Казначейская система исполнения государственного бюджета. Понятие казначейской системы исполнения бюджета

Cтраница 1


Казначейская система - система доведения государственных средств до непосредственных получателей (а также сбора средств государством) не через разные банки (в основном, частные), а через специальные государственные учреждения, называемые казначействами. Это позволяет усилить контроль за прохождением и правильным использованием таких средств.  

При казначейской системе оно возлагается на специальные финансовые органы - казначейства, при банковской системе - на банки.  

При казначейской системе исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки средств.  

В целом казначейская система требует серьезного реформирования, она должна иметь самостоятельность, как это принято за рубежом, в целях укрепления финансовой дисциплины и разграничения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Министерстве финансов Российской Федерации.  

Что означает казначейская система исполнения бюджета.  

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.  

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.  

В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на федеральное казначейство.  

В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежнът документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы Федерального казначейства - в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов. Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки. Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей.  

Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополуча-теля экономически целесообразен. Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений. Правила финансирования учреждений, состоящих на федеральном бюджете, предусматривают только казначейские схемы финансовых потоков. Что касается региональных и местных бюджетов, то в систему бюджетного процесса вписались лишь отдельные элементы казначейского финансирования. Например, уже сейчас в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования, и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечисляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено - главного распорядителя бюджетных средств, и решая при этом две задачи: сокращение сроков прохождения средств и усиление контроля за целенаправленным финансированием расходов.  

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 - ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.  

Какие задачи решаются государством при казначейской системе финансирования.  

В настоящее время продолжается переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Эта система предполагает сосредоточение бюджетных средств на счетах казначейства, размещенных, как правило, в Центральном банке РФ.  

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.  

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925 - 1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.  

При казначейском исполнении бюджета учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, платежи от имени получателей бюджетных средств производят казначейские органы.

В Федеральном казначействе действует телекоммуникационная информационная система, позволяющая получать ежедневные данные о состоянии бюджетных счетов и представлять эти данные министру финансов РФ, Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы Федерального казначейства). В результате списание средств с бюджетного счета на основе платежных документов, представляется распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учреждениями только после разрешительной надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утвержденной смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств.

Последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств выполняют территориальные органы Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России. Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учреждениями налоговых и др. поступлений на бюджетные счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые счета).

Органы Федерального казначейства наделены правами: проведения в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета; приостановки операций по счетам предприятий, учреждений и организаций в случае непредставления работникам органов Казначейства требуемых документов; изъятия соответствующих документов; выдачи предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства, о взыскании средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; наложения штрафов на кредитные учреждения при несвоевременном проведении операций с бюджетными средствами; внесения предложений в Центральный банк РФ о приостановлении действий лицензий кредитных учреждений, нарушающих бюджетное законодательство.

В ряде субъектов РФ (напр., города Москва, Санкт-Петербург, Ярославская обл. и др.) созданы региональные казначейства при финансовых органах, чьи функции по исполнению территориальных бюджетов аналогичны функциям Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета.

Анализ результатов исполнения бюджета показывает, что в начале 1990-х гг. в России назрела необходимость более четкой реализации функций, связанных с пополнением государственной казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов, а также организации учета таким образом, чтобы он адекватно отражал данные процессы.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета сменила банковскую. Казначейская и банковская системы учета должны иметь много общего, так как объект учета один и тот же - процесс исполнения бюджета. Поэтому в компетенцию органов казначейства входят функции, изначально являвшиеся банковскими. Ярким примером является открытие счетов в органах казначейства. Отличие состоит в том, что банк открывает расчетные счета, а органы казначейства лицевые. Тем не менее организация предоставляет одинаковый пакет документов (некоторые из них имеют свои особенности заполнения при казначейской системе) для открытия как расчетного, так и лицевого счета.

Роль федерального казначейства в Российской Федерации прежде всего в оказании услуг участникам бюджетного процесса.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета. При этом ни один администратор доходов, ни одно бюджетное учреждение не имеют права открывать счета за пределами единого счета соответствующего бюджета.

Лицевой счет это учетный номер получателя бюджетных средств, который идентифицирует данного получателя бюджетных средств и тип учитываемых на нем операций.

На лицевых счетах участников бюджетного процесса, открытых на едином счете соответствующего бюджета, учитываются лимиты бюджетных обязательств. Таким образом, совокупность показателей по санкционированным расходам, отраженных на лицевых счетах бюджетополучателей (или ЛБО), это - бюджетная роспись по соответствующим главным распорядителям и по бюджету в целом, и кассовым поступлениям.

На этих лицевых счетах учитываются все операции по кассовому расходу. Совокупность кассовых операций по всем лицевым счетам - это отчет соответствующего органа власти о кассовом исполнении бюджета и отчет о кассовом исполнении бюджета в целом.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов установлен приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2002 № 142Н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».

Органы Федерального казначейства, открывая лицевые счета получателей средств и лицевые счета обособленных подразделений, присваивают им учетный номер, который идентифицирует данного получателя средств (обособленное подразделение) в информационной системе Федерального казначейства с учетом его подведомственности и используется при нумерации соответствующих лицевых счетов распорядителей средств. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному получателю средств (обособленному подразделению) и соответствовать характеру операций, учитываемых на данном счете. Каждому лицевому счету присваивается код, который используется при его нумерации. Устанавливаются следующие коды лицевых счетов:

  • 01 - лицевой счет распорядителя средств;
  • 02 - распорядительный лицевой счет органа Федерального казначейства;
  • 03 - лицевой счет получателя средств;
  • 04 - лицевой счет органа Федерального казначейства;
  • 05 - лицевой счет обособленного подразделения.

На сегодняшний день существует несколько вариантов структуры лицевого счета:

  • 11-разрядная линейная структура Федерального казначейства и казначейств субъектов Феде рации;
  • 9-разрядная иерархическая структура, используемая в казначействах субъектов федерации и муниципальных образований;
  • 20-разрядная линейная структура, аналогичная банковскому расчетному счету. Разрядность лицевого счета должна соответствовать числу участников бюджетного процесса. Опыт показывает, что для уровней субъекта Федерации и муниципальных образований 9-разрядная структура является достаточной и позволяет в полной мере отразить на ней всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Линейная 20-разрядная структура лицевого счета, аналогичная расчетному счету, с этой точки зрения, избыточна и является ярким примером пассивной модификации старых принципов, ставших слишком привычными. Двадцатиразрядный лицевой счет - это расчетный счет, дополненный бюджетной классификацией. Использование такой структуры оправдано лишь в случае обслуживания лицевых счетов в банке.

В свою очередь, лицевые счета делятся на активные и пассивные. Лицевой счет называется активным, если операция зачисления средств на него имеет предварительный характер, а обязательным условием при расходовании средств является их наличие на лицевом счете.

Операция финансирования с использованием активных лицевых счетов разбивается на два этапа:

  • 1) зачисление на лицевой счет исходя из наличия средств на расчетном счете бюджета, остатков лимитов, текущей целевой потребности в средствах;
  • 2) списание средств с лицевого счета исходя из их наличия на нем и достаточности остатка лимитов.

Движение средств по расчетным счетам происходит только на втором этапе, когда средства перечисляются с расчетного счета бюджета на расчетные счета поставщиков товаров и услуг.

Операция финансирования с использованием пассивных лицевых счетов в отличие от вышеуказанной имеет один этап и состоит в перечислении средств с бюджетного расчетного счета на расчетные счета поставщиков товаров и услуг. В этом случае лицевой счет лишь отражает, за счет какого бюджетополучателя был выполнен расход.

На расчетном счете осуществляется реальное движение денежных средств бюджетных организаций, тогда как лицевой счет служит для отражения предполагаемого движения денег, а реальное их движение осуществляется на едином казначейском счете. Но несмотря на то, что лицевой счет имеет «виртуальный» характер, стандартный набор операций и по лицевому, и по расчетному счету один. Его составляют две операции:

  • 1) зачисление средств на счет;
  • 2) списание средств со счета на оплату расходов.

Существует аналогия между бухгалтерскими операциями банковского и казначейского механизмов исполнения бюджета. Зачисление средств на лицевые счета при казначейской системе соответствует обычной операции финансирования получателей бюджетных средств при банковской системе, а списание средств с лицевых счетов операции списания кассовых расходов согласно месячным отчетам распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений.

В классическом бухгалтерском учете все записи по операциям финансирования выполняются на основе платежных документов с датой их проведения по банку. Так как финансирование получателей бюджетных средств по казначейской схеме состоит в распределении средств по лицевым счетам и не порождает движения средств по расчетным счетам, операция зачисления средств на лицевой счет корректно заменяет операцию финансирования бюджетополучателей. Бухгалтерская запись выполняется в момент зачисления средств на лицевой счет.

Списание кассовых расходов в классическом бухгалтерском учете выполняется на основе месячных отчетов распорядителей бюджетных средств. Списание средств с лицевых счетов казначейства выполняется на основе проведенных по банку платежных документов.

Таким образом, при казначейской системе учета средства зачисляются на лицевые счета бюджетополучателей.

Как и банк, органы казначейства предоставляют бюджетополучателям выписки, отражающие все операции по лицевым счетам за отчетную дату. Казначейская выписка по лицевому счету дает информацию о том, на какие цели были израсходованы бюджетные средства. Банковские выписки по расчетным счетам подобной информации не дают.

Итак, характерной чертой казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета, на котором ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета.

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. Это - реальность. К сожалению, весьма распространено мнение (даже среди многих зарубежных консультантов по различным российским проектам), что система федерального казначейства становится тормозом проведения бюджетных реформ.

Т. Г. Нестеренко в статье «Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации, опубликованной в журнале «Финансы» в 2004г. пишет, что на самом деле только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты. Далее она утверждает, что «в результате казначейского исполнения бюджета органам исполнительной власти стала предоставляться достоверная информация о том, какие результаты получены в рамках исполнения тех законодательных положений, которые были установлены непосредственно федеральным законом».

Таким образом, только казначейское исполнение бюджета выявило недостатки существующей системы исполнения бюджета. При старой системе исполнения бюджета бюджетные средства просто передавались на счета учреждений в коммерческие банки, и они сами реализовывали свою политику. А вся нормативная база была такой, что остро стоял вопрос о необходимости проведения бюджетных реформ.

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципи­альное отличие от используемой ранее банковской системы исполнения .

При банков­ской системе исполнения федерального бюджета по доходам , средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. Приэтом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществ­ление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит, концентрация двух потоков денежных средств - доходного и рас­ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

Значительно ускорить процесс финансирования за счет со­кращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

Повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контроли­ровать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, сум­мы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

Информация по исполнению бюджета становится актуаль­ной, так как любые потоки информации регистрируются казна­чейством;

Резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведе­ния расходов;

Обеспечивается сохранность средств;

Обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд­жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

Повышается эффективность управления процессом исполне­ния бюджетом и управления ресурсами.

В России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих бан­ков на счета Казначейства в Центральном банке. В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию фун­кционирования единого счета Федерального казначейства Мин­фина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Фе­дерального казначейства Российской Федерации, на котором акку­мулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях ис­пользования ЕКС является качественно новой информационной тех­нологией исполнения федерального бюджета, в которой принципи­альными являются следующие моменты:

Централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

Централизация операций по учету доходов бюджетов разных уров­ней на одном счете, открытом УФК, распределение их между раз­ными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

Ежедневное отражение в Главной книге казначейства (синтетический регистр систематического уче­та, в котором ведутся все синтетические счета учреждения) операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функцио­нирования ЕКС построен по следующей схеме .

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подле­жащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так и регу­лирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов. Пос­ле этого перечисляет их по электронным каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов РФ, местных бюд­жетов на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый в уч­реждении Банка России, а также осуществляет возврат налогопла­тельщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Ежедневно УФК передают ОФК информацию о поступивших на­логах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необ­ходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюдже­тов на территории субъектов Федерации, осуществляется управ­лениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного са­моуправления и налоговым органам иметь оперативную информа­цию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета пере­числяются Главным управлением Федерального казначейства в пре­делах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходи­мом для проведения расходов федерального бюджета.

Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждениям Банка России, ко­торые зачисляются на счет УФК в начале сле­дующего операционного дня учреждения Банка России.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распоря­дителями бюджетных средств через органы казначейства и отража­ется на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и органи­зации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредит­ных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках пре­доставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреж­дений по вопросам использования выделенных им средств в соот­ветствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на лицевом счете. Весь неис­пользованный остаток в конце операционного дня перечисляется на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на вып­лату заработной платы и другие установленные законодательством РФ расходы, ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «об­нуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неис-пользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно Федеральное казаначейство пере­числяет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета и нарастаю­щим итогом с начала года осуществляется в Главной книге каз­начейства.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные функции и задачи органов федерально­го казначейства в сфере исполнения бюджетов.

2. Укажите, из каких звеньев состоит система органов казначейства в РФ.

3. Назовите основные отличия казначейской системы от используемой ранее банковской системы исполнения бюджетов.

4. Дайте определение единому казначейскому счету (ЕКС). Каково его назначение?

5. Дайте определение главной книги казначейства. Каково ее назначение?

6. Охарактеризуйте процедуру исполнения бюджета органами казначейства.


Похожая информация.


Объективная необходимость учета, подконтрольности и управляемости финансовыми ресурсами страны в соответствии с кодами бюджетной классификации привела к организации казначейской системы исполнения бюджета (Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 08.12.1992г., №1556).

Органы федерального казначейства – это единая централизованная система, созданная по территориальному принципу и входящая в Правительство РФ.

1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

Производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

Осуществляет возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства;

Открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ;

Направляет в учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства РФ;

Осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях;

Осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

Устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

Осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);



Ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

Доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

Осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

Доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета;

Составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов РФ;

Составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;

В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).

Структура органов ФК включает три уровня:

1. Главное управление ФК (ГУФК), возглавляемое начальником в ранге замминистра финансов. К функциям ГУФК относятся:

Сводный систематический и полный стандартизированный учет операций по движению средств на счетах казначейства;

Управление движением средств на счетах казначейства;

Информирование вышестоящих законодательных и исполнительных органов власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам;

Руководство территориальными органами ФК.

2. Управления ФК по субъектам федерации (УФК ) - обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений по доходной и расходной части бюджета.

3. Отделения ФК по городам и районам (ОФК ), в функции которых входит:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета на территории и целевое финансирование расходов по бюджетополучателям;

Учет операций на счетах денежных средств на счетах казначейства в банке и на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в казначействе;

Предоставление информации вышестоящим органам казначейства.

Исполнение бюджета органами ФК осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете на конкретный финансовый год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса:

Исполнение бюджета по доходам,

Исполнение бюджета по расходам.

На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета;

б) возврат излишне уплаченных сумм доходов;

в) учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Отделения ФК осуществляют следующие виды операций по исполнению доходной части бюджета:

1) осуществляют учет сумм, поступивших по каждому платежному документу, в соответствии с кодами бюджетной классификации;

2) предоставляют в УФК ежедневный отчет о суммах поступивших доходов;

3) осуществляет перечисление сумм, предназначенных в бюджеты различных уровней. ОФК готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств является казначейство, а получателем финансовый орган от лица исполняемого бюджета;

4) ОФК ежедневно передают в территориальный налоговый орган сводный реестр и копии платежных документов по поступившим налогам и платежам.

По доходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главными администраторами и администраторами бюджетных доходов.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ;

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Исполнение бюджета по расходам также осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете и полностью зависит от объема бюджетных доходов. Если доходы собираются в запланированном бюджетом объеме, то расходы будут осуществлять в утвержденных бюджетом суммах. Если доходная часть ниже, утвержденной в бюджете, необходимо принимать решение о секвестре.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа «единства кассы» . Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета .

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств .

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

После принятия соответствующих решений Минфином ГУФК осуществляет роспись бюджета по главным распорядителям.

Получив информацию от главных распорядителей, ГУФК формирует реестры лимитов финансирования по распорядителям и направляет их в УФК по соответствующей территории.

УФК ведут списки распорядителей на своей территории и информируют их о поступившем финансировании. Распорядители предоставляют в УФК распределение лимитов финансирования по подведомственным учреждениям (бюджетополучателям). УФК формируют реестры лимитов финансирования по бюджетополучателям и направляют их для исполнения в ОФК.

Полученный ОФК реестр еще не означает факта финансирования. Лимиты, указанные в реестрах, необходимо обеспечить денежными средствами. Достигается это двумя путями:

1) за счет доходов на территории,

2) с единого счета ГУФК.

Если доходов на территории недостаточно, то ГУФК платежным поручением перечисляет на лицевой счет УФК необходимую сумму финансирования. УФК направляет в ОФК реестры с одновременным перечислением средств на лицевой счет ОФК в РКЦ.

Все расходы бюджета по каждому бюджетополучателю имеет строго целевое назначение, определенное кодами бюджетной классификации: глава, раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов. Исходя из этого, каждому бюджетополучателю может быть открыто несколько лицевых счетов. Бюджетополучателю принадлежит:

Право осуществлять расходование бюджетных средств (процедура финансирования),

Ответственность за эффективное и целевое их использование.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно, Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Контрольные вопросы

1. Раскройте социально-экономическую сущность федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета.

2. В чем состоит функциональное назначение консолидированного бюджета страны (региона)?

3. В чем выражается самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ?

4. Бюджетная классификация и ее назначение. Виды бюджетной классификации.

5. Что представляет собой классификация доходов бюджетов РФ.

6. Какие доходы относятся к неналоговым доходам?

7. С какой целью создается в структуре расходов госбюджета резервный фонд исполнительной власти?

8. Из каких источников формируются нефтегазовые доходы?

9. Для чего используются нефтегазовые доходы?

10. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств?

11. Причины бюджетного дефицита.

12. Какие ограничения, регулирующие бюджетный дефицит, вводит Бюджетный кодекс РФ?

13. Назовите и проанализируйте существующие в экономической литературе точки зрения на влияние бюджетного дефицита на развитие экономики.

14. Источники финансирования бюджетного дефицита.

15. Основное назначение и структура органов федерального казначейства.

16. Каким образом ОФК осуществляют исполнение бюджета по доходам?

17. Назовите функции администраторов и главных администраторов доходов бюджетов?

18. Каковы функции главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств?

19. Каким образом органы федерального казначейства осуществляют исполнение бюджета по расходам?

20. В каких случая принимается решение о секвестрировании бюджета?

Для России слово «казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России казначейская система насчитывает более 200 лет. Прообразом органов федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали приказы (XVII в.).

Вся эта пестрая и нестройная система приказов с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством существенно тормозила дальнейшее развитие государства, что и побудило Петра I начать поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела камер-коллегии Ерошкин, А.В. История государственных учреждений дореволюционной России / А.В. Ерошкин. - М.: ИНФРА-М, 1983.-348с..

В 1802 году на основании манифеста «Об учреждении министерств» были созданы Министерство финансов и Государственное казначейство. Окончательно министерская форма управления государственными финансами была сформирована к 1811 году. Основными задачами органов Государственного казначейства являлись:

Прием и хранение всех принадлежащих государственному казначейству доходов;

Производство расходов;

Продажа всякого рода ценной гербовой бумаги;

Выдача промысловых свидетельств и бесплатных билетов;

Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу.

Революцией 1917 года было прервано казначейское исполнение государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 года все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный Банк.

Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2005. - № 6 - С. 2-4..

Действовавшая в СССР система исполнения бюджета приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, т.к. финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.

Система финансирования расходов федерального бюджета через банки представлена на рисунке 1.

Недостаток данной схемы (см. рис. 1) состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство РФ лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.

Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла получать полную информацию о поступивших доходах, произведенных кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно - эффективно контролировать данные операции. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 550 с.

Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы - решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов Федерального казначейства и переводе бюджета на казначейское исполнение, что и закреплено теперь ст. 215 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Рис. 1. Система финансирования расходов федерального бюджета через банки

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.

Под казначейской системой понимается орган, который осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет финансовое управление средствами бюджета.

Когда речь идет о казначейском исполнении бюджета или о казначействе вообще, то нередко возникают ассоциации с контролирующим органом или даже органом, выполняющим карательные функции. Иногда вопросы необходимости улучшения бюджетных процедур в субъектах Российской Федерации увязывают с требованием перевода бюджетов субъектов Федерации на обслуживание в Федеральное казначейство. На самом деле роль Федерального казначейства состоит в другом, прежде всего - в оказании услуг участникам бюджетного процесса.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают лицевые счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета.

Во-первых, на лицевых счетах участников бюджетного процесса, открытых на едином счете соответствующего бюджета, учитываются лимиты бюджетных обязательств.

Во-вторых, на этих лицевых счетах учитываются все операции по кассовому расходу. Совокупность кассовых операций по всем лицевым счетам есть ни что иное, как отчет соответствующего органа власти о кассовом исполнении бюджета.

Итак, характерной чертой казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета, не единственного, а единого счета, на котором ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета.

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004. - № 3. - С. 3-8..

Применение механизма казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковского прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный, - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.

Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их использования, а также ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения их пробега от распорядителя до конечных получателей.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. К сожалению, весьма распространено мнение (даже среди многих зарубежных консультантов по различным российским проектам), что система федерального казначейства становится тормозом проведения бюджетных реформ.

На самом деле только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин РФ получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004.-№ 3. - С. 3-8..

Преимущество создания казначейской системы исполнения федерального бюджета заключается в том, что за счет изменения схемы финансирования сокращено количество денежных потоков, сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины. Постоянно осуществляется предварительный и текущий контроль за использованием средств федерального бюджета.

Вместе с тем казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на двенадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Классификация видов, форм и субъектов казначейского контроля приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация видов форм и субъектов казначейского контроля


В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в настоящее время на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета. При этом Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2005. - № 10.- С.5-9..