Внесение уставного капитала бухгалтерские проводки. Первоначальное формирование уставного капитала

Принятие христианства на Руси. Его значение и роль в истории

История Руси предшествовавшая принятию христианства непонятна и слабо изучена. Это связано прежде всего с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 в.в., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.

В среде народа христианство долго не получало распространения. Официально крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича (впоследствии получившим наименование Святого). В 988г. жителями Киевской Руси было принято христианство.

Что же подвигло Киевскую Русь к принятию христианства? К тому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру только оставалось сделать выбор. Почему именно христианство и как крестили Киевскую Русь?

Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям Полян, Уличей и Северян. Из самых близких к Киеву городов были построены Василев на Стугне и Белгород на Днепре. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов. Владимир стал подчинять региональные интересы общегосударственным, считать южные границы полян, уличей, северян границам всей Киевской Руси. При этом он осуществлял целый ряд административных мер, способствующих успешному решению стоящей перед Русью задачи. Киевский князь проводит международную политику по упрочнению Киевской Руси, меняет в соответствии с обстоятельствами отношение Византии, стремиться породниться с византийским двором. Одной из самых значительных идеологических акций и было принятие христианства в его византийском варианте.

Самый простой, для тех времен, способ - принуждение. Так, например был крещен Новгород и часть населения Киева (об этом упоминалось выше) логично предположить, что таким образом была крещена большая часть Руси. Характерным здесь является то, что древние боги сначала дискридитировались в глазах населения. Доподлинно известно, что так поступили и в Киеве и Новгороде. Так же из источников можно увидеть, что любовь народа к князю Владимиру и его авторитет были очень высоки. Укреплению его авторитета способствовала удачная внешняя политика. В походах и сражениях крепла княжеская дружина. Победоносные войны увеличивали княжескую казну. Подавление восстаний вятичей и радимичей свидетельствовало о том, что великокняжеские войска могут заставить покоренные народы подчиниться киевскому властилину. “К концу 80-х годов 10 века власть Владимира Святославовича на Руси настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в это время христианской религии, которая бы помогла феодалному строю окончательно стабилизироваться на Руси.”

Так же авторитет князя Владимира подтверждает и “Повесть временных лет” и источник использованный В.Н. Татищевым в “Истории Российской”. “Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: “Заутра всяк изидет на реку Почайну креститься: а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему пречтется.” Слышавшие же сие, людие мнозии с радостью или, разсужая междо собою, ежели бы сие не было добро, то б князь и бояра сего не приняли.”

Вот как пишет об этом автор “Памяти и похвалы Владимиру...”: “крести же ся сам князь Володимер и чада своя... крести же и всю землю Русскую от конца и до конца... всю землю Русскую и грады вся украси святыми церквами... бещисла душь по всей земли Русской приведены к богу святым крещением.”

Тоже самое утверждает и другой источник - “Сказания о Борисе и Глебе” датированный концом 11 века.

Подтверждает это и “Повесть временных лет”, запись значится под 988 годом:“нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом.”

Из слов Нестора-летописца можно заключить, что к моменту написания им “Повести временных лет” (рубеж 11 и 12 веков) большинство славянских народов, за исключением вятичей, уже отказались от своих языческих верований под влиянием принятого ими христианства. Такое положение дел находит подтверждение и в труде современника Владимира Святославовича арабского автора Яхьи Антиохийского: ”окрестили царя (князя Владимира) и всех, кого обнимали его земли.” На самом же деле мне кажется, что это было лишь видимое, поверхностное, крещение Руси. Многие крестились только внешне принимая христианство, боясь гнева бояр, князей и самого великого князя. Язычество еще на протяжении многих веков, да и пожалуй еще до сих пор, жило в сердцах, умах и душах Русского народа. Русь предстает христианской только по официальным источникам. Фольклор же и раскопки свидетельствуют о наличии на Руси православно-языческого синкретизма (в захоронениях археологи находят обереги, назуны, бляхи с переплетающимися христианскими и языческими символами). Новая вера широко внедрялась в княжеско-боярской среде (весьма малочисленной), язычество же продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов. Двоеверие, религиозно - мировоззренческий синкретизм охватил все слои общества. “Христианизация медленно шла из городов по деревням и весям и, проникала в толщу народных масс, сливалась со старым, привычным образом мыслей и чувств... это была одна синкретическая вера, явившаяся результатом претворения христианства в русской народной среде, иначе - его обрусение.”

По работам некоторых историков можно судить, что в Киевской Руси еще не сложилась резкая полярность “верхов” и “низов”, сохранились проявления “общинного демократизма”, “военной демократии”, а христианство являлось феодальной идеологией и именно поэтому не могло прижиться сразу и навсегда. Так же известно, что любая религия, в частности христианство, нигде и никогда не существовало в абстрактном, “образцовом” виде. Оно всегда, попадая в ту или иную среду, приобретало ее черты, становясь в той или иной мере синкретичным. С течением времени конфронтация религий, культов, обрядов и божеств сходила на нет, так как происходила ассимиляция двух верований. На мой взгляд именно в русском православии эта ассимиляция наиболее заметна. Явным примером этому служат всевозможные заговоры в которых суть является языческой, а оболочка православной. Это можно заметить и в праздниках отмечаемых на Руси даже в современное время. На ряду с чисто христианскими очень много и языческих, а есть и такие которые слились воедино: Покров Божьей матери, Рождество, масленица, Пасха, Троица, день Ивана Купалы и так далее.

Постепенно языческий пантеон был заменен христианскими святыми. Верховное божество Род сначала воспринимался как соперник христианского Бога-отца, но затем они слились.

Перун и Ярило растворились в Илье, Борисе, Глебе, Георгии Победоносце, Мокошь слилась с Параскевой Пятницей, Богородицей. Рядом с Христом вставали как равные, в народных представлениях, то Петр, то Никола, то Михаил.

“В результате взаимодействия культур христианская концепция единобожия приобретала весьма условный характер. Именно поэтому, несмотря на все более глубокое усвоения христианства, утверждался иной, чем в Византии, религиозно - мировоззренческий идеал, бытовала иная картина мира, в соответствии с которой развивалась и общественная мысль.”

Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной принятия христианства, мне кажется, можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм), все эти религии претендовали на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось сделать свой выбор. У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна их них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом, прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался претендентом на государственную религию, так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965г. Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича). Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной религией Русского государства, но Владимир отказался от ислама. Причиной, послужившей отказом от ислама, как считают, стало то, что Коран запрещает вино. Владимир же, как известно, любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах.

Согласно общепринятому мнению князь Владимир принял крещение в 988г. в Корсуне (греческий Херсонес ныне Крым).

Спустя два года после собственного крещения, Владимир решился приступить к крещению народа. Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, так как для русского народа принятие христианства означало приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился войти в сношения с реками, так как для будущей русской церкви нужна была иерархия. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований.

Главным, пожалуй, было политическое значение принятия христианства на Руси. Реформа, проведенная князем Владимиром Киевским, стала первым «окном в Европу». До этого события Русь жила в замкнутом пространстве, имея представление о чужеземцах только как о врагах. Постоянные оборонительные войны то с восточными кочевыми племенами, то с западными захватчиками приучили русичей к мысли о том, что мы в кольце врагов и чем надежнее мы изолируемся, тем лучше. Изоляция же приводила к еще большему упадку экономики и культуры. После крещения Руси у страны стали развиваться и крепнуть внешние связи. В первую очередь, к нам пошел поток товаров, предметов культуры и науки из Византии. Эта страна с двух тысячелетней культурой оказала огромное влияние на Русь. Значение принятия христианства на Руси проявилось еще и в том, что в управлении страной появилась новая, духовная составляющая. Иерархи православной церкви наряду с князьями (а позже и царями) оказывали мощное влияние на формирование общественного мнения, а в итоге и на политику.

Вместе с развитием политических связей укреплялись экономические, торговые. На Руси появились заморские ткани, посуда, другие предметы быта. Княжеские палаты стали строиться с учетом особенностей византийской архитектуры, в обиход вошло украшение интерьеров церквей и княжеских палат художественной росписью, драгоценностями.

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Библиотеки возникли так же и в других городах, в том числе монастырские и частные. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснованной из всех летописей и написанных книг считается 988 год. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению создания единства человечества. христианство крещение религия

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

  • 1. Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
  • 2. Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
  • 3. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало.

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовенные задачи и указывало на средства их решения. Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейская литература и летописание, школа и переписка книг.

В Киевской Руси принятие христианства поспособствовало смягчению нравов: на грабеж, убийство уже смотрели как на величайшие грехи. Бедные получили духовное утешение. Язычество, как мы помним, не возбраняло многоженство, а с принятием христианства эти понятия изменились, то есть меняется социальный уклад жизни народа.

Использованная литература

1. Павленко Н. И. История России.

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт - князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Сварог
  • Жив и Жива
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года


Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Для принятия христианства на Руси было несколько причин. Одним из главных факторов, которые побудили ее стать более цивилизованной и отказаться от язычества, было желание Владимира сделать Русь единым государством и соединить народы, живущие в нем. В то время создание сильного духом княжества было необходимым. Язычество не позволяло объединить племена и вызывало ряд конфликтов между ними. Вместе с этим и власть князя была незначительной. Для сплочения народа и усиления собственной значимости, князь Владимир добился принятия христианства.
Причины принятия христианства на Руси были разные. Необходимо было и сближение с другими странами, в частности с Европой. В те времена язычество не приветствовалось многими странами, которые приняли христианство. Поэтому оно было причиной отчуждения и враждебности, проявлявшейся по отношению к русскому государству. Это были международные причины принятия Русью христианства.
Нельзя забывать и о возможных личных мотивах князя Владимира. Он не хотел жить в грехе, и пытался освободиться от своего языческого образа жизни. За все время правления он совершил достаточно поступков, которые олицетворяли его не с лучшей стороны. Ему было необходимо очищение, и достичь его можно было путем принятия христианства.
Причины принятия христианства следовали из тесных отношений русского государства с византийским государством. С Русью его связывали экономические и культурные факторы. Кроме того, в русском государстве уже была община христиан, появившаяся задолго до начала правления князя Владимира.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ.1. Т.к. языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства. 2. Поставить Русь вровень с развитыми христианскими государствами. 3. Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА: принятие христианства способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сельское хозяйство. Появляется огородничество. Прибывшее из Византии духовенство готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христианскими странами.

В IX – X вв. в жизни восточных славян происходят серьезные изменения.

В Восточной Европе идет интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Возникает государство Русь с центром в Киеве. Русские князья и их дружинники подчиняют себе многие славянские и неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейской равнине, облагают их данями. Они совершают победоносные походы на Византию и заставляют гордых византийцев выплачивать им контрибуции, а также содержать за свой счет русских купцов, приезжающих в византийские города для торговых сделок.

Казалось бы, верхушке русского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческих божеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы. Однако вместо этого русская знать вдруг начинает интенсивные поиски новой религии. Как следует понимать этот парадокс?

Так арабский хронист Яхья Антиохийский тесно связал крещение русского народа с военной помощью, оказанной князем Владимиром византийской правящей династии для подавления восстания Варды Фоки, а также с последовавшей за этим событием – женитьбой Владимира Святославича на византийской принцессе Анне.

Русские писатели XI в. Илларион и Иаков Мних заявляли, что жители Киевского государства обязаны христианизацией только Владимиру Святославичу, на которого якобы сошла милость Бога и он сумел понять, что православная вера – единственная правильная. Иаков Мних заметил также, что на формирование христианского мировоззрения Владимира оказала влияние его бабка княгиня Ольга.

А вот создателям «Повести временных лет» казалось, что поводом к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.

Однако крещение жителей Восточной Европы, которые, как показывают источники, оказывали яростное сопротивление данной акции, не может быть объяснено ни желанием византийской принцессы, ни брачными обязательствами русского князя, ни прихотью самого князя Владимира, ни уговорами норвежского конунга, ни влиянием на Владимира княгини Ольги и византийских миссионеров.

В XIX в. возникла ещё одна версия христианизации Восточной Европы. Историки церкви утверждали, что русское язычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобы конкурировать ни с одной современной религией. Князя Владимира и его окружение чрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому он и решил позаимствовать религию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи.

Данная версия не выдерживает критики. Советские историки убедительно показали в своих трудах, что язычество не было столь примитивным и бесцветным. Языческие ритуалы вовсе не уступали христианским обрядам в пышности, торжественности и воздействии на психику людей.

М.Д. Приселков считал, что главная причина принятия Русью христианства заключалась в отсутствии в Восточной Европе церковной иерархии византийского типа, в которой очень нуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и к последующей затем христианизации русского народа, который принял крещение вовсе не от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной организации, подобной византийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними первопричинами, которые исследователь упустил из виду.

М.В. Левченко, С.А. Токарев, А.М. Сахаров высказали мнение, согласно которому христианская религия послужила прочной основой для объединения восточнославянских племен в единое государство.

Христианская религия – несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но это признание не решает полностью вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин, конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано историками в отечественной историографии.

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

4. Необходимость объяснить нарастание неравенства.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Крещение Руси - это важный этап на пути становления единого государства. Языческие верования уже не отвечали потребностям формирующегося общества, и Владимир Святославич это прекрасно понимал. О том, как монотеизм сменил собой политеизм - далее в нашей статье.

Христианизация и предшествовавшие ей события

Мало кто задается вопросом: «а какие события предшествовали принятию христианства»? Но вместе с тем этот вопрос очень интересен, поскольку крещению Древнерусского государства предшествовали поистине интересные и даже легендарные летописные предания.

Перед принятием христианства Владимир Святославич пытался «вдохнуть жизнь» в язычество, привести разрозненные верования, поклонение Макоши, Перуну, Даждьбогу, Волосу и другим во что-то целостное, способное сплотить разрозненные восточнославянские племена.

Он попытался выстроить пантеон богов с возглавлявшим его Перуном - богом-громовержцем, повелителем грозовых туч. Но эта удачная, с точки зрения князя, задумка, обернулась крахом и не привела к сколько-нибудь существенному объединению племен. Люди продолжали молиться своим богам-покровителям конкретного ремесла, защитникам определенных племенных образований.

Тогда-то он и стал задумываться о том, чтобы обратить свое государство в монотеистическую веру. Об этом мы можем узнать из столь значимой для нашего государства Повести временных лет, написанием которой занимался легендарный черноризец Киево-Печерского монастыря Нестор.

Из Повести временных лет мы узнаем, что на Русь были приглашены послы из Волжской Булгарии, Рима, Хазарского каганата и Византии. Эти государства представляли ислам, католицизм, иудаизм и православие.

Сразу же стоит заметить: разделения на католицизм и православие в то время еще не было, поскольку лишь только Вселенский собор 1054 года окончательно утвердил разделение двух церквей на Западную - с центром в Риме - и Восточную (с центром в Константинополе). Но для удобства мы приемлем такое разделение, поскольку уже в то время наметился серьезнейший раскол.

Что Владимир ответил каждому из них можно узнать из приведенной ниже таблицы.

Государство Изречение Владимира Красно Солнышко
Волжская Булгария (ислам) «Руси есть веселие пити» - в ответ на значительные ограничения в части употребления вина, запрет есть свинину и т. п. Предложение было отвергнуто.
Рим (католицизм) «Идите откуда пришли, поскольку нашими отцами это не было принято» - иноземцам-латинянам князь.
Хазарский каганат (иудаизм) «Нет у вас земли своей и крова, дак почто мне обращаться в вашу веру?» - задает Владимир закономерный вопрос хазарам, что были рассеяны.
Византия (православие) Владимир, выслушав прибывшего к нему византийца, сказал, что ему нужно «еще подумать, ибо опрометчивость в выборе веры может быть наказуемым».

И хотя вера византийцев Владимиру Святославичу пришлась по душе, он решил, совместно с боярами, прибегнуть к еще одному испытанию: послать людей к латинянам, мусульманам и грекам, чтобы понаблюдать за таинством отправляемого ими богослужения. Вернувшиеся из Константинополя послы глубокомысленно изрекли: «Побывав на богослужении, не знали мы, где есть - на небе или на земле». И князь сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

На этом события, что предшествовали принятию Русью христианства, рассмотрены.

Крещение Руси: как это было

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет . Этот год предваряли действия совсем иного характера - военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь.

Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

После взятия города он вступил в переговоры с императорами Василием и Константином, пообещав вернуть им город, если они выдадут за него их сестру Анну. А он, якобы в качестве уступки, согласится подвергнуть себя крещению.

Есть и другое предание, согласно которому Владимир захватил Корсунь только лишь ради женитьбы на Анне, которую не хотели выдавать за «варвара» ее братья. Но, вынудив их пойти на это, он … ослеп. И только лишь молитвами Анны ему было возвращено зрение. Уверовав в чудо, князь крестился и обвенчался со своей «спасительницей». Но это лишь предание, которое с действительностью имеет мало общего.

И уже в 988 году, вернувшись на Русь с супругой-гречанкой, князь сверг языческие идолы и повсеместно насадил христианство. Именно в этом году были произведены известные массовые крещения людей в Днепре.

Конечно, были и сопротивления со стороны населения Руси, но они носили характер не столько антихристианский, сколько антикиевский. Сопротивление носило больше именно политический окрас, нежели религиозно-культурный.

Почему именно христианство - государственная религия на Руси?

Причинами принятия христианства на Руси являются:

Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций - как внешних, так и внутренних.

Так ли велика роль христианизации на Руси?

Сложно переоценить значение принятия христианства на Руси. Ведь именно христианство сыграло большую роль в становлении того государства, которое сейчас занимает одну седьмую часть всей суши земного шара.

Кратко о значении христианизации:

Все это в той или иной степени говорит нам о том, что Владимир, за заслуги по части принятия христианства прозванный Равноапостольным, сделал правильный выбор, обзаведясь мощным союзником и укрепив власть в государстве.

Интересно знать: на реке Угре при князе Иване III.

Последствия христианизации: в пространстве и во времени

Христианство предопределило многие аспекты в развитии Древнерусского государства. Это касается, прежде всего, места в истории, которое было предопределено в 988 году на многие столетия вперед.

Крещение Руси может встать в один ряд с изобретением колеса и бумаги, как в масштабах государства, так и в пределах всего мира. И это не может быть вымарано со страниц истории: это случилось когда-то и так будет всегда.

В историческом плане принятие христианства имело далеко идущие последствия. Вплоть до того, что Россия, в последующем, унаследует от Византии двуглавого орла и статус «третьего Рима».

В политическом плане Русь примкнула к блоку православных государств. И хоть раскол тогда еще и не был официально признан, он уже давно наметился как по части богослужения, так и в плане государственности.

К культурным последствиям следует отнести бурное развитие письменности, зодчества и живописи. Все это было спровоцировано христианизацией, принятием византийской религиозной традиции. На Русь приглашались мастера из Византии: зодчие, живописцы, книжных дел мастера. Что, конечно же, придавало государству веса - как политического, так и культурно-экономического.

Были запрещены многие противоречащие духовности обряды; они насильственно изымались из обращения народом. Без восстаний не обходилось, но в культурном плане это было необходимостью.

Все это через несколько десятков лет приведет к рассвету Древнерусского государства , которое на политической арене будет иметь значительный вес, а династические браки сделаются обыкновенным делом. Для каждого европейского государя будет значимым родство с киевским правителем.

В конечном счете все эти последствия - закономерный итог крещения Руси. Принятие монотеистической веры требовалось для укрепления государства - и оно было Владимиром Равноапостольным произведено. История показывает, что сделанный им выбор - наиболее благоприятный с точки зрения дальнейшего развития государства. Убеждают в этом нас и нынешние дни…