Отчисления банков в фонд страхования вкладов. Увеличение взносов банков в фонд страхования вкладов ударит по ставкам депозитов

Совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) повысил базовую ставку взносов в фонд страхования (ФСВ) до 0,15%, говорится в сообщении АСВ.

«На заседании рассмотрен вопрос об увеличении базовой ставки страховых взносов, уплачиваемых банками - участниками системы страхования вкладов в ФСВ. Принято решение увеличить базовую ставку с нынешних 0,12% до 0,15% расчетной базы (среднего остатка вкладов за квартал)», - отмечается в релизе.

Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что Минфин предлагает законодательно закрепить право АСВ в ФСВ до 0,2%. Сейчас ставка страховых взносов не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период. «Обсуждения проходят в рамках законопроекта о включении средств МСП в систему страхования вкладов. Это пакет поправок, совместная история. Мы решили, что раз уж меняем закон о страховании вкладов, то внесем поправки и о праве совета директоров АСВ повысить базовую ставку до 0,2%. Это не означает, что ставка сразу вырастет, но это даст право ее повысить. Сейчас совет директоров АСВ имеет право ее повысить только до 0,15%», - говорил Моисеев.

В мае зампред Банка России Ольга Полякова заявляла, что ставку взносов в ФСВ могут повысить до 0,15%

Добавим, объем взносов, уплаченных банками в ФСВ за четыре месяца 2017 года, . Это на треть больше, чем за тот же период годом ранее. «Объем взносов, уплаченных банками в фонд с начала года, достиг 63,1 миллиарда рублей, - рассказали «Известиям» в АСВ. - За соответствующий период прошлого года банки уплатили на 38% меньше - 45,7 миллиарда. Увеличение объема взносов связано с ростом вкладов населения в банках, а также с повышением в течение 2016-2017 годов базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов».

С 1 июля 2015 года размер взносов в ФСВ привязан к уровню ставок по депозитам. Для банков, которые укладываются в базовый уровень доходности (среднее из максимальных ставок банков, привлекающих две трети средств населения), ставка отчислений в ФСВ с III квартала 2016 года составляла 0,12% расчетной базы за квартал.

При превышении базового уровня на 2-3 п. п. надбавка изначально равнялась 20%, более чем на 3 п. п. - 150%. Со II квартала 2016 года дополнительная и повышенная дополнительная ставки были увеличены до 50% и 200% базовой ставки соответственно, с IV квартала 2016-го повышенная дополнительная ставка равнялась 300% базовой, с I квартала 2017-го - 400% базовой ставки, а со II квартала 2017-го была увеличена до максимально допустимых 500% базовой ставки.

Глава ВТБ 24: увеличение взносов банков в ФСВ повлечет повышение ставок по кредитам

Повышение ставки по взносам кредитных организаций в фонд страхования вкладов (ФСВ) повлечет снижение ставок по депозитам и увеличение процентов по кредитам. Такое мнение в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума высказал глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов.

Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается Фонд обязательного страхования вкладов.

Фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и иного имущества, принадлежащих Агентству на праве собственности.

Фонд обязательного страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства и по нему ведется обособленный учет. Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.

На Фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет Фонда по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

1) страховых взносов.

Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность последнего уплачивать страховые взносы на время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению данного моратория.

Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года. Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с Законом о страховании вкладов.

По вкладам в иностранной валюте ежедневные балансовые остатки определяются в валюте Российской Федерации по официальному курсу, устанавливаемому Банком России ежедневно.

Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 % расчетной базы за последний расчетный период. С расчетного периода за IV квартал 2008 г. ставка страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов установлена в размере 0,1 % расчетной базы за расчетный период. Когда сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов превысит 5 % общей суммы вкладов в банках, ставка страховых взносов не может превышать 0,05 % расчетной базы.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства может устанавливать повышенную ставку страховых взносов в соответствии с Законом о страховании вкладов.

Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.

За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени, т. е. денежную сумму, которую банк должен уплатить сверх страховых взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Законом о страховании вкладов.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и устанавливаются в процентах от своевременно неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней за один календарный день просрочки соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней.

Взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке.

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов;

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства.

Временно свободные денежные средства Фонда могут быть размещены и (или) инвестированы:

а) в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

б) в государственные ценные бумаги субъектов РФ;

в) в облигации российских эмитентов;

г) в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

д) в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

е) в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

ж) в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

з) в депозиты и ценные бумаги Банка России.

Временно свободные денежные средства фонда не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства), или такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет;

6) первоначального имущественного взноса;

7) других доходов, не запрещенных законодательством РФ.

В случае невозможности осуществления возмещения по вкладам без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

– обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд руб.;

– обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд руб.

При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.

Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в Фонд, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Какие вклады подлежат обязательному страхованию?

2. Каков размер возмещения по вкладам?

3. Кто осуществляет выплату возмещения по вкладам?

4. Каким образом реализуется право вкладчика требовать возмещения по вкладам?

5. Может ли вкладчик потребовать возврата средств вклада в сумме, превышающей размер выплаченного возмещения? Кто может удовлетворить данное требование?

6. Каков правовой статус Агентства по страхованию вкладов?

7. Каковы основные функции Агентства по страхованию вкладов?

8. Какова структура управления Агентства по страхованию вкладов?

9. Каковы полномочия совета директоров Агентства по страхованию вкладов?

10. Каковы полномочия правления Агентства по страхованию вкладов?

11. За счет каких средств осуществляется выплата возмещения по вкладам?

12. Каковы источники формирования фонда обязательного страхования вкладов?

13. Вправе ли Агентство по страхованию вкладов размещать временно свободные денежные средства? Если «да», то в какие финансовые инструменты?

14. Что может сделать Агентство по страхованию вкладов, если средств фонда обязательного страхования вкладов окажется недостаточно для выплат возмещения по вкладам?

Вновь созданной организации (предпринимателю) тариф устанавливает территориальное отделение ФСС России, в котором она зарегистрирована. При этом никакие дополнительные сведения в фонд подавать не нужно.

Основной вид деятельности организации (предпринимателя) сотрудники фонда определят по тем сведениям, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). А точнее им будет считаться тот вид, который стоит первым в списке всех заявленных.

Организации называют планируемые виды деятельности в листе «И» заявления по форме № Р11001, которое подают для регистрации. А предприниматели - в листе «А» заявления по форме № Р21001. И та и другая форма утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25.

Это следует из пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27, абзаца 2 статьи 6 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Присвоенный тариф ФСС России сообщит организации в уведомлении. Форма этого документа приведена в приложении 3 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

Тариф для тех, кто работает больше года

Организации и предприниматели, которые работают больше года, должны ежегодно подтверждать право на установленный им изначально тариф взносов «на травматизм». Вот какие этапы придется для этого пройти:

Предприниматели, работающие больше года, не обязаны ежегодно подтверждать установленный им тариф взносов «на травматизм» (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713). Но если предприниматель изменил основной вид деятельности в ЕГРИП, то ему должен быть установлен новый страховой тариф, соответствующий новому классу профессионального риска.

Новый тариф может быть меньше прежнего. Однако самостоятельно ФСС России не учтет изменения и сохранит максимальный тариф, установленный раньше. Поэтому в таких ситуациях предпринимателю лучше самому подтвердить свой основной вид деятельности на текущий год

Как определить основной вид деятельности

Организации и предприниматели самостоятельно определяют свой основной вид деятельности (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713).

Для этого посчитайте, сколько доходов от реализации продукции (работ, услуг) по каждому виду деятельности получили в прошлом году. Затем рассчитайте удельный вес каждого вида деятельности в общем объеме доходов от реализованной продукции (работ, услуг):

Деятельность, которой соответствует наибольший удельный вес, на текущий год и будет основной.

Если наибольший удельный вес имеют несколько видов деятельности, то основной деятельностью будет та, которой соответствует более высокий класс профессионального риска. Классы профессионального риска приведены в Классификации, утвержденной приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.

Такой порядок определения основного вида экономической деятельности следует из пунктов 9 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Расчет удельного веса видов деятельности сдавайте в территориальное отделение ФСС России в пояснительной записке. Если расчет не сдать, то фонд может установить тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска. Причем выбрать могут любой ваш вид деятельности.

Пример, как определить основной вид деятельности для установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Общая выручка без НДС от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:

Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели.

  • ;
  • .

Эти документы бухгалтер представил в отделение ФСС России, в котором зарегистрирована организация. Фонд присвоил «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ).

Совет: в течение года основной вид деятельности организации может измениться по сравнению с первоначально заявленным. Если новому виду деятельности соответствует пониженный тариф страховых взносов, фонд должен вернуть (или зачесть) страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу.

Применение тарифов, которые не соответствуют фактическому виду деятельности, противоречит сущности обязательного страхования. Поэтому, если тарифы, установленные для деятельности, которая в прошлом году была основной, не соответствуют деятельности, которой организация занимается в текущем году, она имеет право на их пересмотр. Для этого в территориальное отделение фонда нужно представить документы и расчеты, подтверждающие фактический вид деятельности. Представители фонда должны рассмотреть эти документы и принять решение независимо от ранее установленного класса профессионального риска и размера тарифа. Причем если в результате пересмотра тарифов возникнет переплата по страховым взносам, то она должна быть возвращена организации.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2015 г. № Ф03-1493/2015, Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 г. № 05АП-15626/2014).

Какие документы представить в ФСС России

На основании заполните документы, которые нужно представить в территориальное отделение ФСС России:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности ;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности .

К ним приложите копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год. Сдавать ее не нужно только малым предприятиям и предпринимателям .

Документы представьте в территориальное отделение ФСС России не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф. Указанные документы можно подать на бумаге (лично или по почте). Но ФСС России рекомендует направлять документы через единый портал госуслуг . Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России .

Это предусмотрено пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55, пунктом 47 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 6 сентября 2012 г. № 178н и подтверждено на официальном сайте ФСС России.

Чтобы сдать документы через портал госуслуг, у организации должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись на физическом носителе. Получить ее можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России . Кроме того, на компьютере, с которого будут направлять документы, должна быть установлена программа-криптопровайдер .

Когда ждать решения о новом тарифе

На основании полученных документов ФСС России присваивает тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на текущий год. Об этом заявителя известят в двухнедельный срок с даты, когда документы представили (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления приведена в приложении 3 к постановлению ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27. Если вы отправляли документы через единый портал госуслуг, статус своей заявки вы можете отслеживать в личном кабинете. Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России .

Ситуация: как платить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в начале года до получения из ФСС России уведомления о тарифе на текущий год?

Пока новый тариф не присвоили, страховые взносы платите с учетом основного вида деятельности, который подтверждали в прошедшем году. Это прямо прописано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Но в любом случае тариф берите тот, который утвержден для соответствующего класса профессионального риска на текущий год. Сейчас для этого применяют Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденную приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.

Когда же ФСС России установит другой класс профессионального риска, взносы «на травматизм» пересчитайте по новой ставке. И даже если в результате возникнет недоплата в бюджет, пени и штрафы платить не придется. Ведь вы ничего не нарушили, а действовали согласно установленному порядку.

Что будет, если сведения в ФСС России не представлять

Бывает, что в установленный срок до 15 апреля необходимые сведения так и не представляют. В этом случае фонд самостоятельно определяет основной вид деятельности работодателя на текущий год.

Основной признают ту деятельность работодателя, которой соответствует самый высокий класс профессионального риска. При этом фонд не вправе выбирать самый «рискованный» вид бизнеса произвольно из всех видов деятельности, заявленных организацией при регистрации. При определении фонд должен учитывать только те виды деятельности, которыми организация фактически занималась в предыдущем году. Это следует из пункта 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, и подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 14943/10 и определением Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 301-КГ15-6612.

Более того, если фактический вид деятельности отличается от заявленного, фонд должен вернуть организации страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу. На это указывают судьи в определении Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066.

Тариф для обособленных подразделений

Если обособленное подразделение организации самостоятельно платит взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, ему присваивают отдельный тариф. Это следует из пунктов 7 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Если организация имеет такие обособленные подразделения, то основной вид деятельности определяйте отдельно:

  • по каждому обособленному подразделению;

Порядок, согласно которому тариф устанавливают обособленным подразделениям такой же, как и для организаций (абз. 2 п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления для обособленных подразделений приведена в приложении 7 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

Обособленному подразделению, которое не платит взносы самостоятельно, а также структурному подразделению организации (например, цеху) можно установить отдельный тариф взносов. Это возможно в следующих случаях:

  • подразделение занято деятельностью, которая для организации не является основной;
  • по данному подразделению организация отдельно отчитывается в ФСС России;
  • у организации нет недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, не погашенных на день подачи заявления (приложение 3 к Порядку, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55).

Это следует из пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Если организация решила установить отдельный тариф по такому подразделению, одновременно с подтверждением основного вида деятельности организации представьте:

  • заявление. При этом виды деятельности, которые организация указала в справке-подтверждении, должны соответствовать видам деятельности, перечисленным в заявлении;
  • копии документов, подтверждающих ведение подразделением не основных для организации видов деятельности (Положение о подразделении, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).

Такое правило установления отдельного тарифа взносов определено в пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Решение об установлении отдельного тарифа принимает территориальное отделение ФСС России. Делают это после согласования с фондом, куда в течение семи рабочих дней направляют представленный комплект документов. Фонд рассматривает их в течение двадцати рабочих дней и сообщает о результатах территориальному отделению ФСС России. После этого в течение двух недель отделение ФСС России по месту регистрации организации должно сообщить ей о тарифе, присвоенном обособленному подразделению. Об этом сказано в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Пример установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по организации, имеющей структурное подразделение

Общая выручка от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:

  • от издательской деятельности (код ОКВЭД - 22.1) - 3 500 000 руб.;
  • от производства мебели (код ОКВЭД - 36.1) - 3 500 000 руб.;
  • от реализации мебели по агентским договорам (код ОКВЭД - 51.15) - 1 000 000 руб.

Удельный вес издательской деятельности составляет 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%), деятельности по производству мебели - 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%), деятельности агентов по оптовой торговле мебелью - 12,5 процента (1 000 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%).

Наибольший удельный вес имеют два вида деятельности организации. Поэтому бухгалтер определил, какому виду деятельности соответствует наиболее высокий класс профессионального риска.

В 2016 году издательской деятельности соответствует 1-й класс профессионального риска, а деятельности по производству мебели - 8-й класс.

Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели. Ей соответствует тариф в размере 0,9 процента.

Издательской деятельностью занимается структурное подразделение «Альфы». Данное подразделение в процесс производства мебели не вовлечено.

Издательская деятельность (код ОКВЭД - 22.1) относится к 1-му классу профессионального риска, которому соответствует тариф взносов в размере 0,2 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ). Поэтому организации выгодно установить отдельный тариф для структурного подразделения, занимающегося только издательской деятельностью.

На основании проведенных расчетов бухгалтер заполнил:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • заявление об установлении отдельного тарифа для структурного подразделения.

Эти документы организация представила в отделение ФСС России по месту учета «Альфы».

К ним бухгалтер приложил копии:

Отделение ФСС России присвоило «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ). Подразделению, занимающемуся издательской деятельностью, присвоили тариф в размере 0,2 процента.

Скидки или надбавки к тарифам

ФСС России может установить организации тариф с учетом скидки или надбавки. Для этого показатели безопасности труда в организации сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Среднеотраслевые показатели утверждены:

  • на 2016 год - постановлением ФСС России от 26 мая 2015 г. № 72.

Сравнивают следующие критерии:

  • соотношение расходов ФСС России на выплату всех видов обеспечений по всем страховым случаям у работодателя и общей суммы начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • количество страховых случаев на 1000 работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности на один страховой случай.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Скидки и надбавки к тарифам территориальные отделения фонда определяют по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Помимо основных показателей, указанных в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, определяя размер скидки или надбавки, учитывают и результаты специальной оценки условий труда. Во внимание берут и сведения о проведении обязательных предварительных и периодических медосмотров сотрудников. Это предусмотрено пунктами 2.4 и 2.5 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Как получить скидку

Скидку к тарифу можно получить, если организация:

  • зарегистрирована и фактически действует три года или более;
  • своевременно платит текущие взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • на дату подачи заявления не имеет задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • не имеет страховых случаев со смертельным исходом.

Размер скидки рассчитывают по итогам работы организации за три года.

Это следует из положений пункта 1 статьи 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и пунктов 3, 4 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России представьте заявление .

Скидки устанавливают с учетом сведений о специальной оценке условий труда, по результатам аттестации рабочих мест. Также учитывают итоги обязательных медицинских осмотров сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Раньше эти сведения нужно было подавать вместе с заявлением. Теперь же их отражают в таблице 10 раздела II

Об этом сказано в пунктах 7 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

В каких случаях ФСС России может установить надбавку к тарифу

ФСС России может самостоятельно установить надбавку к тарифу, если уровень травматизма у работодателя за предшествующие три года был выше среднего уровня по отрасли (п. 1 ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Размер надбавки не может превышать 40 процентов тарифа, установленного работодателю (абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Присвоенный организации тариф с учетом надбавки рассчитывают так:

Установить надбавку к тарифу на следующий год ФСС России должен, приняв решение не позднее 1 сентября текущего года. Уведомить об этом работодателя ФСС России обязан в течение следующих после принятия решения пяти дней.

Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Тариф для предпринимателей, у которых работают инвалиды

Независимо от основного вида деятельности право на льготы имеют предприниматели, которые принимают на работу инвалидов. С выплат в пользу таких сотрудников предприниматели начисляют страховые взносы исходя из 60 процентов страхового тарифа, установленного по основному виду деятельности. Об этом сказано в статье 2 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ.

Взносы банков в фонд страхования вкладов

Банки, являющиеся участниками системы страхования вкладов (ССВ), отчисляют в фонд страхования вкладов 0,1% от среднеквартальных остатков по депозитам граждан. из фонда идут на выплаты компенсации вкладчикам обанкротившихся банков.

Смотреть что такое "Взносы банков в фонд страхования вкладов" в других словарях:

    Система страхования вкладов - У этого термина существуют и другие значения, см. ССВ. Система страхования вкладов (ССВ) механизм защиты вкладов физических лиц в банках путём их страхования (гарантирования). Основная идея работы ССВ заключается в проведении быстрых выплат … Википедия

    - (Deposit Insurance Agency) Агентство по страхованию вкладов это государственная корпорация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, которая осуществляет… … Энциклопедия инвестора

    Агентство по страхованию вкладов - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - – система, позволяющая частным вкладчикам – физическим лицами получить денежные средства при отзыве лицензии или банкротстве кредитной организации. Для этого банки уплачивают страховые взносы за привлекаемые вклады в специализированный фонд,… … Банковская энциклопедия

    Депозит - (Deposit) Содержание Содержание Определение Размещение на депозите Понятие и правовая природа банковского вклада Нюансы российской банковской практики Депозитный сертификат Депози́т (банковский) — это сумма, помещённая в на… … Энциклопедия инвестора

    Личные расходы - (Personal expenses) Личные расходы это ежемесячный индекс, отражающий изменения расходования средств для удовлетворения личных потребностей Личные потребительские расходы, учет, оптимизация и контроль личных расходов, планирование расходов… … Энциклопедия инвестора

    Депозитный сертификат - (Certificate of Deposit) Определение депозитного сертификата, виды депозитных сертификатов Информация об определении депозитного сертификата, виды депозитных сертификатов Содержание Содержание 1. Депозитный сертификат Механизм Виды 2. и… … Энциклопедия инвестора

    АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ - SAVINGS AND LOAN ASSOCIATIONSУчреждения, занмающиеся аккумулированием сбережений и предоставлением ссуд на приобретение дома. В основном образованы в форме взаимнх utua) предприяий, не имеющих акционеног капитала. Также известны под названием… …

    Ипотека - (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора

    ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г. - FINANCIAL INSTITUTIONS REFORM, RECOVERY, AND ENFORCEMENT ACT OF 1989 FIRREAФедеральное законодательство, принятое под воздействием кризиса депозитных учреждений в конце 80 х гг., изменило структуру депозитно страховой системы, создало Фонд… … Энциклопедия банковского дела и финансов

В мировой практике размер ставки страховых взносов банков в страховой фонд чаще всего единый для всех банков, участвующих в страховании. Дифференцированная система ставок встречается значительно реже и здесь наиболее показательным является система страхования вкладов в США. Там размер страхового взноса каждого банка зависит от уровня его финансовой устойчивости (законодательством установлены три степени надежности банка и для каждой из них свой размер страховых взносов), чем выше риск размещения денег в каком-то банке, тем, соответственно, выше размер выплачиваемого им страхового взноса.

Россия также избрала систему дифференцированных ставок, только в отличие от США, у нас градация размеров страховых отчислений поставлена в зависимость не от степени финансовой устойчивости каждого отдельно взятого банка, а от объемов финансовых ресурсов фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Кроме того, фактический размер ставки страховых взносов на расчетный период устанавливается не Законом, а решением совета директоров агентства, закон лишь устанавливает рамки выше которых ставка советом директоров не может быть установлена.

В качестве расчетного периода устанавливается календарный квартал года. Установленный агентством процент страхового взноса исчисляется из расчетной базы, составляющей средний размер ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов (за исключением, конечно, тех вкладов, которые под систему страхования банковских вкладов не подпадают). Взнос уплачивается по истечении расчетного периода.

Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 % от размера расчетной базы за предшествующий расчетный период. Но это лишь средний размер ставки, которая, при наступлении обстоятельств, определенных законом, может быть, как увеличена, так и уменьшена, а может и не выплачиваться вовсе. Так « … в целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров агентства может устанавливать повышенную ставку страховых взносов» (п. 4 ст. 41 закона). Размер такой повышенной ставки также как и в любом другом случае, устанавливается советом директоров агентства, однако, не может превышать 0,3 % от размера расчетной базы за предшествующий расчетный период, и не может устанавливаться больше чем на два расчетных периода в течение 1,5 лет. И, наоборот, в случае, когда сумма средств ФОСВ (независимо от их происхождения: будь то страховые взносы или другие установленные Законом источники формирования имущества Агентства) превысит 5 % от суммарного размера средств находящихся во вкладах в банках за предшествующий расчетный период, в таком случае ставка страховых взносов не может превышать уже 0,05 % от той же средней суммы средств находящихся во вкладах. И выплата страховых взносов вообще приостанавливается, если сумма средств ФОСВ превысит уже не 5, а 10 % от суммарного размера средств (понятно, что выплата приостанавливается только на расчетный период следующий за тем в котором размер средств фонда достиг тех самых 10 %).

Таким образом, размер страховых отчислений поставлен в прямую зависимость от собственных средств страхового фонда. И, наверное, это правильно, так как цель формирования ФОСВ состоит не в бесцельном накоплении денег, а, следовательно, и не в бессмысленном обирании банков (вообще статус государственной корпорации в соответствии с законодательством таков, что она имеет право иметь денежные средства только для достижения тех целей, для которых она была создана), но в том, чтобы средств было ровно столько, чтобы иметь возможность удовлетворить интересы всех пострадавших вкладчиков, которые потенциально могут быть. Законодатель исходит из того, что 10 % от суммы всех вкладов, подпадающих под страхование, во всех российских банках, является для этих целей суммой достаточной.