Разглашение налоговой тайны судебная практика. Налоговая тайна участника предпринимательской деятельности (Егорова Е.)

Е.Е. Смирнова,
к.э.н.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), федеральных законов, а также принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

Разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

Об идентификационном номере налогоплательщика. Кроме того, общедоступной считается также информация, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Налоговые органы обязаны предоставлять сведения из ЕГРЮЛ всем желающим (письмо МНС России от 04.12.2002 N ФС-6-09/1868@);

О нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Так, дело по данной теме рассматривалось в ФАС Московского округа. Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа о взыскании налога, пени и штрафа. Суд первой инстанции установил, что налоговый орган не обосновал сумму недоимки и обязал налоговый орган сделать сверку. Однако налоговый орган отказался делать ее, равно как и рассекречивать содержание оспариваемого решения, ссылаясь на налоговую тайну. Кассационный суд указал на то, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением законодательства и информация об этом не представляет тайны, тем более что сведения о задолженности были предназначены в данном случае не для третьих лиц, а для этой же организации и касались только ее (постановление ФАС Московского округа от 09.12.2003 N КА-А40/9826-03);

Предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

Предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной либо коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностным лицам вышеназванных органов, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определено понятие коммерческой тайны - это конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны, может быть научно-технической, технологической, производственной, финансово-экономической [в том числе составляющей секреты производства (ноу-хау)] и может иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Можно условно выделить виды информации, которые налоговые органы не имеют права разглашать, а именно:

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации : содержание договоров организации; себестоимость выпускаемой продукции, структура цены; бюджет организации; данные о доходах организации и объемах продаж; информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов; данные о товарно-денежных оборотах; сведения о банковских операциях (и о состоянии счетов), о кредитах, долговых обязательствах; содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (что относится к коммерческой тайне в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"); плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности, особенно рентабельность; результаты маркетинговых исследований;

Сведения о структуре организации : организационная структура организации и функции подразделений; информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников организации, в том числе размер оплаты труда;

Сведения об отношениях организации с клиентами и партнерами : состав поставщиков, партнеров, потребителей; списки представителей и посредников организации; сведения о подготовке и ведении переговоров.

Отметим, что это приблизительный перечень данных; в каждом случае состав коммерческой тайны должен определяться индивидуально исходя из особенностей конкретного бизнеса. Но вот о чем не стоит забывать: есть сведения, которые не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах, например содержание учредительных документов, данные о составе и численности сотрудников, системе оплаты труда и т.д.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Например, приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 утвержден Перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 - Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), часть первая НК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и иные нормативные правовые акты.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдъегерской связью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Нарушение налоговой тайны может принести немалый вред налогоплательщику. Однако, решая вопрос о том, является ли предоставление информации разглашением секретных сведений, суды учитывают, кому данная информация была предназначена. Одна организация обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что налоговый орган распространял сведения, порочащие деловую репутацию организации, в направленном в нижестоящие налоговые органы письме, в котором сообщалось о незаконных схемах возмещения налога, применявшихся данной организацией. Арбитражный суд решил, что данные, изложенные в этом документе, нельзя было считать распространением сведений или относить к сведениям, порочащим репутацию организации, так как они содержались в документе, адресованном самой организации и нижестоящим налоговым органам (постановление ФАС Московского округа от 11.12.2006 N КГ-А41/11807-06).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В ГК РФ говорится о наказании за разглашение служебной тайны, к которой относится и налоговая тайна. Вред, причиненный организации незаконными действиями государственных органов, подлежит возмещению за счет казны (ст. 1069 ГК РФ). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) также устанавливает ответственность лица, имевшего доступ к конфиденциальной информации и ее рассекретившего, - это штраф в сумме от 4000 до 5000 руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).

Наказание за разглашение налоговой тайны установлено и ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Если вышеуказанные деяния повлекли тяжкие последствия (например, экономическое разорение или дезорганизация работы налогоплательщика), то виновные в разглашении налоговой тайны наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

В соответствии со ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В НК РФ не содержится толкования понятия "убытки", поэтому при его определении следует руководствоваться ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Реальный ущерб - это расходы, которые организация понесла для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение имущества.

Упущенная выгода - это доходы, которые организация могла бы получить, но не получила из-за того, что ее права были нарушены.

Убытки, которые понесла организация по вине государственных органов, должны быть возвращены в полном объеме из федерального бюджета.

За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" говорится о том, как надо определять размер неполученных доходов. Допустим, из-за действий налоговых инспекторов произошла недопоставка сырья и комплектующих и в результате организация не выпустила продукцию. Для определения размера упущенной выгоды надо из цены реализации этой продукции вычесть расходы по ее изготовлению. Получается, что упущенная выгода - это прибыль, которую организация могла бы получить, если бы изготовила и реализовала товары. При этом можно использовать документы, которые подтвердят возможную сумму дохода, если организация уже занималась похожей деятельностью, например торговала аналогичными товарами.

В последнее время организации начали активно использовать данное им право на возмещение упущенных возможностей, но процент выигранных дел невелик. Отказывая той или иной организации, судьи, как правило, аргументируют это тем, что организация не смогла доказать:

Факт того, что выгода была действительно упущена;

Что действия проверяющих были действительно неправомерны;

Наличие причинно-следственной связи между незаконными поступками проверяющих и неполученными доходами.

Кроме того, убытки могут быть возмещены только в случае, если определен их размер.

Например, если действия налоговых инспекторов повлекли простой оборудования, налогоплательщику придется в суде:

Доказать, что в результате такого простоя он не получил доходы, которые он мог бы получить;

Доказать, что простой произошел именно в результате действий налоговых инспекторов, а не по каким-либо другим причинам.

И, самое главное, судьи должны прийти к выводу, что действия проверяющих были действительно незаконны.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2004 по делу N Ф04/2899-629/А46-2004 судьи заняли позицию налогового органа, отказав индивидуальному предпринимателю в возмещении упущенной выгоды, из-за того что последний не сумел доказать причинно-следственную связь. Дело состояло в том, что индивидуальный предприниматель дважды уплатил налог на доходы физических лиц. При повторной уплате ему были дополнительно начислены пени за просрочку платежа.

Подавая иск, индивидуальный предприниматель утверждал, что налоговые инспекторы бездействовали. Ведь они должны были сообщить о факте переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ), но не сделали этого. Бездействие налоговых инспекторов привело, по мнению истца, к возникновению упущенной выгоды. Ведь на сумму переплаты и пени индивидуальный предприниматель мог бы купить товар и перепродать его. В качестве доказательств истец представил счета-фактуры на полученные от поставщиков товары, отчет о результативности деятельности за предыдущие годы, расчет упущенной выгоды. Однако судьи решили, что эти документы не позволяли установить, каким образом бездействие налогового органа повлияло на закупку и реализацию товара.

Однако в некоторых случаях организациям удавалось взыскать с налоговых органов упущенную выгоду. В частности, такой случай имел место в Центральном округе (постановление ФАС Центрального округа от 03.09.2003 по делу N А14-1305/02/52/18). Организация занималась выпуском и реализацией двух видов продукции. На производство одного из них у организации закончилась лицензия. На этом основании налоговые инспекторы отключили оборудование. Однако они не учли, что это оборудование использовалось и для производства товаров, лицензия на которые не истекла.

В результате простоя организация понесла значительные потери. Обратившись в суд, организация выиграла дело. Судьи признали действия налоговых инспекторов незаконными. Проверяющих обязали возместить организации не только реальные убытки, но и упущенную выгоду.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Налоговая тайна

Если спросить у бухгалтера, что собой представляет понятие “налоговая тайна“, боимся, что далеко не каждый сможет ответить подробно. И, несмотря на то что этому посвящена статья Налогового кодекса, возникают вопросы.

Права судебных приставов

Не так давно Минфин России отвечал на такой запрос: составляют ли сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также сведения о наличии у должника имущества налоговую тайну? В силу пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса - да. А если такие сведения запрашивает судебный пристав-исполнитель или взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению? По мнению чиновников, налоговики обязаны предоставить эти сведения в соответствии с пунктами 8-10 статьи 69 Закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (далее - Закон). Нарушения налоговой тайны в таком случае нет (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/2-207).

Это подтверждает и арбитражная практика. Например, постановление ФАС Московского округа от 31 января 2008 г. по делу N А40-29632/07-149-226. Судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, который запросил в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три года. Это было необходимо для выяснения платежеспособности данной организации, финансового состояния и определения рыночной стоимости ее обязательств. Организация была дебитором должника, в отношении которого велось дело.

Однако налоговики отказались выдать соответствующие сведения. Они сослались на то, что такая информация может быть затребована только в отношении налогоплательщика-должника и не должна выдаваться на руки лицам, не имеющим доступа к налоговой тайне (по их мнению, именно такие люди были указаны в запросе). В итоге на руководителя инспекции был наложен штраф.

Приложение N 43
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.06.2008 N 126

Обратите внимание, что к запросам судебных приставов предъявляется ряд требований:

согласно пункту 8 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава в письменной форме;

в соответствии с пунктом 9 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений только о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях;

право требования информации, являющейся банковской тайной, возникает у судебного пристава-исполнителя только в рамках возбужденного исполнительного производства; запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме запроса, содержащейся в Приложении 43 к Инструкции по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов“, утвержденной приказом Минюста России от 25 июня 2008 г. N 126 (далее - Инструкция N 126).

Согласно вышеперечисленным требованиям судебный пристав-исполнитель в запросе указывает:

наименование, номер, дату выдачи исполнительного документа, орган (лицо), выдавший исполнительный документ;

полное наименование и адрес должника;

наименование взыскателя;

предмет исполнения;

Налоговики предоставляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса. Но при обращении взыскателя с заявлением о предоставлении информации они имеют право запросить у него подтверждение наличия исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению. Это делается для соблюдения налоговой тайны и возможности ее разглашения в установленном федеральным законом случае.

Неправильный запрос

Арбитражный суд Волгоградской области решением от 17 марта 2008 г. N А12-3352/08-с6 признал постановление судебного пристава-исполнителя о привлечении банка к административной ответственности незаконным, установив, что запрос не соответствовал требованиям статьи 69.

В банк поступил запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений по счетам и вкладам должников, не содержащий письменного разрешения старшего судебного пристава. Помимо этого запрос не соответствовал требованиям Приложения 43 к Инструкции N 126. В документе отсутствовали сведения, позволяющие определить наличие возбужденного исполнительного производства: номер исполнительного производства и дата его возбуждения, наименование исполнительного документа и другие.

Банк оставил запрос без исполнения, за что был привлечен судебным приставом-исполнителем к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей. Не согласившись с наказанием, банк обратился в суд и выиграл его.

Внимание

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Вопрос в тему

Организация обратилась в налоговую инспекцию с запросом: имеется ли у ее контрагентов задолженность по налоговым обязательствам? Инспекторы отказались сообщить эту информацию. Правы ли они?
Обратимся к законодательству. В подпункте 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса говорится, что инспекторы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение. При этом пункт 2 данной статьи устанавливает, что налоговики также несут другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В письме МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 чиновники поясняют, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну. А вот судьи по данному вопросу высказываются по-разному. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) суд встал на сторону налогоплательщика. Арбитры признали отказ налоговиков предоставить сведения о задолженности его контрагентов по налогам и сборам незаконным. По мнению судей, статья 102 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Согласно ему сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Другой пример. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3620 судьи приняли противоположное решение. Они отметили, что налогоплательщики имеют право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговики обязаны предоставить бесплатно информацию только в объеме, установленном в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса. Информация о нарушении законодательства о налогах и сборах к ней не относится. Дело в том, что в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые обязывают предоставить запрашиваемые сведения. Отказ в их предоставлении не нарушает права и обязанности налогоплательщика, который действует на свой страх и риск при заключении договоров с контрагентами. Информацию об исполнение ими требований налогового законодательства налогоплательщик должен узнать самостоятельно, не перелагая это бремя на инспекцию.

Еще одна ситуация. Получив отказ налоговой инспекции на свой запрос о предоставлении сведений по исполнительному листу, организация обратилась в суд. Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, подала кассационную жалобу. Налоговики мотивировали свой отказ тем, что взыскатель приложил к заявлению копию исполнительного листа, заверенную, по их мнению, ненадлежащим образом. Суд оставил жалобу налоговиков без удовлетворения. Цепочки рассуждений были следующими. На основании пункта 8 статьи 69 Закона и Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях могут быть предоставлены налоговым органом взыскателю по его заявлению с приложением копии исполнительного листа, заверенной в установленном порядке. Если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (Указ президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х). Единственным основанием, позволяющим налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, является истечение срока давности исполнительного листа (п. 8 ст. 69 Закона) (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2008 г. N Ф09-6266/08-С1).

В судебной практике (и в арбитражных судах и в общей юрисдикции) все чаще в качестве доказательств по неналоговым спорам используются налоговые декларации сторон по НДС с приложениями (книги покупок и продаж, журналы полученных счет-фактур). Ситуации разные: в качестве доказательства правовой природы платежа в споре об оплате, в качестве доказательства реальности исполнения договора, в качестве доказательства по спорам о признании сделок мнимыми или притворными и т.д. Налоговые органы отказывают сторонам дела в предоставлении информации со ссылкой на налоговую тайну, однако по запросу суда легко предоставляют весь объем, без исключения записей, не относящихся к делу.

Так в одном из последних дел мы с коллегами стали невольными обладателями знаний о том, с кем работает контрагент нашего доверителя (книги покупок и книги продаж всем в помощь). Указанные документы были представлены в дело по спору, связанному с разногласиями относительно толкования условий договора между истцом и ответчиком: на базе документов налогового учета ответчика определялось реальное понимание им условий договора, а не то, которое он транслировал в суде. Однако, помимо действительно необходимой для правильного рассмотрения дела информации, участникам дела (включая третьих лиц) был предоставлен доступ к сведениям, которые могут поставить под угрозу дальнейшие деловые связи ответчика.

В другом деле (общая юрисдикция, спор о наследстве, количество участников в деле - 10, у каждого по представителю) налоговый орган предоставил в материалы дела (без указаний, что в них содержится налоговая тайна) книгу продаж ответчка - автосалона по продаже автомобилей люксового бренда за два года. Так вот в этой книге можно легко найти многих "уважаемых" и известных в широких кругах людей, которые приобретали дорогие автомобили в этот период (цена указана). И понятно, что ФИО без второго элемента (дата рождения, адрес, ИНН или др.) еще не есть персональные данные, но узнаваемые сочетания фамилии, имени, отчества идентифицируются легко.

В рамках строительного спора в арбитражном суде истец, доказывая, что работы были выполнены и завершены именно им, а не другим подрядчиком, которого привлек ответчик после расторжения договора подряда с истцом, истребовал в качестве доказательств книги покупок ответчика за соответствующий период. Но вместе с информацией о том, что счета-фактуры подрядчика не отражены в книге покупок, он получил сведения о других подрядчиках, которые работают на строительстве данного объекта. Репутация ответчика оказалась под угрозой.

Получается, что несмотря на налоговую и коммерческую тайну, любое лицо, приложив некоторые усилия может вполне на законных основаниях получить к ней доступ.

Такая практика, на мой взгляд, несмотря на указанные выше преимущества в доказывании, может привести к злоупотреблениям со стороны кредиторов, ведь при желании можно создать искусственный спор, в рамках которого получить доступ к закрытой информации, и далее использовать ее в своих интересах (например, в банкротстве, спорах разделе совместно нажитого имущества и пр.).

В качестве превентивной меры стали рекомендовать клиентам самостоятельно представлять истребованную информацию в необходимом объеме в виде выписок или выборочных копий страниц с необходимыми сведениями, а в случае требования суда - представлять полные книги продаж и книги покупок только для обозрения в судебном заседании.

Налоговая тайна

Понятие налоговой тайны

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст.102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст.31 НК), а налогоплательщику - обязанность ее предоставить (ст.23 НК РФ). Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности влечет применение к нему мер ответственности, установленных ст.129 НК РФ.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.

Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст.129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.

Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод - для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.

Кроме того, отказ ИФНС влияет на права организации как налогоплательщика на получение налоговой выгоды, в том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента - согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной осмотрительности налогоплательщиков-покупателей в определённых обстоятельствах (special diligence) и не могут сводиться к отказу в вычете при любой налоговой неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к возмещению при указанных обстоятельствах весьма скептически.

Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:

  1. В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;
  2. Налогоплательщик имеет возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у налоговых органов.

Соотношение банковской и налоговой тайны

Соотношение банковской и налоговой тайны также имеет свои особенности. В соответствии со ст.26 ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» банки обязуются хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится обязанность сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.

Интересна судебная практика по делам, связанным с запросом информации налоговыми органами у банков.

Например, в своем постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 указал, что запрашиваемая налоговым органом у банка информация о суммах процентов по залоговым обязательствам любого рода, выплаченным за год, относится к информации, составляющей банковскую тайну.

В связи с этим суд сделал вывод о том, что требование налогового органа о предоставлении указанной информации относится к документам, требующим особого удостоверения их подлинности в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Минкультуры от 08.11.2005 N 536). Поскольку в нарушение положений Инструкции требование налогового органа о предоставлении документов не содержало оттиска печати с изображением Государственного герба РФ, банк не подлежит привлечению к ответственности за несообщение запрашиваемой информации.

В постановлении того же суда от 13.03.2008 суд счел, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не предусматривает представления банком справок о размере заработной платы физических лиц, представляемых ими в банк для получения кредита. В связи с этим банк правомерно отказал органам прокуратуры в предоставлении информации о заключенных кредитных договорах с работниками ряда предприятий и копий справок о размере заработной платы работников, представленных ими в банк в целях получения кредита.

Иностранным организациям, также признаваемым налогоплательщиками, право на соблюдение и сохранение налоговой тайны предоставляется в полном объеме, наравне с российскими организациями.

Лица, имеющие доступ к налоговой тайне. Возможность предоставления сведений, составляющей налоговую тайну, налоговыми органами

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействий) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст.29 АПК; ст.22 ГПК), может возникать потребность привлечения сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст.66 АПК РФ; ст.57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые, в соответствии со ст.4 Федерального Закона №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполняют судебные акты и акты других органов). Приказом МНС РФ и Министерства юстиции РФ от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215 утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов РФ и службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов. В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организациях, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок (ст.46 ФЗ от 21.07.1997 №119-ФЗ; 3.1 Порядка, утвержденного Приказом МНС России и Минюста России от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215).

Сведения о наличии у должника денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях могут быть предоставлены взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком давности (ст.46 ФЗ от 21.07.1997 №119-ФЗ; п.2 Приказа МНС РФ от 23.01.2003 №БГ-3-28/23 «Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю»). Однако такая информация о счетах предоставляется не в полном объеме. Так, не может быть предоставлена информация об открытых счетах должника в соответствии с Решением ВАС РФ от 03.03.2004. В то же время Постановлением ФАС Московского округа от 19.08.2005 по делу признается правомерность требования взыскателя предоставления налоговым органом сведений о номерах счетов должника, как соответствующего п.2 ст. 102 НК РФ, п.3 ст.46 ФЗ от 21.07.1997 №119-ФЗ, п.3 Порядка, утвержденного Приказом МНС РФ от 23.01.2003 №БГ-3-28/23, а также Решению ВАС РФ от 03.03.2004 № 15527/03.

На уровне федерального законодательства предусмотрены и другие случаи предоставления информации, составляющей налоговую тайну, налоговыми органами (таможенной службе, Счетной палате, по запросам члена Совета Федерации, Государственной Думы и др.) Во всех случаях такого предоставления на лиц, получивших данную информацию, возлагается обязанность по соблюдению и сохранению налоговой тайны.

Принцип налоговой публичности

Несмотря на то, что институт налоговой тайны имеет важное значение для защиты прав налогоплательщиков, во многих странах (Швеция, Норвегия, Франция, Италия) наряду с обязанностью налоговых органов и их должностных лиц по неразглашению сведений о налогоплательщиках, существует законодательно закрепленная возможность публикации определенных налоговых сведений, так называемая налоговая публичность. Правовую основу налоговой публичности в данных странах составляет конституционное право каждого на ознакомление с документами и материалами органов государственной власти, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Исходя из того, что обязанность по уплате налогов носит публично правовой характер, неисполнение ее отдельным налогоплательщиком нарушает права и интересы всех граждан. Поэтому некоторые налоговые сведения, перечень которых строго регламентирован, признаются общедоступными, предоставляя, тем самым, всем налогоплательщикам право контролировать исполнение каждым его налоговой повинности . Обязанность по предоставлении таких сведений осуществляется путем их ежегодной публикации.

Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны. Ч.4 ст.102 НК РФ определяет два вида нарушений режима налоговой тайны: - разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти нарушения виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.

Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный режим хранения и доступа. Из этого положения вытекает обязанность налоговых органов принимать меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности. Под утратой следует понимать любое противоправное выбытие их из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства.

Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена ст.183 УК РФ. Круг субъектов, а также действий предусмотренных данной статьей значительно отличается от тех, что предусмотрены ст.102 НК РФ. Так, ч.1 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, путем похищения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Субъектом такого преступления будет являться любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных способов может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств. Наказывается такое деяние штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Ч.2 ст.183 УК РФ предусмотрено наказание за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе. Этот состав полностью соответствует положениям ст.102 НК РФ. Использование здесь следует понимать распоряжение субъектом этими сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях). Наказываются такие деяния штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла у лица, их совершившего. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду. Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Часть 4 рассматриваемой статьи конструирует состав данного преступления при особо отягчающих обстоятельствах: если указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Их определение (как и размера крупного ущерба) - вопрос факта, и зависит от конкретных обстоятельств дела. К таким последствиям (тяжким) может относиться, например, вынужденное банкротство предпринимателя, заболевание тяжким недугом владельца соответствующей информации, разумеется, при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями. Наказываются такие деяния лишением свободы на срок до десяти лет.

С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ - «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствие с указанными статьями, убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе предусмотренные п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Следует отметить, что в указанных статьях речь идет лишь об имущественной ответственности обязанных лиц, однако многие авторы признают, что в случае нарушения режима налоговой тайны возмещению может подлежать и моральный вред, на основании ст.151, 1099-1101 ГК РФ. Такой вывод можно сделать из Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», согласно которому отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. Определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ граждан, причинившее тяжкие нравственные и физические страдания. В случае разглашения информации о личной, семейной жизни гражданина, охраняемой в режиме налоговой тайной, подобное нарушение может возникнуть.

Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст.293 УК РФ, о котором было сказано выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.

Судебная практика по данному вопросу (разглашение сведений, составляющих налоговую тайну), в справочно-правовых системах отсутствует.

В литературе встречается мнение, что в отношении должностных лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности. Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.

Значение института налоговой тайны

Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой как определенные плюсы для налогоплательщика - так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей им информацией, так и определенные минусы - законные основания у налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

В заключении также хотелось бы повторить некоторые практические выводы:

  1. налогоплательщики имеют возможность затребовать информацию о добросовестности/недобросовестности контрагента у ИФНС;
  2. информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта достаточно широкому кругу лиц, в том числе приставам-исполнителям и взыскателю, у которого есть исполнительный лист;
  3. требования налоговых органов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должны содержать все формальные реквизиты в соответствии с законодательством.