Регион как хозяйственная система капиталистического производства. Основные признаки капитализма


Экономических систем, которые используют государства, существует несколько, однако наиболее распространенные – капитализм и социализм. При этом капитализм часто называют свободной рыночной экономикой в чистом виде, а наиболее «концентрированной» формой социализма на сегодня можно назвать строящийся в отдельных странах коммунизм.

Эти экономические системы состоят из отдельных политических и социальных элементов, которые и влияют на степень чистоты каждой системы. Впрочем, даже при наличии различных форм степеней приверженности идеалам капитализма, есть отдельные признаки, которые для всех них являются общими.

Два класса

Исторически капиталистическое общество характеризуется делением на два класса. Первый – непосредственно капиталистический, владеющий все тем, что позволяет производить и продавать товары. Это владельцы. Второй – рабочий класс, продающий свой труд в обмен на заработную плату.

Частные лица и корпорации «заведуют» и экономикой, так как имеют возможность владеть и управлять компаниями, влияющими на распределение ресурсов. Впрочем, капиталистическое общество редко существует в чистом, двухклассовом виде. Благодаря разделению труда, которое делают возможным образование и профессиональная подготовка, формируется и средний класс. Именно наличие и «толщина» этой прослойки говорит о благополучности общества в целом.

Прибыль во главе

Компании существуют для того, чтобы получать прибыль. Она является мотивацией любой деятельности этих компаний, только ради нее производятся и продаются товары, предоставляются услуги.

Одновременно эти компании созданы для удовлетворения потребности людей. Однако решающей все равно будет прибыль – если продавая товар, компания не получит прибыли, значит, она не будет продавать этот товар, как бы в нем кто не нуждался.

Капиталистическая экономика – без вмешательства извне

Капиталистическое общество верит – рынки должны быть оставлены в покое. Им должны быть предоставлена возможность работать без вмешательства государства. К счастью, полностью свободное от государственного надзора капиталистическое общество существует только в теории.

Даже в США – любимом детище капитализма – правительство регулирует и контролирует отдельные отрасли. Здесь стоит вспомнить, к примеру, закон Додда-Франка, принятый для сдерживания финансовых институтов, и как его составляющую. Капитализм же в чистом виде предполагает, что цены устанавливаются исключительно на основе спроса и предложения с учетом получения прибыли.

Конкуренция

Один из главных аспектов существования капитализма – свободный рынок. А он, в свою очередь, невозможен без конкуренции. При отсутствии конкуренции, при монопольном рынке, свободных цен нет, а есть цена, устанавливаемая монополистом.

Готовность к переменам

Последней «классической» приметой капитализма стоит назвать способность к адаптации и изменениям. Впрочем, готовность перестроиться сегодня стала не просто одной из характеристик экономической системы. Для многих государств адаптация стала единственной возможностью выжить в современных экономических условиях.

Капитализм (capitalism ) - это экономическая система и общественный строй, где отличительными чертами являются частная собственность на средства производства, использование наемного труда и свобода предпринимательства.

Капитализм как общественный порядок пришел на смену феодализму. Этот переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в различных странах имел свои особенности (например, Английская буржуазная революция XVII в., Нидерландская буржуазная революция XVI в. и т.д.). Одним из главных и решающих экономических значений для возникновения капитализма был процесс так называемого первоначального накопления капитала , когда мелкие производители (в основном это были крестьяне) насильственным методом лишались всяких средств и становились юридически свободными, а средства производства, напротив, концентрировались в руках у буржуазии.

Как экономический строй, капитализм характеризуется тремя основными признаками: частным распоряжением средствами производства; рыночно-ценовым механизмом координации деятельности индивидов; максимизацией дохода, пользы как цели хозяйствования. В такой экономической системе на первый план выдвигается проблема эффективности распределения и использования ресурсов. И решается эта проблема прежде всего каждым индивидом. Поэтому капитализм (европейская модель) предполагает личную свободу, индивидуализм, субъективизацию и рационализацию. Положение человека теперь не определяется социальным статусом его семьи, религиозными нормами. Он сам утверждает себя в соответствии со своими способностями, становясь мерой всех вещей. Как показал немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920 гг.), в становлении капитализма огромную роль сыграла протестантская этика, для которой характерны: ответственность человека перед собой, перед обществом, перед богом; самоценность труда и дохода, полученного честным путем (заработанного дохода). Такая этика утвердилась в ходе религиозной реформации (XVI-XVII века) и пришла на смену католической этике, проповедовавшей не труд, а потребление, наслаждение, освящавшей социальное неравенство и право грешить, так как грехи могут быть прощены.

Для стран, совершающих революционный и весьма болезненный переход от плановой к рыночной экономике, чрезвычайно важно понять, что представляет собой общество, которое нужно построить. Для этого необходимо избавиться от иллюзии совместимости рынка и социализма , то есть рынка без частной собственности, эффективной экономики без капитализма. В постсоветском сознании слово "капитализм" ассоциируется с эксплуатацией, несправедливостью, с борьбой всех против всех по принципу "человек человеку волк". Трудно предположить, что основанное на таких нравственных нормах общество могло бы просуществовать двести-триста лет.

Капитализм не только и не столько экономическая система, сколько форма общества, которое объединяет свободных индивидов, предъявляя к ним огромные моральные требования. Эти нравственные нормы жизни и определяют жизнеспособность рыночного экономического механизма. Они не порождаются рынком, а предшествуют ему. Капитализм как возникшая в ходе эволюции форма общества предполагает:

  1. свободу как возможность действия в соответствии с поставленной самостоятельно целью и ответственность за свой выбор как отсутствие заведомых ограничений, кроме нравственных;
  2. гражданское общество как совокупность институтов, союзов, ассоциаций достаточно сильных, чтобы исключить возможность узурпации власти, тирании, и в то же время достаточно свободных, позволяющих человеку беспрепятственно к ним присоединяться или их покидать, иначе говоря, это общество структурировано, но его структура подвижна, способна к совершенствованию;
  3. модульного человека, способного включаться в те или иные структуры, ассоциации, но не подчиняться им, сохраняя свою свободу и права выхода из этих союзов, ассоциаций, партий и т.д., и в то же время готового к активным действиям против тех, кто ограничивает его свободу, его права, как и права других;
  4. демократию, то есть форму правления, предполагающую политическую свободу и действия избранного народом правительства в соответствии с интересами и волей избирателей (управляемых), что, в свою очередь, предполагает конституционное согласие и наличие эффективных механизмов, ограничивающих власть и функции правительства;
  5. частную собственность как общественный институт, дающий всем членам общества равные права по владению ресурсами;
  6. рыночную систему, включающую рынок капиталов, рынок труда , рынок земли;
  7. свободу предпринимательства и рыночную конкуренцию;
  8. ограниченную роль правительства.

Названные черты, свойства капиталистического общества можно определить как капиталистическую идеологию, то есть систему ценностей, взглядов, на которых зиждется это общество и которые признаются абсолютным большинством его членов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Для капиталистических стран характерна рыночная экономика.

Рыночная экономика подразумевает невмешательство государства в экономику, свободную торговлю и предпринимательство.

Главной платформой между производителем и потребителем является свободный рынок. Главным двигателем капиталистической рыночной экономики является свободная конкуренция. По мнению сторонников этой экономики, свободная конкуренция позволяет улучшить качество продукции, учесть потребности и желания потребителей. Экономические процессы же по идее должна контролировать «невидимая рука рынка», которая урегулирует отношения между рабочими и работодателями, потребителями и производителями. Но на самом деле распределение благ людей «невидимой рукой рынка» осталось лишь жалкой выдумкой….

Капиталистическая рыночная экономика не в состоянии уничтожить ряд негативных процессов. Неравенство, безработица, нарушение свободной конкуренции, люмпенизация общества – вот результаты существования такой экономики.

Разве будет производитель заинтересован в том, чтобы продукция (речь не идёт о продуктах питания и т.п.) была качественной, а потому долго существовала? Нет, ведь тогда прибыль уменьшится. Производителю выгоднее создать продукцию не очень высокого качества, чтобы постоянно был спрос на подобную продукцию.

С другой стороны, свободная конкуренция всё же имеет определённые плюсы: личная заинтересованность рабочих. Производитель заинтересован в том, чтобы был постоянный спрос на продукцию, а потому он вводит определённые инновации, стандарты. Но это касается не всех видов продукции, что описано ранее.

Научно-технический прогресс ввёл в развитые экономические страны новые технологии. Появился спрос на высококвалифицированных специалистов. Но, учитывая это, можно утверждать, что свободная конкуренция нарушается и в обществе существует негативный процесс безработицы.

Свободная конкуренция уничтожается, т.к. не каждый мелкий предприниматель способен оснастить свои предприятия новыми технологиями, которые внедрены на более крупных предприятиях. Кроме того, развитие капитализма сформировало ряд монополистических объединений, которые тоже нарушают свободную конкуренцию. Разве способно неоснащённое мелкое предприятие сразится с крупными предприятиями, на которых установлены новые технологии, или монопольными организациями? Разумеется, что нет.

Безработица, неравенство и люмпенизация общества возникли в результате неравномерного распределения благ общества, конкуренции рабочих мест и предприятий.

Таким образом, капиталистическая экономика имеет в качестве плюса личную заинтересованность производителей. В результате этого существует свобода инициатив, которые позволят улучшить производство так, чтобы реализовать потребности и производителя, и потребителя. Но капиталистическая экономика оказалась недееспособной в плане предотвращения люмпенизации общества. Неравенство между людьми, эксплуатация человека человеком, безработица и нарушение свободной конкуренции – эти недостатки стали ударом для многих людей. Эти недостатки обусловлены тем, что буржуазия (олигархия) установила свой контроль.


Многие буржуазные специалисты утверждают о том, что инфляция является нормальным процессом для любой экономики. Это фактически запустило процесс легализации увеличения цен на продукцию. Буржуазия (олигархия) с помощью таких «специалистов» внушила обществу то, что повышение цен – нормальное явление. Именно потому класс эксплуататоров не стесняется повышать цены на продукцию.

Рыночная экономика стала методом экономической эксплуатации трудящихся, которым активно внушают, что альтернативы нет. Множество негативных явлений признаются нормальными. Капиталисты полагают, что конкуренция на одно рабочее место, неравенство в обществе являются нормой. По мнению этих людей, каждый человек получает то, что заслужил. Это стало девизом всех сторонников рыночной экономики. Но разве заслужили олигархи то, что у них есть, если они не принимают участия в производстве?

Построенная на праве частной собственности и свободе предпринимательства. Явление зародилось в Западной Европе в XVII-XVIII веке и сегодня распространено во всем мире.

Возникновение термина

Вопрос «что такое капитализм» изучался многими экономистами и учеными. Особенная заслуга в освещении и популяризации этого термина принадлежит Карлу Марксу. Этот публицист в 1867 году написал книгу «Капитал», которая стала основополагающей для марксизма и многих идеологий левого толка. Немецкий экономист в своем труде подверг критике сложившуюся в Европе систему, при которой предприниматели и государство нещадно эксплуатировали рабочий класс.

Слово «капитал» возникло несколько раньше Маркса. Первоначально это был жаргонизм, распространенный на европейских биржах. Еще до Маркса это слово в своих книгах использовал знаменитый английский писатель Уильям Теккерей.

Основные особенности капитализма

Чтобы понять, что такое капитализм, следует разобраться в его основных чертах, которые отличают его от других экономических систем. Основой этого явления является свободная коммерция, а также производство услуг и товаров частными лицами. Важно и то, что все это продается только на свободных рынках, где цена определяется в зависимости от спроса и предложения. Капитализм не подразумевает принуждения со стороны государства. В этом он противоположен плановой экономике, которая существовала во многих коммунистически странах, в том числе и СССР.

Движущей силой капитализма является капитал. Это средства производства, которые находятся в частной собственности и нужны для получения прибыли. В обиходе под капиталом чаще всего подразумевают деньги. Но это может быть и другое имущество, например драгоценные металлы.

Прибыль, как и капитал - собственность владельца. Он может использовать ее для того, чтобы расширить собственное производство или удовлетворить свои нужды.

Жизнь капиталистического общества

Капиталистическое общество зарабатывает себе на жизнь с помощью свободного найма. Иначе говоря, рабочая сила продается за заработную плату. Так что такое капитализм? Это принципиальная свобода рынка.

Для того чтобы в обществе возникли капиталистические отношения, ему необходимо пройти несколько стадий развития. Это увеличение количества товаров и денег на рынке. Кроме того, капитализму нужна еще и живая рабочая сила - специалисты с необходимыми навыками и образованием.

Подобная система не может контролироваться из определенного центра. Каждый член капиталистического общества свободен и может по своему усмотрению распоряжаться собственными ресурсами и умениями. Это, в свою очередь, означает, что любое решение подразумевает индивидуальную ответственность (например, за убытки из-за неправильного вкладывания денег). В то же время участники рынка защищены от посягательств на собственные права с помощью законов. Правила и нормы создают тот баланс, который необходим для стабильного существования капиталистических отношений. Также необходим независимый суд. Он может стать арбитром в случае возникновения спора между двумя участниками рынка.

Социальные классы

Хотя именно Карл Маркс известен больше всех как исследователь капиталистического общества, даже в свою эпоху он был далеко не единственным, кто изучал эту экономическую систему. Немецкий социолог уделил много внимания рабочему классу. Однако еще до Маркса Адам Смит исследовал борьбу различных групп общества.

Английский экономист выделил три основных класса внутри капиталистического общества: собственников капитала, землевладельцев и пролетариев, которые эту землю обрабатывали. Кроме того, Смит обозначил три вида доходов: ренту, заработную плату, а также прибыль. Все эти тезисы в дальнейшем помогли другим экономистам сформулировать, что такое капитализм.

Капитализм и плановая экономика

Карл Маркс в собственных трудах признавал, что не он открыл явление классовой борьбы в капиталистическом обществе. Однако он писал, что его главной заслугой является доказательство того, что все социальные группы существуют только на определенном этапе исторического развития. Маркс считал, что период капитализма - временное явление, которое должно смениться диктатурой пролетариата.

Его суждения стали основой для многих левых идеологий. В том числе марксизм оказался платформой для большевистской партии. История капитализма в России обернулась революцией 1917 года. В Советском Союзе была принята новая модель экономических отношений - плановая экономика. Понятие «капитализм» стало ругательством, а западных буржуа начали называть не иначе как буржуями.

В СССР государство взяло на себя функции последней инстанции в экономике, на уровне которой решалось, сколько и чего производить. Подобная система оказалась неповоротливой. В то время как в Союзе упор в экономике делался на ВПК, в капиталистических странах царила конкуренция, обернувшаяся ростом доходов и благосостояния. В конце XX века почти все коммунистические страны отказались от плановой экономики. Они также перешли к капитализму, который сегодня является двигателем мирового сообщества.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).