Добровольная пожарная дружина: нужна ли она в организации. Закон о пожарных


11 мая 2016 года Правительство РФ рассмотрело на своем заседании разработанные МЧС поправки к федеральному закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", одобрило их и решило внести соответствующий законопроект в Государственную Думу. Окончательная редакция законопроекта пока недоступна, но есть одна из предыдущих, видимо, близкая к окончательной (текст приводится внизу сообщения).

Поправки могут привести к резкому росту "бумажной" численности подразделений добровольной пожарной охраны и учтенных в специальном реестре добровольных пожарных. На реальное развитие пожарного добровольчества они, скорее всего, повлияют не сильно, или даже не повлияют никак (как, впрочем, и сам федеральный закон "О добровольной пожарной охране").

В частности, поправки изменяют определение добровольной пожарной дружины. Согласно действующей редакции закона, добровольная пожарная дружина - "территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения". Согласно предлагаемой новой редакции, ДПД - "территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и (или) в тушении пожаров и не имеющее на вооружении транспортных средств, являющихся мобильными средствами пожаротушения". Поскольку понятие "профилактика пожаров" - очень широкое (согласно федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, это "совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий"), добровольной пожарной дружиной теперь можно будет при желании объявить любой коллектив, который принимает хоть какие-нибудь меры по профилактике пожаров - например, выключает свет в офисе по окончании рабочего дня.

Поправки отменяют необходимость государственной регистрации общественных организаций и территориальных подразделений добровольной пожарной охраны - соответствующий пункт (п.10 ст.6) из текста закона предполагается просто исключить. Это дополнительно расширяет возможности для создания все новых и новых подразделений добровольной пожарной охраны - поскольку их теперь не надо будет регистрировать, и они не должны будут обязательно принимать непосредственное участие в тушении пожаров, факт существования этих подразделений практически никто и никак не сможет проверить.

Некоторые поправки вполне логичны. Например, согласно действующей редакции закона, на должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителя должны назначаться работники на условиях трудового договора - поправки отменяют это обязательное требование.

Согласно действующей редакции закона, добровольными пожарными могут быть физические лица старше 18 лет, "способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ". Предлагаемая новая редакция не предъявляет никаких требований к состоянию здоровья добровольных пожарных вообще - их предлагается оставить только для тех, кто непосредственно участвует в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Сам порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных теперь предлагается возложить на Минздрав, а не как в действующей редакции закона - на МЧС. МЧС за пять лет действия закона о добровольной пожарной охране с этой задачей (установлением данного порядка) не справился. Справится ли Минздрав - жизнь покажет.

Поправки предоставляют добровольным пожарным некоторые дополнительные льготы - например, право на внеочередную установку телефона, на внеочередное устройство детей в детские сады, на внеочередное оказание бесплатной медицинской помощи.

Добровольная пожарная охрана сейчас, в рамках действующего законодательства и действующей системы учета добровольных пожарных - это большой бумажный пузырь, имеющий мало отношения к реальности. Согласно данным МЧС России, "В настоящий момент на территории Российской Федерации создано более 40 тысяч общественных объединений пожарной охраны, в реестр добровольных пожарных внесено более 933 тысяч добровольцев. С начала этого года подразделениями добровольной пожарной охраны самостоятельно потушено более 790 пожаров, а при их тушении и проведении аварийно-спасательных работ спасено более 130 человек. Территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны прикрыто более 38 тысяч населенных пунктов РФ с общей численностью населения более 13 млн человек" (ссылка).

В реальности многие наиболее дееспособные организации пожарных добровольцев, особенно тех, кто работает с пожарами на природных территориях, не имеют ровным счетом никакого отношения к закону о добровольной пожарной охране, и никак в требования этого закона не вписываются. Когда пожары начинают угрожать сельским населенным пунктам, находящимся вдалеке от подразделений государственной противопожарной службы - почти всегда оказывается, что тушить их некому, кроме как-то самоорганизующегося населения. Там, где сильные подразделения добровольной пожарной охраны все-таки есть - это, как правило, не новые организации, созданные после принятия федерального закона "О добровольной пожарной охране", а старые, существовавшие за много лет до него (например, подразделения Всероссийского добровольного пожарного общества, основанного в 1892 году). Когда МЧС России разрабатывало в 2010-2011 г.г. проект нынешнего федерального закона "О добровольной пожарной охране", разработчиков, в том числе лично отвечавшего за этот закон нынешнего министра В.А.Пучкова, реальные добровольцы много раз предупреждали, что такой закон работать не будет, и скорее пригасит поднявшуюся после пожаров 2010 года волну пожарного добровольчества, чем поможет ей развиться. Так оно и получилось - впрочем, вполне возможно, что МЧС именно этого и хотело (ведь добровольцы - это обычно самые объективные и квалифицированные свидетели того бардака, который творится у нас в стране в сфере пожарной безопасности).

Ниже приводится текст разработанного МЧС законопроекта.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»

Внести в Федеральный закон от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2717) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью следующего содержания:

«3. Настоящий Федеральный закон не регламентирует участие в обеспечении пожарной безопасности физических лиц, не являющихся добровольными пожарными.»;

2) в статье 2:

«3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и (или) в тушении пожаров и не имеющее на вооружении транспортных средств, являющихся мобильными средствами пожаротушения;»;

Б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и имеющее на вооружении транспортные средства, являющиеся мобильными средствами пожаротушения;

«7) участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидации пожара и проведению аварийно-спасательных работ, не предусматривающие руководства тушением пожара (проведением аварийно-спасательных работ), а также разработки оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий по тушению пожара (проведению аварийно-спасательных работ.»;

3) статью 3 дополнить пунктом следующего содержания:

«8) выполнения требований охраны труда.»;

4) статью 4 дополнить словами «и локальные нормативные акты организаций.»;

5) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Органы государственной власти, и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.»;

6) в статье 6 пункт 10 исключить, пункт 11 считать пунктом 10;

7) в статье 8:

А) в пункте 1 исключить слова «на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях»;

Б) пункт 2 дополнить словами «, а также в границах субъектов Российской Федерации.»;

В) в пункте 3 после слова «проживающие» дополнить словами «или пребывающие»;

Г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. На должности руководителя добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) могут назначаться работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.»;

Д) пункт 5 изложить в редакции:

«5. Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной командой или территориальной добровольной пожарной дружиной осуществляется руководителем, назначенными учредителем (учредителями).».

Е) пункт 7 дополнить словами «или руководителя организации.»;

Ж) пункт 8 дополнить словами «и других лиц, состоящих, в гражданско-правовых отношениях с данной организацией и работающих в данной организации, а также студентов (учащихся, слушателей) образовательных учреждений.»;

З) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«5. Управление деятельностью и имуществом объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной осуществляется руководителем, назначенными учредителем (учредителями).»;

И) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).»;

8) в статье 10:

А) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет.»;

Б) дополнить пунктами следующего содержания:

«2.1. Участвовать в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ вправе добровольные пожарные, годные по состоянию здоровья к осуществлению этих видов деятельности.

2.2. Состояние здоровья добровольных пожарных, участвующих в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения.»;

9) в статье 12:

А) пункт 2 после слов «общественных объединений пожарной охраны» дополнить словами «и нести расходы по их содержанию.»;

Б) в пункте 3 исключить слова «и органами местного самоуправления»;

В) дополнить пунктом следующего содержания:

«4. Имущество добровольной пожарной охраны, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки от органов местного самоуправления или организаций, передается соответственно на баланс муниципального образования или организаций.»;

10) в статье 17 исключить слово «территориальных»;

11) в статье 18:

А) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на следующие социальные гарантии:

Поступление вне конкурса в пожарно-технические образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

Внеочередную установку телефона;

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для добровольных пожарных время года в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

Внеочередное устройство детей добровольных пожарных в государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей дошкольного возраста (детские сады);

Внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение.

Преимущество при трудоустройстве в подразделения Государственной противопожарной службы при прочих равных условиях.»;

Б) дополнить частью следующего содержания:

«13. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе предоставлять работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров, возмещение расходов, связанных с использованием в служебных целях личного транспорта либо с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и к месту прохождения профессиональной подготовки, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных в период исполнения ими своих обязанностей.»;

12) в статье 20:

А) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается руководителем общественного объединения пожарной охраны. Режим несения службы (дежурства) в территориальной добровольной пожарной команде, утвержденный ее учредителем (учредителями), согласовывается с начальником местного гарнизона пожарной охраны.»;

Б) дополнить пунктом следующего содержания:

«4. Порядок несения службы (дежурства) работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными в составе дежурных сил и средств подразделений пожарной охраны других видов (порядок совместного дежурства) определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.»;

13) пункт 2 статьи 21 после слов «Государственной противопожарной службы» дополнить словами «и подразделений Государственной противопожарной службы,»;

14) пункт 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений иных видов пожарной охраны координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ.

По прибытии на пожар подразделений иных видов пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации

Что такое добровольная пожарная дружина

Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) существовали еще в СССР. Они действовали практически на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе и других сельхозпредприятиях. Целями дружин были профилактика пожаров и помощь в их тушении профессиональным пожарным. Но после распада страны их юридический статус был неопределенным. Кроме того, внимание государства к проблемам добровольных пожарных значительно ослабло, и фактически система ДПД была разрушена. А ведь в 1992 году в одном только Подмосковье существовало 447 пожарных команд.

И хотя с 1994 года действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), долгое время статус добровольцев был неопределенным. Неясно было, кто их финансирует, какие имеют гарантии и компенсации.

Тем не менее благодаря усилиям Центрального аппарата МЧС России и Всероссийского добровольного пожарного общества и его территориальных отделений система ДПД постепенно восстанавливалась. И по инициативе МЧС России в 2011 году был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Он определил статус ДПД, их взаимоотношения с государственной противопожарной службой.

Итак, добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой. В настоящее время подготовлены изменения в закон «О добровольной пожарной охране», согласно которым пожарной командой будет называться подразделение, имеющее на вооружении автомобильные средства пожаротушения. А дружина получит право иметь мотопомпу.

Территориальное подразделение занимается защитой от пожаров в основном населенных пунктов, расположенных на определенной территории. Инициаторами ее создания выступают, как правило, общественные объединения и граждане во взаимодействии с местными органами власти. Это может быть, например, Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Объектовая ДПД работает исключительно в организациях и предприятиях.

В задачи ДПД входит:

Профилактика пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В каких организациях можно и нужно создавать ДПД?

Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. Закон не обязывает работодателя иметь ДПД. Все зависит от его желания. Однако, исходя из практики, можно сказать, что смысл в ДПД есть там, где существуют пожароопасные производства, имеются склады с материальными ценностями, либо штат сотрудников более 50 человек.

Да, государственная противопожарная служба обязана приехать и потушить пожар, возникший на любом объекте. С момента вызова до момента прибытия пожарного расчета в условиях города должно пройти не более 10 минут, а в сельской местности - 20 минут (Пункт 1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Однако в реальности, когда быстрому проезду к месту пожара мешает сложная дорожная обстановка или неправильно припаркованные на подъездах к объекту автомобили, время может значительно вырасти. Если работодатель понимает, что реально к нему пожарные приедут через 40 минут, то, конечно, он должен позаботиться о защите своего имущества от огня. Обученные добровольные пожарные смогут к моменту появления профессионалов погасить огонь или не дать ему распространиться далеко.

По статистике МЧС России за 2013 год в стране произошло 3440 пожаров на производствах и в складских помещениях организаций, 4565- на складах и в торговых помещениях, 3025 - в административно-общественных зданиях. Ущерб от пожаров на этих объектах составил 5 728 398 000 рублей.

К примеру, рынки в Москве и области горят ежемесячно. Пока пожарный расчет государственной противопожарной службы доберется к месту пожара, как правило, успевает сгореть 5-10 контейнеров, а иногда и больше.

Чтобы предотвратить крупные материальные потери, владельцам рынков достаточно создать ДПД, обучить их, закупить и поставить у гидрантов оборудованные противопожарным инструментом и огнетушителями стационарные пожарные посты.

То же самое касается производства, детского лагеря отдыха, дома отдыха и т. д. Даже для небольшой организации актуальным является вопрос обученности работников способам тушения пожара.

Какой статус имеют добровольные пожарные

Добровольная пожарная дружина формируется из граждан, достигших возраста 18 лет, годных по состоянию здоровья исполнять следующие обязанности:

Профилактика пожаров;
- тушение пожаров;
- проведение аварийно-спасательных работ (Статья 10 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

В законе не указано, какие требования предъявляются к здоровью пожарных. Их определяет МЧС России. Но в ближайшее время право устанавливать требования к здоровью перейдет к Минздраву России.

В настоящее время вводится понятие пожарных-добровольцев, которые занимаются исключительно профилактикой пожаров. Такой доброволец может быть и хромым. Только в этом случае в структуре ДПД он будет заниматься исключительно вопросами профилактики.

Полноценным дружинником доброволец становится, когда его вносят в реестр добровольных пожарных. Порядок его ведения определен приказом МЧС России от 4 августа 2011 г. № 416.

Добровольный пожарный имеет право на:

Защиту жизни и здоровья в связи с занятостью в ДПД;
- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей;
- участие самостоятельно или в составе ДПД на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим и т. д.

Добровольцы, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Порядок и правила обеспечения установлены приказами МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170 и приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н.

Добровольный пожарный обязан:

Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме;
- во время несения службы (дежурства) прибывать к месту пожара или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;
- нести службу по графику;
- соблюдать порядок несения службы, дисциплину и правила охраны труда;
- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
- выполнять законные распоряжения руководителя ДПД.

Законом предусмотрена возможность личного страхования добровольцев. Но она зависит исключительно от желания работодателя.

Кроме того, им могут выплачиваться компенсации, которые должны быть установлены гражданско-правовым договором. Работодатель может на свое усмотрение установить формы материального стимулирования таких работников.

Если добровольный пожарный погибнет во время тушения пожара, его семье может быть выплачена денежная компенсация, размер которой устанавливают местные власти или власти субъекта федерации.

Как создать добровольную пожарную дружину

Инициатором создания добровольной пожарной дружины в организации могут выступить члены трудового коллектива (Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Так сказано в законе. Однако сложно представить предприятие, на котором работники выступят с таким предложением. Поэтому неформально инициатива исходит от работодателя. Ведь в конечном итоге выгодоприобретателем является он.

С формальной же стороны учредителями выступают работники. В законе прямо не указано, сколько человек должны быть учредителями ДПД. Однако, исходя из того, что ДПД - это общественное объединение в форме учреждения, их должно быть не менее трех (Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Инициативная группа со стороны работников направляет в адрес работодателя письмо в произвольной форме. Выглядеть оно может так:

Получив письменное согласие работодателя, инициаторы создания ДПД собираются на учредительное собрание. На нем избирают председателя и секретаря собрания, утверждают повестку, принимают решение об учреждении ДПД, утверждают Положение о ДПД, выбирают руководителя ДПД. Решение собрания оформляют протоколом.

Члены инициативной группы пишут на имя руководителя ДПД заявления о принятии их в добровольные пожарные и заявление о согласии на обработку персональных данных. Руководитель ДПД направляет в управление МЧС по субъекту федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны. При этом государственная регистрация не требуется, так как для объектовой ДПД это не обязательно.

Кроме того, руководитель ДПД направляет в управление МЧС по региону сведения о каждом добровольном пожарном, которые вносятся в реестр добровольных пожарных.

Работодатель может издать отдельный приказ о согласии на создание ДПД в организации, с указанием помещений, которые могут быть использованы под хранение инвентаря дружины и для проведения занятий.

Вступление в добровольную пожарную дружину других работников оформляется заявлением. Сведения о новых участниках ДПД также должны быть переданы в реестр добровольных пожарных. Заявление может выглядеть так:

Перед тем как быть принятым в состав ДПД, дружинник должен пройти медицинскую комиссию и обучение. Ее проходят в организациях, которые имеют лицензию Минобразования России. В Московской области обучить добровольцев может Московское областное отделение ВДПО. У него есть свой учебный комбинат.

Имейте в виду, МЧС России учить добровольцев не вправе.

Длительность учебного курса составляет 12 часов, а стоимость обученния одного добровольца составляет 1000 рублей. Вопросы оплаты учебы и медкомиссии для добровольцев необходимо прописать в положении о ДПД.

Кроме указанных расходов предстоит потратиться также на специальную боевую одежду пожарного, специальные средства пожаротушения (багры, топоры и т. п.). Если работодатель имеет крупное пожароопасное производство, то стоит задуматься о приобретении стационарного противопожарного поста. Его выпускают в виде крупного контейнера, в котором хранятся пожарные рукава, огнетушители, багры, спецодежда, пожарная мотопомпа и т. д. Комплектация зависит от особенностей защищаемого объекта. Стоимость в максимальной комплектации доходит до 500 000 рублей. Поэтому материальное обеспечение и финансирование ДПД обычно берет на себя работодатель.

Пост выставляют возле пожарного гидранта либо рядом с пожароопасным участком.

Поэтому финансирование дружины обычно берет на себя работодатель. Об этом также нужно указать в положении.

Будет ли выгода работодателю от добровольной пожарной дружины

Давая согласие на создание добровольной пожарной дружины, каждый работодатель думает, какую он от этого получит выгоду. На первый взгляд предстоят одни расходы.

Однако плюсы очевидны.

Первое. Добровольная пожарная дружина занимается профилактикой пожаров. Это значит, что у работодателя не будет болеть голова о том, заряжены у него огнетушители, свободны ли эвакуационные выходы, работает ли у него внутренний противопожарный водопровод и в каком состоянии находятся противопожарные рукава и т. д. Все эти вопросы будет проверять инспектор госпожнадзора, когда явится к работодателю. И если у работодателя с противопожарными мероприятия все в порядке, он избежит крупных штрафов.

Например, на торговых рынках за нарушение пожарной безопасности руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 25 000 до 50 000 рублей, а организация - на сумму от 250 000 до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ). В других местах нарушение пожарной безопасности может привести к штрафу для организации до 1 000 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Второе. Профилактика пожаров заключается не только в том, чтобы следить за противопожарными средствами. Добровольцы вправе требовать от других работников выполнения противопожарных требований. В их обязанности входит устранение (если это возможно своими силами) выявленных нарушений. Кроме того, они обязаны докладывать руководителю ДПД и организации о выявленных проблемах в пожарной безопасности.

Третье. Если возникнет пожар, добровольные пожарные смогу быстро его ликвидировать. Не секрет, что не каждый работник может быстро воспользоваться при необходимости огнетушителем, который стоит рядом с его рабочим местом, не говоря уже о том, что вряд ли найдет место, где расположен кран противопожарного водопровода. А обученный участник ДПД и огнетушитель использует по назначению, и пожарный рукав раскатает как надо.

Кроме того, добровольцы помогут организовать быструю и грамотную эвакуацию работников, что является немаловажным фактором при спасении на пожаре.

Четвертое. Поскольку добровольную пожарную дружину можно отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям, он вправе получить льготы по налогам за оказание материальной поддержки ДПД (Пункт 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли обучать добровольных пожарных?

Хотим создать в организации добровольную пожарную дружину. А нужно ли членам ДПД учиться премудростям тушения пожара?

Ольга БУСИНОВА, инспектор отдела кадров (Красноярск)

Да, добровольные пожарные должны пройти обучение в организации, имеющей лицензию на обучение по специальной программе.

Какую мотопомпу купить?

В процессе создания добровольной пожарной дружины столкнулись с проблемой выбора мотопомпы. Настоящая пожарная очень дорогая. Можно ли купить мотопомпу, предназначенную для полива?

Александр КУПРИЯНОВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Нет, нужно приобрести мотопомпу, которая имеет сертификат для ее использования как противопожарного технического средства. Конечно, цена сельскохозяйственной мотопомпы значительно ниже пожарной, однако и напор воды в ней существенно ниже требуемого. Поэтому, если придется ее использовать в реальном тушении пожара, этот факт может сыграть недобрую службу.

Кто может помочь с правильным расчетом противопожарных средств?

Задумались над созданием добровольной народной дружины в нашей организации. Но не знаем, какая нужна спецодежда пожарным, какие им нужны спецсредства и т. д. К кому можно обратиться?

Семен МАРЬЯНОВ, специалист по охране труда (Иркутск)

За помощью вы можете обратиться в региональное управление МЧС России или в территориальное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой.

2 Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. В то же время закон не обязывает работодателя иметь ДПД.

3 Больше всех в создании ДПД заинтересован работодатель. В современных условиях он сам отвечает за свою противопожарную безопасность.

4 Учредителями объектовой ДПД могут выступать не менее трех человек, которые должны являться работниками организации, где создается дружина.

5 Действующая в организации пожарная дружина может обезопасить работодателя не только от большого ущерба в случае пожара, но и от больших штрафов со стороны государственной пожарной инспекции.

Владимир ЕРМИЛОВ, председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (Балашиха)

Пожароопасность возрастает ежедневно, поскольку и в быту, и на промышленных предприятиях используется большое количество легковоспламеняющихся соединений и материалов, в том числе природный газ, нефть и продукты ее переработки. Высокий риск создают энергоемкие и сложные технологии, изношенные строения, коммуникации, сооружения, оборудование. Для многих предприятий в этой связи разрабатываются специальные требования обеспечения пожаробезопасности.

Причины возгораний

Пожары на предприятиях, как правило, обуславливаются нарушениями, допущенными в процессе проектирования и строительства. Немаловажное значение имеет несоблюдение простых мер безопасности самим персоналом, неосторожное обращение с опасными веществами и огнем. Зачастую нарушаются и электрооборудования. Недостаточный уровень подготовки сотрудников предприятий и населения, неспособность оперативно осуществить эвакуацию, предотвратить распространение пламени, локализовать его очаги приводит к большому числу несчастных случаев и вызывает значительный имущественный вред.

Добровольная пожарная охрана

Это специально сформированное социально-ориентированное объединение. Оно создается по инициативе организаций и граждан. Его деятельность регулирует 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Объединения формируются для участия в профилактике или ликвидации возгораний, а также выполнении аварийно-спасательных мероприятий.

Структура

100-ФЗ "О добровольной пожарной охране " предусматривает возможность комплектования специальных подразделений. Ими выступают команды и дружины. Последние представляют собой объектовое либо территориальное подразделение. Дружины непосредственно участвуют в тушении возгораний. Они не имеют мобильных средств на вооружении. Команды также непосредственно участвуют в тушении. Однако у этих подразделений есть мобильные средства на вооружении.

Задачи

ФЗ "О добровольной пожарной охране " содержит перечень функций, которые выполняют подразделения. Они осуществляют:

  1. Профилактику возгораний.
  2. Спасение граждан и материальных ценностей, оказание помощи потерпевшим.
  3. Участие в тушении.
  4. Аварийно-спасательные мероприятия.

Права работников

Их также устанавливает Федеральный Закон 100 "О добровольной пожарной охране ". Работники, которые имеют должности, установленные по штатному расписанию, члены команд или дружин имеют право на:

  1. Гарантии защиты здоровья, жизни в ходе исполнения своих задач.
  2. Компенсацию ущерба, причиненного при выполнении обязанностей. Возмещение вреда осуществляется в соответствии с правилами, установленными в законодательстве.
  3. Участие в составе дружины/команды или самостоятельно в тушении или профилактике возгораний, выполнении аварийно-спасательных мероприятий, оказании пострадавшим помощи.
  4. Информирование об обнаруженных нарушениях предписаний, правил в сфере пожарной безопасности местных структур власти либо подразделений Госпожслужбы.
  5. Внесение в территориальные органы самоуправления и уполномоченные учреждения предложений, направленных на повышение уровня защиты от возгораний в границах сельских и городских поселений, на межселенных участках и в организациях.
  6. Выполнение необходимых действий, связанных с обеспечением безопасности граждан и спасению материальных ценностей, при непосредственном тушении возгораний и проведении аварийных работ, в соответствии с законодательством.


Сотрудники подразделений обеспечиваются необходимыми средствами для индивидуальной защиты. Им выдается пожарное снаряжение для использования при непосредственном тушении возгораний. Предоставляются средства в порядке, определенном федеральным исполнительным институтом власти, имеющим полномочия по решению задач в сфере безопасности.

Обязанности

Федеральный Закон "О добровольной пожарной охране " предъявляет ряд требований к сотрудникам объединений, членам дружин и команд. Они должны быть закреплены в уставе или положении о деятельности подразделений. Добровольная пожарная охрана формируется из граждан, обладающих необходимыми знаниями в объеме, который предусматривается по программе первоначальной и дальнейшей профессиональной подготовки. Работники несут службу (дежурство) по графику. Согласно ему, граждане прибывают на место вызова при получении соответствующего сообщения (о возгорании или чрезвычайной ситуации). Добровольная пожарная охрана должна участвовать в тушении и оказании помощи потерпевшим. При возникновении необходимости нести дежурство в рабочее или учебное время, график согласуется с руководителем образовательной организации или предприятия, на котором трудится член дружины или команды, и утверждается начальником подразделения. Сотрудники, из которых формируется , обязаны следовать порядку, установленному уставом. Они должны выполнять правила ОТ, соблюдать дисциплину. Работники обязаны содержать пожарное снаряжение, инструмент, СИЗ и оборудование в исправном состоянии. Члены дружин и команд должны исполнять правомерные распоряжения начальников и руководителя тушения возгорания.

Обеспечение

Добровольная пожарная охрана финансируется и получает материально-техническое оснащение за счет своих средств, пожертвований, взносов, вкладов учредителей. Органы госвласти и территориального управления могут оказывать дополнительную поддержку объединению. Финансирование и может также осуществляться за счет иных средств, не запрещенных законодательством.

Личный состав

Он включает в себя сотрудников добровольной охраны, которые состоят на должностях, установленных штатным расписанием. В качестве члена дружины/команды может выступать физлицо, достигшее 18-ти лет, способное по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. Пригодность к осуществлению деятельности, связанной с тушением возгораний или выполнением аварийно-спасательных мероприятий. Для личного состава учредители могут предусматривать специальную форму и знаки отличия.

Подготовка

Добровольные пожарные и работники подразделений, не имеющие специального профобразования, должны в обязательном порядке пройти обучение. Инструктаж осуществляется по программам первоначальной и последующей профподготовки. Они разрабатываются и утверждаются исполнительными структурами власти, уполномоченными на решение задач в сфере пожарной безопасности. Первоначальная и дальнейшие подготовки работников производятся в подразделениях по правилам, установленным руководителем. При их утверждении должны учитываться особенности охраняемых сооружений и прочих объектов, специфика сельских, городских поселений, межселенных участков. Подготовка может осуществляться на базе учебных пунктов (центров) Госпожслужбы и иных организаций, которые имеют соответствующую лицензию на обучение. Физлица, которые входят в состав местного общественного управления, или граждане, которые участвуют в объединениях, созданных для решения разных проблем социального характера по месту учебы/работы, также проходят инструктажи. Их подготовка осуществляется в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных.

6 мая 2011 Президент подписал Федеральный закон «О добровольной пожарной охране», вступающий в силу 22 мая 2011 года. Этот закон при его обсуждении еще на стадии принятия вызывал жаркие споры. Возражения противников закона сводились к следующему:

1) Закон направлен на усиление чиновничьего произвола: теперь для того, чтобы тушить пожары, граждане должны регистрировать общественные объединения (добровольные пожарные дружины) и только в этом случае их деятельность будет законной.

2) Закон направлен на выкачивание денег из государственного бюджета.

3) Закон абсурдный и ненужный.

У всех в памяти еще остались летние пожары 2010 года, когда огонь уничтожал не то что дома, а даже целые деревни. Силы МЧС не справлялись, и люди объединялись в борьбе со стихийным бедствием: принимали участие в тушении пожаров, пахали «полосу безопасности» на тракторах, создавали дозоры, патрулировали леса и т.д. Многие населенные пункты были спасены благодаря слаженным действиям рядовых граждан, не являющихся сотрудниками МЧС. В общем, люди поняли, что они сами что-то могут. В этом свете вновь вышедший закон воспринимается некоторыми (в основном журналистами) как некая «попытка властей» загнать народную инициативу «в рамки», не допустить самостоятельности граждан, усилить власть чиновников.

Мы попытались разобраться в ситуации.

Немного истории .

21 декабря 1994 года был принят закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» . В соответствии со ст. 34 этого закона,

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара ;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности , в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны ;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности ;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Кроме того, одной из государственных наград Российской Федерации является медаль «За спасение погибавших» , которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 награждаются ГРАЖДАНЕ (то есть не только работники МЧС и члены общественных пожарных дружин) за спасение людей, в частности, при тушении пожаров.

Анализ этих положений закона дает основание сделать вывод о том, что участие граждан, даже не являющихся участниками добровольной пожарной охраны (в том смысле, какой придает этим словам новый закон) в тушении пожаров не только не противоречит закону, но и является в некоторых случаях обязанностью и даже иногда награждается.

Какие же отношения регулирует новый закон?

В первую очередь он устанавливает тот самый «порядок», о котором упоминает Закон о пожарной безопасности (Граждане имеют право на участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.) Спустя 16 лет этот порядок наконец установлен.

Итак, добровольная пожарная охрана как общественное объединение должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Для справки, такой регистрацией занимаются отделения Минюста и длительность этой процедуры составляет около месяца.

В соответствии со ст. 9 комментируемого Закона,

основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ .

то есть это те же задачи, которые предписываются ВСЕМ гражданам федеральными законами 1994 года - Закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Дальше начинаются чудеса: личный состав добровольной пожарной охраны - это работники добровольной пожарной охраны (то есть лица, связанные трудовым договором и состоящие в штате) и «добровольные пожарные», которые работниками не являются, но должны состоять в некоем «реестре добровольных пожарных». То есть для того, чтобы потушить внезапно возникший пожар, (а значит осуществить свое право и исполнить обязанность) необходимо сначала зарегистрироваться в реестре! При этом законом пока не установлен порядок и формы ведения этого реестра. В соответствии со ст. 13 закона, это обязанность МЧС. Как быстро будет установлен такой порядок, неизвестно, а до тех пор закон в принципе является невыполнимым, ведь регистрация добровольных пожарных в реестре является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.

Только после этого добровольные пожарные приобретают право на страхование, материальное стимулирование, компенсации и льготы, предусмотренные законом, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в установленном «когда-нибудь» порядке), а также на ЗАЩИТУ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ.

Посмотрим теперь на основные права добровольных пожарных и работников добровольных пожарных объединений.

Это право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;

6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно, никаких новых прав данным законом не предоставлено, эти права и так имеются у всех граждан согласно закону 1994 года. Заметим, что страхование добровольных пожарных не является обязательным и оставляется на усмотрение местных органов! Так сказать, «в рамках соответствующих бюджетных средств».

Предположим, что во время пожара граждане, не зарегистрированные в реестре добровольных пожарных, а также не являющиеся работниками добровольной пожарной охраны, объединились и потушили пожар. Даже не зарегистрировав в установленном порядке свое общественное объединение! Это же такое серьезное нарушение закона…

Какое же наказание ждет нарушителей?

Теоретически, в соответствии со ст. 28 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако ни Уголовный кодекс РФ, ни Кодекс об административных правонарушениях, ни даже вновь испеченный закон не содержат норм, предусматривающих наказание за добровольное тушение пожара. Так что граждане могут смело спасать свое имущество и дома, не вступая в «добровольную охрану» и не боясь наказания.

Итак, в результате изучения закона № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» можно сделать следующие выводы:

1) Закон не вводит реальных дополнительных гарантий для граждан, которые рискуют своей жизнью, участвуя в тушении пожаров.

2) Все дополнительные льготы и выплаты являются правом, а не обязанностью властей и учредителей общественных пожарных объединений.

3) Закон не доработан и в настоящее время не может быть реально исполнен.

4) Закон не содержит запрета для граждан участвовать в тушении пожаров.

5) Закон вводит необходимость регистрации добровольных пожарных объединений и добровольных пожарных, то есть имеет необходимую и привычную бюрократическую составляющую. При этом порядок регистрации добровольных пожарных законом не установлен, и когда он будет установлен-неизвестно. Без этой же регистрации добровольный пожарный таковым считаться не может и прав на льготы и социальную защиту не имеет.

Таким образом, законодатели и президент вновь тратят наши деньги на принятие никчемных законов, а пожары как полыхали, так и полыхают.