Твердая налоговая ставка установлена для. Виды налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты

Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает правительство. Свое отображение принятые решения находят в Налоговом кодексе.

Поэтому нужно детальнее разобраться какие бывают ставки и почему твердые ставки исчисляются в абсолютной сумме.

Общие сведения

Будучи косвенным налогом, акциз несвязан с получением выгоды продавцом продукции. Его основной функций является наполнение местного и федерального бюджета.

Акцизный сбор широко применяется в разных странах мира. Порядок начисления этого налога установлен . Налоговым периодом считается календарный месяц.

Перечень подакцизной продукции непосредственно закреплен положениями . Определение налоговой базы происходит с учетом предписаний .

У акцизного сбора есть много общего с НДС. Однако акцизом облагается вся стоимость реализуемого товара, тогда как НДС охватывает только часть стоимости продукции.

К тому же акцизный сбор не применяется в отношении выполненной работы или оказанных услуг. Акциз входит в тройку косвенных налогов по наполнению государственного бюджета. Двумя другими конкурентами является НДС и таможенная пошлина.

При этом акцизный сбор применяется в отношении ограниченного количества подакцизной продукции и с дифференцированными ставками по группам товаров.

Этот вид налога уплачивают следующие лица:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, занимающиеся перевозкой товаров через границу.

Но даже с учетом выборочности объектов налогообложения размер акцизного сбора достигает 20% от общих поступлений в бюджет государства.

В то же время эти показатели указывают на определенные недостатки в работе отечественной системы налогообложения. Так как косвенные налоги сдерживают развитие российской экономики.

Анализ ситуации показывает, что правительство преимущественно заботиться о наполнении бюджета, но, не научилось использовать потенциал прямых налогов.

Для сравнения необходимо отметить, что в развитых государствах 2/3 бюджета составляют прямые налоги.

Тогда как в развивающихся странах эта цифра приходится на косвенное налогообложение. Конечно, государству легче собирать косвенные налоги, особенно во время инфляции.

Это связано с тем, что объем поступлений в бюджет зависит от стоимости продукции, а не от прибыли предприятий. Как следствие правительству удается минимизировать потери стоимости налоговых поступлений.

Понятие акцизного налога

Акциз - это косвенный налог, который устанавливается в отношении товаров массового потребления. Таким образом, покупатель является налогоплательщиком, а продавец (производитель) налоговым агентом.

Продукция, в отношении которой устанавливаются ставки акцизного сбора, считается подакцизной. Перечень налогооблагаемых товаров определяет правительство.

Сегодня к подакцизной продукции относится:

  • этиловый спирт;
  • спиртосодержащая продукция;
  • ликероводочные изделия;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью мотора от 150 л. с.;
  • бензин, дизтопливо;
  • моторные масла;
  • прямогонный бензин;
  • печное топливо;
  • параксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (согласно с ).

Не относятся к подакцизным товарам:

  1. Лекарственные препараты, включая продукцию ветеринарного назначения.
  2. Парфюмерно-косметическая продукция.
  3. Виноматериалы.

Акцизный налог выполняет две основные функции, регулирующую и фискальную.

Ограничения установленные российским налоговым законодательством на ввоз импортной продукции или введение повышенных акцизных ставок позволяют влиять на уровень потребления различных товаров.

Если рассматривать вопрос о налогообложении алкоголя, то, согласно статистике повышенные налоговые ставки являются единственным способом, влияющим на снижение его производства.

Что касается налогообложения транспортных средств, то здесь просматривается фискальная функция налога. Ведь большая часть транспортных средств с мощностью двигателя от 2500 см³ поставляется из-за границы.

Следовательно, правительство вынужденно заботиться о защите российского производителя и следить за сохранением конкурентоспособности отечественной продукции.

Что относится к объектам

Объектом налогообложения считаются операции, отображенные в .

Сюда входит:

  • продажа продукции произведенной в России;
  • отчуждение конфискованных товаров;
  • передача произведенной продукции владельцам предоставленного сырья;
  • передача выпущенных товаров для будущего производства неподакцизной продукции, за исключением этилового спирта;
  • передача товаров продукции для личных нужд внутри страны;
  • предоставление товаров в уставный фонд юридического лица;
  • передача предприятием выпущенной продукции лицу, которое выходит из состава участников предприятия;
  • передача изготовленных товаров с целью дальнейшей переработки;
  • ввоз продукции на территорию страны;
  • получение этилового спирта предприятием, обладающим свидетельством на изготовление неспиртосодержащей продукции;
  • прием прямогонного бензина юридическим лицом, обладающим свидетельством для его переработки.

Вышеуказанные операции касаются только подакцизной продукции. Перечень операций, не подпадающих под налогообложение, утвержден .

Акцизом не облагается:

Указанные в 1 и 2 пункте операции освобождаются от налогообложения в том случае, если по ним ведется отдельный учет, связанный с производством и реализацией подакцизной продукции.

Таблица определение налогово базы

Виды ставок акцизов

Налоговое законодательство выделяет следующие виды налоговых ставок:

  1. Адвалорную ставку.
  2. Специфическую ставку.
  3. Комбинированную ставку.

Адвалорная

Что касается адвалорных ставок, то они единые по всей стране и устанавливаются в процентах к подакцизным товарам. Этот вид налоговых ставок преимущественно используется в Таможенном тарифе.

Поэтому при использовании адвалорной ставки сумма налога на импортную продукцию рассчитывается по таможенной стоимости товара.

Сильные стороны этой пошлины заключаются в следующем:

  • она обеспечивает стабильную тарифную защиту внутреннего рынка страны;
  • она обеспечивает предельную прозрачность используемых тарифных инструментов.

Слабой стороной адвалорной ставки является то, что необходимо постоянно осуществлять таможенные расчеты стоимости продукции.

Твердая (специфичная)

Специфические ставки по подакцизным товарам устанавливаются в фиксированном размере за единицу продукции.

Комбинированная

Комбинированная ставка акциза - это сочетание двух предыдущих видов сбора.

Для расчета суммы налога можно применить следующую формулу:
Где, CА – сумма акциза,

Ос – объем реализованного товара,

Ас – твердая ставка акциза,

Оа – стоимость реализованного товара,

Аа – адвалорная ставка.

Законные основания

Основным нормативным актом, регулирующим вопрос налогообложения, является Налоговый кодекс. Порядок начисления акцизного сбора регулируется гл.22 НК РФ.

Процентная налоговая ставка по акцизам (таблица)

Налогообложение подакцизной продукции происходит на основании .

Ниже будут рассмотрены размеры акцизного сбора на следующие товары:

  • алкогольную продукцию;
  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • табачные изделия.

На алкогольную продукцию (спирт)

Размер акцизного сбора на спиртосодержащую продукцию составляет:

Акцизный сбор на алкоголь считается самым доходным среди акцизов. При этом налоговые ставки на водку значительно выше остальных.

Это объясняется попыткой правительства снизить производства крепких алкогольных напитков (см. подзаголовок «Понятие акцизного налога»). Налоговое бремя за единицу товара рассчитывается исходя из процентного содержания спирта.

Основным источником прибыли от акцизов на алкоголь является этиловый спирт. Применение акциза значительно сокращает бюджетные потери.

На бензин

Размер акциза на нефтепродукты составляет:

На дизельное топливо

Размер акцизного сбора на дизельное топливо составляет:

Фото: таблица ставок на дизельное топливо

На сигареты

Размер акциза на табачные изделия составляет:

Стоит отметить, что около 90% акцизных поступления от табачной продукции приходится именно на сигареты. К остальной табачной продукции применяются дифференцированные налоговые ставки.

Налогообложение курительного табака связано с тем, что этот продукт способен заменить сигареты фабричного производства.

Базой для исчисления налога является розничная стоимость одной сигареты или килограмм табака. Способ уплаты акцизного сбора за табачные изделия предусматривает внесение авансовых платежей.

Такой подход гарантирует полноту уплаты акцизного сбора за каждую единицу табачной продукции. Еще одним видом обеспечения уплаты налога может служить банковская гарантия или страховое покрытие.

Пример расчета суммы

Ранее уже приводился пример расчета суммы акцизного сбора по комбинированной ставке (см. подзаголовок «Комбинированная»).

Поэтому рассмотрим, как исчисляются твердые ставки. Как уже говорилось для расчета налоговой суммы необходимо объем реализованной продукции умножить на ставку акцизного сбора.

Для этого можно использовать следующую формулу:

Где, CА – сумма акциза,

ОРТ – объем реализованного товара,

СА – ставка акциза.

Пример. Допустим, предприятие произвело и реализовало 600 литров этилового спирта. Ставка акцизного сбора составляет 93 руб. за литр. Как следствие сумма акциза равна 55800 руб.

Исчисление производится следующим образом:

600×93=55800 руб.

Завершая обзор законодательства, необходимо выделить ключевые моменты, связанные с уплатой акцизного сбора. Основным фактором является то, что акцизом облагается вся стоимость реализуемой продукции.

Чтобы получить освобождение от уплаты налога, например, при передаче подакцизного товара между структурными подразделениями предприятия, налогоплательщику нужно вести раздельный учет по производству и реализации указанной продукции.

Уже с древних времен вместе с возникновением товарного производства, классовым разделением общества и появлением государства, нуждающегося в серьезных средствах на содержание чиновников, судов, армии, возникли налоги. В процессе становления капитализма и его развития усилилось и их значение: государство, выражающее общественные интересы в самых различных сферах и осуществляющее соответствующую политику, обеспечивало эффективную реализацию государственных функций, в том числе экономической и финансовой. Они стали являться основным источником формирования государственного бюджета. Под воздействием всевозрастающих потребностей государства в доходах складывалась и практика налогообложения.

На сегодняшний день налоговым кодексом его понятие определено достаточно полно. Здесь же следует отметить немаловажную деталь: налоговый платеж должен быть установлен законодательно.

Установленным налог считается в том случае, когда определены как налогоплательщики, так и элементы налогообложения,которыми являются:

  • объект налогообложения;
  • нал-я база;
  • нал-я ставка;
  • нал-й период;
  • порядок исчисления нал.;
  • порядок и сроки уплаты нал..

Налоговая ставка - один из обязательных элементов, представляющих собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По способу установления различают следующие виды налоговых ставок:

  • твердые (специфические) ставки;
  • процентные (адвалорные) ставки - в % от единицы нал-жения.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме, определенном размере на объект (единицу) нал-жения и не зависят от размера дохода, получаемого налогоплательщиком. При установлении специфических нал-овых ставок законом фиксируется определенная (твердая) сумма, подлежащая уплате в виде нал. с единицы обложения.

В качестве примеров применения твердых налоговых ставок могут быть приведены следующие виды налогов:

  • Транспортный - ставка устанавливается в твердой сумме (в рублях) в зависимости от мощности двигателя (в расчете на 1 лошадиную силу), регистровой тонны или единицы транспортного средства. Сумма определяется произведением налоговой базы и налоговой ставки (например, 100 л.с. х 5 руб.).
  • Сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов - налоговая ставка устанавливается в рублях за одну животную единицу, или за одну тонну.
  • На игорный бизнес - налоговая ставка устанавливается также в твердой сумме за один игровой стол, или игровой автомат, одну кассу тотализатора или букмекерской конторы.

Также законодательством предусматривается использование при налогообложении сочетания твердых и процентных (специфических и адвалорных) ставок. Примером такого сочетания могут быть государственные пошлины, обложение акцизами.

Из чего состоит налог

Целым рядом экономистов высказывается мнение о том, что твердые ставки представляют собой одну из форм льготного налогообложения. И действительно, для плательщиков, эффективно использующих объект налогообложения, такой вид ставки существенно уменьшает налоговые расходы. Однако, верно также и то, что в период инфляции и экономического спада, которые имеют отрицательное влияние на реальные доходы субъектов экономики, использование твердых ставок может стать одной из причин банкротства и разорения плательщиков.

ubiznes.ru

Виды ставок налогов

Вернуться назад на Ставки налогов

Ставки налогов являются налоговыми отчислениями на единицу налогообложения. Это доля от стоимости объекта недвижимости или величина налога, который приходится на единицу земельной площади, количества товара, массы и прочего, в чем измеряется единица налогообложения.

В случае, когда налог взимается с дохода, то налоговая ставка рассчитывается в процентах. Так же ставка налога может быть определена конкретной денежной суммой, рассчитываемой на один объект, или показатель его характеризующий.

Ставки налогов подразделяются на твердые, которые не зависят от величины дохода, пропорциональные, которые так же не зависят от дохода, но рассчитываются в процентном эквиваленте и прогрессивные — они увеличиваются по мере роста облагаемого дохода. Основная классификация ставок проводится с учетом следующих факторов. Первоначально они рассматриваются по методу установления: равные ставки (единые для всех налогоплательщиков), твердые ставки (зафиксированный порог для каждой единицы налогообложения), процентные ставки (предусматривают определенный процент с одного рубля).

По степени изменяемости ставки делятся на общие, постоянные и пониженные. Деление по содержанию подразумевает три вида ставок: маргинальные – прописанные в законодательстве; фактические показывают соотношение уплаченного налога к фактическому доходу и экономические. При маргинальной ставке не учитывают льготные и специальные условия. Это основная, налоговая ставка, хоть она и не является фактической. Для более четкого понимания налоговых ставок надо, прежде всего, рассмотреть фактическую ставку. Она определяется в процентном отношении уплаченного налога к налоговой базе. Допустим размер облагаемой налоговой базы составил 1 200 000 руб. При действующей ставки налога было оплачено 246 000 руб. Рассчитаем фактическую ставку: 246000: 1200000 х 100 = 20,5%.

В отличие от фактической, экономическая ставка определяется как соотношение уплаченного налога к совокупному доходу. Допустим, что величина совокупного дохода составила 2000 000 рублей, из которых 600 000 отнесем на различные льготы, установленные для налогоплательщика. Получим: 246 000: 2000 000 х 100 = 12,3 %. Именно экономическая ставка определяет неоднозначность налогообложения. Рассмотрим на примере налога на прибыль постоянную и пониженную ставки налогов. Согласно Налоговому кодексу налог на прибыль уплачивается в размере 20 % из них 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, а 18% — в региональные бюджеты. Субъекты вправе снижать региональную ставку до 13,5%.

Это снижение возможно для определенных категорий налогоплательщиков. При применении пониженной ставки, получателем налога становится федеральный бюджет. Это следует из статьи 284 Налогового кодекса РФ. По сниженной ставке налог на добавленную стоимость платят за получение дивидендов от российских или иностранных организаций, четко фиксированной ставки здесь нет. Она может быть 0%, 9% и 15%. Статья 275 Налогового кодекса. Доходы иностранных организаций, если они не имеют постоянных представительств, в РФ облагаются налогом 10 или 20 % .

Налогом на прибыль не облагается Центральный Банк Российской Федерации. Доходы от ценных бумаг имеют три варианта ставки налогообложения. Согласно п.4 статьи 284Налогового кодекса ставки налогов в данном случае, будут 15%, 9% и 0%. Достоин отдельного внимания налог на добавленную стоимость. Согласно налоговому кодексу, из плательщиков этого вида налога основная часть платит 18%, отдельная категория 10% и есть, оговоренные законом случаи, когда ставка налога нулевая. Поскольку для предприятий малого бизнеса это один из важнейших пунктов налогообложения, то рассмотрим его подробно. Налоговая база имеет прямую связь с особенностями реализации. Таких особенностей всего десять (ст. 153 – 162 и 167 Налогового кодекса РФ). Есть случаи, когда налоговая база исчисляется расчетным методом(18/(100+18)*100% и 10/(100+10)*100%). Налог на добавленную стоимость, определяется по налоговой ставке ноль процентов в случаях указанных законом. Это товары, вывезенные на экспорт, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны.

Услуги по международной перевозке товаров, любым видом транспорта, при которых исходный или начальный пункт расположен за пределами РФ. Международные перевозки людей и багажа; транспортировка газа и нефтепродуктов и ряда других аспектов, подробно рассмотренных Федеральным Законом №39 в редакции от 27.11.2010г. В российской налоговой системе присутствуют несколько систем или режимов налогообложения. Прежде всего, это общая система налогообложения (ОСН) и специальные режимы: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСНО) по общей схеме и по схеме «доход минус расход».

Специальные режимы были введены для снижения налогового бремени представителям малого бизнеса. Согласно нормам Налогового кодекса утверждены следующие ставки по специальным режимам налогообложения: ЕСХН рассчитывается по ставке – 6 %, ЕНВД – 15%, УСНО – 6% УСН доход минус расход – по дифференцированной ставке от 5 до 15%. Согласно Налогового кодекса РФ ставка налога не может быть дифференцированной, поскольку она должна быть едина и не зависеть от материального положения плательщика и происхождения капитала. Это не нарушается в режиме упрощенной системы налогообложения, поскольку ставка налога напрямую зависит от объекта налогообложения.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

ВВЕДЕНИЕ.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как создание основ.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

Достижение постоянного устойчивого экономического роста;

Обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

Создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

Равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение - это и есть главное в экономической политике государства.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налоги — обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. К общегосударственным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины » О системе налогообложения» (редакция от 02.02.94 г.).

Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению;

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации:

Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому, оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах..

Cреди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.

Ставка налога — важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

С натуральной базой обложения:

— по домовые налоги;

— по душевые налоги;

— специфические таможенные пошлины;

Со стоимостной базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода :

— налоги с оборота;

— налоги на имущество, капиталы и т.д.;

— налоги на проценты, дивиденды и т.д.;

б) налоги на базе очищенного дохода:

— налог на индивидуальные доходы;

— налог на добавленную стоимость;

— налог на наследства.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Или, вернее, пере распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Пере распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Твердые налоговые ставки

Твердая налоговая ставка определяется в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины доходов (например, на тонну нефти).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Твердые налоговые ставки» в других словарях:

Акциз - Содержание … Бухгалтерская энциклопедия

СТАВКА НАЛОГА - величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГОВАЯ СТАВКА - величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на… … Экономический словарь

налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на… … Словарь экономических терминов

Налоги - (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

Пошлина - (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора

Акциз - (фр. accise, от лат. accido обрезаю) косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же… … Википедия

Налог на добычу полезных ископаемых - (НДПИ) прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НК РФ. Содержание 1 Налогоплательщики 2 Виды полезных ископаемых … Википедия

Налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. В случаях указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Налоги - Налог обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые … Википедия

Налоговая ставка

Налоговая ставка — одна из норм налогового обложения, обязательный элемент налога. Размер налоговой ставки соответствует начислениям на условную единицу измерений базы налогов (товара, земельной площади, прибыли и так далее).

Сущность и классификация налоговых ставок

Налог — обязательный вид платежа, который должны выплачивать физические лица или компании в виде отчуждения средств, имеющихся в управлении или собственности. Цель — поддержание нормальной деятельности муниципальных формирований или страны в целом.

Налог можно считать установленным и налогоплательщик обязуется его выплачивать, если на законодательном уровне определены все элементы, а именно субъект и объект выплаты налогов, база и ставка по налогу, установленный период, скидки (льготы) по налоговым платежам, особенности (порядок) начисления налогов, сроки и порядок совершения налоговых платежей.

Особого внимания заслуживает «субъект налога» (налогоплательщик) — лицо, которое берет на себя обязательства по совершению налоговых платежей. В ряде случаев обязательство по выплате налога можно перевести на иное лицо, которое является носителем налога. Как правило, такое возможно при взимании косвенных видов налогов.

Если же «перекладывание» налога невозможно, то носитель налога и субъект выступают в качестве одного лица. Как следствие, под субъектом налога можно понимать такое лицо, которое обязано совершить платеж по заранее установленной ставке. В свою очередь, носитель налога — это человек, который производит соответствующие выплаты.
По существующим и действующим сегодня законам плательщики — граждане и компании, а также физлица, выступающие в роли ИП.

Объектом налогообложения чаще всего выступает — общий доход физлиц, прибыль, цена проданных товаров (услуг, работ), транспорт, а также имущество (к примеру, объект недвижимости), который находится в собственности. Как правило, название налога напрямую связано с объектом, с которого и взимается платеж — транспортный и земельный налог, на имущество и так далее.

При формировании налоговой ставки в расчет берется налоговая база — физические, стоимостные или другие параметры объекта, подлежащего налогообложению. К примеру, при выплате налога на транспорт в качестве объекта выступает автомобиль, а налоговая база — объем мотора. Если выплачивается налог на прибыль, то объект — сама прибыль, а налоговая база — ее стоимостное выражение.


Налоговая ставка — суммарная размер (величина) начислений налоговых платежей на одну единицу налоговой базы. Налоговые ставки делятся на два основных вида :

1. Процентные ставки определяются непосредственно с учетом налоговой базы и бывают — прогрессивными, пропорциональными и регрессивными:

— пропорциональные ставки имеют идентичный процент с существующей базой налогов. Примеры — популярные налоги НДС и на прибыль;

— прогрессивные ставки особенны тем, что они возрастают по мере изменения (как правило, роста) налоговой базы. При этом прогрессирование ставок бывать двух видов — простым и сложным. В первом случае ставка налога будет идти в рост вместе с самой базой, а во втором случае — будет происходить разбивка налоговой базы на несколько долей. При этом каждая из последующих частей будет облагаться какой-то более высокой ставкой. На современном этапе в РФ прогрессивных ставок нет;

— регрессивные ставки снижаются при росте налоговой базы.

2. Твердые ставки представляют собой абсолютную сумму на одну единицу налоговой базы. Такой вид налоговой ставки, как правило, применяется:

— при обложении налогами земли;
— при стягивании акцизного налога;
— при выплате налога на транспорт, когда исполнительный орган РФ устанавливает строго ограниченную сумму налога на 1 л.с. мотора авто.

Налоговый период, как правило — календарный год. Но для каждого вида налогов может приниматься свой срок, по завершении которого вычисляется налоговая база и начисляется общая сумма налога. При этом в основе расчета лежит налоговая ставка. В РФ сроки выплаты налогов могут составлять не только один год, но и один квартал или один месяц. При этом по одному налогу можно установить как один, так и группу (2-3) периода.

По факту расчета налогов с учетом налоговой ставки должны учитываться и льготы — скидки, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков. На сегодня в РФ работает следующая система льгот (скидок) — освобождение от выплаты налогов, необлагаемый налогом минимум, изъятие из налогооблагаемой базы какого-либо объекта налогообложения, уменьшение налоговой ставки.

К примеру, небольшие компании при переходе на «упрощенку» могут рассчитывать на освобождение от выплаты НДС, единого соцналога, налога на доход (прибыль) и имущество. Категория граждан, у которых на попечении есть лица в возрасте до восемнадцати лет, или граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в пользу некоммерческих структур, могут рассчитывать на необлагаемый минимум при расчете налоговых выплат на прибыль (для физлиц).

Налоговая ставка: виды и действующие размеры

К основным видам налогам в России можно отнести:

1. НДС действует РФ еще с момента создания нового государства. Он был введен в 1991 году. НДС — форма изъятия в пользу бюджета какой-либо доли добавленной цены, которая формируется в период производства. Она вычисляется как разница между ценой проданных товаров (услуг, работ) и объемом затрат (издержек) на изготовление. Основные ставки НДС — 18, 10 и 0 процентов. В ряде случаев могут использоваться производные ставки НДС от 10 и 18 процентов.


2. Акцизы — косвенный вид налогов, который является составляющей цены товара, оплачиваемого покупателем. Акцизная ставка устанавливается, как правило, для товаров, обладающих высокой ценой и максимальной рентабельностью. К примеру, акцизами облагается налоговая продукция, ювелирные изделия, машины (как правило, легковые), изделия из меха и прочие товары. В роли плательщиков выступают компании, являющиеся производителями подакцизных товаров или осуществляющие импорт такой продукции.

Акциз устанавливает Правительство РФ. К примеру, для питьевого спирта — 90%, шампанского — 47,5%, меховых изделий — от 10% и так далее.

3. Налог на прибыль выплачивают юридические лица (бюджетные или частные компании). Если организация полностью принадлежит иностранному владельцу, то для него стандартный налог на прибыль не действует. При расчете налогооблагаемой базы применяется валовой доход, а именно сумма дохода от продажи товара (услуг, работ), внереализационных сделок и основных фондов за вычетом затрат на проведение этих операций.


Здесь с начала 2009 года действует ставка в размере 20%. Кроме этого, часто применяются специальные ставки в размере от нуля до двадцати процентов (0, 9, 10, 15 и 20)

4. Налог на имущество предприятий. Роль плательщика играет компания (организация), ее филиалы, подразделения и так далее. Объекты — материальные ценности, а именно имущество компании (в финансовом выражении). При вычислении налогооблагаемой базы итоговый параметр актива должен быть уменьшен на общую величину оборота за облагаемый налогом период по следующим счетам — капитальным вложениям, расчетам с бюджетом, убыткам при отсутствии средств и так далее.

Величина ставки на имущество составляет 2% от среднегодовой цены, высчитанной для имущества организации.

5. Налог на доходы физических лиц актуален для всех видов прибыли, кроме тех, для которых действуют специальные тарифы НДФЛ — от девяти до тридцати пяти процентов (9, 15, 30 и 35). В большинстве случаев ставка равна 13%.

6. Сборы, которые взимаются за пользование объектами флоры и фауны . Здесь налоговая ставка может зависеть от объекта налогообложения. К примеру, за охоту на фазана или тетерева придется заплатить 20 рублей (минимальная ставка), а за охоту на овцебыка — 15 тысяч рублей. Ставка за пользование водными ресурсами составляет 10%.

7. Водный налог устанавливается отдельно для экономических районов, морей, озер или рек. С начала года (2015) ставка этого налога — 1.15%. Если забор воды устанавливается сверх установленных законодательством норм, то оплата производится в пятикратном размере. Если вода забирается для снабжения населения, то величина ставки составляет 81 рубль.

8. Государственная пошлина — сбор, который берется с компаний или граждан при обращении в государственные органы за выполнение какой-либо услуги. Как правило, все виды подобных действий устанавливаются на законодательном уровне. Регулирование госпошлины осуществляется НК РФ (глава 25). Налог — федеральный, то есть муниципальные власти не имеют права что-либо корректировать или менять. Размер напрямую зависит от категории плательщика и выполняемого госслужбами действия.

9. Налог на добычу полезных ископаемых. Этот вид налогообложения относится к федеральным, регулируется главой 26 НК РФ, взимается за использование ресурсов земельных недр — торфа, угля, руды, битуминозных пород, редких металлов, неметаллического сырья и так далее. К примеру, для нефти налоговая ставка составляет 766 рублей за тонну.

  • Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 233329 На казахском языке: 116993 На русском языке: 115930 На английском языке: 406 Дата обновления: 08.06.2018 […]
  • Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Консультация юриста онлайн Быстрый ответ - на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Где купить страховку ОСАГО в Саратове Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать ответственность виновники ДТП пострадавшей стороне в объеме […]
  • Что делать если есть страховка но нет техосмотра "Особенности языка закона: Речевые особенности официально-делового стиля вообще в полной мере свойственны и языку законов как его подстилю. Более того, в языке законов эти особенности встречаются в концентрированном виде и используются с повышенной строгостью. В […] Как посчитать неустойку за просрочку сдачи дома и проценты при расторжении договора? Законом установлен размер неустойки и процентов - 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от цены договора за каждый день просрочки. Если дольщиком является гражданин, неустойка и проценты уплачиваются в двойном размере! Формула […]

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Что такое налоговая ставка? Какие виды налоговых ставок бывают? На эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Рассмотрим, что такое налоговые ставки и как они классифицируются

Чтобы понять, что такое налоговая ставка, необходимо разобрать такие понятия, как налог и налоговая база. Итак, что же такое налог? Это платеж:

  1. Индивидуальный.
  2. Обязательный.
  3. Безвозмездный.
  4. Безвозвратный.

Он взимается в пользу государства для выполнения им своих функций. С кого? С физических и юридических лиц.

Налоговая база - это количественная суммовая оценка объекта налогообложения, т.е. прибыли или дохода.

Зная эти 2 понятия, можно понять, что же такое налоговая ставка. Она представляет собой размер налога на единицу налоговой базы.

Как классифицируют налоговые ставки?

1. В зависимости от метода установления:

  • Твердая (в рублях).
  • Процентная.
  • Смешанная.

2. В зависимости от рода деятельности налогоплательщика:

  • Стандартная.
  • Пониженная.
  • Повышенная.

3. В зависимости от способа, которым формируется налог:


Виды налогов, размер налоговых ставок

В наше время существует большое количество налогов. И у всех налогов разные ставки. Как в них ориентироваться? Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой вся информация структурирована. Вы легко разберетесь в тонкостях налоговых отношений.

Вид налога

1. Налог на прибыль организации

А)налог на прибыль

Б) налог на доходы по дивидендам и акциям

2. Налог на добавленную стоимость

А) для отдельных групп товаров

Б) для всех остальных

3. Налоговые ставки физических лиц

А) Налоговые ставки доходов

Б)С лотерей, выигрышей, различных акций

4. Государственная пошлина

Ставки разные, зависят от конкретной ситуации

Транспортный налог

Подразумевает ведение полной налоговой и бухгалтерской отчетности. Величина налоговой ставки составляет 20% и начисляется на прибыль организации. Такую систему налогообложения удобно применять, если вы занимаетесь оптовой торговлей. Кроме того, есть организации, имеющие льготы по налогу на прибыль. Им тоже очень удобно пользоваться данной системой налогообложения.

2. Патентная система налогообложения.

Она не подходит организациям. Рассчитана на индивидуальных предпринимателей. Фактически полученный доход не берется во внимание, когда рассчитывают величину налога. Решающим фактором является предполагаемая сумма дохода, устанавливаемая государством. Налог взимается с разницы между доходами и расходами. Величина налоговой ставки составляет 6%.

3. Упрощенная система налогообложения.

Имеет 2 налоговые ставки. На доходы начисляется налог 6%. Кроме того, налог взимается с разницы между доходами и расходами. Его величина составляет 15%.

4. Единый налог на вмененный доход.

Величина налоговой ставки составляет также 15%. Очень важно понимать, что налог рассчитывается исходя не из фактической прибыли, а из предполагаемого размера дохода. Этот размер устанавливает государство.

5. Единый сельскохозяйственный налог.

Как понятно из названия, он подходит только тем организациям, которые занимаются сельскохозяйственной отраслью. Стоит отметить, что перейти на данную систему налогообложения могут те, кто получает больше 70% дохода именно из сельскохозяйственной отрасли. А оставшиеся 30% доход, могут поступать из других областей. Способ начисления налога совпадает со способом начисления налога в патентной системе налогообложения.

Что еще нужно знать о налогах?

У каждого налога есть свой срок оплаты. Если вы в него не укладываетесь, то последуют санкции. А значит, дополнительные расходы. Вам это нужно?

Прежде чем подобрать систему налогообложения, вам необходимо тщательно проанализировать, какая из них вам подойдет больше всего и в каком случае ваши налоговые отчисления будут меньше. В наше время существуют даже фирмы, которые помогут вам правильно подобрать систему налогообложения, опираясь на род вашей деятельности, предполагаемых контрагентов и т.д.

Со временем вы можете поменять систему налогообложения. Как это лучше сделать, вы можете узнать в налоговой инспекции. Но прежде чем менять систему, обязательно изучите всю информацию подробнее, потому что новая система может вам не понравится. Тогда придется заново тратить деньги и время, чтобы определиться с новой системой или вернуться к старой. Помимо этого, необходимо будет переделывать все документы, поэтому делайте сразу правильный выбор!

Помните, что государство дает вам выбор. Только вы решаете как поступить в определенной ситуации. Чтобы принять правильное решение, лучше обратиться к опытному специалисту.

В налоговой системе существуют разные типы ставок. Они используются комбинированно, чтобы достичь наибольшей эффективности. Какие бывают типы налоговых ставок, которые можно встретить современному человеку? Чем они отличаются? Как они влияют на налоговую нагрузку, которую ощущает население страны? Чем является налоговая ставка с макроэкономической точки зрения? Какой у них функционал и рычаги влияния?

Что такое налоговая ставка?

Сначала необходимо определится с терминологией. Так, налоговой ставкой (нормой обложения податями) называют величину начислений, которые идут на одну дополнительную единицу изменения базы. Когда она выражена к доходу налогоплательщика в процентном отношении, её называют квотой. Ставка является обязательным элементом налога.

Налоговая нагрузка

Под налоговой нагрузкой понимают процентный уровень отношения податей к валовому внутреннему продукту страны. Другими словами, под это понятие подпадает отношение всех обязательных платежей к ВВП государства. Нагрузка может рассчитываться отдельно по каждому субъекту или в целом по объекту (предприятию или заработной плате человека). Чтобы посчитать её, необходимо использовать формулу: СНЧ/Д, где СНЧ - сумма начисленных налогов, Д - доходы.

Для слаборазвитых стран, где нет сильной системы социального обеспечения, является характерной низкая налоговая нагрузка, в развитых государствах она, наоборот, очень высока. Для последней показателен пример Швеции, где она в отдельные годы составляла выше 60%. Также необходимо отметить в рамках статьи разницу между фактической и номинальной нагрузкой. Они полезны с той точки зрения, что позволяют примерно оценить степень уклонения от уплаты налогов. Так, с увеличением номинальной нагрузки увеличивается количество случаев ухода от платежей. Когда она достигает определённого уровня, явление уклонения становится массовым, таким образом, фактическое положение дел меняется в сторону уменьшения получаемых денег. Когда государство получает наибольшее количество денег, считается, что ставка находится в точке Лаффера. Но до неё стараются не доходить. Теперь перейдём к основной теме и рассмотрим типы налоговых ставок. Косвенная система сбора податей рассматриваться будет только в общих чертах, а основное внимание будет уделено прямой.

Какие бывают типы налоговых ставок?

Так какое разнообразие существует? На данный момент используются следующие типы налоговых ставок. Список их легок для запоминания:

  1. Пропорциональный.
  2. Регрессивный.
  3. Прогрессивный.

Каждый из них имеет свои особенности, которые сейчас будут рассмотрены. Существует ещё 4-й тип: твердая ставка. Смысл её заключается в том, что устанавливается определённая сумма налога, который необходимо уплатить, независимо от доходов. Но ввиду отсутствия его экономической гибкости сейчас твердая ставка не используется в государственном масштабе, а только в виде ренты, например за тонну нефти или железной руды (независимо от прибыли).

Пропорциональная налоговая ставка

При действии такого механизма забирается одинаковая часть от всех типов доходов. Чтобы спрогнозировать, как он повлияет на получаемые людьми суммы денег, делают небольшие расчеты. Так, из чистого дохода следует вычесть обязательные траты, которые идут на питание, одежду, медицинское обслуживание, жилье и транспорт. Всё, что останется (при условии, что вообще что-то будет), составит дискреционную прибыль. Она может увеличиться или упасть после изменения уже имеющихся ставок (или введения новых). Следует заметить, что пропорциональная налоговая система является довольно неудобной при применении к бедным слоям населения. Так, 500 рублей из 10 тысяч и 5000 из 100 000 имеют разное значение для владельцев этих сумм, поэтому в ряде государству используются другие типы налоговых ставок. Пропорциональная система используется при работе с крупным бизнесом.

Регрессивная налоговая ставка

Под регрессивной налоговой ставкой понимают такой порядок обязательств, когда с ростом облагаемой базы уменьшается процент, который необходимо оплатить от своих доходов. Пример реализации: когда фиксируется часть от полученных прибылей, а определённая сумма, которую и нужно оплатить. Для удобства весь доход делится на отдельные части. Каждая из них облагается своей ставкой. Поэтому уменьшение суммы платежа происходит не для всего дохода, а для его части. Регрессивная многим кажется несправедливым способом налогообложения, и в чистом виде она мало используется. Есть более популярные типы налоговых ставок. Прямая регрессивная - одна из самых популярных в данной категории. В качестве практического примера реализации можно привести Так, при увеличении трат на оплату труда происходит снижение налоговой ставки. Данный механизм создан для вывода заработных плат из тени. Кстати, про типы налоговых ставок. Прямая регрессивная занимает здесь исключительное положение. Как вы убедились, она используется для мотивации определенных действий и используется государствами для повышения уровня законности.

Прогрессивная налоговая ставка

Прогрессивное налогообложение строится на доходах, которые используются по собственному усмотрению. Наибольший интерес представляет разница между совокупными средствами и тратами на первоочередные потребности. Этот принцип положен в основу прогрессивной налоговой ставки. Ведь с количественным ростом доходов уменьшается общая доля средств, которые идут на нормальное функционирование человека (траты на еду, оплату жилья и другие первоочередные платежи). И одновременно растут суммы, которые идут на покупку предметов роскоши или удовольствий. Данная налоговая ставка является решением случаев, когда менее богатый налогоплательщик испытывает более сильное бремя налогов, чем состоятельный человек. Дополнительно она делится на подтипы, которые отличаются между собой:

  1. Простая поразрядная.
  2. Одноступенчатая.
  3. Относительная поразрядная.
  4. Многоступенчатая.
  5. Линейная.
  6. Комбинированная.

Функции ставки

Как бы это странно ни показалось, но налоговая ставка, кроме основного предназначения, выполняет ряд функций экономического плана. Некоторые из них:

  1. Спасение экономики от "перегрева". При капитализме существует такое негативное явление, как периодические системные кризисы, которые обрушивают часть хозяйственного сектора страны. При росте экономики в условиях низких налоговых ставок в большем объеме осуществляется насыщение рынка. И при достижении порога кризиса придётся падать «с большей высоты». Чтобы избежать этого, правительства стран проводят политику увеличения налогового бремени, для уменьшения скорости и интенсивности насыщения рынка.
  2. Регулирование торговых потоков. Дело в том, что любая инфраструктура имеет ограниченные возможности своего использования. И если загруженность подходит к максимуму, можно увеличить транспортный или транзитный налоги, чтобы косвенно повлиять на данную ситуацию и дополнительно пополнить бюджет государства.

Влияние ставки на экономику с макроэкономической точки зрения

Государство в качестве причины установления налога может использовать всё что угодно, начиная с перераспределения доходов для создания справедливости и заканчивая устранением негативных внешних экономических эффектов. А для того, чтобы лучше провести свою политику и достичь максимальной эффективности, используется в качестве инструмента ставка. Следует отметить, что с макроэкономической точки зрения её уменьшение стимулирует рост совокупного спроса у граждан и одновременно мотивирует предпринимателей наращивать совокупное предложение. Это вытекает из такой закономерности: чем меньше гражданам необходимо платить налогов и чем ниже ставка по ним, тем больше может быть потрачено для потребления и приобретения новых товаров. Таким образом, создаётся цикл повышения активности в экономике, который хотя и не является бесконечным, может позитивно отразиться в кратчайшей перспективе на срок в несколько лет. Данным принципом пользуются государства при проведении стимулирующей хозяйственной политики. При увеличении ставок налогов фирмы и предприятия вынуждены поднимать цены, терять и сокращать своё присутствие. Таким образом, осуществляется переход к циклу сокращения роста. Можно заметить, что сокращение совокупного предложения на рынке обратно пропорционально величине налоговой ставки. Такая зависимость была описана в работах экономического советника президента США Рональда Рейгана Артура Лаффера, который стал основателем теории «экономики предложения».

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что на данный момент не существует универсальной налоговой ставки, которую можно было бы применить где угодно. Возможно, она будет разработана в будущем. Как бы там ни было, сейчас мы имеет только то, что есть.