Скфо расшифровка. Северо-кавказский федеральный округ (скфо)

Предпринимательство, рынок труда, занятость сельского населения

Аннотация: Занятость сельского населения одна из актуальных проблем современного периода развития экономики страны. В сложившихся условиях на занятость населения в сельской местности влияет ряд сложных и неоднозначных факторов – общая численность экономически активного населения, обеспеченность предприятий, базирующихся в селах, землей, сырьем и материально-техническими ресурсами, предпринимательская активность сельских жителей и степень развития предпринимательской среды, развитость производственной и социальной инфраструктуры и ряд других факторов.

Annotation: Agricultural population employment one of actual problems of the modern period of development of national economy. At this conjuncture population employment in countryside is influenced by a number of difficult and ambiguous factors - an aggregate number of economically active population, security of the enterprises which are based in villages, the earth, raw materials and material resources, enterprise activity of countrymen and degree of development of the enterprise environment, development of an industrial and social infrastructure and a number of other factors.

Ключевые слова: предпринимательство, качество жизни, занятость сельского населения, безработица в сельской местности.

Key words : business, quality of life, agricultural population employment, unemployment in countryside.

Пономаренко Марина Владимировна

Кораблин Николай Владимирович
кандидат экономических наук, доцент
Ставропольский государственный аграрный университет

Экономические реформы в России привели за 15 последних лет к существенным изменениям в сельской жизни страны. Изменилась аграрная структура, появились новые формы ведения сельского хозяйства – частные фермерские хозяйства, крупнейшие агрохолдинги, сильно эмансипировало личное подсобное хозяйство. Были приватизированы основные средства аграрного производства – земли, сельхозтехника и оборудование, скот. Кончилась эпоха гарантированного сбыта по устойчивым ценам при практически неограниченной емкости внутреннего спроса на агропродовольственную продукцию, началась конкуренция на рынках. Все это привело, с одной стороны, к поляризации сельскохозяйственных производителей, вычленению небольшого числа выскопродуктивных, конкурентоспособных производителей и маргинализации значительной части других производителей, и, с другой стороны, к возникновению существенной скрытой и открытой безработицы в сельской местности, снижению относительного уровня жизни в селе в среднем.

В сложившихся условиях российское село переживает системный кризис, который проявляется:

Во-первых, в ухудшении демографической ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения наблюдается в 75 регионах Российской Федерации, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов, к 2004 г. сменился оттоком. При этом ин­тенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня.

Во вторых в росте сельской бедности и повышении уровня безработицы сельского населения. Несмотря на наметившийся в последние 3 года рост занятости и доходов сельских жите­лей, их уровень продолжается оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2008 г. 13,1%, регистрируемая 2,6 процента. Большинство сельских безработных (74,8%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2004 г. 2614 руб. или 35% к общероссийскому уровню.

В третьих в снижении качества жизни в сельской местности. Сокращаются объекты сети учреждений социальной инфраструктуры, сужается доступ селян к основным социальным услугам. За период с 1996 по 2008 год число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось (на 30,2%), общеобразовательных школ - (5,1%), учреждений культурно-досугового типа (8,7%), общедоступных библиотек - (3,0%), киноустановок - (51,3%), за последнее десятилетие сеть участковых больниц по России сократилось на на (32%), на 10 тыс. человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городе – 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2, 2 раза меньше, чем в городе. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается низким: только 39% жилой площади оборудованы водопро­водом, 30% - канализацией, 37% - центральным отоплением, 74% - газом, 17% - горячим водоснабжением.

Степень занятости экономически активного сельского населения является индикатором благополучия (или неблагополучия) социального развития села.
В сельской местности занятость населения имеет специфические особенности, связанные с экономическими условиями приложения труда:

  • эффективность труда зависит от природно-климатических условий и качества земельных ресурсов;
  • на использование труда оказывает влияние сезонный характер;
  • труд в сельском хозяйстве связан с использованием живых организмов (животных, растений);
  • отсутствует узкая специализация труда;
  • сравнительно низкий уровень механизации трудовых процессов;
  • труд используется как в общественном производстве, так и в личных подсобных хозяйствах;
  • в несельскохозяйственных отраслях эффективность труда ограничивается наличием сырья, например, для вязания шерстяных изделий – шерсти, пуха и т.д.;
  • в процессе производства высокий удельный вес труда женщин, подростков и пенсионеров.

На занятость населения в сельской местности влияет ряд сложных и неоднозначных факторов – общая численность экономически активного населения, обеспеченность предприятий, базирующихся в селах, землей, сырьем и материально-техническими ресурсами, предпринимательская активность сельских жителей и степень развития предпринимательской среды, развитость производственной и социальной инфраструктуры и ряд других факторов. Проникновения кризисных процессов, в аграрное производство, негативно отразилось на социально-экономическое положение тружеников села. Из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию снижается численность занятых в главной отрасли села - сельском хозяйстве, обостряются проблемы с занятостью.

Проблемы занятости сельского населения непосредственно связаны с демографической ситуацией, численностью, структурой проживающих в сельской местности, их миграцией и изменениями этих показателей в различных районах края в динамике. Именно демографическое состояние села во многом предопределяет развитие предпринимательства, занятость сельского населения. Процессы урбанизации в Ставропольском крае начались значительно позже, чем в других регионах, поэтому (56%) намного ниже, чем в среднем по России. Численность постоянного населения Ставропольского края на 01.01.2010 составила2711 тыс. человек, в том числе, городских жителей – 1544 тыс., сельского населения – 1167 тыс. человек. По сравнению с переписью 1989 г. численность населения возросла на 307,5 тыс. человек, в том числе, проживающих в городских поселениях – на 227,9 тыс. человек, в сельской местности – на 79,6 тыс. человек.

Исторически Ставрополье стало пограничной зоной славянского заселения Кавказа, это район многолетнего миграционного притока. Благодаря миграциям до сих пор сохраняется устойчивый рост численности жителей края. Растет численность сельского населения, небольших городов и поселков, несмотря на депрессивное состояние их экономики. Этот рост держится только на ресурсах внешней миграции, которая пока перекрывает естественную убыль населения и миграционный отток местной молодежи. Благодаря поздней урбанизации и «омолаживающему» эффекту миграционного притока Ставропольский край только в последнее десятилетие переживает схожие в целом с Россией демографические проблемы.

Начиная с 1993 г. в крае отмечается естественная убыль населения, но пока ее глубина меньше не только по сравнению с регионами Центральной России, но также и с соседними регионами равнинного Предкавказья, где эта проблема проявилась раньше и выражена глубже. Однако с каждым годом масштабы депопуляции в Ставропольском крае все менее существенно уступают соседним регионам: в 2005 г. коэффициент естественной убыли в крае составлял –5,1 промилле, в соседнем Краснодарском крае –5,8 промилле, в среднем по стране – 6,5 промилле. В среднем в городах и районах края смертность превышает рождаемость в 1,5 раза. Положительный естественный прирост сохранился только в двух районах на границе с Чечней и Дагестаном (Курском и Нефтекумском), так как в них высока доля выходцев из республик Северного Кавказа.

Благодаря миграционному притоку проблема постарения сельского населения до последнего времени ощущалась слабее, так как в нем высока доля трудоспособного населения (45%). Сельская местность получила до 60% миграционного прироста, большинство мигрантов оседали там более прочно, поскольку многие из них были сельскими жителями и до переселения из республик Северного Кавказа. Анализ распределения населения по возрастным группам позволил установить, что численность населения в трудоспособном возрасте по краю составляет 60,0%, что незначительно ниже, чем по Российской Федерации, – 61,3% и больше, чем по ЮФО, – 59,4%. В сельской местности этот показатель составляет 56,9%, что ниже чем в городской местности (62,3%). Все это свидетельствует о том, что существует неплохая демографическая ситуация для развития предпринимательской среды, тем более что удельный вес моложе трудоспособного возраста в крае выше, чем в целом по России, и составляет в городской местности 17,0%, а в сельской местности этот показатель равен 21,7%. Это дает основания прогнозировать в дальнейшем улучшение условий предпринимательской активности не только в городской, но и в сельской местности.

В настоящее время экономически активное население сел Ставропольского края можно классифицировать по следующим группам:

Данные свидетельствуют о том, что предпринимательские отношения носят повсеместный характер распространения. Для России становление и развитие предпринимательских отношений имеют, по мнению многих специалистов, гораздо большее значение, чем для других стран. Именно предпринимательство в различных формах способствует решению проблем придания реформационным процессам социальной направленности, сравнительно быстрому формированию нового поколения предпринимателей по всей территории России, прежде всего в малых городах и сельских населенных пунктах. Это должно повысить там уровень занятости населения, привлечь его сбережения и, как итог, способствовать повышению благосостояния, качества жизни россиян.
Необходимо отметить, что громадное социально-экономическое значение малого и среднего предпринимательства заключается в том, что оно может влиять на развитие регионов страны и решение социально-экономических проблем на местах. Наиболее наглядно и очевидно это проявляется в решении проблемы занятости населения. Это особенно важно в сегодняшней ситуации, сложившейся в постсоветском обществе.

Крупные предприятия в подавляющем большинстве находятся в состоянии кризиса и даже упадка, поэтому на них за редким исключением не только не создаются новые рабочие места, но и численность ранее имевшихся сокращается, из-за чего растет безработица. Изменение этой ситуации возможно лишь при проведении глубокой реструктуризации всего общественного производства и крупном притоке инвестиций, на что потребуется немало лет. Малое и среднее предпринимательство может бурно развиваться и при самой минимальной поддержке, несравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства. Первым же социальным результатом его развития является то, что сотни тысяч человек– а если соответствующий процесс примет должный размах, то и миллионы – оказываются занятыми в качестве владельцев предприятий и еще больше получают рабочие места, как их наемные работники или члены кооперативов. Это в конечном итоге способствует повышению уровня и качества жизни населения.

Что касается численности занятых работников агробизнеса, то можно отметить, что с 1999 г. по 2007 г. происходило увеличение этого показателя. В настоящее время в данном секторе экономики занято 579,9 тысяч человек. За анализируемый период этот показатель увеличился в 1,5 раза. Существенный рост численности работников агробизнеса отмечается в 2006 году за счет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Численность занятых ЛПХ увеличилась в 1,5 раза, численность работников КФХ 1,4 раза. Все это свидетельствует о перспективах наращивания предпринимательского потенциала в данной отрасли.

Рассматривая структура незанятого населения ставропольского края, то можно выделить следующие группы:

  • добровольно незанятые лица, уволенные с предприятия или никогда не работающие на них и не желающие работать, не имеющие законных источников средств существования;
  • добровольно незанятые члены семьи, живущие на средства одного из супругов или родителей, т.е. иждивенцы;
  • вынужденно незанятые сельские жители, уволенные по разным причинам с производства, перемещающиеся с одного места работы на другое, но не зарегистрированные на бирже труда по каким-либо причинам (по существу это фрикционная безработица);
  • вынужденно незанятые – безработные, то есть люди, которые хотят работать и иметь заработок, зарегистрированные в службе занятости.

Очевидно, что первые две группы населения добровольно определили свою позицию и решать в отношении их проблемы занятости не представляется необходимым, ибо они удовлетворены своими доходами и социальным статусом. В отношении двух последних групп, т.е. вынужденно не занятых, проблемы занятости очевидны, ибо они не заняты вынужденно.

Положение на рынке труда Ставропольского края очень сложное, неоднозначное и в отдельных районах близкое к критическому. Труд экономически активных граждан в личных подсобных хозяйствах, выполняющий роль своеобразного буфера между открытой безработицей и занятостью в реальном секторе, способен лишь отчасти закамуфлировать усиливающееся обнищание и депрофессионализацию работников, а потенциал получения доходов от занятости в теневом секторе в городе практически исчерпан. Ситуация на рынке труда в селах края остается напряженной. Так, за последние годы число безработных возросло с 9300 чел. в 2004 году до 12752 чел. в 2008 году. Это связано с банкротством предприятий, непривлекательностью труда в аграрном секторе экономике и тем, что происходит дальнейший распад существующего раннее строя, прежние колхозы и совхозы уничтожены, а на их месте не везде образованы новые хозяйства, население приобретает навыки к предпринимательской деятельности. Еще более сократилось число безработных, которым назначено пособие по безработице (из 12752 чел. его получают 11650 чел.) Большая амплитуда колебаний этого показателя наблюдается по районам края. В таблице 1 представлена численность безработных сельских жителей Ставропольского края.

В частности, в Благодарненском районе число безработных, которым назначено пособие, – 135 чел., Апанасенковском районе – 60 чел., Новоселицком районе – 45 чел., Георгиевском районе –1335 чел., Минераловодском – 700 чел.

Таблица 1 – Число безработных в сельской местности Ставропольского края, зарегистрированных в органах федеральной службы занятости (чел.)


Районы края

Состояло безработных на учете

Число безработных, которым назначено пособие по безработице

Общая численность зарегистрированных безработных по краю

Александровский

Андроповский

Апанасенковский

Арзгирский

Благодарненский

Буденновский

Георгиевский

Грачевский

Изобильненский

Ипатовский

Кировский

Кочубеевский

Красногвардейский

Левокумский

Минераловодский

Нефтекумский

Новоалександровский

Новоселицкий

Петровский

Предгорный

Советский

Степновский

Труновский

Туркменский

Шпаковский

Рынок груда в сельской местности имеет свои особенности. Преж­де всего, он локализован в рамках одного недостаточно крупного насе­ленного пункта. Перечень сфер приложения труда в данном случае незначителен.

Другая особенность рынка труда в сельской местности сопряженность смены работы с необходимостью смены места жительства или профессии. В большинстве случаев люди предпочитают не менять место жительства. Для работников узких профессий, например для специалистов сельского хозяйства, в последнее время открылась новая сфера деятельности – фермерство. Последнее в определенной степени создает возможность альтернативной сферы занятости практически для всех селян.

Наше анкетирование специалистов и работников некоторых массовых профессий села в Шаранском районе РБ дало схожие результаты с предыдущем исследованием и показывает, что большая часть безработных селян не готовы менять место жительства. В то же время достаточно много ответов, показывающих люди не определились. На это, как нам кажется, влияет и то, что на сегодняшний день отсутствует настоящее видение основных направлений реформы социальной сферы села. Так, в селе формируется застойная безработица.

Наименьшая напряженность на рынке труда наблюдается для трактористов, водителей автомобилей, наивысшая – для бухгалтеров, воспитателей детского сада и т.д. Причем напряженность труда для данных категорий работников не имеет особых отличий от общереспубликанских показателей, учтенных с включением городских поселений. Наконец, особенностью рынка труда в сельской местности является высокий уровень занятости в личном подсобном хозяйстве. В 2011 г. число лиц, занятых только в личном подсобном хозяйстве, превысило 94 тыс. чел., что составило 27% общей численности занятых в сельском хозяйстве.

Наше обследование показало, что лица, занятые в личном подсоб­ном хозяйстве, все же периодически вовлекаются в работы на сельскохо­зяйственном предприятии, реже - в фермерские хозяйства. При этом 72 % опрошенных ответили, что груд в фермерских хозяйствах на условиях поденной работы оплачивается лучше, чем в бывших колхозах и совхозах.

Обобщая анализ рынка труда в сельской местности можно отметить:

  • меньшую занятость в рабочих местах, обеспечивающих оплату труда на уровне большем или равном, чем в других отраслях экономики;
  • высокий уровень самозанятости в неформальном секторе экономики (личное подсобное хозяйство);
  • высокий уровень напряженности по массовым рабочим профес­сиям;
  • высокую долю застойной безработицы;
  • высокую долю в предложении труда лиц старших возрастов;
  • большой потенциал оттока трудоспособной молодежи в города;
  • низкий уровень регулирования рынка труда.

Социальное переустройство села предполагает наличие механизма перераспределения рабочей силы между городом и деревней. Поскольку масштабы предстоящего оттока из села России могут быть колоссальными (чистый отток в пределах 1 млн. чел. ежегодно по нашей оценке), нужен механизм его регулирования. В будущем следует ожидать, что доля занятости в сельском хозяйстве страны не очень будет отличаться от условий Канады, Швеции и других стран со сходными природными условиями. На этом предположении зиждется наш расчет возможного оттока.

Активные меры в политике занятости означают создание новых рабочих мест в отраслях, которые обеспечивают конкурентоспособную продукцию.

Что касается сельского хозяйства России, успешное развитие отрасли требует решение проблемы «излишков» рабочей силы. В этом направлении считаем возможным установление квот для отдельных горо­дов и сельских районов по прибытию и убытию организованных мигрантов. При переселении в города в пределах установленных квот должны быть установлены для сельских районов с учетом землеобеспечения, для городов исходя из размера централизованных капитальных вложений, льгот по налогообложению, установленных за счет поступлений в вышестоящие бюджеты.

Еще один вопрос, требующий своего решения - соотношение работодателей и работающих по найму или формирование в сельской ме­стности классов, адекватных капиталистическому способу производства. Прежде всего, класса собственников. Именно такая социальная страти­фикация сегодня выходит на передний план взамен внутриклассовых отношений. Раздел земли по душевому признаку приведет к тому, что в селе не будет ни одного полноценно развивающегося хозяйства. В этих условиях более 90 % хозяйств - просто не будут иметь никакой техники.

Жизнеспособными могут стать только крестьянские хозяйства на базе коллективной собственности, созданные на базе первичных подразделений бывших колхозов и совхозов. И в этом случае возникают проблемы, связанные с рациональным использованием земли, техники, полученной продукции, внутриколлективными отношениями.

Анализ стратегии повышения экономического благополучия насе­ления но данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения свидетельствует о том, что инновационные стра­тегии (рудовой активности оказались доступны достаточно ограничен­ному числу граждан. Это характерно и для Башкирии. По результатам нашего опроса:

  • стали успешно заниматься предпринимательской деятельностью 4 % респондентов в возрасте старше 16 лет, в то же время имеют значи­мый доход от дополнительной занятости - 6,4 % (78 % от общего числа тех, кто имеет дополнительную работу);
  • успешно организовали собственное дело - 2,2 %:
  • поменяли работу, и это помогло преодолеть бедность - 6.4 %;
  • перешли работать на частное предприятие с высокой оплатой труда - 4,8%.

При этом 10,2 % опрошенных нашли более полную реализацию своего трудового потенциала в личном подсобном хозяйстве, что нельзя рассматривать как инновационную трудовую деятельность. Более двух третьих опрошенных вообще не смогли предпринять что-либо для преодоления порога бедности.

Если проанализировать, доходы тех, кому удалось найти дополни­тельную работу, то наблюдается следующая картина: 42 % продолжали получать индивидуальные доходы ниже прожиточного минимума и 61 % имели доходы на душу населения выше прожиточного минимума.

Вторичная занятость, являясь одной из активных моделей адапта­ции к новым экономическим условиям, доступна далеко не всем работ­никам, особенно в городе. В сельской местности занятость в ЛПХ, если не увеличивает реальные доходы населения, не может быть признана дополнительной занятостью в экономическом смысле слова. На наш взгляд, в данном случае происходит лишь трансформация доходов, на­пример денежного дохода в натуральный, что обусловлено недостаточным доступом селян на рынки товаров и услуг. Большинство работающих хотели иметь дополнительную занятость, но они имеют ограничения, связанные либо с состоянием здоровья, либо с возможностями доступа на рынок вторичной занятости, либо с режимом занятости оплачиваемой и неоплачиваемой (домашней) работой, и только около 11% работающих не ищут дополнительную работу потому, что им достаточно имеющихся доходов. Работники, занятые на одном рабочем месте, согласно результатам нашего опроса не имеют дополнительной занятости по следующим причинам:

1) достаточно имеющихся доходов - 11%;

2) режим работы не позволяет иметь дополнительную занятость – 62%;

3) не хватает сил и здоровья для дополнительной занятости – 26%;

4) высокая загруженность домашними делами – 12%;

5) не смогли найти дополнительную работу по специальности – 22%;

6) не смогли найти никакой дополнительной работы – 41%.

На дополнительной работе или приработках трудовые отношения и вопросы оплаты труда гораздо чаще оформляются на основе устной договоренности. По результатам же нашего исследования трудовые отношения оформлены на основе устной договоренности:

  • на основной работе – 6%;
  • на второй работе – 22%;
  • на третьей работе – 38%
  • на нерегулярных приработках – 69%.

В структуре занятого населения по отраслям экономики на дополнительной работе лидирующее положение занимает промышленность – 19,1%, затем следуют образование – 16,9%, торговля и общепит – 16%, строительство – 9,2%, здравоохранение – 8,4%. Лидерами женской дополнительной занятости традиционно остаются: образование – 25,9 %, где – доля женщин, имеющих вторичную занятость, превышает соответствующую долю мужчин в 3,1 раза: торговля и общественное питание -17,9 %; здравоохранение и социальное обеспечение - 22,8 %. Мужская вторичная занятость преобладает в промышленности - 22,8 % и строи­тельстве - 14,1 %.

Среди имеющих дополнительную работу самую большую группу по профессиональному статусу образуют квалифицированные работни­ки, удельный вес которых среди всех занятых на дополнительной работе составляет 28%. С небольшим отрывом за ними следуют специалисты высшего уровня квалификации, доля которых составляет 22,9 %, затем квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строитель­ства, транспорта, связи – 13,8%, специалисты среднего уровня квалификации -12,1%. Несущественный разрыв в значениях этих показателей наводит на мысль о том, что необходимость подрабатывать имеет слабое отношение к профессиональному статусу работника. Можно предположить, что основным мотивом дополнительной занятости и в данном случае выступает в целом низкий уровень доходов, который практически в равной степени не удовлетворяет как специалистов группы высшего уровня квалификации, так и неквалифицированных работников. Стало быть, сегодня вторичная занятость широко распространена, доходы от нее не являются значимыми для бюджета семьи. Вместе с тем дополнительная занятость продолжает регулироваться устаревшими правовыми нормами, которые способствуют преобладанию в данной сфере неформальных трудовых отношений.

Наши исследования показали, что наибольшие значения положительных от­ветов на вопрос о полноте реализации трудового потенциала среди ра­ботающего сельского населения характерны для работников бюджетных отраслей и руководителей хозяйств. При этом около трети рабочих, за­нятых на конно-ручных работах, показывают, что они реализуют свой трудовой потенциал меньше, чем на 50%. Среди механизаторов этот показатель составляет 28% (см. табл.1).

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос о полноте реализации трудового потенциала (в % к общему числу опрошенных)

Сфера занятости

Реализуют свой потенциал

Отказались отвечать

Руководитель хозяйства

Специалист

Механизатор

Оператор машинного доения

Работник бюджетных отраслей

Как видно, наиболее высокие показатели положительных ответов характерны для работников, чей труд, строго регламентируется (работ­ники бюджетных отраслей, операторы машинного доения) или имеет творческое содержание (руководители хозяйств, специалисты).

Представляют интерес ответы респондентов на вопрос о причинах неполной реализации трудового потенциала (см. табл.2). Среди ответов преобладают указания на отсутствие стимулов. На отсутствие стимулов как на причину неполной реализации потенциала показали 58% рабочих, занятых на конно-ручных работах, 53% механизаторов, 50% операторов машинного доения, 47% работников бюджетных отраслей, 41% специалистов, 36% руководителей хозяйств.

На плохую организацию труда как на причину неполной реализации трудового потенциала показали 28% работников бюджетных отраслей, 21% механизаторов, 17% специалистов, 9% операторов машинного доения и только 8% руководителей хозяйств (см. табл.2).

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос о причинах неполной реализации трудового потенциала (в % к общему числу опрошенных)

Сфера занятости

Отсутству-ют стимулы

Плохая организа-ция труда

Не имеют должной квалифи-кации

Плохое состоя-ние здоровья

Отказа-лись отвечать

Руководитель хозяйства

Специалист

Механизатор

Рабочий, занятый на конно-ручных работах

Оператор машинного доения

Работник бюджетных отраслей

Отсутствие стимулов и плохая организация труда как причины, обуславливающие неполную реализацию трудового потенциала, связаны друг с другом. Более низкий уровень положительных ответов на эти вопросы со стороны руководителей хозяйств и специалистов объясняется тем, что указанные работники сами призваны обеспечить необходимый уровень материального стимулирования и организации труда.

Низкий уровень положительных ответов на вопрос о причине неполной реализации трудового потенциала с указанием должной квалификации, на наш взгляд. Объясняется тем, что в реформенный период снизился технический уровень производства в отрасли сельского хозяйства. Поэтому снизилась необходимость постоянного обучения и переобучения кадров.

На состояние здоровья как на причину, обуславливающую неполную реализацию трудового потенциала, указали 17% работников бюджетных отраслей, 15% рабочих, занятых на конно-ручных работах, 14% специалистов, 12% операторов машинного доения, 9% механизаторов, 6% руководителей хозяйств.

Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют, что главным фактором обеспечения полноты реализации трудового потенциала является совершенствование материального стимулирования работников. А это говорит о том, что экономические реформы последнего десятилетия не дали искомых результатов. В качестве причин, обуславливающих данную ситуацию, можно указать:

  • незавершенность аграрной реформы, сохранность прежних отношений собственности по существу без изменения;
  • низкий уровень менеджмента на сельскохозяйственных предприятиях;
  • недостаточная связь между оплатой труда и конечными результатами деятельности предприятий.

Еще один блок вопросов связан с использованием трудовых ресурсов села нашего региона.

Трудоемкость сельскохозяйственного производства на современном этапе его развития определяется уровнем механизации и достигнутыми показателями производительности труда. В конце XX века в сфере сельского хозяйства Республики Башкортостан обозначилось существенное сокращение занятости. В 2000 - 2011 гг. только пашня сократилась на 1 млн. га, поголовье крупного рогатого скота - на треть, свиней - наполовину. Все это не могло не сократить число рабочих мест на селе.

В то же время, численность сельского населения увеличилась на 10,2 %. Ее удельный вес в общей численности населения увеличилась с 35,9 % до 40,2 %. При этом общая численность населения республики осталась стабильной.

Разная динамика спроса и предложения труда, что складывается в Республике Башкортостан, негативным образом отражается на уровне его оплаты, не стимулирует рост механизации производства, а также ведет к деградации трудовых ресурсов.

Следует отметить, до сих пор в Республике Башкортостан сохранилась ситуация, когда на селе выше рождаемость. Что касается лиц старше трудоспособного возраста, их на селе меньше. Это обусловлено тяжелыми условиями труда, низким качеством медицинского обслуживания населения. В сельских районах меньше и доля населения в трудоспособном возрасте, выше численность инвалидов.

Доля населения, занятая в экономике на селе, очень низка (48 %). В то же время она сочетается с низким уровнем безработицы. Ситуация объясняется тем, что в сельской местности основным местом приложения труда стало личное подсобное хозяйство.

В сельской местности ниже доля лиц с высшим и средним специальным образованием, в то же время много лиц с образованием ниже среднего (табл. 3).

В настоящее время меньшая часть трудовых ресурсов села занята в сельском хозяйстве (42,3 %). Уменьшилось также значение промышленности как отрасли приложения труда селян. Что касается занятости в бюджетных отраслях, здесь наблюдается определенная стабильность.

Все это ведет к распространению отходничества, работы вахтовым методом. Существующее положение дел ведет также к усилению миграционного потенциала. Если учесть, что значительную часть сельского населения сегодня составляют башкиры и татары, вышеназванные тенденции могут привести к серьезным изменениям в этнической ситуации в регионе.

Можно считать желаемым методом решения проблемы занятости на селе диверсификацию рабочих мест, стимулирование их создания и упорядочение земельных отношений, с тем, что при планировании землепользования учитывались и возможные изменения в демографии и занятости.

Таблица 3

Структура населения Республики Башкортостан на 01.01.2011 г.

Показатели

Сельская

Городское

В целом по

местность

население

республике

На 1000 чел. приходится лиц:

  • моложе трудоспособного возраста
  • трудоспособного возраста
  • старше трудоспособного возраста
  • На 100 чел. приходится лиц

  • с высшим образованием
  • со средним специальным и
  • незаконченным высшим образованием:

  • со средним общим

    образованием

  • На 100 чел. приходится:

  • занятых в экономике
  • безработных
  • учащихся в трудоспособном

    возрасте, обучающихся с отрывом от работы

  • Анализ показывает, что за 2005-2011 гг. при уменьшении обшей среднегодовой численности работников в сельскохозяйственных предприятиях на 43 %, число работающих женщин уменьшилось на 33 %, работающих мужчин - на 49 %.

    Имеющиеся трудовые ресурсы должны использоваться рационально. Это достигается путем уменьшения приложения труда на каждой производственной операции, выполнением их в более короткие оптимальные сроки за счет повышения фондо- и энерговооруженности работника и внедрения новых технологий. Анализ показал, что фондовооруженность труда на селе за 2005-2011 гг. возросла на 24,1 %, энерговооруженность - на 56,3 %.

    Главный "источник пополнения трудовых ресурсов в аграрном производстве - подростки и молодежь. Изучение сложившегося положения показывает, что в условиях приложения труда в сельском хозяйстве накопились существенные недостатки. Возросший общеобразовательный и культурный уровень сельского населения вносит коренные изменения в выборе профессий и условий приложения труда.

    Анализ возрастного состава работников сельского хозяйства показал, что основная часть 81,7 % - это работники от 30 лет до пенсионного возраста, 12,7 % - до 30 лет. Работающих пенсионеров в сельском хозяйстве - 5,6 %. В связи с сохранением сложной демографической ситуации на селе, преобладанием в структуре сельского населения пожилых людей первоочередной становится проблема формирования трудовых ресурсов, способных обеспечить рост сельской экономики.

    Росту сельской экономики также способствует высокий профессиональный уровень подготовки работников сельского хозяйства, как специалистов, так и рабочих. В 2011 г. обеспеченность руководителями и специалистами составила всего 94,7 % или 17365 чел. В динамике численность руководителей по сравнению с предыдущим годом сократилась на 8,8 %, главных специалистов - на 24,8 %, специалистов (кроме главных) - на 14,9 %, руководителей среднего звена - на 10,7 %. Параллельно с этим количество сельскохозяйственных предприятий сократилось на 103 единицы. При этом только 66 % руководителей имеют высшее образование, 29 % - среднее профессиональное образование и 5 % руководителей не имеют профессионального образования. Среди главных специалистов высшее образование имеют 54,5 %, среднее профессиональное - 40 % и 5,5 % - не имеют профессионального образования.

    В 2011 г. в сельском хозяйстве рабочие массовых профессий составили 56588 чел., или 96,7 % обеспеченности штатного расписания. Из их числа имеют профессиональное образование: высшее - 1,01 %, среднее - 22,1 %, начальное - 42,4 % и курсовое - 18,7 %. Оставшиеся 15,8 % не имеют профессионального образования. Если анализировать по категориям, то категорию «А» (1 класс) имеют 9 % рабочих, «Б» (2класс) -11,4 %, «С» - 9,4 %, «Д» - 5,1 %, «Е» - 5,7 %, «F» - 3,9 % и не имеют категорию - 55,5 %.

    Таким образом, потребность в высококвалифицированных кадрах в сельскохозяйственных предприятиях все еще велика, особенно в следующих специалистах с высшим образованием: бухгалтерах - 191 чел., агрономах - 183 чел., зоотехниках - 181 чел., ветеринарах - 171 чел., механизации сельского хозяйства - 150 чел., экономистах - ПО чел., электрификации - 90 чел. Среди рабочих специальностей наблюдается существенный недостаток механизаторов на период уборки урожая (особенно комбайнеров) - 25 %, на период весенне-полевых работ - 13,5 %.

    Для успешного решения задач по наращиванию трудового потенциала аграрного сектора необходимо осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению в сельском хозяйстве дефицита специалистов и квалифицированных рабочих. Для этого необходимо развивать социальную сферу и инженерную инфраструктуры сельских муниципальных образований; сократить разрыв между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры; создавать основы для повышения привлекательности проживания в сельской местности; создавать необходимые условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; расширять рынок труда в сельской местности и создавать условия для развития сельской экономики в целях обеспечения роста собственных доходов и уровня потребления сельского населения.

    Библиографический список

    1. Гатауллин Р.Ф., Сагатгареев Р.М., Юлдашева Г.Р. Уровень благосостояния сельского населения: насущные проблемы.-Уфа: Восточный университет, 2008. – 100с.

    2. Уровень жизни населения Республики Башкортостан. Стат. Сборник.- Уфа: Госкомстат, 2004. – С. 68.

    3. Большая экономическая энциклопедия. -М. :Эксмо, 2007. – 816с.

    4. Смирнов О.К. Заработная плата: проблемы теории и практики.-Уфа: Восточный университет, 2005. – 123с.

    5. Ковалев С., Латов Ю., Аграрный вопрос в России на рубеже XIX – XX вв.: попытка институционального анализа – Вопросы экономики, 2000. - №4. – С.107-108.

    6. Снижение бедности в России: влияние экономического роста и социальных реформ. – М.: Алекс, 2006. – 128с.

    Се́веро-Кавка́зский федера́льный о́круг (СКФО) – федеральный округ на юге Европейской части России; один из восьми федеральных округов Российской Федерации. Административный центр – г. Пятигорск.

    Север округа расположен на Ставропольской возвышенности, переходящей на востоке в Терско-Кумскую низменность. На юге – склоны Большого Кавказа, протянувшегося с северо-запада на юго-восток почти на 1000 км. Здесь находятся самые высокие вершины России – Эльбрус и Казбек. В горах Кавказа развито современное оледенение.

    Территория округа составляет 170 439 км 2 , население (на 1 января 2017 г.) – 9 718 001 человек.

    В округ включены 6 республик (Дагестан , Ингушетия , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкессия , Северная Осетия – Алания и Чечня) и 1 край (Ставропольский).

    Поверхностные водные ресурсы

    Сток рек Северо-Кавказского федерального округа зарегулирован многочисленными водохранилищами и прудами в интересах энергетики, водоснабжения и обводнения территорий. Крупнейшими водохранилищами округа являются водохранилища бассейна реки Дон в Ставропольском крае – водохранилища Манычского каскада (Чограйское и Пролетарское) и Егорлыкского водного тракта (Сенгилеевское и Новотроицкое). К крупным также относятся дагестанские Ирганайское и Чиркейское водохранилища и наливное Кубанское водохранилище в Карачаево-Черкесской Республике.

    Крупнейшие озёра округа и, в целом, мира – Каспийское море . Другим крупным озером округа является Маныч-Гудило на границе Ростовской области и Ставропольского края.

    Территория Северо-Кавказского федерального округа покрыта густой сетью каналов оросительно-обводнительных систем, здесь находятся крупнейшие магистральные каналы России – Большой Ставропольский , Алханчуртский , Правоегорлыкский , Терско-Кумский , Канал имени Октябрьской Революции и другие.

    На территории федерального округа находится часть одной из крупнейших в России

    – образован 19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д. А. Медведева № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" путем выделения из Южного федерального округа. Центром Северо-Кавказского федерального округа является город Пятигорск.
    С 13 мая по 21 июня 2000 года название Северо-Кавказский федеральный округ носил Южный федеральный округ.

    Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – включает 7 субъектов РФ, он расположен в южной части европейской части России, в нижнем течении реки Волги, в центральной и восточной части Северного Кавказа, с востока территория СКФО омывается Каспийским морем. На западе и севере Северо-Кавказский федеральный округ граничит с Южным федеральным округом, на востоке - с Казахстаном, на юге - с Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией. Регионы Северо-Кавказского федерального округа входят в Северо-Кавказский экономический район.
    На территории Северо-Кавказского федерального округа на шельфе Каспийского моря сосредоточены значительные запасы нефти. Основные отрасли экономики СКФО: добыча и переработка термальных и менеральных вод, туризм, сельское хозяйство, производство строительных материалов.
    Северный Кавказ остается наиболее конфликтным регионом в России.

    СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ федеральный округ . Площадь 172,360 кв.км.
    Административный центр Северо-Кавказскного федерального округа - г. Пятигорск

    Республика ДАГЕСТАН - Административный центр г. Махачкала
    Республика ИНГУШЕТИЯ - Административный центр г. Магас
    Республика СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ - Административный центр г. Владикавказ
    КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ республика - Административный центр г. Нальчик
    КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ республика - Административный центр г. Черкесск
    ЧЕЧЕНСКАЯ республика - Административный центр г. Грозный
    СТАВРОПОЛЬСКИЙ край - Административный центр г. Ставрополь

    Города Северо-Кавказскного федерального округа.

    Города в Республике Дагестан: Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск. Административный центр федерального округа - город Махачкала .

    Города в Республике Ингушетия: Карабулак, Малгобек, Назрань. Административный центр федерального округа - город Магас .

    Города в Республике Северная Осетия - Алания: Алагир, Ардон, Беслан, Дигора, Моздок. Административный центр федерального округа - город Владикавказ .

    Города в Кабардино-Балкарской республике: Баксан, Майский, Нарткала, Прохладный, Терек, Тырныауз, Чегем. Административный центр федерального округа - город Нальчик .

    Города в Карачаево-Черкесской республике: Карачаевск, Теберда, Усть-Джегута. Административный центр федерального округа - город Черкесск .

    Города в Чеченской республике: Аргун, Гудермес, Урус-Мартан, Шали. Административный центр федерального округа - город Грозный .

    Города в Ставропольском крае: Благодарный, Будённовск, Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Зеленокумск, Изобильный, Ипатово, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Михайловск, Невинномысск, Нефтекумск, Новоалександровск, Новопавловск, Пятигорск, Светлоград. Административный центр федерального округа - город Ставрополь .