Избирает совет многоквартирного дома. Взаимодействие совета дома и управляющей компании, а также плюсы и минусы различных форм управления

В сегодняшней статье мы решили поговорить про правовой статус и выбор совета МКД . Вообще что из себя представляет данный орган, нужен ли он и как его выбрать при необходимости? Возможно, совет дома не нужен вовсе и достаточно лишь инициативной группы или собрания собственников помещения для решения вопросов повестки дня?

Совет МКД представляет собой орган, защищающий и отстаивающий интересы собственников помещений в доме. Совет дома может быть избран по решению собственников помещений в МКД в том многоквартирном доме, который находится в управлении УК (ч.1 ст.161.1 ЖК РФ). То есть, если в доме создан ТСН, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, то совет МКД уже не может быть избран.

Совет МКД избирается на 2 года, если иной срок не установлен решением ОСС (ч.10 ст.161.1 ЖК РФ). Его можно переизбирать на общем собрании собственников. Численность членов совета МКД определяется решением общего собрания собственников помещений (ч.4 ст.161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета МКД принимается в течение года с момента ввода дома в эксплуатацию. Если решение не принято или не реализовано, то орган местного самоуправления в течение 3 месяцев созывает общее собрание собственников помещений в МКД для выбора совета МКД (ч.2 ст.161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома может:

  • обеспечивать выполнение решений ОСС;
  • предлагать собственникам порядок пользования общим имуществом, план по организации работ для его содержания и ремонта, обсуждение вопросов компетенции совета МКД;
  • контролировать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также качество предоставляемых коммунальных услуг;
  • предлагать для утверждения годового общего собрания собственников отчёт о проделанной за год работе;
  • утверждать решение о текущем ремонте общего имущества в МКД, если оно было принято на ОСС большинством голосов (ч.5 ст.161.1 ЖК РФ).

Для выбора совета МКД нужно воспользоваться следующим алгоритмом действий.

Шаг 1 Инициировать проведение общего собрания

Инициатором может выступать любой собственник помещения в МКД. Он должен сформулировать вопросы повестки дня о выборе совета дома и его председателя, сформировать список кандидатов, определить дату, место и форму проведения ОСС, оповестить всех собственников о проведении собрания (ч.2 и 5 ст.45 ЖК РФ). Для подготовки организации и проведения общего собрания собственников целесообразно создать инициативную группу.

Шаг 2 Проинформировать собственников о проведении общего собрания

За 10 дней до даты проведения общего собрания нужно оповестить каждого собственника помещения в этом доме. Сообщение о проведении ОСС можно вручить лично в руки собственнику под роспись или отправить его по почте заказным письмом. По согласованию с общим собранием собственников помещений можно разместить сообщение о проведении ОСС в общедоступном месте дома (ч.4 ст.45 ЖК РФ).

Шаг 3 Проведение общего собрания собственников

Общее собрание собственников помещений в МКД может проводиться в форме очного, заочного и очно-заочного голосования (ст.44.1 ЖК РФ).

При очной форме проведения ОСС всех участников собрания нужно зарегистрировать. Если набран кворум, то можно рассматривать вопрос о выборе совета МКД и его председателя (ч.6 ст.161.1 ЖК РФ).

Если кворум не набран, то проводится заочное голосование. Каждому собственнику вручается бюллетень с указанием вопросов повестки дня, которые необходимо решить. Передать свои письменные решения собственники должны по месту и адресу, которые указаны в сообщении о проведении ОСС (ч.1 ст.47 ЖК РФ).

При решении собственников, принятого общим собранием, можно проводить ОСС по этому вопросу в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ (ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).

Общее собрание по вопросу выбора совета МКД можно также проводить в форме очно-заочного голосования с возможностью очного обсуждения повестки дня и заочного принятия решений (ч.3 ст.47 ЖК РФ).

Решение о выборе совета МКД и его председателя считается принятым, если за него проголосовало большинство участников ОСС. Решение о наделении председателя совета МКД необходимыми полномочиями принимается не менее 2/3 голосов от общего числа голосующих (ч.1 ст.46 , п.4.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

Шаг 4 Подведение итогов голосования и уведомление собственников о принятом решении

После подведения итогов голосования и оформления решения о выборе совета МКД и его председателя протоколом ОСС , но не позднее чем через 10 дней нужно уведомить всех собственников о принятом решении. Сообщение необходимо разместить в доступном для всех собственников месте в доме (ч.3 ст.46 ЖК РФ).

Совет МКД не является юридическим лицом, поэтому его регистрация не нужна (ст.48 ГК РФ , п.2 ст.161.1 ЖК РФ). Совет дома не владеет собственным имуществом. Орган не может быть истцом, ответчиком или защитником интересов собственников суде. Он также не может приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Совет МКД не имеет права вести предпринимательскую деятельность и получать средства от собственников помещений в этом доме.

Для управления деятельностью совета МКД из числа его членов избирается председатель (п.6 ст.161.1 ЖК РФ). Полномочия председателя совета МКД перечислены в п.8 ст.161.1 ЖК РФ .

Функции членов совета МКД нельзя передоверить, так как все они закреплены в решении и протоколе ОСС (п.1 ст.185 ГК РФ). Если какой-то из членов совета не может выполнять возложенные на него функции, то их можно передоверить только в нотариальном порядке.

Но в этом случае необходимо указать в бюллетенях голосования по выбору совета дома возможность передоверия полномочий и нотариальное его заверение (п.3 ст.187 ГК РФ). Однако каждый факт передоверия функций члена совета дома заверяется нотариально от каждого собственника помещений в МКД. Кроме того, по закону нельзя исключить одного из членов совета. При том, что свои функции совет МКД выполняет только в полном составе.

Решения ОСС, принимаемые более 50% от общего числа голосов

  • о сроках и порядке проведения годового ОСС и порядке уведомления о принятых нём решениях (ч.1 ст.45 ЖК РФ);
  • о проведении общего собрания в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ (п.3.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • об определении администратора общего собрания при проведении ОСС с использованием ГИС ЖКХ (п.3.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о порядке приёма администратором общего собрания сообщений о проведении ОСС, решений по вопросам повестки дня, продолжительности голосования (п.3.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о порядке финансирования расходов, связанных с созывом, организацией и проведением общего собрания по требованию инициативной группы собственников помещений в МКД (п.3.5 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о выборе и изменении способа управления МКД (п.4 ч.2 ст.44 , ч.3 ст.161 ЖК РФ);
  • о создании товарищества и утверждении его устава (ч.2 ст.135 , ч.1 ст.136 ЖК РФ);
  • о реорганизации товарищества (ст.140 ЖК РФ);
  • о ликвидации товарищества, если его члены не обладают более чем 50% от общего числа голосов собственников помещений в МКД (ч.2 ст.141 ЖК РФ);
  • о выборе УК и определении условий договора управления МКД (ч.1 ст.162 ЖК РФ);
  • об избрании и переизбрании совета МКД, если в этом доме не создано ТСЖ, ТСН, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив (ст.161.1 ЖК РФ);
  • об использовании ГИС ЖКХ в деятельности совета МКД, его председателя, комиссий собственников помещений в этом доме в случае их избрания (ч.13 ст.161.1 ЖК РФ);
  • о размере платы за содержание общего имущества в МКД , если в нём не создано товарищество (ч.7 ст.156 ЖК РФ);
  • о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО (ч.7.1 ст.155 ЖК РФ);
  • о текущем ремонте общего имущества в МКД (п.4.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о заключении договоров выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества при непосредственном управлении (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • о выборе уполномоченного от имени собственников в отношениях с третьими лицами при непосредственном управлении домом (ч.3 ст.164 ЖК РФ);
  • о месте или адресе хранения протоколов и решений ОСС (ч.4 ст.46 ЖК РФ);
  • об избрании комиссии собственников помещений в МКД (ч.12 ст.161.1 ЖК РФ).

Решения ОСС, принимаемые большинством не менее двух третей от общего числа голосов

  • о реконструкции МКД (расширение или надстройка), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений;
  • о капитальном ремонте общего имущества в МКД , об использовании фонда капремонта (п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о выборе способа формирования и минимальном размере фонда капитального ремонта, сумме взноса на капремонт;
  • о выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчёта дома и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нём, выборе российской кредитной организации, в которой должен быть открыт спецсчёт (п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
  • об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, условиях получения гарантии, поручительства, уплате процентов по кредиту или займу, оплате за счёт фонда капитального ремонта расходов на получение гарантии или поручительства (п.1.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • об использовании земельного участка под МКД, о введении ограничений пользования (п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о пользовании общим имуществом иными лицами, заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (п.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • об определении лиц, которые от имени собственников помещений в МКД могут заключать договоры об использовании общего имущества на определенных ОСС условиях (п.3.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в доме (п.4.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о наделении председателя совета МКД полномочиями на принятие определённых решений (п.4.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о создании товарищества собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если они находятся на земельных участках с общей границей, сетями инженерно-технических коммуникаций и элементами инфраструктуры для совместного пользования и обслуживания более чем одного жилого дома(п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). А юридически правильно провести общее собрание собственников по выбору совета МКД поможет .

Управление многоквартирным домом может происходить тремя путями:

  1. Непосредственное управление владельцами.
  2. Создание товарищества собственников, жилищного кооператива.
  3. Наем управляющей компании.

Справка! Когда в МКД больше четырех квартир, появляется обязанность из нескольких собственников помещений создать совет дома (). Он является уполномоченным органом, представляющим интересы всех жильцов.

Состав и председатель совета избираются на собрания из жителей МКД. В обязанности совета дома входят:

Орган подчиняется общему собранию владельцев дома. Если он трудится некачественно, его в любой момент могут переизбрать.

Нужна ли управляющая компания?

Для большей части МКД лучшим вариантом является выбор управляющей компании – сторонней организации, нанятой следить за делами дома. УК подчиняется Гражданскому кодексу. Договор управления является для нее основанием проведения работ в МКД.

Если жители выбирают этот способ управления, то они лично, общим решением, нанимают определенную компанию , которой и передают полномочия по организации различных работ в их доме.

Если жители не могут определиться самостоятельно с тем, какую именно компанию они хотят видеть «у руля», то такой выбор за них может сделать муниципалитет, назначив управляющую организацию принудительно. При желании ее можно будет сменить.

Обязанность компании — заключить с каждым владельцем помещений. Все подписавшиеся из каждого дома считаются единой стороной заключаемого контракта, оказания жилищно-коммунальных услуг. После подписания документа собственники обязаны платить УК за работу.

Чтобы работа приносила желаемый результат, необходимо выбрать хорошую УК:

Преимущества управляющей компании:

  • Задуматься самим придется лишь при выборе подходящей организации. Основным преимуществом управляющей компании для жильцов является то, что далее обо всем будет думать и заботиться она, а собственники помещений – лишь пожинать плоды.
  • В большом доме можно, взять контроль над ЖКХ в свои руки. Если всё пойдёт хорошо, то подобные услуги можно начать оказывать и другим домам, с чего получать прибыль.

Недостатки управляющей компании:

  • За услуги УК нужно платить.
  • Если УК недобросовестна или по каким-то иным соображениям задолжает ресурсоснабжающим организациям, есть риск остаться без тепла, воды и света. Но такая опасность есть и при любых других способах управления.
  • Если компания разорится, то практически невозможно будет вернуть обратно свои деньги.
  • Средства, перечисляемые жителями одно дома, могут уйти на ремонт чужого.

УК нужно поддерживать связь с советом МКД в лице председателя. Специалист организации, закрепленный за конкретным МКД, должен интересоваться, всё ли устраивает владельцев, что требуется изменить или улучшить в состоянии дома.

Эту информацию можно выяснить как по телефону, так и при личной встрече. Особое внимание стоит этому уделять за пару-тройку месяцев до общего собрания собственников по концу года.

Стоит также информировать собственников через председателя по вопросам, не входящим в полномочия совета , если владельцы помещений изъявляют такое желание. Председателю в этом случае нужно обратиться в УК за разъяснениями действий или проводимых/планируемых работ.

Управляющая компания может оказывать помощь при организации общих собраний. Председатель должен сообщить об очередном собрании с просьбой частично делегировать различные обязанности на представителя организации. К ним можно отнести распечатку бюллетеней голосования, протоколов собрания, помощь в подсчёте голосов и прочая.

УК вправе расширить полномочия совета дома и, указав это в договоре управления или протоколе собрания, позволить его членам решать вопросы, не входящие в полномочия совета, к примеру, вопросы планирования на будущий календарный год.

Альтернативные способы управления

Непосредственное — владельцами квартир

Непосредственное управление годится для маленьких домов, каких уже практически не строят. Этот вариант требует постоянного участия в процессах обеспечения жизнедеятельности дома практически всех жителей.

Собирать ради решения любых вопросов владельцев всех квартир – а их может быть до 20 – крайне затруднительно.

ТСЖ и ЖСК

Переходным способом является создание товариществ и кооперативов собственников. Его можно выбрать и для маленьких, и для больших домов.

Решения жителей здесь также важны, но в основном для ключевых моментов содержания дома и прилегающей к нему территории. Многие проблемы могут без привлечения жителей решать уполномоченные на это члены правления ТСЖ .

При такой форме управления жители становятся владельцами дома на правах дольщиков. Они ответственны за утверждение бюджета, определение суммы взносов и платежей, сдачу общедомового имущества арендаторам. Содержится дом на средства из бюджета, который организуют все жители совместно.

Преимущества:

  • Собственники сами распоряжаются собранными в фонде деньгами.
  • Есть возможность самостоятельно выбрать поставщиков ресурсов и производителей ремонтных работ по внутридомовым сетям, отказавшись от услуг ЖЭК.
  • Правление товарищества или кооператива можно при необходимости переизбирать, а также проконтролировать его работу.
  • При создании юридического лица представляется не только возможность открыть свой банковский счет, но и участвовать в судебных разбирательствах, если понадобится.
  • Есть возможность приватизации земли у дома.
  • Помещения в доме можно сдавать в аренду, а прибыль пускать на нужды дома.

Минусы:

  • Если несколько жильцов задолжали за какую-то коммунальную услугу от нее отключат всех, так как на дом устанавливается общий счетчик потребления ресурсов.
  • Непорядочное правление может ввести в заблуждение доверчивых соседей и растратить накопленными всеми собственниками деньги из фонда.

На видео представлена информация о работе ТСЖ:

Непосредственное управление стоит выбрать владельцам помещений в домах, где их как можно меньше, где каждый уверен в своем соседе и его возможности всегда участвовать в важных общедомовых делах и делать это разумно.

Сегодня организовывать ЖСК или ТСЖ, а также привлекать к помощи управляющие компании предпочтительнее, особенно, если речь идет о домах, где счет квартир идет на десятки.

Товарищества и кооперативы при этом менее стабильны и надежны, чем управляющие компании , так как для организации их работы в процессе управления домом требуется участие большого количества жителей.

Управляющая компания, проверенная и выбранная со знанием дела, подойдет для грамотного жизнеобеспечения дома при минимуме затрат со стороны жителей.

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Комментарий к Ст. 161.1 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме при всей своей значимости как единственный орган управления таким домом и как форма выражения воли указанных собственников не всегда является достаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью по управлению многоквартирным домом. Часто предоставленные собственникам помещений права на создание своих объединений по разным причинам реализованы не в полной мере. Не редки случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не осуществили выбор способа управления многоквартирным домом и отбор управляющей организации обеспечен органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ без участия собственников помещений. Понятно, что собственники помещений ни при каких обстоятельствах не должны быть отстранены от решения текущих вопросов по обеспечению прежде всего надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и его обслуживания.
———————————
По данным Росстата, в Российской Федерации на 1 января 2011 г. доля общей площади многоквартирных домов, которыми управляют товарищества собственников жилья, в общей площади всех многоквартирных домов составляет 19,8% (с учетом «многодомовых» товариществ собственников жилья).

2. Комментируемой статьей существенно расширены возможности собственников помещений, во-первых, в части более эффективного формирования и согласования собственниками помещений решений, направленных на повышение качества обслуживания и управления многоквартирным домом, и, во-вторых, закреплены конкретные полномочия в осуществлении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, а также контроля за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Указанные возможности и права в соответствии с новыми правилами должны применяться в случаях, если собственники помещений не смогли объединиться в товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поэтому при отсутствии в многоквартирном доме создаваемых собственниками помещений из своего состава объединений в форме юридических лиц такие собственники на своем общем собрании должны избрать совет дома, а из числа лиц данного совета избрать его председателя. При этом в состав совета дома могут входить только собственники помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, в отличие от правил, допускающих в определенных случаях создание так называемых многодомовых товариществ (ч. 2 ст. 136 ЖК), т.е. объединений собственников помещений в форме юридических лиц для управления несколькими многоквартирными домами, избрание одного совета дома собственниками помещений нескольких многоквартирных домов не допускается. Для исключения такой возможности в ч. 3 комментируемой статьи установлен императивный запрет.

3. Жилищный кодекс РФ устанавливает для собственников помещений многоквартирного дома императивное требование о необходимости избрания ими в указанном случае совета дома. Исключение составляют только так называемые малоквартирные дома, число квартир в которых менее пяти.

Необходимо обратить внимание, что численный критерий, отражающий минимальное пороговое значение для необходимости избрания совета дома, ориентирован исключительно на число квартир. Поэтому в данном случае не имеют значения такие параметры, как количество нежилых помещений и количество собственников жилых и иных помещений, в том числе комнат. Используемый в ч. 1 комментируемой статьи численный критерий количества квартир разграничивает только исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию совета дома, но не ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором менее пяти, также избрать на своем общем собрании совет дома и председателя такого совета. В данном случае собственники помещений в таких малоквартирных домах не связаны императивными рамками по обязательному избранию совета дома.

4. Создание собственниками помещений на своем общем собрании совета дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах. Указание на отсутствие регистрации, как представляется, введено, с одной стороны, с целью подчеркнуть, что такая форма самоорганизации группы собственников помещений в многоквартирном доме не может являться юридическим лицом, с другой — для устранения препятствий и давления со стороны любых административных органов в процессе реализации права указанных собственников на создание совета дома. Вместе с тем следует признать, что отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями.

Практические сложности будут иметь место также во взаимоотношениях между советами дома и их председателями с органами местного самоуправления, учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений председателя совета соответствующего многоквартирного дома. В то же время орган местного самоуправления должен иметь актуальную информацию о действующих в многоквартирных домах советах дома и о председателях таких советов прежде всего потому, что выполнение возложенной ч. 2 комментируемой статьи обязанности по созыву органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений при невыполнении обязанности по избранию совета дома в предусмотренных случаях может быть реализовано таким органом только при наличии необходимой информации от собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.

Актуальная информация о советах домов и их председателях также необходима и жилищным инспекциям, учитывая, что данным органам субъектов Российской Федерации предоставлены права на обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если такое решение не соответствует положениям ЖК РФ, а также на проведение, с согласия собственников, обследования жилых помещений, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю.

Следует признать, что предоставление информации об избрании общим собранием собственников помещений совета дома и его председателя прежде всего обеспечивает интересы собственников помещений, а сбор такой информации крайне необходим органам местного самоуправления для реализации возложенных на них обязанностей. Поэтому собственникам помещений следует незамедлительно уведомлять орган местного самоуправления об избрании совета дома и его председателя, а органам местного самоуправления необходимо организовать сбор и хранение соответствующих сведений, основываясь в том числе на исполнении предусмотренных ч. 3 ст. 165 ЖК РФ обязанностей по предоставлению гражданам информации, затрагивающей сферу жилищно-коммунальных отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что орган местного самоуправления обязан организовать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в предусмотренных комментируемой статьей случаях указанные собственники самостоятельно не осуществили избрание совета дома и его председателя. Для собственников помещений в многоквартирном доме установлен период, составляющий календарный год, в течение которого должно быть проведено общее собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о выборе совета дома и его председателя. С учетом ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсчет календарного года осуществляется со дня вступления в силу названного Закона, который согласно его ст. 9 вступил в силу через 10 дней после опубликования. Принимая во внимание дату официальной публикации, начиная с 17 июня 2011 г. в течение календарного года собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо в предусмотренных ЖК РФ случаях обеспечить избрание совета дома и его председателя.

Для органов местного самоуправления установлен специальный срок в три месяца, отсчет которого осуществляется по истечении указанного календарного года. При этом, если в предусмотренных ЖК РФ случаях в соответствующем доме не проведено общее собрание, на котором избраны совет дома и его председатель, орган местного самоуправления в период с 17 июня по 17 сентября 2012 г. должен организовать проведение общих собраний в таких домах. В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, организуемого при содействии органа местного самоуправления, включается вопрос либо об избрании совета дома и его председателя, либо о создании товарищества собственников жилья.

Возложение обязанности по организации проведения указанного собрания на орган местного самоуправления в сравнении с обязанностью по проведению данным органом открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК) представляется не достаточно обоснованным. Если «пассивное» отношение собственников помещений в многоквартирном доме в вопросе выбора способа управления замещается административными процедурами по понятным причинам, в данном случае такая пассивность не должна приводить к разрушению жилищного фонда и влиять на безопасность условий проживания. Преодоление же пассивности таких собственников по инициативе органа местного самоуправления в вопросе избрания совета дома и его председателя нельзя объяснить необходимостью обеспечения непрерывного управления домом, в таком доме не создаются условия, приводящие к утрате управления домом. Если «формально» избранные при содействии органа местного самоуправления совет дома и его председатель не будут активно пользоваться предоставленными комментируемой статьей правами, то не произойдет никаких изменений в улучшении качества «жизни» дома, для обеспечения чего и предусмотрено создание совета дома.

5. Только общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является единственным, постоянно существующим органом управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Поэтому совет дома не следует рассматривать как самостоятельный орган управления многоквартирным домом. Конечно, совет дома не является альтернативным способом управления и не заменяет собой общее собрание.

Исходя из целей создания совета дома и его компетенции избираемый из числа собственников помещений в многоквартирном доме совет следует рассматривать как законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном доме, посредством которого создается действующий на постоянной основе актив собственников такого дома.

Совет дома условно можно рассматривать как аналог действовавших в советский период домовых комитетов, которые также избирались на общем собрании жильцов или их представителей от домов, корпусов, подъездов (по нормам, устанавливаемым соответствующим исполкомом местного Совета народных депутатов, комитетом профсоюза предприятия, организации и учреждения) открытым голосованием сроком на два года в составе не менее семи человек. При этом цели создания совета дома и домового комитета с поправкой на имевшие место социально-экономические отношения практически совпадают.
———————————
Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 9 августа 1968 г. N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» (СП РСФСР. 1968. N 15. Ст. 75).

Домовый комитет образовывался на общественных началах в каждой жилищно-эксплуатационной организации исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, организации и учреждения в целях широкого привлечения населения к управлению государственным жилищным фондом и для содействия жилищно-эксплуатационной организации в ее работе по обеспечению сохранности жилищ и их дальнейшего благоустройства, по улучшению жилищных условий трудящихся и образцовому содержанию квартир, домов, дворов, придомовых участков и объектов благоустройства.

Совет многоквартирного дома (МКД) – процедуры выбора его участников, их права и обязанности. Положение о совете, протоколирование рабочих встреч и другие бумаги. Председатель совета, его полномочия и вознаграждение.

из статьи вы узнаете:

Владельцам квартир в многоэтажных домах приходится совместно решать различные бытовые и организационные вопросы. Если МКД управляется ТСЖ или ЖСК, контролирующим единственный дом, то всеми возникающими проблемами занимается правление этой организации. Совсем иная ситуация возникает при работе УК или прямом управлении силами граждан, владеющих квартирами. В этих двух случаях разбираться в возникающих проблемах и искать их решения должны сами собственники.

Наличие УК не гарантирует того, что она будет вникать во все волнующие владельцев квартир вопросы. У управляющей компании в подчинении обычно много домов. Она занимается общими организационными моментами. Своевременно обозначать перед УК актуальные проблемы и следить за их разрешением должен совет многоквартирного дома. Возможность образования этого органа прописана в статье 161.1 ЖК РФ.

Полезные материалы по теме:

Совет - это узаконенная форма объединения владельцев квартир, возможные действия которого закреплены в Жилищном кодексе. Данный орган представляет собой промежуточное звено между УК и владельцами помещений.

Совет МКД не признается юрлицом. По этой причине он не может располагать расчетным счетом, печатью и многих других атрибутов. Однако из-за этого эффективность работы совещательного органа не снижается. Если его участники активно и слаженно действуют, то они могут серьезно влиять на то, как в отношении их дома будет работать управляющая организация.

Главной обязанностью совета многоквартирного дома по смыслу соответствующих статей из ЖК РФ считается контроль работы УК. Многие владельцы квартир не понимают, для чего такое дублирование полномочий. Этот момент мы уже объясняли. Лучше всего сформулировать требующие первоочередного решения задачи могут сами люди, живущие в обслуживаемом доме.

Участники совета МКД указывают обслуживающей организации на следующие моменты:

  • необходимые действия в рамках текущего ремонта;
  • предложения по обновлению внутридомовых инженерных сетей;
  • требующиеся работы по облагораживанию площадок вокруг дома;
  • предложения по повышению качества предоставляемых ЖКУ.

При участии совета подготавливается договор управления для УО и соглашения, заключаемые с ресурсовиками. Он готовит план своей работы на год и затем отчитывается владельцам помещений о том, что было сделано. Мероприятия планируются с расчетом необходимых расходов. При составлении плана учитывается возможность финансового обеспечения тех или иных работ.

Избрание совета МКД проходит в рамках общедомового собрания. Здесь нужно соблюдать определенный порядок. Начинается все с подготовки к собранию людей, которые владеют помещениями в многоэтажном доме. Они должны получить от инициаторов мероприятия извещения за 10 дней до обозначенной даты.

Уведомление о готовящемся собрании направляется заказным письмом. Это правило работает, если на каком-то из предыдущих собраний не была утверждена другая возможная форма оповещения. Можно выбрать более простой способ. К примеру, это может быть развешивание объявлений на информационных стендах, установленных в каждом подъезде.

В уведомлении указывается дата проведения мероприятия и его повестка - голосование за членов совета МКД и его председателя. По итогам собрания составляется протокол. Члены совета выбираются из владельцев квартир в доме. Их количество нормативными документами не регулируется, в каждом случае оно определяется индивидуально. Максимальный срок действия полномочий совета - 2 года, после чего нужно проводить новое собрание.

Если жильцы хотят контролировать работу совета многоквартирного дома, то им самим необходимо озаботиться вопросом его формирования. В противном случае этим могут заняться представители УК или местной администрации. В совет в такой ситуации с большой вероятностью попадут люди, лояльные управляющей организации или муниципалитету.

При создании совета МКД принимается положение, определяющее работу данного органа. Это типовой документ, в котором прописываются:

  • общие положения;
  • цели и функции совета;
  • состав и порядок формирования данного органа;
  • обязанности его председателя;
  • функции комиссии собственников;
  • порядок работы совета;
  • организация делопроизводства;
  • правила взаимодействия с управляющей организацией и собственниками, и прочие необходимые пункты.

На странице вы можете ознакомиться с образцом данного положения, а также другими бумагами, которые используются при создании и работе совета.

Положение в каждом конкретном случае корректируется под потребности собственников. В нем можно прописать свои особенности, касающиеся порядка избрания и компетенции совета многоквартирного дома.

Основной задачей совета становится защита интересов собственников во взаимоотношениях с управляющей компанией. В том числе, этот орган отслеживает качество предоставляемых коммунальных услуг. Если оно не соответствует нормам, то в УК направляется требование об исправлении ситуации.

Члены совета многоквартирного дома обладают полномочиями по подписанию различных актов, касающихся состояния помещений и проведения в них различных работ. Подготовка текущего и капитального ремонта проходит при их участии.

Еще одна важная функция заключается в подписании актов при фиксации нанесенного квартирам ущерба. При затоплении, пожаре и других чрезвычайных ситуациях нужно сразу же описывать произошедшее, и фиксировать нанесенный вред для его последующего взыскания с виновника. УК нередко отстраняется от данных действий. В таком случае привлекаются члены совета МКД, которые при подобных происшествиях могут дублировать функции управляющей организации.

Общественный орган может поднимать любой насущный вопрос, и проводить для его решения общие собрания собственников. Под контролем совета находятся, в том числе, и средства, которые расходуются на обслуживание дома. Его члены имеют право на общественных началах выполнять ревизии произведенных затрат.

Каждое заседание совета многоквартирного дома протоколируется, для чего можно использовать общую форму документа. В протоколе отмечается:

  • адрес дома;
  • присутствующие члены и прочие лица;
  • повестка дня;
  • принятые решения.

При протоколировании могут отмечаться лица, выступающие с выносимыми на обсуждение вопросами. Ими обычно являются инициаторы решения каких-то проблем. Если кто-то выступает с дополнениями к высказанным позициям, то это тоже фиксируется. Выступающим могут задавать вопросы. Их содержание и ФИО спрашивающих людей также записываются в протоколе.

Законодательно вопросы о том, каким способом и в каком размере председатель совета получает вознаграждение, никак не оговариваются. При этом человек имеет большой перечень обязательств и несет серьезную ответственность. В большинстве случаев ни у кого не остается сомнений в том, что его труд необходимо оплачивать, хотя пост и является выборным, а работа ведется на общественных началах.

Вопрос об оплате деятельности председателя совета многоквартирного дома решается на общем собрании владельцев квартир. Денежные средства для выплаты вознаграждения собираются с жильцов дома. Этот пункт прописывается в квитанции. Обычно его включают в раздел, касающийся содержания общего имущества. В нем появляется отдельная строка, которая так и прописывается - оплата деятельности председателя совета дома.
Именно председателем выполняется большая часть работы, связанная с реализацией обязанностей совета МКД. По этой причине функции данного органа и руководящего лица во многом пересекаются. В том числе, председатель за получаемые от жильцов средства выполняет следующую работу:

  • прорабатывает с управляющей компанией договор управления МКД на стадии его подготовки. Председатель является представителем жильцов, поэтому он может в их интересах корректировать разные пункты соглашения;
  • доводит условия договора собственникам на очередном общем собрании;
  • подписывает договор управления, если собственники квартир в многоквартирном доме наделили его такими полномочиями;
  • контролирует исполнение управляющей компанией своих обязанностей;
  • ставит подпись на акте приемки работ, выполненных УК;
  • по доверенности от владельцев квартир выступает на судебных заседаниях при разбирательстве споров, связанных с процессом управления многоэтажным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Активный председатель совета МКД нередко после получения необходимого управленческого опыта выступает с инициативой создания ТСЖ в конкретном доме. Для отказа от услуг управляющей компании и появления товарищества достаточно решения общего собрания собственников. Впрочем, по такому пути ситуация развивается достаточно редко. Обычно председатель реализует свои права в части контроля деятельности УК и отстаивания интересов жильцов, оплачивающих его усилия.

Перечень имеющихся у совета МКД полномочий определяется все той же статьей 161.1 ЖК РФ. При этом важно разъяснить, что совет в соответствии с Жилищным кодексом не является органом управления. Это общественный орган. Если в многоквартирном доме нет ЖСК или ТСЖ, то управленческие решения может принимать только общее собрание владельцев квартир и нежилых помещений.

Создание совета многоквартирного дома не означает, что он получает какие-то управленческие полномочия. Задача этого органа в подготовке различных предложений. Они в дальнейшем уже рассматриваются на собрании и принимаются или отвергаются. Члены совета предварительно изучают и подготавливают предложения, чтобы собственники на их основании могли принять грамотные и взвешенные решения. После того, как решения принимаются, совет МКД следит за их воплощением в жизнь.

В Жилищном кодексе в деталях описываются полномочия совета дома и его председателя, но все же многие использующиеся в реальной жизни вещи остаются неосвещенными. Именно поэтому на общем собрании и принимается положение о совете. Этот документ мы рассматривали в одном из предыдущих пунктов. Задача положения как раз и заключается в том, чтобы одобрить определенный набор полномочий, которыми наделяется совет многоквартирного дома.

Положение представляет собой внутренний руководящий документ для дома, который помогает организовывать работу по его содержанию и обслуживанию.

Вложенные файлы

  • Положение-о-совете-МКД.doc
  • Протокол заседания совета мкд.doc
  • Устав совета дома.doc
  • Доверенность председателю.doc