Строительство дорог и федеральных трасс. Строительство дорог в россии и китае

Польско-российские консультации, которые прошли недавно в Москве, по оценке дипломатов, имели «конструктивный характер». Решено расширить рамки регионального и экономического сотрудничества и возобновить инструменты взаимного диалога.

Каким может быть новый формат взаимодействия с соседней страной?

За последние 2 года и так непростые российско-польские отношения пережили настоящую политическую бурю. После событий на Украине в 2014 году связи с Варшавой с каждым днем становились все холоднее. Ужесточались взаимные обвинения, нагнеталось военное противостояние, сокращались политические и экспертные контакты. Даже обычных дипломатических консультаций на уровне заместителей глав МИДа не было около года - ситуация ненормальная для не воюющих между собой соседних стран.

Прежнее польское правительство пошло на сворачивание программ даже в области культуры, науки и образования, которые традиционно находятся вне политики. Так, Варшава объявила об отмене перекрестного Года культуры Польша–Россия, намеченного на 2015 год. По сути, наши отношения с Польшей оказались на точке замерзания.

Дело дошло до того, что экс-глава польского МИДа Адам Ротфельд в конце минувшего декабря отказался от должности сопредседателя Группы по сложным вопросам. Эта комиссия, состоящая из российских и польских ученых и экспертов, ранее обсуждала самые трудные проблемы совместной истории. Группа сделала почти невозможное - под списком взаимных обид была подведена черта. Многие будоражащие умы вопросы - от Катыни до пакта Молотова-Риббентропа, оказались вынесены из политического поля в историческое.

Однако и опытный дипломат Ротфельд мотивировал свое резонансное решение тем, что не может сделать ничего позитивного в сложившейся обстановке.

Полагаю, что демарш признанного гуру польской дипломатии возымел действие. Новый глава внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский заявил об изменениях в отношениях с Россией. «На третий месяц работы нового правительства мы решили, что нужно начать разговор и с нашим соседом», - сказал он. В Москву был отправлен опытный дипломат - замглавы польского МИДа Марек Зюлковский.

После четырехчасовой встречи с российским коллегой Владимиром Титовым сторонам удалось сделать главное - составить каталог вопросов, которые нас объединяют, и вычленить разделяющие проблемы. Появился шанс, что взаимовыгодные области регионального, трансграничного и экономического сотрудничества не станут заложниками пропаганды и политической конъюнктуры.

Так 22 января в Москве был сделан первый, но очень важный шаг в сторону от ненависти к добрососедству.

Мы подошли к внешнеполитическому перевалу - негативная повестка показалась исчерпанной, а оставшиеся проблемы стали пытаться решать в конструктивном ключе.

Скажем прямо, «дорожная карта» позитивного диалога между Москвой и Варшавой еще не выработана, нам только предстоит ее вместе составить. Польско-российское примирение будет долгосрочным процессом, но оно может осуществляться сразу в нескольких плоскостях - политической, экономической и общественной. И если в политике нас будут ожидать неизбежные переговорные проблемы - от размещения объектов ПРО до саммита НАТО в Варшаве, то тем важнее становится общественная составляющая.

Глава МИД Польши уже обратился к польскому режиссеру Кшиштофу Занусси с просьбой возобновить «группу диалога» с Россией. Ранее мэтр Занусси был сопредседателем Польско-Российского гражданского форума, в котором участвовали политики, политологи, представители культурной среды из Польши и России. Как стало известно, возобновление заседаний форума состоится в конце зимы - начале весны этого года в России. Это очень верный и своевременный шаг по восстановлению интеллектуальных связей между нашими странами.

Тут главное - не сводить общественный диалог к его имитации в виде протокольных посиделок польских деятелей искусств с передовыми российскими тружениками. Важно отдельно предусмотреть поле для откровенных дискуссий экспертов, которые призваны находить для политиков неординарные решения трудных вопросов. Пора перестать смотреть друг на друга через прорезь прицела - иначе мы никогда не выберемся из разделившей нас траншеи вражды.

Большой потенциал к сотрудничеству находится в сфере религиозного диалога. Исторический опыт польского Костела по взаимодействию с государством и по практикам социального служения очень интересен. Нахождение совместных ответов на вызовы мирового терроризма и постхристианского мира не менее значим. Обсуждающийся ныне привоз в Москву общей святыни православных и католиков - образа Ченстоховской Божией Матери - мог бы сделать для нашего сближения больше, чем тысячи конференций и газетных статей.

Важной вехой стало выступление министра иностранных дел России на пресс-конференции по итогам 2015 года. Москва выступает за развитие отношений между поляками и россиянами, заявил Сергей Лавров в минувший вторник. Он особо подчеркнул: «Контакты между гражданами не должны пострадать. Даже если межгосударственные отношения скрипят по разным причинам, мы не хотим, чтобы от этого страдали люди». Глава МИДа напомнил, что совместными усилиями удалось создать малое приграничное движение в Калининградской области и Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах. Сегодня это одно из самых больших достижений в польско-российских отношениях на арене Евросоюза.

Отметим, что обе стороны признали эту программу эффективной и намерены продолжать реализацию в двустороннем формате «Польша - Россия 2014–2020 годы». По сути, область трансграничного сотрудничества стала единственным успешным форматом в условиях войны санкций. Важно, чтобы на самом верху России и Польши был дан ясный сигнал о стратегической значимости приграничных контактов и постоянно осуществлялся столь необходимый «антибюрократический патронаж».

О масштабах взаимных связей можно судить по статистике. По сведениям погранслужбы, в 2015 году в миллионной Калининградской области отмечено около 6 млн пересечений в рамках малого граничного передвижения, соотношение между россиянами и поляками примерно равное. И это голосование ногами идет вопреки всем негативным тенденциям, связанным с обострением обстановки, с введением санкций и с падением курса рубля. Россияне традиционно покупают в Польше качественное и недорогое продовольствие, одежду, технику, стройматериалы, а поляки едут к нам за дешевым бензином и сигаретами. Но этим потенциал трансграничной торговли не исчерпывается - в регионе развивается туризм, медицина, спа-услуги, создаются совместные предприятия в агробизнесе и производстве стройматериалов.

Приграничные области традиционно являются драйверами и взаимного процесса привлечения капитала. Мощный импульс к развитию региона мог бы дать новый формат - Форум трансграничного сотрудничества стран ЕАЭС и Балтики с участием глав государств. Такой форум мог бы регулярно проходить в портах Калининград, Клайпеда и Эльблонг, как региональных центрах экономического развития. Успеху дела будет способствовать то обстоятельство, что Калининградская область в 2016 году возглавляет Еврорегион «Балтика».

Что еще можно сделать сегодня, несмотря на политические сложности в отношениях Варшавы и Москвы и продолжающуюся войну санкций?

Аналитики, отслеживающие динамику в польско-российском пограничье, считают перспективными следующие направления сотрудничества: строительные работы с использованием польских технологий; компоненты для автобизнеса; создание химических, судоремонтных кластеров, производство мебели и одежды, все виды туризма. Особо привлекательна сфера сельского хозяйства - в Польше хорошо развиты современные методы кооперации, выращивание и переработка продовольствия по интенсивным технологиям. Сегодня, когда две трети россиян тратят на еду половину семейного бюджета, успешный опыт польского фермерства для нас крайне важен.

В условиях низких цен на нефть полезно также перенимать польский рецепт по выходу из экономического кризиса. Наша соседка была единственной страной ЕС, которой удалось избежать рецессии после финансового кризиса 2008 года. 50% ВВП и устойчивый рост экономики Польши обеспечил малый бизнес, то есть те предприятия, на которых работает менее девяти человек. Было принято законодательство, облегчающее административный пресс и доступ к микрокредитам. Может быть, вместо того чтобы спешно изобретать антикризисные программы, надо пристально приглядеться к польскому соседу?

Если обобщить, то от простых операций торгового обмена пора переходить к созданию линейки совместных предприятий, к передаче современных польских технологий и локализации промышленных производств на российской территории. Появление на свет Евразийского союза дает еще более широкий спектр возможностей взаимовыгодного сотрудничества польского бизнеса и стран ЕАЭС.

Чтобы понять важность добрососедских отношений с Польшей, достаточно взглянуть на карту. И мы увидим, что социальное благополучие стратегической Калининградской области напрямую зависит от этих отношений. Через польский коридор идет доступ к странам ЕС автотранспорта всего Евразийского союза. Если эти ворота захлопнутся, то бессмысленными станут многие инфраструктурные проекты ЕАЭС. В том числе уже строящийся автобан Западный Китай - Западная Европа и проекты скоростного железнодорожного пути.

Полагаю, что этого достаточно, чтобы ответить на вопрос, зачем нам все эти хлопоты по налаживанию нормального сотрудничества с Польшей. Есть такая пословица, что врагов и друзей мы выбираем сами, а сосед всегда от Бога. Россия и Польша - это Богом данные друг другу соседи. И мы просто обязаны вести себя прилично на одной геополитической площадке - не как обиженные подростки, но как мудрые взрослые люди. Наша дипломатия, официальная и народная, должна показать, что мы можем не только продуцировать конфликты по всему периметру, но и успешно их разрешать с учетом интересов России и Польши.

5 июня 2018 года в рамках выставки BAUMA 2018 состоялась конференция, организованная РБК «Строительство дорог и инфраструктурных проектов: техника, технологии, материалы». В центре внимания ведущих экспертов была нормативная база в области регулирования строительства дорог и инфраструктурных объектов, анализ ключевых мировых и российских тенденций и технологий в строительстве дорожных покрытий. Позицию Ассоциации бетонных дорог России на конференции представили заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, д.т.н., профессор Виктор Ушаков, коммерческий директор компании LafargeHolcim Максим Гончаров и руководитель регионального направления компании W i rtgen Юрий Жуков.

Дорожное строительство в России сегодня является одним из приоритетных направлений развития экономики. «Нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла», - отметил в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. К числу важнейших задач он также отнес повышение безопасности на дорогах и снижение до минимума смертности в результате ДТП. В связи с этим в предстоящие шесть лет планируется практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направив на эти цели более 11 триллионов рублей.

По словам Виктора Ушакова, выполнение стоящих перед отраслью масштабных задач возможно при условии строительства качественных и долговечных дорог, не требующих капитального ремонта через 4-5 лет после возведения. Однако решить эту проблему стандартными для России методами сегодня крайне сложно. Поэтому экспертам в области дорожного строительства необходимо проанализировать существующий мировой опыт. Сегодня в странах с развитой дорожной инфраструктурой значительное количество дорог строится с применением цементобетонной технологии.

Виктор Ушаков отметил, что в 70е годы в СССР был накоплен значительный опыт строительства дорог с цементобетонными покрытиями. Однако с 1980 года в данной области прекратились научные исследования, предприятия перестали выпускать необходимую технику, были свернуты проектные работы, т.к. акцент был сделан только на асфальтобетон. В то же время в мире развитие этого направления продолжалось - сегодняшние цементобетонные технологии можно смело назвать инновационными. За прошедшие десятилетия появились высококачественные марки бетона, были созданы специальные гидравлические вяжущие основания, необходимые для создания надежного дорожного покрытия.

Сегодня в стране существует государственный заказ на строительство сети новых дорог как федерального, так и регионального, и местного уровня. «Наша задача - развивать те типы дорожного строительства, которые обеспечат наиболее эффективное и безопасное дорожное движение», - сказал Виктор Ушаков. Он отметил, что на сегодняшний день разрабатывается нормативная база, позволяющая двигаться вперёд. В частности, в распоряжении Правительства РФ № 868-р от 10 мая 2016 года говорится о необходимости провести работу по оценке целесообразности увеличения объемов строительства автомобильных магистралей с использованием цементобетонного покрытия, а затем и реализовать пилотные проекты в разных климатических зонах в целях изучения различных технологий строительства цементобетонных дорог. В показатели реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов заложен рост новых дорог с цементобетонным покрытием уже к 2018 г. до 10% от всего объема дорожного строительства, а к 2030 году этот показатель должен составить 50%. Однако данные показатели крайне далеки от исполнения.

До сих пор до 99% новых дорог в России строится с применением традиционной полностью стандартизированной асфальтобетонной технологии. По мнению Максима Гончарова, такое положение обусловлено исторически сложившейся в нашей стране практикой проектирования дорог только с учетом сметной стоимости. В мире же все более широкое распространение получает другой подход, когда проект создается на основе расчета жизненного цикла дороги.

Он сообщил, что Ассоциация бетонных дорог реализует комплекс мероприятий, чтобы строительство дорог с цементобетонным покрытием приобрело массовый характер: разрабатывает стандарты, регламентирующие проведение работ, применение определенных материалов и технологий. «Богатый мировой опыт свидетельствует, что цементобетонные дорожные покрытия, построенные с соблюдением необходимых технологий, не меняют своих эксплуатационных свойств 25 и более лет. Требуется только периодический малозатратный ремонт верхнего слоя дорожной “одежды”», - отметил эксперт. При этом Максим Гончаров подчеркнул, что окончательное решение о строительстве дороги с тем или иным типом покрытия должно приниматься на основе анализа конкретной ситуации и целесообразности применения технологии в зависимости от климата, типа почв, доступности ресурсов. Также он упомянул, что одним из важнейших условий строительства качественных дорог, вне зависимости от покрытия, является укрепление грунта гидравлическими вяжущими.

По мнению Юрия Жукова, строительство дорог с использованием цементобетонной технологии станет драйвером роста рынка современной автодорожной техники. «В настоящее время мы наблюдаем некоторое падение спроса, но в условиях активного дорожного строительства можно прогнозировать оживление данного сегмента», - считает он.

Участники Ассоциации бетонных дорог России уверены: если строительство цементобетонных дорог приобретет массовый характер, то в стратегической перспективе выиграют все. Государство сможет экономить средства за счет снижения расходов на эксплуатацию и поддержание дорог в нормативном состоянии. Ключевые игроки рынка получат новые масштабные заказы на производство материалов и строительство дорог. Но главными бенефициарами станут все участники дорожного движения, которые смогут передвигаться по современным дорогам России быстро, комфортно и безопасно.


Задачи на умножение: как Росавтодор модернизирует дорожную сеть

В 2018 году в России планируется ввести в эксплуатацию более 275 км новых автотрасс и довести долю протяженности автодорог федерального значения, соответствующих нормативам, до 82,8 %. Исходя из этого, Росавтодор вскоре рассчитывает продемонстрировать возможности движения беспилотных грузовиков на магистралях.

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора и Михаила Пестряева / 10.04.2018

На ежегодной научно-практической конференции Федерального дорожного агентства были подведены итоги 2017 года и определены задачи отрасли на ближайшую перспективу. В минувшем году деятельность подведомственных учреждений Минтранса была направлена на решение перспективных задач, сформулированных в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Объем ввода в эксплуатацию трасс после строительства и реконструкции составил 230,7 км.

СПАД ПРЕОДОЛЕН

Подводя итоги 2017 года, глава Росавтодора Роман Старовойт отметил, что в нормативное состояние приведено более 39 000 км, или 77,96 % от общей протяженности федеральных трасс. Объем финансирования дорожного хозяйства в 2017 году составил 564,6 млрд рублей. «По сути, в 2017 году преодолен спад объемов строительства и реконструкции федеральных автодорог после периода нестабильности экономики предшествующих лет», - подчеркнул Старовойт.

Роман Старовойт, глава Росавтодора.

В прошлом сезоне дорожниками решен ряд задач по развитию сети Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов. В частности, завершено строительство и реконструкция участков Московского большого кольца, дороги М-8 «Холмогоры», финишировал первый этап строительства обхода Гатчины на дороге Р-23 Санкт-Петербург - Псков.

Роман Старовойт также отметил, что Росавтодором будет продолжена работа по привлечению для развития отрасли неналоговых источников финансирования в рамках функционирования системы «Платон». По состоянию на март 2018 года в системе зарегистрирован 360 951 перевозчик, 964 152 грузовых автомобиля. По сведениям Федерального казначейства, доходы от функционирования системы в 2017 году превысили 20 млрд рублей. За счет этих ассигнований для расширения принципов государственно-частного партнерства 2 млрд рублей внебюджетных средств направлено в Хабаровский край на финансирование концессионного соглашения по строительству обхода Хабаровска. Кроме этого, 3,6 млрд рублей предоставлено регионам на реконструкцию и ремонт уникальных искусственных сооружений. Средства от «Платона» уже позволили отремонтировать более 1700 км дорог: самые разбитые автотрассы в 40 городах и регионах, а также проблемные участки на 10 федеральных автомагистралях. Помимо этого, продолжается строительство новых и ремонт аварийных мостов. По этой программе уже открыто движение по 20 путепроводам. Среди важнейших региональных объектов, открытых благодаря системе «Платон», можно выделить мосты Борский в Нижнем Новгороде и Ворошиловский в Ростове-на-Дону. Планируется, что в 2018 году в бюджет фонда будет направлено еще 23 млрд, а в 2019 году ожидаются поступления в размере 25 млрд рублей.

В 2017 году на сети федеральных автодорог применены более 400 инновационных решений. Внедряются как полностью отечественные, так и адаптированные для нашей страны мировые практики. Например, реализуются проекты по методологии СПАС (аналог американской системы моделирования дорожного бетона), позволяющие подобрать оптимальный состав асфальтобетонной смеси для дорожного покрытия при заданных нагрузках и погодной специфике. Важной особенностью этих технологий является возможность использования местных материалов при проектировании составов асфальтобетонной смесей. В 2017 году по технологии СПАС отремонтировано около 150 км дорог. Также растут объемы применения модифицированных битумов и геосинтетических материалов. Применение новых технологий, увеличение межремонтных сроков (в среднем до 15 лет) и уже упомянутая высокая доля трасс, приведенных в нормативное состояние, позволили дорожникам в этом году не применять весенние ограничения для движения грузовиков. Летние ограничения остаются.

Еще одна инновация, ждущая автомобилистов в 2018 году, - это новая дорожная разметка. Разметку желтого цвета, которая лучше видна водителям в период снегопадов, в первую очередь начнут применять на дорогах Дальнего Востока и Сибири.

Росавтодор продолжает принимать меры по обеспечению сохранности дорожного покрытия. Для борьбы с нанесением ущерба федеральным трассам реализуется программа инструментального весогабаритного контроля. Сейчас в ведении Федерального дорожного агентства находятся 65 стационарных постов весогабаритного контроля, из них 17 позволяют производить замеры в автоматическом режиме. «Опытная эксплуатация пунктов автоматического весового контроля показала, что доля нарушителей только за прошедший год снизилась с 30 % до 4 %, и это очень существенное снижение», - отметил Старовойт. Росавтодор планирует продолжить создание систем весогабаритного контроля сети, работающих как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Доля протяженности федеральных дорог, соответствующих требованиям нормативных документов.

БЕЗОПАСНОСТЬ И БЕСПИЛОТНИКИ

Продолжается развитие дорожных технологий для беспилотного транспорта. Уже сегодня на ряде федеральных трасс идет внедрение комплекса программных и технических средств, обеспечивающих движение беспилотного транспорта. «Российские дорожники не отстают от европейских коллег, - сказал Роман Старовойт. - В большой степени наша дорожная инфраструктура готова принять беспилотный транспорт. Сегодня, если говорить спортивным языком, мячик находится на стороне автопроизводителей. КАМАЗ уже демонстрировал нам автомобиль, готовый двигаться по нашим дорогам в беспилотном режиме, сейчас такая возможность рассматривается на трассе Казань - Набережные Челны. Также мы создаем аналогичную инфраструктуру на реконструируемом участке трассы «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией».

Говоря о вопросах безопасности дорожного движения, глава Росавтодора отметил, что благодаря эффективному взаимодействию с ГИБДД в 2017 году на федеральной дорожной сети на 1,2 % сократилось общее количество ДТП. А с 2013 года снижение аварийности составило 12 %. Федеральное дорожное агентство уделяет особое внимание мероприятиям по созданию интеллектуальных транспортных систем. В частности, для организации беспрепятственного проезда автотранспорта независимо от метеорологических условий на федеральных дорогах функционирует Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО), ее данные используются в ситуационном центре Росавтодора.

B. Федеральные дороги по типам покрытия.

Начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Михаил Черников, в свою очередь, отметил, что совместно с Росавтодором принято решение возобновить участие подразделений ГИБДД в предварительной оценке соответствия вводимых после окончания строительства, реконструкции или ремонта участков федеральных дорог требованиям безопасности дорожного движения. Глава ведомства рассказал, что по итогам 2017 года удалось сократить число ДТП на дорогах РФ на 4000, а количество погибших пешеходов на 5,4 %. Наиболее распространенным и эффективным способом решения задач контроля соблюдения ПДД, по мнению Михаила Черникова, является внедрение специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеосъемки.

Завершая конференцию, Роман Старовойт сказал, что в 2018 году на федеральных автодорогах планируется ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 275,7 км, что на 19,5 % превысит уровень 2017 года. Выполнение программ дорожной деятельности позволит в 2018 году Росавтодору довести долю протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям до 82,8 % общей протяженности, подчеркнул глава Росавтодора.