Туркмения ввп на душу населения. Экономика туркмении

Проводимая Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым политика «открытых дверей», соответствующее международным нормам национальное законодательство, созданный в стране благоприятный инвестиционный климат - все это способствует развитию взаимовыгодного партнерства с зарубежными деловыми кругами.

Сегодня нефтехимики Каспийского моря выпускают десятки видов нефтепродуктов, пользующихся высоким спросом на мировых рынках. Это высокооктановые, неэтилированные автомобильные бензины, авиационный керосин, гидроочищенное дизельное топливо, нефтяной кокс, полипропилен, широкий ассортимент технических смазочных масел. ТКНПЗ - крупнейший в регионе экспортер сжиженного газа, для хранения и отгрузки которого построены автомобильный, железнодорожный и морской терминалы. Работа в данном направлении продолжается - как в плане повышения надежности эксплуатации взаимосвязанных технологических установок, так и по созданию новых высокотехнологичных производств, отвечающих требованиям безопасности для окружающей среды.

Значимая роль в экономике Туркменистана отводится электроэнергетике. Благодаря построенным в короткие сроки в разных регионах страны мощным электростанциям и новым линиям электропередачи многократно возросший потенциал отрасли позволяет не только полностью обеспечивать всех отечественных потребителей, но и поставлять туркменскую электроэнергию в Турцию, Иран, Афганистан. Принятая недавно «Концепция развития электроэнергетической отрасли Туркменистана на 2013-2020 годы», предусматривает реализацию новых крупных проектов, нацеленных на увеличение экспорта электроэнергии в другие страны.

Туркменистан занимает одно из ведущих мест в мире по наличию минерального сырья для химической промышленности. В этом плане огромными возможностями обладает Койтендагский район Лебапской области, в недрах которого содержится несколько десятков различных видов полезных ископаемых. Геологами здесь открыт целый ряд месторождений - серы, фосфатов, каменной соли, гипса, стронциевого сырья - целестина, полиметаллов, известняка и других полезных ископаемых, на основе которых, помимо химической промышленности, будет также интенсивно развиваться производство строительных материалов.

С этими стратегическими планами напрямую связан проект строительства крупнейшего в Средней Азии горно-обогатительного комплекса по производству калийных удобрений. Он будет работать на базе Гарлыкского месторождения калийных солей, способного обеспечить выпуск от 1 до 1,5 миллиона тонн удобрений в год, а в будущем - до 4 миллионов тонн.

Весьма перспективна йодобромная промышленность, представленная сегодня Хазарским химическим и Балканабатским йодным заводами. Их основная продукция - технический йод высокой чистоты, широко используемый в производстве медикаментов, фотоматериалов, электроники, синтетического каучука, различных химреагентов. Уникален залив Гарабогазгол, расположенный в северной части Каспийского побережья, в водах которого содержится более 60 элементов таблицы Менделеева. Это - одно из немногих мест на планете, где в естественных природных условиях происходит кристаллизация сульфата натрия и других ценных солевых минералов, причем - в промышленных масштабах.

Разработку богатейших месторождений залива ведет производственное объединение «Гарабогазсульфат», продукция которого - сернокислые натрий (сульфат натрия) и магний (эпсомит), а также хлористый магний (бишофит) имеют сертификат соответствия международным стандартам качества ISO-9001. Спектр их применения также весьма широк - в производстве стекла, бумаги, синтетических моющих средств, дефолиантов, кожевенной, металлургической, химической, текстильной, строительной промышленности, сельском хозяйстве.

Строительство заводов по производству аммиака и карбамида начато в городе Мары. Ввод в эксплуатацию нового индустриального комплекса, который будет оснащен самым современным оборудованием и передовыми технологиями от ведущих мировых производителей, станет важным шагом на пути коренной модернизации производственной инфраструктуры отечественной химической промышленности, наращивания объемов выпуска высококачественных минеральных удобрений, что обусловлено возрастающими потребностями в них агропромышленного комплекса страны.

Общая мощность комплекса позволит ежегодно производить 400 тысяч тонн аммиака и 640 тысяч тонн карбамида. В целом же, реализация этого важного проекта позволит в перспективе, с учетом уже действующих предприятий по производству удобрений, увеличить годовой выпуск азотных удобрений до одного миллиона тонн.

Наращивается мощность отечественной строительной индустрии, выпускающей широкий ассортимент строительных и нерудных материалов, изготавливаемых из местного сырья - гипса, камня-гюша, аргиллита, доломита, базальта, известняка, галечника и гравия, строительного и силикатного песка, каолиновой и бентонитовой глин. В товарной номенклатуре предприятий этой отрасли - кирпич, кровельная черепица, асфальтобетон. Крупнейшие в регионе заводы по производству цемента, мощность каждого из которых составляет 1 миллион тонн продукции в год, введены в строй в Балканском и Лебапском областях.

Строительство новых текстильных предприятий при широком участии государства и иностранных вкладчиков, позволило насытить внутренний рынок первоклассной продукцией, ассортимент которой с каждым годом неуклонно растет, успешно конкурируя с товарами зарубежных производителей. Однако к главному достижению туркменской текстильной промышленности, основу которой составляют современные комплексы с полным циклом производства, пожалуй, следует отнести то, что ей удалось переориентировать экономику страны и превратить Туркменистан из поставщика хлопкового сырья в экспортера готовой продукции.

Натуральное сырье, хорошее качество - эти преимущества обуславливают высокий спрос на туркменский текстиль на международных рынках. Хлопчатобумажная пряжа, джинсовая и махровая ткани, трикотаж, сатин, ситец, готовые швейные и трикотажные изделия экспортируются в десятки стран Европы, Азии и Америки, где туркменский текстиль обрел статус торгового бренда, став визитной карточкой страны, уверенно шагнувшей в мировое торгово-экономическое пространство. Значительную долю в экспорте продукции Туркменистана на мировые рынки составляют знаменитые туркменские ковры. Так, в 2012 году темп роста экспорта ковровых изделий составил 173,9 процента. Такое партнерство успешно развивается с компаниями Германии, Италии, Великобритании, Греции, Франции и многих других стран.

Говоря о перспективах возрастания доли агропромышленного сектора экономики в экспортном потенциале страны, следует подчеркнуть, что сегодня Туркменистан встал в ряд стран самодостаточных в производстве пшеницы, основных продуктов питания, реализовав основные пункты своей комплексной программы экономической безопасности. Более того, в 2011 году он впервые в своей истории начал экспортировать продовольственное зерно.

Что касается агроперерабатывающей и пищевой промышленности, то главный упор делается на строительство новых, отвечающих современным требованиям мукомольных и животноводческих комплексов, тепличных хозяйств, заводов и фабрик, где изготавливается широкий ассортимент продуктов - хлебобулочных, макаронных, мясных и молочных изделий, различных сортов растительного масла, сыров, колбас.

В условиях рыночной конкуренции принципиально важный момент: производимая в Туркменистане продукция должна прочно ассоциироваться у потребителей с экологической чистотой. И это достигается за счет использования новейших технологий, внедрения мировых стандартов и жесткой системы контроля. Ускорить реализацию намеченных в этой области планов позволит формирование в каждом регионе крупных агропромышленных зон.

Успешно реализуемая государством промышленная политика, инвестиционные проекты по приоритетным отраслям производственных отраслей позволяют Туркменистану поэтапно приближать структуру ВВП к критериям индустриально развитых стран. В настоящее время на долю промышленности приходится более половины объема ВВП. Промышленная политика направлена на ускоренное развитие перерабатывающих отраслей, создание новых и модернизацию существующих мощностей, поддержание инвестиционной и инновационной активности. Это позволяет сохранять стабильно высокие темпы промышленного роста - более 122% в 2012 году.

Основным сектором промышленности Туркменистана является топливно-энергетический комплекс, на его долю приходится порядка 80% промышленного производства. ТЭК оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, экспортных возможностей и её энергетической безопасности. Одной из важнейших сфер топливно-энергетического комплекса является электроэнергетика, развитие которой содействует обеспечению энергетической безопасности страны. За 11 месяцев 2013 года темп роста производства электроэнергии составил 104,2%.

Электроэнергетика полностью покрывает внутренние потребности Туркменистана в электроэнергии и имеет экспортную направленность. Благодаря построенным в различных регионах страны мощным электростанциям и новым линиям электропередачи, многократно возросший потенциал отрасли позволяет наращивать экспорт электроэнергии в другие государства.

Приоритетной отраслью ТЭК является газовая промышленность. Важным событием ее развития явился ввод в промышленную эксплуатацию в сентябре 2013 года супергигантского газового месторождения «Галкыныш» в Марыйском велаяте. По своим ресурсным запасам это месторождение оценивается в 26,2 трлн. кубометров газа, что выводит его на второе место в мире. В рамках первого этапа промышленного обустройства «Галкыныш» возведен комплекс объектов, позволяющих производить 30 млрд. кубометров товарного газа в год.

В настоящее время ускоренными темпами ведутся проектные работы по газопроводу Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), реализация которого укрепит позицию Туркменистана на газовом рынке Азиатского региона. экономика туркменистан

В рамках развития газоперерабатывающей отрасли основной упор делается на более глубокую промышленную переработку газа внутри страны, внедрение новых прогрессивных технологий и производств, увеличение выпуска высококачественной, конкурентоспособной готовой продукции. Так, в сентябре 2013 года в рамках официального визита Президента Туркменистана в Японию были подписаны рамочные соглашения о строительстве заводов по переработке природного газа в жидкое топливо и бензин, контракт на строительство газохимического комплекса по производству полиэтилена и полипропилена.

В нефтедобывающей отрасли реализуются проекты по увеличению объёмов добычи нефти. За 11 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 101,7%; переработки нефти -101,9%. В рамках развития нефтеперерабатывающей отрасли наращиваются объемы производства бензина, дизельного топлива, смазочных масел, керосина, полипропилена и других продуктов.

В химической промышленности продолжаются работы по строительству в г. Мары аммиачно-карбамидного комплекса, а также горно-обогатительного комбината в Магданлы-Гарлыкском регионе Лебапского велаята по производству калийных удобрений мощностью 1400 тыс. тонн продукции в год. Создание новой калийной подотрасли позволит достигнуть внутривидовой пропорциональности в промышленности минеральных удобрений, сформировать крупный экспортный ресурс, создаст предпосылки для импортозамещения и откроет перспективы для наращивания экспортного потенциала.

В рамках туркмено-японских соглашений в сентябре 2013 года подписано рамочное соглашение о проектировании и строительстве с полной готовностью к эксплуатации завода по производству аммиака и карбамида в г. Гарабогаз Балканского велаята.

Рост инвестиционной активности страны предопределил динамичное развитие промышленности строительных материалов, которая представлена выпуском широкой номенклатуры продукции: цемента, нерудных строительных материалов, стеновых материалов, стекла листового, керамзита, асфальтобетона и других. Сегодня объемы производства промышленности строительных материалов наращиваются активными темпами. За 11 месяцев 2013 года производство нерудных строительных материалов возросло на 18,5 %, керамзита - в 1,2 раза, сборных конструкций для строительства из бетона - на 16,6%. Значительную долю (более 30%) во внутриотраслевой структуре отрасли занимает цементная промышленность. Важным событием развития цементной отрасли явилось открытие в поселке Гарлык Лебапского велаята в феврале 2013 года еще одного цементного завода мощностью 1 млн. тонн цемента в год, что позволило увеличить его производство за 11 месяцев текущего года в 1,9 раза.

Разнообразие сырьевого состава непродовольственного сельскохозяйственного сырья и обеспеченность хлопковым ресурсом сохраняют за лёгкой промышленностью роль системообразующей отрасли промышленного комплекса страны. Насыщение внутреннего рынка товарами массового спроса широкого ассортимента, отвечающего требованиям конкурентоспособности, наращивание объёмов производства продукции достигаются как за счет модернизации действующих предприятий отрасли, так и строительства новых объектов. Так, в октябре 2013 года была введена вторая очередь Ашхабадского текстильного комплекса по выпуску 5,2 тыс. тонн суровых и 4,9 тыс. тонн крашеных махровых тканей и 19 млн. штук готовых изделий. За 11 месяцев текущего года в легкой промышленности темпы роста производства составили: хлопчатобумажных тканей - 107,8%, шелковых тканей - 119,2%, швейных и трикотажных изделий - 114%, чулочно-носочных изделий -103,9%, обуви - 103%.

Предприятия пищевой индустрии продолжают курс на достижение продовольственной безопасности страны и проводят мероприятия по наращиванию объемов производства выпускаемой продукции. За январь-ноябрь 2013 года наблюдались положительные темпы производства цельномолочной продукции, сливочного и растительного масла, кондитерских и макаронных изделий, крупы, плодоовощных консервов и других. Широкий ассортимент выпускаемой продукции, соответствующей мировым стандартам, имеет важное импортозамещающее значение.

Сегодня общая мощность модернизированных и новых текстильных предприятий составляет уже около 135 тыс. тонн хлопка-волокна в год.

Государственная акционерная корпорация «Туркменхалы» объединяет 10 предприятий художественного ковроделия, которые имеют свыше 100 ковровых участков и цехов. Продукция производимая из хлопкового сырья: плательные, жаккардовые, портьерные ткани, вельвет, бархат, батист, миткаль и другие виды тканей.

«Туркменбаши текстиль комплекси» (Ашхабад) -- крупнейшее в регионе Центральной Азии текстильное предприятие, введено в строй в 2000 году, стоимость на момент ввода в эксплуатацию -- 116 млн долл. США, вырабатывает 25 видов тканей, производит широкий ассортимент готовой продукции. Комплекс оснащен новейшим импортным оборудованием.

Другие предприятия отрасли: Текстильный комплекс в Кипчаке Текстильный комплекс имени Атамурата, Каахкинская хлопкопрядильная фабрика «Сердар» по выпуску хлопчатобумажной пряжи высоких номеров, Бахарденская хлопкопрядильная фабрика, Дашогузская хлопкопрядильная фабрика.

ЗАО «Олим-Текстайл» (г. Худжанд), введена в строй в 2011 году -- производство высококачественной хлопчатобумажной пряжи мощностью 5 тысяч тонн в год. Размер участия Евразийского банка развития в проекте составил 22,57 млн долларов США, при общем объёме инвестиций -- 29,75 млн долларов США.

В планах правительства, зафиксированных в программе развития на период до 2020 года -- создание новых современных предприятий по всей республике. Их ввод в эксплуатацию позволит Туркменистану ежегодно перерабатывать до 500 тыс. тонн хлопка-волокна. Производство пряжи к 2020 году планируется увеличить до 350 тыс. тонн в год, ткани хлопчатобумажной -- до 580 млн кв. метров, шелка-сырца -- до 720 тонн.

Отправить другу

Особенности туркменской экономики определяются несколькими факторами. Во-первых, это наличие больших запасов природных ресурсов. Во вторых, страна имеет закрытый тип экономики: иностранные инвесторы допускаются лишь в сложные для добычи месторождения. В-третьих, Туркменистан географически замкнутое пространство: не имеет выходов к морю и окружено государствами, политическая ситуация в которых затрудняет продвижение туркменских углеводородов на мировой рынок. До конца 2009 г. основным экспортером туркменского газа выступала Россия, через трубопроводы которой он поступал на европейские рынки.

Нефть потребляется внутри страны. Основными отраслями промышленности являются добыча и переработка природного газа и нефти, электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство. Особенностью современного периода развития промышленности стал ускоренный рост перерабатывающих отраслей: химии, нефтехимии, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве стратегическими отраслями являются хлопководство и зерноводство. В 2000-е годы начал создаваться морской торговый флот. В 2005-20010 гг. экономика страны развивалась высокими темпами.

Выпадение Туркменистана из общего ряда трансформации постсоветских государств, тем не менее не перечеркивает его развития, в том числе и очевидного прогресса в некоторых областях жизни. Оно лишь образует особый феномен, изучение которого может быть продуктивным только при условии избавления от чрезмерно политизированных подходов к анализу. Несомненно, потери были немалые, но отнюдь не катастрофичные.

Недостаточная развитость экономики Туркменистана и низкий уровень жизни большей части населения при советской власти в известной степени даже сыграл положительную роль в кризисный период распада СССР. Он смягчил социальную напряженность. Когда в других странах СНГ в массовом порядке останавливалась работа промышленных предприятий, рвались цепочки хозяйственных связей, базировавшихся на плановой экономике, и, как следствие этого, огромные массы населения лишались работы и заработка, Туркменистан был лишен этих кризисных явлений. Часть сельского населения, и раньше жившая в известной мере по укладу близкому к патриархальному натуральному хозяйству, не подверглась тотальному обнищанию. Соответственно никакой сколько-нибудь массовой политической активности в силу обострения социальной напряженности, Туркменистан так и не узнал.

В советское время внутреннее потребление природного газа было незначительным - около 10 млрд. куб. м., практически весь объем добычи либо шел на экспорт, либо использовался в качестве топлива на теплоэлектростанциях, причем две три объемов электроэнергии также экспортировалось. Избыток природного газа и электроэнергии позволили руководству Туркменистана обеспечить население республики бесплатным пользованием природным газом, а также электроэнергией и водоснабжением. Тем самым население республики было лишено тех социальных трудностей - жизни без тепла и света, которые стали обыденным явлением для многих других регионов бывшего Союза. Власти страны прекрасно понимали ценность «газового фактора», благодаря которому они не без оснований надеялись осуществить подъем и развитие экономики Туркменистана. Поэтому основной задачей во внешней политике страны стала задача обеспечения получения высоких доходов от экспорта углеводородов Туркменистана.

Первые совместные с иностранцами проекты по разработке нефтяных месторождений начали осуществляться в республике уже в 1993 г., хотя они не были полностью удачными в условиях падения добычи нефти в Туркменистане в тот период. Значительно более перспективными являются проекты с участием британской компании «Monument Oil & Gas» в разработке месторождений «Бурун», «Кызылкум» и «Каратепе». Пока добыча туркменской нефти находится на уровне, при котором серьезно нельзя обсуждать идеи строительства экспортных нефтепроводов. Однако в будущем не исключено, что с ростом нефтедобычи, эти проекты появятся. Правовой базой, регулирующей деятельность как национальных, так и иностранных нефтяных и газовых компаний служил принятый в 1996 г. закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах». Данный нормативный акт регулировал правоотношения, возникающие при выполнении любой деятельности, связанной с нефтеразработкой на всей территории, находящейся под юрисдикцией Туркменистана. Закон содержал регламентацию полномочий государственных органов, частных компаний и других субъектов, осуществляющих операции с нефтью и газом. Остается добавить, что законодательные гарантии инвесторам были закреплены также в законах «Об инвестиционной деятельности в Туркменистане» и «Об иностранных инвестициях в экономику Туркменистана».

Уже в последний период жизни президента Ниязова Туркменистан встал активно пытаться привлечь крупных иностранных инвесторов для осуществления проектов по добыче и транспортировке углеводородных ресурсов. Для этого, в частности, упор Ашхабадом был сделан на рекламировании весомости углеводородных ресурсов страны. После их масштабной разведки, уже в 2005 году ресурсы углеводородного сырья Туркменистана оценивались Ашхабадом в 34,5 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Однако разведка на большей части территории республики (особенно на шельфе) только начиналась, и, возможно, подтвердятся именно надежды туркменских нефтяников. Доказанные же запасы туркменского газа (по версии Ашхабада) действительно значительны - 3 трлн. куб. м. Однако и здесь бесспорно, что на каспийском шельфе могут обнаружиться месторождения с запасами вчетверо превышающими этот показатель. Руководство же республики иногда называло цифру запасов в 50 трлн. куб. м. газа, но пока такие прогнозы не базируются на достаточно серьезных основаниях. Официальные оценки туркменской стороной были озвучены в ноябре 2005 года на международной конференции «Нефть и газ Туркменистана».

Однако при этом стоит учитывать, что российская специальная литературы во многом «подыгрывала» позиции «Газпрома», которому выгодно утверждать, что Туркменистан не располагает такими запасами газа, на которые он, тем не менее, заключает экспортные контракты с разными государствами. Тем самым читателя подводили к выводу, что для нероссийских покупателей туркменского газа его может просто не хватить. С приходом к власти президента Бердымухамедова эта проблема - отсутствие данных международного аудита стала тормозить планы нового руководства в сфере развития экономики Туркменистана. Партнеры Туркменистана все настойчивее стали добиваться установления ясности с запасами углеводородов республики. Поэтому в Ашхабаде были вынуждены отойти от прежней практики.

Со сменой главы государства в конце 2006 года Ашхабад не изменил сколько-нибудь принципиально ни стратегию, ни тактику в нефтегазовой сфере. Он лишь немного подкорректировал их. По-прежнему власти Туркменистана заявляют об огромных запасах углеводородов. В тоже время новый президент Туркменистана способствовал принятию 20 августа 2008 года нового закона «Об углеводородных ресурсах» . Этот акт призван обеспечить более эффективное использование природных богатств страны.

Подводя промежуточные итоги в экономической сфере Туркменистана, как базе, на развитии которой строится внешняя политика данного государства, отметим, что туркменское политическое руководство стремилось проводить в целом не такую уж неразумную политику, как об этом принято было писать в мировой прессе. Президент Ниязов, равно как и его преемник, - президент Бердымухамедов поставили перед собой цель: модернизировать экономику Туркменистана и последовательно шли по этому пути. Конечно делал президент Ниязов это подчас отнюдь не рыночными, а тоталитарными средствами. Но, если быть объективным, то подобным образом в истории поступали многие национальные лидеры.

Достаточно привести пример того же Китая периода правления Мао. Тогда власти этой страны тоже натворили многое из того, что решительно осуждается экспертами: гоняли воробьев, которые, по мнению Мао, были бесполезны и даже вредны, затем вредной объявили интеллигенцию, пропустив ее через кошмар культурной революции. В экономике устраивали один эксперимент за другим - например, директивно обязали в каждой деревне плавить металл. Но ведь в конце-концов, пройдя через это, Китай преобразился. И в этом, как сегодня считают китайцы, есть немалая доля заслуг председателя Мао, а не только Ден Сяо Пина.
С нашей точки зрения нечто подобное можно сказать и о президенте Ниязове: он создал условия для дальнейшей модернизации Туркменистана. Он не разрушил экономику республики, а укрепил ее.

Оценки перспектив развития экономики Туркменистана, данные руководством страны и международными экспертами, совпадают. И те, и другие достаточно позитивно оценивают возможности экономики Туркмении и развития ее экономического роста. По оценкам МВФ, в 2011 г. ожидается постепенное мировое экономическое оживление, особенно в странах-экспортерах энергии, связанное с глобальным ростом спроса на энергоносители. Экономика Туркменистана базируется на добыче, переработке и экспорте углеводородов и имеет достаточные шансы не только сохранить экономические позиции, но и преумножить их, тем более что в конце 2009 г. ей удалось диверсифицировать транспортировку природного газа, добываемого на территории страны.

В распространенном заявлении заместителя директора-распорядителя МВФ Н. Шинохары по итогам его визита в Ашхабад говорится: «Прогнозируются значительные темпы роста экономики Туркменистана, и ожидается сохранение положительного сальдо бюджета». Другой международный финансовый институт - Азиатский банк развития - также дает положительный прогноз экономического развития страны в ближайшей перспективе. Рост ВВП Туркменистана в 2011 г., по оценкам экспертов банка, составит 6,5%. Озвученная президентом Г. Бердымухамедовым в мае 2010 г. «Экономическая стратегия Туркменистана» нацелена на эффективную интеграцию экономики в мировую экономическую систему.

При этом основные финансовые поступления в национальный бюджет для выполнения экономической стратегии будут из ТЭК страны. Туркменское правительство заявило, что в 2011 г. иностранные инвестиции в энергетический сектор, обслуживаемый совместными предприятиями, возрастут на 46% - до 4,1 млрд долл. с 2,8 млрд долл. В 2009 г. Партнерами Туркменистана в этой сфере являются лондонская компания Dragon Oil и китайская государственная компания CNPC. Аналитики считают, что приток иностранных инвестиций в страну ограничен тем, что правительство страны предлагает иностранным компаниям лишь рискованные шельфовые месторождения, сохраняя свои права на разработку более прибыльных блоков на суше.

Туркменистан еще с начала века начал политику диверсификации своих газовых коммуникаций. Еще более интенсивно эта тенденция проявилась в середине 2009 г., после серьезнейших потерь из-за прекращения Россией импорта сырья более чем на полгода. Из-за этого была резко снижена добыча, законсервировано около 150 скважин. Намерение Ашхабада к 2015 г. довести объем газового экспорта до 125 млрд куб. м (увеличив его на 150% по сравнению с 2008 г.) эксперты оценивают как нереалистичное.

В августе 2018 года Минэкономики и независимые аналитики зафиксировали торможение годовой динамики ВВП. Причины - резкий спад выпуска в АПК и продолжающееся сжатие внутреннего спроса. Его последствия особенно заметны в промышленности, где в сентябре и текущий оптимизм, и прогнозы снизились до минимумов последних двух с половиной лет. На фоне падения реальных доходов и снижения соцвыплат бюджетникам вероятный новый виток девальвации рубля и рост цен от повышения НДС охладят до конца года и потребление граждан.


По оценке Минэкономики, опубликованной в сентябрьском докладе «Картина деловой активности», в августе годовой рост ВВП замедлился до 1% с 1,8% в июле, снизив накопленную динамику до 1,6% в январе-августе 2018 года. Со стороны производства добавленной стоимости причиной такого замедления стал спад выпуска в сельском хозяйстве на 10,8% в годовом выражении в августе (см. “Ъ” от 18 сентября). Схожая картина наблюдалась и в динамике показателя GDP Tracker (оценивает состояние экономики по месячному выпуску базовых отраслей) аналитиков Capital Economics, отметивших, что спад в сельском хозяйстве окажет негативное влияние на динамику ВВП в короткой перспективе.

Просел и показатель, оценивающий динамику экономики со стороны спроса: сводный опережающий индикатор Центра развития Высшей школы экономики в годовом выражении впервые с середины 2016 года снизился в августе на 0,4% после обнуления в июле. Авторы исследования отмечают, что к заметному снижению новых заказов добавился небольшой рост запасов готовой продукции (лишнее подтверждение снижения спроса). «Даже заметный рост нефтяных цен (на 37% по сравнению с августом 2018 года) и ослабление рубля (обычно повышающее ценовую конкурентоспособность отечественных производителей) не смогли компенсировать негативных последствий сокращения внутреннего спроса»,- отмечают они.

На снижение внутреннего спроса несколько месяцев указывают и опережающие показатели состояния производств. Заметим, что первые результаты конъюнктурных опросов промышленников ИЭП имени Егора Гайдара в сентябре фиксируют продолжение снижения объема продаж (чуть меньшее, чем в августе) - и рост выпуска, превышающий спрос (который компании склонны сильно переоценивать),- что привело к «формированию высокого избытка запасов готовой продукции». Работа на склад, в свою очередь, вызвала падение индексов промышленного оптимизма и прогнозов - до минимумов за два с половиной года.

Зафиксированное Росстатом в августе первое в 2018 году снижение реальных доходов граждан на фоне торможения роста зарплат, вероятнее всего, продолжится. Так, аналитики Райффайзенбанка указывают на фактическое обнуление годовой динамики социальных расходов консолидированного бюджета, которые служили одним из основных источников поддержки потребительского спроса и настроений в предвыборной первой половине 2018 года (см. график). Отрицательная динамика потребления продовольствия в начале третьего квартала является этому косвенным подтверждением. Всплеск же спроса на непродовольственные товары и банковские кредиты на фоне девальвации рубля отражает поведение немногочисленной, но растущей группы обеспеченных граждан. По данным сентябрьского мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения РАНГХиГС, в августе 2018 года по сравнению с тем же периодом 2014–2015 годов доля «высокообеспеченного населения» (в состоянии купить автомобиль) выросла с 6% до 10%, а доля тех, кому денег хватает только на еду или не хватает и на нее, остается неизменной - порядка 38%. Доля же тех, кто позволяет покупать себе одежду, но не бытовую технику, сократилась с августа 2014 года по август 2018 года с 45% до 34%.

«Вряд ли можно ожидать устойчивого ускорения потребительских расходов в перспективе ближайших месяцев. Главным негативным фактором для расходов выступит повышение НДС (и связанное с ним заблаговременное повышение цен), а также возможная вторая волна ослабления рубля»,- отмечают аналитики Райффайзенбанка. Слабость же внутреннего спроса «вполне может привести к тому, что российская экономика вскоре вновь окажется в состоянии стагнации, несмотря на высокий уровень нефтяных цен»,- указывают экономисты Центра развития ВШЭ.

Алексей Шаповалов

На протяжении 1990-2016 гг. ВВП Туркменистана в текущих ценах повысился на 33.1 млрд. долл. (в 11.8 раз) до 36.2 млрд. долл.; изменение произошло на 1.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 2.0 млн., а также на 31.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 5 554.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Туркменистана был на уровне 1.3 млрд. долл. или 9.9%. Среднегодовой прирост ВВП Туркменистана в постоянных ценах был на уровне 4.2%. Доля в мире выросла на 0.034%. Доля в Азии увеличилась на 0.076%. Минимум ВВП был в 1995 году (2.2 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2014 году (43.5 млрд. долл.).

На протяжении 1990-2016 гг. ВВП на душу населения в Туркменистане повысился на 5 554.0 долларов (в 7.7 раз) до 6 389.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 213.6 долларов или 8.1%.

Изменение ВВП Туркменистана описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=1.6x-3 169.4 , где y - расчетное значение ВВП Туркменистана, x - год. Коэффициент корреляции = 0.932. Коэффициент детерминации = 0.868.

ВВП Туркменистана, 1990

ВВП Туркменистана в 1990 году составлял 3.1 млрд. долл., занимал 135е место в мире и был на уровне ВВП Макао (3.2 млрд. долл.), ВВП Малави (3.2 млрд. долл.), ВВП Буркина Фасо (3.1 млрд. долл.), ВВП Гаити (3.1 млрд. долл.), ВВП Ливана (3.0 млрд. долл.), ВВП Македонии (2.9 млрд. долл.). Доля ВВП Туркменистана в мире составляла 0.013%.

В 1990 году был равен 835.0 долларов, занимал 148е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Никарагуа (858.0 долларов), ВВП на душу населения в Гайане (850.0 долларов), ВВП на душу населения в Сенегале (821.0 долларов), ВВП на душу населения в Мавритании (799.0 долларов), ВВП на душу населения в Филиппинах (793.0 долларов), ВВП на душу населения в Монголии (787.0 долларов). ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 313.0 долларов) на 3 478.0 долларов.

Сравнение ВВП Туркменистана и соседей в 1990 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП Ирана (96.4 млрд. долл.) на 96.8%, ВВП Узбекистана (14.7 млрд. долл.) на 79.1%, ВВП Афганистана (3.6 млрд. долл.) на 15.1%. ВВП на душу населения в Туркменистане был больше, чем ВВП на душу населения в Узбекистане (720.0 долларов) на 16%, ВВП на душу населения в Афганистане (296.0 долларов) в 2.8 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Иране (1 714.0 долларов) на 51.3%.

Сравнение ВВП Туркменистана и лидеров в 1990 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП США (5 979.6 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (3 140.0 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Германии (1 764.9 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Франции (1 275.3 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Италии (1 177.4 млрд. долл.) на 99.7%. ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 218.0 долларов) на 96.7%, ВВП на душу населения в США (23 679.0 долларов) на 96.5%, ВВП на душу населения в Германии (22 308.0 долларов) на 96.3%, ВВП на душу населения во Франции (21 789.0 долларов) на 96.2%, ВВП на душу населения в Италии (20 610.0 долларов) на 95.9%.

Потенциал ВВП Туркменистана в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 218.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 92.9 млрд. долл., что в 30.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 313.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 15.9 млрд. долл., что в 5.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (1 726.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 6.4 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Иране (1 714.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Туркменистана был бы 6.3 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Центральной Азии (1 053.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 3.9 млрд. долл., что на 26.1% больше фактического уровня.

ВВП Туркменистана, 2016

ВВП Туркменистана в 2016 году составил 36.2 млрд. долл., занимал 95е место в мире и был на уровне ВВП Иордании (38.7 млрд. долл.), ВВП Сербии (38.3 млрд. долл.), ВВП Азербайджана (37.8 млрд. долл.), ВВП Кот д"Ивуара (36.8 млрд. долл.), ВВП Боливии (33.8 млрд. долл.). Доля ВВП Туркменистана в мире была равна 0.048%.

ВВП на душу населения в Туркменистане в 2016 году составил 6 389.0 долларов, занимал 102е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Ливии (6 826.0 долларов), ВВП на душу населения в Доминиканской республике (6 722.0 долларов), ВВП на душу населения в Перу (6 049.0 долларов), ВВП на душу населения в Эквадоре (5 982.0 долларов). ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов) на 3 745.0 долларов.

Сравнение ВВП Туркменистана и соседей в 2016 году. ВВП Туркменистана был больше, чем ВВП Афганистана (20.2 млрд. долл.) на 78.8%, но был меньше, чем ВВП Ирана (425.4 млрд. долл.) на 91.5%, ВВП Узбекистана (67.8 млрд. долл.) на 46.6%. ВВП на душу населения в Туркменистане был больше, чем ВВП на душу населения в Иране (5 299.0 долларов) на 20.6%, ВВП на душу населения в Узбекистане (2 155.0 долларов) в 3.0 раз, ВВП на душу населения в Афганистане (584.0 долларов) в 10.9 раз.

Сравнение ВВП Туркменистана и лидеров в 2016 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП США (18 624.5 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Китая (11 218.3 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Японии (4 936.2 млрд. долл.) на 99.3%, ВВП Германии (3 477.8 млрд. долл.) на 99%, ВВП Великобритании (2 647.9 млрд. долл.) на 98.6%. ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов) на 88.9%, ВВП на душу населения в Германии (42 456.0 долларов) на 85%, ВВП на душу населения в Великобритании (40 249.0 долларов) на 84.1%, ВВП на душу населения в Японии (38 640.0 долларов) на 83.5%, ВВП на душу населения в Китае (7 993.0 долларов) на 20.1%.

Потенциал ВВП Туркменистана в 2016 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 327.4 млрд. долл., что в 9.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 57.4 млрд. долл., что на 58.6% больше фактического уровня.

ВВП Туркменистана, 1990-2016
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Туркменистана, %
текущие цены постоянные цены 1990 в мире в Азии в Центральной Азии
1990 3.1 835.0 3.1 0.013 0.055 5.8
1991 3.0 800.0 2.9 -4.6 0.013 0.050 6.0
1992 2.6 676.0 2.5 -15.0 0.010 0.039 5.6
1993 2.7 683.0 2.5 1.5 0.010 0.036 6.1
1994 2.3 562.0 2.1 -17.3 0.0083 0.029 5.7
1995 2.2 520.0 1.9 -7.2 0.0070 0.024 5.6
1996 2.4 555.0 2.1 6.7 0.0075 0.027 5.9
1997 2.7 616.0 1.8 -11.4 0.0085 0.031 6.2
1998 2.9 648.0 2.0 7.1 0.0091 0.036 6.7
1999 3.9 864.0 2.3 16.5 0.012 0.044 9.6
2000 4.9 1 092.0 2.4 5.5 0.015 0.052 12.6
2001 6.8 1 480.0 2.5 4.3 0.020 0.076 16.5
2002 8.7 1 887.0 2.5 0.26 0.025 0.096 18.9
2003 11.3 2 420.0 2.6 3.3 0.029 0.11 20.2
2004 12.2 2 584.0 2.7 5.0 0.028 0.11 17.0
2005 14.2 2 983.0 3.1 13.0 0.030 0.11 15.7
2006 16.2 3 372.0 3.4 11.0 0.031 0.12 13.5
2007 18.5 3 797.0 3.8 11.1 0.032 0.12 12.1
2008 21.6 4 382.0 4.4 14.7 0.034 0.12 11.1
2009 20.2 4 036.0 4.6 6.1 0.034 0.11 11.3
2010 22.6 4 439.0 5.1 9.2 0.034 0.11 10.2
2011 29.2 5 650.0 5.8 14.7 0.040 0.12 10.4
2012 35.2 6 675.0 6.5 11.1 0.047 0.14 11.4
2013 39.2 7 304.0 7.1 10.2 0.051 0.15 11.2
2014 43.5 7 962.0 7.9 10.3 0.055 0.16 12.6
2015 36.1 6 478.0 8.4 6.5 0.048 0.13 11.9
2016 36.2 6 389.0 8.9 6.2 0.048 0.13 14.3

Picture. ВВП Туркменистана, 1990-2016

Picture. ВВП на душу населения в Туркменистане, 1990-2016

Picture. Рост ВВП в Туркменистане, 1990-2016

ВВП Туркменистана по расходам

ВВП Туркменистана по расходам, %, 1990-2016
Показатель 1990 2000 2010 2016
Потребительские расходы 57.9 51.6 14.4 19.6
в т.ч. Расходы домохозяйств 49.1 37.1 5.0 10.6
Государственные расходы 8.8 14.5 9.3 9.0
Частные инвестиции 39.6 35.4 51.9 49.8
Чистый экспорт 3.7 14.8 31.8 30.2
ВВП 100.0 100.0 100.0 100.0

Picture. ВВП Туркменистана по расходам, 2016, %

Сравнение ВВП Туркменистана и стран соседей

ВВП Туркменистана и стран соседей, порядок отношения к показателю Туркменистана
Страна 1990 2000 2010 2016

Туркмения - страна, которая в 90-е годы XX века, после распада Союза, прошла довольно трудный путь. Сначала были разрушения, потом наступил период постепенного становления. Туркмения, уровень жизни которой еще желал лучшего, стала уверенно развиваться. Немаловажную роль в этом процессе сыграл народ. Одной из первых республикой была принята Декларация о суверенитете. В 1995 году данное государство стало нейтральным.

Сложный процесс становления

Первое десятилетие самостоятельного существования Туркмении прошло в сложных процессах разрушения существующего до этого периода уклада.

Все указанные негативные явления сопровождались отсутствием развития экономики с сопровождением разворовывания промышленных предприятий, оборонных объектов и энергетического комплекса. Жизнь в Туркмении в этот период усложнялась еще и переделом власти и собственности, сопровождавшимися кровавыми и братоубийственными событиями.

Факторы, способствовавшие экономическому развитию

Туркмения, уровень жизни в которой существенно поднялся благодаря упорству и трудолюбию народа, смогла остановить разрушительные процессы в экономике.

Туркменистан является роскошно одаренным богом местом. Его основные черты - солнечный и теплый климат, месторождения газа и нефти. Страна характеризуется закрытым типом экономики, выражающимся в том, что привлекаются только в сложные месторождения. Нельзя не отметить, что Туркмения является географически замкнутым пространством, не имеет выхода к морю, а также находится в окружении государств, в которых политическая ситуация зачастую затрудняет расширение газопроводов. И, конечно же, талантливый народ, по-восточному консервативный в политическом аспекте, но

Указанные факторы способствовали экономическому подъему страны, а именно:

  • современный аграрный сектор может приносить ежегодно порядка двух миллионов тонн пшеницы и столько же хлопка;
  • оснащение перерабатывающей промышленности новыми заводами для переработки хлопка-сырца или сахарной свеклы;
  • в легкой промышленности появились новые фабрики джинсовых и хлопковых тканей;
  • из туркменской нефти на современном производятся смазочные масла и высокооктановый бензин;
  • благодаря ежегодным поставкам добывающей промышленностью природного газа и нефти полностью покрывается потребность Туркменистана в энергетических материалах.

Туркменистан глазами иностранца

Человека, который отсутствовал некоторое время в стране, поражает в Туркмении практически все. Так, с огромной скоростью преображается ландшафт, архитектура и инфраструктура как страны в целом, так и ее отдельных городов. Прослеживается сказочная быстрота по возведению новых высотных домов, бассейнов, больниц, автострад, концертных залов, теннисных кортов, бизнес-центров, отелей, стадионов, а также красивейшего Ашхабадского аэропорта из мрамора и стекла.

Экономика Туркмении

Современная Туркмения, уровень жизни которой существенно улучшился, характеризуется политическим спокойствием и стабильностью.

Высокий темп экономического развития способствует созданию теплого инвестиционного климата. Как результат - вложения в развитие Туркменистана мировыми строительными компаниями.

Экономика Туркменистана успешно развивается благодаря значительным вложениям иностранных инвесторов в энергетику и добывающую промышленность.

За довольно короткий период эта страна превратилась из сырьевой базы в развивающееся быстрыми темпами государство. Современная экономика Туркменистана подтверждает его независимость. поражает своим спокойствием на улицах и благотворными внешними изменениями.

Сегодня Туркмения (уровень жизни народа) занимает первое место среди и СНГ. Население имеет возможность пользоваться бесплатно природными ресурсами: солью, газом, водой и светом. На достаточном уровне развито воздушное сообщение между городами Туркменистана.

Основные макроэкономические показатели

Международным валютным фондом в 2015 году прогнозируется снижение роста ВВП до 9% (данная информация размещена на официальном сайте МВФ).

Как указано в этом пресс-релизе, 2014 год для Туркменистана отмечен ростом ВВП в 10,3%. При этом экономика государства оставалась довольно устойчивой к различным потрясениям на региональном рынке. Такая жизнь в Туркмении стала возможной благодаря активному экспорту углеводородных ресурсов и государственных инвестиций.

Ожидаемое снижение ВВП в текущем году по мнению МВФ произойдет из-за снижения уровня поступлений от экспортирования природного газа, а также снижения государственных инвестиций по отношению к ВВП.

Несмотря на последнее снижение курса национальной валюты, ожидаемая инфляция на конец года составит порядка 6,5% (средний показатель Туркмении - 7,5%). Такая ситуация станет возможной из-за последующего падения цен на продовольствие в мире и повышение курса доллара.

Жизнь в Туркменистане для других национальностей

Перепись 2003 года показала, что туркмены составляют лишь 85% всего населения государства, остальные 15% - представители других национальностей.

Рассмотрим подробнее жизнь русских в Туркменистане. Так, все в том же 2003 году было подписано соглашение между Москвой и Ашхабадом, согласно которому «Газпром» стал приобретать у «Туркменнефтегаза» природный газ до 2028 года. Однако этот же год для Туркмении знаменателен прекращением действия Соглашения 1993 г., по которому данное государство прекратило в одностороннем порядке возможность иметь двойное гражданство. Несмотря на указанный факт, российское посольство еще выдавало паспорта России и позже 2003 года, объясняя это отсутствием ратификации данного протокола российским парламентом.

В 2013 году ситуация несколько усугубилась, так как под предлогом смены загранпаспортов старого образца на новый властями Туркмении «двойникам» было предложено отказаться от другого гражданства, кроме туркменского. Указанная проблема так и не решена по сей день.

Уровень жизни в Туркменистане сегодня

Уровень современной жизни в рассматриваемом государстве в последние годы существенно вырос, и это подтверждается анализом данного показателя на примере столицы - Ашхабада.

Так, ответом на вопрос «Легко ли жить в Туркменистане?» служит рост числа иномарок на дорогах, а также дорогостоящих мобильных телефонов у жителей.

Для обычных людей такие доводы могут показаться слегка наивными. Однако экономисты могут с уверенностью говорить, что улучшение благосостояния населения любого государства может иметь место только при росте ВВП, увеличении дохода на душу населения. При этом обычный человек только ориентируется на цены на продукты, которые находятся на полках магазинов. Исходя из этих составляющих, можно говорить о том, что средний уровень жизни населения в Туркменистане стал выше.

Приоритеты в развитии

Для дальнейшего повышения уровня жизни в Туркмении должны быть обеспечены прочные социальные гарантии для населения, являющиеся основой в развитии хозяйственной деятельности, а также форм собственности. Должно продолжаться реформирование банковской, кредитной и финансовой системы государства, созданы максимально благоприятные условия для защиты и населения.

Первое десятилетие XXI века для обеспечения социально-экономического развития страны обусловлено необходимостью доработки законодательства, а также разработки совершенно новых подходов к регулированию в правовом поле экономических отношений. Поэтому законодательная деятельность должна осуществляться в следующих направлениях.

Совершенствование нормативно-правовой базы

Это первое направление, которое должно упрочить и развить рыночную экономику. Одним из основных направлений доработки блока экономики стала разработка нового законодательства, которым определена правовая база осуществления коммерческой (предпринимательской) деятельности. Данное обстоятельство является необходимостью последующего правового регламентирования процессов создания и работы субъектов хозяйствования. Важное место в их числе занимают именно предприятия.

Законодательство налоговой, денежно-кредитной и бюджетной сфер

Это второе направление совершенствования нормативно-правовой базы. Современная правовая база отличается определенной солидностью, а также регулирует отношения в финансовой системе всего государства. Основное внимание в данном процессе должно быть уделено повышению эффективности именно государственного бюджета в качестве макроэкономического механизма управления всей экономикой страны.

Успешность проведения бюджетной политики напрямую зависит от налоговой системы государства. Главный принцип законодательной работы - кодификация всей налоговой нормативно-правовой базы, которой обладает на сегодня Туркменистан. Научная жизнь в этом может существенно улучшить общее состояние законодательства. Так, основываясь на системном изучении различных налогов и сборов, а также методов и форм обеспечения их уплаты в бюджет, должна быть разработана и законодательно закреплена единая система формирования, сбора и утверждения всех обязательных платежей.

Регулирование деятельности отдельных отраслей экономики

Данное направление является третьим по важности и должно способствовать правовому регулированию деятельности, которая осуществляется в некоторых отраслях, занимающих одно из ключевых мест во всей хозяйственной структуре Туркмении.

Благодаря проведенным социально-экономическим реформам и преобразованиям будет достигнуто интенсивное развитие в таких агропромышленном, топливно-энергетическом и строительном комплексах. Нельзя в этом случае забывать о текстильной промышленности, стройиндустрии, транспорте и коммуникациях.

Подытоживая изложенный материал, необходимо отметить, что Туркменистан смог преодолеть трудности, возникшие после распада Союза, и не только побороть кризис, но и стать на путь экономического развития.