Пути решения проблемы бедности стран. Глобальные мировые проблемы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глобальные проблемы бедности и пути ее решения

С одержание

Введение

1. Бедность как глобальная проблема

2. Причины бедности в России и пути ее решения

Заключение

Список литературы

В ведение

В настоящее время глобальной социальной опасностью является угроза обнищания населения. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а следовательно, развиваться. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии. Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.

Проблема бедности крайне актуальна для современного российского общества, в котором за период радикальных рыночных реформ развернулся стремительный процесса абсолютного и относительного обнищания значительной части населения, по стандартам явно заниженного минимального прожиточного минимума порядка одной трети россиян, фактически много больше. Бедность возникает, разрастается или наоборот, преодолевается и идет на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему избрала страна, какой тип общественного воспроизводства осуществляется, каков хозяйственный механизм и социально-экономический курс. Социально-экономическое явление бедности представляет собой как бы температуру больного организма, а вызывающие ее причины могут быть самыми разнообразными. Поэтому, тщательное изучение механизма феномена бедности и нахождение путей и методов противодействия ей применительно к отдельно взятой стране и определенному этапу ее развития оказываются совершенно неудовлетворительными для другой страны и даже для той же самой, но уже на другом этапе. Социально-экономические явления бедности и богатства исследовались в трудах классиков экономической теории в лице В. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, Ф. Кене, К. Маркса. Среди отечественных экономистов, работы которых имеют особо важное значение для данного исследования, необходимо отметить таких авторов как: Л.И. Абалкин, Н.А. Аитов, С.Я. Батышев, В.Б. Белкин, Е.В. Белкин, В.В. Радаев И.И. Чангли. В.Н. Ягодкин, В.Н. Якимов и др. Зарубежные экономисты: Генри Джордж, Дж. М. Кейнс, Л. Туроу, Г. Мюрдаль, В. Леонтьев, Л. Харрис, С. Фишер, Р. Дорнбуш. Б. Селигмен и др. Несмотря на большое число работ отечественных и зарубежных экономистов в области воспроизводственного аспекта бедности, многие ее экономические проблемы остались нерешенными.

Цель работы - исследование проблемы бедности и пути ее решения.

1. Раскрыть понятие бедности как глобальной проблемы;

2. Выявить причины бедности в России и предложить пути ее решения.

1. Бедность как глобальная проблема

Бедность - фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень образования. В свою очередь, бедность является порождением ряда факторов, действующих на глобальном уровне.

То обстоятельство, что сегодня нищета, бедность, отсталость характерны, прежде всего, для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран вырваться из нищеты собственными силами сделала проблему бедности общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Об этом свидетельствуют материалы ООН, доклады Всемирного банка, других международных организаций, повестки дня саммитов "восьмерки" и "двадцатки". Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году "Цели развития тысячелетия". Именно тогда первое место в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Главная опасность раскола мира на зоны благосостояния и нищеты заключается в том, что в условиях глобальных трансформаций закрепляется связь бедности с другими глобальными угрозами и рисками - нелегальной миграцией, международным терроризмом, ростом транснациональной преступности. Нищенское существование, антисанитария, хронические болезни делают население беднейших стран легкой добычей различных инфекций и эпидемий, представляющих опасность и для жителей богатых стран (ВИЧ, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и другие пандемии).

Проблема бедности усугубляется развитием демографических процессов. Несмотря на то, что к 2030 году в большинстве развивающихся стран темпы роста населения сильно замедлятся, это не приведет к сокращению нищеты и бедности. В ближайшие 20 лет население земного шара увеличится почти на 1,5 млрд. человек. Более 97% этого роста придется на развивающиеся страны. В частности, на 320 млн. человек увеличится население в Африке южнее Сахары, где бедность стала застойной, наследственной.

Ухудшение среды обитания в результате климатических изменений также обостряет проблему бедности. Даже если в ближайшее время мировое сообщество сумеет договориться о мерах, направленных на снижение выбросов парниковых газов, существуют обоснованные сомнения в том, что это быстро окажет положительное влияние на сельское хозяйство. Высокими останутся и затраты на восстановление экономики и помощь пострадавшим после природных катастроф, в силу ряда причин сильнее всего затрагивающих население наименее развитых стран.

Нищете и бедности сопутствуют голод и нехватка питьевой воды. К настоящему времени число людей, страдающих от голода и недоедания, достигло 1 млрд. человек, что создает серьезную угрозу международной безопасности.

Сегодня три четверти беднейших обитателей планеты живут в сельской местности. Однако урбанизация коренным образом меняет сферы распространения и характер нищеты. По прогнозам, к середине ХХI века две трети населения земного шара будут проживать в городах. Уже сегодня 1 млрд. человек - 30% горожан мира - живут в трущобах. Если нынешние темпы роста городского населения и характер распределения доходов сохранятся, то к середине 20-х годов число жителей трущоб достигнет 2 млрд. Высокий уровень заболеваемости, детской смертности, преступности, ограниченность жизненных перспектив, характерные для обитателей трущоб, создают питательную среду нестабильности и увеличивают потенциал насилия.

Таким образом, бедность становится комплексной проблемой - экономической, социальной, культурной, политической, международной - с большим дестабилизирующим потенциалом в глобальном масштабе.

Бедность многолика и многообразна, она меняется во времени и пространстве. В разных странах и в разные исторические эпохи человеческие потребности оцениваются по-разному. В наименее развитых странах бедность предстает как нехватка или отсутствие жизненных ресурсов, обеспечивающих биологическое выживание, и элементарных прав человека (абсолютная бедность). При всей их важности нематериальные характеристики бедности в этих странах пока отступают на второй план.

В богатых государствах речь идет о неравенстве в распределении доходов, серьезных отклонениях от преобладающих в той или иной стране жизненных стандартов, жестких ограничениях в выборе жизненного пути (относительная бедность). Главным агрегированным показателем, лежащим в основе определения численности бедных развивающихся странах и степени относительной бедности и неравенства в развитых, является доход. На этом, однако, общее заканчивается.

В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:

Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12,616 и выше). бедность благосостояние нищета

Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1,036 до $ 12,615).

Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1,035 и ниже). Это официальная аналитическая классификация Всемирного банка. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка "World Development Indicators". Фиксируется в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляется ежегодно (уточненная статистика обычно публикуется в октябре-ноябре).

Казалось бы, ответ на вопрос о численности нищих и бедных людей в развивающемся мире получен. Однако не все так просто. С одной стороны, дефицит качественных и регулярно проводимых исследований не позволяет более точно оценить уровень бедности и нищеты. С другой - в зависимости от того, на основании каких баз данных (национальные счета или обследования домохозяйств) ведется подсчет бедных, исследователи приходят к диаметрально противоположным оценкам, разделившись в этом вопросе на оптимистов и пессимистов. Разность оценок приводит к различным политическим выводам. Это особенно заметно, когда речь идет о "Целях развития тысячелетия". Оптимисты полагают, что намеченное сокращение численности нищих в мире было достигнуто еще в 1990 году. Пессимисты - группа ученых, связанных с ВБ, на позицию которых ориентируется ООН, - не уверены в том, удастся ли выйти на заданные показатели к 2015 году.

Справедливости ради следует отметить, что существует и третья точка зрения, которой придерживается исследователь из Принстонского университета Ангус Дитон, чей авторитет признают и оптимисты, и пессимисты. Она состоит в том, что оба способа подсчета имеют право на существование, но истина, скорее всего, лежит где-то посередине. Для ее установления было бы неплохо объединить существующие методологии, но технически это сделать очень трудно.

Кроме того, указанный выше критерий определения нищеты справедливо подвергается критике как необоснованно низкий, применимый только в 10-20 беднейших странах мира. Однако он широко используется в международных сопоставлениях, в том числе потому, что позволяет привлечь внимание мировой общественности к нечеловеческим условиям жизни большой части населения развивающихся стран. Несомненно, данный критерий постепенно будет пересматриваться в сторону повышения. Главное, однако, не привязка к конкретной цифре, а тот факт, что ниже этого крайнего предела проживает, и будет проживать весьма значительное число людей, не способных выбраться из нищеты своими силами. Кроме того, даже сконцентрировавшись со временем в ряде стран Азии (Бангладеш, Афганистан) и в Африке южнее Сахары, нищета и порождаемые ею проблемы по-прежнему будут создавать угрозы для мирового сообщества. В отличие от развивающихся стран, где критерием бедности является абсолютный минимальный уровень дохода, в развитых странах бедным считается человек с доходом меньше 50% (для ОЭСР) или 60% (для Евросоюза) медианного по стране. (Медианным считается уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое количество человек.)

По данным официальной статистики, в 2010 почти 80 млн. (17%) жителей ЕС и более 43 млн. (14,3%) жителей США жили за чертой бедности. Самым низким этот показатель был в Чехии - 9%. В Австрии и Дании он составлял 11-12%, в Испании и Греции - 20%, в Латвии - 26%.

Несмотря на различия между отдельными государствами, жизненные стандарты бедняков в развитых странах в целом намного выше, чем у их собратьев по несчастью из развивающихся стран. Разумеется, практически во всех богатых странах (возможно, кроме Северной Европы) есть немало людей, опустившихся на социальное дно. Но, как правило, бедные здесь не голодают, не борются за выживание, зачастую (как в США) владеют машинами, мобильными телефонами (низкие цены на промышленные товары делают их доступными и для беднейших слоев населения).

Безусловно, по меркам развивающихся стран такая бедность - недостижимая роскошь. По меркам же развитых стран дело обстоит по-другому. Материальные аспекты бедности (доход, благосостояние в целом) по-прежнему актуальны. Отнюдь не все бедняки способны обеспечить семью, не прибегая к помощи государства. Однако для понимания бедности как сложного социального феномена данных о динамике доходов явно недостаточно. Поэтому большое значение в характеристиках бедности в развитых странах играют различные виды депривации (лишений) - социальной, политической, психологической.

Все характеристики бедности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неполноценность по одним критериям неизбежно ведет к несоответствию по другим. Так, низкий доход не дает возможности получить хорошее образование и в должной мере заботиться о здоровье, осложняет внутрисемейные отношения, затрудняет налаживание социальных связей. Плохие здоровье и образование, в свою очередь, не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества и т.д. В результате бедность превращается в особое, устойчивое состояние индивида, образ жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения доходов.

В богатых странах наиболее велик риск оказаться в числе бедных для детей, подростков, молодежи. Одновременно благодаря развитию системы социального обеспечения и защиты пожилых он ниже для старших возрастных групп. Правда, в дальнейшем с ростом числа пенсионеров ситуация может измениться. Исследования показывают, что вероятность попасть в группу бедных сильно (примерно в три раза) повышают такие факторы, как распад семьи, потеря кормильца, наличие безработного в семье (в пять раз) и низкооплачиваемая неквалифицированная работа. Проблема бедности не существует в безвоздушном пространстве. Как любая сложная социальная проблема, она вписана в многообразный и противоречивый контекст. Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на динамику бедности, является состояние мировой экономики. Нынешний финансово-экономический кризис не повернул вспять положительную тенденцию сокращения бедности, но создал значительные трудности для реализации этой тенденции. Характер этих трудностей различен в развитых и развивающихся странах.

Факторы: экономика, социальная политика

В развитых странах одним из наиболее существенных факторов, влияющих на динамику бедности, является уровень безработицы. Пессимистические прогнозы его увеличения в странах - членах ОЭСР до 10% в 2010 году не оправдались. В августе он был зафиксирован на уровне 8,5%. Однако в абсолютном выражении за последние два года число безработных выросло на 13,4 млн. человек.

Наряду с колебаниями экономической конъюнктуры и социальной политикой государства существенное влияние на динамику бедности в развитых странах может оказывать и рост числа низкооплачиваемых рабочих мест. Статистические данные за последние 25 лет свидетельствуют о том, что в большинстве стран этот показатель повышался, что связано с расширением сектора услуг (торговля и ремонт, гостиницы и рестораны, коммунальные услуги), где велика доля неквалифицированного труда.

Что касается развивающихся стран, то начале кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары. Меры, направленные на борьбу с нищетой (иностранная помощь, списание долга, многосторонние усилия по либерализации режима международной торговли и поощрению инвестиций), а главное - продолжительный период быстрого экономического роста во всех развивающихся странах привели к снижению уровня абсолютной бедности - с 42% в 1990 году до 25% в 2005-м. Это произошло главным образом благодаря резкому - с 55 до 17% - падению уровня бедности в Восточной Азии (включая Китай). Хотя в странах Африки южнее Сахары уровень снизился с 58 до 51%, вследствие быстрого роста населения в абсолютном выражении число живущих менее чем на 1,25 долл. в день увеличилось с 296 млн. в 1990 году до 388 млн. человек в 2005-м.

Гуманитарная составляющая

Мировой кризис внес в динамику бедности в развивающихся странах заметные коррективы. Прогнозируемый ВБ низкий экономический рост увеличит к концу 2010 года число людей, живущих менее чем на 1,25 долл. в день, на 64 млн. человек. Возможно, в масштабах абсолютной бедности эта цифра не столь велика, но наметившееся движение вспять всегда приводит к негативным последствиям. По оценке ВБ, к 2015 году сумеют выбраться из нищеты на 53 млн. человек меньше, чем предполагалось. После завершения кризиса и рецессии сокращение бедности в мире, скорее всего, возобновится, но более медленными темпами, чем в докризисный период. В результате уровень абсолютной бедности к 2015 году составит 15%, а не 14,1, как предполагалось до кризиса.

2. Причины бедности в России и пути ее решения

В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы:

1) структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);

2) индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);

3) фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).

В чем видят причины бедности молодые россияне, те, кто будет творить наше ближайшее будущее? Был проведен опрос студенческой молодежи 17-18 лет. Далеко не всех обследуемых удручает вид бедных и нищих и вынужденные контакты с ними. Большинство испытуемых считает, что деление на бедных и богатых в обществе - это социальная норма. Полученный результат не удивителен, если учесть, что большая часть жизни обследуемых нами молодых людей прошла на фоне экономических реформ в России, породивших активные процессы расслоения общества. Т.А. Федотовская, автор аналитического вестника Совета Федерации РФ по проблеме бедности, выделяет следующие направления борьбы с бедностью: создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе; формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам; должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи; в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников; увеличение занятости населения; следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

З аключение

Бедность - глобальная социальная проблема, активно исследуемая и имеющая много сходных черт во всем мире. Теоретически бедность, по мнению большинства исследователей, представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни, поэтому "классические" бедные семьи существовали везде и во все времена. И, к сожалению, чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Особенно это касается России с ее неустойчивой экономикой и нестабильностью в обществе. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия - совсем не самая бедная страна, просто перераспределение доходов постоянно склоняется в пользу богатых.

Нужда стала устойчивой и воспроизводимой реальностью для миллионов россиян, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, одинокие малообеспеченные родители, инвалиды, недееспособные пенсионеры и др.), но и для трудоспособных работников кризисных отраслей и дефицитных сфер (оборонной промышленности, машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, бюджетных учреждений). Нельзя не сказать о том, что государство использует различные программы для сокращения уровня бедности в нашей стране. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики - стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование.

С писок литературы

1. Федотовская Т.А. Проблема бедности в современной России/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009.

2. Экономические и социальные проблемы России, №1, 2012. Глобальный финансовый кризис и его последствия. - М.: ИНИОН РАН,2012.

3. А.Г. Важенин. Обществознание. - М.: Академия, 2012.

4. М.Ш. Алинов Экономика бедности, книга (интернет-ресурс) , 2013.

5. Буздалов И.Н. О социально-экономической природе бедности. -Россия и современный мир., 2005.

6. Шишков Ю.В. Уровень бедности в современном мире. // Мировая экономика и международные отношения. - 2008.

7. Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально- имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социс.-2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политические и социально-экономические глобальные проблемы. Проблема преодоления бедности и отсталости в Кыргызской Республике. Пути решения глобальных проблем в мировой экономике. Роль международных экономических организаций в решении глобальных проблем.

    дипломная работа , добавлен 17.01.2014

    Взаимосвязь глобальных проблем с различными сторонами жизни человеческого общества, мировой экономикой и политикой, межнациональными и межгосударственными отношениями. Статистические факты о глобальной бедности, решение проблемы бедности и отсталости.

    доклад , добавлен 19.09.2015

    Глобальные проблемы современности: сущность, роль и экономические аспекты. Экологические проблемы мирового хозяйства. Основные характеристики демографической проблемы. Проблема преодоления бедности и отсталости. Всемирная продовольственная проблема.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2007

    Черты и причины возникновения глобальных проблем. Классификация глобальных проблем мировой экономики. Пути решения проблемы международных долгов, бедности и отсталости, продовольственной проблемы. Типы стран по уровню обеспеченности продовольствием.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Причины возникновения и концепции определения бедности, критерии и особенности измерения. Причины отсталости стран "третьего мира": анализ динамики и факторов развития. Экономическая роль государства и пути преодоления бедности в отсталых странах.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2013

    Сущность, виды глобальных проблем: социально-демографические и экологические. Пути решения проблем мирового хозяйства: демографическая проблема преодоления бедности, отсталости, экологическая и продовольственная проблемы, определение необходимых средств.

    реферат , добавлен 13.11.2011

    Темпы роста населения в мире. Проблемы обеспечения продовольствием, экологии, предоставления образования, качества жизни и занятости населения. Факторы, влияющие на уровень рождаемости и смертности. Геополитическая и геосоциальная напряженности.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Особенности глобальных проблем и их типы. Проблема бедности и безработицы в мировой экономике. Позитивные и негативные последствия глобализационных процессов. Проблема истощения природных ресурсов. Анализ альтернативных издержек производства продукции.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2014

    Обзор мировых глобальных вопросов современности, связанных с разоружением стран, управлением природопользованием, проблемы демографии, нищеты, голода и болезней, экологическая и топливо-энергетическая проблема. Пути, методы и перспективы их решения.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    Понятие и основные черты глобальных проблем, причины их возникновения. Классификация глобальных проблем мировой экономики. Особенности проблем преодоления бедности и отсталости, международных долгов. Взаимозависимый характер и пути решения этих проблем.

Проблема бедности и пути ее решения.

В современной России существует социальное явление, которое не имеет определённого статуса- это бедность. Проблемой бедности в нашем обществе начинают интересоваться, как правило, во время политических кампаний.

В последнее время общественный интерес к этому социальному институту резко возрос, но не более того. Президент сформулировал задачи на следующий политико-деловой цикл - четыре года, предусматривающей борьбу с бедностью. СМИ отреагировали на эту задачу.

Прежде всего, зададим вопрос: на какой платформе Президент и Правительство предполагают вести осмысление бедности и борьбу с нею? Видят ли нынешние реформаторы проблему бедности через призму философии неолиберализма 90-х годов, или они принципиально отходят от постулатов и логики 90-х годов.

Мне представляется, что решение этой проблемы возможно объединёнными усилиями социологов, экономистов, психологов и юристов. При поддержке всех ветвей власти: Президента, Правительства и Федерального Собрания.

Для любого жизнеустройства важным качеством является представление о бедности — отношение к тому факту, что часть членов общества имеет очень низкий, по меркам этого общества, уровень дохода. Имеется в виду тот порог в уровне доходов, ниже которого бедные и зажиточная, благополучная часть образуют по потреблению благ и типу жизни два разных мира (в Англии периода раннего капитализма говорили о двух разных расах — «расе бедных» и «расе богатых»).

Отрицание уравниловки есть не что иное, как придание бедности законного характера.

Бедность в буржуазном обществе вызвана не недостатком материальных благ, она - целенаправленно и рационально созданный социальный механизм.

Исследователь бедности, удостоенный за свой труд «Политэкономия голода» Нобелевской премии по экономике, А.Сен писал, что бедность не связана с количеством товаров (шире — благ), а определяется социальными возможностями людей получить доступ к этим благам. В социальной реальности даже богатейших стран Запада бедность является обязательным элементом («структурная бедность») и служит важным фактором консолидации гражданского общества. Каждый гражданин всегда должен иметь перед глазами печальный пример людей, выброшенных из общества. Этим и скрепляется «общество двух третей».

Зафиксируем тот факт, что в начале 90-х годов наша элитарная интеллигенция, представленная сплоченной, но пока еще теневой интеллектуальной бригадой будущих реформаторов типа Е. Гайдара и А. Чубайса, сделала вполне определенный философский выбор. Она приняла неолиберальную концепцию человека и общества, а значит, и неолиберальное представление о бедности. Массовое обеднение населения России было хладнокровно предусмотрено в доктрине реформ. Бедность в этой доктрине рассматривалась не как зло, а как полезный социальный механизм. В частоте А.Чубайс достаточно красноречиво писал в своей «теоретической» разработке в марте 1990 г.: «К числу ближайших социальных последствий ускоренной рыночной реформы относятся:

— общее снижение уровня жизни;

— рост дифференциации цен и доходов населения;

— возникновение массовой безработицы.

Население должно четко усвоить, что правительство не гарантирует место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь. На время проведения реформы (или по крайней мере ее решающих этапов) потребуется чрезвычайно антизабастовочное законодательство. Следует ожидать ускоренной институционализации неолиберальной экономико-политической идеологии, политической основой которой станет часть нынешних демократических сил…».

Таким образом, в ходе реформы произошел не сбой, не социальный срыв, а запланированное изменение структуры общества. Сама программа реформы и не предполагала механизмов, предотвращающих обеднение населения.

Реформы 90-х годов положили начало доходной дифференциации и появлению масштабной бедности, непрерывной для России. Остальной мир борется с бедностью давно, разрабатываются программы, принимаются нормативные акты и т.д. Борьба то резко возрастает, но затухает. Особенно активно она ведется, когда бедность начинает представлять либо политическую, либо экономическую опасность.

В результате реформ в РФ возникла структурная бедность - постоянное состояние значительной части населения. Это - социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями людей. ВЦИОМ фиксирует: “В обществе определились устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность, углубление бедности”. По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут, теоретически, повысить свой доход за счет повышения своей трудовой активности.

В России возникла такая ситуация, когда бедность стала угрожать экономическому росту. Следует отметить, что у российского государства появились средства, которые можно направить на борьбу с бедностью. Вопрос: как ими лучше распорядиться, куда направить в первую очередь.

Во всем мире существуют традиционные бедные группы населения- безработные, беженцы, эмигранты. Им оказывается адресная помощь в рамках специальных программ, которые отрабатывались десятилетиями.

По оценкам специалистов, масштабы российской бедности колеблются в размере 70%. Не правда, страшная цифра. Социологии проверили опросы по самоощущению людей. И выявилось, что в России действительно 70% людей позиционируют себя как бедные.

Пребывание в состоянии бедности уже оказало сильное влияние на экономическое поведение. Например, бедность порождает теневую экономику и придает ей высокую устойчивость тем, что она выгодна и работникам, и работодателям. Но теневая экономика в свою очередь воспроизводит бедность, в результате чего замыкается порочный круг.

Бедность не сводится к сокращению потребления материальных благ (как, например, это произошло в годы Отечественной войны). Бедность - сложная система процессов, приводящих к глубокой перестройке материальной и духовной культуры - причем всего общества, а не только той его части, которая испытывает обеднение. Если состояние бедности продолжается достаточно долго, то складывается и воспроизводится устойчивый социальный тип и образ жизни бедняка. Бедность - это ловушка, то есть система порочных кругов, из которых очень трудно вырваться.

Так ли видят ту систему российской бедности, которую предстоит разрушить «за три года», интеллектуальные соратники Президента В.В.Путина? Из тех обрывочных заявлений, что были сделаны по этому поводу, можно сделать предварительный вывод, что нет, они такой системы не видят. Они сводят проблему практически только к перечислению, каким-то образом, дополнительных «социальных трансфертов» обедневшей части населения. Мерило бедности для них - душевой доход. Поэтому иногда даже приходится слышать нелепое выражение «сократить бедность вдвое». О борьбе с бедностью В.В.Путин сказал в телефонном разговоре 18 декабря 2003 г.: «Ясно, сколько нужно будет денег на решение этой проблемы и сроки, которые потребуются для того, чтобы эту проблему решить… Все для этого есть».

Из контекста подобных заявлений как раз вытекает, во-первых, что правительству неясно, «сколько нужно будет денег на решение этой проблемы». А во-вторых, что ничего для этого нет. И прежде всего, нет трезвого понимания масштаба, глубины и структуры проблемы. Нет даже понимания того, что она совершенно не сводится к деньгам. За подобными декларациями проглядывает наивный оптимизм новых русских начала 90-х годов, когда вся их рациональность сводилась к постулату: «Бабки, в натуре, решают все!».

Структурируем проблему на основании простых и почти очевидных утверждений. Прежде всего, важны не столько параметры бедности, сколько ее генезис, характер и динамика ее возникновения. И Запад, и «третий мир» обладают хотя и разными, но давно сложившимися типами бедности, они ее интегрировали в социальную систему и вполне могут держать под контролем протекающие в этой системе равновесные, стационарные процессы. Они могут, например, тонко регулировать масштабы бедности с помощью отработанных механизмов социальной помощи.

Второй особенностью природы российской бедности является тот факт, что она, будучи создана посредством нанесения по обществу ряда молниеносных ударов (типа либерализации цен в январе 1992 г. и конфискации сбережений граждан), в дальнейшем стала воспроизводиться и углубляться в результате ряда массивных, очень инерционных, но начавших идти с ускорением процессов.

Назову некоторые из них.

1.Ликвидация или деградация рабочих мест вследствие длительного паралича промышленного и сельскохозяйственного производства, распродажи, а также физического и морального износа всей производственной базы страны. Следствием этого стало резкое обеднение не только массы безработных или полубезработных, но и тех, кто продолжает занимать рабочие места в состоянии их качественного регресса. По масштабам своего влияния на благосостояние населения этот процесс просто несоизмерим с «социальной помощью».

2.Деградация и даже разрушение жилого фонда страны и инфраструктуры ЖКХ. Дело не только в том, что оставленная без надлежащего ухода и ремонта система требует все больших и больших затрат на ее содержание, которые перекладываются на плечи жильцов. Само проживание в домах, которые на глазах превращаются в трущобы, создает в сознании людей синдром бедности, который сталкивает людей в бедность реальную. Резкое ухудшение и дороговизна транспортного обслуживания не дают людям возможности улучшить свое положение за счет мобильности.

3.Угасание трудовой и жизненной мотивации, снижение квалификации работников и быстрое нарастание малограмотности и неграмотности. Вот что сказано на совещании работников образования по этой проблеме: «У нас сейчас достигли совершеннолетия 10 млн. совершенно неграмотных и 2 млн. ребят школьного возраста по разным причинам не учатся». Это не только резко сокращает возможности для профессионального роста и увеличения доходов, но и создает ту среду, в которой бедность воспринимается как нормальное состояние. Резко сократился доступ сельских детей к получению среднего специального и высшего образования - и сельская молодежь вычеркивает этот путь из своих жизненных планов.

Для преодоления бедности требуется большая восстановительная программа - восстановление всех главных систем жизнеустройства. Для этого необходимо прежде всего восстановление рационального сознания и мобилизация материально-технических и трудовых ресурсов, а вовсе не «известная сумма денег». Правительство реформаторов, будучи проникнуто «монетаристским мировоззрением», во главу угла при рассмотрении состояния больших систем ставит проблему денег. Это - гипостазирование, уход от сути. Это плохой признак. В критических ситуациях, дело решают не деньги, а «реальные» ресурсы - материальные, кадровые и интеллектуальные. Когда король воскликнул «Коня! Полцарства за коня!», то ему был нужен именно конь, а не деньги, равные цене коня на ярмарке.

Более «легкие» и подвижные процессы, породившие бедность в России - приватизация и изменение типа распределения доходов. Приватизация лишила подавляющее большинство населения России постоянного источника значительных доходов в виде «дивидендов частичного собственника» - от общественной собственности на землю, промышленные и другие предприятия. Эти дивиденды распределялись на уравнительной основе в виде низких цен на главные жизненные блага или даже бесплатное предоставление таких благ (например, жилья). Изменение отношений собственности и устранение права на труд позволило работодателям и резко снизить заработную плату.

Таким образом, следует отметить, что основным недостатком приватизации по-российски явилось то, что не был реально не произошла структурная перестройка экономики, не был создан реально класс свободных собственников, произошло резкое расслоение на очень богатых(меньшинство) и бедных(подавляющее большинство).

Конечно, в силах государства изменить положение дел и в сфере отношений собственности, и в распределении доходов, и в структуре цен. Но это и значит кардинально изменить курс реформ, принципиально отказаться от псевдолиберальной доктрины, активно влиять на процессы в экономике и реально стать «социально-ориентированным государством. В пределах видимости таких признаков нет, а «читать в сердцах» не имеет смысла.

А раз таких признаков нет, то нет и рационального представления о проблеме, а значит, не может быть и рационального плана ее разрешения.

В России сегодня даже нет более или менее достоверной «фотографии» бедности, ее «карты». Методы, применяемые для измерения этого явления, малоинформативны. Те данные, которые собирает Госкомстат, плохо согласуются с данными ВЦИОМ и бюджетными исследованиями международных научных групп. Критерии исчисления прожиточного минимума и определения «черты бедности» размыты, теневые потоки денег, продовольствия и товаров почти не изучаются.

В некоторых отношениях социальное положение в России сегодня хуже, чем представляется западными экспертами и российскими социологами, мыслящими в понятиях западной методологии. Вернее, оно не просто хуже, а находится в совсем ином измерении. Негативные социальные результаты реформ измеряются экспертами в привычных индикаторах. Но положение в России подошло к тем критическим точкам, когда эти индикаторы становятся неадекватными. Например, при резком социальном расслоении в принципе утрачивают смысл многие средние величины. Так, показатель среднедушевого дохода, вполне информативный для СССР, ни о чем не говорит, ибо доходы разных групп стали просто несоизмеримы.

Можно ли ожидать всего этого сегодня? Пока что оснований для оптимизма нет. Ведь игнорируется не только советский опыт, полученный в рамках нашей собственной культуры, но и столь уважаемый реформаторами «опыт цивилизованных стран», то есть Запада. В США имеется большой фонд диссертаций, посвященных исследованию бедности в разных странах и культура, а также методологии изучения этой проблемы, конкретному опыту программ борьбы с бедностью. Никакого выхода в российское «интеллектуальное пространство» это знание не имеет.

Примерно половина населения России терпит бедствие в результате утраты доступа к самым элементарным условиям существования. По сути, половина народа внезапно оказалась в новой, ранее для нее неведомой окружающей среде. Чтобы выжить, требуется срочное получение нового знания, которым эта половина народа не обладает в виде хотя бы эмпирического опыта.

Если даже согласится с оценкой 70%, то остальные 30%к бедным не относятся. Чем они отличаются друг от друга? Сразу скажу, что речь пойдёт о российском среднем классе.

Действительно, палитра мнений по поводу среднего класса достаточно богата. Есть точка зрения, что в России среднего класса нет. Другая точка зрения основана на тот, что в середине 90-х в России начал зарождаться средний класс, который погиб во время августовского кризиса 98 года. Но я думаю, что можно сформулировать аксиому: «Классы не появляются в одночасье, и не исчезают в один момент».

Многие социологи предлагают относить к среднему классу членов общества по признаку социально-профессионального статуса, по профессиональному уровню, устойчивому положению на рынке труда малого собственника. Как не пытаются задушить современное образование, в России по-прежнему сохранятся высокий уровень образования, тогда можно заключить, что средний класс составляет большинство населения. Однако, как мне представляется, это не совсем так.

Некоторые ученые-экономисты связывают со средним классом уровень доходов, другие учёные отмечают, что средний класс не только связан с доходами, но и материальным и имущественным положением.

В последнее время многие социологии стали придавать показателю среднего класса, как самоидентификация.

Все перечисленные критерии в основном годятся только стран с развитой рыночной экономикой. Высокий уровень образования, обеспечивает доступ к высокооплачиваемой и престижной работе и, в конечном счёте, позволят занять достойное место в обществе. Иное дело обстоит в России. Исследования проведённое различными социологическими центрами, отмечают что около 20 % в России составляет средний класс. Много ли это или нет? В развитых странах к среднему классу относится примерно 70-80% населения. На этом фоне наши цифры выглядят весьма скромными.

Однако хотелось отметить весьма интересные факты. Не более трети, домохозяйств, которые имеют признаки среднего класса, имеют удовлетворительное материальное положение. Это означает, что более трети людей с высшем образованием научились зарабатывать, то есть стали конкурентоспособными специалистами. Однако высокий достаток не является гарантий того, что государство научилось бороться с бедностью.

В Саратовской области для решения проблем бедности используется подход Международной организации труда, который включает в себя:

  • повышение способности бедных слоев трудящихся к увеличению своих доходов;
  • разработку соответствующих механизмов социальной защиты;
  • удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых групп населения (создание безбарьерной среды жизнедеятельности);
  • проведение измерений и мониторинга бедности.

В связи с ликвидацией государственного фонда занятости была отменена такая очень эффективная форма переобучения , как опережающее обучение высвобождаемых работников. В прошлые годы она позволила избежать массовых высвобождений с нерентабельных производств, в том числе на градообразующих предприятиях.

Действенной мерой по борьбе с долговременной безработицей и бедностью являются временные общественные работы. В текущем году число безработных, принявших участие в общественных работах, возросло на 33 % (за первое полугодие - свыше 5,3 тыс. человек). Однако массового характера общественные работы до сих пор не получили из-за ограниченности бюджетного финансирования.

В решении проблемы бедности все большее значение приобретает необходимость бюджетного обеспечения социальной политики. Нуждается в скорейшем принятии федеральный закон о государственных минимальных стандартах. В вопросах межбюджетных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях, необходимо перейти на подушевое финансирование. Это позволит решить вопросы с неравномерностью бюджетной обеспеченности населения, создаст условия для равной доступности жителей территорий к объектам социальной инфраструктуры.

Всемирный банк видит решение проблемы бедности в создании рабочих мест и повышении минимальных заработных плат . Об этом заявила директор ВБ по России Кристалина Георгиева в четверг на презентации доклада банка: "Рост, бедность и неравенство в регионе Восточной Европы и на территории бывшего СССР".

"Самым серьезным вопросом является создание рабочих мест", - сказала Георгиева. По ее мнению, это более сложная задача, чем просто ускорение экономического роста. "Повысить темпы экономического роста после кризиса не так сложно. Важнее их поддерживать, когда преимущества после кризиса уже исчерпаны", - пояснила Георгиева.

В своем докладе ВБ проанализировал динамику сокращения числа бедных в странах СНГ, а также Центральной и Восточной Европы с 1998 по 2003 годы. За 5 лет количество бедных в регионе сократилось почти на 40 миллионов человек. В 2003 году в указанном регионе за чертой бедности проживало 12% от общей численности населения, в то время как в 1998 году доля бедных составляла 20%.

Сокращение бедности произошло благодаря возобновлению экономического роста в странах СНГ, отмечается в докладе. России здесь отводится центральная роль с учетом ее огромных запасов нефти, а также значения РФ в региональной торговле и миграционных потоках.

Эксперты ВБ называют три основных канала воздействия роста экономики на бедность. Это заработная плата, занятость и социальная защита населения. Социальная защита должна усиливаться, должна увеличиваться ее финансовая составляющая, но при этом необходимо обеспечить адресность социальной помощи, отмечается в докладе ВБ. Должны проводиться целевые программы для маргинальных групп, которые живут за чертой бедности. Такой чертой эксперты ВБ считают $2,15 на человека в сутки. За этой чертой бедности в регионе в настоящее время проживают 60 миллионов человек. При этом 150 миллионов человек тратят менее $4 в день и считаются экономически незащищенным населением.

Наибольшему риску бедности, по оценке ВБ, подвергается молодежь, сельские жители и население небольших городов. Большинство бедных относится к категории работающих бедных. В этой связи эксперты ВБ подчеркивают необходимость "обеспечения адекватных минимальных зарплат".

В 1998-2003 годах средний темп роста ВВП в указанном регионе превысил 5%. По мнению экспертов ВБ, такого темпа недостаточно для искоренения абсолютной бедности к 2015 году. Вместе с тем, они отмечают, что экономический рост к 2007 году дополнительно выведет из бедности 21 миллион человек. "Однако 40 миллионов будут оставаться абсолютно бедными и более 100 миллионов уязвимыми для бедности", - отмечается в докладе

В решении проблемы бедности все большее значение приобретает необходимость бюджетного обеспечения социальной политики. Нуждается в скорейшем принятии федеральный закон о государственных минимальных стандартах. В вопросах межбюджетных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях, необходимо перейти на подушевое финансирование. Это позволит решить вопросы с неравномерностью бюджетной обеспеченности населения, создаст условия для равной доступности жителей территорий к объектам социальной инфраструктуры.

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Вестник №2» 2007 год
  2. http://www.pmuc.ru/jornal/number15/maron.htm

Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходима политическая воля для решения важнейшей задачи - разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

Основные направления борьбы с бедностью определяются факторами ее формирования. Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

С другой стороны необходимо обеспечивать систему социальной защиты населения. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия .

Традиционная для России модель - защищать население путем реализации товаров и услуг первой необходимости по низким ценам - создает порочный круг бедности. В итоге: производители этих товаров и услуг не получают доходов, достаточных для развития и модернизации, и даже для адекватной заработной платы (после выплат в бюджет); внутренний рынок (по этой категории товаров и услуг) с его низким платежеспособным спросом оказывается второсортным, а обеспечивающие его предприятия подвергаются косвенной финансовой дискриминации.

Различные эксперты сошлись во мнении, что для решения проблемы бедности требуется в первую очередь :

  • 1. Ужесточение контроля за всеми естественными монополиями (в том числе - ЖКХ), включая вопросы ценообразования на их продукцию и услуги, а также адекватную оценку их издержек (особенно в "сырьевом" секторе);
  • 2. административная реформа, и не столько в традиционном смысле (сокращения), а решение проблемы качества услуг, предоставляемых государством гражданам, включая "настойчивое разъяснение" государственным чиновникам всех уровней идеи равенства форм собственности;
  • 3. ликвидация сращивания бизнеса и власти;
  • 4. минимизация подзаконных актов министерств и ведомств, которые позволяют им поддерживать их "государственно защищенную" конкурентоспособность по отношению к частному сектору;
  • 5. изменение налогового законодательства.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества :

  • - совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
  • - содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
  • - создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
  • - улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
  • - обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
  • - совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Стратегическая задача снижения уровня бедности может объединить нацию, независимо от тех или иных политических предпочтений граждан, их материального и социального статуса.

Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат.

К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:

  • 1. Увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
  • 2. Увеличение социальных пособий и пенсий;
  • 3. Увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
  • 4. Увеличение занятости населения.

Также необходимо отметить, что экономический кризис существенно усложнил борьбу с бедностью, так как при экономическом спаде, реализация вышеназванных мер не является эффективной. Например, каким можно образом увеличить занятость населения, если на предприятиях, в связи с финансовым кризисом, происходят массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий и пенсий тоже ни к чему не ведут, потому что увеличиваются цены на продукты питания.

Нужна ясная стратегия борьбы с бедностью, которая, как считает директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, будет эффективна при решении следующих первоочередных задач. Первая - сделать доступными и адресными ресурсы социальной защиты для крайне бедных (а их количество составляет не менее 10 процентов населения). Вторая - увеличить доходы граждан, имеющих определенный профессиональный, социальный и адаптационный потенциал. Это позволит людям не только удовлетворить минимальные потребности (в питании, одежде и обуви), но и получить необходимый уровень здравоохранения, образования и культуры. Именно рост заработной платы вкупе с эффективными адресными социальными программами являются определяющими факторами сокращения бедности.

По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.

Я бы разделила две составляющих в решении проблем бедности. Первое - это экономическая активность, объем экономической активности, то, что измеряется национальным доходом, и второе - это структура распределения национального дохода.

Конечно, главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост. Я могу сказать, что задача удвоения ВВП не столь амбициозна как кажется на первый взгляд, с учетом того, что у нас сегодня работает половина своего производственного потенциала, инвестиций у нас в развитие производства в три раза меньше чем сбережений формируется в экономике, то есть мы могли бы производить в два раза больше, инвестировать в три раза больше в рамках имеющегося экономического потенциала. Поэтому удвоение ВВП - это всего лишь возврат на уровень экономической активности конца 80-х годов. Конечно, это реальная задача, вопрос только в том, что этот экономический рост должен проходить на новой технологической основе. И он, конечно, должен сопровождаться модернизацией экономики и это тоже важнейшая составляющая борьбы с бедностью, потому что доходы дают разные отрасли разные для населения.

Главная проблема российской экономики - несправедливое распределение национального дохода. Если мы разобьем национальный доход по факторам, то увидим, что главный вклад сегодня дает сверхприбыль от использования проданных ресурсов, труд, меньше наука и новые технологии. Эта сфера практически загублена. И лишь в последнюю очередь инвестиции частного сектора. Теперь посмотрим, как распределяется национальный доход. За труд российский работник получает в четыре раза меньше, чем в Америке или Европе. То есть труд недооценен. Государство, как собственник проданных ресурсов, сверхприбыли от их эксплуатации практически не получает.

Налоговая система устроена таким образом, что сверхприбыль, которая образуется на месторождениях за счет их уникальных свойств, остается в карманах у недропользователей. И, наконец, труд, который оценен в четыре раза меньше, чем должен быть по мировым стандартам, фактически является главным налогоплательщиком. 70% налогов у нас, так или иначе, - это налоги на труд.

Это и подоходный налог, налог на добавленную стоимость, то есть на стоимость, созданную трудом, и налог на прибыль и так далее. Так вот, при такой несправедливой системе распределения национального дохода, у нас производство угнетается, труд недооценивается, а государство, как собственник проданных ресурсов, практически ничего за счет их эксплуатации не получает.

Гораздо более перспективна другая структура налогов. При низких налогах на труд, при отсутствии налога на прибыль в части, когда прибыль тратится на инвестиции развития производства и при переносе тяжести налогов на рентные доходы, доходы, которые образуются вне зависимости от деятельности предприятия. Могу сказать, что при такой налоговой системе темпы экономического роста, как правило, вдвое выше. Это доказано большим количеством исторических и экономических исследований.

Я хочу подчеркнуть, что с точки зрения современного понимания механизмов экономического роста нет противоречия между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния. Сегодня есть очень много рассуждений на тему, что рост зарплаты превышает рост производительности труда, что это очень плохо, что мы слишком много тратим денег на социальные нужды. На самом деле это неверно. Начиная с 60-х годов прошлого века вложения в человека, образование, здравоохранение, в культуру в развитых странах превышает вложение в машинное оборудование. Это следствие научно-технического прогресса.

Главным фактором роста стали новые знания, творческие возможности человека, поэтому лишь те страны способны конкурировать, у которых люди образованы, имеют доходы хорошие, где охраняется здоровье и так далее, поэтому, я считаю, что и в нашей стране стоит больше инвестировать в человеческий капитал.

В общем, нам не нужно противопоставлять социальные расходы и экономический рост - это все взаимосвязанные вещи.

Проблема бедности стоит перед обществом с давних времен. Она характерна для любого общества, независимо от обществен­ного строя. Различия в политическом и административном устройстве дают лишь различную степень проявления бедности. Определенные же ее черты наблюдаются во всех странах. Бедность - такое состояние, когда имеющихся ресурсов меньше, чем необходимо для поддержания условий жизни, обеспечиваю­щих нормальную жизнедеятельность индивида (семьи).

Проблема бедности всегда была в центре внимания как эко­номистов, социологов и политиков, так и рядовых граждан. По этому вопросу велись ожесточенные споры, высказывалось мно­жество мнений. Однако, несмотря на все их разнообразие, мож­но выделить два основных направления экономической мысли: во-первых, многие видели причину бедности в естественных ус­ловиях существования человечества; во-вторых, причиной бед­ности назывались пороки той общественной системы, которая порождает это социально-экономическое явление.

Первая точка зрения наиболее полно была выражена Томасом Мальтусом. Он считал, что бедность - неизбежный результат не­соответствия между ростом населения и уменьшающимися запа­сами средств для его существования, прежде всего продовольст­вия. По мнению Т. Мальтуса, народонаселение растет в геомет­рической прогрессии, а средства к существованию - только в арифметической. Отсюда - бедность, нищета, социальные кон­фликты. Такой вывод Мальтус основывал на статистических дан­ных того времени, когда ни промышленность, ни сельское хозяй­ство не обладали теми возможностями по выпуску продукции, которыми они располагают сейчас. Сегодня возможности эконо­мики да и сама жизнь опровергают мнение Мальтуса. Однако вы­двинутая им проблема важна с точки зрения регулирования наро­донаселения, контроля над рождаемостью, который сейчас пыта­ются осуществить некоторые страны (Китай, Индия, ряд стран Африки).

Другая точка зрения принадлежит К. Марксу. Он полагал, что нищета и бедность - порождения капиталистического об­щества, ориентированного на получение максимальной прибы­ли, а не на повышение благосостояния трудящихся. Маркс ут­верждал, что со временем процесс обнищания усилится: бедные будут становиться беднее, а богатые - богаче. Однако на сего­дняшний день этот прогноз не оправдался. Капиталисты сделали необходимые выводы и часть своих прибылей направляют на улучшение положения трудящихся, пенсионное обеспечение, другие социальные нужды. Это делается не только и не столько из гуманных соображений, а по чисто экономическим причи­нам. Обеспечение приемлемых условий жизни работников по­вышает их отдачу, производительность их труда в условиях науч­но-технической революции.

В настоящее время можно выделить два основных подхода к определению бедности. Один из них - исторически более ран­ний - основан на определении бедности как абсолютной кате­гории. Официальное определение бедности предполагает расчет минимальных по стоимости благ, позволяющих индивиду вы­жить. Уровень бедности определяется здесь некоторым объемом благ, обеспечивающим минимальные стандарты жизнедеятель­ности. Определяется этот набор путем экспертной оценки ос­новных биологических (физических) потребностей людей разно­го пола, возраста и характера жизнедеятельности с учетом, в первую очередь, тяжести и интенсивности труда. Концепция абсолютной бедности базируется на втором законе Энгеля - за­висимости доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Энгель, отмечая постепенное снижение относительной доли расколов на питание в бюджете по мере его роста, при­шел к выводу, что чем беднее семья, тем большая доля всех расходов должна быть выделена на приобретение продуктов пи­тания; по мере же повышения доходов семьи удельный вес за­трат на питание сокращается, доля расходов на квартиру, свет, одежду почти не меняется, а удельный вес «прочих» расходов повышается. В рамках указанного подхода к проблеме бедности существует возможность ее устранения путем различных выплат семьям (индивидам), чьи доходы ниже биологического (физиче­ского) минимума. При этом реалистичность решения данной проблемы зависит от того, сколько средств выделяет государство для преодоления бедности и насколько жестко определен дан­ный физический минимум.

К сведению. Эрнст Энгель (1821-1896) - немецкий эконо­мист, статистик, руководитель Саксонского статистического бюро. Один из основателей Международного статистического института. Основное направление исследований - статистика доходов. Энгель больше всего известен за свое построение кривой Энгеля и открытие закона Энгеля. Это была одна из первых функциональных зависимостей, которые когда-либо были количественно определены в экономической теории.

Однако названный подход имеет и несколько существенных недостатков. Во-первых, величина минимального потребитель­ского набора значительно разнится среди отдельных бедных сло­ев населения. Например, взрослому мужчине в трудоспособном возрасте необходим гораздо больший объем продуктов, чем пен­сионеру. Во-вторых, при расчете минимального набора необходи­мо учитывать не только продовольственные, но и промышленные товары и услуги. А определиться с непищевыми потребительски­ми наборами гораздо сложнее. В-третьих, придание индивиду (се­мье) статуса бедного только на основании удельного веса его рас­ходов на питание может быть ошибочным из-за различий населе­ния во вкусах и стиле жизни. Например, индивид (семья) может использовать значительную часть своих доходов на приобретение деликатесов, цены на которые сравнительно высоки. В этом слу­чае отнесение семьи к бедным было бы неоправданным.

Еще один подход к определению бедности получил развитие в послевоенный период. Он опирается па сам факт неравного распределения доходов в обществе. Альтернативное определение бедности исходит из того, что в понятие качества жизни входит не только представление об уровне питания, здравоохранения и жилищных условий, достаточных для физического выживания, но также необходимость для человека не испытывать моральных страданий в результате низкого доходного статуса. Некоторые семьи не бедны в абсолютных понятиях и в состоянии обеспечить себя на уровне минимального потребительского набора и даже выше, но они страдают с моральной точки зрения, так как их доход значительно ниже медианного. В рамках относительной концепции бедности величина минимального потребительского набора должна определяться достигнутым в обществе благосостоянием и периодически пересматриваться вслед за ростом средних доходов. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами. В мировой практике величина относительной бедности устанавливается на уровне жизни в два раза меньшем, чем величина доходов средней семьи. В рамках этой теории очевидно, что бедность возможна и в том случае, когда человек может обеспечить себя минимальным потребительским набором, жилищем и прочим.

Существенным недостатком относительного подхода к опре­делению бедности является то, что ее определение подобным об­разом сводит на нет любые способы борьбы с нею. В этом слу­чае бедность будет существовать всегда, так как всегда опреде­ленные слои населения будут получать доходы ниже средних. Проблема бедности в рамках этого подхода может быть решена только при абсолютно равномерном распределении доходов. От­носительное понимание бедности делает задачу ее устранения неразрешимой) в принципе, во всяком случае до тех пор, пока в обществе объективно существует дифференциация доходов.

Оба рассмотренных подхода имеют свои преимущества и не­достатки. В научных кругах продолжается дискуссия о способах определении и измерения бедности. Однако в большинстве стран мира используется подход к определению бедности, разра­ботанный в 1960-х гг. М. Оршански, который сочетает в себе элементы абсолютной и относительной теории бедности. Мол­ли Оршански - американская исследовательница польского происхождения. В рамках вышеназванного подхода потребитель­ский набор определяется как минимальный по стоимости набор продуктов питания, удовлетворяющий основные биологические потребности людей в питании. Здесь же учитываются и расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей че­ловека. Величина этих расходов определяется с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги. Метод Оршански отражает относи­тельный подход к проблеме бедности, если при определении официальной величины прожиточного минимума доля расходов на питание пересматривается в сторону уменьшения, когда это уменьшение наблюдается в средних характеристиках структуры потребления. Вышеназванный метод отражает абсолютный под­ход к проблеме бедности, если при определении официальной величины прожиточного минимума доля расходов на питание не зависит от тенденций в благосостоянии общества и остается не­изменной с течением времени.

Абсолютный и относительный подходы к проблеме бедности основываются на принципиально разных методологических по­ложениях. В действительности бедность как таковая не может трактоваться в рамках только одного или только другого подхода. Наиболее верный вариант лежит на пути слияния этих двух на­правлений. В результате сегодня прожиточный минимум пред­ставляет собой не только биологический набор средств существо­вания, включающий предметы первой необходимости, но и учи­тывает некоторый уровень социальных благ и услуг. Например, в экономически развитых странах (Великобритания, Германия) ве­личина прожиточного минимума соответствует 40 % медианного дохода; в странах с несколько меньшим уровнем благосостояния (Финляндия, Италия, Испания, Греция) - 50 %; в Ирландии и Португалии - 60 %. Чем богаче страна, тем ближе величина про­житочного минимума к уровню дохода, представляющего достиг­нутый в обществе жизненный стандарт.

Сама бедность в мировой науке и социальной практике из­меряется с помощью прожиточного минимума, который выра­жается в двух видах: социальном и жизненном (физиологиче­ском). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических (биологических) потребностей человека и основных услуг. Физиологический минимум представляет собой материальное или стоимостное выражение материальных ценностей, соответствующих уровню этого минимума. Социаль­ный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения фи­зических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокуп­ность материальных благ и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения при­емлемого уровня жизни. Физическая гранима минимально до­пустимого, с точки зрения общества, уровня жизни может быть определена достаточно жестко. Что же касается социального ми­нимума, то он непосредственно связан с изменением текущих экономических и социальных условий.

Обычно при анализе бедности во внимание принимаются лишь экономические факторы и не учитываются социальные. Определение бедности, принятое Европейским Сообществом, отражает концепцию бедности, учитывающую данные факторы: «Бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания». Необходимость учёта социального минимума аргументируется тем, что люди не могут надлежащим образом участвовать в жизни общества, под­держивать принятые в данном обществе отношения, если их ре­сурсы падают ниже определенного минимума. Социологи утверждают, что потребительское поведение людей ориентировано на получение так называемого стандартного пакета товаров и услуг. «Стандартный пакет» представляет собой набор товаров и услуг среднего члена общества, который он может получить на данном этапе развития страны. Таким образом, сегодня соци­альный минимум можно определить как владение некоторым минимумом имущества, для того чтобы семья имела возмож­ность принимать участие в жизни общества. Та часть населения, которая этим минимумом не владеет, считается бедной. Опреде­ление социального минимума предполагает проведение массо­вых опросов членов данного общества.

Бедность - фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень образования. В свою очередь, бедность является порождением ряда факторов, действующих на глобальном уровне.

То обстоятельство, что сегодня нищета, бедность, отсталость характерны, прежде всего, для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран вырваться из нищеты собственными силами сделала проблему бедности общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Об этом свидетельствуют материалы ООН, доклады Всемирного банка, других международных организаций, повестки дня саммитов "восьмерки" и "двадцатки". Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году "Цели развития тысячелетия". Именно тогда первое место в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Главная опасность раскола мира на зоны благосостояния и нищеты заключается в том, что в условиях глобальных трансформаций закрепляется связь бедности с другими глобальными угрозами и рисками - нелегальной миграцией, международным терроризмом, ростом транснациональной преступности. Нищенское существование, антисанитария, хронические болезни делают население беднейших стран легкой добычей различных инфекций и эпидемий, представляющих опасность и для жителей богатых стран (ВИЧ, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и другие пандемии).

Проблема бедности усугубляется развитием демографических процессов. Несмотря на то, что к 2030 году в большинстве развивающихся стран темпы роста населения сильно замедлятся, это не приведет к сокращению нищеты и бедности. В ближайшие 20 лет население земного шара увеличится почти на 1,5 млрд. человек. Более 97% этого роста придется на развивающиеся страны. В частности, на 320 млн. человек увеличится население в Африке южнее Сахары, где бедность стала застойной, наследственной.

Ухудшение среды обитания в результате климатических изменений также обостряет проблему бедности. Даже если в ближайшее время мировое сообщество сумеет договориться о мерах, направленных на снижение выбросов парниковых газов, существуют обоснованные сомнения в том, что это быстро окажет положительное влияние на сельское хозяйство. Высокими останутся и затраты на восстановление экономики и помощь пострадавшим после природных катастроф, в силу ряда причин сильнее всего затрагивающих население наименее развитых стран.

Нищете и бедности сопутствуют голод и нехватка питьевой воды. К настоящему времени число людей, страдающих от голода и недоедания, достигло 1 млрд. человек, что создает серьезную угрозу международной безопасности.

Сегодня три четверти беднейших обитателей планеты живут в сельской местности. Однако урбанизация коренным образом меняет сферы распространения и характер нищеты. По прогнозам, к середине ХХI века две трети населения земного шара будут проживать в городах. Уже сегодня 1 млрд. человек - 30% горожан мира - живут в трущобах. Если нынешние темпы роста городского населения и характер распределения доходов сохранятся, то к середине 20-х годов число жителей трущоб достигнет 2 млрд. Высокий уровень заболеваемости, детской смертности, преступности, ограниченность жизненных перспектив, характерные для обитателей трущоб, создают питательную среду нестабильности и увеличивают потенциал насилия.

Таким образом, бедность становится комплексной проблемой - экономической, социальной, культурной, политической, международной - с большим дестабилизирующим потенциалом в глобальном масштабе.

Бедность многолика и многообразна, она меняется во времени и пространстве. В разных странах и в разные исторические эпохи человеческие потребности оцениваются по-разному. В наименее развитых странах бедность предстает как нехватка или отсутствие жизненных ресурсов, обеспечивающих биологическое выживание, и элементарных прав человека (абсолютная бедность). При всей их важности нематериальные характеристики бедности в этих странах пока отступают на второй план.

В богатых государствах речь идет о неравенстве в распределении доходов, серьезных отклонениях от преобладающих в той или иной стране жизненных стандартов, жестких ограничениях в выборе жизненного пути (относительная бедность). Главным агрегированным показателем, лежащим в основе определения численности бедных развивающихся странах и степени относительной бедности и неравенства в развитых, является доход. На этом, однако, общее заканчивается.

В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:

Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12,616 и выше). бедность благосостояние нищета

Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1,036 до $ 12,615).

Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1,035 и ниже). Это официальная аналитическая классификация Всемирного банка. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка "World Development Indicators". Фиксируется в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляется ежегодно (уточненная статистика обычно публикуется в октябре-ноябре).

Казалось бы, ответ на вопрос о численности нищих и бедных людей в развивающемся мире получен. Однако не все так просто. С одной стороны, дефицит качественных и регулярно проводимых исследований не позволяет более точно оценить уровень бедности и нищеты. С другой - в зависимости от того, на основании каких баз данных (национальные счета или обследования домохозяйств) ведется подсчет бедных, исследователи приходят к диаметрально противоположным оценкам, разделившись в этом вопросе на оптимистов и пессимистов. Разность оценок приводит к различным политическим выводам. Это особенно заметно, когда речь идет о "Целях развития тысячелетия". Оптимисты полагают, что намеченное сокращение численности нищих в мире было достигнуто еще в 1990 году. Пессимисты - группа ученых, связанных с ВБ, на позицию которых ориентируется ООН, - не уверены в том, удастся ли выйти на заданные показатели к 2015 году.

Справедливости ради следует отметить, что существует и третья точка зрения, которой придерживается исследователь из Принстонского университета Ангус Дитон, чей авторитет признают и оптимисты, и пессимисты. Она состоит в том, что оба способа подсчета имеют право на существование, но истина, скорее всего, лежит где-то посередине. Для ее установления было бы неплохо объединить существующие методологии, но технически это сделать очень трудно.

Кроме того, указанный выше критерий определения нищеты справедливо подвергается критике как необоснованно низкий, применимый только в 10-20 беднейших странах мира. Однако он широко используется в международных сопоставлениях, в том числе потому, что позволяет привлечь внимание мировой общественности к нечеловеческим условиям жизни большой части населения развивающихся стран. Несомненно, данный критерий постепенно будет пересматриваться в сторону повышения. Главное, однако, не привязка к конкретной цифре, а тот факт, что ниже этого крайнего предела проживает, и будет проживать весьма значительное число людей, не способных выбраться из нищеты своими силами. Кроме того, даже сконцентрировавшись со временем в ряде стран Азии (Бангладеш, Афганистан) и в Африке южнее Сахары, нищета и порождаемые ею проблемы по-прежнему будут создавать угрозы для мирового сообщества. В отличие от развивающихся стран, где критерием бедности является абсолютный минимальный уровень дохода, в развитых странах бедным считается человек с доходом меньше 50% (для ОЭСР) или 60% (для Евросоюза) медианного по стране. (Медианным считается уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое количество человек.)

По данным официальной статистики, в 2010 почти 80 млн. (17%) жителей ЕС и более 43 млн. (14,3%) жителей США жили за чертой бедности. Самым низким этот показатель был в Чехии - 9%. В Австрии и Дании он составлял 11-12%, в Испании и Греции - 20%, в Латвии - 26%.

Несмотря на различия между отдельными государствами, жизненные стандарты бедняков в развитых странах в целом намного выше, чем у их собратьев по несчастью из развивающихся стран. Разумеется, практически во всех богатых странах (возможно, кроме Северной Европы) есть немало людей, опустившихся на социальное дно. Но, как правило, бедные здесь не голодают, не борются за выживание, зачастую (как в США) владеют машинами, мобильными телефонами (низкие цены на промышленные товары делают их доступными и для беднейших слоев населения).

Безусловно, по меркам развивающихся стран такая бедность - недостижимая роскошь. По меркам же развитых стран дело обстоит по-другому. Материальные аспекты бедности (доход, благосостояние в целом) по-прежнему актуальны. Отнюдь не все бедняки способны обеспечить семью, не прибегая к помощи государства. Однако для понимания бедности как сложного социального феномена данных о динамике доходов явно недостаточно. Поэтому большое значение в характеристиках бедности в развитых странах играют различные виды депривации (лишений) - социальной, политической, психологической.

Все характеристики бедности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неполноценность по одним критериям неизбежно ведет к несоответствию по другим. Так, низкий доход не дает возможности получить хорошее образование и в должной мере заботиться о здоровье, осложняет внутрисемейные отношения, затрудняет налаживание социальных связей. Плохие здоровье и образование, в свою очередь, не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества и т.д. В результате бедность превращается в особое, устойчивое состояние индивида, образ жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения доходов.

В богатых странах наиболее велик риск оказаться в числе бедных для детей, подростков, молодежи. Одновременно благодаря развитию системы социального обеспечения и защиты пожилых он ниже для старших возрастных групп. Правда, в дальнейшем с ростом числа пенсионеров ситуация может измениться. Исследования показывают, что вероятность попасть в группу бедных сильно (примерно в три раза) повышают такие факторы, как распад семьи, потеря кормильца, наличие безработного в семье (в пять раз) и низкооплачиваемая неквалифицированная работа. Проблема бедности не существует в безвоздушном пространстве. Как любая сложная социальная проблема, она вписана в многообразный и противоречивый контекст. Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на динамику бедности, является состояние мировой экономики. Нынешний финансово-экономический кризис не повернул вспять положительную тенденцию сокращения бедности, но создал значительные трудности для реализации этой тенденции. Характер этих трудностей различен в развитых и развивающихся странах.

Факторы: экономика, социальная политика

В развитых странах одним из наиболее существенных факторов, влияющих на динамику бедности, является уровень безработицы. Пессимистические прогнозы его увеличения в странах - членах ОЭСР до 10% в 2010 году не оправдались. В августе он был зафиксирован на уровне 8,5%. Однако в абсолютном выражении за последние два года число безработных выросло на 13,4 млн. человек.

Наряду с колебаниями экономической конъюнктуры и социальной политикой государства существенное влияние на динамику бедности в развитых странах может оказывать и рост числа низкооплачиваемых рабочих мест. Статистические данные за последние 25 лет свидетельствуют о том, что в большинстве стран этот показатель повышался, что связано с расширением сектора услуг (торговля и ремонт, гостиницы и рестораны, коммунальные услуги), где велика доля неквалифицированного труда.

Что касается развивающихся стран, то начале кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары. Меры, направленные на борьбу с нищетой (иностранная помощь, списание долга, многосторонние усилия по либерализации режима международной торговли и поощрению инвестиций), а главное - продолжительный период быстрого экономического роста во всех развивающихся странах привели к снижению уровня абсолютной бедности - с 42% в 1990 году до 25% в 2005-м. Это произошло главным образом благодаря резкому - с 55 до 17% - падению уровня бедности в Восточной Азии (включая Китай). Хотя в странах Африки южнее Сахары уровень снизился с 58 до 51%, вследствие быстрого роста населения в абсолютном выражении число живущих менее чем на 1,25 долл. в день увеличилось с 296 млн. в 1990 году до 388 млн. человек в 2005-м.

Гуманитарная составляющая

Мировой кризис внес в динамику бедности в развивающихся странах заметные коррективы. Прогнозируемый ВБ низкий экономический рост увеличит к концу 2010 года число людей, живущих менее чем на 1,25 долл. в день, на 64 млн. человек. Возможно, в масштабах абсолютной бедности эта цифра не столь велика, но наметившееся движение вспять всегда приводит к негативным последствиям. По оценке ВБ, к 2015 году сумеют выбраться из нищеты на 53 млн. человек меньше, чем предполагалось. После завершения кризиса и рецессии сокращение бедности в мире, скорее всего, возобновится, но более медленными темпами, чем в докризисный период. В результате уровень абсолютной бедности к 2015 году составит 15%, а не 14,1, как предполагалось до кризиса.