Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Какие страны относятся к развивающимся? Наименее развитые страны мира

Министерство образования Российской Федерации

Уральский институт бизнеса

Курсовая работа

По дисциплине “Экономическая теория”

На тему ”Экономические проблемы

развивающихся стран

Выполнил: Сафронов Евгений

Проверил: к.э.н. Илюхин Алексей

Александрович

Екатеринбург

План

Введение……………………………………………………….3 1.Общая характеристика развивающихся стран………3

1.1.Группы развивающихся стран……………………...4

1.2.Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века………………………………………….5

2.Экономические проблемы стран третьего мира…….8

2.1.Экологические проблемы развивающихся стран..14

2.2.Социальные проблемы…………………………….16

3.Внешняя задолженность…………………………….19

3.1.Экономические отношения с Россией……………21

Заключение…………………………………………………...23

Список использованной литературы……………………….25

Введение

Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50-60 годы 20 столетия за период 1943-1963 гг. политическую независимость получила 51страна с населением 988,3 млн. чел., проживающих на территории площадью в 30,2 млн. кв. км.

Бывшие колонии оставили в наследство молодым национальным государствам отсталую экономику, зависимость от внешних рынков сбыта и внешних источников накопления.

Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. Эти страны характеризует чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторически корни.

Общая характеристика развивающихся стран

К моменту освобождения экономика бывших колоний и полуколоний характеризовались некоторыми общими чертами, наиболее важными из которых являлись:

· докапиталистических форм хозяйства; аграрно-сырьевая направленность экономики при общей многоукладность экономики с преобладанием неразвитости производительных сил, прежде всего в обрабатывающей промышленности;

· господство иностранного монополистического капитала, его глубокое проникновение в национальное хозяйство и его контроль над природными ресурсами освободившихся стран;

· относительная слабость, неразвитость местного национального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке;

· узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности населения была незначительной;

· некомпенсированный вывоз существенной части национального дохода в виде прибылей иностранных монополий, процентов по внешнему долгу и т.п.

Группы развивающихся стран


В зависимости от уровня экономического развития ООН и специализированные международные экономические организации делят развивающиеся страны на три категории, выделяя также –экспортеров нефти.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых странах, входят Бруней, Кувейт, ОАЭ, Сингапур и ряд других территорий.

В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения входят в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны. К последним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20%. В них преодолевается аграрная и сырьевая специализация их экономики, формируется промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам.

НИС в большинстве своем состоят из Латиноамериканских государств и стран Юго-Восточной Азии. Уровень их ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих развивающихся стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы.

Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%.

Третью группу в развивающимся мире образуют бедные страны, в которых ВВП на душу населения в 1995 г. не превышал 750 долл. В эту подсистему входят подавляющее большинство стран Тропической Африки, порядка десяти азиатских стран преимущественно из Южной Азии и Индокитая, а также Гайана, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки.

В 1996 г. особое положение в группе бедных стран занимает Индия, Китай, и Бразилия., обладающие огромным экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой, огромными внутренним рынками. Объем их ВВП, подсчитанный на основе паритета покупательной способности валют, был выше, чем у Канады.

Особенность социально-экономического развития Третьего мира состоит в том, что число бедных стран за 70-80 годы не сократилось, возросло примерно в два раза. Среди них ООН выделяет 48 наименее развитых стран (33 из них в Африке), на территории которых проживает 2,5% населения мира, но ори производят только 0,1% мирового ВВП. В 1995 г. средний доход на душу населения в этих стран составлял только 24% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. – 33%). В основном это произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран.

Помимо указанных общих причин, на экономическое развитие беднейших стран оказывает отрицательное влияние значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения.

Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века


В 70-х годах наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами. Темпы сокращения разрыва по уровню ВВП на душу населения в 1971 –1985гг. составили около 0,9% в год. Предполагается, что в среднем за 1986 –2000 г. такие темпы составят 1,2%.

Новая тенденция связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, повышением доли частного сектора в ней, развитием предпринимательства, внешнеэкономической либерализацией.

Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившее развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций. В 1993 – 1996 гг. он достиг 150 млрд. долл. в год (не считая инвестиции в НИС) в 1996 г. - около 200 млрд. долл. Это почти в шесть раз превышает среднегодовой объем 1983 –1989 гг.

Качественно улучшилась структура иностранных капиталовложений в развивающиеся страны. Если в 70-х – начале 80-х годов основную их массу составляли банковские кредиты, то в 90-е годы большая часть была представлена в виде прямых и портфельных вложений в реальный сектор экономики, совокупный объем которых в 1983 –1988 гг. составил только 16,9 млрд. долл., а в 1992-1996 гг. – уже 604,6 млрд. долл. Самое главное – резко возрос объем прямых инвестиций, позволяющих создавать новые рабочие места, осваивать новые технологии, ноу-хау и эффективные методы маркетинга. Их доля в общем, притоке долгосрочных иностранных финансовых ресурсов в развивающиеся страны достигла 1996 г. 40%.

По прогнозам западных экономистов, приток иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет не только сохраниться на нынешнем уровне, но и увеличится. Ожидается, что из 12 трлн. долл. накоплений в развитых странах примерно 10 трлн долл. составят на нужды самих этих стран, а 1,5 –2 трлн долл. составят чистый экспорт капитала в развивающиеся страны, полностью обеспечивая их растущие потребности во внешних финансовых заимствованиях.

Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем и увеличивающиеся расходы по соблюдению стандартов экономической безопасности приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а, следовательно, издержки производства значительно ниже.

Проблема Север-Юг — это проблема развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между и последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в . после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были:

  • во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях
  • во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой , при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг . А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.

К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать . Можно назвать две основные причины его поражения:

  • Первая — это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.
  • Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась .

Пути решения проблемы Север-Юг

Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:

  • либеральный;
  • антиглобалистский;
  • структуралистский.

Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в развивающихся стран современный мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в . По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.

Антиглобалисты полагают, что современная система является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.

Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.

Деколонизация

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации , связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки» , когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя — Португалии — рухнула в 1975 г.

Конликты и кризисы

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.


Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.

Итоги первых преобразований

В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. — 74%, и 64% в 1990 г., Китае — 83% и 72% , Эфиопии — 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.

Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. — 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.

В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода.

Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10—15 раз уступают странам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения. Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд. человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к концу века менее 300 долл. на душу населения в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей) и имеет тенденцию к сокращению.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг.

Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.

Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами-»донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят прежде всего из соображений экономической выгоды. Однако экономические обстоятельства для многих развивающихся стран складываются неблагоприятно. В 1950— 1970-е гг. те из них, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные дивиденды от их экспорта в индустриальные страны. Рост цен на нефть, отчасти и на сырье, после последней арабо-израильской войны 1973 г., казалось, гарантировал странам-производителям нефти длительный период процветания. Во многих из них начали осуществляться широкомасштабные проекты строительства новых, современных городов, освоения новых земель (пустынь, тропических лесов), создания оснащенных современной техникой вооруженных сил. На реализацию этих проектов банки развитых стран охотно предоставляли кредиты.

Тем временем модернизация в развитых странах, на стадии информационного общества перешедших на выпуск более дорогой, наукоемкой продукции, внедривших энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, осуществивших освоение месторождений нефти в Северном море, привела к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Сокращение доходов от их экспорта вызвало в нефтедобывающих странах кризис задолженности, связанной с необходимостью расплачиваться за полученные ранее кредиты при сократившихся доходах. На выплату долгов стало уходить до трети их национального дохода. Например, в такой богатой нефтью стране, как Саудовская Аравия, производство национального дохода на душу населения с 1962 по 1980 г. возросло с 4 тыс. до 10 тыс. долларов. К началу 1990-х гг. оно упало до уровня 1968 г., составив около 5 тыс. долларов. В еще худшем положении оказались те страны, в том числе и богатые ресурсами, которые были вовлечены в военные конфликты. Так, Ирак и Кувейт по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Достижения медицины на протяжении XX века обеспечили более чем удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Общая же численность населения Земли стала расти очень высокими темпами. В начале века она составляла 1,7 млрд. человек, в конце — более чем утроилась, приблизившись к 6,0 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В странах индустриального «Севера» средняя продолжительность жизни увеличивалась постепенно, на протяжении почти полутора веков. Одновременно сокращалась рождаемость, сейчас в большинстве европейских семей нормальным считается иметь одного-двух детей. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычного высокого уровня рождаемости (6—8 детей в семье).

Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия — социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Ограниченность внутренних ресурсов для модернизации в большинстве стран «Юга» определяет необходимость жесткой регламентации их использования, в том числе и за счет экономии на социальных расходах. Это ограничивает возможности создания массовой социальной базы модернизационной политики, вызывает повышенную напряженность в социальных отношениях. Она, в свою очередь, ведет к политической нестабильности, частой смене режимов, систематическом вмешательстве силовых структур, особенно армии, в политическую жизнь, что, естественно, не обеспечивает решения социально-экономических проблем.

Важность привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа, которые выступают важным фактором модернизации, определяют готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в социальной политике, в ее обосновании. В свое время режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, вынуждены были провозглашать социалистическую ориентацию, использовать марксистскую риторику для обоснования своей политики. Режимы, получающие помощь от развитых демократических государств, стремились демонстрировать свою приверженность соблюдению прав человека, в том числе и в сфере социальных отношений. Между тем попытки следовать как социалистическим, так и демократическим рецептам, сложившимся в условиях, очень далеких от тех, которые существуют в большинстве стран «Юга», как правило, не улучшали, а ухудшали социально-экономическую ситуацию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните, когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости.

2. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.

3. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран «Юга», их положение в современном мире.

Курсовая работа

по дисциплине: «Мировая экономика»

Введение


В современную эпоху, когда значительно уменьшается конфронтация между Востоком и Западом, всё более актуальной для человечества становится проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран, которая носит глобальный характер. Многие ученые считают, что в проблемах стран «третьего мира» заложен взрывной потенциал, не уступающий по своей силе ядерному.

Под «Третьим миром» принимается группа развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, которые в прошлом являлись колониальной и полуколониальной периферией развитых капиталистических стран. Сегодня термин «третий мир» ассоциируется в первую очередь с комплексом нерешенных проблем в социальной, культурной и демографической сфере, которые нельзя оставлять без должного внимания.

Особенности развития их культуры и экономики во многом объясняют причины возникновения глобальных проблем, имеющих свою специфику. На первом месте стоит проблема социально-экономической отсталости, заимствованная из колониального прошлого.

Благодаря распаду колониальной системы в мире образовалось 120 новых государств, где проживает свыше половины населения всей планеты.Хотя эти страны и получили политическую независимость, они всё же продолжают страдать от последствий своего колониального прошлого, и в настоящее время подвержены негативному воздействию политики неоколониализма. Целью данной работы является комплексный анализ проблемы бедности и отсталости развивающихся стран, как глобальной проблемы человечества.

Исходя из целей работы, ветекают задачи:

) Выявить характерные черты и проблемы развивающихся стран.

) Проследить тенденции в социально-экономическом развитии стран «третьего мира».

3) Комплексно проанализировать проблему бедности, безработицы. Оценить роль теневого сектора экономики.

) Обозначить пути выхода из социально-экономического кризиса.

Объектом исследования являются развивающиеся страны. Предмет исследования - глобальная проблема бедности и отсталости развивающихся стран.

ГЛАВА 1. Характерные черты и проблемы развивающихся стран


1 Сущность, причины и последствия отсталости


Отсталость страны (точнее, её социально-экономическая отсталость) подразумевает, что эта страна по сравнению с другими, развитыми странами находится на более низком уровне социально-экономического развития. Основные показатели уровня развития, такие как отраслевая структура ВВП и индекс человеческого развития, производство ВВП и ВНД на душу населения, как правило, в развитых странах существенно выше, чем в развивающихся.

Для начала нужно выявить причины отсталости огромной части стран. Следует отметить, что по сравнению с развитыми государствами, переход к рыночной экономике (капитализму), а затем и к современной рыночной экономике (современному капитализму), в этой группе стран произошел намного позже. Главную роль здесь сыграла отсталость их институтов, в особенности права и формы собственности, права организации и индивида, обычаи. Так, в условиях распространения общинной собственности слаба конкуренция, а значит и тяга к инновациям; не одобряется индивидуализм, а значит, и предпринимательство; в обычае скептическое отношение к зарабатыванию прибыли за счет предпринимательских способностей. Таким образом, именно отсталые социальные отношения порождают отсталую экономику, поэтому прежде чем решать проблему отсталости только экономическими и технологическими методами, следует уделить должное внимание ликвидации изъянов в социальных отношениях.

Отсталым странам пришлось встать на путь догоняющего развития, чтобы хоть как то уменьшить огромный разрыв в уровне развития, на фоне развитых стран. Однако при догоняющем развитии модернизация экономики невольно происходит не столько под влиянием внутренних, сколько внешних факторов. Ведь значительная часть капитала, предпринимательского опыта и основная масса знаний поступает в развивающиеся государства именно из развитых. Таким образом, возникает феномен зависимого развития, т.е. такого развития национальной экономики, ход которого сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Бывшие колонии, большинство которых попали в зависимость к другим развитым странам или зависят от бывших метрополий, наиболее ярко демонстрируют феномен зависимого развития.

В итоге мировое хозяйство невольно разделилось на так называемый центр, представленный группой развитых стран, откуда идут политические, экономические и культурные импульсы, и периферию, которая вынуждена развиваться под мощным влиянием этих внешних импульсов. Можно выделить крупные отсталые страны, имеющие большой внутренний рынок и сильное воздействие на соседние страны (Индия, Бразилия), которые менее подвержены зависимости, однако и их можно считать если не периферией, то полупериферией мирового хозяйства.

Отличительной чертой экономики развивающихся стран является многоукладность. Она представлена двумя содействующими секторами - современным и традиционным. Капиталистические предприятия, куда входят отечественные и иностранные общества и товарищества, индивидуальные и фермерские хозяйства, образуют современный сектор, а традиционный сектор представлен предприятиями докапиталистического типа (кустарные промыслы, помещичьи и общинные хозяйства). По мере повышения уровня развития страны доля в экономике первого сектора растет, второго - уменьшается. Чего на данный момент мы не можем наблюдать в развивающихся государствах.

1.2 Проблема накопления

развивающийся страна экономика кризис

Важность проблемы накопления была отмечена Ростоу в его теории стадий экономического роста, где он обращал внимание на то, что на третьей стадии (активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Но в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии, это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения.


Таблица 1. Норма валового сбережения в мире, % к ВВП

1981-1988 гг.1994-2001 гг.2005 г.2008-2011 гг. (прогноз)Развитые страны21,923,319,420,2В том числе:США18,417,613,615,0ЕС (12 стран еврозоны)20,7*21,020,922,0Япония31,830,226,826,8Новые индустриальные азиатские страны34,5**33,331,831,3Отсталые страны22,526,330,330,8В том числе:ЦБЕ…20,2***18,821,6СНГ24,3***29,627,3Азия (кроме Среднего Востока)25,431,8***38,240,4Средний Восток18,823,0***39,734,4Латинская Америка18,918,1***21,820,8Африка18,217,1***23,424,4Источник World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.199, 205

*1978-1985 гг.

**1989-1996 гг.

***1992-1999 гг.

Данная таблица демонстрирует, что ряд регионов «третьего мира» добился высокой нормы валового сбережения (например, в Азии она превысила 30%), что произошло благодаря повышению мировых цен на их экспорт (что характерно для Ближнего и Среднего востока), форсированию этими странами физических объемов экспорта товаров (наиболее характерно для Юго-Восточной Азии) и даже кредитной экспансии (здесь фигурирует Китай, который относится к развивающимся странам в международной статистике).

Однако в отсталых регионах «третьего мира» норма валового сбережения намного ниже - лишь немногим более 20%, что недостаточно для высокой нормы валового накопления и, соответственно, быстрого экономического роста. Правда, и там она сильно колеблется по странам. Если в нефтеэкспортирующей республике Конго норма валового сбережения составила 27%, то в соседней Демократической Республике Конго- всего 7%, а в результате обе страны имели разные нормы валового накопления и противоположные темпы экономического роста в расчете на душу населения - в Республике Конго они были положительными в целом за 1995-2005 гг., а в Демократической Республике Конго - отрицательными.

Мобилизация средств для инвестиций идет в развивающихся странах всеми возможными способами и во многом за счет максимального привлечения средств извне - не только через форсирование экспорта и даже кредитную экспансию, но также через привлечение иностранного частного ссудного и предпринимательского капитала и официальной помощи развитию. Подобная сильная ориентация развивающихся стран на внешние источники финансирования их развития является разумной, так как в современных условиях капитал перестал быть дефицитным ресурсом в развитых государствах, однако это ещё больше усиливает зависимость отсталых стран.

1.3 Роль государства в экономике


Государственное вмешательство в экономику развивающихся стран на протяжении большей части 20века нарастало. По данным Всемирного банка, в странах с низкими доходами на душу населения государственные расходы по отношению к ВВП составили 17,1% в 2000 г. и 20.1% в 2008г., в том числе в Южной Азии они выросли с 16.4 до 18.3%, в Африке южнее Сахары - с 5,3 до 25,9%. В этих странах многие ведущие отрасли находятся в руках государства, потому что оно их и создало.

Хотя государственные расходы в развивающихся странах ниже, чем в развитых, это происходит, прежде всего, из-за разницы в размахе госрасходов на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем в развитых странах.

Большой вес государства в инвестициях и большой государственный сектор порождены догоняющим развитием. Если в развитых странах переход к системе современного капитализма происходил в условиях социальных и экономических потрясений, ликвидировать которые рынок не мог, и для смягчения которых понадобилось активное государственное вмешательство в виде большого госсектора и активной социальной политики, которая оказалась необходимой и для постиндустриализации, то в развивающихся странах причины были во многом другие. Здесь создание большого современного сектора часто оказывалось не под силу отечественному частному капиталу, и именно в этом выразились в развивающихся странах провалы рынка, известные в экономической теории как базовая причина государственного вмешательства в рыночную экономику. Поэтому индустриализация, тем более форсированная, могла проводиться здесь только при прямом участии государства (можно провести аналогию с Россией 19 века, где железнодорожная сеть создавалась за счет государственных расходов на железнодорожное строительство, а военно-промышленный комплекс создавался на базе казенных военных заводов).

Однако активное государственное вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии.

Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса, а не только ликвидируют провалы рынка. Так, по данным Всемирного банка на начало 2005 г., предпринимателю для регистрации своего дела в развитых странах (точнее, в странах с высокими доходами на душу населения) требуется в среднем 7 разрешений и согласований, которые занимают 24 дня и обходятся в 9% ВВП на душу населения, а в странах с низкими доходами - 10 процедур, 60 дней и 168%.

Второй базовой причиной государственного вмешательства в экономику является оформление и соблюдение «правил игры» в хозяйственной жизни, или, говоря по-другому - обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, Но государственные институты развивающихся стран обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры», потому что намного слабее аналогичных институтов развитых стран. По данным Всемирного банка, если предпринимателю в странах с высокими доходами на душу населения в случае нарушения его контрагентом контракта требуется в среднем 19 процедур, которые занимают 267 ней и обходятся в 8% ВВП на душу населения, то в странах с низкими доходами - 28 процедур, 304 дня и 65%.

Подобные, как говорят в экономической теории, провалы государственного регулирования экономики вынудили немалое число развивающихся стран начать с конца 20 века процесс либерализации. К этому их также подталкивали импульсы, идущие из развитых стран (которые начали этот процесс ещё раньше) и оформленные в виде вашингтонского и поствашингтонского консенсуса.

Либерализация в «третьем мире» идет, прежде всего, по двум направлениям - либерализация внешнеэкономических связей и приватизация части госсектора. Если либерализация внешнеэкономических связей идет во всех регионах «третьего мира», то приватизация больше характерна для Латинской Америки.

ГЛАВА 2. Тенденции социально - экономического развития


1 Рост дифференциации «третьего мира»


Следует отметить, что разные развивающиеся страны, их регионы и подгруппы имеют разную экономическую динамику, особенно если рассчитывать рост ВВП на душу населения (потому что только при более высоких, чем в развитых станах, подушевных темпах ВВП отсталые страны реализуют главную задачу догоняющего развития).

В развивающихся странах в 50-60-е гг. (вплоть до нефтяного кризиса 1973г.) по темпам экономического роста в расчете на душу населения лидировали страны Юго-Восточной Азии и Ближнего и Среднего Востока (они составляли основу так называемых остальных стран Азии), а также Латинской Америки.

В последующие два десятилетия картина изменилась. Темпы экономического роста указанных регионов снизились особенно у стран Латинской Америки, но ещё больше они упали у стран Африки, которые и в предыдущие десятилетия не отличались высокой экономической динамикой. Одновременно темпы экономического роста повысились у Индии (не говоря уже о Китае, и раньше отличавшемся высокими темпами).

На рубеже веков картина вновь меняется. Восстанавливается экономический рост в Африке и на Ближнем Востоке, хотя он недостаточен для догоняющего развития, так как в расчете на душу населения уступает росту в развитых странах (Африка) или почти не превышает его (Ближний Восток). В остальной Азии сохраняются высокие темпы догоняющего развития, в то время как в Латинской Америке они остаются недостаточными.

Таблица 2. Среднегодовые темпы роста ВВП в мире на душу населения

1985-1995 гг.1997-2007гг.Развитые страны2,32,2Страны с формирующимися рынками1,93,7В том числе:ЦБЕ0,13,2СНГ…-4,3Ближний и Средний Восток-0,12,4Отсталые страны Азии5,95,3Латинская Америка1,01,0Африка0,91,6Источник: World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.123, 205.


По прогнозу ИМЭМО РАН (Института мировой экономики и международных отношений) на 2015г., более высокая по сравнению с развитыми странами динамика третьего мира сохранится, однако за счет ограниченной группы государств, прежде всего новых индустриальных стран, в то время как группа наименее развитых стран будет отставать всё дальше.

Разная экономическая динамика обусловливает растущую дифференциацию развивающихся стран, даже если судить лишь по одному показателю уровня социально-экономического развития - ВВП/ВНД на душу населения (табл.3).


Таблица 3. ВВП на душу населения (тыс. долл., в ценах и по ППС 1995г.)

1950г.1980г.2000г.2015г.Развитые экономики*7,017,221,235,8США12,221,931,043,8Западная Европа5,614,921,531,1Япония2,315,521,732,3Переходные экономики…………ЦБЕ (включая ЕС)4,511,612,120,1СНГ3,510,25,912,8Из них Россия4,011,97,516,2Развивающиеся экономикиБлижний и Средний Восток3,17,67,29,4Остальная Азия**0,71,13,15,8В том числе Китай0,40,73,47,1В том числе Индия0,60,91,73,2Латинская Америка2,95,96,29,0В том числе Бразилия1,95,55,78,7Мексика2,96,67,512,0Африка южнее Сахары1,51,61,51,7В том числе ЮАР2,95,25,27,4Источник: Мир на рубеже тысячелетий. М., 2007. С.561-565.

* Исключая новые индустриальные азиатские экономики

** Включаются новые индустриальные азиатские экономики и КНР, но исключая Ближний и Средний Восток.


Можно проследить тенденцию к увеличению разницы ВВП на душу населения между регионами. Так, например в 1950 г. он разнился между регионами «третьего мира» в 4-5 раз, а в 1980г. разница уже стала достигать 7 раз (во многом из-за скачка в нефтяных доходах стран Ближнего и Среднего Востока). Зато следующие два десятилетия разница восстановилась из-за падения ВВП на душу населения на Ближнем и Среднем Востоке и ускорения подушевного экономического роста в остальной Азии. По прогнозу ИМЭМО РАН в 2015г разница в уровне начнет нарастать - до 5-6 раз, в основном из-за продолжающегося быстрого подушевного роста в остальной Азии и очень медленного - в Африке южнее Сахары (следует обратить внимание, что ВВП на душу населения в этом регионе мира за последние полстолетия мало изменился).

2.2 Отраслевые сдвиги в ходе индустриализации


Отсталая отраслевая структура ВВП является одним из главных признаков социально-экономической отсталости. Если в развитых странах (точнее, в странах с высоким доходом на душу населения) на первичный сектор приходится около 2% их ВВП, на вторичный - 27% и третичный - 71%, то в Индии это соотношение выглядит по-другому - 23:26:51, Африке южнее Сахары - 14:29:57 (в связи с большим размахом добывающей промышленности по сравнению с Индией). Если в структуре обрабатывающей промышленности развитых стран преобладает машиностроение (39% обрабатывающей промышленности Японии в 2000 г.), то в обрабатывающей промышленности развивающихся стран - легкая и пищевая промышленность (25% обрабатывающей промышленности Индии и 41% - Нигерии).

С другой стороны в отраслевой структуре развивающихся стран, особенно новых индустриальных, можно отметить быстрые и прогрессивные сдвиги. По прогнозу ИМЭМО РАН, в 2015 г. соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составят в их ВВП 10:36:54, в том числе в Индии - 14:33:53.

Несмотря на ощутимый и в бедующем рост сельского хозяйства и добывающей промышленности, основным двигателем экономического роста в третьем мире будет по-прежнему обрабатывающая промышленность, особенно тяжелая, что характерно для стадии активной индустриализации. Если в 2000-2015 гг. среднегодовой рост промышленности в развивающихся странах прогнозируется в размере 5,1%, то обрабатывающей - 5,6%, в том числе тяжелой - 6,2%.

Отраслевые сдвиги стимулируются не только растущими потребностями внутреннего рынка развивающихся стран, но и растущей конкурентоспособностью их готовых изделий на мировом рынке, что характерно для модели экспортоориентированного развития. Повысившийся технологический уровень в сочетании с недорогой рабочей силой позволяет Бразилии теснить развитые страны с рынка ближнемагистральных самолетов, Индии - с рынка инструментов, десяткам других развивающихся стран - с рынка одежды. ТНК развитых стран также участвуют в этом процессе, налаживания в соответствии с моделью жизненного цикла продукта выпуск многих товаров в странах «третьего мира» как для экспорта, так и для сбыта на их внутренних рынках.


2.3 Внешние факторы развития


Участие в мировой торговле - одно из необходимых условий получения финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста. Внешние факторы имеют огромное значение для стран зависимого развития.

Если соотносить экспорт товаров с объёмом ВВП/ВНД по объемному курсу, то подсчитанная таким образом экспортная квота у развитых стран (точнее, у стран с высоким уровнем дохода на душу населения) в 2003 г. составила 19%, у остальных стран - 28%. Однако при более реалистическом подсчете, т.е. соотнося экспорт товаров с ВВП/ВНД по паритету покупательной способности, экспортная квота у развитых стран составит по-прежнему 19%, а у остальных стран - всего 9%, что позволяет сделать вывод о меньшей ориентации реального сектора развивающихся стран на внешний рынок. Подобный вывод подтверждается и сопоставлением экспортных квот у стран с примерно одинаковыми размерами ВВП/ВНД по ППС: 3% у Индии и 13% у Японии, 18% у Мексики и 29% у ее партнера по североамериканской интеграции - Канады, 17% у Нигерии и 25% у Израиля. Тем не менее, делать вывод о слабом значении внешней торговли развивающихся стран было бы неправильно. Экспортоориентированное развитие приводит к тому, что экспорт, на который работает лишь небольшая часть экономики, часто становится главным двигателем экономического роста. Так экономика Нигерии, где в нефтяной промышленности производится лишь около 1/10 ВВП, сильно зависит от экспорта нефти, который обеспечивает основной вклад в экономический рост страны, потому что нефтяная промышленность обеспечивает основную массу прибыли в стране с остальными менее конкурентоспособными отраслями и почти все средства для оплаты импорта в условиях отсутствия полной конвертируемости национальной валюты. Можно провести параллель с Россией, где в экспортоориентированных отраслях работает всего 2 млн. человек из 65 млн. занятых, но они обеспечивают от 1/3 до 1/2 экономического роста страны.

Проблема сильной зависимости экономического роста от экспорта часто усугубляется монотоварностью экспорта. Небольшая, в отличие от развитых стран, номенклатура экспорта из развивающихся стран приводит к сильной зависимости всей национальной экономики от мировой конъектуры на один-три товара. Можно опять же провести параллель с Россией, экономическое развитие которой сильно зависит от мировых цен на энергоносители и металлы.

Таким образом, сильная зависимость от монотоварного экспорта является следствием отсталости, в результате которой лишь небольшой круг отраслей опирающихся в основном на природные ресурсы или дешевый труд, конкурентоспособен на мировом рынке, а также зависимости, которая в условиях неконвертируемости национальной валюты диктует острую потребность в экспортной выручке для покрытия потребностей в импорте столь необходимых для зависимого развития импортных товаров и услуг.

Зависимый характер развивающихся стран в социально-экономическом развития можно проследить через участие в международном движении капитала. Хотя в последние десятилетия эти страны все больше втягиваются в экспорт капитала (экспорт ссудного капитала и портфельных инвестиций из стран-нефтеэкспортеров и прямых инвестиций из новых индустриальных стран достиг сотен миллиардов долларов), однако большинство из них всё же продолжает оставаться по преимуществу импортерами капитала, который поступает к ним из международных организаций и развитых стран.

Поступление ссудного капитала из-за рубежа в виде кредитов и займов играет важную роль, прежде всего для правительств «третьего мира», которые используют эти средства в основном для погашения дефицита госбюджета. Что же касается частных компаний, то лишь наиболее развитые или богатые страны третьего мира могут позволить своим фирмам рассчитывать на кредиты и займы на мировом рынке капитала.

Иностранные инвесторы по мере укрепления национальной экономики и в рамках компаний по приватизации проявляют большой интерес к портфельному инвестированию в развивающиеся экономики. Однако иностранных инвесторов больше прельщают прямые инвестиции в экономику стран «третьего мира». Хотя основные потоки прямых инвестиций направляются в Латинскую Америку, Южную и особенно Юго-Восточную Азию, наиболее зависима от прямых иностранных инвестиций Африка южнее Сахары, где в отдельные годы эти инвестиции составляют до 30% всех капиталовложений. Этот регион мира имеет огромную зависимость и от притока финансовой помощи извне: так в 2006 г. официальная помощь развитию составила более 6% по отношению к их ВНД.


ГЛАВА 3. Глобальная проблема бедности


1 Безработица как глобальная проблема слаборазвитых стран


Развивающиеся страны сталкиваются с серьёзными социальными проблемами. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы и теневого сектора.

Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся странах слаба и отстала, прежде всего, из-за недостатка средств на нее в бюджетах государства и граждан. У них просто не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В результате в развивающихся странах велика неграмотность (в Бразилии неграмотны 11% населения в возрасте 15 лет и старше, Нигерии - 33, Индии - 39, Египте - 44%), низкая ожидаемая продолжительность жизни (46 лет в Африке южнее Сахары и 72 года в Латинской Америке против 78 лет в странах с высоким уровнем доходов в 2008 г.), невысок охват населения канализацией и водопроводом (менее 60% в Африке южнее Сахары, около 80% в Латинской Америке).

Безработица в «третьем мире» распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать скрытую безработицу. Здесь основная масса населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается не регистрируемый никем избыток рабочих рук. Но и в городах службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу. Можно провести параллель с Россией, где в 2005 г. число зарегистрированных безработных составляло 1,8 млн. человек, хотя их общая численность оценивалась с Росстатом в 5,7 млн. человек.

Безработица сильно колеблется по регионам. В 2002-2007 гг. зарегистрированная безработица составляла около 9% в латинской Америке и 4% в Восточной и Юго-Восточной Азии (считается заниженной из-за недоучета сельских безработных). В то время, даже по официальным данным, она приближалась к 30% на Северном и Юге Африки (в Алжире и ЮАР). Разница в уровнях безработицы - огромна ли она или просто велика - во многом объясняется сильной дифференциацией «третьего мира» по темпам роста экономики и населения. В Африке южнее Сахары с ее среднегодовыми темпами роста ВВП в 2002-2007 гг., равными 2,7%, и среднегодовыми темпами роста населения в 2,5% реальную безработицу можно оценить более чем в треть населения, в то время как в Латинской Америке с такими же темпами экономического роста в тот период, но более низкими темпами прироста населения (1,6%) реальная безработица редко превышала одну пятую (18%, по официальным данным, в Аргентине в кризисные 2000-2002 гг.).

Большие темпы роста населения в сельской местности (приводящие к так называемому аграрному перенаселению) толкают население к переезду в города, где больше шансов найти работу (создавая и там из не нашедших постоянную работу заметный слой горожан), или к эмиграции в другие страны.


3.2 Роль теневого сектора экономики


Размеры теневого сектора в развивающихся странах обычно больше, чем в развитых. По данным 90-х гг., масштабы теневой экономики составляли не менее 70% в Нигерии, Египте и Таиланде и около 60% - в Мексике и на Филиппинах по сравнению с 8-30% в развитых странах (в России - около 40%). В развитых странах сложилась дуалистическая экономическая и социальная структура: современный «официальный сектор» индустриальных предприятий и «неофициальный сектор» в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. В неофициальном секторе развивающихся стран занято 35-65% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. В этот сектор входят очень мелкие предприятия, а также индивидуальные торговцы и ремесленники. В неофициальном секторе развивающихся стран занято около 300 млн. человек, в том числе 75 млн. - на мельчайших промышленных предприятиях. Темпы роста занятости в неофициальном секторе нередко выше, чем в легальном производстве. Это связано во многих развивающихся странах с притоком в крупные города разорившихся крестьян, многие из них согласны работать на любых условиях и без всякой регистрации. Так же этика (в этом числе предпринимательская) во многом развивающихся стран невысока, и поэтому отношение общества к теневой экономике (нередко даже к такой ее части, как криминальная экономика) снисходительно.


Таблица 4 . Средние масштабы теневой экономики в развивающихся странах трёх континентов, 2007 г, в % от ВВП

КонтинентыМасштабы теневой экономикиАфрика43,9Центральная и Южная Америка38,8Азия35,0Для всех континентов39,2

Делятся на два типа: развитые и развивающиеся страны. В чем между ними разница? Как следует из названий, под развитыми странами подразумеваются такие государства, которые достигли высокого уровня развития промышленности, сельского хозяйства, науки. Граждане этих стран имеют высокий уровень жизни. В это понятие входит не только уровень дохода на душу населения, но и доступность медицинских и социальных услуг. К развивающимся странам относятся государства, которые еще не достигли такого уровня, но стремятся его достигнуть.

Этнические проблемы

Проблема в том, что большинство из них - это государства, возникшие относительно недавно. Они являются бывшими колониальными провинциями. Границы этих территорий не исторически обусловленные, а искусственные, проведенные европейскими государствами. Поэтому развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки зависит от того, насколько этим народам удалось ужиться. Нередко в этих регионах происходят межэтнические конфликты, доходящие до геноцида, революции, отмечается политическая нестабильность.

В таких государствах отсутствуют традиции отношения к территории и к соотечественникам как к своим людям. Отсюда высокий уровень коррупции и бегство капиталов за рубеж.

Влияние конкуренции

Не меньшую проблему составляет недоступность новых технологий, которыми обладают развитые страны, но которыми они неохотно делятся. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран в том, что им непросто конкурировать с развитыми странами. Однако, несмотря на трудности, они продолжают развиваться, и иногда весьма успешно. Яркие примеры - Китай или Сингапур.

На их территории приходится строить с нуля всю инфраструктуру. Население этих государств традиционно занимается сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых, которые перерабатываются в других странах. Строительство перерабатывающих заводов требует колоссальных средств, которых у развивающихся стран просто нет.

Высокий государственный долг

Чтобы обеспечить ускоренный рост экономики, правительства развивающихся стран вынуждены брать кредиты за рубежом на кабальных условиях. МВФ требует от стран, которым выдает кредиты, соблюдения определенных условий, которые не многие развивающиеся страны могут выполнить, не ухудшая социального состояния своих граждан.

Чем опасен госдолг? Государство, получив госдолг, уже не может самостоятельно проводить экономическую политику. Правительство не в состоянии действовать в интересах своего народа. Оно попадает в экономическую зависимость. Основное требование при получении займа - это перевод внутренних цен на мировые, что во многих государствах приводит к тому, что доходы граждан падают, а цены растут. Сокращаются рабочие места в области социальной сферы. И без того слабая экономика еще сильнее теряет свои позиции. Невыплата долга автоматически означает дефолт, потерю доверия международного сообщества и потерю значительной части государственных активов.

Демографические проблемы

Одна из наиболее существенных проблем преодоления отсталости развивающихся стран - это негативная демографическая ситуация. В развивающихся странах наблюдается высокий уровень рождаемости и одновременно высокий уровень смертности, в том числе младенческой. Несмотря на это, численность населения растет, и это не может не отражаться на состоянии экономики. В таких странах наблюдается высокий процент безработицы, а соответственно, преступности.

Так как в развивающихся странах население не обеспечено рабочими местами полностью, уровень безработицы составляет от 30 % и выше. Стоимость рабочей силы значительно ниже, чем в развитых государствах. Поэтому развитые страны все чаще переносят производство, не требующее высокой квалификации, в эти государства. Это имеет свои плюсы и минусы.

Положительная сторона в том, что в эти государства происходит приток инвестиций, осваиваются новые технологии, появляются рабочие места. Недостатком такой системы является то, что экологическое состояние этих стран ухудшается, все ресурсы уходят на поддержание работы зарубежных предприятий («потогонных фабрик»), а на собственные разработки их не хватает. При этом доходы на душу населения не растут, несмотря на приток капитала. В результате рядом с небоскребами, предназначенными для чиновников, иностранных инвесторов и туристов, расположены жалкие лачуги рабочих. Это не решает проблем преодоления отсталости развивающихся стран.

Уровень ВВП и его значение

Обычно страны относят к развитым или развивающимся по уровню ВВП. Так как уровень промышленности и сельского хозяйства в таких странах находится на низком уровне, производительность труда невысока. Это отражается на уровне Это объем выпускаемой всеми предприятиями страны продукции. Выражается ВВП в долларах США. Чем этот показатель выше на душу населения, тем считается выше уровень развития страны, благосостояния граждан.

В развивающихся странах годовой ВВП на душу населения составляет менее 2 тыс. долларов США, а в некоторых странах Африки этот показатель менее 100 долларов. Это значит, что многие товары недоступны для широких слоев населения, даже при низком уровне цен.

К каким странам относится Российская Федерация

Российская Федерация не относится к развивающимся странам. РФ (несмотря на критику) имеет высокоразвитую промышленность, машиностроение и станкостроение. В стране работает необходимая для обеспечения нормальной жизнедеятельности инфраструктура: транспорт, электричество, системы водоснабжения. Работают медицинские и социальные учреждения. Имеются высшие и средние учебные заведения, научные центры и академии. Грамотность населения составляет не менее 99 %. Больше половины населения живет в городах.

Однако, если сравнивать страны по ВВП на душу населения, Россию трудно отнести к развитым или развивающимся. Этой особенностью обладают все государства, входившие в состав СССР до его распада. Они занимают переходное состояние и по уровню развития ближе к развитым странам, чем к развивающимся.

Самые беднейшие развивающиеся страны

Не все государства могут развиваться успешно. Некоторые из них не могут справиться с экономическими, политическими и социальными трудностями. Поэтому они считаются самыми бедными и отсталыми. К наименее развитым странам мира относятся:

· Экваториальная Гвинея.

· Гайана.

· Вьетнам.

· Республика Конго.

· Мальдивы.

· Кабо-Верде.

Как видно из списка, многие из этих стран имеют выгодное географическое положение, они богаты природными ископаемыми, но здесь постоянно вспыхивают конфликты между племенами, проживающими на этой территории.

Они полностью зависят от цен на сырье, при этом не могут контролировать эти цены. Это приводит к еще большему ухудшению состояния экономики. Неумелая денежная политика в этих государствах - основная причина гиперинфляции. Некоторые страны, как например Сальвадор, отказались от национальной валюты и перешли на доллар.

Страны, ставшие развитыми

Несмотря на то что большинство развивающихся стран находятся на низком уровне развития, многие правительства этих государств предпринимают попытки изменить ситуацию. Наиболее успешные государства, которым удалось сделать рывок и выйти на уровень развития, близкий к развитым странам, - это Китай, Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия, Израиль.

Не отстают от стран Азии также некоторые государства африканского континента. Правители поставили задачу решить проблемы отсталости развивающихся стран, в которых они проживают, путем объединения усилий. Так был создан Южноафриканский Таможенный союз. Уровень этих стран по ВВП на душу населения составляет свыше 15 тыс. долларов. В этот союз входят такие государства, как Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Гамбия и ЮАР.

Пример таких государств указывает на то, что, какими бы ни были проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, всегда есть пути их решения и выхода на более высокий уровень жизни.