Реформы Столыпина. Кратко

Премьер-министр Столыпин был жестоким политиком, который бескомпромисно боролся с революционным движением. Он продумал довольно стройную программу развития России. Центральное место занимал аграрный вопрос. Но кроме аграрной реформы им было разработано:

1. социальное законодательство

2. проект создания межгосударственного парламента

3. проект законодательства в сфере взаимоотношений между работодателями и наемными работниками

4. постепенное превращение России в правовое государство.

Взгляды Столыпина были прогрессивными для того времени и он видел как его программа приведет к передовой России. Он считал, что недопустимо уничтожать помещичье землевладение. Его надо поставить в условия экономической конкуренции, и тогда большинство мелкопоместных помещиков сами разорятся. В политической области он считал важнее для России не парламент, а местное самоуправление, приучающее граждан-собственников, нельзя сразу давать народу все права и свободы без предварительного создания широкого среднего класса, иначе люмпен, получивший свободу, приведет к анархии и кровавой диктатуре. Столыпин был русским националистом, но не допускающий оскорбления других народов. Он предполагал представление будущим народом России национально-культ. автономии. Но Столыпина не понимали. Он затронул интересы почти всех социальных слоев. Поддержки со стороны царя не было. 1911г. убит в результате террористического акта. Реформы не закончены, но основы аграрной реформы всё же были претворены в жизнь,

Реформа осуществлялась несколькими методами:

1. указ от 9 ноября 1906 разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 сделал выход обязательным

2. крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор

3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

4. для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды

5. поощрение переселения крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, но денег не хватало.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, преодолеть общинную ограниченность и воспитать крестьянина как собственника, создав в деревне опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Увеличивалась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако соц.цели не были достигнуты. Из общины вьшло только 20-35% крестьян, т.к. большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили- из общины, чем бедняки. Бедняки уходили в города или становились батраками.

20% крестьян. получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте; вернулись в центральные районы. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, т.к. не удовлетворило нужды крестьян в земле. К сожалению, много не произошло из-за первой мировой войны.

И все же проведение реформы имело положительные последствия:

1. крестьянское хозяйство требовало промышленных товаров => производство промышленных товаров.

2. оживление финансовой сферы, укрепление рубля, рост доли российского капитала в экономике

3. рост производства в с/х товарного хлеба, экспорт хлеба => рост валюты

4. снизилась проблема переселения центра

5. повышение притока рабочих рук в промышленности

в 1909—1913г. наблюдается промышленный подъем. Ускорились темпы индустриализации, строительства ж/д, выросло в 1,5 раза производство, темпы роста промышленности за 5 лет — 10%.

Реформы Столыпина (1906—1911)

  • О введении свободы вероисповедания
  • Об установлении гражданского равноправия
  • О реформе высшей и средней школы
  • О реформировании местного самоуправления
  • О введении всеобщего начального образования
  • О подоходном налоге и полицейской реформе
  • Об улучшении материального обеспечения народных учителей
  • О проведении аграрной реформе

Столыпинская аграрная реформа 1906—1910 (1914,1917)

Цели Реформы Столыпина:

  1. Укрепление социальной опоры в лице крепких крестьян-хозяев

2) Создать условия успешного экономического развития

3) Ликвидировать причины, породившие революцию. Отвлечь от идеи отмены помещичьих земель

Мероприятия по реформе Столыпина

  1. Главное мероприятие- разрушение крестьянской общины(уклад жизни крестьян, земля собственность общины, чересполосица) — перевод земли в частную собственность в форме отрубов- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне, и хутор- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок. К 1917- 24% крестьян вышли из общины.10%вышли, чтобы стать крепкими хозяевами (но из них стало очень мало)

2) Приобретение крестьянами земли через крестьянский банк

3) Организация переселения малоземельных крестьян в пустующие земли (Сибирь, Кавказ, ср. Азия, Дальний Восток)

Итоги Реформ Столыпина

  1. Не была создана опора царя на зажиточных крестьянах.
  2. Не удалось предотвратить новый подъем революционной активности
  3. Вторая соц. война в деревни еще больше осложнила недовольство столып. реформой
  4. Удалось создать импульсивность экономического развития.
  5. Высокие темпы экономического роста.
  6. Освоение раннеосвоенных регионов политически и социально не было осуществлено.

Как ясно показала первая российская революция, главной проблемой российского общества оставался аграрный вопрос, обострившийся на рубеже XIX-XX в. В будущем неудовлетворенное крестьянство, составлявшее большинство населения страны, могло пойти дальше разгрома 2 тыс. сожженных в 1905-1907 гг. помещичьих имений.

Кроме того, без развития сельского хозяйства Россия не могла развиваться как великая держава, что прекрасно понимал П.А. Столыпин.

1. Цели реформы

1.1. Социально-политические цели.

1.1.1. Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей российской деревни в крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство, которое, по словам Столыпина служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия.

Ранее была распространена точка зрения об ориентации столыпинской реформы на привлечение сложившегося узкого слоя кулаков.

1.1.3. Проводя аграрную реформу, правительство стремилось не затронуть интересы помещиков . В пореформенное время и в начале XX века правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе Совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая II и его окружение. Член правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось также и то, что помещичьи хозяйства производили весомую часть товарного хлеба, что тоже.

1.1.2. Другой целью являлось разрушение сельской общины . Помня об участии общины в борьбе 1905-1907 гг., реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

1.2. Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой сдерживавший развитие агротехники.

Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой Великой России.

2. Подготовка реформы.

2.1. Подготовка проектов реформы до революции . фактически началась Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте в 1902-1903 гг. В 1905-1907 гг. выводы, сформулированные совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной общины и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (Н.Н. Кутлер, В.И. Гурко ).

2.2. С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений, Николай II, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине. Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды под крестьянские наделы (ноябрь 1905 г.), что фактически означало возможность отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал не затрагивавший интересы помещиков проект Гурко , легший в основу Указа 9 ноября 1906 г. , положившего начало проведению аграрной реформы.

3. Основные направления реформы

3.1. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910 г. осуществить прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г . разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без укрепления, после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.

3.2. Организация хуторов и отрубов (землеустройство). Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (2/3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос в различных местах общинного поля) и дальноземелья (40% крестьян Центра должны были ежедневно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепление без землеустройства не имело смысла.

Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб . Если такой отруб находился вне деревни, туда переносилась усадьба, что означало образование хутора .

3.3 . Переселение крестьян на свободные земли. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в Центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные (так называемые столыпинские) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства выдавалась ссуда.

3.4. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

3.5. Развитию сельскохозяйственной кооперации, как промысловой, так и кредитной был дан импульс изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные товарищества получили некоторые льготы.

5. Ход реформы

5.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы. Законодательной основой реформы стал Указ 9 ноября 1906 г ., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения Указа были закреплены в Законе 1910 г ., одобренного Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г ., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.

В 1915-1916 г. в связи войной проведение реформы фактически прекратилось. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством.

Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия , возглавлявшегося А.В. Кривошеиным и столыпинским министерством внутренних дел.

5.2. Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910 гг.) в соответствии с Указом 9 ноября шло несколькими путями.

5 .2.1. Укрепление чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел, не возвращаясь к ведению самостоятельного сельского хозяйства, уже сделали это. После 1911 г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 гг. укрепленцами стали 2,5 млн. чел. - 26% крестьян Европейской России (без Западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.

5 .2.2. Землеустройство на втором этапе (1911-1916 гг.) по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность автоматически - после создания отрубов и хуторов , без подачи заявления об укреплении в собственность.

5 .2.3. В стародушных общинах (общинах, где не было переделов с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспередельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность.

5 .2.4. Подворные владения. Крестьяне Западных губерний и некоторых районов Юга , где общины не существовало,также автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось подавать специальные заявления. За Уралом реформа формально не проводилась, но и там крестьяне не знали общинной собственности.

5.3. Землеустройство. Организация хуторов и отрубов . В 1907-1910 гг. лишь 1/10 крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.

После 1910 г. правительство осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению общинников, не рекомендовалось больше искусственное поощрение укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян.

Теперь процесс пошел с ускорением. Всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хуторов и отрубов) были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли.

Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной (май 1915 г.) и прерваны революцией.

5.4. Переселение за Урал . Получив ссуду от правительства, на новые земли в столыпинских вагонах двинулось 3,3 млн. чел., 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте. Это направлении реформы, имея ориентацию на переселение бедняков, оказалось наименее эффективным, хотя и сыграло важную роль в развитии Сибири.

5.4. Покупка земли крестьянами с помощью Крестьянского банка приобрела значительные размеры. Банком было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 90% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы при этом предоставлялись владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5% годовых.

5.5. Быстрыми темпамиразвивалось кооперативное движение . В 1905-1915 гг. число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3 тыс. в 1908 г. до 10 тыс. в 1915 г. Многие экономисты разной политической ориентации приходили к выводу о том, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства.

В то же время, при отсутствии государственного кредита сельскому хозяйству, уровень развития кооперации оставался недостаточным для российской деревни.

6. Основные экономические итоги реформы

6.1. Крестьянский сектор агроэкономики России переживал серьезный прогресс . Большую роль в этом сыграли урожайные годы и рост мировых цен на зерно. Но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в них превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%.

6.2. Значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, также в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. Свыше 1,6 млн. крестьян посетило сельскохозяйственные курсы.

6.2. В целом же переворот в агроэкономике и агротехнике не произошел , но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет успела лишь уточнить направление и набрать темп. Без крупных кредитов, мелиорации и других мер реформа не способна была дать больших результатов, а такие мероприятия не могли осуществляться без выделения государством значительных средства.

7. Основные социальные и политические

итоги реформы

В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех.

7.1. Социальные итоги. Судьба общины.

7.1.1. Разрушение поземельной общины. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число поземельных общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. Особенно быстро процесс происходил в наиболее развитых северо-западных, южных и юго-восточных районах, где община исторически была слабее.

Некоторые историки считали, что реформа не удалась, так как из общины, якобы, вышли лишь 26% крестьян и процесс выхода стал затухать с 1910 г. Но учитывались только крестьяне, укрепившие свои чересполосные наделы в собственность.

После 1910 г. заявлений об укреплении в собственность наделов и, соответственно, выходе из поземельной общины поступало все меньше. Но землеустроительные процессы развивались с этого времени все быстрее. Землеустроившиеся хозяева также становились собственниками.

Из общины вышло более трети ее членов, но процесс еще не был завершен. Свидетельством о росте этой тенденции является значительное число поданных заявлений о землеустройстве, бo льшую часть которых землеустроители не успели выполнить к маю 1915 г.

В итоге в центре страны вместе с членами стародушных общин в разрушение поземельной общины было вовлечено не менее 2/3 бывшего общинного крестьянства. С учетом Запада и Юга России, Прибалтики, Сибири, где поземельных общин не существовало, большинство крестьянства страны к 1917 г. фактически находились вне поземельной общины.

Важно также учитывать, что реформа, рассчитанная, как минимум, на два десятилетия, только началась, и лишь в 1910-1911 г. было найдено верное направление ее развертывания.

7.1.2. Вопрос о жизнеспособности общины. В то же время в центральных нечерноземных районах распад общины почти не наблюдался. Именно здесь более многочисленными были случаи поджогов хуторов, а крестьяне, желавшие выйти из общины, часто не получали согласия сельского схода. В нечерноземном центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Низкий уровень жизни определял стремление крестьян, мало здесь занимавшихся промыслами, сохранить старый уравнительный механизм и орган социальной защиты.

Беспередельные общины, в основном находившиеся на Украине, по ряду других причин также в основном сохранили свою целостность.

При этом реформа оказала благотворное влияние на сохранившиеся общины. Она выявила некоторую жизнеспособность общинной организации. Освободившиеся от потенциальных пролетариев, продавших свои наделы, общины также постепенно обращались к использованию прогрессивных методов хозяйствования. Более 2,5 млн. заявок на землеустройство были поданы общинами. Сельские общества все чаще применяли многополье и травосеяние, не ставшими, впрочем, преобладающей здесь формой аграрной технологии.

7.2. Социально-политические итоги реформы.

7.2.1. Частичный успех. Прекращение крестьянских выступлений. На первом этапе в 1907-1909 гг. при укреплении наделов в собственность, часто под нажимом земских начальников, число крестьянских выступлений (в основном против произвола властей) начало расти, достигнув в 1910 г. почти 1 тыс. Но после переноса акцента правительственной политики на землеустройство, отказа от принуждения и некоторых экономических успехов крестьянские волнения почти прекратились, сократившись в 1913 г. до 128.

7.2.2. Предотвращение всеобщего крестьянского восстания и общего передела . Главная политическая цель все же не была достигнута. Как показал 1917 г., крестьянство сохранило способность всем миром выступить против помещиков (и режима защищавшего их), под воздействием не столько экономической необходимости, сколько исторической памяти о веках крепостного угнетения, ненависти к барам.

В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет, но основной причиной ее относительной неудачи явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Реставрационный колледж «Кировский»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока по «Истории России»

Тема: «Экономические реформы 1906-1911 г.г.

Деятельность П.А. Столыпина».

Разработал: преподаватель СПб ГБПОУ РК «Кировский»

/Меляков Д.В.

Санкт-Петербург

2015

Тема: «Экономические реформы 1906-1911 г.г. Деятельность П.А.Столыпина».

Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о предпосылках и целях экономических реформ 1906-1911 гг., а также итогах их осуществления.

Познавательный аспект: С истематизировать знания и представления обучающихся о общественной жизни России начала XX века.

Развивающий аспект: Совершенствовать навыки обучающихся в работе с источниками (историческими документами), позволяющими сформировать мнение о проведении реформ; расширить знания обучающихся о личности П. А. Столыпина.

Воспитательный аспект: Способствовать развитию чувства патриотизма, нравственности, формирование национального самосознания, понимания неразрывности истории России, сопричастности к истории Отечества.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Форма урока: интегрированный урок.

Методы обучения: объяснение, развитие критического мышления (кластер), исследование, работа с историческими источниками, работа с электронным продуктом, работа с учебным пособием, проблемно-поисковые, дедуктивные.

Образовательные технологии: проблемное обучение, информационно- коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Межпредметные связи: экономика, история государства и права, политология.

Обеспечение урока: электронная презентация «Экономические реформы. Деятельность П.А.Столыпина», раздаточный материал, демонстрационная доска, учебник Н.В.Загладин «История России XX-начало XXI века» 11класс.

Структура урока:

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка списочного состава обучающихся.

3 мин

2.Мотивация познавательной деятельности обучающихся.

Представление темы и целей урока. Обучающиеся знакомятся с планом работы (презентация слайд №1,2,3):

I. Эпоха П.А.Столыпина. Человек и политик.

II. Программа реформ.

IV. Аграрная реформа.

Разрушение общины;

Переселенческая политика;

Развитие кооперации.

V. Результаты реформ.

Знакомство с планом работы.

2 мин

3.Изучение нового материала.

Этапы: предлагаемые технологии.

I. Эпоха П.А.Столыпина. Человек и политик (слайд №4).

Третья Государственная дума стала первой проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Третьедумский период-время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни; между правительством и депутатским корпусом. Правительство подготовило серию законопроектов, ставших предметом обсуждения. Центральным оставался острейший аграрный вопрос. В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура П.А.Столыпина (1862-1911).

1 Технология разбивки на кластеры : обучающимся предлагается работа с раздаточным материалом №1 и материалом учебника (информационная вставка). Необходимо познакомиться с оценкой личности П.А.Столыпина данной историком А.Н.Сахаровым и составить кластер.

2 Сообщение обучающихся: оценки П.А.Столыпина современниками. Преподаватель координирует деятельность обучающихся, помогает сформулировать выводы. (слайды №5, 6)

II. Программа реформ.

25 августа 1906 г. в газетах одновременно появились два документа: программа мер по преобразованиям в социальной и аграрной сферах и закон о военно полевых судах.

3 Работа с учебным пособием: обучающиеся определяют масштаб замыслов политика.

Преподаватель обобщает высказывания и обозначает, что начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. (слайды №7, 8)

III. Закон о военно полевых судах.

4 Работа с историческим источником: Извлечения «Об учреждении военно полевых судов». Преподаватель координирует работу, делает акцент на не однозначных оценках современников этих мер правительства. В тоже время нужно озвучить статистику количества террористичеких актов осуществляемых революционерами. Обучающиеся будут высказывать различные точки зрения, важно обсудить позицию как сторонников так и противников введения военно полевых судов.(слайды №9, 10, 11).

Обучающиеся работают с раздаточным материалом №1 и материалом учебника. Работа может осуществляться как в тетради так и на доске. В центре схемы размещается имя П.А.Столыпина от него в разные стороны рисуются линии. На конце линий обучающиеся размещают характеристики личности Столыпина как политика, так и человека. Могут быть даны такие характеристики как административный опыт, хорошее образование, понимание нужд сельского хозяйства, верность государю и т. п. Данная работа позволяет оценить и почувствовать масштаб личности П.А.Столыпина.

Данная работа готовится заранее, ее можно поручить ученикам проявляющим интерес к истории. При подготовке сообщений необходима консультация преподавателя. Должны прозвучать оценки деятельности Столыпина со стороны императора, «левых», либералов, консервативных и оппозиционных кругов.

Обучающиеся работают с учебным пособием. Отвечают с места. Обучающиеся называют законопроекты которые должны были серьезнейшим образом изменить страну: о гражданском равноправии, о реформе высшей и средней школы, о подоходном налоге и т.д.

Обучающиеся должны определить:

Причины введения меры;

Условия работы суда;

Методы;

Сделать вывод оправдано ли введение военно полевых судов.

17 мин

4.Отработка учебных умений.

IV. Аграрная реформа.

5 Работа в группах: обучающиеся разбиваются на три группы. Каждая из групп выбирает одно из направлений аграрной реформы:

Разрушение общины (разд мат №3);

Переселенческая политика (разд мат№4);

Развитие кооперации(разд мат№5).

Преподаватель обобщает выводы обучающихся. (слайды №12,13,14).

6 Написание эссе : « Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. » П.А.Столыпин.

V. Результаты реформ.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. Но семь лет энергичных реформ дали заметные результаты. Повысились продуктивность земледелия и животноводства, расширились посевные площади. Увеличилось производство хлеба. В то же время необходимо отметить и противоречивость результатов реформ.

Обучающиеся могут дополнить комментарии преподавателя. Для обобщения используется слайд презентации. (слайды №15, 16, 17, 18).

Каждая из групп работает со своим раздаточным материалом. Группа работает в рамках вопросов обозначенных в материале. После окончания работы представители групп должны озвучить выводы и вопросы к преподавателю если они возникнут.

Данное задание можно предложить тем обучающимся которые успешно справлялись с написанием эссе или использовать в качестве домашнего задания.

20 мин

5.Подведение итогов.

Преподаватель анализирует выполненную работу, предлагает обучающимся ответить на вопросы «Что вы узнали?» и «Что хотели бы узнать?» в рамках данной темы. Выставляет оценки, задает домашнее задание.

Д/З §5, вопр.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают пожелания по заинтересовавшим их материалам.

3 мин

Раздаточный материал №1.

А.Н.Сахаров член корреспондент РАН, доктор исторических наук.

Столыпин являлся русским консерватором новой формации, понимавшим, что для защиты исконных государственных начал необходимо изменить социальную природу общества, создать массу крепких собственников-хозяев, которые стали бы естественной базой социального умиротворения. Он никогда не сомневался, что серьезные преобразования можно проводить в России лишь сильной, властной и честной рукой, что введение правового строя-процесс длительный и сложный...

Родился Петр Аркадьевич Столыпин в 1862 г. в родовитой дворянской семье... Окончил гимназию в городе Вильно и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил с отличием. С 1884 г. начал службу в Министерстве земледелия и государственных имуществ... В 1889 г. перешел на службу в МВД, получив назначение ковенским уездным предводителем дворянства. Эта служба дала ему первый значительный административный опыт и близко познакомила его с проблемами и нуждами сельского хозяйства. Его работоспособность, честность, открытость нравились далеко не всем, но большинство дворянства и местной администрации относились к нему с симпатией.

П.А.Столыпин являлся истинным русским монархистом... Он был абсолютно искренен, когда летом 1906 г. заверял Николая II в письме: «...жизнь моя принадлежит Вам, Государь, что все помыслы мои, стремления мои-благо России; что молитва моя ко Всевышнему-даровать мне высшее счастье: помочь Вашему Величеству вывести нашу несчастную Россию на путь законности, спокойствия и порядка».

  1. Раздаточный материал №2.
  2. Об учреждении военно-полевых судов (19 августа 1906)

Извлечение

Совет министров полагал:

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных Законов, издания 1906 года: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, Генерал-Губернаторам, Главноначальствующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, передавать обвиняемого Военно-Полевого Суду, с применением в подлежащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:

1) Военно-Полевой Суд учреждается по требованию Генерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.

3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток.

4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях...

5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно вступает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполнение по распоряжению военных начальников, указанных в статье первой настоящих правил...

Текст воспроизведен по изданию: История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. - М., 2000. С. 333 - 334.

Раздаточный материал №3.

Разрушение общины.

1.Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...

6.Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, поставленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству... домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

12.Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?

Легко ли было крестьянам выйти из общины?

  1. Раздаточный материал №4.
  2. О передаче кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков. Извлечение
  3. Именной Высочайший указ 19 сентября 1906 г.

Законом 31 мая 1899 года (16991) повелели Мы произвести поземельное устройство водворившихся в Алтайском округе, на землях кабинета Нашего, крестьян и инородцев с передачею отведенных им земель в собственность казны, за установленное законом вознаграждение. Ныне признали Мы необходимым облегчить возможность водворения на незаселенных еще землях названного округа переселенцев из внутренних губерний.
Ожидая, что издаваемые с этой целью правила, в связи с повелениями Нашими от 12 и 27 минувшего августа о передаче части удельных земель Крестьянскому банку и о предназначении свободных казенных земель в Европейской России для устройства переселенцев, послужат к дальнейшему обеспечению нуждающихся в земле крестьян, повелеваем:
В изменение и дополнение подлежащих узаконений, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, издания 1906 года, постановить нижеследующие правила:
1. Все незаселенные, но пригодные к заселению земли Алтайского округа передаются, по мере образования на них переселенческих участков, в собственность казны и поступают в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для водворения переселенцев. Права на недра означенных земель сохраняются за кабинетом на основаниях, действующих законом указанных (Пол. крест. Сибир., изд. 1902 г., ст. 126).
2. В переселенческие участки обращаются:
а) свободные земли...
3. В состав переселенческих участков не могут быть включаемы:
а) ценные, защитные и водоохранные лесные дачи;
б) земли и леса, отведенные или необходимые для отвода кабинетским и частным горнозаводским предприятиям, фабрикам, заводам и другим промышленным заведениям...
4. Предоставляемые переселенцам земли поступают в их постоянное пользование и облагаются оброчною податью на общих основаниях с переселенческими участками...
5. На лиц, водворяемых в Алтайском округе, распространяются все льготы, установленные для крестьян, переселяющихся на казенные земли.
7. За передаваемые в казну кабинетские земли Алтайского округа государственное казначейство обязано уплачивать кабинету вознаграждение в размере двадцати двух копеек с десятины удобной земли, ежегодно, в течение 49 лет. Уплата сего вознаграждения начинается с 1 января следующего года по истечении первого пятилетия со времени таковой передачи.
8. В смету Главного управления землеустройства и земледелия, начиная с 1907 г., вносятся необходимые кредиты на расходы по переселению в Алтайский округ...

3 ПСЗ. Т. 26. № 28357.
Собрание узаконений. 1906. 21 сентября. Отд. I. Ст. 1622.

Какие цели преследовало правительство осуществляя переселенческую политику?

Какие способы получения земли крестьянами обозначены в документе?

Раздаточный материал №5.

Перед октябрьским переворотом российская кооперация насчитывала свыше 60 тысяч первичных объединений различных видов и типов: около 35 тысяч потребительских обществ, 16 тысяч кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, 7,8 тысяч сельскохозяйственных обществ, 2,9 тысяч молочных артелей и т.д.

Общую численность кооператоров исследователи определяют до 24 миллионов человек. Суммарные годовые обороты кооперативов достигали сотен миллионов рублей. Окраины России, особенно Сибирь, во многом благодаря кооперации заявили о себе не только на российском, но и мировом рынке, как регионы конкурентоспособных товаропроизводителей. Сельское хозяйство Сибири своему подъёму в дореволюционный период обязано крестьянской кооперации (потребительской, кредитной, маслодельной).

Российская кооперация имела своих достойных идеологов и организаторов. К таким принадлежал Александр Николаевич Балакшин (1844-1921). В начале века в Сибири была создана крупнейшая в мире кооперативная организация – Союз сибирских маслодельных артелей. Ведущая роль в создании этого кооперативного союза принадлежала А.Н. Балакшину. Во многом благодаря Союзу, Сибирь в 20-х годах была крупнейшим в мире центром маслоделия, вторым после Дании экспортёром масла. От продажи масла, поступавшего из Сибири, за границу, в российские банки со всех сторон света золотым потоком стекалась иностранная валюта.

В стоимостном выражении вывоз масла, например, из Западной Сибири почти вдвое превосходил вывоз хлеба. Стоимость вывозимого по Транссибу сибирского масла была выше стоимости всей продукции горной промышленности и выше стоимости среднегодовой добычи золота всей империи. Накануне первой мировой войны из Сибири ежегодно вывозилось свыше 6 миллионов пудов сливочного масла. Оборот Союза сибирских маслодельных артелей к 1917 году составлял 160 миллионов золотых рублей. Союз объединял около 3 тысяч артелей и кооперативов.

А.Сербия по данным сайта http://pravo-wmeste.ru/

Чем можно объяснить стремительное развитие кооперативного движения?

Какую специализацию выбирали крестьянские кооперативы и почему?


В XX век Россия вступила со сложной экономической и политической обстановкой. В 1905 году, несмотря на неслыханный героизм наших солдат и матросов, страна потерпела поражение в войне с Японией. Лишь песня «Варяг» напоминает нам о гордых и смелых защитниках Отечества. Не российский народ, а самодержавие проиграло войну. И неспроста началась первая русская революция - российский народ требовал улучшения условий жизни и выхода из экономического кризиса.

Такая обстановка не могла не беспокоить передовые умы России. Правительство тоже не могло оставаться равнодушным к этому тревожному вопросу и решило в первую очередь провести крупную аграрную реформу.

Началом реформы считается день выхода Указа императора Николая II от 6 ноября 1906 года. Ее автором и организатором был крупный политический и государственный деятель России Петр Аркадьевич Столыпин, в течение пяти лет (1906-1911 гг.) занимавший пост председателя Совета министров. Реформа ставила главной целью разрушение общинного землепользования и насаждение частной крестьянской земельной собственности. П.А. Столыпин знал психологию народа, тяготеющего к личной, а не общинной собственности, и объявил себя сторонником мелкой частной земельной собственности и освобождения крестьянства от оков общины. «Живя в общине, крестьянин перестает надеяться на себя; он становится ее рабом и начинает терять индивидуальные черты личности, подчиняется общей рутине, теряя способность своего мышления и творчества, перестает дорожить собственностью, заботиться о ее благоустройстве» .

В поддержку крестьян 11 ноября 1906 года вышел именной высочайший Указ, данный сенату, где в первом пункте говорится: «Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». А в третьем разделе имеется постановление, определяющее права на участки надельной земли, состоящие в подворном владении: 1) подворные участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землею, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании, составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам...» .

С целью поддержки крестьянства открывались новые крестьянские банки, в которых давалась ссуда для выкупа земли на льготных условиях. С января 1907 года было отменено взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли.

Но многим бедным крестьянам не по силам было приобретать и обрабатывать землю, и они не хотели выходить из общины. С 1906 года по 1912 год из 264 476 крестьянских хозяйств общинного пользования вышли 89 892 хозяйства, или 34 процента . В деревне началось расслоение, появилось много середняков и кулаков с мелкобуржуазной психологией крестьянина. Противниками и тормозом столыпинской реформы стали некоторые помещики и бедные (в основном, с леностью) крестьяне, с одной стороны, и большевики-ленинцы - с другой, которые боялись крестьян-собственников, «мелких буржуа», не поддерживающих кровавой революции. Но процесс роста и укрепления зажиточных крестьянских хозяйств, имевших во владении свыше 25 десятин пашни на один двор, продолжался. В 1911 году в Курской губернии насчитывалось 8040 таких дворов, а середняков в десятки раз больше. В деревне развивались капиталистические отношения, началось промышленное оживление, строились и пускались в действие мельницы, винокуренные, сахарные и маслобойные заводы. Росло количество рабочих.

Во время столыпинской реформы началось добровольное переселение крестьян в многоземельные губернии России, на Амур, в Алтайский край. Переселенцам безвозмездно выплачивалась большая сумма денег на проезд, приобретение коровы, лошади, инвентаря. Но часть переселенцев, не обжившись на новых местах и «промотав» деньги, возвращались обратно, но они уже утрачивали право на землю и двор, превращались в батраков, бродяг и стали впоследствии лучшим подспорьем революции. П.А. Столыпин делал ставку на знающих свое дело крепких крестьян, способных создать высокодоходное хозяйство (позже их сочли кулаками).

Благодаря экономической реформе, развитию новых земельных отношений и землеустройства в России быстрыми темпами поднималось сельское хозяйство и перерабатывающая сырье промышленность. Но реформа не была доведена до конца в связи со злодейским убийством 5 сентября 1911 года ее организатора П.А. Столыпина.

Несмотря на затухание реформы, Россия к 1913 году стала главным экспортером за границу зерна, яиц, сала и жира, пеньки и другой продукции. Дальнейшее развитие хозяйства в России затормозила первая мировая война 1914 года.

И всё же на 1 мая 1915 года в 47 губерниях Европейской России землеустроительные работы были закончены. Они охватили 2 485 771 крестьянский двор, в том числе 1 259 020 единоличных. С 1907 по 1914 годы была оказана денежная помощь населению: выдано 299 699 ссуд на сумму 30668009 рублей, авансов в счет ссуд под залог надельной земли - 2 343 домохозяевам на сумму 110 531 рубль, безвозвратные пособия получили 58 020 крестьян на сумму 1 279 689 рублей.

В результате реформы крестьяне стали владеть 215 млн. га земли (в 1901 году они имели всего 142 млн. га). Помещики, царская фамилия и монастыри владели 152 млн. га сельскохозяйственной земли.

В 1906 году в Рыльском уезде процентное соотношение земельной собственности в площади частного землевладения составляло: дворяне - 67,1%, купцы - 7,7%, мещане - 1,9%, духовные лица - 1,2%, прочие лица fit 0,2%, иностранные подданные - 0,5%, крестьянство -12,4% земельной площади

Руководителем внутренней политики государства был Пётр Аркадьевич Столыпин , назначенный сначала министром внутренних дел, а затем - и премьер-министром. Основным содержанием политики нового кабинета после подавления революции было создание условий для расширения социальной базы царизма в обществе, главным образом, в деревне. Инструментом этой политики должна была стать Столыпинская аграрная реформа, разрешающая крестьянам свободный выход из общины вместе с землёй, выделение крестьянских наделов в отруба и хутора, создание Крестьянского банка, который поощрял такое выделение, а также переселение крестьян за Урал, где было много свободной земли. Последнее предполагалось сделать для того, чтобы ослабить напряжённость в центральных губерниях России, в которых крестьяне задыхались от малоземелья. Надо отметить, что реформа Столыпина не достигла всех своих целей, но оценить её объективно, всё же, нельзя, поскольку реформатор рассчитывал на длительную перспективу, не менее 20 лет; история же отвела на нее меньше шести лет - до начала Первой мировой войны. К недостаткам реформы следует отнести излишний бюрократизм в её проведении, когда к самым разным регионам подходили с одинаковыми мерками, а опыт проведения реформы показал, что с наибольшим успехом она проходила на Украине, в Поволжье и на Северном Кавказе, то есть там, где плодородие почв позволяло выделившемуся хозяйству добиться процветания. Наименьшим успехом реформа пользовалась в центральных губерниях, где главной проблемой было малоземелье. Выход из общины для большинства мог закончиться только продажей земли и уходом в город. Теоретически выход был в передаче части помещичьих земель крестьянам, но Столыпин совершенно сознательно не шёл на это, так как ликвидация экономических основ существования помещиков совершенно не входила в его планы. За Урал переселилось 3 миллиона человек, из них назад вернулось немногим более 17%, и это не сняло проблемы малоземелья. Деятельность Столыпина закончилась трагически: в 1911 году он был убит провокатором, агентом охранки Мордехаем Богровым в Киевском оперном театре.

В целом развитие России до начала Первой мировой войны характеризу­ется экономическим подъёмом, когда интенсивно развиваются все отрасли промышленности, создаются промышленные монополии, идёт процесс сращивания банковского и промышленного капиталов, то есть налицо все признаки империализма. При этом надо отметить, что по уровню энерговоо­ружённости передовые русские предприятия превосходили аналогичные в самых развитых капиталистических странах: США и Германии.

Революционное движение в это время переживает явный спад, партии радикального направления теряют своих членов, разочарованных после поражения революции, руководство этих организаций в подавляющем большинстве находится за границей, в эмиграции, в ссылках. Некоторое оживление отмечается лишь с 1912 года, когда достигается уровень 1904 года, но только по количеству забастовок, а отнюдь не по процентному охвату рабочего класса.

Аграрная политика правительства. Аграрный вопрос справедливо осознавался властями как наиболее важный для судьбы крестьянской страны. Наряду с развертыванием репрессий против крестьянских восстаний, правительство уже во второй половине 1905 г. отменило выкупные платежи, начало продажу крестьянам земли в рассрочку, передало Крестьянскому банку казенные земли для продажи крестьянам и приступило к подготовке и проведению новой аграрной реформы, начатой Указом 9 ноября 1906 г.. (См. ТЕМУ Столыпинская агарная реформа )

Законопроекты правительства. В 1905 г. был выработан комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались

- создания больничных касс для рабочих,

- арбитражных комиссий для решения споров с хозяевами,

- сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов,

- отмены наказания за участие в стачках,

- введения государственного страхование рабочих и т.д.

Но в 1906-1908 гг. под нажимом со стороны как организаций промышленников, так и высшей бюрократии, бo льшая часть проектов не была передана в Думу. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции , тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, стремление осуществлять жесткий контроль над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания, неоднократно выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также придавал большое значение вопросу о рабочем законодательстве.

4.1.3. Думское законодательство. Правое большинство III Думы в течении 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение 3 внесенных правительством законопроектов

- о больничных кассах,

- государственном страховании рабочих и

- ненаказуемости участников стачек (взамен расплывчатых Временных правил) ,

Законопроекты были поддержаны кадетами, прогрессистами и левыми. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты, но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников.

Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наиболее последовательным консерватизмом.

После ряда уступок, сделанных во время революции 1905-1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных языков в начальной школе.

В 1910 г. был принят закон, ограничивший автономию Финляндии: Сейм лишился права принимать законы о школьном образовании, охране порядка, печати и др. Готовилась отмена русско-финляндской таможенной границы.

Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии. Избирательным законом 1907 г. было сокращено представительство Польши, Кавказа и Азиатской России в Думе, инородцы Средней Азии и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм. Отдельные усилия Столыпина по отмене наиболее одиозных ограничений в отношении иудеев, встречали жесткое противодействие Николая II.

В области образования реформы были начаты. В 1909 г. проект о введении в 10-летний срок всеобщего начального обучения поступил в Думу. Правительство, не дожидаясь принятия закона, уже с 1908 г. земствам и городам выделяло средства на развитие школ. В 1910 г. более половины земств начали подготовку к введению всеобщего начального образования . Для обеспечения школ кадрами множились учительские семинарии (училища) и институты.

Но, вопреки столыпинским проектам создания единой бессословной школы, начальные школы подчинялись училищным советам во главе с предводителями дворянства, а церковноприходские школы остались в ведении Синода. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней.

Столыпин не смог реорганизовать местное самоуправление . Законопроект о бессословных волостных органах, власть которых распространялась на всех сельских жителей, включая помещиков, был отвергнут Госсоветом уже после смерти его инициатора. Лишь в 1912 г. была отменена должность земского начальника, напоминавшая крестьянам о временах крепостного права.

39. Российская империя в Первой Мировой войне (1914-1918)

ПРЕДПОСЫЛКИ и причины

1.1. Наибольшее значение имелиобострение противостояния великих держав прежде всего, Англии и Германии, в мировом масштабе , начавшаяся борьба за передел мира, в том числе, за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах , воспринимавшихся странами - мировыми лидерами в качестве ключевых точек в борьбе за сферы влияния. Особой остроты достиглопротивоборство на Балканах России и ее союзницы СербиииАвстро-Венгрии вместе с союзной Болгарией.Взрывоопасность ситуации усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г. Германия превратилась в доминирующую военную державу балканского региона, поставив под контроль армию Османской империи. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Непростой была ситуация на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние новые активные участники международных отношений США и Япония.

1.3. Огромную роль игралополитическое и экономическое соперничество Германии и Франции , боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи российского государства объективно противоречили тенденции к началу военных действий. Нам нужен мир, писал П.А. Столыпин, - война в ближайшие годы будет губительна для России и династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономическо й. Программа реформ была рассчитанна на длительный период времени. Но особенностью самодержавия начала ХХ в. и лично Николая II являлись недооценка революционных потенций российского общества и иллюзии в отношении умиротворительного внешнего противоборства, не уничтоженные русско-японской войной.

С началом российское руководство долгое время неверно оценивало военную перспективу, рассчитывая на скорейшее успешное окончание войны после решительного удара союзников и отвергая все предложения Германии о заключении сепаратного мира в 1914-1916 гг.

НАЧАЛО ВОЙНЫ

3.1. Повод к началу войны. 15 (28) июня 1914 г. должны были открыться провокационные австро-венгерских военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараеве, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрц-герцог Франц-Фердинанд, наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в соседнюю Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15 (28) июля австрийская артиллерия начала артиллерийский обстрел столицы Сербии - Белград.

3.2. Объявление войны . 30 (17) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа вступила в войну Англия, 6 августа - Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу, а позже значительную часть мира. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. Италия, в 1916 г. - Румыния, в 1917 г. - США. Турция (1914 г.) и Болгария (1915 г.) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

ХОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

4.1. Первые наступления 1914 г. После поражения франко-английских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу, Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

4 .1.1. В Восточной Пруссии наступавшие с востока - 1-я (под командованием П.К. Ренненкампфа ) и с юга - 2-я (под командованием А.В. Самсонова ) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски 2 корпусов из Франции и привлечения резервных частей, Германия, используя несогласованность действий российских войск, окружила и разгромила 2-ю армию генерала Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

4.1.2. Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-я армия (А.А. Брусилов ) взяла Львов , российские войска осадили Перемышль , оттеснив австрийцев на 300 км. от границы за реку Сан . Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

4.1.3. Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успех на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в сентябре-октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных и широкомасштабных Варшавско-Ивангородской и Лодзинской операциях в октябре-ноябре обе стороны понесли большие потери (Россия - 2 млн. чел. убитых, раненых и пленных, ее противники - 950 тыс.), но не выполнили своих задач. При этом Россия остановила австро-германское наступление, но не смогла предпринять поход на Берлин и отступила вглубь Польши. На фронте началась позиционная война.

4.1.4. Война с Турцией началась с атаки 29 октября германских кораблей под турецким флагом на Севастополь, Одессу, Новороссийск и Феодосию и наступления турецких войск на Кавказе. Кавказская армия, перейдя в контрнаступление, нанесла поражение превосходящим турецким силам, оттеснив их в декабре к Эрзруму , что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

4.1.5. Итоги военных действий 1914 г . заключались в срыве планов быстрой победы как Германии и Австро-Венгрии, так и Антанты. Наступления русских в Восточной Пруссии и Галиции, дали возможность союзникам одержать в сентябре победу на Марне и стабилизировать фронт во Франции. В результате Германия, несмотря на некоторые успехи, была вынуждена вести затяжную войну на два фронта.

В ходе боев выявилось превосходство германской армии над российской в артиллерии и снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийских и турецких войск.

Поражения 1915 г.

4.2.1. Юго-Западный фронт. После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецкого наступления из Восточной Пруссии) в апреле-мае ситуация изменилась. Австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить российские войска, испытывавшие жестокий снарядный голод и захватили большую часть Галиции и Волыни. Но фронт на юго-западе не был прорван.

4.2.2. Западный фронт . Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, затем часть Белоруссии, Литвы (включая Вильно), Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.

4.2.3. Итоги 1915 г. Из строя вышел весь состав довоенной подготовленной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную, топливную и сельскохозяйственную базу. В то же время увеличилось германское превосходство в артиллерии, особенно тяжелой, еще более очевидным стала узость железнодорожной сети России.

В августе Николай II взял на себя командование войсками, назначив опытного стратега М.В. Алексеева начальником Генштаба.

Союзники, к которым присоединилась Италия, в этот период не предприняли ни одной значительной операции, ограничившись крупными поставками в Россию вооружений и угля.

4.3. 1916 г. Германское командование перенесло основные военные усилия с Восточного на Западный фронт. Началась битва за крепость Верден, защищавшую путь на Париж. В тяжелом положении находилась итальянская армия.

4.3.1. Брусиловский прорыв. Российское командование, планировавшее развернуть летом наступление силами Западного фронта в Литве и Белоруссии при поддержке Юго-Западного и Северного фронтов, вынуждено было изменить сроки и направление главного удара. В мае 8-я армия генерала А.А. Брусилова осуществила прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км. Наступление Западного фронта было приостановлено для усиления войск Брусилова, но германские подкрепления позволили австро-венгерской армии, потерявшей 1,5 млн. чел., стабилизировать линию фронта в Галиции и Буковине.

4.3.2. Кавказская армия взяла Эрзрум и Трапезунд. Румыния выступила на стороне Антанты, но быстро потерпела поражение, что удлинило линию фронта еще на 500 км.

4.3.3. В итоге борьбы 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция в этих условиях в 1915-1916 гг. заключили соглашения с Россией о ее послевоенных территориальных приобретениях в Прибалтике и будущей передаче под ее контроль не только проливов Босфор и Дарданеллы, но и Константинополя.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Промышленность

5.1.1. Объем промышленного производства в 1914-1916 гг. вырос на 22 %. К 1916 г. промышленность полностью перестроилась, была выполнена довоенная программа по вооружению. Развивалась как крупное частное и казенное, так и кооперативное и артельное производство, работавшее на оборону.

Несколько изменилась отраслевая промышленная структура. При сокращении мирной легкой промышленности, тяжелая индустрия производила продукции в 3 раза, а по военным заказам в 10-20 раз больше, чем до войны. Начался выпуск автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность. Нехватка снарядов, винтовок и обмундирования больше не наблюдалась. Россия в 1916 г. с учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии и в военно-техническом отношении была готова к широкомасштабным наступлениям.

Узким местом оставался транспорт. Железнодорожное строительство продолжалось, но транспортная сеть едва справлялась с нуждами фронта. Снабжение тыла резко ухудшилось при наличии достаточных запасов продовольствия.

5.1.2. Новые формы организации промышленности. Большую роль в мобилизации мелкой промышленности сыграли образовавшиеся в 1915 г. общественные Земский и Городской союзы. Ими был создан объединенный по снабжению армии комитет , под председательством Г.Е. Львова (Земгор ), занимавшиеся прежде всего организацией медицинской помощи, сбором продовольствия для армии и т.п.

Для распределения заказов и сырья в 1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли Военно-промышленные комитеты (председатель Центрального ВПК А.И. Гучков )

Координацию всей деятельности по обеспечению обороны осуществляло правительство через руководимые им Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам . Особое совещание по обороне координировало деятельность других особых совещаний и множества отраслевых комитетов: металлургического, сахарного, суконного и пр. Во главе каждого совещания и комитета стоял министр. Поскольку совещания регулировали деятельность не только казенных, но и частных предприятий, в их руководства входили не только государственные чиновники, но и члены Госсовета и Думы, а также представители крупных предпринимателей.

5.2. Сельское хозяйство пострадало в большей степени. В связи с мобилизацией почти половины трудоспособных сельскохозяйственных работников, конфискацией для армии 2,5 млн. рабочих лошадей и оккупацией части российской территории посевные площади сократились на 10 %, сбор зерна - на 20 %, производство мяса - на 70 %.

В то же время, благодаря прекращению зернового экспорта, принятию сухого закона и введению в 1916 г. в ряде губерний продразверстки принудительной продажи части хлеба для нужд армии по фиксированным ценам, хлеба и в целом продовольствия в стране было достаточно. Нехватка хлеба на фронте и в прифронтовых городах, в том числе в Петрограде , вызывалась лишь транспортными проблемами.

В то же время сбор некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего картофеля, сократился. Снижение производства сахара на 35% привело к введению карточек на него.

5.3. Финансы. Военные расходы в 3 раза превышали доход государства, серьезно сократившийся из-за запрета на продажу алкоголя. Дефицит бюджета покрывался возросшей денежной эмиссией , внешними и внутренними займами. В результате государственный долг увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным, образовались излишки бумажных денег, быстро росла инфляция . В 1914-1916 гг. цены выросли в 4-5 раз.