Экономический макрорегион. Макрорегион

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская,

Костромская, Московская, Орловская, Рязанская,

Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г. Москва

Территория – 0,5 млн. км 2

Население – 29,4 млн. человек

Расположенный компактно в самом центре Европейской России макрорегион оказался в узле всех транспортных путей, пересекающих его в различных направлениях. Удобство транспортно-географического положения и длительное историческое развитие способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России территориально-хозяйственного комплекса . Центр сталосновной экономической опорой государства .

Ему принадлежит первенство в стране по численности населения, промышленно-производственного персонала, по объему основных фондов, производству валового регионального продукта. Главные производственные ресурсы – крупнейшие квалифицированные кадры и основные фонды. Природно-ресурсный потенциал скромен и несопоставим с экономической мощью.

В состав Центрального района входит столица Российской Федерации Москва . Являясь крупнейшим индустриальным узлом, Москва одновременно выступает важнейшим центром подготовки высококвалифицированных специалистов, городом науки и техники, торгово-финансовой деятельности, культуры и искусства. Здесь размещаются правления многих крупных банков и фирм, представительства иностранных компаний.

Первой по значению отраслью специализации является машиностроение , по уровню развитиякоторого район не имеет себе равных ни в России, ни в ближнем зарубежье. В структуре этого комплекса выделяется станкостроение, приборостроение, электронное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, автомобилестроение, производство тепловозов, вагонов, сельскохозяйственной техники.

Своим машиностроением выделяется также Ярославль, Тула, Тверь, Брянск, Иваново, Владимир, Рязань, Коломна, Королев, Рыбинск и др.

Второй по составу отраслью специализации выступает химическая промышленность . В пределах Центра выпускается почти 1 / 5 продукции российского химико-лесного комплекса. Здесь развиты и производства основной химии, и отрасли химии органического синтеза.

Центральный район производит в России примерно 1 / 4 химических волокон, 1 / 5 автомобильных покрышек, 1 / 6 пластмасс, 1 / 7 удобрений, значительное количество красителей, продукции химико-фармацевтической промышленности.

Третьей отраслью специализации является легкая промышленность . По разнообразию, количеству и качеству выпускаемых изделий и предметов массового потребления Центр не имеет себе равных.

Самой крупной отраслью является текстильная промышленность. В Центральном районе производится более 4 / 5 тканей России. Почти все предприятия работают на привозном сырье (среднеазиатский хлопок, северокавказская, поволжская и казахстанская шерсть, среднеазиатский и закавказский шелк-сырец). В больших масштабах используются химические волокна и искусственная кожа, производимые местными комбинатами.

По предпринимательскому климату из общего количества 13 регионов Центра в группу с высокой привлекательностью попали только Москва и столичная область.

В связи с перспективами социально-экономического развития предстоит решить ряд проблем :

    сохранение и приумножение крупнейшего производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала макрорегиона;

    экологическое оздоровление крупных городов и вывод особо вредных предприятий;

    разгрузка больших городов с организацией филиалов головных предприятий в средних и малых городах;

    возрождение ныне деградирующих малых городов и сельских поселений, имеющих культурно-историческое, рекреационное и хозяйственное значение;

    расселение и обустройство в малозаселенных областях (Смоленская, Тверская) беженцев и мигрантов, а также воинских контингентов, выводимых из ближнего зарубежья;

    организация взаимодействия депрессивных, низкодоходных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская и др.) с более развитыми, опорными (Москва и область, Ярославская, Тульская области и др.) для выравнивания социально-экономических уровней;

    развитие крупных корпоративных (отраслевых и межотраслевых) производственных структур (концернов, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп) преимущественно со смешанной и государственной собственностью, наиболее эффективных в современной рыночной экономике.

Типичный пример псевдореформы или подготовка к упразднению национальных республик: зачем Россию поделят на 14 частей

Россию поделят на 14 макрорегионов. Это предусматривает «Стратегия пространственного развития», предложенная Минэкономразвития России. В разделении на макрорегионы многие увидели не только способ выравнять социально-экономическую ситуацию в стране, но и цель - укрупнить регионы и ликвидировать национальные республики. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что если это и произойдет, то не при нашей жизни. В целом эффективность будущей реформы они оценили по разному - одни считают, что она будет способствовать подтягиванию регионов-реципиентов, другие видят в этом создание видимости бурной деятельности.

Разделят на 14 частей для создания единого целого

По информации «Коммерсанта» , по аналогии с уже устоявшимся выделением Дальнего Востока и Северного Кавказа выделят Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Судя по всему, Приволжский федеральный округ разделят на два: Волго-Камский, Волго-Уральский. Татарстан, видимо, будет принадлежать к Волго-Камскому макрорегиону.

Предполагается, что деление на макрорегионы позволит обеспечить лучшие условия для взаимодействия между субъектами. В состав каждого макрорегиона будет включен хотя бы один крупный центр экономического роста. Это будет способствовать равномерному территориальному распределению инвестиций и в целом социально-экономическому выравниванию.

«Страна в еще большей степени станет единым целым не только в административно-политическом, но и социально-экономическом плане», - так комментировал на парламентских слушаниях о разработке «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.

Разговоры о новом территориальном делении начались еще в прошлом году. Телеграм-канал «Методичка» писал, что Аппарат президента до 2024 года наметил задачу по укрупнению регионов. Объединять будут по экономическому потенциалу и отказываться от национально-территориальной модели, а экспериментальной площадкой станет Поволжье. Якобы Татарстан в обмен на роль лидера макрорегиона должен отказаться от выраженной национальной идеологии, поскольку в регион вливаются в том числе национальные республики.

«Никто не собирается отменять территориальное разделение»

Однако эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что стратегия пространственного развития - это не об укрупнении регионов и тем более не о ликвидации национальных республик.

Никто не собирается отменять территориальное разделение. На данном этапе речь не идет о том, что будет 14 регионов вместо 85. Если будет в будущем такая идея, то ее нужно очень серьезно прорабатывать и она требует серьезных обоснований. Но на нынешнем этапе и Башкирия, и Татарстан, и все остальные останутся в рамках своих границ и национально-культурных особенностей. Разрушать национально-культурные особенности нельзя, потому что это достояние страны, а не проблемы, - говорит Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента РФ, экс-заместитель полномочного представителя президента в УрФО.

По словам Колядина, лидером Волго-Камского макрорегиона может быть Татарстан, если за основу возьмут экономический драйвер.

То, как он развивается, как выстраиваются взаимоотношения элит, говорит о том, что на этот регион можно опереться как на экономический драйвер. Есть политические точки - это Нижний Новгород, где находится полпредство, основные федеральные ведомства. Но я не могу сказать, что Нижний Новгород сравним по социально-экономическому росту с Татарстаном, тем не менее есть сложившиеся территориально-политические разделения, на которые тоже можно опереться, и в принципе много достойных регионов - и Саратов, и Самара, и Пермь. Думаю, что если определить роль в развитии каждому из регионов, то можно сделать хороший социально-экономический кластер, который будет приносить пользу государству, - говорит Колядин.

Пример Дальнего Востока и Северного Кавказа - эффект не очевидный или его нет

В целом инициативу по созданию макрорегионов политолог оценивает положительно: «Большинство унификаций экономического, социального пространства абсолютно рациональны. Они предполагают, что сначала это экономическое пространство внимательно изучается, взвешивается потенциал, перспективы развития каждого из направлений, а потом формируются некие кластеры, в данном случае 14 кластеров РФ, в которых понятно что делать, понятно во что вкладываться, понятно какие направления развивать. И я думаю, что это нормальное решение, это лучше, чем когда все по-прежнему и никто ничем не занимается».

Однако при этом Колядин отметил, что на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, которые стали первыми макрорегионами, не заметен очевидный эффект.

Сказать, что кардинально изменилась ситуация на Кавказе и Дальнем Востоке, нельзя. Но то, что туда сейчас вкладываются - развитие инфраструктуры, развитие научного кластера, если говорить о Кавказе - то еще наведение порядка, которое предполагает, что не тейпы должны управлять экономикой и геополитикой, а профессионалы. Это только начало пути. И потом это не основные центры развития нашей страны и не клондайки. Это первые шаги в развитии, - говорит Колядин.

Политолог, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при главе Крыма Игорь Рябов считает, что разделение на макрорегионы не предполагает объединение субъектов.

Субъекты останутся, главы регионов останутся. Не объединили же регионы Северного Кавказа - Чечню и Ингушетию? В этом я не вижу опасности. Может быть когда-нибудь кто-то подумает о том, что бы реализовать предложение Жириновского по ликвидации национальных образований, но не при этом президенте и не при нашей жизни. Это один шанс на миллион, - говорит Рябов.

Деление на макрорегионы, по его словам, мало что даст экономике.

- У нас есть опыт выделения Дальнего Востока и Северного Кавказа. Кто-то считает его удачным. Я не считаю его удачным. С Дальнего Востока население как уезжало, так уезжает - те, кто могут, уехал в Сингапур, Тайланд, Китай, другие в Москву. Единственный регион, который дает прирост населения - это Якутия. Прирост населения, мне кажется, - это и есть реальный показатель устойчивого экономичного развития.

«Это попытка что-то поменять, ничего не меняя»

По словам Рябова, решения для экономического роста должны быть совсем другие.

Кооперация субъектов - это не главное. Главное - это экономический климат в стране, инвестиционный и бизнес-климат, это отсутствие давления силовых структур, это частная собственность, это уход от чрезмерной бюрократизированности и регламентации бизнеса. Межрегиональная интеграция будет независимо от того, будет формальное деление на макрорегионы или нет. Это попытка что-то поменять, ничего не меняя. Чтобы в стране появились центры экономического роста, надо менять что-то системно. Бюджет Москвы - 2 трлн рублей, есть город Алдан - это «убитый» город. Почему? Потому что компания «Алданзолото» зарегистрирована и платит налоги в Москве, - говорит Рябов.

По словам политолога, проблема экономического роста в концентрации капиталов в столице, и чтобы территории развивались равномерно, мало поделить страну на 14 округов, надо менять экономическую политику.

Политтехнолог Аббас Галлямов скептически отнесся к делению России на 14 макрорегионов.

Это типичный пример псевдореформы. Они происходят тогда, когда элиты начинают понимать, что ничего не делать уже нельзя, но вот что-то менять по существу им еще страшно. Тогда и рождаются такие идеи - с одной стороны, они не угрожают существующему порядку, а значит, не несут угрозы их авторам, а с другой - избавляют их от обвинений в ничегонеделании, - говорит Галлямов.

Другое мнение у директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова. Исследования, которые проводил Центр говорят о том, что нынешнее состояние региональной политики упирается в ее недифференцированность и пространственное развитие способно выровнять социально-экономическое положение регионов.

Сложно найти общий подход к развитию, скажем, Еврейской области и Хабаровского края - разные потенциалы. Действительно, для пространственного развития нужны регионы класса А (локомотивы), вокруг которых и будет происходить так называемое пространственное развитие. Например, Сибирь, Енисейская, Байкальская модель - это проекты именно такого уровня, подтягивающие за счёт ресурсных регионов более слабые. За счёт Красноярских инвестиций - Туву и Хакасию, за счёт Иркутской области - Забайкалье и Бурятию. Такие же макрорегионы на Кавказе, на Урале, в центре, помогут развивать страну стратегически и равномерно.

По мнению эксперта, речи об упразднении национальных республик не идет, они останутся и в ряде случаев станут локомотивами макрорегионов.

Национальные республики останутся и в ряде случаев станут как раз локомотивами. Очевидно, что Татарстан и Башкирия обладают таким потенциалом, а на Кавказе - это Дагестан, Чечня. На Дальнем Востоке такой подход дает эффект - раскрывается потенциал Камчатки (инвестиции в СМП, проект СПГ, туризм), Приморья, Амурской области. Туда пришли инвестиции именно как в макрорегион, и это очень верное решение. Так же развивались США в свое время, страны АТР и так далее, - считает Гращенков.

Дарья Турцева

Ведомство разрабатывает концепцию Стратегии пространственного развития страны до 2030 года, подразумевающую структурирование регионов по различным признакам, что, по мнению ряда экспертов, может привести к закреплению двухконтурного характера развития различных субъектов.

Министерство экономического развития РФ занялось вопросами пространственного развития России: в ведомстве разработали проект соответствующей концепции (документ есть в распоряжении Лайфа). Минэкономразвития предлагает, в частности, структурировать регионы, исходя из их экономической специализации и наличия социально-экономических проблем, подразумевающих дополнительные дотации.

Разработка концепции Стратегии пространственного развития (СПР) России производится в целях реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития РФ и Стратегии национальной безопасности РФ, прописанных в ФЗ "О стратегическом планировании в РФ". Под пространственным развитием авторы концепции подразумевают прогрессивные изменения в территориальной организации страны, которые являются результатом деятельности государства по совершенствованию организации расселения жителей и размещения на территории объектов инфраструктуры.

В случае одобрения разработанного ведомством документа первые изменения в структуру регионов вступят в силу уже в 2020 году. Лайф разбирался, что может измениться в экономике российских субъектов в ближайшие десятилетия.

Разделяй и властвуй

Авторы концепции для эффективного развития субъектов Федерации предлагают структурировать регионы, исходя из двух типологий: структурно-отраслевой и проблемно-ориентированной. В первом случае республики, края и области будут делить по их экономической специализации. Во втором случае структура регионов будет зависеть от наличия социально-экономических проблем, для решения которых предполагается оказание целевой федеральной финансовой поддержки.

В рамках первой – структурно-отраслевой – типологии в документе выделяется пять групп.

Постиндустриальные регионы

Специализируются на высокотехнологичных производствах и рыночных и образовательных услугах.

Индустриально-диверсифицированные субъекты

Занимаются производством продукции обрабатывающей отрасли промышленности.

Аграрно-индустриальные и аграрно-полисервисные регионы

В основном заняты в аграрно-промышленном комплексе. Между ними есть разница: в субъектах первого типа присутствуют отдельные отрасли обрабатывающей промышленности, второй тип оказывает рыночные услуги.

Пятая группа регионов, выделяемых в концепции Минэкономразвития, специализируется на добыче и переработке полезных ископаемых и носит название энергоресурсной.

Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС Людмила Пронина распределила ряд российских регионов согласно структурно-отраслевой типологии Минэкономразвития.

К постиндустриальным можно отнести Москву и область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также восемь регионов с оборонной промышленностью, например Нижегородская область. Индустриально-диверсифицированные - это регионы с изменениями, улучшениями. Сюда можно отнести регионы Дальневосточного федерального округа, Ростовскую область, Красноярский край. Многие субъекты можно отнести сразу к нескольким группам: вот Ростовскую область я бы отнесла и к аграрно-индустриальным. В эту же группу идут Ставропольский и Краснодарский края. К аграрно-полисервисным я бы отнесла Воронежскую и Томскую области. А энергоресурсные регионы - это Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Якутия, - объяснила она.

В концепции СПР также предполагается выделение группы регионов, которым требуется дополнительная федеральная финансовая поддержка. К этой группе должны быть отнесены субъекты с системными социально-экономическими проблемами, в которых отсутствуют устойчивые тенденции к позитивному изменению. Кроме того, в них должны выполняться минимум четыре из пяти условий: низкий уровень доходов населения (менее 75% от среднего по РФ), высокий уровень безработицы (более чем в 2 раза выше среднего по РФ), низкая степень активности частных инвесторов, низкий уровень реальной бюджетной обеспеченности за счёт региональных доходов (менее 75% к РФ) и низкий общий уровень активности хозяйствующих субъектов.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов отмечает, что применение классификаций и типологий в вопросах государственного управления весьма ограничено.

Вопрос типологии всегда содержит две стороны: с одной стороны, типология создаётся для целей научного характера - построения прогнозов и предположений. С другой стороны, есть типология для целей государственного управления. В этой сфере применение типологий весьма ограничено: там гибкие признаки, плавающие границы, переходные типы и тому подобное, - говорит он.

Климанов напомнил о другом принципе деления регионов - в зависимости от получения ими дотаций.

У нас есть типология регионов, закреплённая в 130-й статье Бюджетного кодекса, которая делит регионы по показателям дотационности. В этой связи к регионам применяются разные требования в рамках бюджетных правоотношений, - сказал эксперт. - Как будет действовать деление регионов в этот раз, говорить пока рано, всё-таки проект концепции Стратегии пространственного развития России - это только проект. Только после ряда обсуждений этого проекта мы сможем получить более полную картину того, как всё это будет работать.

Ранее Лайф уже писал между регионами и об алгоритме распределения бюджетных средств в субъектах.

Объединяй и распределяй

Концепция СПР также предполагает деление России на макрорегионы. Они будут включать в себя территории двух и более субъектов, для которых будут выделены отдельные направления социально-экономического развития. При делении страны на макрорегионы должен быть учтён ряд принципов: субъекты должны быть соседними, иметь возможность создания общей инфраструктуры и дополнять друг друга в вопросах развития производства.

Отмечается, что для каждого макрорегиона должен быть создан собственный субъект управления. Минэкономразвития предлагает создать орган федерального уровня: единого министерства либо специальных министерств, организованных по территориальному признаку, ряд департаментов в уже существующих ведомствах или Межведомственную комиссию по пространственному развитию.

Документ предполагает три этапа формирования макрорегионов. Первый этап - среднесрочный - должен завершиться в 2020 году. В этот период предлагается создать четыре макрорегиона: Столичный (Москва и Московская область), Дальний Восток и Байкальский регион (все субъекты в составе Дальневосточного федерального округа, Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область), Северо-Западный (все регионы Северо-Западного федерального округа) и Азово-Черноморский (Севастополь, Крым, Ростовская область, Краснодарский край и Адыгея).

Идея не новая - она положена в ФЗ "О стратегическом планировании". Другое дело, каким образом произошла группировка, эффективно или нет, - тут нужно смотреть критерии, по которым Минэкономразвития всё это формировало, - говорит экономист Людмила Пронина. - На первый взгляд, тут всё более-менее соответствует действительности и законодательству. Вот, например, Москва и Московская область - всё уже давно реализуется, они и так фактически вместе. С Дальневосточным макрорегионом тоже всё понятно - его и так развивают. А вот южный макрорегион вызывает некоторые сомнения. Ростовская область и Краснодарский край - это регионы с хорошим налоговым потенциалом, хорошо развитые. Но туда же включается Севастополь и Адыгея. Севастополь - это новый регион, там нужно проводить много различных реформ и преобразований, туда ушло много бюджетных трансфертов, но сам он пока не развивается. Адыгея - это глубокодотационный регион, там низкая бюджетная обеспеченность, низкий бюджетный потенциал. Поэтому получается, что в этом макрорегионе одни субъекты будут жить за счёт других. Остальные деления уже сложились, их определили просто по факту.

В более долгосрочной перспективе (до 2030 года) планируется сформировать ещё пять макрорегионов: Волжский (Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области, Татарстан и Чувашия), Уральский (Пермский край, Свердловская, Челябинская и Оренбургская области, Башкирия и Удмуртия), Западно-Сибирский (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Тюменская область), Южно-Сибирский (Томская, Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край и Республика Алтай) и Восточно(Центрально)-Сибирский (Красноярский край, Хакасия и Тува).

Остальные российские субъекты будут объединены в макрорегионы в ещё более долгосрочном периоде - к 2040-2050 годам. В концепции отмечается, что формирование макрорегионов будет способствовать "увеличению числа центров роста", повысит конкурентоспособность России и обеспечит её многополярное развитие.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровскийвысказывает опасение, что концепция в конечном итоге может оказаться "мёртвой".

Может оказаться так, что эта концепция будет просто мёртвым документом, правильным и корректным с точки зрения деления России на социально-экономические районы. А вот впишется ли она в реализацию федеральных программ по распределению бюджетных средств, это не вполне очевидно, - говорит эксперт. - Это далеко не первый опыт: например, разрабатывалась Стратегия экономического развития федеральных округов, которая ничем не завершилась, поскольку она либо была не доработана, либо не работала при принятии решений федеральными властями. О ней, по большому счёту, уже успели забыть. С другой стороны, сейчас это всего лишь концепция, а не руководство к действию. Где-то на неё будут обращать внимание, а где-то нет. Риск, что она станет сугубо формальным мёртвым документом, очень большой, поскольку это уже произошло с другими аналогичными документами. Разница в том, что статус этого документа, судя по всему, будет выше, поэтому совсем не обращать внимания на него нельзя, но при принятии решений многим она будет просто неудобна и её не будут учитывать.

    Макрорегион агломерации Сан Паулу на карте. Макрорегион агломерации Сан … Википедия

    Восток макрорегион, включающий в себя Азию и Северную Африку. Нередко противопоставляется «Западу» (в социо и этнокультурном аспекте), отождествляемому в период до Нового времени с Европой (к которой в последующий период добавляются… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Восток (значения). Восток макрорегион, включающий в себя Азию и Северную Африку. Нередко противопоставляется «Западу» (в социо и этнокультурном аспекте), отождествляемому в период до Нового… … Википедия

    Координаты: 55°46′21.68″ с. ш. 37°35′31.23″ в. д. / 55.772689° с. ш. 37.592008° в. д. … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Население Румынии». На эту тему нужна отдельная статья. Румыния рум. România … Википедия

    Город Бухарест рум. Bucureşti … Википедия

    Политика Портал:Политика Румыния Эта статья часть серии: Конституция … Википедия

    Административное деление Румынии Регионы развития Жудецы Муниципии Города Коммуны … Википедия

    За год на 100 тысяч человек. Определение умышленного убийства разнится от страны к стране. Разные страны включают или не включают в него детоубийство, эвтаназию или помощь в самоубийстве. На демографию умышленного убийства влияет уровень… … Википедия

    Восток: В Викисловаре есть статья «восток» Восток одна из сторон света. Восток (макрорегион) … Википедия

Книги

  • Макрорегион Сибирь. Проблемы и перспективы развития , . В настоящем издании представлены результаты исследований ведущих российских ученых в области регионального развития и упраатения социально-экономическими, экологическими и культурными…
  • Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов , Усс А.В.. В настоящем издании представлены результаты исследований ведущих российских ученых в области регионального развития и управления социально-экономическими, экологическими и культурными…

Наиболее крупными из них являются Экономические зоны, представляющие собой группы укрупненных районов, предназначенные для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений. В России выделяют две экономические зоны Ц Западную и Восточную. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. Восточная зона, как основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранит приоритет в разработке лесных ресурсов, дальнейшем развитии энерго- и водоемких отраслей промышленности.
Укрупненные районы формируются в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. В западной зоне выделяются четыре укрупненных района Ц Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района Ц Сибирь и Дальний Восток.
Основным звеном в системе макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых Ц это целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов Ц Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский).
На базе экономических районов сегодня образовано восемь региональных ассоциаций (фактически речь идет о новой форме экономической интеграции): "Северо-Запад", "Центральная Россия", "Черноземье", ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, "Большая Волга", "Уральская", "Сибирское соглашение", Дальневосточная ассоциация.