Характерные черты аграрных стран. Самая аграрная страна в мире

Эпоха Петра I (1682-1725) изменила взгляды на образование и воспитание. За сравнительно короткий срок в России были созданы основы национальной системы образования. Допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определенному сословию, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством.

В эпоху Петра I в обществе стали складываться новые мировоззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Преклонение перед всем «иноземным» не могло не сказаться на изменении подходов к воспитанию и обучению юношества. В XVIII веке в России появляются первые воспитательные общества. В XIX веке осуществляются разнообразные педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения.

Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой «вырастали» первые педагогические теории. Вначале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.

С появлением же общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному – в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика. Так, по убеждению Квинтиллиана – теоретика ораторского искусства в Древнем Риме, общественное (школьное) воспитание имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Кто обучался в одиночестве, тот, выступив со своими познаниями в жизнь, будет как был ослеплен ярким солнечным блеском и станет в тупик при всякой для него новости».

Чешский педагог XVII века Я.А. Коменский, выделив 4 ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и, наметив для каждой ступени 6-летний период воспитания (6-летняя школа), указывал, что для детства такой школой является материнская школа в каждой семье. Я.А. Коменский выдвигает систему идей, связанных с признанием в природе ребенка великих даров: природное влечение к свету, знанию, добру, при этом роль воспитания определяется им как помощь ребенку в процессе его созревания. Это стремление войти в природу ребенка было выражено у него в установлении принципа «природосообразности».

Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ XVII века Дж. Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, – добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Поэтому Локк решительно настаивает на воспитании и обучении не в школе, а в семье, где разумный и добродетельный воспитатель сможет воспитать такого же «джентльмена». В этих рассуждениях Локка наблюдается и трезвая оценка современного ему общества, и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии естественных сил ребенка имели большое влияние в истории педагогической мысли. Для него дитя – это как бы чистая доска, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей как их следствие явилась вера Локка в исключительное влияние школы.

Французский просветитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители». Вместе с тем в своем романе «Эмиль, или О воспитании» он искусственно устранил родителей Эмиля, объявив его сиротой и поручив заботам молодого приглашенного воспитателя. Тем самым Руссо пытался оградить Эмиля от воспитательного влияния старого феодального общества, чтобы сделать своего героя в будущем создателем новой семьи – семьи свободного общества. Все произведение Руссо впервые проникнуто любовью к ребенку и верой в добрые начала в нем. Считая главным естественным правом человека право на свободу, Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступал против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он. Отсюда вытекает отрицание наказаний, которые заменяются естественными последствиями неправильных поступков детей. Например, если ребенок опоздал на обед, то он или совсем его не получает, или ест холодным. Это приучает ребенка к естественной дисциплине и формирует сознание порядка, закона.

Основными факторами воспитания детей Руссо считает природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и человеческих способностей, люди учат детей ими пользоваться, столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка. Важную роль Руссо отводит личности воспитателя, так как именно он помогает формировать интересы и взгляды ребенка, направляет всю его деятельность.

Резкая критика существующей цивилизации, ее ненормальных проявлений и требование Руссо вернуться к природе и заложенным в человеке естественным силам очень ценны. Руссо оказал огромное влияние на утверждение веры в природные силы ребенка в педагогической мысли. Вместе с тем, Руссо недооценивает влияние социальной среды на развитие ребенка, для него это отрицательный фактор. Но социальная среда есть важнейший проводник формирующих человека сил. Именно через нее ребенок получает наследие опыта жизни предшествующих поколений. У Руссо мы видим культ так называемого «естественного» развития индивидуума для того, чтобы он мог найти, прежде всего, самого себя. В то время как немецкий философ Натор подчеркивает, что человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими, выдвигая, таким образом, идею общности, жизни для целого, но не для себя. Человеку необходимо помочь развить социальные функции для жизни в обществе.

Стремление изменить отношение общества к проблемам воспитания заставило французских философов XVIII века, в частности Гельвеция, отдать решительное предпочтение общественному (школьному) воспитанию перед семейным при условии, что школы будут изъяты из рук духовенства, и организация их будет передана государству. На тех же позициях стоял и английский социалист-утопист XIX века Р. Оуэн. Он отрицательно относился к семейному воспитанию, так как брак и семья, по его мнению, являются одним из трех зол капиталистического общества. Лицемерие семейных отношений, утверждал Оуэн, нравственно развращает людей. Детей должна воспитывать государственная система, построенная на новых началах, где все дети, находящиеся на попечении общины, получат одинаковое образование. Родители будут иметь доступ к ним, но широкая система общественного воспитания заменит семью.

Однако другие педагоги не противопоставляли столь резко школьное воспитание семейному. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX в.), видя цель воспитания в выявлении «истинной человечности», подчеркивал, что к осознанию своей связи с человеческим родом каждый приходит в процессе семейного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями.

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям, и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход.

Не противопоставляя общественного воспитания семейному, Песталоцци указывал, что в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание. Сам Песталоцци обладал исключительным даром педагогического воздействия, умел подойти к душе ребенка, увлечь и овладеть ею. Ему пришлось взяться за воспитание беспризорных детей, и он поселился жить вместе с ними. Эта живая связь, умение привлечь к себе детей действовали бесконечно лучше других средств, и дети, находившиеся под его присмотром, очень сильно менялись. Песталоцци не только любил детей, но и верил в них, и этим больше всего способствовал тому, чтобы заменить школьную рутину живым воздействием при живом общении с детьми.

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий – один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Представители русской революционно-демократической мысли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, выдвигая задачу воспитания активного борца за переустройство общества, считали, что такой человек воспитывается и в семье, и в школе. Дома дети видят около себя житейские интересы, в классе проверяют свои наблюдения и, сообщая их родителям, получают от них новые указания и объяснения. Учение идет рядом с жизнью и содействует развитию здравого смысла и практического опыта, как считал Н.А. Добролюбов. Сущность единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению А.И. Герцена, в общественной значимости дела воспитания. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколичной жизни в сферу общественной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.

Первое – это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребенка.

Второе – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.

И третье – общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.

Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды привело к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе.

В ответ на это Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорит Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

Если люди не трудятся над нравственным устроением своей личности, то они, как правило, больше думают об удовлетворении своих физических потребностей и стремлении к наслаждениям. Чем быстрее и полнее будут удовлетворяться эти стремления, тем несчастнее и ничтожнее будет этот человек. «Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения – это цветы жизни, страдания – ее тернии, но это не сама жизнь. Кто над чем потрудился, тот то и имеет».

Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – социальное явление.

Этот педагог выдвинул следующие идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о народности в общественном воспитании, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал. Эти идеи нашли отражение в педагогических трудах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и других передовых представителей русской педагогической мысли XIX века. К.Д. Ушинский в своей статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» писал: «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа».

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребенка, по его мнению, играют женщины. Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества. Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. Поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу. В статье «Быть и казаться» Пирогов указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. Сколько нового узнали бы все родители и педагоги. Самое большое право родителей и воспитателей, как отмечает Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях.

Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Тот, кто живет сознательной вдохновенной жизнью, приносит действительную пользу обществу. Что касается людей, которые живут только внешней, хотя бы и очень интенсивной жизнью, но в полном «самозабвении», то они ничего не дают для истинного развития человечества. Белки в колесе, так называет их Пирогов, забавны, думая, что бегут вперед.

Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность. Призыв Пирогова «ищи быть и будь человеком» своевременен и для нашей эпохи.

В области теоретической педагогики начала XX века можно отметить появление замечательных трудов П.Ф. Лесгафта, посвященных вопросам семейного воспитания. Громадное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение». Предложенная им теория семейного воспитания, проникнута большой любовью к ребенку. По мнению Лесгафта, ребенок рождается ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию. «Испорченность» ребенка в большинстве случаев – результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей. Лесгафт считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи.

Различные типы детей, наблюдаемые в школе (лицемерный, честолюбивый, мягко-забитый, злобно-забитый и др.), формируются прежде всего в различных условиях их семейной жизни и воспитания. В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей. В школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, поэтому школа может и должна, считает Лесгафт, исправлять ошибки семейного воспитания.

Особую известность составили Лесгафту его замечательные лекции по теории физического воспитания. Будучи профессором анатомии, он еще в конце XIX в. создал в Петербурге курсы воспитателей и руководителей по физическому воспитанию. Все, кто проходил обучение на этих курсах становились не только хорошими специалистами-практиками, но и стойкими, преданными проводниками идей Лесгафта о бескорыстном служении интересам детей. В истории физического воспитания в России Лесгафту принадлежит исключительная роль: он не только научно обосновал педагогическое значение системы физического воспитания, но и сформировал важную педагогическую идею о воспитании тела ребенка. При этом следует подчеркнуть, что физическое воспитание не было для него самоцелью. Лесгафт был убежден, что дисциплина тела сообщает дисциплину и духу, вооружая тем самым личность навыками к выдержке и стойкости, так необходимыми любому человеку в жизни. Эта духовная сторона физического воспитания имеет (по Лесгафту) огромное значение в устроении социальной жизни человека.

Во второй половине XIX – начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний Н.В. Шелгунова (1824-1891), Я.Ф. Лесгафта (1837-1909), Я.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внесли работы П.Ф. Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания» (1898 г.; 2-е издание 1913 г.), «О природе детей» (1899 г.), «Основные начала семейного обучения» (1898 г.) и др.

С 1898 года под его руководством и общей редакцией издавалась первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось – единственный) съезд по семейному воспитанию. Одна из его главных задач – помочь семье в воспитании детей. С развитием капитализма женщина включалась в работу «вне дома», следовательно, возникала проблема: как совместить эту работу с воспитанием детей и ведением хозяйства. По словам Н.И. Пирогова, мать является «главным зодчим общества». Деятельность женщины приравнивали к общественно-полезной деятельности, поскольку она готовит будущих полезных граждан. В то же время отмечалось незнание матерями того, как осуществлять физическое и духовное воспитание – «их этому не учили».

На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. Сторонником их был К.Н. Вентцель. Он считал, что клубы облегчат «подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей». Внутри клубов предлагалось организовать помощь родителям в воспитании детей. В 1905 г. начали возникать так называемые «семейные группы» (просуществовали до 1912 года).

Цель таких «семейных групп» – воспитание общественных качеств у детей, влияние их друг на друга, подготовка их в учебные заведения. Родители объединялись в группы в силу различных причин, например, из-за одиночества ребенка, нежелания отдавать его в детский сад, отсутствия поблизости учебного заведения и др. Возраст детей групп – от 4 до 10 лет. По оценке современников, дети охотно посещали эти группы, родители давали положительные отзывы о деятельности «семейных групп», занятия с детьми осуществлялись 5-6 раз в неделю от 2-х до 4-х часов в день по грамоте, арифметике, природоведению, искусству, проводились Фребелевские занятия, преподавался Закон Божий и другие предметы. В то же время отмечались некоторые правовые проблемы (нелегальное существование, трудности с помещением и т.д.). На съезде высоко оценивалась деятельность «семейных групп», которые развивали общественные качества у детей и сохраняли их индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX – начала XX в. было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. В литературе тех лет отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребенка – в руках семьи. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека.

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

10 стран, которые как и все прочие, начали с сельского хозяйства, но продолжают преуспевать в нем до сих пор

В то время как самые развитые в космическом отношении страны продолжают раздвигать границы нашего существования, экспортеры-гиганты создают основу для пропитания и укрепления мощи всего человечества, наше собственное "топливо" — еду. Также известное как «освоение природы» сельское хозяйство уже давно не только способы выращивания животных, растений и грибов и других полезных продуктов. Современные технологии изменили облик сельского хозяйства и всех смежных отраслей, оно перешло в стадию развития, близкую к сюжету научно-фантастического кино, иногда довольно пугающего.

Ведь еще не так давно невозможно было себе представить, что вы идете в супермаркет и покупаете себе на обед несколько разнообразных элементов для приготовления необычных блюд. На самом деле, до того как мире произошла индустриальная революция, большинство представителей человечества были заняты на сельскохозяйственных работах, поскольку это и был основной способ выживания. Представьте, что Вам бы потребовалось поехать в Китай, чтобы поесть китайской еды, так как ничего похожего на ингредиенты этой кухни иначе не достать! Сельскому хозяйству потребовался огромный и трудный путь длиной в 11 тысяч лет для того, что выделить и окультурить растения и животные взятые из дикой природы. Через многие поколения искусственного отбора природа одомашненных растений сильно изменилась и, и лишь сопоставление их с дикими «предками» позволяет ученым строить догадки о трудности пройденной дороги.

После возникновения таких способов обработки земли как севоооборот, ирригация и других многочисленных технологий которые сохраняют Ваш салат таким свежим и хрустящим, включая натуральные удобрения, которые появились и незаметно стали естественной и автономной технологией нашего времени. Прошлый век привнес особенно сильный сдвиг в данной области, включая такие важные достижения как применение синтетических удобрений, пестицидов, селекции и ГМО. Все эти высокотехнологичные преобразования сыграли свою роль в превращении нашего мира в куда более гостеприимное место, правда, пока, к сожалению, не для всех. Давайте взглянем на 10 наиболее развитых стран в области сельского хозяйства:

10.Япония: совокупный доход от сельского хозяйства 51 млрд долл.

Наш список открывает Япония, страна с большим населением, которая также лидирует и во многих других отраслях. Как мы все знаем Япония — один из крупнейших в мире производителей морепродуктов. Японская экономика сильно сосредоточена на сельском хозяйстве и это весьма обосновано.

9. Аргентина: совокупный доход от сельского хозяйства 59 млрд долл.

Основные продукты сельскохозяйственного экспорта Аргентины: пшеница, соя и кукуруза. Несмотря на то, что страна на 9-м месте, население страны постепенно уходит от сельского хозяйства как такового.

8. Турция: совокупный доход от сельского хозяйства 62 млрд долл.

Аграрный сектор в Турции широко распространен и развит. Страна лидирует по самой разнообразной продукции, такой как: инжир, табак, лимон, чечевица, фисташки, лесные орехи и многое другое.

7. Пакистан: совокупный доход от сельского хозяйства 63 млрд долл.

Пакистан занимает почетное 7 место, это неудивительно, ведь почти половина населения страны заняты в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственная столица Пакистана — Пенджаб — важнейший центр выращивания пшеницы и хлопка.

6. Нигерия: совокупный доход от сельского хозяйства 106 млрд долл.

Нигерия заняла 6-е место среди наиболее развитых в сельском хозяйстве держав, с их впечатляющими экспортными объемами фруктов, бобов и орехов, включая натуральный каучук.

5. Бразилия: совокупный доход от сельского хозяйства 110 млрд долл.

Бразилия широко известна как лидер в производстве таких продуктов как сахарный тростник, кофе, соя и курятина. Они и другие страны Южной Америки продолжают развивать сельскохозяйственный сектор.

4. Индонезия: совокупный доход от сельского хозяйства составляет 127 млрд долл.

Четвертое место отходит Индонезии, в которой почти половина населения без устали работает в сельском хозяйстве. Страна которая является крупнейшим экспортером натурального каучука, кофе, специй, какао и многой другой сельскохозяйственной продукции.

3. США: совокупный доход от сельского хозяйства: 290 млрд долл.

Страна занимает 3 место за впечатляющие достижения как крупнейшее в мире производство кукурузы. Остальные крупные статьи экспорта страны — это различные виды мяса, молока и другой продукции животноводства.

2. Индия: совокупный доход от сельского хозяйства 4134 млрд долл.

Сельскохозяйственными работниками является половина населения страны, хотя их чиисло медленно, но верно сокращается. «Серебряный призер» занимается экспортом, в основном, в развивающиеся страны, а также и в некоторые развитые.

1. Китай: совокупный доход от сельского хозяйства: 1 трлн. 88 млрд долл.

Китай, кототрый возглавляет топ-10 стран с наиболее развитым сельским хозяйством, вплотную приблизился к тому, чтобы производить столько же сельхозпродукции сколько остальные участники рейтинга вместе взятые. Китай — бесспорно самый крупный экспортер сельскохозяйственной продукции в мире.

Министр народного хозяйства

Формирование Мирового хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. Оно возникает тогда, когда появляется мировой рынок. Дальнейшему расширению этого рынка способствовали развитие транспорта и машинной индустрии. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце 19 – начале 20 веков. В основе Мирового хозяйства лежит понятие о международном географическом разделении труда, которое выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Решающую роль в развитии мирового хозяйства играют ТНК.

Человеческое общество проходит три последовательные стадии развития хозяйства: доиндустриальную(аграрную), индустриальную, постиндустриальную. Страны мира на сегодняшний день остановились на различных стадиях развития.

Страны с аграрной экономикой: развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки (Афганистан, Монголия, Судан, Эфиопия, Чад, Никарагуа и т. д.).

Страны с индустриальной экономикой: нефтедобывающие страны, ключевые развивающиеся страны, бывшие соцстраны (страны Юго-Западной Азии, Мексика, Индия, Бразилия, Венгрия и т. д.)

Страны с постиндустриальной экономикой: ЭРС (США, Япония, страны Европы и т. д.).

Многие страны находятся на переходных стадиях развития экономики (Россия, Китай, Австралийский Союз и т. д)

НТР вызвала большие сдвиги в структуре материального производства, в котором в настоящее время заняты 1,5 млрд. человек. Географический рисунок хозяйства определяет расселение населения (городские агломерации , рекреационные зоны) и его хозяйственная деятельность (промышленные районы, основные транспортные магистрали). На сегодняшний день сформировались экономические районы четырех основных типов:

- высокоразвитые районы – они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы; в этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших корпораций;

- старопромышленные районы – возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого; для них обычно характерны такие старые отрасли как каменноугольная, железнорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные рядовые производства преобладают над наукоемкими;

- аграрные районы – районы слабо затронутые индустриализацией, с преобладанием с/х;

- районы нового освоения – часто труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными ресурсами.

Несмотря на относительное единство мирового хозяйства, отдельные части которого тесно связаны между собой МГРТ, определенные различия между этими частями не могут не существовать. В результате сформировалось несколько пространственных моделей мирового хозяйства:

- двучленная – ЭРС и РС;

- трехчленная – ЭРС, СПЭ, РС; Центр (25-30 стран Севера), Периферия (около 100 РС Юга),

Полупериферия (НИС, ОПЕК, СПЭ)

- десятичленная – США, Канада, ЕС, Япония, Китай, СНГ, НИС

В последнее десятилетие в мировом хозяйстве возрастает роль АТР, который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира (60% ВВП, 40% объема мировой торговли).

Высшая ступень развития МГРТ – международная экономическая интеграция, т. е. объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран:

ЕС (25 стран) – 1/5 мирового ВВП, 2/5 мировой торговли; сформировалось единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, технологий, рабочей силы.

АСЕАН (10 стран)

АТЭС (21 страна)

НАФТА (3 страны) - более ¼ мирового ВВП, представляет собой общий рынок;

ЛАИ (11 стран) – основная цель создание общего рынка стран-членов;

ЕЭП (4 страны в СНГ)

ОПЕК (11 стран) – отраслевая экономическая группировка стран-экспортеров нефти.

Министр промышленности

Промышленность занимает очень важное место в экономике мира. Без промышленности не было бы прогресса. Но на фоне научно-технического прогресса бывают периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил – НТР (18-19 в – промышленная революция; середина 20 в – современная НТР).

Производство в эпоху современной НТР развивается по шести главным направлениям:

* электронизация;

* комплексная автоматизация;

* производство новых материалов;

* ускоренное развитие биотехнологии;

* космизация;

* перестройка энергетического хозяйства.

Продолжают играть большую роль и такие, ставшие уже традиционными, пути совершенствования производства, как его механизация, электрификация, химизация. Произошли сдвиги в структуре территориального производства: переход отраслей вторичного и третичного сектора в РС Севера, ориентация на импортное сырье, освоение новых районов.

В отраслевой структуре еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли «авангардной тройки» - машиностроительной, химической промышленности , электроэнергетики , от которых в первую очередь зависит НТР. Снижение же доли добывающей промышленности до менее чем 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим.

Особую роль играют новейшие наукоемкие производства, такие как роботостроение, биотехнологии, освоение космоса и др. Роботостроение в наши дни стало одной из наиболее важных наукоемких отраслей производства, а общее число промышленных роботов в мире в начале 21 века достигло почти 800 тысяч. Самым большим парком таких роботов обладают Япония, США, ФРГ, Италия, Республика Корея.

Основные факторы размещения новейших наукоемких производств:

    наличие университетов, факультетов, институтов; наличие квалифицированных рабочих и ученых; инвестиции государства и частных предпринимателей; наличие производственных материалов.

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности, в которую ныне вовлечено более 8 млн. человек, т. е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле, - наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия в этом между ЭРС и РС очень велики.

Главные районы концентрации науки:

    США Япония Западная Европа Россия

Главные промышленные районы мира:

    Юго-Восточная Бразилия Северо-Восток США Калифорния Северо-Запад США Северная Мексика Юго-Запад Канады Юго-Восток Канады Западная Европа Центральная Кузбасс Восточный Китай Тихоокеанский район Восточная Индия

Страны-лидеры по развитию промышленности:

    США Китай Япония Германия Россия Франция Великобритания Италия Канада Индия Бразилия Мексика о. Тайвань Индонезия Саудовская Аравия Республика Корея Испания Австралия Таиланд Малайзия

Значение отрасли и изменение под влиянием НТР

Старейшая базовая отрасль материального производства – с/х, остается главным занятием жителей нашей планеты – в настоящее время в ней трудится почти половина экономически активного населения мира. Роль с/х в экономике показывает структура национального и регионального хозяйства. По доле занятых в с/х среди ЭАН или по удельному весу продукции с/х в ВНП страны судят об общем уровне развития экономики. По этим показателям выделяют страны аграрные, индустриальные и постиндустриальные. В мире, в с/х ныне занято 45% ЭАН планеты, при этом в промышленно развитых странах доля с/х работников сократилась до 2-3%, а в аграрных странах остается весьма большой (60-75%).

Во второй половине 20 в, в условиях ускоренного научно-технического и социально-экономического развития в мире, с/х испытало невиданные ранее изменения в материально-технической базе, что дало повод говорить о наступлении периода НТР в этой, достаточно консервативной, отрасли материального производства. Фактически началом эпохи современной НТР стали уже 20-30 гг., когда в развитых странах С. Америки и З. Европы, а также в СССР началась массовая тракторизация. В 40-50 гг особых успехов добились селекционеры с/х культур(в США были выведены высокоурожайные сорта гибридной кукурузы). В 60-е гг произошла химическая революция, когда применение минеральных удобрений, химических средств защиты растений приобрело широкий размах. В эти же годы началась 1-я «зеленая революция», которая привела к созданию и распространению в развивающихся странах высокоурожайных сортов продовольственных зерновых (пшеницы и риса). В 80-е гг произошла 2-я «зеленая революция» на базе биотехнологии, генной инженерии (помидоры, картофель, соевые бобы, хлопчатник, рапс), создание биологических средств защиты растений, компьютеризации и внедрения роботехники.

С/х развитых и развивающихся стран

С/х развитых стран находится на машинной стадии производства, тогда как большинство территорий «третьего мира» остается на мануфактурной стадии, т. е. в этой отрасли господствует ручной труд и животная тягловая сила. Сохранились и ареалы примитивно традиционного хозяйства. Тракторами возделываются 4/5 пашни в развитых странах и лишь 1/5 в развивающихся; с помощью рабочего скота обрабатываются в развитых странах 1/10 пашни и в развивающихся – ½; собственно вручную в развитых странах возделывается 1/20, а в развивающихся ¼ пашни. В странах соц. Ориентации нет частной собственности на землю. В экономически развитых странах большая часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных землевладельцев и сдается в аренду. В развивающихся странах карта аграрных отношений отличается большей пестротой: крупные помещичьи землевладения , малоземельные и безземельные крестьянские хозяйства, иностранное землевладение, общинные земли, хозяйства с феодальными и родоплеменными отношениями.

Значителен также разрыв в уровне материально - технического оснащения разных типов хозяйства.

При этом в мировом хозяйстве существует парадокс: в ЭРС наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в РС наоборот – продовольственная проблема.

Отраслевой состав

С/х производство подразделяется на две отрасли – растениеводство и животноводство.

Растениеводство – это развитие культурных растений: плодовые и полевые культуры (продовольственные и непродовольственные). Среди полевых культур выделяют зерновые, зернобобовые, овощи, бахчевые, кормовые, технические.

Животноводство – развивается в тесной связи с растениеводством и пищевой промышленностью . Выделяют скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, верблюдоводство , коневодство, оленеводство.

Представитель инфраструктурного комплекса

Пресс-конференция

Значительное развитие получила газовая промышленность . Это обусловлено следующими причинами:

· Наличие больших разведанных запасов природного газа;

· Относительная дешевизна его добычи и транспортировки;

· Газ - экологически более «чистое» топливо.

В 20 в. Мировая добыча природного газа возросла более чем в 14 раз, превысив уровень 2,4 трлн. куб. м. Основные производители природного газа США, Канада. Россия, СНГ, Зарубежная Европа, также произошло смещение добычи в южные страны – Юго-Восточная и Юго-Западная Азия, Латинская Америка. В мировую торговлю поступает более 25 % добываемого газа. Страны-экспортеры (по газопроводам) – Россия, Туркменистан, Нидерланды, Канада, Алжир и др. Остальная часть отправляется на экспорт в сжиженном виде в танкерах-метановозах. По прогнозам добыча газа будет расти.

Несмотря на конкуренцию с другими отраслями, сохраняет свое значение и угольная промышленность , уровень мировой добычи достигает 5 млрд. т. Из отдельных регионов мира особо выделяются Зарубежная Азия, Северная Америка, Зарубежная Европа, страны СНГ, а из отдельных стран – Китай, США, Индия, Австралия, Россия. Уголь потребляется преимущественно в тех же странах, где и добывается, но все же примерно 20 % его поступает на мировой рынок. Австралия, США, ЮАР, Канада специализируются по экспорту угля. Россия тоже относится к числу экспортеров каменного угля.

Охарактеризуй те изменение пропорций в развитии металлургии между Севером и Югом. Назовите страны, являющиеся лидерами в этой отрасли.

Металлургия – наука о промышленных способах получения металлов из природного сырья, а также отрасль промышленности, занимающаяся добычей и производством металлов. Она делится на черную и цветную металлургию. Выделяются способы добычи металлов:

    Пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высоких температурах; Гидрометаллургия – получение металлов из растворов их солей путем электролиза растворов или вытеснением более активными металлами; Электрометаллургия – электролиз расплавов.

На протяжении длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. Но под влиянием энергетического и сырьевого кризисов темпы развития металлургии как одной из типичных старых отраслей резко замедлились. Хотя, на рубеже 20 и 21 вв. мировая выплавка стали все же превысила 800 млн. т. Такое замедление объясняется снижением металлоемкости производства в эпоху НТР, мерами по охране окружающей среды от загрязнения и др.

Одновременно стала изменяться пропорция между странами Севера и Юга. Уже 2/5 всей мировой выплавки стали приходится на страны Юга (с Китаем). Такая «миграция» черной металлургии в развивающиеся страны, с одной стороны, объясняется потребностями их индустриализации, а с другой – политикой переноса «грязных» производств из Японии, Западной Европы и США в эти страны.

По размерам выплавки стали особо выделяется Зарубежная Азия, где находятся её производители – Китай, Япония, Республика Корея, Индия. Также крупную выплавку стали имеет Зарубежная Европа (ФРГ, Италия, Франция, Великобритания), Северная Америка (США, Канада), страны СНГ (Россия, Украина).

Факторы размещения металлургии:

    Ориентация на каменноугольные бассейны; Ориентация на железорудные бассейны; Ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды; Ориентация на потребителя.

На мировой рынок ежегодно поступает 200-250 млн. т. проката черных металлов. Страны – экспортеры: страны ЕС, Япония; импортеры – США, Китай.

Расскажите об особенностях развития цветной металлургии.

Цветная металлургия по размерам производства уступает черной металлургии примерно в 20 раз. При этом металлургия тяжелых, легирующих и благородных металлов обычно «привязана» к странам и районам их добычи. Этим объясняется и то, что в странах Азии, Африки и Латинской Америки цветная металлургия возникла давно, еще в колониальный период. В отличие от тяжелых, руды легких металлов, по содержанию полезного компонента, напоминают железную руду и, вполне, транспортабельны. На экспорт идет более 1/3 бокситов, добываемых в мире, а среднее расстояние их морских перевозок превышает 7 тыс. км. Поэтому промышленность по добыче цветных металлов – яркий пример отрасли с сильным территориальным разрывом между добычей сырья и потреблением готовой продукции .

Влияние металлургии на окружающую среду

В настоящее время из недр Земли ежегодно извлекается одной только железной руды почти 1 млрд. т. Для этого на земном шаре тысячи квадратных километров заняты карьерами, отвалами и обогатительными фабриками. В результате многие районы планеты превратились в безжизненные пустыни с колоссальными подземными пустотами.

Непосредственную угрозу для человечества представляют огромные отвалы – горы пустых пород. Вода растворяет содержащиеся в них соединения тяжелых, легких и радиоактивных металлов. Они попадают в водоемы , отравляют окружающую растительность, а через продукты питания и организм человека.

Не менее опасны крупные металлургические комбинаты; их владельцы не считали необходимым устанавливать очистные фильтры. Современное оборудование позволяет решить эту экологическую проблему, однако из-за дороговизны его применяют далеко не во всех странах.

Какие изменения происходят на современном этапе в машиностроительном комплексе?

Существенные изменения происходят в территориальной структуре мирового машиностроения. До недавнего времени более 9/10 продукции этой отрасли давали страны Севера, и в первую очередь страны «большой восьмерки », особенно США, ФРГ и Япония. Затем стала возрастать доля Юга – прежде всего доля НИС, Китая, Индии, Бразилии, Мексики, Аргентины. Ныне она достигла ¼ . На экономической карте мира в самом общем плане можно выделить четыре машиностроительных региона:

    Северная Америка – производятся практически все виды машиностроительной продукции; Зарубежная Европа – производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях; Восточная и Юго-Восточная Азия – в котором лидирует прежде всего Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии; в него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всего на выпуске бытовой электроники; Китай; СНГ – для большинства стран, входящих в этот регион, машиностроение одна из главных отраслей международной специализации.

В США, ФРГ машиностроение обеспечивает примерно ½ всего экспорта, в Японии – 2/3. На экспорт идет и почти вся бытовая электроника, производимая в НИС Азии.

На какие две относительно самостоятельные части подразделяется третичный сектор экономики?

Третичный или инфраструктурный комплекс подразделяется на две части:

    Коммуникационная система, в состав которой входят транспорт и связь – производственная инфраструктура; Сфера обслуживания – социальная инфраструктура.

Какие виды туризма получили развитие в сфере современного международного туризма?

В зависимости от целей международный туризм подразделяется:

    Оздоровительный (рекреационный); Познавательный (экскурсионный); Деловой; Научный

*экологический

*экстремальный- морские путешествия в Арктику, Антарктику, прыжки с парашютом на Северный полюс

*космический

    Религиозный; Посещение знакомых, родственников.

По способам передвижения туризм подразделяется:

    Автомобильный; Железнодорожный; Морской; Авиационный; Речной.

Главную роль в международном туризме играет автомобильный транспорт (легковые автомобили, автобусы) и авиационный туризм. Но в последнее время быстро стал развиваться морской круизный туризм, для которого строятся специальные комфортабельные суда.

Какие регионы мира наиболее привлекают туристов?

Главным районом мира, привлекающим иностранных туристов, была и остается Европа, среди стран которой особенно выделяется «Большая тройка»- Франция, Испания, Италия. В Азии больше всего туристов принимают Китай, Малайзия, Тайланд. В Северной Америке – США, в Латинской Америке – Мексика.

Что включает в себя понятие о «Зеленой революции»?

«Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.

« Зеленая революция» включает в себя три компонента:

    Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, повышение их урожайности; Расширение ирригации – искусственное орошение; Более широкое применение современной техники удобрений и других химикатов.

В результате проведения подобных мероприятий отмечается:

    Удовлетворение развивающихся стран своих потребностей в зерне; Возрастание урожайности; Увеличение спроса на машины и удобрения

Какими факторами определяется география размещения современного животноводства?

География современного животноводства в первую очередь определяется размещением скота, общее поголовье которого достигает 4,5 млрд. голов. Главную роль при этом играют три основные отрасли:

    КРС (около 1,4 млрд. голов) дает почти все молоко и более 1/3 мяса. Интенсивное молочное и мясомолочное скотоводство наиболее распространено в лесной и лесостепной зонах умеренного пояса. Мясной скот разводят преимущественно в более засушливых районах умеренного и субтропического пояса.

Страны-лидеры: Индия, Австралия, Бразилия, Китай, США, Аргентина, Эфиопия, Судан, Мексика, Россия.

    Свиноводство (1,1 млрд. голов) дат 2/5 всей мировой мясной продукции. Почти половина мирового поголовья свиней приходится на Азию, прежде всего на Китай.

Станы-лидеры: Китай, США, Вьетнам, Польша, Испания, Россия, Мексика, Франция.

    Овцеводство (около1 млрд. голов) мясошерстного направления характерно для районов с достаточным увлажнением и относительно мягким климатом; тонкорунного и полутканного направления для более засушливых регионов.

Страны-лидеры: Китай, Австралия, Индия, Иран, Великобритания, Новая Зеландия, Турция, Пакистан, ЮАР, Судан.

По общим размерам поголовья лидирует Зарубежная Азия, на втором месте – Латинская Америка и Африка, тогда как регионы Зарубежной Европы, Северной Америки, Австралии и СНГ ни по одному из видов скота не занимают первого места. Животноводство в странах Запада даже при более или менее стабильном поголовье дает значительный прирост продукции, вполне обеспечивая их собственные нужды и открывая возможности для экспорта, это происходит из-за высокого уровня механизации, электрификации и автоматизации многих животноводческих процессов.

На каком уровне развития находится такая отрасль с/х как рыболовство?

Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигли 130 млн. т в год, добыча ¼ белковой пищи животного происхождения. 72-75 % улова предназначено для питания людей, остальную часть перерабатывают в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир, используют на корм скоту или в фармацевтике.

В географии мирового морского рыболовства во второй половине 20в произошли большие изменения. Если до и после Второй мировой войны традиционно главным районом рыболовства была Северная Атлантика (а из стран соответственно Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее «эпицентр» переместился в северную часть Тихого океана. Важным районом рыболовства стала также восточная часть этого океана, прилегающая к Южной Америке . Ныне именно в этих акваториях расположено большинство стран, формирующих «первую десятку» рыболовецких держав (Китай, Перу, Япония, Индия, США, Индонезия, Чили, Россия, Тайланд, Норвегия).

Какое влияние оказывает сельское хозяйство на окружающую среду?

Использование химических препаратов для борьбы с вредителями и переносчиками болезней способствовало резкому сокращению заболеваний малярией, энцефалитом и другими опасными болезнями. Применение минеральных удобрений обеспечило значительную прибавку урожая. Однако, излишества в применении минеральных удобрений приводят к отрицательным последствиям: сокращается рост урожайности, т. к. растения не усваивают излишков питательных веществ, увеличивается загрязнение почв и водных бассейнов (1/3 попадающих на поля удобрений смывается талыми и дождевыми водами в водоемы и водотоки; азотные удобрения, распадаются, разлагая органическое вещество и истощая почву; избыток нитратов и фосфатов приводит к снижению качества продуктов питания людей). В водоемах и водотоках химические удобрения вызывают процесс евтрофикации, т. е. переобогащения их питательными веществами, которые ассимилируются водными растениями, ухудшая качество водной среды. При гниении таких растений, в особенности водорослей , вода теряет кислород и насыщается сероводородом. Плотный ковер микроскопических водорослей образуется в устьях и эстуариях рек, может переноситься в другие морские акватории, вызывая «красные», «желтые» и «зеленые» приливы, оказывающиеся гибельными для морских обитателей (Европа, Азия, Америка).

Многие ядохимикаты – инсектициды, пестициды, гербициды, дефолианты – обладают очень высокой токсичностью и биологической активностью, способностью накапливаться в живых организмах по мере продвижения по пищевой цепи и вызывать нежелательные побочные эффекты и даже генетические нарушения.

Применение ДДТ привело к катастрофическому сокращению популяции белоголового орлана в США, беркута в Шотландии, во многих реках США и Канады погибли лосось и форель, в ряде стран Европы – зайцы. ДДТ был обнаружен в тканях гренландских китов, тюленей Арктики, пингвинов Антарктики .

/ Риск быть убитым молнией – 1 случай на 2 млн. человек в год. Риск погибнуть от укуса змеи в Индии – 1 случай на 500 тыс. человек в год. Риск погибнуть в авиакатастрофе – 1 на 100 тыс. авиапассажиров. Риск погибнуть от аварии на производстве – 1 на 30 тысяч. Риск погибнуть в автомобильной катастрофе – 1 на 5-10 тысяч. Риск погибнуть от отравления пестицидами в районах с интенсивным их использованием – более чем 1 на 1 тысячу человек./ - Яблоков А., Элдберг Р. Трудный путь к воскресению. М.: Прогресс, 1988.

Для того, чтобы избежать столь неблагоприятных последствий, в большинстве развитых стран ДДт и около 500 других ядохимикатов уже запрещены для употребления. Большое развитие получили биологические и механические способы борьбы с вредителями и производящие гораздо более «чистые» продукты питания.

Большое значение для предупреждения эрозии и загрязнения почвы имеет применение таких технологий как минимальная её обработка, которая предусматривает одновременное культивирование посевной площади, посев и заделку семян, и тем более нулевая её обработка, когда посев производится прямо по растительному покрову без всякой предварительной распашки. Внедрение капельного и подпочвенного орошения с использованием пластиковых труб, компьютеров и автоматики позволяет не только снизить потери воды, но и избежать вторичного засоления (Страны Персидского залива). В странах Европы и Северной Америки особое внимание уделяют уменьшению загрязнения среды, связанного с крупными животноводческими комплексами (загрязнение рек жидким навозом).

МИНИСТР

НАРОДНОГО

ХОЗЯЙСТВА

МИНИСТР

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ТОПЛИВНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МЕТАЛЛУРГИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ХИМИКО – ЛЕСНОГО

КОМПЛЕКСА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

МАШИНОСТРОЕНИЯ

МИНИСТР

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ЖИВОТНОВОДЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА И

РЫБОЛОВСТВА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ОТРАСЛИ -

РАСТЕНИЕВОДСТВО

МИНИСТР

ИНФРАСТРУКТУРНОГО

КОМПЛЕКСА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ

ФИНАНСОВО –

КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ОТРАСЛЕЙ

КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ТУРИСТИЧЕСКОГО

БИЗНЕСА

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Украина имеет все шансы стать «аграрной сверхдержавой»: ее потенциал позволяет нарастить производство сельхозпродукции и увеличить присутствие на мировом рынке. Об этом . А несколько ранее президент Петр Порошенко назвал сельское хозяйство приоритетной отраслью экономики. Гордость за отечественный аграрный сектор стала и главным лейтмотивом правительственных отчетов 2015 года. Однако у этого оптимизма есть и обратная сторона: государство с аграрной, а тем более – сырьевой, специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед как глобальными, так и локальными вызовами. В чем это выражается, и почему заявления о грядущем процветании Украины вследствие сырьевой экспансии на мировые рынки – не более чем популизм, Forbes пояснил Владимир Панченко , директор Института экономических и общественных исследований имени Александра Поля.

Давно известна и доказана историей истина: богатая страна и аграрная страна − понятия взаимоисключающие. И, как это ни парадоксально, больше всего голодных бунтов в мире происходило именно в государствах с развитым сельским хозяйством.

Почему аграрные страны уязвимы? Первая и главная причина − поставка монопродукции. А любой продукт, который продается на бирже, скажем, пшеница или кукуруза, всегда был очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу монопродукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется.

Давайте обратим внимание на колебания цен на сельхозпродукцию за последние 20 лет. Например, пшеница: от $105 за тонну в 2000-м до $439 в 2008 году. Последние тренды демонстрируют падение по всем сырьевым продовольственным позициям: пшенице, кукурузе, ячменю, семенам подсолнечника. В результате имеем продолжающееся более восьми лет падение цен на сельхозпродукцию.

Дифирамбы нашим черноземам и полям стоит оставить фольклору. Вы можете продавать запчасти к самолету с маржей в 100% или 500%, но не добьетесь таких цифр, продавая зерно или руду. Даже если у вас богатые месторождения и самая лучшая почва

Небольшое сравнение с автомобильным сектором. На недорогой японский внедорожник с начала 2013-го до конца 2015 года цена колебалась на уровне $28-32 тыс. В этот же период цена на зерно упала с $310 до $212 за тонну, достигнув к концу 2015 года $160-170 за тонну. Стоимость автомобиля колебалась в диапазоне 7-14%. В этот же период цена на зерновые упала в 2,4 раза, то есть почти на 60%.

С 2005 по 2010 год цена на зерно в основном держалась в диапазоне $145-215 за тонну. В течение второй половины 2007-го был пик − $430 за тонну, но в 2008-м оно подешевело до $220. Стоимость автомобиля в это время была стабильной.

Поэтому, сколько бы мы ни увеличивали валовой сбор зерна − если цена будет низкой, Украина от этого богаче не станет. Причем чем больше мы будем производить продукции, тем более весомым может быть колебание цен. Даже 5 или 10 млн тонн дополнительного поступления на рынок монотовара из Украины может привести к волатильности, что будет убивать доходность.

Поэтому дифирамбы нашим черноземам и полям стоит оставить фольклору. Вы можете продавать запчасти к самолету с маржей в 100% или 500%, но не добьетесь таких цифр, продавая зерно или руду. Даже если у вас богатые месторождения и самая лучшая почва.

Богатые страны, которые имели все условия для развития сельского хозяйства, отказались от этого сомнительного счастья. Австралия на государственном уровне провозгласила несырьевое будущее, несмотря на мощный зерновой сектор. Даже, казалось бы, аграрная Бразилия, обладая громадными сырьевыми запасами, сегодня делает ставку на авиастроение (самолеты Embraer). Турция долгое время ассоциировалась с сельским хозяйством. Но в своем 20-летнем плане экономического развития это государство поставило стратегическую задачу: уменьшить долю сельхозпродукции в ВВП до менее чем 10%. В результате Турция развивалась в промышленном направлении, и за десять лет (сюда вошли и периоды кризиса) увеличила свой ВВП в три раза.

Дополнительная стоимость? Нет, не слышали

Во время последнего визита в Иерусалим министр аграрной политики и продовольствия не скрывал восторга от того, что 40% израильского хлеба выпекается из украинского зерна. «Простота хуже воровства» − профильный министр гордится тем, что мы экспортируем сырье, а не ту же муку, по сути, расписываясь в том, что мы превратились в сырьевой придаток из когда-то аграрной страны. 57% украинского аграрного экспорта − сырье.

Конечно, существуют сложности с выходом на экспортные рынки с продукцией с большой добавленной стоимостью. Однако фиаско с поставкой яиц одного из наших крупных холдингов, недавние заявления владельца другого агрохолдинга о вреде присоединения Украины к ЗСТ с ЕС именно по аграрному сектору, который по всем исследованиям считался перспективным, свидетельствуют, что нашу переработанную продукцию не очень ждут ни на развитых рынках, ни в развивающихся.

Сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Даже при увеличении производства зерновых вдвое вклад сельского хозяйства в ВВП может составлять максимум 14-15%

Давайте говорить откровенно − в Украине дестимулируется развитие переработки в агросекторе. Поэтому выгоднее заниматься зерном. В начале 1990-х, после окончания аспирантуры, я погрузился с головой в бизнес, экспортируя в Центральную Европу изделия из металла и импортируя одежду. Через некоторое время я получил от венгерских партнеров предложение создать в Украине совместное предприятие − сеть мини-пекарен для выпечки хлеба.

Этот бизнес был прибыльным в Венгрии, похожие надежды возлагались и на нашу страну. Но после составления бизнес-плана оказалось, что получить прибыль на изготовлении хлеба в Украине невозможно из-за его политически заниженной цены − около $0,1 за буханку. Зато в Венгрии цена хлеба составляла $0,6. Опытный коллега по бизнесу объяснил, что именно столько составляет порог рентабельности. Мол, хлеб должен стоить $0,6-1, чтобы все зарабатывали. Я решил «подождать цены» несколько лет, но так и не дождался, и погрузился в другие проекты. Прошло 20 лет, ситуация не изменилась: те, кто работает в хлебопекарной отрасли по рыночным правилам − убыточны. Производство хлебобулочных изделий в Украине из года в год падает. Аналогичная ситуация – на рынке молока и в ряде других секторов.

Иллюзия привлекательности агросектора возникла повторно в 2014 году как раз из-за бездарной деятельности правительства и Нацбанка. Произошло катастрофическое падение гривны − и многие с удивлением увидели, что наша сельхозпродукция пользуется повышенным спросом в мире. Но ситуация исправилась в течение следующего года, когда внутренние цены поднялись соответственно повышенному после девальвации курсу доллара. Если девальвация происходит в пределах 15% плавно и ежегодно, можно говорить о качественной валютной экспортно-поддерживающей политике. Но для начала нужно иметь товар, который нужно поставлять на рынок.

Сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Даже при увеличении производства зерновых вдвое вклад сельского хозяйства в ВВП может составлять максимум 14-15%.

Кабмин (как нынешний, так и предыдущие) всегда смотрит на статистику, и убеждает, что у нас успешный экспорт, имея в виду зерно. Но уже даже европейцы отказались от риторики, что Украина должна быть аграрным государством. Сырьевая страна с 40+ млн населения не сможет обеспечить благосостояние своим гражданам.

Общая характеристика понятия «экономика»

Одним из важнейших ключевых понятий современности является понятие «экономика». Оно зародилось еще в античные времена и имело отношение к управлению домом или хозяйством (имением). Позже оно получило более широкое и двоякое толкование.

С началом развития рыночных отношений и массового товарного производства потребовалась теоретическая научная основа развития хозяйства. Кроме того потребовались разработки систем управления производством и хозяйственным комплексом вообще. Для успешного планирования развития предприятия, отрасли, всего хозяйственного комплекса и мирового хозяйства требуется составление научного прогноза.

Определение 1

Экономикой называют совокупность всех предприятий и организаций определенной территории (региона, страны, мира), занимающихся различными формами хозяйственной деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.

В то же время, экономика – это отрасль общественной науки, которая изучает закономерности формирования и развития изготовления (производства), обмена, продажи, распределения и потребления различных благ, формулирует основные принципы управления этими процессами и прогнозирует дальнейшие пути и формы развития хозяйства.

Экономика в понимании хозяйственного комплекса является базисом формирования и развития общества. Именно в ходе хозяйственных процессов формируются различные отношения, как между различными субъектами хозяйствования, так и между гражданами, социальными группами и государством. Поэтому хозяйственная деятельность определяет характер и уровень развития общественно-экономической формации – экономической системы.

Оценка уровней и этапов развития экономики стран

Определение 2

Экономической системой называется совокупность организационных, экономических, правовых и общественных отношений между участниками хозяйственной деятельности, гражданами и социальными группами, общественными организациями и государством по вопросам управления производством, распределением и потреблением различного рода благ.

Современная наука выделяет четыре типа экономических систем, которые формировались на протяжении развития человечества. Это такие экономические системы, как:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • плановая (или командно-административная);
  • смешанная.

Традиционная экономика (экономическая система) основана на преобладании общинной формы собственности. Производство продукции носит патриархальный натуральный характер. Регулируется производство и распределение продукта существующей системой традиций и обычаев. Уровень развития хозяйства очень низкий.

Начало формирования рыночных экономических отношений положило начало и формированию нового типа экономической системы – рыночной. Она отличается господством частной собственности на средства производства и землю. Регулирование производства происходит на основе взаимодействия потребительского спроса и рыночного предложения. Вмешательство государства в регулирование экономических процессов незначительно.

В результате социальных революций в начале $ХХ$ века появилась плановая командно-административная экономическая система. Ее основой послужила государственная форма собственности на средства производства. Второй ключевой чертой данной системы стала монополия государства на управление и регулирование вопросов производства, распределения и потребления благ.

Смешанная экономическая система сочетает в себе черты как рыночной, так и плановой экономик. Она развивается в условиях наличия нескольких форм собственности. Государство принимает участие в регулировании экономикой посредством как экономических, так и политических рычагов. Конкуренция государственного и частного секторов экономики позволяет перенаправлять финансовые потоки на социальные нужды.

Тип экономической системы влияет на уровень экономического развития страны. Поэтому выдающийся ученый-экономист Э. Тоффлер предложил выделить три основные стадии развития хозяйства и общества. Таковыми он предложил считать следующие стадии:

  • аграрная;
  • индустриальная;
  • постиндустриальная.

Другие экономгеографы и экономисты классифицируют страны по уровню их экономического развития (слаборазвитые, развитые, высокоразвитые). Но данная схема учитывает суть экономических отношений внутри сложившейся системы. Все страны проходят эти стадии. Но на современном этапе возможны промежуточные варианты. Кроме того на состояние экономики может оказывать влияние извне. Другие страны могут либо стимулировать развитие данного государства, либо искусственно его сдерживать.

Аграрная экономика

Аграрной экономикой называется часть экономической науки, которая исследует вопросы и закономерности производства сельскохозяйственной продукции, ее распределения и потребления.

Аграрной экономикой называют также такой тип традиционной экономической системы общества, при котором сельское хозяйство является ведущей отраслью и обеспечивает производство основных видов продукции, а изготовление предметов потребления представлено в основном ремеслами (промышленность либо не развита вообще, либо находится на начальных этапах формирования).

Замечание 1

В современном мире часто в экономику аграрных стран вмешиваются иностранные государства. Иностранному капиталу могут принадлежать основные ресурсы страны. В такой ситуации эти страны являются просто аграрно-сырьевым придатком высокоразвитых стран мира.

Страны с аграрной экономикой являются наиболее отсталыми в экономическом развитии. К ним относятся Мали, Чад, Мозамбик, Гамбия, Эфиопия. Выделяют промежуточную стадию экономического развития – аграрно-индустриальную. На данном этапе в хозяйстве уже начинает развиваться промышленность. В сельском хозяйстве занято до 60% населения, а в промышленности – около 20%. В эту группу выделяют Колумбию, Перу, Индию, Монголию, Пакистан.

Индустриальная экономика

Категория индустриальных стран не является монолитной. Среди них выделяют индустриально-аграрные и индустриальные страны. У индустриально-аграрных стран в сельском хозяйстве занято до 30% населения. К данной группе относят Турцию, Бразилию, Аргентину, Россию, Украину, Польшу.

Основой экономики индустриальных стран составляет обрабатывающая и горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство носит высокопродуктивный характер. В нем занято до 10% населения. Это такие страны, как Норвегия, Бельгия, Дания, Исландия, Мальта.

Постиндустриальная экономика

Категорию постиндустриальных государств составляют страны, в экономике которых развиты высокотехнологические отрасли производства. Наука и информационные технологии имеют важное экономическое значение. В структуре экономики постиндустриальных государств значительная доля принадлежит непроизводственной сфере (сервис, торговля, интеллектуальные отрасли). К таким странам относят США, Великобританию, Францию, Германию, Японию.