донор. Что изменится в Крыму? Дотации российским регионам: Чеченская и Крымская республики

В 2017 году положение регионов-доноров продолжит ухудшаться. В попытке устранить возникшую в стране бюджетную диспропорцию, правительство ограничивает участие таких субъектов в программах софинансирования и централизует налог на прибыль. Бенефициаром грядущих изменений станут регионы со слабой экономикой: часть полученных средств равномерно распределят между всеми территориями. Плюс ко всему, бедные регионы «подкормят» бюджетными трансфертами. Как результат - высокие показатели экономики становятся не нужны губернаторам. Проще просить поддержку из федерального бюджета, генерируя реальные и утопичные проекты развития. О том, какие ключевые идеи получат развитие в регионах в 2017 году, – в материале «ФедералПресс».

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Низкая бюджетная обеспеченность остается ключевой проблемой субъектов и головной болью для чиновников как на местном, так и на федеральном уровне. По данным экспертов РАНХиГС, по итогам первого полугодия 2016 года уровень жизни населения и потребление домохозяйств продолжают снижаться в подавляющем большинстве регионов. Доходы граждан сократились в 72 субъектах РФ, в том числе во всех регионах востока страны и Урала, а также Приволжского ФО, за исключением Татарстана. Официальных данных за весь 2016 года пока нет, однако эксперты прогнозируют, что падение продолжится. В целом за три года уровень благосостояния снизился на 10 процентов по сравнению с 2013 годом. При этом суммарный объем государственного долга регионов за последние три года увеличился на 27 процентов и превысил уже 2,2 триллиона рублей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

С больной головы на здоровую

Решить проблему неравенства доходов кабмин предлагает путем перераспределения части налога на прибыль между богатыми и бедными регионами. В октябре правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают передачу в 2017-2019 годах из тех 18% налога на прибыль, которые забирает себе каждый регион, отдавать в Москву еще 1% (в масштабах РФ это порядка 121 млрд рублей). Средства будут использованы на увеличение фонда финансовой поддержки регионов, увеличение грантов и компенсацию суммы прироста налога на прибыль, которую регионы смогут оставлять в своем бюджете. «Таким образом, эффективно работающие регионы, снижая уровень дотационности, будут получать из федерального бюджета адекватное вознаграждение и компенсировать уменьшение дотаций», – рассказал в интервью ТАСС вице-премьер Дмитрий Козак. Тем не менее, как оказалось, далеко не все главы субъектов согласны с идеей централизации налога на прибыль. По их мнению, такая «уравниловка» дестимулирует успешные регионы. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин назвал это предложение политическим, и добавил, что принцип «отобрать и поделить» ни к чему хорошему не приводит, как показывает история России. Не менее критично отозвался о проекте закона глава Татарстана Рустам Минниханов в ходе последнего в 2016 году заседания парламента. Он заявил, что федеральные власти буквально принуждают территории-доноры финансово помогать менее обеспеченным регионам и назвал это прямым нарушением российской Конституции.

Страна победившего федерализма

В части изменения структуры межбюджетных отношений кабмин шагнул еще дальше. По поручению правительства до 1 февраля Минфин и Минэкономразвития должны представить предложения по изменению бюджетного законодательства, которые определят новый порядок предоставления федеральных субсидий регионам. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, они должны распределяться «исходя из потребности в развитии отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, а также уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Предполагается, что больше средств получат регионы с наиболее высокими показателями развития экономической и социальной сферы. Успешным регионам будут предоставляться гранты из специального фонда, размер которого может составить около 20 млрд рублей.

По мнению экспертов, тенденции прошлого года позволяют предположить, что в 2017 году Кремль будет жестко отстаивать политику финансовой поддержки проблемных территорий при сохранении нагрузки на регионы-доноры. Сохранение существующего уровня господдержки регионов даже при наличии там серьезного бюджетного дефицита с большой долей вероятности продолжится и в 2018 году.

Курганский сенатор Елена Перминова убеждена, что решение об изменении механизма распределения налога между федеральным центром и регионами стало негативным итогом для преуспевающих субъектов, которые понесут серьезные финансовые потери. «В плюсе» останутся регионы, где уровень бюджетной обеспеченности находился ниже единицы. «Да, регионам донорам будут выделены гранты, но от них забрали больше, чем они могут получить. Опять же, для получения этих средств существует множество критериев и конкурс, – говорит Перминова. – Немного непродуманно, как можно было бы поступить в случае с нашей страной. Все-таки основа нашего государства (это прописано и в Конституции) – бюджетный федерализм, поэтому все регионы должны находиться в равных условиях. Имеются в виду условия получения государственных услуг для людей, проживающих в этих регионах».

Свердловская область

Свердловская область – один из 13 регионов-доноров (4 из которых расположены на Урале), поэтому ситуация здесь несколько сложнее, чем в других регионах. Например, в 2017 году по утвержденному проекту бюджета Свердловской области будет выделено меньше средств на транспорт. В данный момент так же не предусматривается федеральных денег на подготовку к чемпионату мира по футболу, который должен состояться летом следующего года.

На деньги свердловские власти претендуют через заход в федеральные программы. Перед каждым министром стоит задача попасть в максимально большое число ФЦП, поэтому главы ведомств регулярно ездят в Москву.

По итогам года, сумма, которую получит Свердловская область из федерации, может составить 12-12,5 миллиардов рублей. Средства будут направлены на поддержку сельского хозяйства, молодежную политику и другие направления, по которым возможно софинансирование. Кроме того, свердловские власти пытаются получить больше средств на строительство школ (Москва выделяет ограниченное количество, поэтому надо доказать возможность софинансирования).

«В трудных условиях необходимо расставлять приоритеты. Нам предстоит очень серьезная работа с федеральными структурами по привлечению средств. Мы делаем упор на включение тех расходов, которые позволят привлечь средства федерального бюджета. Это касается и школ, и газификации, и ЖКХ, то есть практически всего – 11 приоритетных направлений. Готовим проекты, чтобы зайти с предложениями, которые нам позволять получить федеральное финансирование», – рассказывал перед принятием бюджета первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов.

Свердловский минфин последние несколько лет старательно переходит на схему бюджетного, а не банковского кредитования. У банковских кредитов существенно выше процент, но, чтобы получить кредиты из федерального бюджета, Свердловской области приходится выполнять строгие условия соглашения, например, дефицит бюджета региона не должен превышать 50% от долговой нагрузки. Если соглашение будет нарушено, области придется возвращать все бюджетные кредиты сразу же.

Челябинская область

В Челябинской области – а это еще один регион-донор - большая часть крупнейших целевых программ реализуется на основе софинансирования из средств федерального бюджета. Лоббирование интересов региона - прерогатива лично губернатора Бориса Дубровского, а также профильных министров.

В 2017 году финансирование большинства таких программ было сокращено. Тем не менее заявленные в принятом депутатами областного Законодательного собрания бюджете показатели оцениваются властями как умеренно позитивные.

Среди крупнейших программ, на финансирование которых из средств федерального бюджета претендовал Южный Урал - поддержка регионального сельхозпроизводителя. При общем предполагаемом финансовом объеме программы - более 900 млн рублей, доля Москвы составляет около двух третей - 567 млн рублей. Зато программа по обеспечению жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей будет профинансирована в основном из средств областного бюджета - 387 против 137 млн рублей федеральных трансфертов.

В подавляющем большинстве случаем федеральный центр готов финансировать просьбы региональных властей на условиях финансировании ими трети рассчитываемой стоимости программы. К примеру, на область треть расходов в рамках реализации на территории региона отдельных мероприятий госпрограммы по развитию здравоохранения (суммарный объем - 143 млн рублей), укрепление материально-технической базы сельских домов культуры (52 млн рублей).

Тюменская область

В Тюменской области ситуация несколько сложнее и запутаннее. Согласно данным по бюджету на будущий год, в казну региона из федерального центра будет направлено 3,4 млрд рублей, опять же, по большей части в виде субвенций. Так, 1 млрд руб будет потрачен по статье о поддержке семьи. Остальные субвенции «размазаны» по десяткам реализуемых программ. Довольно примечательной является ситуация, при которой Тюменская область субсидировала федеральный бюджет на 365 млн рублей для строительства двух трасс, соединяющих Тюмень с соседними регионами - ХМАО и Омской областью. Летом прошлого года начальник Главного управления строительства региона Сергей Шустов говорил также о привлечении федеральных средств для строительства платного участка Восточного обхода Тюмени, который призван соединить федеральную и региональную дороги в направлении поселков Боровский, Винзили и Богандинский. По планам, федеральные средства должны были покрыть до 75% стоимости объекта, но был ли одобрен этот план - пока не сообщалось.

ХМАО

Безвозмездные поступления в бюджет ХМАО - самые большие в Западной Сибири и превысят в 2017 году 3,5 млрд рублей В виде субсидий из них – лишь 71,7 млн рублей Почти 42 млн рублей из них будут использованы на реализацию программы развития здравоохранения, еще 28 млн рублей – на развитие сельского хозяйства и молочного животноводства. Субвенции составляют 3,2 млрд рублей, наиболее крупные из них – по таким направлениям как поддержка семьи и выплата декретных и больничных при банкротстве компании (1,08 млрд руб), оплата услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан (878 млн рублей), осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (361 млн рублей) и выплата пособий по безработице (328 млн рублей).

ЯНАО

Бюджет ЯНАО довольно слабо зависит от федеральных средств. Согласно проекту бюджета на 2017 год, из федеральной казны в виде трансфертов предусмотрено 1,2 млрд рублей - учитывая общий объем доходов в 112 млрд рублей это лишь около 1% бюджета края. При этом, объем субсидий, предназначенных на софинансирование конкретных программ стремительно сокращается. Если в 2015 году это было более 305 млн рублей, то на 2017 год заложено 52,7 млн рублей с дальнейшим сокращением до 32 млн рублей остальные средства приходят в регион в виде субвенций для осуществления полномочий регионального уровня. Часть этих средств в виде субвенций перейдут на муниципальный уровень. Что касается субсидий, то почти 34 млн рублей из федеральной казны будет потрачено на поддержку арктического агропрома - животноводства, рыболовства и ряда других направлений.

Курганская область

В Курганской области 2016 год прошел под знаком борьбы властей региона за выравнивание бюджетной обеспеченности. Поставить все субъекты Федерации по этому критерию в равные условия – главная принципиальная просьба губернатора Алексея Кокорина к федеральному центру в последнее время.

Как сообщили в финуправлении, основное софинансирование из федерального бюджета в 2017 году пойдет на программу переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, строительство жилья для детей сирот, новой школы в селе Нижнее Куртамышского района. Спортсмены области также рассчитывают на получение денег на новое покрытие стадиона КЗКТ в Кургане.

Напомним, Алексей Кокорин еще в октябре 2015 года делал доклад по этой проблеме на парламентском часе в Совете Федерации. Его предложения были услышаны, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала такую позицию. С этим согласилось и Министерство финансов, эту проблему донесли и до президента страны Владимира Путина.
В комментарии для «ФедералПресс» Алексей Кокорин отметил: «В этом направлении уже очень много сделано. В конце 2016 года мы получили дополнительно из федерального бюджета 500 млн рублей. А в 2017 году на выравнивание бюджетной обеспеченности получим 2 млрд. 700 млн рублей плюсом к тому, что мы имели. Это записано в строке бюджета и это шаг вперед. Понятно, что многим субъектам, которые отдают много денег в этот фонд, это не нравится. Я, кстати, не за то, чтобы брать деньги с богатых регионов и отдавать их бедным. И Зауралье тоже отдаст в этот фонд около 200 млн рублей. Нужно искать другие источники для такого фонда».

Депутат ГД РФ от Курганской области Василий Шишкоедов сегодня в комментарии по этой теме в местной прессе, отметил, что «этот вопрос уж очень остро обсуждался (вы, наверное, знаете, что территории-доноры сопротивлялись, тем не менее представителей этих регионов нам удалось убедить в необходимости принятия такой меры). В специальном фонде накоплено более 120 миллиардов рублей, деньги из него пойдут на выравнивание бюджетных потенциалов территорий. Кроме того, принято решение о направлении около 200 миллиардов рублей на погашение задолженности регионов по коммерческим кредитам».

Губернатор на итоговой пресс-конференции сообщил, что год удалось закончить без увеличения кредиторской задолженности. «Доходы сегодня – 35 млрд рублей, расходы – 38 млрд рублей. По итогам финансового года мы не увеличили задолженность и закредитованность областного бюджета». Однако, по мнению главы Зауралья, вал социальных обязательств нивелирует дополнительные доходы.

Поправки в Бюджетный кодекс изменили межбюджетные отношения между Москвой и регионами. Теперь дотация введена в рамки соглашений между главой региона и Минфином РФ. И условия этих соглашений очень жесткие, подчеркнула начальник финансового управления области Елена Лукашук на заседании областного заксобрания. И в части введения налоговых льгот в регионе, и в части наращивания собственных доходов, оптимизации расходов. Таким образом, главный итог 2016 года и надежда на 2017 – й в отношениях с Москвой – тот факт, что методика распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации изменена, и новые подходы использованы в федеральном бюджете на 2017 год и на два года вперед. А реальный эффект от этого покажет время.

Краснодарский край

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в своем комментарии обратил внимание, что, если сравнивать со средними показателями по России и ЮФО, «экономика региона выглядит вполне успешно». Например, в прошлом году собственные налоговые и неналоговые доходы выросли больше, чем на 14 %, не была допущена рецессия, а ВРП составил чуть меньше 1 %, при этом в этом году ожидается рост до 2 %.

Но, конечно, есть проблемы – и их немало – которые регион самостоятельно, без помощи федерального центра решить не сможет, говорит глава. Например, без этой поддержки невозможно было бы в 2015 году закрыть очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет, а сейчас невозможно решить вопрос о строительстве новых школ, чтобы все школьники могли учиться только в одну смену. «Очень много вопросов сельских жителей мы смогли решить в последние годы именно с помощью федеральных субсидий», – добавляет Кондратьев.

«Если мы говорим об обеспечении базовых стандартных социальных потребностей жителей, здесь нельзя руководствоваться принципом «деньги к деньгам», – продолжил Кондратьев. – Все дети должны получать образование, у каждого должна быть возможность получить медицинскую помощь и так далее. Независимо от уровня софинансирования, потому что это – сама жизнь. Другой вопрос – если мы говорим о развитии территорий. В этом случае, вполне уместно, мне кажется, средства направлять тем регионам, у которых есть возможность «добавлять» и вкладываться, тем, кто демонстрирует и готов подтверждать рост».

Ростовская область

Донской губернатор Василий Голубев отметил «ФедералПресс», что по поручению президента регионам была поставлена задача сократить уровень госдолга и минимизировать привлечение коммерческих кредитов. Для замещения долговых обязательств по коммерческим кредитам предоставлялись бюджетные кредиты. «В 2016 году Ростовская область для погашения рыночных долговых обязательств получила льготные бюджетные кредиты из федерального бюджета в объеме почти 6,5 млрд рублей. Это позволило нам снизить расходы на обслуживание госдолга более чем на 276 млн рублей, – рассказал Голубев. – Поддержка из федерального бюджета не только уменьшила уровень долговой нагрузки до 33,6 %, но и улучшила структуру госдолга Ростовской области».

В этом году область на аналогичные цели планирует получить 3,1 млрд рублей бюджетного кредита. Кроме того, регион дополнительно должен получить федеральные средства на возвратной основе в размере 1,6 млрд рублей.

Нижегородская область

В министерстве финансов Нижегородской области назвали целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление целевых бюджетных кредитов для реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года без установления дополнительных требований на срок до 5 лет. «Также считаем целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление субъектам РФ беспроцентных бюджетных ссуд на частичное замещение рыночных долговых обязательств», – добавили в министерстве.

В Нижегородской области сохраняется потребность в дополнительных средствах на обновление объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры, коммунальных сетей, необходима дальнейшая реализация программы расселения ветхого жилищного фонда, реконструкция и расширение дорог с учетом сложившейся загруженности, строительство новых транспортных развязок. Дополнительную финансовую помощь из федбюджета представляется целесообразным направить, прежде всего, на строительство новых школ и реконструкцию старых, расселение ветхого жилого фонда, ремонт и реконструкцию дорог с учетом новых технических требований, сказали в нижегородском минфине.

В министерстве отметили, что правительство Нижегородской области на постоянной основе проводит работу по оптимизации структуры государственного долга, в результате которой в его структуре более 85 % составляют среднесрочные и долгосрочные заимствования (сроком от трех лет и более), что позволяет минимизировать риски наступления «пиков платежей». С 2004 по 2016 годы регион разместил 11 облигационных займов на общую сумму 64 млрд рублей. «Спрос на приобретение облигаций Нижегородской области ежегодно значительно превышает предложение: в 2,5 раза в 2013 году, в 1,5 раза в 2015 году и в 2,5 раза в 2016 году. Средства от размещения облигаций направляются на погашение более дорогих кредитов коммерческих банков и на покрытие дефицита бюджета», – уточнили в нижегородском минфине.

Практика выпуска облигационных займов Нижегородской области продолжится в 2017–2019 годах: в текущем году планируется разместить заем в объеме 12 млрд рублей, в 2018 и 2019 годах – по 10 млрд рублей.

По Бюджетному кодексу регион относится к числу доноров, если может обеспечить финансирование госуслуг выше установленного минимума в расчете на душу населения, т. е. не нуждается в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В 2006 г. 25 регионов-доноров обеспечивали почти 80% налоговых поступлений консолидированных региональных бюджетов, в 2015 г. на долю оставшихся донорами 14 регионов пришлось чуть более 60% доходов. Из них две трети – на четыре региона: Москву и нефтяные Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. За 10 лет доля этих четырех «ядерных доноров» в региональных бюджетах сокращалась из-за перераспределения их доходов в федеральный бюджет – прежде всего за счет централизации НДПИ. Несмотря на эти изъятия и на падение доли налога на прибыль в доходах этих четырех регионов, они по-прежнему остаются ядром бюджетной системы, заключают авторы.

Среди оставшихся 10 регионов-доноров (см. график) эксперты выделили неустойчивые: Ненецкий автономный округ, Самарская и Свердловская области – кандидаты на выбывание из списка доноров из-за сокращающихся поступлений как в региональную бюджетную систему, так и в бюджеты всех уровней. Выбывшие из списка доноров Башкирия, Пермский край, Омская и Томская области могут в него вернуться: доля их поступлений в бюджетную систему растет.

Некоторым регионам изъятие доходов федеральный бюджет компенсировал увеличением трансфертов: это было связано либо с сильными переговорными позициями региональных элит (Татарстан, Челябинская и Оренбургская области), либо со сменой региональной политической команды, считают эксперты. Например, несмотря на то что Московская и Ярославская области лидируют по темпам роста налоговых поступлений, после замены руководителей эти регионы стали получать значительные трансферты. А рост изъятий в федеральный бюджет при сокращении трансфертов из него в Красноярском крае, Иркутской, Астраханской областях связан со стремлением федерального центра поставить под контроль регионы с сильными местными группами интересов, пишут эксперты.

Использование трансфертов как инструмента влияния на регионы проявляется и в том, что некоторые регионы-доноры, не имеющие права на дотации на выравнивание, продолжают получать дотации на сбалансированность и другую финансовую поддержку центра. А часть регионов, лишившихся статуса донора, почти ничего, кроме законодательно установленных дотаций на выравнивание, не получает.

Похоже, цель межбюджетной политики – контроль над действиями региональных властей при централизации рентных доходов в обмен на трансферты, но такие меры не создают стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению эффективности расходов, заключают эксперты Леонтьевского центра.

Система межбюджетных отношений консервирует неэффективную структуру экономики регионов, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Система перегружена большим количеством видов поддержки (только субсидий не менее 80 видов), дублирующих друг друга и поступающих в одни и те же регионы. Субсидии ведут к вынужденно неэффективным действиям регионов: например, средства на софинансирование строительства школы можно получить, только когда школа уже построена, – и регионы спешат, часто в ущерб качеству, рассказывает Климанов. Отраслевой лидер федеральной поддержки – сельское хозяйство, где низка производительность труда, продолжает он: «Целевые трансферты, в отличие от дотаций, должны быть направлены на развитие, на софинансирование новых высокотехнологических объектов, а мы идем по пути софинансирования текущих расходов провальных секторов».

Самые сильные, напротив, лишаются софинансирования на развитие, яркий пример – Калужская область: как только ее бюджетная обеспеченность превысила норматив на 0,008 (на восемь тысячных), она вылетела из всех программ поддержки и совместного финансирования адресных инвестиционных программ, жаловался губернатор области Анатолий Артамонов, пришлось их приостановить. В ответ на «феномен Калужской области» отредактировали методику, чтобы область потеряла не так много, знает Климанов.

Еще проблема – зарегулированность: федеральные средства становятся способом контроля со стороны центра каких-либо действий региона или даже муниципалитета, сковывая возможности для принятия самостоятельных решений, отмечает Климанов. Из 11,5 трлн руб. совокупных расходов регионов (с учетом фондов медстрахования) регионы могут распоряжаться только 0,8 трлн руб. – 10,7 трлн, или более 90%, зарегулированы, сетовал вице-премьер Дмитрий Козак: федеральный центр указывает, сколько и на что именно тратить.

Последние решения о централизации доходов – передача в федеральный бюджет еще 1 процентного пункта (п. п.) налога на прибыль из 20% (в регионы зачислялось 18 п. п., с 2017 г. – 17 п. п.) и сокращение доли зачисляемых в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты – вызвали недовольство губернаторов. Татарстан потерял 8 млрд руб., или около 5% собственных доходов, это лишает мотивации к развитию, сетовал президент Татарстана Рустам Минниханов: «Гражданину без разницы, он видит только власть – ему не важно, какого она уровня. Если есть доверие президента, значит, должны быть достаточные полномочия, чтобы проводить его политику».

На демотивирующее влияние межбюджетной политики жаловался на Гайдаровском форуме и красноярский губернатор Виктор Толоконский: «Мы не социально выравниваем, а инвестиционно тормозим». Потоки федеральных трансфертов отражают текущие политические, а с 2014 г. – прежде всего геополитические приоритеты: Дальний Восток, Северный Кавказ, Крым, заключает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.

Список регионов, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности согласно законам о федеральном бюджете

"Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации." - п.4 ст.131 Бюджетного кодекса РФ.

В результате выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2015 году дифференциация доходов 10 наиболее и 10 наименее финансово-обеспеченных субъектов Российской Федерации с учетом предоставления дотаций сократилась с 6,8 до 2,8 раз. - из Заключения Счётной палаты на законопроект об исполнении федерального бюджета за 2015 год.

Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2006 г., 3 ноября 2007 г., 2 ноября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 20 декабря 2011 г., 9 декабря 2013 г., 1 декабря 2014 г., 22 апреля, 30 ноября 2015 г.).

Постановлением Правительства № 1291 от 1.12.2014 для Крыма и Севастополя введён особый порядок расчёта дотаций.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, составило 71 и по сравнению с 2014 годом снизилось на 1 субъект Российской Федерации (а не получающих при этом увеличилось на три, т.к. субъектов стало не 83, а 85 - добавились Крым и Севастополь); в 2014 году их было 72, в 2013 году – 73, в 2012 году – 72, в 2011 году – 69.

Кроме того, из госбюджета ежегодно выделяются дотации "на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов", цель которых - возместить непредвиденные расходы, понесённые региональными бюджетами из-за изменений федерального налогового законодательства в соответствующем году. Они иногда достаются и "регионам-донорам". В 2015 году эти дотации получили бюджеты 75 субъектов Российской Федерации (в 2014 году – 81 региона, в 2013 году – 79 регионов, в 2012 году – 80 регионов). Как отмечает Счётная палата, Методика, предусмотренная пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации», утверждена (по состоянию на октябрь 2016) только на 2011 год постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 890 «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год» (т.е. проверить обоснованность их выделения невозможно).

2013 (10): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2013-2015 (216-фз от 3.12.2012).

В соответствии с Бюджетом-2013/15, в 2014 году дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Коми, Татарстан, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (13). А в 2015 - также Башкортостан, Карелия, Краснодарский край, Пермский край, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Курская область, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Челябинская область, Ярославская область, Чукотский автономный округ (ещё 26, итого 39). Однако, в 2014 - около 15%, а в 2015 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2013 году (40 млрд. руб.) распределены распоряжением Правительства от 24 октября 2013 г. N 1952-р. В списке нет всего восьми регионов: Калужская область, Ленинградская область, Ростовская область, Тюменская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2014 (11): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий, получают 19 регионов, в том числе ни одного из вышеприведённого списка.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2014-2016 (349-фз от 2.12.2013). В списке получателей дотаций отсутствуют также Крым и Севастополь.

В соответствии с Бюджетом-2014/16, в 2015 и 2016 годах дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (15). Однако, в 2015 около 15%, а в 2016 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2014 году распределены распоряжениями Правительства от 15 июля 2014 г. № 1310-р (50 млрд. руб.) и от 15.12.2014 г. № 2550-р (23 млрд. 387 млн. 779,4 тыс.). В обоих списках нет лишь шести регионов: Крым (дотация выделена отдельно - распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 2071-р), Тюменская область, Москва, Севастополь, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2015 (14): Республика Татарстан, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2015-2017 (384-фз от 1.12.2014). В 2016 предполагается отсутствие дотаций для тех же 14 регионов, а в 2017 - также и для Республики Коми.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий в тексте Бюджета-2015/17 не обнаружены.

Приказом Минфина России от 9 декабря 2014 г. № 453 “Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации” утверждён, в частности,

Перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся в 2015 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

(1) Республика Татарстан (Татарстан)

(2) Калужская область

(3) Ленинградская область

(4) Московская область

(5) Самарская область

(6) Сахалинская область

(7) Свердловская область

(8) Тюменская область

(9) Ярославская область

(10) город федерального значения Москва

(11) город федерального значения Санкт-Петербург

(12) Ненецкий автономный округ

(13) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(14) Ямало-Ненецкий автономный округ

Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги.

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула: «Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены", - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересное в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru, упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат. Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.

  • Буренина Наталья Борисовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ
  • СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
  • ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ
  • ОТСТАЛЫЕ РЕГИОНЫ
  • КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ
  • РЕГИОНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ
  • РЕГИОНЫ-ДОНОРЫ

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2016 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов. Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2016 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью. Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

  • Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации
  • Инновационная активность организаций свободных экономических зон
  • Механизм оптимизации затрат и результатов при планировании деятельности предприятия
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры .

К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы (большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы.

В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.

Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера. К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия».

«Депрессивные регионы - это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров. Чаще регион переходит в состояние под влиянием причин : снижение конкурентоспособности продукции, от госзаказа и сокращение спроса, минерально-сырьевой базы, структурные в страны».

Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.

Некоторые территории России относятся к свободным экономическим зонам или особым экономическим зонам: СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан, Крым (на 25 лет СЭЗ с возможным продлением). В Крыму статут СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).

Источник .

К определению «дотационный регион» необходимо относиться с осторожностью. Главное здесь - это не наличие дотаций, а процентная составляющая их в бюджете региона. По состоянию на 2016г. уровень дотационности Дагестана 70%, Чечни 82%, Ингушетии 87%. Севастополь дотационен на 70% .

Однако следует иметь в виду размеры территорий республик и соответственно количество дотаций в абсолютной величине. Исходя из этого, Крым получает средств из федерального бюджета больше, чем любая из кавказских республик.

Согласно «Программе развития Северного Кавказа кавказские республики должны выйти на "самоокупаемость" к 2025 году . С Крымом подобная программа пока еще не работает, она сможет заработать по-настоящему только после строительства моста к 2018 г. Ну а пока в течение трех лет (2015, 2016, 2017) Крым и Севасополь получат примерно 150 миллиардов рублей. Помимо дотаций, естественно, будут еще и инвестиционные расходы. Непосредственно дотации, которые целевого назначения не имеют. Власти Крыма могут использовать их по усмотрению. Понятно, что большая часть денег пойдет на социальные выплаты, строительство инфраструктуры и организацию летнего отдыха».

В Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной сроком на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции.

Разработан проект стратегического развития Республики Крым до 2030 года, в котором отмечено, что «отраслями специализации экономики Крыма являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение».

Данный проект стратегического развития Крыма предусматривает, что для полноценного вхождения Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, достижения среднероссийского уровня жизни и его опережение по отдельным направлениям необходимо обеспечить ускоренные темпы социально-экономического развития региона. В настоящий момент значительную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым составляют бюджетные средства, а преобладающим направлением инвестиций является ликвидация «узких мест» инфраструктуры региона. После завершения Федеральной целевой 21 программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данный источник капитальных вложений сократится, и поступательное развитие будет возможным в первую очередь за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств, необходимыми факторами успешного развития являются освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов. От результата конкурентной борьбы Республики Крым за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие региона.

Учитывая приоритетность развития Республики Крым в Российской Федерации, высокие ожидания жителей региона и готовность руководства Республики Крым к реализации проактивной социально-экономической политики за основу Стратегии принимается комбинация из 2-х сценариев:

  1. модернизационный сценарий (период 2017-2020 гг.);
  2. инновационный сценарий (в период 2021-2030 гг.).

Основным направлением первого этапа реализации Стратегии является решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Планируется, что Крым в перспективе будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, создавая новые транспортно-логистические цепочки, формируя наиболее привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021-2026 гг.) и третьем (2027-2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым планирует осуществить переход на путь инновационного развития, который предусматривает следующие направления:

  1. разработку и внедрение новых технологий;
  2. инновации во всех сферах жизнедеятельности региона, во всех его отраслях;
  3. разработку инновационных подходов в образовании при формировании нового поколения креативных лидеров-управленцев и устойчивого среднего класса;
  4. эффективное освоение всего многообразия ресурсов Республики Крым;
  5. внедрение новых стандартов жизни согласно концепции «Живи, работай и отдыхай в Крыму».

Что касается регионов-доноров, то из 85 регионов Российской Федерации только 10 являются регионами-донорами. К регионам донорам относятся следующие экономически развитиые и финансово независимые регионы (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регионы-доноры за 2016 год