Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.
Истина
Что такое истина?
Виды истины
— абсолютная;
— относительная.
Критерии истины
— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.
Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.
Многообразие путей познания мира
1) Определение познания;
2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.
3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.
4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.
Банк как финансовый институт
1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.
2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.
3) Функции ЦБ
— Стабилизационное;
— Структурное.
4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование
5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.
6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.
Инфляция
1) Определение;
2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.
3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.
Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:
1. Социальный институт
2. Социально-демографические проблемы.
3. Конформизм и девиантное поведение
До встречи в следующих постах!
Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .
Этапы подготовки
- Врага нужно знать в лицо. Поэтому первым делом скачайте КИМ по обществознанию за этот год на сайте, если актуальные варианты еще не выложили (это может быть только если вы начали подготовку раньше августа-сентября последнего года обучения), то берите КИМ прошлого года и прорешайте его. Так вы поймете, что же из себя представляет ЕГЭ.
- Определите, необходима ли вам дополнительная помощь в подготовке. Если вы понимаете, что помощи интернета вам недостаточно, то лучшим вариантом будет поиск опытного репетитора, который поможет вам в подготовке.
- Накапливание теоретических знаний. Сразу стоит обмолвиться, что объем их будет большой, ведь вам нужно изучить основы таких больших наук, как: юриспруденция, экономика, социология, политология и др. Отдельно учить термины, смысла не имеет, лучше изучайте теоретические знания по предмету, а вот когда встретитесь с незнакомым термином, тогда используйте все возможности интернета.
- Не стоит слишком увлекаться изучением теоретических вопросов. Как можно быстрее переходите к нарешиванию заданий ЕГЭ . Ваше главное преимущество на экзамене - возможность подготовиться к каждому виду задания, это сэкономит вам кучу времени на экзамене. КИМы берите из раздела ФИПИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ , заданий там более чем достаточно.
- Специальной подготовки задания второй части не требуют, если у вас достаточно теоретических знаний, то они не представят никакой сложности, а если таких знаний мало, то вы еще должны быть на этапе 3. Единственный совет - можете посмотреть готовые ответы на задания второй части, чтобы понять, что от вас конкретно хотят экзаменаторы.
- При написании эссе вам помогут навыки, добытые, в основном, на уроках литературы. Здесь есть одна хитрость: каждое из пяти заданий соответствует одной из базовых гуманитарных наук. Это означает, что у вас точно будет афоризм, который связан с правом, с экономикой, социологией, политологией, социальной философией. Поэтому при подготовке к написанию эссе специализируйтесь на одной - двух науках. Если сочинения вам давались всегда с трудом, то уделите написанию эссе - наибольшее количество времени, все-таки это самое дорогостоящее задание. Просто берите КИМы, вычитывайте афоризмы и пишите, чем больше, тем лучше, постепенно сами поймете, что получаться начало лучше, но вообще именно над этим этапом лучше работать с репетитором, который будет вам объективно говорить о ваших ошибках.
Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.
Редакция "сайт"
Раздел 1. Человек и общество
Тема 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как
результат биологической и социокультурной эволюции)
Тема 2. Мировоззрение, его виды и формы
Тема 3. Виды и формы з наний
Тема 4. Понятие истины, ее критерии
Тема 5. Мышление и деятельность
Тема 6. Потребности и интересы
Тема 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Тема 8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Тема 9. Основные институты общества
Тема 10. Понятие культуры. Формы и разновидности
культуры
Тема 11. Наука. Основные особенности научного мышления.
Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания
Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки
Тема 14. Образование, его значение для личности и общества
Тема 15. Религия
Тема 16. Искусство
Тема 17. Мораль
Тема18. Понятие общественного прогресса
Тема19. Многовариантность общественного развития
Тема 20. Реформы, их виды и направления.
Тема 21. Революции и их виды.
Тема 22. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Тема 23. Глобализация
Тема 24. Взаимодействия человека и природы
Тема 25 . Противоречия социального прогресса
Тема 26 . Мораль как регулятор социальных отношений
Тема 27 . Целостность и противоречивость современного мира .
Тема 28 . Глобальные проблемы и культура
Тема 29 . Биосоциальная роль человека.
Тема 30 . Культура.
Тема 31. Мировые религии
Тема 32. Формы и разновидности культуры
Тема 33. Религия как форма духовной культуры
Тема 34. Основные сферы общественной жизни
Тема 35. Культура как общественный феномен
Тема36. Социально-демографические проблемы современности
Тема37. Деятельность - основа существования и развития общества.
Тема38. Проблема Севера и Юга и пути её решения
Тема39. Терроризм, как глобальная проблема человечества
Тема40. Формы общественных изменений
Тема 41 Революция как форма социальных изменений
Тема42. Традиционное общество и его особенности
Тема43. Информационное общество
Тема44. Многовариантность общественного развития
Тема45. Цель и смысл жизни
Тема46. Деятельность
Тема47. Мышление.
Раздел 2. Экономика
Тема 1. Экономика и экономическая наука
Тема 2. Факторы производства и факторные доходы
Тема 3. Экономические системы
Тема 4. Собственность
Тема 5. Рынок и рыночный механизм.
Тема 6. Спрос и предложение
Тема 7. Постоянные и переменные затраты
Тема 8. Финансовые институты .
Тема 9. Банковская система
Тема 10. Основные источники финансирования бизнеса
Тема 11. Ценные бумаги
Тема12. Рынок труда.
Тема 13. Безработица.
Тема14. Экономический рост и развитие
Тема15. Инфляция
Тема16. Рынок труда
Тема17. Налоги
Тема18. Экономика и ее роль в жизни общества
Тема19. Экономический рост
Тема20. Деньги
Тема21. Экономика и государство
Тема22. Мировая экономика
Тема23. Предпринимательство
Тема24. Производство
Тема25. Рынок и рыночный механизм
Тема26. Основные типы экономических систем
Тема27. Фирма как субъект рыночной экономики
Тема28 Понятие и механизм рынка
Тема29. Роль конкуренции в рыночной экономике
Тема 30.Банки и банковская система
Тема31. Экономика как наука
Тема32. Рынок труда
Тема33. Разделение труда и специализация
Тема34. Предпринимательство в экономике
Раздел 3. Социальные отношения
Тема1. Социальная стратификация
Тема2. Семья как социальный институт
Тема3. Социальная роль
Тема4. Социальные группы
Тема5. Социальная мобильность и изменение социального статуса.
Тема6. Социальная мобильность
Тема7. Семья в современном обществе.
Тема8. Межэтнические отношения в современном мире
Тема9. Социальный контроль
Тема10. Социальная стратификация и ее типы
Тема11. Причины отклоняющегося поведения молодёжи
Тема12. Социальный конфликт
Тема13. Диалог культур
Тема14. Вертикальная социальная мобильность
Тема14. Социальная мобильность
Тема16. Российское образование в XXI веке
Тема17. Свобода и ответственность
Тема18. Социализация индивида
Тема19. Конформизм и девиантное поведение.
Тема20. Семья как социальный институт
Тема21. Молодежь как социальная группа
Тема22. Нации и межнациональные отношения
Тема23. Отклоняющееся поведение
Тема24. Социальные институты
Тема25. Нации и национальные отношения
Тема26. Проблема неполных семей
Раздел 4. Политика
Тема1. Политическая элита
Тема2. Средства массовой информации(СМИ)
Тема3. СМИ и политика
Тема4. Роль СМИ в политической жизни
Тема5. Разделение властей в РФ или Теория разделения властей
Тема6. Политические отношения
Тема 7. Государство
Тема 8. Политический процесс в современном обществе
Тема 9. Политические режимы
Тема 10. Роль политических партий в жизни общества
Тема 11. Основные ценности демократии
Тема 12. Избирательные системы
Тема 13. Гражданское общество и правовое государство
Тема 14. Осуществление власти в РФ
Тема 15. Политическая Власть
Тема 16. Государство как политический институт общества
Тема 17. Политическое поведение
Тема 18. Политический процесс как совокупность видов политической
деятельности субъектов
Тема 19. Выборы в Государственную Думу РФ
Тема 20. Механизм государственного регулирования экономики
Тема 21. Избирательная кампания в РФ
Тема 22. Политическое участие
Тема 23. Политический плюрализм.
Тема 24. Становление многопартийности в России.
Тема 25. Политическое сознание и политическое поведение.
Тема 26. Законотворческий процесс в РФ.
Тема 27. Политическая власть как особый тип общественныхотношений
Тема 28. Политические идеологии
Тема 29. Форма государства
Раздел 5. Право .
Тема1. Правонарушение
Тема2. Споры и порядок их рассмотрения
Тема3. Правоохранительные органы. Судебная система
Тема4. Международное право (международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени)
Тема5. Особенности административной юрисдикции
Тема 6. Имущественные и неимущественные права
Тема7. Право в системе социальных норм
Тема8. Юридическая ответственность
Тема9. Гражданство РФ
Тема10. Право собственности
Тема11. Гражданские правоотношения
Тема12. Правовое государство и гражданское общество
Тема13. Трудовые правоотношения
Тема14. Гражданский процесс (ГП)
Тема15. Система российского права
Тема16. Конституция РФ
Тема17. Нормативно-правовой акт как источник права
Тема18. Правовое государство
Тема19. Правовой статус налогоплательщика РФ
Тема20. Юридическая ответственность
Тема21. Отношения супругов
Тема22. Правовое государство
Тема 23. Уголовное право
Тема24. Воинская обязанность гражданина РФ
Тема 25. Воинская обязанность.
1. Развёрнутый ответ по теме «Политическая Власть как социальный феномен
1.Власть как ключевой момент политики.
2. Связь власти с влиянием, силой, богатством, полномочиями и др.
3.Характеристики политической власти:
а) легальность (законность);
б) легитимность.
4. Тины легитимности:
а) традиционная,
б) рациональная (легальная);
в) харизматическая.
5. Ресурсы власти:
а) утилитарные;
б) принудительные;
в) нормативные;
г) информационные и др.
6. Функции политической власти.
7. Эффективность политической власти
2. Развёрнутый ответ по теме: «Избирательная система».
1. Понятие избирательной системы.
2. Структура избирательной системы:
а) избирательное право;
б) избирательный процесс.
3. Избирательное право и его характеристики:
а) принципы избирательного права (всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании);
б) политическое право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
в) источники избирательного права.
4. Избирательный процесс и его стадии:
а) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
б) выдвижение и регистрация кандидатов;
в) предвыборная агитация и финансирование выборов;
5. Типы избирательных систем:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная.
3. развернутый ответ по теме «Типы избирательных систем» .
1. Понятие избирательной системы.
2. Компоненты избирательной системы:
а) избирательное право
б) избирательный процесс
3. Особенности типологии избирательных систем:
а) избираемый орган власти;
б) принципы формирования представительного органа власти;
в) порядком распределения мандатов по итогам голосования;
3. Мажоритарная избирательная система и ее особенности:
а) выдвижение конкретного человека в качестве кандидата
б) установление прямой ответственности перед избирателями
в) получившие незначительное меньшинство голосов могут быть не представлены в парламенте
4. Пропорциональная система и ее особенности:
а) голосование за партийные списки кандидатов;
б) гарантия представительства в парламенте мелких и средних партий;
5. Мажоритарно-пропорциональная система (смешанная) и ее особенности.
а) формирование действительно представительного парламента
б) партии не отражают интересов избирателей в полном объеме.
4. развёрнутый ответ по теме «Избирательное право в РФ: правовые основы».
1. Избирательное право граждан РФ:
а) право избирать (активное);
б) право быть избранным (пассивное).
2. Источники избирательного права в РФ:
а) Конституция РФ;
б) федеральные конституционные законы;
в) федеральные законы;
г) нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.
3. Конституционные принципы избирательного права:
а) всеобщность избирательного права;
б) равное избирательное право;
в) прямое избирательное право;
д) добровольность участия в выборах.
4. Порядок выборов Президента РФ.
5. Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.
6. Выборы в органы местного самоуправления.
5. Развёрнутый ответ по теме «Политические организации».
1. Политические партии:
а) определение и признаки; б) типология политических партий;
в) функции политических партий.
2. Общественно-политические движения:
а) определение и признаки;
б) функции общественно-политических движений.
3. Законодательство РФ о политических организациях.
4. Тенденции развития политических организаций в современном обществе.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Институт президентства в РФ»..
1. Президент РФ как гарант Конституции.
2. Конституционно-правовой статус Президента РФ:
а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;
в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ;
3. Основные функции Президента РФ:
а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
б) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности;
в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и др.
4. Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:
а) гражданство РФ;
б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
в) возрастной ценз - не менее 35 лет.
5. Порядок избрания и деятельности Президента РФ:
а) выдвижение и сбор подписей избирателей;
б) избранным признаётся кандидат, получивший более половицы голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
в) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;
г) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд и пр.
6. Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.
7. Развёрнутый ответ по теме «Правовое государство».
1. Понятие правового государства.
2. Права человека как основная ценность правового государства:
а) право на жизнь;
б) равенство перед законом и судом;
в) право на достоинство;
г) право на жилище;
д) право на национальное самоопределение и т. д.
3. Признаки правового государства:
а) основополагающий признак - верховенство права в обществе;
б) подчинение закону всех участников общественных отношений (в том числе государства);
в) гуманность и справедливость законов, признание прав и свобод личности
т) обязательная реализация принципа разделения властей в государственной политике, деление законодательной, исполнительной и судебной властей);
д) высокая правовая культура.
4. Формирование правового государства в России
8. Развёрнутый ответ по теме «Конституция РФ о форме государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. РФ как демократическое государство,
а) народ - источник власти:
б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;
в) гарантии прав и свобод граждан.
2. РФ как государство с республиканской формой правления.
3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:
а) равноправие субъектов РФ;
б) самоопределение народов;
в) государственная целостность;
г) единство системы государственной власти;
д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.
4. РФ - правовое государство. Разделение властей.
9. развёрнутый ответ по теме «Роль политической элиты в жизни общества».
1) Кого называют политической элитой:
а) понятие политической элиты;
б) состав политической элиты.
2) Факторы формирования политической элиты.
3) Функции политической элиты:
а) определение стратегических целей развития общества;
б) выработка государственной политики;
в) поддержание политической стабильности общества;
г) анализ интересов различных социальных групп и др.
4) Типы политических элит:
а) общенациональная, региональная, местная;
б) правящая и неправящая (контрэлита).
5) Группы политического влияния.
10. развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?»
1. Разделение властей как атрибут демократического общества:
а) законодательная власть;
б) исполнительная власть;
в) судебная власть.
2. Характеристика представительных органов государственной власти:
а) структура;
б) формирование парламента;
в) основные функции и др.
3. Исполнительные органы власти:
а) структура исполнительной власти;
б) основные функции органов исполнительной власти;
в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.
4. Роль судебной власти в демократическом государстве.
5. Система правоохранительных органов государства.
11. развёрнутый ответ по теме «Национальная политика
1. Что такое «национальная политика» и какова её роль в жизни общества?
2. Цели и направленность антигуманной национальной политики в тоталитарных государствах:
а) отстаивание «этнической чистоты»;
б) разжигание расовой ненависти;
в) насилие в интересах господства своего государства.
а) законодательное закрепление уважительного отношения к людям любой национальности;
б) создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех народов;
в) согласование национальных интересов;
г) предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов.
4. Основные принципы государственной национальной политики современной России:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина;
б) запрещение любых форм дискриминации;
в) сохранение исторической целостности страны, равноправие всех субъектов РФ;
г) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;
д) своевременное и мирное разрешение национальных противоречий и конфликтов;
е) запрещение деятельности, направленной на возбуждение любой розни, ненависти или вражды;
ж) защита прав и интересов граждан России за её пределами (поддержка соотечественников, проживающих
в зарубежных странах).
5. Угроза национализма и пути его преодоления.
12. Развёрнутый ответ по теме: «Деятельность людей и её многообразие».
1. Понятие деятельности.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект
г) способы достижения цели;
д) результаты.
3.Мотивация деятельности.
4. Виды деятельности:
а) практическая и духовная; б) труд, учение (познание), игра;
в) творческая и нетворческая деятельность;
г) созидательная и разрушительная деятельность.
13. Развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика».
1. Источники доходов семей:
а) заработная плата;
б) прибыль
г) банковский процент по вкладу;
д) дивиденды;
е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др.
2. Типы семей в зависимости от дохода:
а) семьи с фиксированным доходом; б) семьи с переменными доходами.
3. Номинальный и реальный доход семьи.
4. Структура расходов семей:
а) квартплата и плата за коммунальные услуги;
б) питание; в) транспортные расходы;
г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и др.).
5. Различия в богатстве семей и их сглаживание государством.
6. Влияние инфляции на доходы семей.
14. Развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление»..
1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности
а) трудовая; б) познавательная; в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление - основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое; б) наглядно-образное; в) наглядно-действенное.
15. Развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность»..
1) Понятие социальной мобильности.
2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.
3) Виды социальной мобильности:
а) вертикальная, горизонтальная;
б) групповая, индивидуальная.
4) Социальные лифты:
а) бизнес;
г) церковь и др.
16. Развёрнутый ответ по теме «Общество»
1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.
2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:
а) экономическая сфера;
в) социальная сфера;
г) духовная сфера.
3. Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер:
а) семья; б) школа; в) государство и др.
17. Развёрнутый ответ по теме «Безработица».
1. Сущность безработицы.
2. Структура безработицы:
а) лица, уволенные по разным основаниям;"
б) лица, добровольно оставившие работу;
в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;
г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.
3. Виды безработицы:
а) фрикционная, циклическая, структурная;
б) открытая, скрытая;
в) полная, частичная.
4.Масштабы безработицы
5.Методы борьбы с безработицей
18. Развёрнутый ответ по теме «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества
1. Понятие духовной культуры общества.
2. Создание духовных ценностей:
а) научная деятельность;
б) литература и искусство;
в) религиозные учения;
г) народная мудрость в эпосе и фольклоре и др.
3. Сохранение и распространение духовных ценностей:
а) роль музеев в сохранении и распространении духовных
ценностей;
б) роль библиотек;
в) роль архивов;
г) роль школы;
д) роль средств массовой информации (СМИ).
4. Роль духовных ценностей в развитии общества.
19. развернутый ответ по теме «Познание – процесс ду ховного освоения человеком материального мира».
1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
20. развёрнутый ответ на тему «Познаваем ли мир?».
1. Исторический аспект потребности в познании мира:
а) мифологическое объяснение бытия;
б) религиозное объяснение бытия;
в) научное объяснение бытия.
2. Различные взгляды на познаваемость мира:
а) гносеологический оптимизм;
б) скептицизм;
в) агностицизм.
3. Уровни (ступени) познания:
а) чувственное;
б) рациональное.
4. Спор о критериях истины:
а) позиции эмпириков;
б) позиции рационалистов.
5. Особенности чувственного познания:
а) непосредственное взаимодействие с объектом познания;
б) наглядность и предметность;
в) воспроизведение отдельных сторон и свойств предметов.
6. Особенности рационального познания:
а) опора на результаты чувственного познания;
б) абстрактность и обобщённость;
в) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.
21. развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный ин ститут
1) Понятие семьи.
2) Функции семьи:
а)репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др.
3) Права и обязанности членов семьи.
4) Виды семей:
а) патриархальная, демократическая; б) много по коленная, нуклеарная.
5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др.
1. Понятие закон предложения.
2. Факторы, влияющие на предложение:
а)цены на ресурсы
б)изменения в технологии производства
в)налоги и дотации
3.Кривая предложения
4.На эластичность предложения влияет:
а)коэфициент эластичности
б)процент изменения предлагаемого товара
в)процент изменения цены
5. Знание законов экономики - основа успешного ведения бизнеСА
23. развёрнутый ответ по теме «Валовой внутренний продукт».
1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.
2. Методы расчёта ВВП.
а) Расчет по доходам. б) Расчёт по расходам.
3. Выражение ВВП.
а) Номинальный ВВП. б) Реальный ВВП.
в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.
4. ВВП и ВНП.
а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).
б) Значение показателя ВВП для страны.
5. Расчёт ВВП на душу населения.
24. Развёрнутый ответ по теме «Деньги и проблемы де нежного обращения».
1. Теория денег.
А) Возникновение формы стоимости и возникновение денег.
Б) Сущность денег.
В) Цена как денежное выражение стоимости.
2. Денежное обращение.
А) Понятие денежного обращения. Б) Закон денежного обращения.
В) Денежная система и её элементы. Г) Международная денежная система
Д) Денежное обращение РФ.
3. Проблемы денежного обращения В России.
4. Проблемы денежного обращения в мире
25. развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие потребностей человека.
2. Классификация потребностей человека:
A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности;
B) идеальные потребности.
3. Структура деятельности человека:
A) потребности и мотивы;
B) средства;
Г) результат.
4. Интересы человека как мотив его деятельности.
26. Развёрнутый ответ по теме «Собственность как правовая и экономическая категория».
1. Понятие права собственности:
а) право владения;
б) право пользования;
в) право распоряжения.
3. Типы отношений собственности:
а) частная;
б) общественная.
4. Виды собственности:
а) государственная;
б) муниципальная;
в) частная.
5. Основания приобретения собственности:
а) первоначальные;
б) производные.
6. Основания прекращения права собственности.
7. Собственность как критерий формирования типа экономической системы.
27. Развёрнутый ответ по теме «Социально- демографические проблемы современности»..
1. Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.
2. Сущность демографического взрыва и его связь с другими глобальными проблемами.
3. Причины демографического кризиса в экономически развитых странах:
а) старение населения в связи с высоким качеством жизни;
б) низкий уровень рождаемости в связи с занятостью женщин в экономике, политике, общественной жизни.
4. Проявления и последствия «демографического взрыва»:
а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;
б) безработица;
в) массовые миграции;
г) Проблемы ассимиляции приезжих.
5. Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;
б) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.
28. Развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
1. Понятие духовного мира человека и его элементы:
1.1. знания,
б) чувства;
в) стремления.
2. Мораль, ценности, идеалы человека:
а) золотое правило нравственности;
в) совесть, патриотизм, гражданственность.
3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:
а) типы мировоззрения;
б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.
29. Развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля».
1. Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.
2. Виды социальных норм:
а) моральные; б) правовые;
в) религиозные; г) этикет и др.
3. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) проявляются в обычаях и традициях;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
4. Структура морали:
б) принципы;
5. Мораль и нравственность.
6. Взаимосвязь морали и других социальных норм.
30. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права».
1. Понятие системы права.
2. Основные элементы системы права:
а) норма права;
б) институт права;
в) отрасль права.
3. Основные отрасли российского права:
в) трудовое право;
г) уголовное право;
д) уголовно-процессуальное право и др.
4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).
5. Публичное право:
а) конституционное (государственное) право;
б) уголовное право;
в) административное право и др.
6. Частное право:
а) гражданское право;
б) предпринимательское право и др.
7. Конституция РФ в системе российского права.
8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.
31. развёрнутый ответ на тему «Религия в современном мире».
1. Религия как одна из форм культуры.
2. Функции религии:
а) регулятивная;
б) мировоззренческая;
в) компенсаторная;
г) воспитательная;
д) интеграционная;
е) культурная и др.
3. Многообразие религий в современном мире:
а) архаические религии;
б) национальные религии;
в) мировые религии.
4. Особенности мировых религий.
5. Принцип свободы совести.
6. Изменение отношения к религии в современном обществе.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Организм как природная основа человека:
а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Ответ: None
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание произвольных связей;
б) фрагментарность взглядов на мир;
в) отсутствие целостности.
4. Основные черты научного мировоззрения:
а) логическая стройность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность;
д) обоснованность.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.
2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах?
4) Проявления и последствия «демографического взрыва»:
а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;
б) безработица;
в) массовые миграции;
г) проблемы ассимиляции приезжих.
5) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;
б) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека - одна из глобальных проблем человечества:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры;
б) материальное потребительство;
в) массовая культура и антикультура;
г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;
д) информация и человек.
2) Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования и его совершенствования;
в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.
3) Постиндустриальное общество и духовное
развитие человека.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Многообразие мира и единство человечества: а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.).
2) Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3) Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и «золотое правило» нравственности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.
2) Основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности:
в) принципы и нормы морали.
3) Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1.Система как совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.
2.Общество как совокупность людей, связанных совместной деятельностью по достижению общих для них целей.
3.Элементы общества как системы:
а) сферы жизни общества;
б) социальные институты общества.
4.Характеристики общества как системы:
а) многообразные иерархически выстроенные отношения, составляющие структуру общества;
б) целостность общества как системы (ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов);
в) открытость общества как системы (состояние непрерывного обмена с окружающей его природной средой);
г) динамичность общества (изменения в различных сферах жизни, их противоречивый характер).
5.Степень удовлетворения потребностей людей - доказательство эффективности функционирования общества как системы.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и пути её решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.
2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.
3) Проявления и последствия названной проблемы:
а) «демографический взрыв»;
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2) Сущность некоторых глобальных проблем (экологический кризис, «демографический взрыв», экономическая отсталось стран «третьего мира») и их взаимосвязь.
3) Проявления и последствия глобальных проблем современности:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) рост народонаселения мира за счет развивающихся стран;
в) потребительское отношение к природе.
4) Пути решения глобальных проблем:
а) развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) регулирование рождаемости в экономически отсталых странах;
г) международное сотрудничество в решении глобальных пробем современности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Свобода в деятельности человека:
а) свобода личности - важнейшая ценность цивилизации;
б) «свобода есть осознанная необходимость»;
2) Ответственность - важнейший регулятор деятельности человека:
а) сознательное следование установленным нормам;
б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
в) принципы и убеждения.
3) Свобода и ответственность в свободном обществе.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Цель и смысл жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Поиск смысла жизни - отличительное свойство человека.
2) Подходы к проблеме смысла человеческой жизни в мировой философии:
а) античная философия;
б) философия Возрождения;
в) классическая немецкая философия;
г) русская философия (С. Франк, Н. Трубецкой и др.).
3) Роль мировоззрения в деятельности человека, в поиске им целей и смысла жизни:
а) житейское (обыденное) мировоззрение: опора на свой жизненный опыт;
б) религиозное мировоззрение и предназначение человека;
в) научное мировоззрение: понимание человеком мира и тенденций его развития, а также своего места в этом мире.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как духовное существо». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления.
2) Мораль, ценности, идеалы человека:
а) «золотое правило» нравственности;
в) совесть, патриотизм, гражданственность.
3) Мировоззрение и его роль в жизни человека:
а) типы мировоззрения;
б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современная наука и ответственность ученых». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества.
2)Специфика современной науки:
а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;
б) сложный технический и технологический потенциал;
в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда
г) возможность изучения микро- и макромиров.
3)Основные направления научно-технического прогресса:
а) исследование космического пространства;
б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);
в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;
г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.
4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:
а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);
б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);
в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;
5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1.Понятие открытой системы как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние природы на человека и общество». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Общество и природа – органические части материального мира.
2. Человек - элемент биосферы.
3.1. Влияние природных факторов на процесс антропогенеза:
а) выделение человека из мира животных;
б) формирование рас;
в) формирование языков;
г) особенности ментальности и характера;
3.2 Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) природные катаклизмы и их социальные последствия.
4. Этапы взаимодействия природы и общества:
а) присвоение готовых продуктов;
б) рост производодительных сил;
в) переход от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов;
5. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
в) источник вдохновения и красоты.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Деятельность как способ существования людей.
2. Структура деятельности.
а) субъект деятельности
б) объект деятельности
г) методы и средства
д) процесс
е) результат
3. Потребности деятельности:
а) биологические
б) социальные
в) идеальные
4. Виды деятельности
б) общение
в) учение
5. Классификация деятельности:
а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);
6. Характерные черты деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразующий характер;
в) продуктивный характер;
г) общественный характер;
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие культуры.
2. Материальная и духовная культура.
3. Функции культуры:
а)адаптивная
б) нормативная
в) социализации
г) информационная
д) творческая
е) коммуникативная
ж) релаксационная и др.
4. Основания для классификации культуры:
а) связь с религией
б) территориальная принадлежность
в) этнические особенности
г) хозяйственный уклад
д) принадлежность к историческому типу общества
5. Основные формы культуры:
а) элитарная
б) народная
в) массовая
6. Разновидности культуры:
а) субкультура
б) контркультура
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1.Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
3. Чем вызван экологический кризис?
а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.
б) Потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2. Цели познания:
а) постижение истины
б) практическая польза
3. Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);
4. Виды знаний:
а) научные
б) житейские (обыденные);
в) мифологическое;
г) эстетическое и т.д.
5 Знание как результат познания.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество и природа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфику темы, не засчитываются при оценивании.
1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в называеой, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Угрозы и вызовы современного человечества.
2. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиа-технологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7. Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1.Понятие
2. Специфика объектов и субъектов духовной ддеятельности
3. Основные цели:
а) формирование общественного сознания,
б) формирование ценностей,
в) удовлетворение идеальных потребностей общества,
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая,
б) познавательная,
в) ценностно-ориентировочная
5. Роль в современном мире
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе в ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
1. Проблема познаваемости мира
а) Что такое агностицизм
б) Теории Юма и Канта
в) Разновидности агностицизма
2. Субъект и объект познания
3. Чувственное и рациональное познание
4. Сенсуализм и рационализм.
5. три основные тенденции:
а) гносеологический оптимизм,
б) скептицизм
в) агностицизм.
6. Относительная и абсолютная истина.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1.Понятие общества как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
а)динамичной социальной структурой;
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
г)демократической плюралистической идеологией.
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
в)загрязнение морей и океанов;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
е)сокращение количества воды, пригодной для питья.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы и разновидности культуры». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие культура
2. Формы культуры:
а) элитарная
б)народная
в) массовая
г) экранная
3.Многообразие культур:
а)субкультуры
б)контркультуры
4. Роль культуры в развитии современного общества.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
а) прогресс;
б) регресс.
2. Теории общественного развития:
а) теории прогрессивного развития;
б) теории циклического развития;
в) идеи конца истории.
3. Противоречивость прогресса:
а) неодинаковость прогресса в различных сферах;
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других.
4. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) рост личностной свободы человека;
в) развитие человеческого разума.
5. Цена прогресса.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
б) тиражируемость;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Социальный контроль. Определение.
2. Элементы социального контроля:
Социальные нормы.
Социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
Моральные.
Правовые.
Корпоративные.
Религиозные и др.
4. Виды социальных санкций:
Формальные.
Неформальные.
5. Формальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
6. Неформальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
7. Формы социального контроля:
Внутренний (совесть).
Внешний (формальный и неформальный).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «малой группы».
2. Особенности малых групп:
а) поведенческая и психологическая общность членов группы;
б) наличие общих интересов и ценностей;
в) общие групповые нормы.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные.
4. Примеры малых групп:
б) компания друзей;
в) трудовой коллектив.
5. Функции малых групп:
а) социализирующая;
б) поддерживающая;
в) психологическая;
г) деятельностная.
6. Межличностные отношения в малой группе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из возможных планов.
1. Понятие деятельности.
2. Мотивы деятельности
а. потребности
б. интересы
в. влечения
3. Классификация потребностей.
а. биологические
б. социальные
в. идеальные
4. Классификация потребностей А. Маслоу
а. физиологичекие
б. экзистенциальные
в. социальные
г. престижные
д. духовные
5. Связь потребностей с видами деятельности
а. творческая
б. трудовая
в. игровая (досуговая)
г. образовательная
6. Потребность как основной мотив деятельности человека.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрения».
2. Структура:
а) знания;
б) принципы;
в) убеждения;
г) духовные ценности.
3. Пути формирования мировоззрения:
а) стихийное
б) осознанное
4. Основные виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) религиозное;
в) философское;
г) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление – основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социальный конфликт – столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) межгрупповой;
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта.
5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному
процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социализация - процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий.
2. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3. Этапы социализации:
а) первичная социализация;
б) вторичная социализация
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Политическое участие - влияние граждан на принятие, реализацию государственных решений и выбор представителей в институты власти.
2. Виды политического участия:
а) опосредованное (представительное);
б) непосредственное (прямое).
3. Формы прямого политического участия:
а) участие в деятельности политических партий, организаций, движений;
б) участие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;
в) обращение в органы государственной власти;
г) участие в выборах и референдумах;
д) деятельность политических лидеров.
4. Классификации политического участия:
а) по количеству участников (индивидуальное, групповое, массовое);
Пояснение.
План по теме: «Ценообразование в условиях рынка».
1. Ценообразование- формирование цен на товары и услуги. Рынок - механизм, который связывает покупателя и продавца.
2. Ценообразование в зависимости от типа экономической системы:
а) командно - административная экономическая система: директивное ценообразование.
б) рыночная - ценообразование зависит от спроса и предложения. (от продавца и потребителя)
в) традиционная - отсутствие товарно-денежных отношений
г) смешанная - частичный контроля за ценообразованием со стороны государства.
3. Ценообразование в зависимости от спроса и предложения:
а) закон спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос.
б) закон предложения: Чем выше цена, тем выше предложение.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидеров:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие семьи.
2. Типы семьи по составу:
А) расширенная (многопоколенная); Б) нуклеарная.
3. Типы семьи по характеру семейных обязанностей: А) Традиционная (патриархальная);
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
− наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
− корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие потребностей человека.
2. Классификация потребностей человека:
A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности;
B) идеальные потребности.
3. Структура деятельности человека:
A) потребности и мотивы;
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Международные экономические отношения в эпоху глобализации:
а) международная торговля;
б) миграция рабочей силы;
в) международное движение капиталов;
г) экономическая интеграция;
д) валютно-финансовые и кредитные отношения.
2. Факторы международного разделения труда:
а) научно-технический прогресс;
б) структура национального производства;
в) спрос на мировом рынке.
3. Государственная политика в области международной торговли:
а) протекционизм;
б) фритредерство.
4. Международное разделение труда – основа развития мирового хозяйства.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Функции СМИ в политической жизни общества:
а) выбор и комментирование информации;
б) политическая социализация;
в) формирование общественного мнения.
2. Роль СМИ в предвыборных кампаниях:
а) предвыборная агитация;
б) информирование о политических программах партий и канди-
в) психологическое воздействие на избирателя.
3. Виды СМИ:
б) Чистая монополия
в) Монополистическая конкуренция
г) Олигополия
5. Государственное регулирование экономики
6. последствия:
а) снижение цен
б) повышение качества
в) расширение ассортимента товаров и услуг
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.