Чем чревато повышение НДС для рядовых граждан и что всех ждет? Кого и как затронет повышение НДС . Налоги в нефтяной отрасли

С января нынешнего года повысился НДС на 2%. Несмотря на несущественное повышение, оно значительно отразится на покупательской способности граждан РФ. Итак, рассмотрим, к чему готовится, что будет с ценами на продукты/услуги, как повышение отразится на экономической ситуации в целом.

Понятие НДС и история его роста

НДС – налог на добавленную стоимость. Когда предприятия закупает товар по одной цене, а продает по другой – дороже, то разница между приобретением и продажей выступает добавленной стоимостью, на которую накладываются налоговые обязательства.

Формально считается, что НДС является налогом для бизнеса. Но вследствие особенностей начисления и уплаты налог фактически переходит на конечного потребителя. Увеличение НДС оказывает влияние на стоимость товаров и услуг.

НДС в РФ появился в 1992 году. И составлял рекордную величину – 28%. До 2019 года ставку снижали несколько раз. В 1993 году произошло понижение до 20%, а в 2004 году до 18%. В прошлом году было принято решение об увеличении до 20%. Однако в льготных категориях ставка не изменяется.

  • некоторые группы медикаментозных товаров (это все лекарственные препараты, которые включены в РЛС);
  • товары для детей (принадлежности для школы, одежда и пр.);
  • продовольственные товары;
  • литература образовательного характера.

Увеличение НДС и причины

В структуре государственного бюджета на первом месте были доходы от нефти, газа. Имеются еще и фонды резервного значения – когда стоимость «черного золота» падала, государственные программы финансировали из других запасов. Но они истощаются, а расходы не сокращаются.

Требуется финансировать программы социального характера. В частности, денежные средства идут на материнский капитал, льготную ипотеку, федеральные программы благоустройства придомовых территорий и пр.

Власти посчитали, что если увеличить НДС всего на 2%, то появится «свободная» сумма в размере 620 млрд руб. в год. Их можно тратить на другие программы. Если пересчитать сумму на одного гражданина, то это 360 рублей в год.

НДС обеспечивает многие программы. Деньги из федерального бюджета расходуются на:

  1. Пособия, социальную помощь нуждающимся гражданам.
  2. Выплаты субсидий, льготы.
  3. Образование, медицину.
  4. Армию, безопасность.
  5. Молодежную политику.
  6. Поддержку сельского хозяйства.
  7. Реабилитацию лиц с инвалидностью.
  8. Содержание научных центров, музеев и др.

Когда денег стране не хватает, существует множество вариантов их поиска. Можно отменить некоторые льготы, увеличить НДФЛ, ужесточить условия социальной поддержки, отменить материнский капитал и т.д.

Повышение ставки НДС произошло не просто так, дело в том, что этот налог собирается легче других. Благодаря автоматизации его легко проверить, трудно и сложно уклоняться, соответственно, больше гарантий, что в казну поступит вся запланированная сумма.

Майские Указы Президента РФ требуют пополнения федерального бюджета в размере 8 трлн рублей до 2024 года. Повышение ставки НДС принесет меньше половины заявленной цифры, остальные же средства придется доставать где-то еще.

Как увеличение ставки отразилась на ценах в России?

Стоимость товаров увеличилась, спорить с этим утверждением сложно. Однако рост цен обусловлен не только повышением ставки. Последние 14 лет НДС оставался неизменным, но товары все равно дорожали. Ключевая ставка Центрального Банка уменьшалась, продукты становились дороже. Стоимость товаров – сложная штука, и только НДС тут ничего не решает.

Ставка в отношении товаров социальной значимости не повысилась. Но на мясе, рыбе, макаронах и др. продуктах изменения сказались, например, за счет повышения стоимости доставки. Но больше всего на стоимость повлиял рост цен на топливо.

В стоимость некоторых товаров НДС не заложен, однако это не означает, что цены останутся на прежнем уровне. Может в большую сторону измениться аренда, повысят заработные платы сотрудникам либо предприятие захочет больше зарабатывать.

Влияние на экономическую ситуацию

Согласно всем имеющимся прогнозам, 2019 год ожидается трудным для россиян. Аналитики считают, что произойдет понижение роста ВВП, поскольку цены увеличиваются, а это снизит покупательскую способность российского населения. Возможно, в 2020 году станет легче, так как в государственный бюджет поступят дополнительные взносы.

Другие страны

НДС имеется не только в РФ, но и других странах. В некоторых странах ставка меньше, в других же выше. Но в среднем составляет 20%. Сравнивать налоговую нагрузку исключительно в плоскости НДС, нецелесообразно.

Например, в Канаде ставка низкая, однако высокие тарифы на взносы страхового характера. В Великобритании НДС 20%, а предельный НДФЛ 45% (против РФ 13%). В Италии же первый налог 22%, а налог на доходы людей варьируется от 23 до 43%.

Хорошо или плохо повышение НДС, трудно сказать. Мы живем в сложно устроенной системе, где в одном месте прибавляется, а в других формируются дыры. Проще считать, что это очередное изменение в стране, на которое мы не в силах повлиять.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что рост налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% может вызвать разовое повышение инфляции на 2 п.п. «Если мы собираемся увеличивать косвенное налогообложение на 4 п.п., это повлияет на инфляцию. Если оценивать, мы можем получить чуть больше 2% разово», — сказал в понедельник министр на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

Тем самым Минфин подтвердил свое намерение провести в жизнь ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%. Вариант налогового маневра «22/22» будет нейтральным для бюджета, полагают в Минфине.

«22% ставки страховых взносов компенсируется 22% ставки налога на добавленную стоимость», — сказал Силуанов.

Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Выступая на форуме РСПП, министр Силуанов отметил также, что его ведомство предлагает унифицировать ставку страховых взносов, то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимаются дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд.

Ранее «Газета.Ru» сообщала, что Минфин предложил правительству для обсуждения ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%.

Министр экономического развития Максим Орешкин также предлагал снизить страховые взносы, но в другой пропорции: с 30 до 21%, а НДС повысить с 18 до 21%. Комментируя эту схему, Силуанов говорил, что эта идея не была проработана с Минфином.

Налоговый маневр, предложенный Минфином, позволяет решить как минимум три задачи. Первая — получить дополнительные доходы и перераспределить их на выполнение майских указов президента от 2012 года по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорили о перераспределении около 150 млрд руб.

Второй эффект — «стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт».

Но главным эффектом налоговой реформы Минфин называет обеление «серых» зарплат и доходов самозанятых граждан. Объем «серых» зарплат в России оценивается в 5-10 трлн руб. в год.

Дополнительный бонус предприятиям, работающим «вбелую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Ранее источники «Газеты.Ru» в правительстве утверждали, что именно эти параметры — 22% на 22% — Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. Безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес, похоже, не спешит.

«При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», — сообщил RNS президент «Опоры России» Александр Калинин.

Соцблок правительства не в восторге от предложения Минфина. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что Минтруд не поддерживает идею по уравниванию НДС и страховых взносов.

«Я считаю, что это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в ПФР. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином: что мы уменьшаем трансферт, что мы уходим от бюджетной зависимости в ПФР и фонде соцстраха, поэтому мне непонятна эта логика», — сказал Топилин на форуме РСПП.

По расчетам Минтруда, в результате снижения страховых взносов ПФР будет терять около 2 трлн руб. в год.

Эксперты в целом согласны с расчетами Минфина о том, что при повышении НДС на 4 п.п. инфляция повысится на 2 п.п. Но при одном условии.

«Эти оценки верны, если предположить, что Банку России удастся удержать инфляционные ожидания под контролем. Тогда эффект от повышения НДС будет разовым и не будет иметь долгосрочных инфляционных последствий», — говорит Мария Иванова, руководитель направления «Денежно-кредитная политика» Экономической экспертной группы.

ЦБ хочет снизить инфляцию до 4% уже к концу текущего года и закрепить ее на этом уровне. По итогам февраля инфляция в годовом выражении опустилась до 4,6%, и в ЦБ отмечают, что ее снижение происходит быстрее ожиданий. Но регулятора беспокоят те самые инфляционные ожидания.

«Инфляционные ожидания населения сохраняют значительную инерционность, оставаясь на повышенном уровне, а рост заработных плат опережает рост производительности труда.

В этих условиях возможно возникновение дополнительных рисков для достижения цели по инфляции по мере исчерпания действия временных благоприятных факторов и закрепления экономики на траектории роста. Таким образом, существующий баланс инфляционных рисков говорит в пользу очень плавного смягчения денежно-кредитной политики, которая должна оставаться умеренно жесткой», — отмечал ЦБ в мартовском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды».

Очевидно, что ЦБ при таком маневре, который несет угрозу его главному целевому показателю, почти со стопроцентной вероятностью продолжит политику жесткой денежно-кредитной политики и дальше. На практике это приведет к тому, что ключевая ставка (а с ней и прочие ставки в экономике) будет снижаться медленнее, чем могла бы. Сейчас она составляет 10%.

Хватит ли импульса налогового маневра, чтобы компенсировать длительный период высоких ставок и стимулировать экономический рост, неизвестно.

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация - уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей - сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», - говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке -вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.

В понедельник министр финансов Антон Силуанов вновь поднял вопрос о налоговых изменениях — один из самых обсуждаемых в российской экономической политике последнего времени. Свои варианты дальнейшего сценария фискальной реформы на период после 2019 года (бюджет на 2017—2019 годы свёрстан и одобрен правительством в конце 2016 года. — RT ) представители финансово-экономического блока правительства не раз озвучивали и выносили на публичное обсуждение.

Так, 13 марта, выступая на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Антон Силуанов рассказал о предложениях министерства.

Речь идёт о снижении прямых налогов за счёт увеличения косвенных, то есть установления ставок страховых взносов и НДС (ставка которого сейчас составляет 18%) на уровне 22%.

«Эффективная ставка страховых взносов вырастет до 28,4% в 2019 году с 21,2% в 2008 году. Мы считаем, что нужно снизить тяжёлую нагрузку на предприятия — на фонд оплаты труда. Кстати, она у нас самая тяжёлая не только по сравнению со странами с развивающейся экономикой, но и с развитыми странами», — передаёт РИА Новости предложения главы Минфина.

По словам министра, главные причины налоговых предложений ведомства связаны с увеличением доли теневой экономики в России, а также высокой налоговой нагрузкой на работодателя, который платит страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Так, 22% средств отчисляется в Пенсионный фонд РФ, 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 2,9% — в Фонд социального страхования.

Оппонентом главы Минфина выступил министр труда Максим Топилин. Он сообщил, что снижение страховых взносов приведёт к ежегодным потерям 2 трлн рублей в бюджете Пенсионного фонда. По словам главы Минтруда, сейчас в России нагрузка на фонд зарплаты и страховые взносы ниже, чем во многих странах Европы.

Ранее в ходе дискуссии о налоговой реформе власти обсуждали вариант снижения уровня страховых взносов с нынешних 30% до 21% и, соответственно, повышения НДС с 18% до 21%.

Впрочем, глава Минфина предупредил и о возможных последствиях изменения налоговых ставок. По словам Антона Силуанова, разовая инфляция увеличится чуть более чем на 2%. Однако эксперты уверены, что временный разгон темпов роста потребительских цен не станет для Центробанка сигналом к ужесточению денежно-кредитной политики.

Как пояснил RT главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, текущая инфляция может совершенно спокойно отклоняться от таргетируемого значения, если это происходит как разовое событие.

«Центробанк никак не компенсирует единовременное увеличение инфляции ужесточением денежно-кредитной политики. Всё придёт в норму в течение полугода-года, поэтому ЦБ должен ориентироваться не на текущую ставку, а на среднесрочную перспективу», — пояснил эксперт.

По словам экономиста, снижение страховых взносов повысит конкурентоспособность российского бизнеса, однако повышение НДС отчасти повлияет на снижение конкурентоспособности российской розничной торговли. По его прогнозу, разовое повышение инфляции будет не на уровне 2%, а несколько больше — в пределах 3%.

Инфляция в России по итогам 2016 года была на уровне 5,4%, как сообщается в сводке Росстата. По информации Центробанка РФ, в феврале 2017 года годовая инфляция составила 4,6% при 4-процентном целевом уровне (таргете) финансовых властей на этот год.

Аналитики бурно обсуждают важнейшее для бюджета страны и граждан решение - повышение налога на добавленную стоимость (НДС). С какой целью меняется ставка налога, сколько планируется собрать, какие это будет иметь последствия для инфляции - и на что именно государством будут потрачены полученные таким образом деньги?

В результате повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года Минфин планирует получать ежегодно дополнительные 600 млрд рублей доходов. Это около 3,9% от доходов федерального бюджета.

Эти деньги пойдут на выполнение майских указов президента, которые направлены на развитие инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что в конечном счете должно помочь развитию в целом российской экономики и повысит уровень жизни россиян. Власти, конечно, пошли по самому простому пути - подняли НДС, который для российского бюджета является одним из значимых налогов наряду с нефтегазовыми. По данным Минфина, в 2017 году сборы НДС принесли бюджету более 5 трлн рублей (3 трлн рублей - внутренний НДС, еще 2 трлн - НДС на импорт). Это треть доходов бюджета, которые в прошлом году составили 15 трлн.

«Сумма 600 млрд рублей существенна для бюджета, учитывая, что на медицину и образование в прошлом году в совокупности было израсходовано немногим больше 1 трлн. В 2019 году на майские указы из федерального бюджета должно быть потрачено 735,4 млрд Если 600 млрд рублей придут от повышения НДС, то это уже более 80% всей необходимой суммы. Очевидно, что повышение НДС - самый простой путь», - говорит Анастасия Соснова из ИК «Фридом Финанс».

С другой стороны, по мировым меркам в России - еще довольно низкая ставка НДС, даже после повышения. Для сравнения: в Венгрии и Греции НДС - 27% и 24% соответственно. В Бельгии и Нидерландах этот налог составляет 21%. Европейские власти с 2000-х годов активно принимали ровно такие же меры - повышали НДС, чтобы справиться с высоким дефицитом бюджета. Так, Германия в 2007 году увеличила НДС с 16% до 19%, Великобритания в 2011 году - с 17,5% до 20%, Италия в 2013 году - с 21% до 22%. Самый высокий в Европе уровень налога на добавленную стоимость у скандинавских стран: в Дании , Швеции и Норвегии - по 25%, в Финляндии - 24%.

Россия в этом году может получить бездефицитный бюджет. Но, по сути, это следствие высоких цен на нефть и грамотной бюджетной политики. Бюджет сверстан по более низкой цене на нефть в 40 долларов за баррель, тогда как сегодня нефть торгуется в районе 72-75 долларов за баррель. Однако сверхдоходы от нефти не тратятся, а идут в резервы. И чтобы найти дополнительные средства на инфраструктуру, здравоохранение и образование, необходимо изыскать дополнительные источники доходов.

За шесть лет бюджет РФ сможет получить порядка 3,5 трлн рублей дополнительных доходов за счет повышения НДС на 2%. Еще 1 трлн принесет завершение нефтегазового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышения НДПИ в качестве компенсации). В сумме налоговые решения дадут 4,5 трлн рублей за шесть лет, это больше половины от 8 трлн рублей, которые, по оценке правительства, необходимы для выполнения майских указов президента (суперуказы от 7 мая 2019 года). Еще 3 трлн рублей государство готово занять на рынке, разметив ОФЗ (облигации федерального займа).

Правительство на самом деле выбрало из двух зол меньшее. Если вспомнить, то весь прошлый год обсуждалось несколько вариантов налогового маневра. В частности, Минфин предлагал увеличить НДС до 22%, при этом, снизив страховые взносы с 30% до 22% (формула «22/22»). Минэкономразвития считало лучшей формулу «21/21». Третий вариант предполагал формулу «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%.

Однако решили все же остановиться на двухпроцентном повышении НДС, сохранив страховые взносы (благодаря пенсионному маневру). «Почему оставили 2%? Потому что выше - это переход границы чувствительности, при котором надо принимать уже другие решения», - пояснила повышение НДС именно до 20% вице-премьер Татьяна Голикова .

НДС - это, конечно, инфляционный налог. Любое его увеличение приведет к росту цен. Однако не такое большое, как могло быть. Во-вторых, правительство оставило льготные ставки в том же размере. В итоге НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, что существенно снизит влияние на инфляцию. В частности, пониженная ставка налога действует в отношении продовольствия (на товары из мяса и мясопродуктов, молочную продукцию, морепродукты, овощи, яйца, соль, сахар), в отношении детских и медицинских товаров. Соответственно, они не должны подорожать. Сохранятся также нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Таким образом, эффект будет действовать только на 60% корзины стандартного потребления, отмечает статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев . Поэтому реальный вклад в инфляцию может составить от 1,2% до 1,5%. Учитывая рекордно низкий рост потребительских цен в стране, годовая инфляция в России не должна выйти за пределы целевой в 4%. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что в 2019 году инфляция в результате поднятия ставки НДС составит от 1,5 до 4,5%, то есть в худшем случае выйдет немного за целевой уровень в 4%, но уже в 2020 году вернется к нему.

«Сначала повышение НДС может привести к «откату» деловой активности, но затем активность повысится благодаря общему развитию страны», - считает Владимир Старинский , управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

Ведь полученные дополнительные доходы должны пойти на развитие медицины, образования и инфраструктуры, что окажет благоприятный эффект на экономику в целом.

Еще один возможный негативный фактор - временный отказ ЦБ РФ от снижения процентных ставок на фоне роста инфляции. «Это, безусловно, отрицательно скажется на экономической ситуации и ипотечных заемщиках, и предпринимателях, рассчитывающих на более низкую стоимость кредитов», - считает главный экономист налоговых органов , должно уплачивать налогов не меньше этих значений. Но, если предприятие, прибегающее к разного рода «схемам», спланировало себе, к примеру, 6% налоговой нагрузки, то оно будет стремиться уложиться в эту нагрузку независимо от ставки НДС. Разумеется, в переходный период, когда в выручке уже будет заложен 20% НДС, а к зачету еще будут приниматься ранее уплаченные 18%, будет некий рост поступлений со стороны подобных налогоплательщиков», - поясняет налоговый эксперт.

Но в целом рассчитывать на надежный приток в бюджет можно лишь со стороны крупных «белых» предприятий, тогда как значительная часть предприятий «затенены», поэтому и требуется усилить борьбу с разного рода «оптимизационными схемами», говорит Парулева.