Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды). Основные функции налога

Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляются в двух аспектах.

Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. По этой причине, например, С.Г. Пепеляев, как и многие другие ученые, справедливо говорит об одностороннем характере установления налога.

Во-вторых, обязательность и императивность налога выражаются в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его (взимания) условия и порядок. Иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу.

Обязательность представляет собой правовую обязанность налогоплательщика по отношению к государству. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ, часть первая). Эти отношения не зависят от воли участвующих в нем сторон. Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он обладает комплексом определенных признаков, указанных в законе. Но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед налоговым законом. В противном случае налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ). "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшение положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют" (ст. 57 Конституции РФ).

Данный признак налога не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых иными, нежели налоговое, отраслями права: гражданским, трудовым правом и т. д.).

Налогоплательщик способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например, с помощью налогового планирования избегать появления отдельных объектов налогообложения. Однако в момент появления у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность и императивность (п. 2, 3 ст. 44 НК РФ). Налоговая обязанность может быть устранена (полностью или частично) лишь при наличии экономических и социальных факторов, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает предоставление налоговой льготы (ст. 56 НК РФ), либо ее исполнение может быть отсрочено по особым причинам, нередко чрезвычайного характера (гл. 9 НК РФ).

Иногда вместо признака обязательности или императивности налога (или наряду с ним) говорят о его принудительности. Вряд ли такое утверждение можно признать вполне точным. Обеспеченность принуждением свойственна любым общественным отношениям, регулируемым и (или) охраняемым правом. Налог в этом плане не является исключением. Однако обеспеченность юридическим принуждением, равно как и обязательность (императивность) не тождественны принуждению, так как пока участники отношений, порождаемых взиманием налога, находятся в границах правомерного поведения, нет никаких оснований для применения мер принуждения (например, в превентивном порядке).

Обязательность и индивидуальная определенность платежа вносимого налогоплательщиком в бюджет в виде денежного взноса. Обязанность уплата налога имеет конституционно-правовое содержание, установлена ст.57 Конституции РФ и подтверждена в ст. 21 НК РФ, других правовых нормах налогового законодательства. Обязанность платежа обеспечивается принудительным характером его исполнения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом требования налогоплательщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 налогового. Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено налоговым кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Система средств принуждения и санкций оказывает побудительное воздействие на налогоплательщика с тем, чтобы он полно и в срок уплатил налог. Предупредительно-профилактическое воздействие на сознание большинства налогоплательщиков оказывает угроза применения ответственности или других властных мер. По словам П. Годме, "элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера". Так, не являются налогами добровольные сборы и пожертвования в бюджет, а также государственные займы.

Необязательных налогов не существует. Индивидуальная определенность налога устанавливается путем его исчисления с применением установленных законом налоговых ставок, вычетов, изъятий преференций и других льгот к имеющимся у налогоплательщика объектам налогов. Таким образом, размер платежа индивидуально определен по каждому налогу и зависит от величины его объекта, базы, льгот и других особенностей налогообложения. В ряде случаев размер платежа зависит и от социального положения налогоплательщика. К примеру в ст. 218 НК РФ предусмотрены социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц именно по социальным признакам налогоплательщиков - инвалидов - Чернобыльцев, Героев Советского Союза и Российской Федерации, инвалидов с детства, инвалидов 1 и 11 групп, лиц имеющих детей и др. Существенным признаком налогов является их индивидуальная безвозмездность и безвозвратность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем, налог, выступая общественно необходимым имущественным взносом в бюджет возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких как, укрепление правопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т.д.

Налог -- это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств. Государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества. Поэтому перед конкретным налогоплательщиком государство не имеет никаких обязательств.

Безвозвратность означает, что, во-первых, при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Во-вторых, переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента налогоплательщику.

Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога -- государства. Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности.

Надо также учитывать, что рассматриваемый признак налога обусловлен, а точнее - с неизбежностью вытекает из признака социальной обусловленности налога. Понятно, что в той мере, насколько могут расходиться в каждом конкретном случае индивидуальный и общественный интересы, в той же мере социальная обусловленность налога может повлечь в определенных случаях частичную или даже полную безвозмездность налога и в указанном "абстрактном" понимании этого термина.

Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права собственности частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество (наличные деньги, имущественные права при безналичном перечислении суммы налога. Безвозвратность налога предполагает также отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога. Иногда в литературе утверждается, что в демократическом государстве налоги приобретают (в глобальном плане) возвратный характер. Они возвращаются плательщику в виде стоимости потребляемых общественных благ, обеспечиваемых государством. Однако, по моему мнению, в соответствующих случаях правильнее будет говорить о том, что налоги в социально-экономическом плане становятся не возвратными, а возмездными платежами. Юридическая же безвозвратность налога не может вызывать сомнений, поскольку уплата налога предполагает не временное отвлечение средств плательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения названных понятий. Это обстоятельство затушевывало юридическую природу того или иного платежа, затрудняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике. В налоговом законодательстве зарубежных стран эти категории строго разграничиваются. Например, французское налоговое законодательство определяет, что пошлина взыскивается государством без установления определенного со-отношения со стоимостью оказанных услуг. При установлении сбора фиксируется пропорция между его размером и стоимостью услуг, предоставляемых плательщику государственными органами Немецкое налоговое законодательство определяет сбор как платеж не за оказание услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

Правовые режимы установления и взимания сборов, пошлин или иных обязательных взносов всегда были и остаются объектами научного изучения.

Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 72 Конституции РФ указывается на «установление общих принципов налогообложения и сборов». Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного закона Российской Федерации, законодатель также не ввел в Налоговый кодекс РФ понятие пошлины.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т.е. используемое Налоговым кодексом РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

Согласно ст. 33316 НК РФ государственная пошлина - это

сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

К сожалению, законодательное закрепление дефиниции «сбор» не дало ответа на многие вопросы относительно отграничения налогов от иных обязательных платежей. Отсутствие четких критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что до сих пор в российской налоговой системе присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.

На данное обстоятельство справедливо обращено внимание Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 28 февраля 2001 г. № 5. В частности, Пленум указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Арбитражный Суд РФ обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленных в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного правового анализа акцизы, таможенные пошлины, ряд экологических налогов. Главная причина смешения формы и содержания налоговых платежей - в несоответствии системы налогов и сборов, установленной Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», ряду основных категорий Налогового кодекса РФ, прежде всего дефи-нициям налога и сбора, закрепленным в ст. 8.

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов - закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения названной конституционной нормы применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство может использовать определенные ограничения прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости - например, правосудие или нотариальные действия.

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов до-пускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11 Закона о Го-сударственной границе РФ установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого подтверждена Конститу-ционным Судом РФ.

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим признакам относятся.

обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

возможность принудительного способа изъятия;

осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам:

по значению - налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение;

по цели - цель налогов состоит в удовлетворении публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов - в удовлетворении только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений;

по обстоятельствам - налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия;

по характеру обязанности - уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива;

по периодичности - сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви-дуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Сопоставление юридических признаков налогов и сборов, образующих налоговую систему современного российского государства, подтверждает правильность общей теории государственных доходов, выработанной еще в XIX в. известными русскими и зарубежными финансистами. Согласно названной теории сборы и пошлины являются своеобразной формой обязательных пла-тежей, являющейся прообразом налога. Для цивилизованного государства более приемлемо использовать налоговые методы, поскольку «в современном видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность». Подобно тому как домены перешли в регалии, а последние - в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

12. Элементы юридического состава налога.

28. Виды налогов. Отличительные признаки прямого налога от косвенного.

Юр. определение налога дано в п. 1 ст. 8 НК РФ, где налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Отличительными чертами налога являются

Налог устанавливается и вводится законом;

Уплата налогов носит принудительный характер;

Налог уплачивается на основе безвозмездности;

Налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения;

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения;

Признаки налога как правовой категории

Обязательность

Индивидуальная безвозмездность

Денежная форма налога

Отчуждение имущества (Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления)

Цель его взимания - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований

Осн. положения о налогах закреплены в К РФ. В соотв. со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, при этом оно не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Более того, законодательство содержит запрет на использование референдума и иных инструментов непосредственной демократии для установления налогов и регулирования налоговых отношений. Так, согласно ст. 3 ФКЗ от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме РФ" вопросы о налогах не могут выноситься на всероссийский референдум.

"О налогах не договариваются" - один из постулатов налогового права и важнейший принцип финансовой деятельности государства.

Ранее в Рос. Законод-ве не приводилось различия между налогом и сбором, что приводило к нарушениям конституц. принципов налогообложения, а как следствие – к нарушениям прав налогоплательщиков. Кодекс устранил имевшийся пробел в законодательстве.

Налог отличается от сбора. В настоящее время под сбором (на федеральном уровне только!) согласно ст.8 НК, понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физ. лиц, уплата которого - одно из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юр. значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешении (лицензии).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие "сбор", можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий.

Важнейший признак налогов и сборов – их обязательный характер. Налог устанавливается гос-вом в одностор. порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудит. порядке. Установление налогов и сборов относится к компетенции представит-х органов гос-ва.

В настоящее время ст. 12 НК РФ предусмотрены сборы только на федер. уровне. Разновидностью сборов в НП является госпошлина.

Госпошлиной согласно ст. 333 НК РФ является сбор, взимаемый с плательщиков пошлины при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий. К юридически значимым действием приравнивается выдача документов (копий, дубликатов).

Сборы и пошлины отличаются от налогов отсутствием такого юр. признака, как индивидуальная безвозмездность.

Основные отличия сборов и налогов состоят в следующем .

1. Если налоги индивидуально безвозмездны, то сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством отдельных публично-правовых услуг.

2. При уплате сбора особое значение имеет стремление плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством, свобода выбора плательщика.

3. Целью установления сбора является компенсация дополнительных расходов государства, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически.

5. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Размер сбора соответствует масштабам предоставляемых публично-правовых услуг.

    В завис-ти от сроков уплаты : срочные / периодично календар.

    По окончательному плательщику налогов:

    Прямые (подоходные и поимущественные налоги, плательщик – владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода)

* Налог на прибыль * Налог на имущество

    Косвенные (налоги на товары и услуги, оплач-е сверх цены или тарифа, плательщик – потребитель товара, на к-рого налог перекладывается ч/з надбавку в цене)

* НДС *Акциз

    По порядку исчисления налогов: окладные/неокладные.

    По закрепленности налога за одним или несколькими бюджетами окончательного плательщика налога: закрепленные/разноуровневые.

    По субъекту, устанавл-му и конкретизирующему налог:

    • Федеральные (объекты обложения, плательщики и ставки устан-ся НК РФ и законодательными актами РФ. Налоги взимаются на всей терр. РФ)

* НДС * Акцизы

* Налог на прибыль орг-ций *НДФЛ

* ЕСН * Гос. пошлина * Водный налог

        Сборы за польз-е объектами животного мира, водных биологич-х ресурсов

        Налог на добычу полезных ископаемых

      Региональные (устанавливаются в соотв. с НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на терр. соотв-х субъектов РФ)

      • Налог на имущ-во орг-ций

        Транспортный налог

        Налог на игорный бизнес

      Местные (устанавливаются и вводятся в действие в соотв. с НК РФ, нпа представительных органов местного самоупр-я, обязательны к уплате на терр. соотв-х муниц-х образований)

      • Земельный налог

        Налог на имущ-во физ. лиц

По Закону РФ акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Объектами налогообложения акцизами признаются операции по реализации подакцизных товаров и минерального сырья, их передача и ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. (Гл. 22 НК РФ введена в действие ФЗ от 5 августа 2000 года).

Плательщиками акцизов выступают:

а) по товарам отеч-го производства - предприятия и организации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также их филиалы, отделения и другие обособл. подразделения, реализующие производимые ими товары. Пла­тельщиками акцизов по товарам, выработанным из давальческого сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению товаров и реализующие их;

б) по ввозимым на территорию РФ товарам - предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным зако­нодательством. Как правило, это декларант.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взно­сов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не про­водило четкого разграничения названных понятий. Это об­стоятельство затушевывало юридическую природу того или иного платежа, затрудняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике.

Правовые режимы установления и взимания сборов, по­шлин или иных обязательных взносов всегда были и остаются объектами научного изучения.

Юридические содержания налогов и сборов не являются то­ждественными. Одно из существенных различий между ними - признак возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетво­рения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъ­екту определенных услуг.

Несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефи­ниций «сбор» и «пошлина», Конституция РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 72 Конституции РФ указывается на «установление общих принципов налогообложения и сборов».

Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного Закона РФ, законодатель также не ввел в НК РФ понятие пошлины.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничива­ет понятия «налог» и «сбор».

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законодательно установленное определение сбора показыва­ет, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины.

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых дейст­вий. Под юридически значимыми действиями следует пони­мать разновидность юридических фактов - закрепленные в ги­потезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).



Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопрово­ждается определенной целью частного субъекта получить воз­мездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимает­ся, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве мате­риальной компенсации государству за пользование государст­венным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки. К общим относятся:

Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствую­щие бюджеты или внебюджетные фонды;

Адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

Изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

Возможность принудительного способа изъятия; осуществление контроля единой системой налоговых ор­ганов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые призна­ки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по сле­дующим юридическим характеристикам.

1. По значению . Налоговые платежи в современных условиях яв­ляются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели . Цель налогов - удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов - удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам . Налоги представляют собой безуслов­ные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляе­мую плательщику государственным (муниципальным) учреждени­ем, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности . Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности . Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви­дуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.