Судебные приставы виды и полномочия. Как нарушаются права должников в исполнительном производстве

Из ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов).

Статья 4. Судебные приставы

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается руководителем Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - главный судебный пристав Российской Федерации).

6. Судебным приставам присваиваются классные чины.

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Статья 5. Организация деятельности службы судебных приставов

1. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Виды судебных приставов.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов – исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее – судебный пристав – исполнитель).

Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава

Из ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

71) Органы предварительного рассмотрения расследований. Система, задачи, функции и компетенция.

Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.

Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность. Задачи стадии ПР:

Общие: защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;

защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;

отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.

Специфические: привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого; выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обеспечение гражданского иска; подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде. Значение стадии ПР: в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;

в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;

в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

Общие условия – это установленные законом положения, которые характеризуют стадию предварительного расследования и регламентируют порядок деятельности. УПК устанавливает формы предварительного расследования, место его производства, подследственность, правила соединения, выделения уголовных дел и другие условия, в которых осуществляется расследование, именуя их общими условиями предварительного следствия (глава 21, ст. 150–161 УПК). Данные положения касаются и производства дознания, за исключением тех обстоятельств, которые особо оговорены в законе.

72) Органы предварительного следствия. Следователь. Следственный аппарат

Статья 5. Система органов предварительного следствия Российской Федерации

1. Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные Следственные управления, научные и образовательные учреждения образуют систему органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют органы предварительного следствия, Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации с согласия Генерального прокурора Российской Федерации расследование преступлений может быть возложено на специально откомандированных следователей других территориальных органов предварительного следствия либо управлений и отделов Федеральной службы расследований.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации, определение их статуса и компетенции осуществляются Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации.
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов предварительного следствия, не входящих в единую систему Федеральной службы расследований Российской Федерации, не допускается. ГЛАВА 3. СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ Статья 14. Полномочия следователя 1. Следователь - должностное лицо, наделенное полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам иназначенное в установленном настоящим федеральным законом порядке на должность следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам либо старшего следователя по особо важным делам. Производство предварительного следствия по уголовным делам иными, кроме следователей, должностными лицами не допускается.
2. Полномочия следователей при расследовании уголовных дел определяются Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации и одинаковы независимо от занимаемых ими должностей. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегодня в Российской Федерации существует большое количество силовых структур, которые обеспечивают законность, защиту прав и свобод человека, реализацию государственной политики и т. п. Все эти органы являются доказательством исключительной важности государственной службы. Но выполнение функций государства может осуществляться совершенно в разных формах. К примеру, полиция Российской Федерации обеспечивает правопорядок, а судебные органы отвечают за правосудие. Таким образом, государственная деятельность проникает во многие сферы жизнедеятельности человека и при этом контролируется различными официальными структурами. Следует отметить, на территории РФ, помимо известной всем прокуратуры, ФСБ и полиции, действует ряд специфических органов. Некоторые из них относятся к исполнительной и отвечают за реализацию политики государства в определенном секторе. К числу подобных структур относится Федеральная служба судебных приставов. Этот орган имеет специфические задачи и функции, а также регулирует отношения в сфере исполнения актов ведомств правосудия.

Федеральная служба судебных приставов

ФССП - это власти, функционирующий в Российской Федерации на сегодняшний день. В обширную структуру его задач входит, прежде всего, обеспечение исполнения судебных актов. Орган действует в составе Министерства юстиции. Свою историю ФССП ведет от некогда существовавшего Департамента судебных приставов, упразднённого в 1998 году. Директором службы на сегодняшний день является Артур Парфенчиков. Стоит отдельно отметить интересную структуру, которой славится федеральная служба приставов. Москва в данном случае имеет отдельный территориальный орган, но об этом пойдет речь далее в статье.

В большинстве случаев к работникам органа применяется такой термин, как «судебный пристав» или же «федеральный пристав». Первое понятие использовалось по отношению к судебным исполнителям в РФ до 1998 года, а также представителям иностранных органов подобной функциональной направленности.

Судебный пристав: понятие

Вся система ФССП построена на определенных лиц. Таковыми являются судебные приставы, то есть должностные лица, отвечающие за принудительное исполнение решений органов правосудия. Стоит отметить, что подобные органы существуют во многих иностранных государствах. К примеру, аналогичные с судебными приставами функции выполняют маршалы США.

Федеральная служба приставов: история становления

Развитие ФССП началось еще в Древней Руси. В те времена аналогом приставов выступали дружинники, которые занимались сбором дани, а также выполняли некоторые судебные функции. Тот факт, что повинность не была четко регламентирована, не ограничивал древнерусских исполнителей в процессе применения тех или иных мер воздействия. Как мы понимаем, наиболее популярным методом контроля и влияния в те времена было насилие. Тем не менее Русская Правда существенно упорядочила судебный процесс. Вдобавок к этому, появился правовой режим регулирования деятельности мечников и дружинников, осуществлявших роль исполнителей.

Существенное развитие упомянутой в статье сферы деятельности начинается в XIX веке. Основным толчком к эволюции стали такие нормативные акты, как «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Учреждение судебных установлений» и «Устав уголовного производства». Согласно данным НПА, в соответствующих нормативных округах вводилась должность пристава. Их деятельность находилась под строгим контролем. Надзорным органом при этом выступал непосредственно суд, при котором работали приставы.

В период существования Советского Союза служба исполнителей фактически была ликвидирована. За реализацию решений судов отвечали определенные работники данных учреждений. Федеральная служба приставов возродилась в 1997 году после фактического принятия соответствующей законодательной базы.

Нормативная основа деятельности ФССП

Ни одна государственная деятельность не может быть осуществлена вне правовых рамок. То есть каждый федеральный пристав в своей работе пользуется нормами определенных юридических актов. На сегодняшний день нормативная база деятельности ФССП представляет собой иерархическую структуру, в которую входят следующие документы, а именно:

Конституция Российской Федерации;

ФЗ «О судебных приставах»;

ФЗ «О государственной Российской Федерации»;

Приказ Министерства юстиций России «Об учреждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» и т. п.

Представленные нормативные акты регулируют наиболее важные вопросы деятельности ФССП. Конечно, существуют и иные официальные документы, нормы которых непосредственно используются в работе судебных приставов.

Задачи ФССП

Каждый федеральный пристав и вся служба в целом реализуют ряд конкретных задач. Данные направления непосредственно показывают функциональность и, конечно же, правовые рамки деятельности ФССП. На сегодняшний день выделяют четыре основные задачи службы.

1) Обеспечение нормальной деятельности судебных инстанций Российской Федерации.

2) Фактическое исполнение актов судов общей юрисдикции, арбитражных и иных инстанций, если они предусмотрены действующим законодательством о производстве исполнительного характера.

3) Реализация законодательства по уголовным делам.

4) Координация и управление территориальными органами Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность исполнителей РФ заключается в представленных задачах.

Виды судебных приставов

Федеральный пристав - это широкое понятие, которое характеризует несколько видов служащих. Классификацию представителей ФССП можно осуществить на основе исполняемых ими обязанностей. В соответствии с этим, федеральные приставы подразделяются на два вида.

2) Вторым видом являются непосредственно исполнители, отвечающие за реализацию судебных актов и актов иных организаций, предусмотренных законодательством.

Таким образом, федеральная служба исполнительных приставов занимается реализацией большого количества вопросов. Для этого штатом ведомства предусмотрены различные по своим функциональным обязанностям служащие.

федерального пристава

Деятельность любого регулируется определенными нормами. Они, в свою очередь, создают правовой режим. Федеральный пристав в данном случае не является исключением. Его, как самое малое звено исполнительной власти, можно охарактеризовать с разных позиций. Во-первых, судебные приставы - это государственные служащие. То есть на них распространяется действие общего законодательства о деятельности государственных органов. Помимо того, судебными приставами могут быть исключительно граждане Российской Федерации, которым на момент зачисления в штат органа исполнился 21 год.

Важным фактором является образование. В данном случае существуют определенные разграничения. Например, обычные служащие должны иметь полное среднее или профессиональное образование. Заместителям начальников отделов, заместителям старшего пристава, начальникам отделов и приставам-исполнителям нужно юридическое образование. При этом каждый кандидат на службу должен иметь определенные моральные, деловые качества, а также достаточное для прохождения службы здоровье.

Полномочия приставов

Существует ряд конкретных действий, которые судебные приставы осуществляют в процессе своей работы. Согласно действующему законодательству, они наделены следующими полномочиями, например:

Обеспечивать деятельность судов;

Реализовывать производства исполнительного характера;

Хранить имущество, которое было изъято;

Участвовать в процессе исполнения решений комиссий по трудовым спорам;

Осуществлять дознание и производство по делам административного характера в пределах своей непосредственной юрисдикции.

Таким образом, любой федеральный отдел судебных приставов и его служащие наделены представленными правами, которые предусмотрены действующими нормативными актами Российской Федерации. Эти полномочия позволяют исполнителям более качественно реализовать все поставленные перед ними задачи.

Структура ФССП

Внутренняя система федеральной службы судебных приставов достаточно проста. Она состоит из трех основных ступеней.

1) В структуре центрального аппарата функционируют отдельные управления и отделы, директор и его заместители.

2) Следующей ступенью в иерархии являются территориальные органы. Иными словами, к каждому городу и округу относятся свои федеральные приставы. Москва является городом федерального значения, поэтому в ней функционирует отдельный орган. То есть ведомство имеет специальный юридический статус. В иных случаях управление федеральных приставов распространяет свою юрисдикцию на территорию целой области.

3) В структуру ФССП также входят подведомственные организации. Подобной организацией является санаторий «Зеленая Долина».

Заключение

Итак, мы попытались выяснить, что собой представляют федеральные приставы. Узнать задолженность по своим кредитам можно на официальном сайте данного ведомства в любое время. Но, как мы понимаем, лучше не становиться объектом интереса судебных приставов, потому что свою работу они знают.

Пришло требование от ФССП о необходимости в кратчайший срок погасить заоблачную сумму кредита и первая мысль ошарашенного человека – изучить детально полномочия судебных приставов при взыскании долга, чтобы защитить себя от злоупотреблений.

Цепочка «долг – суд – пристав»

Неисполненные долговые обязательства есть у многих сограждан. Это могут быть кредиты и займы, невыплаченные алименты, долги по квартплате, штрафы и т. д. Причины неплатежеспособности у каждого должника свои, но когда стороны не могут решить вопрос в претензионном порядке, дело передается в суд.

Разбирательства длятся не один месяц, и если требования истца правомерны, им предоставлен полный пакет документов, суд выносит решение о взыскании долгов в принудительном порядке. Исполнительный лист с постановлением направляется в службу судебных приставов. В таком случае лишиться части имущества для покрытия долга – реальная перспектива, ведь полномочия судебных приставов предполагают и такой вариант развития событий.

Как бы не сгущались тучи над головой, самообладание и знание нормативной базы, регламентирующей деятельность ФССП, помогут выйти из ситуации с наименьшими потерями, а также избежать нарушения прав.

Закон есть закон

Полномочия федеральной службы судебных приставов затрагивают сложную имущественно-финансовую сферу правовых и общественных интересов граждан и юридических лиц. Меры воздействия жестки и вызывают большой общественный резонанс. Поэтому деятельность ФССП регулируется обширной законодательной базой:

  • Конституцией РФ;
  • ФЗ №118 «О судебных приставах»;
  • Гражданским Кодексом и гражданским процессуальным кодексом;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности»;
  • Положением о Федеральной службе судебных приставов;
  • Нормативно-правовыми актами Минюста.

Опираются приставы и на другие законы, подзаконные акты, инструкции и приказы.

Вооружившись таким внушительным подспорьем от государства и нагрянув в жизнь финансово несостоятельного гражданина, судебные приставы подробно расписывают круг своих полномочий, в черных красках рисуют печальную участь ответчика, умалчивая о правах последнего. А ведь они есть!

Ответчику для начала стоит заглянуть в ФЗ «Об исполнительном производстве». Документ детально прописывает права и обязанности задолжавшего человека, возможности приставов-исполнителей.

Полномочия судебных приставов

В статье 12 ФЗ «О судебных приставах» предусмотрены такие права должностного лица по взысканию долгов:

  1. Обрабатывать персональные данные задолжавшего человека. Получение данных должно быть вызвано мерами по исполнению решения суда. Судебный пристав имеет право делать запросы в банки и прочие финансовые учреждения на предмет наличия вкладов, акций, других финансовых инструментов, принадлежащих должнику. Активно взаимодействуют исполнители со службой ГИБДД по установлению движимого имущества ответчика. Представитель исполнительной власти может делать запросы и в другие ведомства.
  2. Вызвать должника и других лиц, участвующих в производстве, в подразделение ФССП повесткой.
  3. Полномочия судебных приставов при взыскании долга позволяют затребовать имущественную декларацию гражданина. За предоставление ложных сведений наступает уголовная ответственность в форме уголовного штрафа до 100 тыс. рублей или обязательных работ до 180 часов.
  4. Объявить в розыск должника, а также его имущество. До 2011 года искали ответчиков судебных постановлений исключительно правоохранительные органы, однако Дмитрий Медведев (Президент РФ в те годы) переложил такие обязанности на приставов. Разыскивать ФССП имеет право и неправомерно удерживаемых несовершеннолетних в том случае, когда есть решение суда о возвращении ребенка заявителю.
  5. С недавнего времени судебные приставы наделены полномочиями входа в помещения должников (принадлежащие им или занимаемые) и осматривать их, а в необходимых случаях и вскрывать.
  6. После этого возможен арест имущества с передачей на хранение или его реализация.
  7. Постановлением от 17 ноября 2015 г. Верховного Суда РФ допускает наложение ареста или запрета распоряжения на единственное жилье или другую недвижимость должника. Под такое действие подпадает и земля, где расположен санкционный объект (если, конечно, это частный дом или коттедж).
  8. Арест может быть наложен на банковские или другие финансовые счета должника, на транспортные средства и недвижимость. Предпринимаются меры удержания части зарплаты в счет погашения задолженности.
  9. Статьей 67 об исполнительном производстве предусмотрено ограничение судебными исполнителями приставамивыезда за пределы РФ человека с неоплаченными долгами более 10000 рублей. Их полномочия при этом предусматривают направление должнику постановления о таком решении на основании судебного акта. Ограничение вводится только при задолженности неимущественного характера: кредитах, займах, штрафах, алиментах.
  10. С 15 января 2016 г. в силу вступил ФЗ №340, который предоставляет возможность ограничивать в праве на управление транспортными средствами всех категорий и видов граждан, не выполняющих долговые обязательства на сумму 10000 рублей и выше. Ходить пешком придется до тех пор, пока человек не погасит требование суда. Однако, если транспорт - единственный источник дохода, ограничить в «водительском» праве не получится. Постановление о таком решении должно вручаться ответчику лично под роспись с предоставлением после этого 5-дневного периода для избавления от долговых обременений.

Как нарушаются права должников в исполнительном производстве

  1. Приставы наложили арест на имущество, которое процессуальным законом запрещено к взысканию. Это продукты, предметы домашнего обихода, одежда, оборудование для профессиональной деятельности, транспорт для передвижения инвалида и некоторые другие вещи.
  2. Пристав наложил арест на счета перечисления социальных пособий, списание денег произведено полностью, а также без уведомления о решении должника копией постановления и без предоставления обязательного 5-суточного срока для погашения долгов.
  3. Арест без постановления в рамках исполнительного производства (оформляет пристав-исполнитель). Или несоответствие формы Постановления установленному законом образцу.
  4. Арест должен проводиться в присутствие понятых.
  5. Осмотр, досмотр и обыск помещений – разные процессуальные действия. Если приставы переворачивают все «вверх дном», оспаривайте действия сотрудников через суд.
  6. Опись имущества, принадлежащего третьим лицам. В этом случае превышение полномочий судебными приставами оспаривается через компетентные органы. Поручитель по кредитам несет ответственность наравне с должником.
  7. В целом у должника есть 10 суток на обжалование процедуры ареста. Статистика показывает, что злоупотреблений, умышленных или по причине низкой квалификации приставов, более, чем достаточно . Поэтому в 70% случаев суда частично или полностью удовлетворяют иски лишившегося кровного добра гражданина. Также у должника есть право первоочередного выкупа имущества на торгах. Как правило, арестованный телевизор и другие вещи распродаются за бесценок, и человек или его родственники имеют полное право «купить назад» утраченное. ФССП не имеет права отказывать. Права

Права ответчика перед ФССП

Когда к делу приступают судебные исполнители приставы - их полномочия имеют определенные границы. Возможность защитить себя гражданину предоставлена статьей 50 закона об исполнительном процессе. Гражданин вправе:

  • Ознакомиться с пакетом документов исполнительного дела;
  • Производить выписки;
  • Делать копии документов;
  • В ходе процесса подавать ходатайства и предоставлять дополнительные бумаги и материалы;
  • При исполнительном процессе предъявлять объяснения в письменной или устной форме (первое предпочтительнее);
  • Приводить собственные доводы причин невыплаты долга на бумажном носителе;
  • Подавать возражения на действия участников исполнительного дела;
  • Оформить мировую через суд с истцом в ходе исполнения решения по взысканию;
  • Обжаловать решения должностных лиц ФССП, производить отводы, подавать заявления.

Изобретательность и лояльность в помощь

О предстоящих юридически значимых действиях исполнительного производства пристав информирует (вызывает) участников дела через современные средства коммуникаций, повесткой, телеграммой.

Извещения на бумажных носителях вручаются лично под роспись. Представитель ФССП может также передать бумаги проживающему совместно совершеннолетнему члену семьи под его роспись и с его согласия.

Последние изменения в исполнительный процесс предоставляют полномочия судебным приставам произвести арест имущества без предварительного уведомления. Однако в течение следующего после описи рабочего ответчика известят о произошедших действиях документально. При этом не имеет значения, присутствовал человек в ходе процедуры или нет.

Когда арест неизбежен, советуем все ценные вещи унести из дома. Можно их и спрятать. Представители власти не имеют права обыскивать жилье без документа на обыск. Возможно, к примеру, что холодильник приобретен в кредит на имя другого человека. Он не ваш - аресту не подлежит. Но это потребуется подтвердить документально, показав кредитный договор, чек из магазина, документ купли-продажи.

Если судебные исполнители нагрянули, не оскорбляйте приставов при исполнении их полномочий, не угрожайте. Не вздумайте устроить драку. Такие действия чреваты уголовной ответственностью с реальным сроком.

Рекомендуем на всем этапе исполнительного дела выстроить конструктивные отношения с ФССП. Лояльным должникам представители службы идут навстречу и предоставляют возможность значительных рассрочек в погашении задолженности.

Пристав злоупотребляет: жалуйтесь

Когда судебные приставы превышение полномочий все же допускают, у гражданина существует реальный шанс оспорить действия представителей исполнительной власти. Жалобу можно подавать сразу в несколько инстанций: вышестоящему по должности лицу ФССП, в прокуратуру и суд.

В документе указываются:

  • данные пристава-исполнителя, № постановления, произведенные им действия;
  • Ф. И. О. ответчика, его адрес;
  • Состав нарушения прав, причины обжалования постановлений, действий представителей судебных приставов.

Превышение полномочий – серьезное должностное нарушение. Но чтобы жалоба возымела действие, ее надо грамотно составить. Поэтому по возможности лучше прибегнуть к услугам юристов или «подкованных» знакомых, сослуживцев.

И все-таки лучше не "попадать"

Как бы ни ухищрялся задолжавший человек избежать взыскания просроченных платежей и кредитов, заплатить все же придется. Серьезные ограничительные меры со стороны государства для должников и расширяющиеся год от годаполномочия судебных приставов шансов неплательщикам не оставляют.

Если долг совершенно неподъемен, можно обратиться к процедуре личного банкротства . В целом же в долговую яму лучше не попадать. Квартирные счета, пособия на содержание детей оплачивать вовремя, а стремясь удовлетворить потребительские запросы с помощью кредитования, стоит трезво рассчитывать собственные финансовые возможности.

В последнее время участились случаи, когда люди годами не платят налоги, не оплачивают штрафы, берут кредит в банке, заведомо не собираясь его отдавать. Когда происходят такие ситуации и после многочисленных предупреждений человек отказывается отвечать по своим обязательствам, в дело вступает специальная служба ФССП (Федеральная служба судебных приставов). По закону они имеют право применять в своей деятельности силу для достижения нужного результата. Полномочия судебных приставов расширяются на законодательной основе, так как злостных неплательщиков становится больше из года в год.

Законы, которые призваны регулировать деятельность приставов

Как происходит вступление в действие службы ФССП? Если, согласно действующему законодательству, человек признан виновным в непогашении кредита или неуплате налогов, ему даётся право обжаловать это решение. Срок подачи заявки - календарный месяц. Если в течение этого времени неплательщик не проявил желания к обжалованию решения, передаётся в ФССП.

Данной службе даётся 3 дня для рассмотрения и регистрации документов. После этого начинают действовать судебные приставы. Они отличаются от коллекторов тем, что их права и обязанности регламентированы законом. Полномочия службы судебных приставов регулируются двумя законами: № 118-ФЗ «О судебных приставах» и № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы устанавливают довольно широкий спектр возможностей судебных приставов. Они вправе применять любые действия, которые не запрещены законом.

Какими правами обладают приставы?

Как уже было отмечено, основная цель такого рода работников - сделать всё необходимое (в рамках закона), чтобы человек погасил свою задолженность. Часто случается такое, что в денежном виде должник не может расплатиться. Тогда приставы делают запросы по всем имеющимся базам, чтобы узнать, каким имуществом владеет неплательщик. Скрыть эту информацию невозможно, так как ФССП имеет доступ ко всем необходимым базам данных. Полномочия судебных приставов при следующие:

Они имеют право подать запрос во все банки для выявления факта, что должник является их клиентом (в большинстве случаев блокируют все карточки, чтобы с них списать деньги в счёт долга);

Обратиться к работодателю для того, чтобы узнать размер заработной платы;

В рабочие дни приходить домой с 7 утра до 10 вечера (в этом случае лучше не препятствовать приставу, так как вскоре он получит разрешение и выбьет дверь);

Совершать действия с имуществом, то есть арестовывать его, изымать и даже использовать (например, отобранное имущество перевезти на автомобиле должника).

В отличие от коллектора, пристав всегда может заручиться поддержкой и помощью правоохранительных органов. Если он не нарушал закон, полиция всегда будет на его стороне. Как уже было отмечено, полномочия судебных приставов РФ были значительно расширены, и это далеко не все их права.

Запрет на выезд из страны

Некоторые должники пытаются скрыться от приставов, уехав за границу. Однако это не так просто сделать, так как судебные приставы имеют право запретить неплательщикам выезд. Причём это вполне законно, никакие права в этом случае не ущемляются. Возможно, человек просто хочет поехать в отпуск или на деловую встречу, но, имея задолженность, сделать он это не сможет.

Федеральная служба судебных приставов утверждает, что это одна из самых эффективных мер заставить человека выплатить долг. Если должник не собирается платить по своим счетам и всячески избегает встречи с приставом, ему предстоит такая участь. Уехать за границу ему никто не даст. Бывают такие ситуации, когда человеку нужно срочно уехать, а из-за долгов ему это сделать не позволяют. В некоторых аэропортах страны установлены терминалы, где можно погасить свою задолженность.

Однако даже после оплаты счетов сразу улететь не получится, так как необходимо, чтобы данные о погашении долга были занесены в федеральную базу данных. На это действие, естественно, необходимо время, иногда доходит до трёх недель.

Должникам не стоит расслабляться в интернете

В настоящее время всё компьютеризировано, и без Всемирной сети невозможно представить свою жизнь. Приставы не стали исключением, и контроль над должниками производится и в интернете, причём даже в социальных сетях. Неплательщикам следует тщательно подумать, стоит ли выкладывать в сеть фотографию с очередной дорогой покупкой, так как приставы могут скрываться под любым именем.

Сейчас все компании создают официальные сайты, и всю необходимую информацию можно там найти. Кроме того, приставы действуют через интернет-провайдеров. Последние, в свою очередь, предоставляют информацию о том, с какого IP-адреса выполняется вход в сеть. Отсюда можно узнать и адрес, где, вероятно, хранится имущество должника.

Психологическое воздействие

Конечно, без морали здесь никуда. Полномочия судебных приставов не запрещают использование данного метода. Должникам говорят о том, что невозврат долгов - это уголовно наказуемое деяние. Обычно судебные приставы дают последнее предупреждение, что психологически очень сильно влияет на неплательщиков.

В настоящее время приставы сотрудничают с православной церковью, то есть происходит внушение должникам на религиозном уровне. Священники будут наставлять людей, напоминая, что невозврат долгов считается воровством, а это является грехом.

Представители ФССП не считают, что в этом союзе есть что-то предосудительное. Если деньги не возвращаются, значит, банк несёт свои убытки. Получается, что происходит воровство банковских денег, что осуждается церковью.

Обязанности пристава-исполнителя

Ранее было отмечено, какими правами обладает судебный пристав. А что же он обязан делать? Полномочия судебного пристава-исполнителя распространяются довольно широко, его требования по выполнению судебных актов обязательны для всех организаций, органов и граждан. Сам пристав, в частности, обязан:

Принимать все необходимые меры, предписанные в исполнительном листе, по своевременному исполнению судебного акта;

Предоставлять право ознакомления с материалами исполнительного листа, снимать копии, что-либо выписывать;

Рассмотреть все заявления сторон по поводу исполнения акта, а также объяснить сроки и порядок обжалования;

Снять свою кандидатуру, если он является заинтересованным лицом или есть иные обстоятельства, которые ставят под сомнение его беспристрастность.

Поощрение судебных приставов

От того, отдал ли свой долг неплательщик, напрямую зависит и доход приставов. В ФЗ «Об исполнительном производстве» зафиксирован следующий факт, что за успешное выполнение своей работы судебному приставу предусмотрено вознаграждение.

То есть если пристав-исполнитель обеспечил своевременное погашение счетов должника, то он получает 5 % от взысканной суммы или стоимости имущества. Однако сумма, которую получит пристав, не должна превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Если же пристав частично справился с задачей по не зависящим от него причинам, его вознаграждение будет выплачиваться пропорционально взысканной суммы.

Как должен вести себя неплательщик после вступления в силу исполнительного документа?

После того как договор вступит в силу, пристав отправит копию исполнительного листа должнику. В данном документе будут указаны реквизиты и сумма задолженности. В течение пяти дней должник может добровольно обратиться в банк и погасить все долги. Однако если такой возможности нет, то пристав придёт к нему домой в течение двух месяцев. В полномочия судебных приставов не входит предупреждение о своём визите.

Пристав должен быть одет в специальную форму, иметь при себе необходимые служебные документы. Когда пристав придёт домой к должнику, то последнему следует вести себя адекватно, не грубо. Ведь, помимо административного воздействия в виде штрафа, должник может понести и уголовное наказание за оскорбление представителя власти.

Необходимо отметить, что те неплательщики, которые готовы вести нормальный диалог с судебным приставом, могут получить отсрочку в погашении задолженности. Для этого нужно написать заявление в суд, и если контролирующие органы не против, он будет на стороне должника. Во время отсрочки в полномочия судебных приставов в отношении должников не входит беспокойство неплательщика. Конечно, есть ситуации, когда должник заведомо знает, что не сможет погасить долг. Тогда нужно готовиться к тому, что будет взыскано или арестовано имущество.

Превышение полномочий судебным приставом

Приставы - это, прежде всего, люди, и здесь присутствует человеческий фактор. Среди приставов могут встречаться и те, которые значительно превышают свои полномочия. Однако действующее законодательство позволяет им практически всё. Многие эксперты говорят о значительных пробелах в законах страны, так как, согласно Конституции и некоторым кодексам, никто не вправе осматривать чужое жилище без согласия проживающих там лиц.

Однако полномочия которой довольно объёмны, позволяет себе произвол своих сотрудников. В этом случае должник имеет полное право подать в суд за превышение полномочий приставов. Кроме того, сейчас пожаловаться можно и в Сети, отправив письмо в интернет-приёмную.

Заключение

ФССП - очень важный орган, который помогает государству в поимке должников и неплательщиков. Без данной службы в стране бы творился произвол, и никто не платил бы налоги, зная, что никакого наказания не последует. Настоящее законодательство предусматривает применение силы в отношении должников со стороны судебных приставов. Кто-то считает это правильным, а кто-то - аморальным.

Однако все соглашаются с тем, что полномочия судебных приставов необходимо немного сузить. Всё-таки очень сложно сейчас найти грань между законом и произволом.

Вопрос 30.Президиум Верховного Суда РФ, его состав, порядок формирования и полномочия.

Президиум ВС РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии ВС РФ. В его состав входят: председатель Верховного суда, его заместители и судьи Верховного суда РФ. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Участия Генерального прокурора РФ в заседаниях обязательно. Президиум ВС РФ:

11) рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

12) Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и статистики

13) Рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ

14) Оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применение законодательства

15) Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Служба судебных приставов в РФ предназначена для выполнения двух групп функций: обеспечения установленного порядка деятельности судов. И исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве.

Эта служба входит в систему органов Министерства Юстиций. Возглавляет службу судебных приставов – главный судебный пристав. Ему подчиняется Департамент судебных приставов, возглавляемый заместителем главного судебного пристава и служба судебных приставов Управления военных судов возглавляется заместителем начальника управления военных судов – главным военным судебным приставов. Следующим звеном является службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые главными судебными приставами субъекта РФ. И третье звено – районные, межрайонные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.

Судебные приставы-исполнители исполняют:

Выдаваемые судами исполнительные листы

Судебные приказы

Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов

Удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании её решений.

Постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Постановления судебного пристава-исполнителя

Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (ст. 3 ФЗ "О судебных приставах"). На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.



Старшим судебным приставом может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств. Главный судебный пристав РФ назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра юстиции РФ. Заместитель главного судебного пристава РФ и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции РФ.

Главные судебные приставы субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом РФ по представлению министра юстиции соответствующего субъекта РФ или начальника соответствующего органа юстиции.

Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ.

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания.

Вопрос 32.Система и структура военных судов в РФ. Компетенция военных судов. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военных судов

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции РФ, входят в единую систему РФ и действуют в Вооруженных силах. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Система военных судов состоит из 3 звеньев. Вышестоящим звеном является Военная коллегия Верховного суда РФ. Она является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Она состоит из председателя, его заместителя, председателя судебных составов и других судей верховного суда РФ. В соответствии со ст. 7 ФКЗ о военных судах РФ: подсудность военных судов:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Окружной военный суд рассматривает:

1) в первой инстанции гражданские дела, связанные с гос. Тайной и дела о преступлениях, подсудны областному и равному ему суду в отношении военнослужащих и граждан, проходящие военные сборы.

2) Дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

3) 3) дела по протестам на решения, приговоры гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также определения принятие окружным военным судом во второй инстанции.

4) По вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений окружного флотского военного суда, вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела:

1) в 1ой инстанции гражданские и административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военной коллегии или окружного суда

2) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений принятых им и вступивших в силу.

3) Принимает решения об аресте, о заключении под стражу, об ограничении прав на тайну переписки, на неприкосновенность жилища

4) Жалобы на действия (бездействия) лица, производящее дознание, следователя, прокурора, принятые им решения, которые установлены федеральным УПЗ

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В соответствии со ст. 27 ФКЗ «О военных судах»

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.