Кто из экономистов является представителем маржинализма. Экономические воззрения О

3. Индивидуализм. Маржиналисты оценивали экономическое поведение каждого отдельно взятого человека (индивида), а не страны или класса, как это предлагали меркантилисты или классики.

4. Предельный анализ – это анализ предельных величин. Если после прибавления еще одной единицы товара не прибавляется общий уровень прибыли или полезности, следовательно, это состояние уже и есть равновесное.

5. Экономическая рациональность. Маржиналисты постоянно стремились доказать, что хозяйственные субъекты всегда желают максимизировать то, что их интересует в большей степени.

Пожалуй, одной из причин революции можно назвать выход в свет книги Уильяма Джевонса под названием «Теория политической экономии » в то время, когда были опубликованы труды Карла Менгера. Это и послужило толчком к началу маржиналистской революции.

Считается, что маржинализм – противостояние экономическому учению Карла Маркса . Это тоже можно отнести к одной из причин маржиналистской революции.

Согласно представлениям многих ученых, маржиналистская революция одержала победу скорее всего по причинам, которые исходят изнутри самой экономической науки. К таким причинам можно отнести следующие:

  1. «экономность» этой теории (одни принципы исследования);
  2. аналитический инструментарий, одинаковый для всех проблем (хозяйственных и нехозяйственных);
  3. универсальность метода и инструментов анализа (формирование единого языка).

Последствия, которые принесла за собой маржиналистская революция, можно выстроить следующим образом:

  1. создание экономических ассоциаций, журналов;
  2. абстрактный уровень анализа;
  3. упрощение человеческого образа;
  4. упрощение образа мира.

Сначала маржиналистов делили на школы по тому, на каком языке они разговаривают, т. е. австрийскую (немецкий язык) (представители – Карл Менгер, Ойген Бем-Баверк, Фридрих фон Визер), лозаннскую (французский язык) (представитель – В. Парето) и англоязычную (представители – Уильям Стенли Джевонс, Френсис Исидро Эджуорт, Ф. Г. Уикстид). Со временем к последней из групп присоединили Альфреда Маршала и его последователей, а группу стали называть кембриджской школой. Затем к ней присоединили Дж. Б. Кларка, а школу вновь переименовали (на этот раз в англо-американскую школу).

Английские маржиналисты – Уильям Джевонс и Френсис Эджуорт.

Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882) – бросил учебу в колледже при университете Лондона, в котором обучался химии и металлургии, когда 1847 г. разорился его отец. Из-за этого ему пришлось пойти на работу на монетный двор, который находился в Сиднее в Австралии. Работа позволяла ему уделять время своим увлечениям. Уильяму Джевонсу были интересны такие науки, как метеорология, экономика. Еще в юном возрасте Джевонс очень серьезно увлекался фотографией и сбором статистических данных, а также интересовался проблемами железнодорожного транспорта. В Австралии он прожил пять лет, а затем решил вернуться в Лондон, чтобы доучиться в своем университете, хотя после возращения предпочел изучать экономическую науку. Первые из работ практически не принесли ему успеха. Они назывались «Об общей математической теории политической экономии» и «Заметка о статистических способах исследования сезонных колебаний» (1862). Следующие его работы стали более известными. Это работа, посвященная цене золота (1683), а также работа под названием «Угольный вопрос» (1865). Во второй работе Уильям Джевонс рассматривает, какие проблемы могут возникнуть, если уголь в Англии закончится. И все же самые знаменитые его книги – это «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки – трактат о логике и научном методе» (1874). Уильям Джевонс работал преподавателем с 1863 по 1880 гг.: сначала 13 лет в Манчестере, а затем 4 года в Лондоне.

Этого ученого можно отнести к очень разносторонним экономистам, потому как его увлекали и прикладной анализ, и статистические исследования, а также методология и логика экономической науки. Именно он составил обзор по развитию математической теории предельной полезности у каждого автора в отдельности, не уменьшая заслуг каждого из них. Также принято считать, что именно он заложил основы современной логики в своих трудах. Не стоит забывать и о его в кладе в разработку теории об индексах или попытке создать теорию о том, что экономический цикл зависит от активности солнца. Выход в свет его книги под названием «Теория политической экономии» в то время, когда были опубликованы труды Карла Менгера и послужил толчком к началу маржиналистской революции.

По мнению Джевонса, экономическая наука должна быть еще и математической, поскольку в ней достаточно цифр. Математический подход помогает сделать экономическую теорию более точной наукой. Эту науку следует основывать на статистических данных.

Френсис Исидро Эджуорт (1845 – 1926) – практически самый оригинальный экономист своего времени. Хотя его образование было домашним, оно вызвало зависть у многих. Например, не каждый способен выучить шесть языков, включая латинский. Также чуть позже он обучался гуманитарным наукам в университетах Дублина и Оксфорда. Круг его увлечений тоже не оставляет равнодушным и вызывает массу удивлений. Это и философия, и этика, и древние языки, и логика, и даже математика, которую ему пришлось осваивать самому. Эджуорт настолько хорошо владел этими предметами, что даже преподавал многие из них. Знакомство с Альфредом Маршаллом и Уильямом Джевонсом зародило в нем увлечение статистикой и экономической наукой. В 1891 г. он стал профессором экономики в Оксфорде и оставался им до 1922 г. Также в это время он стал издателем и соиздателем с таким ученым, как Джон Мейнард Кейнс. В этом же году Эджуорт был назначен председателем редакционного совета известного всем «Экономического журнала». Писал он по большей части статьи для журналов, а также статьи для Словаря Палгрейва (Словаря политической экономии, изданного в 1925 г.). Еще Френсис Эджуорт известен как автор книги «Математическая психология» (1881). Произведения этого ученого как сейчас, так и при его жизни были очень сложны для понимания, потому что его труды – это достаточно сложная смесь из цитат латинских и греческих авторов и очень сложной математики. Больше всего Эджуорта волновали экономические проблемы, которые были связаны с ограничением конкуренции , а также с ценовой дискриминацией. Из всех его вкладов в экономическую теорию самый оригинальный – это его вклад в теорию обмена.

Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса

По мнению Джевонса, для экономики самое главное – это максимизировать удовольствие. То, насколько полезно благо , которое у нас есть, зависит от количества, которым мы располагаем: и =f(x). По мнению Джевонса, степень полезности – это полезность приращения блага, которая равна Δu / Δх, а если приращение бесконечно мало – производной u x – Δu / Δх. С точки зрения Уильяма Джевонса, самое интересное для экономистов – это полезность самого последнего прироста блага. Эту полезность он назвал последней степенью полезности. Чем больше прирост блага, тем больше уменьшается придельная степень полезности. Этот принцип назван первым законом Госсена, но Уильям Джевонс считал себя первооткрывателем этого «великого принципа».

По мнению Джевонса, последняя степень полезности – это бесконечно малый прирост благ. Представители австрийской школы считали это понятие некорректным, а Джевонс по этому поводу придерживался противоположного мнения, хотя и с оговоркой. Это понятие должно относиться не к одному человеку, а ко всей нации вообще. Здесь возникает небольшая проблема, ведь закон убывания предельной полезности создан на основе и именно для одного человека. Но, по словам Джевонса, то, что выведено в теории для отдельного человека, должно быть проверено на практике.

По мнению Джевонса, надо распределять оптимальные потребления благ таким образом, чтобы последняя степень полезности оставалась одинаковой:

v1 p1 q1 = v2 p2 q2 = ... = vn pn qn,

где v – последняя степень полезности;

р – вероятность;

q – коэффициент близости во времени;

1, 2, п – моменты времени.

Цену у товара Уильям Джевонс определяет так же, как представители австрийской школы меновую ценность, т. е. опираясь только на предельную полезность. В таком процессе издержки прямого участия, собственно, не принимают. Они лишь в состоянии косвенно влиять на объем предлагаемых благ на рынке. По этому поводу Джевонс даже формирует цепочку зависимости, которую можно представить в следующем виде: предложение определяется производственными издержками => последняя степень полезности определяется существующим предложением => ценность определяется последней степенью полезности.

Эта так называемая цепочка Джевонса «растянута» во временных рамках, т. е. если пришла пора определить ценность, следовательно, предложение уже было определено раньше. Поэтому предложение и спрос нельзя определить в один и тот же момент, как предлагал Альфред Маршалл.

Теорию обмена Джевонс вывел из своей же теории полезности. Теория обмена стала также и теорией ценности. Понятие «ценность» очень многогранно: это и меновая ценность, и потребительская ценность и т. д. По словам Джевонса, следует использовать слово «ценность» для понятия меновой ценности. Меновая ценность – это пропорция при обмене разнородных благ (одного на другое). Она способна стать меновой пропорцией на открытом рынке, где все и всем доступно.

Торгующими сторонами на рынке могут быть как отдельные люди, так и группы какой-либо профессии, а возможно, и население целой страны или континента. Понятие «торгующие стороны» Уильяму Джевонсу пришлось ввести в оборот, потому что ему хотелось распространять свою теорию на реальных рынках, где существует огромное количество покупателей и продавцов. Его теория индивидуального обмена основана на теории предельной полезности. Однако Френсис Эджуорт вскоре пришел к выводу, что такое рассуждение по крайней мере некорректно, если не сказать нелепо, потому как средняя предельная полезность блага для группы людей зависит впоследствии от распределения благ как до обмена, так и после него, поэтому опираться на такое объяснение практически невозможно. Из-за всего этого у Джевонса не получилось вывести рыночную меновую ценность благ исходя из их предельной полезности. Поэтому его теория всего лишь описывает случай индивидуального обмена.

На этой схеме можно в общих чертах обрисовать теорию обмена Джевонса. На оси абсцисс откладывают те товары, которые собираются обменять. Предположим, это хлеб и рыба. Количество хлеба на нашей схеме возрастает справа налево, количество рыбы – наоборот. По оси ординат откладываем предельную полезность двух этих товаров. Соответственно мы получаем, что предельная полезность хлеба теперь возрастает слева направо, а рыбы – справа налево. Назовем одну сторону А, другую В. Предположим, что, до того как они обменялись, у них было а единиц рыбы (сторона А) и b единиц хлеба (сторона В). После того как они обменяли часть своих товаров на товары друг друга, количество их первоначальных товаров сдвинулось в точки a" и b" соответственно. Исходя из этого полезность зерна представляет собой aa"gd, а полезность мяса в этот момент выглядит как aa"ch, поэтому чистый прирост полезности можно представить в следующем виде: hdgc. Из этого можно сделать вывод, что для А интересно обмениваться до точки м, соответственно для В выгодно то же самое.

По словам Джевонса, труд – очень неприятное, довольно-таки муторное и тягостное занятие. Чаще всего труд представляет собой отрицательную полезность. Если увеличить затраты времени на труд, то автоматически возрастают и тяготы труда. Мы можем представить чистую полезность труда на следующей схеме:

Когда человек начал работу, то, для того чтобы втянуться в нее и начать получать удовольствие, требуется определенный промежуток времени. На этой схеме он представлен отрезком аb. После того как человек втянулся в работу, проходит какой-то промежуток времени, прежде чем работа начинает надоедать и вызывать тоскливые мысли о том, что эту работу надо обязательно сделать к определенному промежутку времени. Такой волшебный промежуток обозначен на схеме отрезком bc . Поскольку силы человека все же небезграничны, усталость начинает проявлять себя, поэтому падают как производительность, так и удовольствие от своего труда. Упадок производительности представлен на схеме отрезком cd . Когда же следует заканчивать работу? Чтобы узнать, как следует ответить на данный вопрос, потребуется провести кривую полезности продукта, точнее – кривую последней степени. Из вышеприведенной схемы можно понять, что работу стоит прекратить в точке т, потому как в этой точке последняя степень полезности продукта (отрезок mq) равна степени неполезности труда (отрезок md). Тоже самое можно представить в виде следующей формулы:

Δu: Δх = 3l: Δх,

где u – полезность;

l – тяготы труда;

х – объем продукта.

Исходя из вышенаписанного можно сделать заключение, что теория труда Уильяма Джевонса чисто субъективна.

Френсис Эджуорт – первый, кто представил полезность функцией нескольких благ, а не одного, как это делали обычно. Самое простое, если есть только два блага: U = U(x, у). Он представил на всеобщее обозрение кривые безразличия, которые отображают эту функцию графически. Многие изучающие экономику сегодня знакомы с диаграммой Эджуорта. Хотя саму диаграмму создал не он, а В. Парето, основываясь на его материале («угол» на графике).

К тому же кривые безразличия Эджуорта вовсе не похожи на диаграммы Парето. Но все-таки его считают первооткрывателем в этой области экономической теории.

I, II, III – кривые Робинзона в возрастающем порядке.

3, 2, 1 – кривые Пятницы в возрастающем порядке.

На примере этой схемы можно рассмотреть случай, когда обмен изолирован. Вот вариант, который предлагает Эджуорт. Робинзон и Пятница находятся на необитаемом острове. Робинзон просит Пятницу, чтобы тот продал ему свой труд (х2) за деньги (x1), которые он готов заплатить. На схеме количество денег и количество труда откладываются на соответствующих осях. Для каждого из участников этой сделки кривые безразличия возрастают, т. е. чем больше один из них дает другому, тем больше он просит от первого.

Место соприкоснолвения точек на графике кривых безразличия Эджуората называется контрактной кривой (СС). Данные точки лучше всех остальных, поскольку каждый, кто участвует в обмене, находится в самом выгодном положении и при этом нисколько не стесняет другого в его желаниях. Если из точки Q, которая не лежит на контрактной кривой, переместиться по кривой 2 в точку СС, то таким образом Робинзон приобретет, а Пятница ничего не потеряет. Из этого следует вывод, что если обмен изолирован, то любая из точек контрактной кривой является равновесной.

Когда число участников становится больше, начинается ценовая конкуренция. Это приводит к тому, что возможность достичь равновесия сокращается, поскольку некоторые точки на кривой уже совершенно недостижимы. Когда есть множество продавцов и множество покупателей, цена будет стремиться к точке, которая соответствует совершенной конкуренции. При совершенной конкуренции, т. е. когда число покупателей, так же как и число продавцов, бесконечно, равновесие обмена точно определено. В этом и заключен смысл теоремы Френсиса Эджуорта.

У маржиналистов, как и у представителей других экономических направлений, существовали свои методологические принципы. Они, собственно, и не выводили тех принципов методологии, которые сейчас принято относить к этой теории. Методологические принципы вскользь упоминаются в их теориях. Если методологические принципы оценить с позиции современности, то можно выделить следующие.

1. Математизация. Она позволяла применять инструменты анализа, используемые в математике. Хотя этот принцип не относится к австрийской школе.

2. Равновесный подход – это попытка оценить равновесное состояние рынка, несмотря на недолгие изменения любых переменных в экономике.

3. Индивидуализм. Маржиналисты оценивали экономическое поведение каждого отдельно взятого человека (индивида), а не страны или класса, как это предлагали меркантилисты или классики.

4. Предельный анализ – это анализ предельных величин. Если после прибавления еще одной единицы товара не прибавляется общий уровень прибыли или полезности, следовательно, это состояние уже и есть равновесное.

5. Экономическая рациональность. Маржиналисты постоянно стремились доказать, что хозяйственные субъекты всегда желают максимизировать то, что их интересует в большей степени.Покупателей всегда интересуют полезность и качество, а производителей – прибыль.

6. Статистический подход. Маржиналистов в большей степени интересовала не сама экономика, а то, каким образом она постоянно изменяется. Для них самым главным был вопрос, как системе, состоящей из эгоистичных, постоянно желающих сделать все только для себя, людей удается существовать и при этом не разрушаться.

2Предшественники маржинализма

Герман Генрих Госсен (1810-1858гг.) - в 1854г. написал книгу «Развитие законов общественной жизни и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Принципы, им обоснованные, в современной экономике называются «первый» и «второй законы Госсена - главные теоретические принципы маржинализма.

Первый закон - с увеличением наличия данного блага предельная полезность блага уменьшается.

Второй закон - оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

Антуан Огюстен Курно (1801-1877гг.) - родоначальник широкого применения математических методов в экономической теории В 1838г. в книге «Исследования математических принципов в теории богатства», опираясь на анализ функциональных зависимостей, сформулировал понятие экономического равновесия, ввел в научный оборот понятия функции спроса, эластичности спроса и др, полагая, что «для полного и точного решения частных проблем экономической системы неизбежно, чтобы система рассматривалась как целое». Он предположил, что исследование общего экономического равновесия непосильно математическому анализу. Через 36 лет его гениально опроверг Л. Вальрас.

Экономическое равновесие - это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.

Иоган Генрих фон Тюнен (1783-1850)

Самый ранний предшественник маржинализма, поскольку его книга “Изолированное

государство” была издана еще в 1826 г. Этот труд, как и труды других

предшественников маржинальной революции не был своевременно замечен. Тюненом

были введены законы предельного анализа в экономической системе с целью

достижения максимальных значений от функций со многими переменными. Варьируя

в своих расчетах показатель основных факторов производства и при этом

сохраняя то капитал и землю, то труд и землю, а также показал воздействие

изменения цен факторов производства на оптимальное сочетание используемых

ресурсов, Тюнен фактически доказал, наибольший чистый доход может быть

достигнут, если совокупность предельных издержек на факторы производства

будет равна предельной ценности продукта.

Его исследования продемонстрировали также механизм формирования ренты в

результате конкуренции между фермерами за приобретение лучшего земельного

участка, учитывая удаленность участка (плодородие земли он принял одинаковым)

от рынка сбыта. В частности, максимальная земельная рента будет иметь место в

первом концентрическом кольце, а в последнем кольце, символизирующем границы

государства, она будет равна нулю. Тем самым было положено начало новой

(неклассовой) теории распределения, основанной на теории предельной производительности.

Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века.

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства.

Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.). А отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).

Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ МАРЖИНАЛИЗМА

Возникновение теории, берущей за основу ценности на затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине ХIХ в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.

Быстрое экономическое развитие сопровождалось кризисами, усилением социальной напряженности, доходившей до крайних форм. Это явилось питательной средой для достаточно широкого распространения марксистской теории, которая обосновывала неизбежность гибели тогдашнего экономического порядка.

Наблюдался определенный кризис классической школы; известную популярность приобретает историческая школа в Германии, что ставило под сомнение методы классиков политической экономии. Поэтому не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых – экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку.

Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и «неоклассиками». В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления.

Существовавшая ранее теория полезности (Э.Кондильяк и Ф.Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.

В отличие от многих школ маржинализм до настоящего времени остается питательной средой и теоретической основой для многих современных экономических концепций. Это обусловлено методологической ориентацией маржинализма на внеисторический подход к исследованию, дающий возможность выявить ряд закономерностей более общих закономерностей, что выходит за рамки конкретно – исторических условий конца XIX – начала XX века.

Маржиналистам, несмотря на некоторое несовершенство их теоретических построений, удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать толчок последующим многочисленным исследованиям рынка и ценообразования. Проблемы редкости, ограниченности ресурсов, психологических мотивов хозяйственного поведения субъектов и многие другие прочно вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований в экономике.

ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА

1. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА

Основателем австрийской школы считается К.Менгер (1840 – 1921гг.), профессор Венского университета. Он сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Ф.Визер развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской школы признан Е.Бем-Баверк – профессор Венского университета, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента.

Бем-Баверк выдвинул идею, что для субъекта с рациональным поведением, каковым является и собственник денежного капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем, нежели в будущем. Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание в перспективе запаса данного блага, и следовательно, уменьшение предельной полезности этого блага в будущем по сравнению с настоящим.

Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с влиянием фактора времени. Процент выступает как результат «ожидания» капиталиста, хотя ни время, ни «ожидание» не могут сами по себе быть источником стоимости. Согласно логике Бем-Баверка, труд является «благом будущего», т.к. он создает продукт по истечении определенного времени. Следовательно, рабочий предстает владельцем «будущего блага», а предприниматель, нанявший рабочего, дает ему «настоящее благо» в форме заработной платы.

Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно – психологический подход. В противовес марксисткой теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости. Согласной этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого – либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага.

Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.

2. КЭМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА

Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.

Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др.

Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.

Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др. Идеи кембриджской школы господствовали в экономической науке вплоть до начала 30-х г. нынешнего столетия.

Только возникновение кейнсианского макроэкономического учения заметно ослабило ее влияние. Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной экономической мысли.

3. АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА

В конце 19 века возникла американская маржиналистская школа, основателем которой был профессор Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938гг.). В его работах «Философия богатства» (1889г.), «Возможность построения научного закона заработной платы» (1899г.), «Проблемы монополий» (1901г.), «Основы экономической теории» (1901г.) предложен оригинальный вариант теории предельной полезности. Главным ее отличием стало исследование проблем производства и распределения в опоре на концепцию предельной производительности труда и капитала. Кларк поставил перед собой задачу создать теорию, которая эффективно защищала бы экономические устои современного ему общества, доказывала бы справедливость капитализма и естественность его законов.

Для ее решения Кларк предложил оригинальный метод исследования, ставший впоследствии весьма распространенным. Кларк разделил экономическую науку на три раздела, первый из которых посвящался формулированию «универсальных законов». Используя уже известный метод «робинзонады» и субъективно – психологический анализ поведения потребителя, Кларк сформулировал три «универсальных», по его мнению, экономических закона: закон предельной производительности, закон специфической производительности и закон убывающей производительности.

Согласно Кларку, при неизменном размере капитала каждый вновь принятый рабочий производит меньше продукции, нежели принятый ранее. Производительность труда последнего принятого рабочего и объявляется им «предельной производительностью». Отсюда предельная производительность становится ниже, чем более принимается рабочих, а заработная плата всех рабочих, следовательно, должна определяться по «предельной производительности» труда, складывающейся под воздействием объективных, естественных причин. Аналогично выведен и «закон убывающей производительности капитала». Если при неизменном количестве рабочих добавляется новая доза капитала, то она приносит меньший доход по сравнению с предшествующей.

Маржинализм оказал огромное влияние на развитие экономической теории. Методологические принципы, разработанные австрийской и англо-американской школами маржинализма, стали исследовательским инструментом большинства современных течений экономической мысли.

ОТКРЫТИЕ МАРЖИНАЛИЗМА

В третьей четверти XIX в. в английской экономической науке господствовали взгляды Джона Стюарта Милля и его учеников. Прочие экономисты, пытавшиеся отыскать иной подход к исследованию вечных проблем хозяйственного строя, не могли найти аудиторию, которая бы воспринимала их идеи. Однако в 70-х годах возникло движение, направленное против свойственного классической школе объективизма; казалось, что этому движению суждено было вскоре преодолеть все преграды

1. Стало проявляться стремление положить в основу экономической теории субъективные понятия, а при анализе обмена практически полностью абстрагироваться от окружающих социальных условий. Чем это было вызвано? Критика капитализма, как мы видели, становилась все сильней, и теперь казалось уже невозможным выражать представления о социальном строе в действительно нейтральных категориях. Карл Маркс придал классической доктрине такое направление, которое вызывало беспокойство

2. Казалось, что необходимо дать отпор этой тенденции, и маржиналистская доктрина, вероятно, преследовала указанную цель.

Принадлежащий представителям классической школы анализ реальных затрат был отвергнут, и предпочтение было отдано психологической трактовке издержек. Такая трактовка предполагала определенную систему понятий, характеризующую поведение человека; впоследствии она смогла превратиться в отправной пункт новой теории стоимости. Если психологическое обоснование оказалось бы недостаточным, это в сущности не вызывало бы беспокойства, потому что форму теории удалось бы сохранить даже и при отсутствии соответствующего психологического содержания.

Одну из своих главных задач - защиту статус-кво - маржиналисты, возможно, и выполняли бессознательно, но все, же кажется очевидным, что они, как заметил однажды Гарви Пек, "по крайней мере, усилили имевшиеся в классической теории слабые звенья и тем самым вновь утвердили теоретическую систему, опираясь на которую предприниматели и праздные капиталисты могли подыскать социальное оправдание для личного честолюбия или для деятельности в защиту своих привилегий". Если же дело обстояло так, то маржинализм, стало быть, являлся своеобразной формой скрытой апологии тех, кого, используя термин Райта Миллса, можно назвать властвующей элитой.

Если же политическая экономия должна быть определена как наука, изучающая скорей богатство, чем благосостояние, тогда, разумеется, такой подход не должен вызывать каких-либо возражений.
Первым экономистом, поднявшим успешный бунт против господствовавших в то время теорий, явился Уильям Стэнли Джевонс (1835- 1882гг).

МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

"Маржинальная революция" дала новые доказательства для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо-Милля. В результате "пришло время" неформального признания функций денег, как средства обращения; меры стоимости или единицы счета; средства сбережения, накопления или средства сохранения стоимости.

В свершении "маржинальной революции" в экономической литературе выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 70 – 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. на этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе "австрийской школы" маржинализма. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бем - Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, ратуя, как и "классическая школа", за "чистую экономическую науку".

Второй этап "маржинальной революции" приходится на 90-е гг. XIX в. с этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем, чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шумпетера, что "целью чистой экономики… всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий". В результате представители "новых" маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве приемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название "неоклассической". На втором этапе "маржинальной революции" – этапе формирования неоклассической экономии – наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В. Парето.

Термин "маржиналистская революция" обычно используется в связи с почти одновременными, но абсолютно независимыми открытиями в начале 70-х годов XIX в. Джевонсом, Менгером и Вальрасом принципа снижающейся предельной полезности как фундаментального элемента при построении нового типа статической микроэкономики. Как утверждается, это являет собой один из наилучших примеров "залпового" открытия в истории экономической мысли, который поистине взывает к какому-то историческому объяснению. Невозможно поверить, что три человека, работавших примерно в одно и то же время, в столь различной интеллектуальной атмосфере Манчестера, Вены и Лозанны, могли случайно напасть на одну и ту же идею.

В 60-х годах XIX в. как в Англии, так и на континенте по настоящему не ощущалось интеллектуального кризиса, который мог бы подтолкнуть к поиску альтернативных экономических моделей. Кроме того, историческая школа предложила альтернативную модель, которая после I860 г. продолжала завоевывать новых приверженцев не только в Германии, но также и в Англии. Короче говоря, одновременное открытие предельной полезности действительно требует объяснения, но, ни одно из существующих объяснений не удовлетворительно.

А было ли открытие предельной полезности Джевонсом, Менгером и Вальрасом действительно "залповым", или множественным, в смысле этого термина, приданного ему Робертом Мертоном. После напряженного изучения сотен множественных открытий в истории науки Мертон заключил, что "все научные открытия, в сущности, множественны, включая те, что на поверхности представляются одиночными".

Мертон утверждал, что как только наука профессионализируется, одни и те же открытия будут совершаться независимо несколькими исследователями и потому даже прорывы, которые ретроспективно представляются "одиночными", фактически "предвосхищены многими".

Теперь мы можем перефразировать наш вопрос о Джевонсе, Менгере и Вальрасе: было ли состояние экономической науки в 60-х годах XIX в. таково, чтобы сделать появление принципа предельной полезности в высшей степени вероятным событием, в каковом случае едва ли удивительно, что три человека открыли его независимо и одновременно?

Недостаток общения между экономистами различных стран вплоть до 90-х годов XIX в, и в особенности островная обособленность британской экономической науки, замечательно иллюстрируется тем фактом, что Джевонс - выдающийся знаток экономической литературы - умер в 1882 г. При этом так и не осознав, что человек по имени Менгер написал книгу в области экономической науки, которая некогда будет уподобляться его собственной "Теории политической экономии". Во-вторых, мысль, что экономическая наука как таковая неуклонно двигалась к открытию предельной полезности где-то около середины столетия, есть просто рациональное объяснение задним числом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что в своем "субъективном течении", т.е. на данном первом этапе (70-80-е гг. XIXв.), маржинализм акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом). Представители "австрийской школы" маржинализма выступали, портив исторического и социологического подходов в экономической теории, высказываясь, как и "классическая школа", за "чистую экономическую науку". Они использовали, подобно "классикам", причинно-следственный анализ и эта приверженность каузальному (причинно-следственному) анализу привела и тех и других к версии признания стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Можно так же отметить, что центральной на данном этапе стала "теория предельной полезности товара" и объявлялась школой главным условием определения его ценности, сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.

Возможно, трудность состоит в том, что сам образ "маржиналистской революции" есть разновидность реконструкции задним числом развития экономических теорий, обреченной порождать псевдоисторические головоломки. Это значительная часть проблемы, но еще не вся проблема. Полемика по поводу так называемой маржиналистской революции на самом деле смешала две совершенно различные вещи: объяснение возникновения революции (если это было революцией) и объяснение ее конечного триумфа.

Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной экономической мысли.

Маржинализм (от фр. marginal предельный, англ. marginalism) – школа экономической мысли, которая исследовала предельные величины и изучала взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования. Термин «маржинальная революция» отражает новые методы экономического анализа, созданные школой маржинализма.

Маржинализм возник в 70-х гг. XIX в. в странах Западной Европы. Маржинализм прошел два этапа. На 1-м этапе наибольший вклад в развитие маржинализма внесли К. Менгер (1840–1921) – австрийский экономист, основатель австрийской школы маржинализма; Л. Вальрас (1834–1910) – швейцарский ученый, основатель лозаннской школы маржинализма, и У. Джевонс (1835–1882) – английский экономист. Представителей первой волны маржинализма называют основателями теории предельной полезности и теории равновесия.

На 2-м этапе маржинализм, который начался в 90-е гг. XIX в., наиболее известными представителями были А. Маршалл (1842–1924) – английский ученый, основатель Кембриджской школы маржинализма; итальянский экономист, продолжатель традиций лозаннской школы, В. Парето (1848–1923) и американский экономист, основатель американской школы М. Дж. Б. Кларк (1847–1938).

Появление маржинализма связано с изменениями в экономике и промышленном производстве. Бурное развитие экономики, связанное с промышленной революцией, продолжалось весь XIX в. Множество технических изобретений, переход к фабричному производству с использованием механизации труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и многое другое способствовало насыщению рынка и обострению проблем реализации продукции. Таким образом рынок продавца постепенно превращался в рынок покупателя.

Заслуга австрийской школы, создателем которой был К. Менгер, а продолжателями его ученики Ф. фон Визер (1851–1926) и Э. фон Бём-Баверк (1851–1914), заключалась в том, что за исходный пункт экономического анализа были приняты потребности человека и закон насыщения этих потребностей. Изучая мотивы поведения человека как потребителя, маржиналисты пришли к выводу о наличии предпочтений в потреблении того или иного блага. Размеры потребления они связали с накопленным количеством данного блага.

Маржинализм первой волны открыл закон убывающей предельной полезности, изменив тем самым понятие создаваемого нацией богатства: достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям количество блага. Маржинализм исследовал факторы, влияющие на потребительский спрос, взаимовлияние цены и спроса, взаимодополняемости (комплементарности) производительных благ. Однако австрийская школа основывала свои исследования только на психологических субъективных оценках благ потребителями, за что ее называют субъективистской школой.

Использовался также метод Робинзонады, заключающийся в анализе поведения потребителя, исключенного из социальных отношений общества. Австрийской школой разрабатывались теории капитала и процента. Теория ожидания Бём-Баверка объясняет происхождение процента отказом от текущего дохода в пользу будущего дохода в результате трех основных причин:

  1. различных условий для удовлетворения желаний с точки зрения доходов;
  2. недооценки будущего;
  3. технического превосходства настоящих благ по сравнению с будущими.

Визером был сформулирован принцип альтернативных издержек, который отражал ценность упущенных возможностей использования ресурсов и проблему выбора в экономической деятельности.

Лозаннская школа, представленная Л. Вальрасом и В. Парето, разработала проблемы взаимосвязи рынков продуктов и рынков факторов производства. На рынке факторов производства или «производственных услуг» покупателями являются предприниматели, а продавцами – домашние хозяйства (собственники факторов производства). На рынке товаров они меняются местами. Определив понятие равновесия и условия его достижения в результате появления экономических сил, обеспечивающих автоматическое выравнивание отклонения, Вальрас рассматривал состояние общего равновесия для всей экономической системы в целом. А. Пигу отверг кардиналистский (количественный) аспект теории полезности Вальраса, приняв ординалистскую (порядковую) концепцию полезности, разработанную с помощью кривых безразличия.

На втором этапе маржинализма в рамках Кембриджской школы окончательно сложился новый метод экономической науки – функциональный. В соответствии с ним экономические явления изучались в их взаимовлиянии друг на друга, с описанием характера количественных изменений. Маржиналистов «второй волны» называют . Кембриджская школа внесла наибольший вклад в развитие маржинализма.

Американский маржинализм представлен теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Теория строится на микроуровне и в основном на примере свободной конкуренции. Согласно закону предельной производительности распределение доходов происходит в соответствии с тем, что создает каждый экономический агент, и с предельным анализом цен факторов производства. Практический вывод заключается в том, что у предпринимателя исчерпываются стимулы к увеличению фактора производства, когда цена этого фактора начинает превышать его возможные доходы. Кларк развил маржинальную теорию убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства.

В традициях американского маржинализма работал И. Фишер (1867–1947), который утвердил и развил . Фишер ввел в экономическую теорию уравнение обмена:

M*V = P*T,

где М – количество денег;
V – скорость обращения денег;
Р – средневзвешенный уровень цен;
Т – объем проданных товаров и услуг, каждая единица которых учтена при продаже-перепродаже.

Допуская, что скорость обращения и объем продаваемой продукции постоянны, Фишер пришел к выводу, что единственным результатом увеличения количества денег является рост цен. Увеличение денежной массы не может влиять на рост выпускаемой продукции, которая зависит от естественных ресурсов и от технических условий, а не от объема денег.