Экономические системы различаются. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Экономические системы

Экономическая система - это совокупность сложных взаимодействующих между собой структур. Экономическую систему можно рассматривать, с одной стороны, как национальное хозяйство с его отраслями промышленности и сельского хозяйства, торговлей, сферой услуг и соответствующим хозяйственным механизмом, и, с другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений между людьми, зависящих от отношений собственности на факторы производства. Любая экономическая система решает, по крайней мере, три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить.

Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести (например, пушек и масла). Невозможно иметь всё, что желает общество при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы, и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? Многие виды продукции можно производить и с помощью простой технологии, требующей больших затрат ручного труда, и с помощью передовой современной технологии, не требующей больших затрат труда. (В первом случае речь идёт о трудоёмкой технологии, а во втором случае - о капиталоёмкой технологии.) Вероятно, что в развитых странах, например, в США и в Западной Европе, где имеется избыток капитала, а рабочая сила является дорогой, в большей степени используется капиталоёмкая технология. В странах же менее развитых, например, в Китае и в Индии, в большей степени используется трудоёмкая технология. В производстве определённого продукта также может использоваться разное сырьё в разных пропорциях, разные типы и количества оборудования. Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремиться найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.

Для кого производить? Как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе. Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдаёт обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение. При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.

История знает множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные проблемы общества. Эти системы существенно различались по своему устройству, и по уровню материально-технической базы, и по формам собственности на средства производства и предметы потребления, и по способу координации связей между производителями и потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.

Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить: доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную. Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.

Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе - это господствующая форма собственности на средства производства. По данному критерию в истории выделяются такие экономические системы, как, первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения, можно выделить: традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику.

Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики лишь зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремёсел.

Объёмы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, и иерархическими отношениями внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

В большинстве развитых стран Запада действуют государственные предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики. Поэтому экономическую систему этих стран называют смешанной экономикой. Фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Степень развития государственного предпринимательства и государственного регулирования экономики значительно различается в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, если для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического развития страны, то в США такое планирование отсутствует, но эффективно действует механизм макроэкономического регулирования, т.е. механизм бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. На рубеже ХХ и ХХΙ веков наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.

Централизованно планируемая экономика (административно-командная экономика) - экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.

Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемых экономик является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность, по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.

Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов, с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы, через систему обязательных плановых заданий предприятиям, определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.

Централизованно планируемая экономика – это преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.

Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайно, для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой, характерна однопартийная система. Исторически, административно-командная экономика сформировалась в странах, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в странах с централизованно планируемой экономикой положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в них существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.

Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. С точки зрения хозяйственного механизма, в переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения предприятий государственного сектора. Вместе с тем, этот механизм был в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.

Одновременно, в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические структуры, развивается механизм распределения ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше использовать ресурсы. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.

По своей социально-экономической структуре, переходная экономика представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности. В большинстве стран с переходной экономикой, государственный сектор уже не занимает господствующее положение. Например, если в начале 90-х годов ХХ в. в России предприятия государственного сектора производили более 90 % всей продукции, то в начале первого десятилетия ХХΙ в. на государственный сектор в России приходится менее 40 % произведённой продукции. Большая часть товаров и услуг производится частным сектором экономики. В результате реформ меняется правовое и экономическое положение государственных предприятий. Это происходит в процессе коммерциализации их деятельности, расширения степени участия работников в капитале предприятия. Большинство государственных предприятий были приватизированы. На основе приватизации быстрыми темпами развивался частный сектор экономики. В этот сектор входят как мелкие частные предприятия, так и крупные финансово-промышленные группы. По своей материально-технической структуре страны с переходной экономикой являются индустриальными странами. Но сформировавшаяся ранее индустриальная структура экономики была преимущественно экстенсивной, воспроизводящей старую индустриальную технологию, мало восприимчивой к нововведениям. Поэтому одной из важнейших задач переходной экономики является формирование новой структуры народного хозяйства, позволяющей перейти от старой индустриальной технологии к новой информационной технологии, перейти к воспроизводству преимущественно интенсивного типа. Переходная экономика - это также и переход от индустриальной экономики к постиндустриальной информационной экономике.

Переходное состояние экономической системы характерно не только для стран, где ранее существовала централизованно планируемая экономика. В современном мире переходные процессы имеют место и во многих развивающихся странах. Но специфика последних состоит, главным образом, в переходе от традиционной к рыночной экономике. Такого рода эволюция известна в мире уже несколько столетий. Переход же от административно-командной экономики к рыночной - новый исторический феномен конца ХХ столетия. Поэтому экономические системы бывших социалистических стран - это переходные экономики нового типа, а экономические системы развивающихся стран - это переходные экономики традиционного типа.

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

    взаимодействие факторов производства;

    единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

    ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

    какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

    какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

    какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

    каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

    общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

    кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

    централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

    концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

    интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

    непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

    поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

    усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

    решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы; б) обеспечение полной занятости; в) снижение (стабилизация) уровня инфляции; г) регулирование платежного баланса; д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Часть благ, существующих свободно в природе и не являющихся предметом экономической деятельности, относят к благам, но не к экономическим благам. К таким благам относится, в частности, воздух. Вместе с этим, воздух при определенных условиях превращается в экономическое благо, например, на подводной лодке.

С экономическими благами органически связана категория редкости.

Экономические блага делятся на долгосрочные и недолгосрочные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Долгосрочные экономические блага используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, потребляются постепенно в течение длительного применения (использования). К ним относятся автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования.

Недолговременные экономические блага могут удовлетворять определенную потребность один раз, они полностью потребляются в течение одного акта использования (например, блага, предназначенные для потребления).

К взаимозаменяемым экономическим благам (субститутам, конкурирующим в потреблении) относятся сливочное масло и маргарин, автомобили разных марок и т.п.

Взаимодополняющие экономические блага – это экономические блага, способные удовлетворишь определенные потребности лишь в случае их совместного использования (например, автомобиль и бензин).

К настоящим экономическим благам относятся блага, которые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, к будущим – блага, которыми индивид сможет распорядиться лишь в будущем (например, положенные в сберегательный банк на срочный вклад деньги).

Прямые экономические блага (такие потребительские блага, как еда, одежда и т.д.) непосредственно удовлетворяют определенные потребности, их не нужно преобразовывать. Косвенные экономические блага удовлетворяют потребности людей лишь как средство (оборудование, машины, сырье и т.п.).

Экономические системы различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

Традиционные системы.

В некоторых странах действуют традиционные основанные на обычаях экономические системы.

В большинстве это слаборазвитые страны.

Традиции которые передаются от поколения к поколению определяют какие товары, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства распределения основываются на обычаях освещенных временем. Экономические потребности индивидов определяются в соответствии с наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, если вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя. Наличие специфических ресурсов также обуславливает традиционность в решении экономических задач.

Командная экономика.

Все решение по основным экономическим проблемам принимает государство, все ресурсы составляют собственность государства. Центр экономического планирования охватывает все уровни управления. Распределение ресурсов осуществляется на основных долговременных приоритетов, поэтому производство постоянно отрывается от общественных потребителей и прогресс общества тормозится.

Рыночная экономика.

Все ответы на экономические вопросы определяет рынок (цены, прибыли и убытки). Вопрос что? решается платежеспособным спросом. Голосованием, деньгами. Вопрос как? решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Вопрос для кого? решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Смешанная экономика.

Современная рыночная система представляет собой сочетание предпринимательской деятельности и роли государства.

Шведская модель экономики характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения социальной политики установлен высокий уровень налогообложения. Он более 50% валового национального продукта. В стране до минимума сведена безработица. Высокий уровень социального обеспечения, различия в доходах различных групп населения относительно не велики.

Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает высокие темпы экономического роста, с высоким уровнем занятости и благосостоянием общества.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координационной деятельностью правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы ориентирующие отдельные звенья экономики и мобилизующие их на выполнение общенациональных задач.

Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций и заимствование опыта развития других стран. Это позволяет создать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большую эффект.

Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат в силу отсутствия японских традиций.

Американская модель экономики. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры. НИОКОР (научно исследовательское и опытно конструкторская разработка) свободы предпринимательства развития образования и культуры. Особый акцент это ставка на личную свободу.

Практически на всех этапах развития человечества перед обществом стоит главный вопрос: «Как и в каких количествах с ограниченностью ресурсов максимально повысить производительность?» Для решения этой проблемы придуманы экономические системы и их типы. Каждая из данных систем решает этот вопрос по-своему. У них есть плюсы и минусы. Рассмотрим более подробно. Оценка экономической системы - важный нюанс в политике государства.

Понятие экономической системы

Экономическая система — это объединяющая все экономические процессы, производственные отношения структура, которые есть в обществе. Под данным понятием следует понимать алгоритм, а также уклад производства, который, с одной стороны, определяет взаимоотношения с потребителями, а с другой - устанавливает связи между производителями.

Нужно заметить, что понятие "экономическая система" и ее типы сильно зависят от того, о какой научной школе идет речь. В одних рассматривается она при помощи макроэкономических концепций, в других - за счет влияния человека, в остальных акцентируется внимание на том, каковы механизмы экономической системы: системность и так далее.

В любой экономической системе будут основными процессы производства, распределения, обмена и потребления. В любой из имеющихся систем есть процесс производства, который создан при помощи специальных ресурсов. Однако некоторые элементы в данном вопросе отличаются. Речь идет о том, какие используются механизмы производства, мотивация самого производителя, а также то, насколько труден характер социально-экономических взаимоотношений.

Экономическая система и ее типы

Наиболее важной в анализе описываемого термина нужно назвать типологию. Характеристика каждого типа систем имеет 5 основных параметров, по которым они сравниваются между собой. Ниже типы экономических систем и их характеристика описаны подробно, а пока остановимся на более важной информации.

Речь идет о механизмах, при помощи которых система функционирует: о социальных параметрах, то есть о количестве рабочего и свободного времени, о том, как осуществляется охрана труда и реальный доход. Соотношение между планированием и рыночным регулированием также берется во внимание. Также сюда следует отнести отношения в сфере собственности, а также параметры технико-экономического типа. Благодаря этим данным экономисты смогли выделить основные экономические системы. Речь идет о традиционной, рыночной, смешанной, а также командно-плановой.

Традиционный тип экономической системы

Эта система экономики была самой первой. Она родилась еще в первобытное время. На тот момент система базировалась на натуральном хозяйстве. Сейчас традиционный тип практически нигде не встречается. Иногда его можно встретить в странах третьего мира, а также в некоторых регионах Америки, Азии и Африки. Для того чтобы поддерживать данную систему экономики, необходимо охотиться, использовать собирательство вместе с низкопродуктивным фермерством, которое полностью основано на ручном методе работы. Технологии здесь практически никакие не используются, если не брать во внимание максимально примитивные. Торговля при этом практически не развита, если она имеется вообще. Особенности экономической системы данного типа заключаются лишь в ее достоинстве.

Единственный плюс данной экономической системы заключается в том, что при работе не происходит загрязнение окружающей среды. Помимо этого, нагрузка на природу практически не осуществляется.

Командно-плановая

Данная система еще называется централизованной. Она тоже относится к историческим типам экономических систем. На данный момент в чистом виде встретить ее невозможно. Ранее она встречалась в Советском Союзе, а также использовалась в некоторых странах Европы и Азии. Другие типы экономических систем и их характеристика позволяют сделать вывод, что эта политика совершенно невыгодная.

Сейчас ученые больше выделяют недостатки системы, чем ее преимущества. Мы рассмотрим их.

Во-первых, производитель не имеет свободы, то есть сколько и что производить, могли решать только вышестоящие органы. Невозможно удовлетворить широкомасштабные экономические потребности покупателей. Некоторые товары в хроническом дефиците. Возникает черный рынок. Его появление - это реакция на вышеописанные нюансы. Также нельзя быстро и эффективно в процесс вводить новые технологии, чтобы увеличить производство, и так далее.

Именно из-за этого, как правило, данная система экономики всегда остается позади конкурентов, которые работают по другому типу, выходя на глобальный рынок. Хотя есть одно из немногих преимуществ: эта система позволяет добиться социальной стабильности каждого жителя страны.

Рыночная экономическая система

Каждый, кто хоть немного разбирается в экономике, понимает, что рынок - довольно сложная система. Она сейчас присуща практически всем странах в современном мире. Также ее называют капитализмом.

Главная функция экономической системы — это принцип индивидуализма, предпринимательства, а также конкуренции, которая возникает при наличии спроса, предложения и при производстве продуктов. Как правило, на рынке всегда доминирует только частная собственность, а стимулом для совершения производства каких-либо товаров является получение прибыли.

Даже с такими преимуществами подобная система экономики не идеальна. Существуют недостатки, например доходы распределяются неравномерно, актуальным является социальное неравенство и незащищенность некоторых граждан. Также рыночная экономическая система довольно нестабильна. Она может вызывать кризис. От нее страдают природные ресурсы (из-за варварского отношения к ним), а неприбыльные программы практически никто не финансирует.

Смешанный тип

Экономисты выделяют четвертый тип - смешанный, который предполагает наличие одинаковой роли в обществе как у государства, так и у частного сектора. Функция экономической системы заключается в том, что государство поддерживает убыточные, но важные предприятия: финансируют науку, культуру, безработицу, а также другие многие функции, а частный сегмент занимается производством массовых товаров, предоставляет необходимые всем услуги.

Примеры экономических систем и типов

Обязательно следует рассмотреть современные страны, которые работают с той или иной экономической системой. Так как эти данные являются неофициальными, а наверняка судить о том, к какой системе экономики они относятся с точностью до 100 %, нельзя, экономические деятели пытаются все же максимально верно определить тип экономики, с которой работает то или иное государство.

Например, с традиционным типом экономики до сих пор работают Вануату, Барбадос, Зимбабве, Эфиопия и другие страны, которые не сильно развиты в этом плане.

Плановая больше присуща СССР, также этим типом пользовалась Индия до начала 1990 годов. Помимо этого, с такой же экономической системой работала гитлеровская Германия.

Рыночный тип практически у многих стран, которые на данный момент являются лидерами в экономике. Это США, Япония, Франция, Канада, Южно-Африканская республика и так далее.

Смешанный тип в Китае и России. Более подробно о типах экономических систем и их характеристиках выше.

Россия

Остановимся подробно на России. На данный момент нельзя точно сказать, с каким экономическим типом работает государство, но профессора из МГУ характеризуют политику страны как «мутацию позднего капитализма». Сегодня принято экономику Российской Федерации принимать в качестве переходной, нужно заметить, что она довольно успешная, так как рынок развивается с огромной скоростью.

Переходная экономика

Было бы справедливо рассмотреть и переходную экономику. Она в себе объединяет изменения в рамках текущей системы и приобретение каких-то характеристик из любой другой, которая существует.

На данный момент для того, чтобы произвести формирование экономической системы переходного типа к рыночному, необходимо реформировать государственный сектор, внедряя приватизацию и сдачу в аренду собственности. Также следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры, которая будет удовлетворять рынок и делать производство наиболее эффективным при наличии определенных ресурсов.

Немаловажным является то, что необходимо развивать малый и средний бизнес, а также поощрять людей, если они решат заниматься предпринимательством. Следует работать с товаропроизводителями, которые имеют разные формы собственности: частную или государственную. А также следует обратить внимание на вопрос ценообразования. Нужно внедрять рыночные механизмы.

Итоги

В статье рассмотрены экономические типы, примеры и особенности. Важно отметить, что тип экономических систем - это интересный вопрос, учитывая, что многие государства не объявляют о том, с каким механизмом работают.

Максимально эффективной будет рыночная экономическая система, так как она позволяет развивать экономику с лучшей стороны, а ее недостатки постепенно сокращаются к минимуму. Если страна начнет выходить на глобальный рынок со своими продуктами, то она сможет из любой ситуации вытянуть всю страну, улучшить экономику и привести в порядок жизни людей.

Также нужно не забывать о развитии бизнеса. Важно поощрять всех предпринимателей, которые занимаются им. За счет введения такой деятельности можно уменьшить затраты на производство широко востребованных приспособлений, но и получить выгоду из функционирования данной деятельности.

По некоторым данным, Россия относится к странам со смешанной экономикой, по другим - с переходной. Описанные выше типы экономических систем и их характеристики должны уже быть понятными для читателя. Нужно заметить, что, так или иначе, рынок в стране действительно очень хорошо развит, поэтому вряд ли в ближайшее время возникнут какие-то проблемы в экономической сфере.