Статистика экономически активного и неактивного населения. А

Введение ………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих ………...………………………….7

1.1 Понятие государственного служащего…………….……………..... 7

1.2 Классификация государственных служащих………………….…....9

1.3 Источники законодательства о государственной службе………...11

Глава 2. Правовой статус государственного служащего ………………………………………………………………....16

2.1 Права государственного служащего………………………….….....17

2.2 Обязанности государственного служащего…………………….….19

2.3 Государственные гарантии при прохождении госслужбы…….….21

2.4 Ответственность государственных служащих……………….…....25

2.5 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой..28

2.6 Поощрение государственных служащих ………………………….31

Глава 3. Особенности правового статуса госслужащего …………………………………………………………....33

Заключение ….……………………………………………….….......36

Список литературы ………………..……….………………........40

Введение

Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Государственная служба - вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба - комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок их поступления на службу и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

· государственная гражданская служба;

· военная служба;

· правоохранительная служба.

Государственная служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Актуальность темы. В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально – экономические потрясения. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления.

Именно поэтому в настоящее время ведущее значение приобретают попытки укрепления самой государственной власти (в первую очередь ее исполнительной ветви), восстановления доверия к ней населения, придания деятельности государственного аппарата большего динамизма, профессионализма и ответственности за принимаемые решения.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1. Определение понятия государственного служащего РФ;

2. Рассмотреть права, обязанности, гарантии и ответственность государственного служащего РФ;

3. Рассмотреть ограничения и запреты государственного служащего;

4. Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

5. Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего;

Объект исследования – правовой статус государственных служащих Российской Федерации.

Предметом исследования являются законодательство и правоприменительная практика, общественные отношения, связанные с рассмотрением статуса государственных служащих Российской Федерации.

Методы исследования. Посредством изучения нормативно – правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового явления.

Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе дается понятие государственного служащего, приводится классификация государственных служащих на основе анализа действующего законодательства, а также непосредственно строится система иерархии нормативно – правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной службы. Во второй главе дается подробный анализ правового статуса государственного служащего на основе глубокого изучения элементов его элементов. Третья глава посвящена особенностям правового статуса госслужащего.

ГЛАВА 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих.

1.1 Понятие государственного служащего

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим».

Начиная с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова.

Государственный служащий - работник исполняющий те или иные обязанности, в соответствии с занимаемой должностью, на государственной службе.

Государственный служащий - это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. долж­ность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за воз­награждение, заработную плату, денежное содержание) функ­ции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Федеральный государственный служащий является граждани­ном, который осуществляет профессиональную служебную дея­тельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственным гражданс­ким служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляю­щий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

На государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Если строго следовать определениям ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», то:

· «Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

· Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

1. Понятие и содержание правового статуса государственного гражданского служащего

2. Понятие и содержание должностных регламентов

3. Ограничения, запреты и требования к служебному поведению, связанные с государственной службой

4. Требования к служебному поведению, установленные для государственных служащих

1. Понятие и содержание правового статуса государственного гражданского служащего

Понятие «правовой статус» часто употребляется в законодательстве и юридической литературе. Его обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения, как коллективного (например, органа государства, органа военного управления, предприятия, организации, учреждения), так и индивидуального (гражданина, должностного лица и т.п.). Статус (от лат. status) означает состояние дел, положение, правовое положение. «Большой юридический словарь» содержит следующее определение правового статуса: это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Однако единой точки зрения на то, какие элементы входят в правовой статус и равнозначны ли понятия «правовой статус» и «правовое положение», в юридической науке нет. Общим для всех подходов является включение в понятие «правовой статус» таких элементов, как права, свободы и обязанности. Помимо этих элементов в правовой статус также включают общую правоспособность и гарантии, юридическую ответственность, гражданство и др.



В отличие от законодательства о военной службе Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит определения понятия «правовой статус государственного гражданского служащего». Исходя из анализа положений гл. 3 указанного Закона, можно выделить следующие структурные элементы правового статуса государственных гражданских служащих, права, обязанности, ограничения и запреты.

Ряд ученых разграничивают понятия «правовой статус» и «правовое положение», так как, по их мнению, первое выступает частью (ядром) второго. Другие, с чьим мнением мы согласны, считают, что данные понятия равнозначны или могут употребляться как синонимы. В связи с этим в данной главе термины «правовой статус» и «правовое положение» будут использоваться как синонимы.

Правовое положение человека и гражданина в демократическом обществе характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией РФ и рядом других нормативных правовых актов.

Права и обязанности государственных гражданских служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей, и, во-вторых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности и закрепляются в должностных регламентах. Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия.

Права - это обеспеченные законом меры возможного поведения, направленные на достижение целей, связанных с удовлетворением интересов государственных гражданских служащих. Субъектное право включает в себя как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществление субъектного права.

Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права от свобод. Термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: свобода мысли и слова, совести, вероисповедания и т.д. В то же время термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Четкое разграничение между правами и свободами провести трудно и различие в терминологии является исторически сложившимся.

Основные общие права государственных гражданских служащих закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся права:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на безопасные и здоровые условия труда, а также на обеспечение необходимыми техническими средствами согласно нормативам, установленным законодательством, с учетом специфических особенностей управленческого труда;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. Содержание этого права и гарантии его реализации конкретизируются в гл. 8 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. В отличие от работников, состоящих в трудовом отношении с работодателем, оплата труда гражданского служащего определяется его денежным содержанием, которое включает в себя все виды выплат за выполнение служебных обязанностей. Основными его элементами являются должностной оклад и оклад за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. В целях реализации этого права гражданский служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности. За непредставление по запросу должностного лица необходимой информации законодательством установлена административная ответственность;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Правовое регулирование защиты государственной тайны осуществляется Законом РФ от 21.07.1993 № 54851 «О государственной тайне» и постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление служащего с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также право на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Гражданский служащий имеет право изучить свое личное дело, сделать записи и снять копии с документов; потребовать приобщения к делу своих объяснений. Вместе с тем он не может требовать изъятия отдельных документов из своего личного дела. Непосредственная оценка (отзыв) деятельности гражданского служащего доводится до его сведения. Гражданский служащий имеет право обжаловать неоправданные, по его мнению, отзывы о своей работе;

9) защиту сведений о гражданском служащем. Согласно ст. 15 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера;

10)должностной рост на конкурсной основе. Для создания реальных условий продвижения по службе предусмотрено право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Гражданский служащий имеет право принимать участие в конкурсе независимо от того, какую должность он занимает. Это касается как конкурса документов, так и конкурса-испытания;

11)профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Как отмечалось ранее, одним из признаков государственной службы является ее профессиональный характер, т.е. гражданский служащий должен обладать определенным набором знаний, навыков и умений, которые позволят ему качественно исполнять служебные обязанности. Закрепление права на профессиональную переподготовку обеспечивает реализацию принципа профессионализма и компетентности государственных служащих;

12)членство в профессиональном союзе. Гражданские служащие имеют право объединяться в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Отношения между государственными органами и профессиональными союзами (ассоциациями) регулируются в соответствии с законодательством РФ на основе коллективных договоров и соглашений. Профессиональные союзы (ассоциации) не вправе вмешиваться в служебную деятельность государственных органов по выполнению возложенных на них задач. Им запрещается организовывать и проводить забастовки служащих государственных органов. Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам прохождения гражданской службы, а также по вопросам служебной деятельности государственных органов носят рекомендательный характер;

13)рассмотрение индивидуальных служебных споров. Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Порядок рассмотрения служебных споров регламентируется гл. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

14) проведение по заявлению гражданского служащего служебной проверки, которая проводится с целью опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. При служебной проверке должностное лицо оценивает сведения, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение, установлены и какие нет, и принимает решение по существу. Условия и порядок проведения служебной проверки (расследования) определяются руководителем государственного органа, его структурного подразделения. Срок расследования, как правило, не должен превышать 30 суток;

15) защиту прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения. Гражданский служащий по своему усмотрению решает, куда ему обратиться в случае нарушения его прав - в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) либо непосредственно в суд. Административное обжалование не лишает его права на судебную защиту. Порядок судебной защиты определен Законом РФ от 27.04.1993 № 48661 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

16) медицинское страхование;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Гражданскому служащему и членам его семьи обеспечивается государственная защита от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих обязанностей по должности. Основания и порядок применения таких мер защиты подлежат определению в специальном федеральном законе. В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных служащих (Федеральный закон от 20.04.1995 № 45ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);

18) государственное пенсионное обеспечение, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Следует отметить, что права государственных гражданских служащих должны быть гарантированы государством. Гарантии прав и свобод - многообразная система общественных отношений, возникающих в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих по непосредственному применению правовых норм по предоставлению и обеспечению реализации прав и свобод государственных служащих. Принцип гарантированности прав и свобод личности является важнейшей чертой государства. К числу общих гарантий относятся: экономические, политические, социальные и духовные. Особо выделяются юридические гарантии, которые представляют собой систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию прав и обязанностей, определение порядка их гарантии, реализации и защиты.

Обязанность - мера должного поведения государственного гражданского служащего. Обязанности могут быть активными - совершение определенных действий или пассивными - обязанность воздержаться от совершения определенных действий.

Исходя из такой трактовки обязанностей, можно говорить о том, что ограничения и запреты являются по своей сути разновидностью пассивных обязанностей. Ограничение - законодательно установленное неполное предоставление, а также невозможность полной реализации своих общегражданских прав, обусловленные исполнением обязанностей государственной службы. Ограничения прав тем или иным способом компенсируются государством, либо предоставлением льгот и преимуществ, либо расширением других прав. Подробнее вопросы ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы, будут рассмотрены ниже.

Общие обязанности, установленные для государственных гражданских служащих, закреплены в ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой должности государственной службы обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение. Соблюдение законов - это одна из форм реализации права, сущность которой состоит в поведении субъекта права, не нарушающем положения нормативных правовых актов. Реализация права, кроме соблюдения, включает в себя использование и исполнение. Использование связано с наличием диспозитивных правовых предписаний, которые представляют государственному служащему правомочие, которое он может использовать или не использовать по своему усмотрению. Исполнение выражается в том, что субъект права совершает действия, предписываемые ему нормами права в форме обязывания;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (понятие и содержание должностного регламента будут рассмотрены ниже);

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.

Гражданский служащий обязан беспрекословно исполнять приказы и распоряжения вышестоящего руководства, однако он должен оценивать их правомерность и законность и исполнять только те из них, которые соответствуют произведенным оценкам. Согласно ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе» гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. Получив от соответствующего руководителя поручение, являющееся, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. Если руководитель подтверждает поручение в письменной форме, гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Реализация обязанности соблюдения прав и законных интересов граждан осуществляется в правоотношениях, в которых управомоченной стороной является гражданин, а обязанной - государственный служащий. Участие последнего в данном отношении проявляется в обеспечении условий для реализации правомочия гражданина, т.е. исполнении своей обязанности в полном объеме и своевременно;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Данной обязанности корреспондирует право гражданского служащего на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Проверка уровня квалификации осуществляется при проведении аттестации гражданских служащих;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К иной охраняемой законом тайне может быть отнесена служебная, коммерческая, банковская, налоговая тайна и т.д. Вопросы охраны данных сведений регулируются целым рядом нормативных правовых актов (например, Федеральный закон от 30.12.2004 N° 218ФЗ «О кредитных историях», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции»). Требование о неразглашении сведений, касающихся личной жизни, прямо вытекает из ст. 23 Конституции РФ, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина России. Конституцией РФ (ч. 1 ст. 24) определены основы правового режима информации о частной жизни. Суть его в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Государственное имущество, предоставленное гражданскому служащему для исполнения должностных обязанностей, является федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и находится в оперативном управлении государственного органа. За причинение ущерба государственному имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей гражданские служащие несут материальную ответственность по нормам гл. 39 Трудового кодекса РФ;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи. Требование о предоставлении данных сведений связано с профилактикой коррупции на государственной службе. Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления сведений, является Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства. Выход из гражданства является основанием для увольнения с государственной гражданской службы, так как гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации. Приобретение гражданства другого государства влечет за собой ограничения по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну, и, соответственно, по замещению ряда должностей государственной гражданской службы;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами. Подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет общие обязанности гражданских служащих, которые неразрывно связаны с их правами. Следует понимать, что служебные права предоставляются гражданским служащим для надлежащего исполнения их обязанностей. Правовой статус гражданских служащих - это совокупность прав и обязанностей гражданских служащих, а также гарантий их реализации.

2. Понятие и содержание должностных регламентов

Термин «должностной регламент» и идея подготовки должностных регламентов впервые нашли отражение в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации (утвержденной распоряжением Президента РФ от 15.08.2001 № 436РП), а позднее в Концепции административной реформы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789Р), а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163Р).

Частью 1 ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданский служащий осуществляет свою профессиональную служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя.

Следует отметить, что в нормативных правовых актах понятие должностного регламента не закреплено. В письме Минздравсоцразвития России от 10.08.2005 № 3855ВС «О рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах» предпринята описательная попытка определения должностных регламентов в качестве «нормативных документов, призванных содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также использоваться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего госоргана при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу».

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы. В этом смысле должностной регламент отражает функциональные особенности конкретной должности.

Особое внимание в должностном регламенте заслуживает раздел «Ответственность», где детально формулируются виды и основания ответственности, установленной законодательством, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан и организаций; за несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В зависимости от возложенных на государственного служащего должностных обязанностей в должностном регламенте могут содержаться указания на следующие виды его ответственности: материальная ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с характером служебной деятельности; уголовная ответственность за нарушение правил безопасности ведения работ, обусловленная вероятностью несчастных случаев при выполнении работ в опасных условиях; административная ответственность за снижение эффективности коллективного труда; дисциплинарная ответственность за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления; социальная ответственность за непредвидение вредных социальных последствий принимаемых решений; несоблюдение и нарушение прав и законных интересов граждан; выполнение работ, связанное с риском для жизни других людей;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения. В этой части должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен или может принять решение самостоятельно; содержание вопросов, по которым он принимает решение самостоятельно; вари анты возможных решений; критерии принятия решения; сроки и правовые формы принятия решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений. В данном разделе следует также предусматривать перечень вопросов, по которым государственный служащий обязан или может участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений. При этом указываются: перечень юридических фактов, при которых гражданский служащий обязан принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений; содержание управленческих и иных действий гражданского служащего; варианты возможных действий и решений; критерии принятия решений; сроки их выполнения и правовые формы действий и решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданами и организациями определяется на основе стандарта оказания государственных услуг соответствующим органом исполнительной власти;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа, в котором, напри мер, могут быть представлены разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в установленной сфере ведения; разработка соответствующих методических рекомендаций по практике применения законодательства; выдача лицензий; ведение реестра вы данных, приостановленных и аннулированных лицензий; организация государственной регистрации каких-либо объектов и т.п.;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В наиболее общем виде показатели деятельности конкретного государственного служащего должны формулироваться с учетом общих показателей эффективности деятельности государственных органов и специфических показателей эффективности деятельности конкретного органа исполнительной власти. Утверждение специфических показателей относится к компетенции самого органа и должно быть произведено правовым актом этого органа.

Нетрудно заметить, что многие элементы должностных регламентов (согласно законодательно предусмотренной модели) выходят за рамки структуры и содержания «традиционных» должностных инструкций. Особенно это касается разделов, посвященных срокам и процедурам подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядку их согласования и принятия; порядку служебного взаимодействия; показателям эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего. Впрочем, и в случае с классическими разделами, посвященными правам, обязанностям и ответственности должностных лиц, здесь не предполагалось содержательного тождества регламентов и инструкций.

Существует ряд проблем с определением правовой природы должностных регламентов. Согласно Указу Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» должностной регламент является приложением к служебному контракту.

Систематическое толкование норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской федерации» позволяет определить должностные регламенты в качестве административных локальных актов (преимущественно нормативного содержания). В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: как нормативный акт может быть частью акта индивидуального? Представляется обоснованной позиция К. В. Давыдова, который считает, что правильнее было бы говорить о включении отдельных элементов содержания должностных регламентов в служебные контракты в качестве обязательных условий (например, прав и обязанностей государственных служащих). При этом в служебных контрактах могут определяться индивидуальные особенности правового положения конкретного государственного гражданского служащего; в этом случае нормы должностных регламентов уточняются в каждой конкретной ситуации.

И в служебном контракте, и в должностном регламенте предусматриваются права и обязанности государственного служащего, связанные непосредственно с замещаемой должностью. При этом должностной регламент «предшествует» индивидуальному правовому акту - служебному контракту, в котором «права и обязанности по должности» предоставляются персонально государственному служащему, замещающему эту должность. То есть должностной регламент является нормативной правовой основой служебного контракта наряду с законами и другими нормативными правовыми актами.

Должностные регламенты представляют собой «низовые» элементы системы административных регламентов государственного органа, в которых операции различных процедур группируются вокруг группы должностей или одной должности. Должностной регламент составляется для групп штатных должностей или штатной должности, предусмотренных штатным расписанием государственного органа, и носит обезличенный характер. В нем не указываются персональные данные и не определяются индивидуальные особенности правового положения государственного служащего, замещающего соответствующую должность государственной службы.

Следует отметить, что должностные регламенты - сравнительно новое правовое явление. Предполагалось, что назначением должностных регламентов должна была стать детализация административных процедур до уровня ответственных должностных лиц (во-первых, включением в текст административных регламентов норм об отдельных должностях, во-вторых, посредством закрепления функциональных ролей). Однако в полной мере претворить замысел законодателя в жизнь пока не удалось. В настоящее время разработанные в ряде органов государственной власти должностные регламенты являются не чем иным, как незначительно переработанными должностными инструкциями.

Следует правильно понимать природу статуса государственного служащего . В него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Названные элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они как бы образуют реальный статус служащего. Утрата связи или ослабление внутренних зависимостей этих элементов делает работу служащих неполной, и их положение - ущербным. Поэтому баланс элементов требует их поддержания в стабильном состоянии.

Рассмотрим отдельные стороны статуса госслужащего , начиная с прав. Он имеет право на:

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и др. документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Права служащих защищены. Госслужащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в т.ч. по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

Госслужащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в т.ч. и после выхода на пенсию;

принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Вполне естественно, что служащий не должен принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в т.ч. религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов.

Отметим антикоррупционные требования. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с законодательством ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Добавим к сказанному положения Указа Президента РФ «О предоставлении лицами, занимающими государственные должности РФ, и лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» (апрель 1997 г.). Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения составляют служебную тайну.

Рассмотрим теперь основные обязанности государственного служащего. Служащий обязан:

обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в т.ч. регулирующих сферу его полномочий;

добросовестно исполнять должностные обязанности;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Служащему надо хорошо знать виды управленческих решений. Умение их готовить и принимать нужно сочетать с развитием навыков принятия устных решений. Устное решение является разновидностью управленческого решения. Это решение оперативное, не фиксированное формально и вступающее в силу немедленно. Устные решения принимаются руководителем в пределах его компетенции и являются юридически обязательными для исполнителей.

Назовем условия принятия устных решений: необходимость Дачи оперативных указаний; необходимость разъяснения подчиненным содержания и методов реализации письменных решений (приказа и т.п.); очевидная нехватка времени, возникновение экстренных ситуаций; договоренность с руководителями смежных уровней.

Процедура выработки и принятия устных решений предполагает: а) быстрое и ясное понимание руководителем проблемной ситуации; б) очевидность путей решения проблемы и выбора оптимального варианта; в) достижение понимания смысла решения в диалоговом режиме «подчиненный - руководитель», «руководитель - подчиненный»; г) убежденность руководителя в правильном понимании смысла решения исполнителем путем оценки степени согласия последнего; д) простота контроля, «обратной связи» и информированности о выполнении решения (в т.ч. с помощью устной информации при встрече, по телефону и т.п.); е) фиксация устного решения (в журнале, с помощью диктофона и т.п.); ж) устное решение принимается в тех случаях, когда специально не предусмотрена письменная форма решения.

Ответственность руководителя за принятие или непринятие устного решения наступает в установленном порядке.

Труд служащих должен стимулироваться и поощряться. За успешное и добросовестное исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к ним применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В названном законе Воронежской области подробно урегулирован порядок поощрения государственных служащих области. Основаниями поощрения являются: высококвалифицированное исполнение должностных обязанностей; продолжительная и безупречная служба; выполнение заданий особой важности и сложности. Порядок применения мер поощрения к государственному служащему области регулируется положением, утверждаемым совместным постановлением органов государственной власти области.

К государственному служащему области могут применяться следующие виды поощрений: а) объявление благодарности; б) денежное поощрение; в) объявление благодарности с денежным поощрением; г) награждение ценным подарком; д) внеочередное присвоение квалификационного разряда.

Денежное поощрение государственному служащему выплачивается: а) за исполнение служебных заданий особой важности и сложности; б) в связи с юбилеями. Государственному служащему области при выходе на пенсию выплачивается вознаграждение в размере среднемесячного заработка за каждый год государственной службы, но не более чем за 20 лет службы. Среднемесячный заработок исчисляется за последний год службы в порядке, предусмотренном законодательством. Предусмотрена двукратная индексация выплат в случае выхода государственного служащего на пенсию по инвалидности.

Поощрения применяются руководителем государственного органа и оформляются соответствующим актом. Допускается соединение нескольких мер поощрения. В течение срока действия дисциплинарного взыскания поощрения не применяются.

Рассмотрим теперь гарантии успешной деятельности государственного служащего и его социального обеспечения. Их ограничение не способствует стабильности персонала и их эффективной работы.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Государственному служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату усилья. Расходы, связанные с предоставлением гарантий, производятся за счет средств соответствующих бюджетов. Примечательно, что федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой должности. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного "трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственным служащим за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск.

Ежегодный и дополнительный оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственными служащими должностных обязанностей, она выплачивается его семье.

Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительный оплачиваемый отпуск, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в т.ч. на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.

Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Важные государственные функции госслужащих требуют от них добросовестности, честности и стараний по их реализации. Отступления от нормативных требований недопустимы. Поэтому важны меры ответственности государственного служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и интересов граждан.

В системе государственной службы совершается, к сожалению, немало преступлений. В УК РФ предусмотрены соответствующие составы преступлений и меры ответственности за них. Глава 32 «Преступления против порядка управления» содержит ряд статей, в т.ч. о применении насилия в отношении представителя власти, его оскорблении, незаконном пересечении государственной границы, приобретении или сбыте официальных документов и государственных наград, самоуправство. Глава 30 посвящена преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В ней есть статьи о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, присвоении полномочий должностного лица, о получении взяток, служебном подлоге, халатности.

В примечании к ст. 285 указано, что должностными лицами в статьях этой главы УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных и муниципальных учреждениях, в войсках и воинских формированиях. Такая нормативная характеристика совпадает с приведенной выше характеристикой должностного лица и свидетельствует о «понятийной близости» ряда институтов административного и уголовного права.

Примечательно, что в УК РФ выделена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В ней отражены элементы публичности. Статья 201 посвящена злоупотреблению полномочиями: использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам организации или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам организаций и граждан либо охраняемым законом интересам общества и государства. И ее надо активно применять на практике.