Проблемы развивающихся стран. Новый международный экономический порядок

Вопреки представлению, которое может сформироваться у современного человека начала XXI в., проблема отсталости развивающихся стран существовала не всегда и, более того, в контексте исторического времени возникла относительно недавно. При этом надо подчеркнуть, что речь идет именно о проблеме мирового развития, а не о разнице потенциалов развития Севера и Юга как таковой, которая существует практически уже много веков.

Если рассматривать проблему отсталости с историко-хронологической точки зрения, то можно говорить о следующих этапах: а) 1960-е гг. - возникает понятие "развивающиеся страны". Появление понятия связано с началом массового процесса деколонизации и появлением новых независимых государств, социально-экономические показатели которых качественно отличались от "развитых стран"; б) 1970-е гг. -возникновение проблемы отсталости. Для правильного понимания данной проблемы следует иметь в виду, что отличие качественных характеристик развития периферийных (колониальных) регионов от стран Центра существовало длительное время и возникло задолго до 1970-х гг. Однако в проблему мировой политики как явления, связанного с дезинтеграцией мирополитического пространства, оно превратилось только в названное десятилетие; в) с конца 1970-х гг. по настоящее время проблема "Север - Юг" (как сейчас часто называют рассматриваемую проблему отсталости) усугубляется. Другими словами, социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами возрастает. В связи с этим возникла точка зрения, что имевшее место в период холодной войны противостояние "Запад-Восток" сменилось на противостояние "Север-Юг".

Проблема отсталости - состояние мирополитической дезинтеграции, связанной со значительно более низким уровнем социально-экономического развития стран Периферии и отчасти Полупериферии по сравнению со странами Центра. Этот разрыв порождает целый ряд проблем мирового развития - международный терроризм, глобальную миграцию, "грязные" технологии и пр.

Попробуем классифицировать государства мира по уровню социально-экономического развития, чтобы вычленить те из них, к которым имеет отношение проблема отсталости. Развитые страны, или государства Центра, могут быть определены как члены ОЭСР. В настоящее время в Организацию входит 34 страны - преимущественно из Северного полушария (Россия наряду с некоторыми другими постсоветскими странами не принята в ОЭСР). На их долю приходится 60% мирового ВВП.

Развивающиеся страны, или государства Периферии и отчасти Полупериферии, образуют самую большую и очень разнородную группу стран. В этой многочисленной группе можно выделить следующие подгруппы:

  • а) новые индустриальные страны Азии (за исключением Южной Кореи, которая входит в ОЭСР) плюс Китай;
  • б) нефтедобывающие ближневосточные страны;
  • в) страны среднего уровня развития (Бразилия, Индия, Пакистан, ЮАР, Египет и др.);
  • г) самая многочисленная группа беднейших стран мира, расположенных преимущественно в Африке южнее Сахары и в Южной Азии (например, Лаос, Мьянма, Мали и др.). Эта группа насчитывает около 50 стран.

Третья группа - страны с переходной экономикой, к которым относятся постсоветские государства, включая Россию, и большинство бывших социалистических восточноевропейских стран.

В рамках предложенной классификации государства второй и третьей групп (развивающиеся страны и страны с переходной экономикой) в отличие от государств первой группы (развитые страны) в большей или меньшей степени содержат в своей социально-экономической структуре элементы отсталости. Беднейшие страны мира в полной мере соответствуют статусу "отсталые".

Перейдем от классификации к конкретным количественным и качественным показателям отсталости.

Существует несколько количественных подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них - разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется МВФ и МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода на душу населения.

В 1990-е гг. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения (среднедушевой ВВП): низкий уровень доходов - не более 765 долл. в год, средний уровень доходов - от 766 до 9385 долл., высокий уровень доходов - 9386 долл. и выше.

Следует признать, что это грубая градация даже в тех категориях, в которых она осуществляется. Дело в том, что на самом деле разброс среднедушевого ВВП стран мира составляет приблизительно от 380 до 36 000 долл. в год. По некоторым данным, уровень доходов в Швейцарии и Мозамбике соотносится как 100: 1.

Другой аспект проблемы состоит в том, что кроме дохода на душу населения существуют качественные параметры уровня жизни, которые не учитываются в упрощенных классификациях стран мира, используемых МВФ и МБРР. Комбинированный подход к оценке уровня жизни используется ООН с 1993 г. в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Оценка получила название индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)К При подсчете И РЧ1 учитываются три вида показателей:

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800-0,899), средний (0,500-0,799) и низкий (менее 0,500) уровень.

Лидерами по уровню ИРЧП по показателям 2009 г.1 являются (по убывающей) - Норвегия (0,943), Австралия (0,929), Нидерланды (0,910), США (0,910), Новая Зеландия (0,908).

Пять стран с наихудшим ИРЧП в мире следующие: Нигер - 0,366; Буркина-Фасо - 0,372; Мозамбик - 0,366; Центральноафриканская Республика - 0,352; Сьерра-Леоне - 0,329.

Россия занимает 66 место в списке из 187 стран с индексом ИРЧП, равным 0,755. Это средний показатель индекса. При этом индекс России за 2009 г. ухудшился по сравнению с 2008 г. (0,806). В 2009 г. на постсоветском пространстве Россия отставала от стран Балтии и Белоруссии. Индекс сильно варьируется по регионам России. По последним данным, наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы - 0,964 (что сопоставимо с индексами таких стран, как Норвегия, Австралия и выше, чем в 2008 г.), в то время как наименьший индекс у Республики Тыва - 0,732 (сопоставим с индексами Киргизии, Таджикистана).

В чем конкретно проявляется отсталость стран с низкими показателями ИРЧП? Во-первых, доход на душу населения часто не соответствует физическому минимуму проживания человека. С этим связаны голод и болезни. В 50 беднейших странах мира, в которых проживает около половины человечества, средний доход на душу населения составляет менее 500 долл. в год, а часто и вовсе равен 1 долл. в день. Половина мирового населения, проживающего в развивающихся странах, владеет едва ли 1% глобального богатства.

Такие доходы не дают возможности для накопления средств с последующим их вложением в национальное производство. Правда, имеет место общемировая динамика сокращения нищеты в отстающих странах в абсолютном ее выражении. К сожалению, эта тенденция нивелируется высоким уровнем имущественного расслоения и коррупции в этих странах.

Во-вторых, в мире сегодня насчитывается около 1 млрд неграмотных людей. Более 2/3 общего мирового количества неграмотных взрослых (785 млн человек) находятся в восьми странах (Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Эфиопия, Индонезия, Египет); из всех неграмотных взрослых в мире 2/3 составляют женщины; крайне низкий уровень грамотности сосредоточен в трех регионах: Южной и Западной Азии, в Африке южнее Сахары и в арабских государствах, где около 1/3 мужчин и половина женщин неграмотны. Особо надо обратить внимание на неграмотность женщин. Неграмотная мать не может заложить основы образования своим детям, которое необходимо им в современном обществе.

В-третьих, в отсталых странах высока детская смертность и низка продолжительность жизни. Правда, там, как правило, высокая рождаемость (в среднем в два раза выше, чем в развитых странах), но она имеет свой негативный эффект - безработное население съедает тот незначительный прирост ВВП, который имеется в этих странах.

Показатели отсталости связаны не только с ИРЧП, но и с макроэкономическими тенденциями развития стран Периферии. Среди них выделим инвестиционный и долговой кризис, технологический разрыв с развитыми странами, зависимость от импорта продовольствия.

Развивающимся странам катастрофически не хватает собственных инвестиций для развития экономики. 90% всех валютных поступлений осуществляется не за счет экспорта, а благодаря коммерческим займам. Это явилось одной из причин возникновения в 1980-х гг. долгового кризиса развивающихся стран. Норма обслуживания долга - показатель способности государства успешно справляться со своими внешними долгами, складывающийся из отношения текущих платежей но долгам к экспортной выручке и в идеале не превышающий 25% - составлял в те годы 100% и более, что свидетельствовало о полном банкротстве целого ряда ведущих стран Периферии (Мексики, Бразилии, Чили и др.)- К настоящему времени благодаря усилиям международного сообщества наиболее острые его проявления сглажены, однако долговой кризис перешел в хроническую стадию и даже усугубляется. Общая задолженность развивающихся стран в 1982 г. - 805 млрд долл., в 1996 г. - 2095 млрд долл. Внешний долг развивающихся стран и стран с переходной экономикой в 2005 г., по оценкам МВФ, равнялся 3047 млрд долл., что составило 83,1% их экспорта товаров и услуг и 31,6% к ВВП.

Технологический разрыв Периферии со странами Центра существовал всегда. Но с 1970-х гг., когда на Западе начали активно внедряться ресурсо- и энергосберегающие технологии, использование искусственных материалов, автоматизация и роботизация производства, этот разрыв начал возрастать. Ситуация складывается таким образом, что научно-технический прогресс, локомотивом которого являются страны Запада, оборачивается для развивающихся стран обесцениванием их конкурентных преимуществ -дешевой рабочей силы и натурального сырья.

Еще одной бедой стран Периферии стала проблема с продовольствием. До 1960-х гг. Африка сама себя кормила. В последующем многие страны этого континента - и не только они - стали вынуждены импортировать продовольствие. Особенно обострилась ситуация в 2000-е гг., грозя перерасти в мировой продовольственный кризис. Причин несколько, среди которых одна из важнейших возрастающее производство биотоплива из зерновых и масличных культур, которое обусловило сокращение предложения продуктов питания.

Попытаемся выделить суть из всего сказанного о содержании глобальной проблемы отсталости. Думается, что можно говорить о двух важнейших ее аспектах. Первое. Имеет место не просто разрыв между уровнями развития Центра и Периферии, а увеличение этого разрыва, или, говоря образно, ножницы между уровнями развития. Для наглядности приведем еще несколько цифр. Вот как менялось соотношение между уровнями дохода 20% наиболее бедной и 20% наиболее богатой частей населения Земли: 1960 г. - 1: 13; 1991 г. - 1: 60; 1999 г. - 1: 74; 2008 г. - 1: 100. Второе. Бедственная ситуация в развивающихся странах негативно влияет на внутреннюю ситуацию в странах Центра, придавая проблеме поистине всемирный характер. Среди отрицательных импульсов, идущих от стран Периферии, назовем: 1) долговой кризис, заложниками которого стали многие коммерческие и государственные структуры развитых стран; 2) международный терроризм; 3) промышленность на "грязных" технологиях и принцип "сначала развитие, потом экология", что влечет за собой усугубление глобальной экологической ситуации; 4) миграцию, которая только за период с 1970-х по 1990-е гг. возросла с 8 млн до 23 млн человек, а в 2010 г. общее число мигрантов на планете составило 214 млн человек. Касаясь последней проблемы, отметим, что в Великобритании на 60 млн британцев приходится 1,6 млн мусульман. Казалось бы, это совсем немного - если не принимать во внимание факт, что 40% из них хотели бы уже сегодня жить по законам шариата. Во Франции около 25% всех школьников придерживаются исламской веры, а всего к этой религии себя причисляют 5,6 млн человек из 59-миллионного населения. Схожая ситуация наблюдается и в других европейских странах - Швеции, Голландии, Норвегии, Швейцарии.

Проблема Север-Юг — это проблема развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между и последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в . после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были:

  • во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях
  • во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой , при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг . А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.

К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать . Можно назвать две основные причины его поражения:

  • Первая — это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.
  • Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась .

Пути решения проблемы Север-Юг

Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:

  • либеральный;
  • антиглобалистский;
  • структуралистский.

Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в развивающихся стран современный мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в . По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.

Антиглобалисты полагают, что современная система является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.

Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.

Естественно, что глобальная проблема отсталости связывается прежде всего с нынешним положением слаборазвитых государств. Глобальность проблемы отсталости оп­ределяется прежде всего тем, что это проблема большинства населения Земли и ее нерешенность чревата глобальным социальным взрывом.

В чем коренятся причины нынешней отсталости развивающихся стран? Одна из многих причин – колониальное прошлое стран. Эти страны хотя и получили политическую независимость, но продолжают испытывать последствия колониального прошлого, а в настоящее время и негативное воздействие междуна­родного разделения труда. С одной стороны, в развивающихся странах сосредоточена боль­шая часть населения планеты, на их территории сконцентрированы значительные запасы мировых природных ресурсов. С другой стороны, эти страны производят всего около 16% (или по другим оценкам – 30%) общемирового национального продукта. В этих странах производился в расчете да одного жителя товаров и услуг в 20 раз меньше, чем в развитых государствах.

Стремителен рост финансовой задолженности стран «третьего мира», к концу 1990-х годов превысившей 2 триллиона долларов. Ежегодно развивающиеся страны только по долговым процентам выплачивают суммы, в 9 раз превышающие получаемую ими по­мощь. Именно рост внешней задолженности, особенно в 1980-е годы, привел к необходимости беспрецедентного увеличения добычи полезных ископаемых, древесины и других видов сырья как основ­ной статьи экспорта этих стран.

Не стоит недооценивать и соци­ально-психологические факторы, которые наряду с материальными продолжают тормозить процесс развития. У многих жителей Азии и Африки сложились свои системы ценнос­тей. Их традиционное мировоззрение гораздо в меньшей степени ориентировано на «погоню за успехом», чем мировоззрение европейца или американца. В патриархальных традициях и нравах берут свои истоки и восточные религии, не способствующие приобщению человека к активной производственной деятельности.

Углубление экономической пропасти во многих странах «третьего мира», нарастание там социальной напряженности нередко толкают пра­вящие круги многих из этих стран на поиски не только «внутреннего», но и «внешнего» врага. Проявляется тенденция к возрастанию числа конфликтов, к их глобализации. В контексте подобных конфликтов можно рассматривать и некоторые региональные "ссоры", происходящие сегодня на территории бывшего СССР.

Отсталость развивающихся стран питает и воспроизводит их зависимость, а зависимость обусловли­вает и усугубляет отсталость. Степень зависимости может лишь несколько ослабевать или усиливаться, но не исчезает совсем.

«Диалог Север – Юг»

Растущий разрыв в уровнях развития экономики между развитыми и развивающимися странами служит источником обострения конфликта между «Севером» и «Югом». Политологический термин «Север – Юг» происходит первоначально от неофициального названия «диалог Север – Юг». Такой диалог возник на Парижской Конференции (1976 г.) по международному экономическому сотрудничеству, в которой приняло участие делегаций из 27 стран. В рамках этого “диалога” развивающиеся страны выступили с требованием установления нового международного порядка с тем, чтобы укрепить свои позиции в мировой экономике, увеличить предоставление преференций (преимущества) в торговле и улучшить условия получения современных технологий.

В этом диалоге интересы «Юга» представляют развивающиеся страны, а «Севера» – индустриально развитые.

Многие экономисты, представляющие интересы «Севера» считают виновным в отсталости «Юга» в первую очередь сам «Юг». Так, западногерманский исследователь Г. Шнайдер еще в 1971 г. писал, что “третий мир” неотвратимо идет навстречу «продовольственной катастрофе». По его мнению, предотвратить эту катастрофу не смогут ни “зеленая революция”, ни какие либо открытия в технологии производства продовольствия. Для реализации достижений “зеленой революции”, т.е. выращивания принципиально новых сортов риса и зерна необходимо создание сложной инфраструктуры, на которую уйдет 15 – 20 лет. За это время население этих стран увеличится на 50 – 70% и соответственно возрастут потребности в продовольствии.

Наряду с утверждением о том, что в проблеме «Север – Юг» изначально и прежде всего виноват сам «Юг», получило развитие прямо противоположения точка зрения – виноват прежде всего «Север». Такая позиция была обоснована в трудах аргентинского экономиста Рауля Пребиша. Основная идея этих работ состоит в том, что международные экономические отношения изначально были сформированы индустриально более развитыми странами и, следовательно, отражают в первую очередь их интересы , т.е. экономические интересы «Севера».

Для того чтобы пересмотреть установившиеся международные экономические отношения, сделать их приемлемыми для стран вступивших на путь индустриального развития, нужно было создать новую, влиятельную политическую структуру . Такой структурой стала «Группа 77».

Эта группа была создана по решению совещания министров развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1964 г. и оформилась на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию (Женева 1964 г.) в составе 77 государств. Отсюда и происходит ее название «Группа 77».

В основе деятельности «Группы 77» лежит:

    торгово-финансовое и техническое сотрудничество между развивающимися странами;

    разработка, согласование и координация их совместных действий на сессиях и конференциях ООН, а также других международных форумах по проблемам международных экономических отношений, включая торговлю, промышленность, сельское хозяйство, науку и технику;

    вопросы экономического, кредитного, финансового, а также технического сотрудничества с остальными, в первую очередь развитыми государствами.

Начиная с Алжирской Хартии (1967 г.) и практически во всех последующих программных документах главной целью «Группа 77» провозглашает борьбу за установление нового международного экономического порядка .

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

14.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

16. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

Задание 5 заполните таблицу

Представитель

Область деятельности

Политические взгляды

Роль в истории

К.П. Победоносцев

М.Н. Катков

Г.В. Плеханов

А.М. Горчаков

Генерал Скобелев

О. Бисмарк

Серафим Саровский