Вмешательством государства в экономику откладывая. Государство в экономике: вмешательство или регулирование

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  • 1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
  • 2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  • 3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства -- удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. -- эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции -- это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции -- его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных -- это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики -- изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П.Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого -- равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (рис.3).

Государственное регулирование осуществляется через:

  • 1) правовые регуляторы, большое значение здесь имеет правовая основа предпринимательства;
  • 2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно;
  • 3) экономические регуляторы -- основные.

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов

Рисунок 3 - Классификация экономических регуляторов

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта -- это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях


Рисунок 4 - Сферы деятельности государственного сектора

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (рис.4). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска «общественных товаров» и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене -- практически равно нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании -- это прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства -- с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась «волна» разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третьего», т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция -- везде, где возможно, регулирование -- везде, где необходимо!». При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро-(предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной -- на макроуровень.

Определение роли государства в экономике и социальной сфере является ключевым вопросом современной общественной жизни. История человечества не знает примеров независимости государства от существующей в стране экономической системы, а экономики - от существующей в стране социальной политики государства, формирующего свое экономическое пространство.

Оптимальные масштабы государственного влияния на жизнь общества не абсолютны, а исторически обусловлены. Происходящие в мировом хозяйстве процессы содействовали существенному возрастанию значимости теоретических построений в познании закономерностей и тенденций экономических отношений при разработке научно обоснованной экономической политики государства. Многое в теоретических построениях различных школ экономической мысли вступает в противоречия, главное из которых связано с взаимодействием государства и хозяйствующих субъектов любого уровня, власти и бизнеса, прагматизма и социализации отношений на рыночных принципах.

В любой социально-экономической системе присутствуют естественные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится принятая политика. В распределительной экономике обратная связь осуществляется через институт административных сигналов (обращений), в основе которого лежит право информирования "центра" всеми гражданами и хозяйствующими субъектами о состоянии системы и процессов, протекающих в ней, что проявляется во влиянии на общественные процессы. В рыночной экономике обратная связь осуществляется через институт конкуренции и общественного отбора потребительских свойств товарной продукции, что проявляется во влиянии на процессы хозяйственной деятельности.

В разных странах сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между государственными органами (правительством) и хозяйствующими субъектами, характеризуя меру вмешательства государства в экономические отношения, экономику. О государственном вмешательстве или влиянии на экономику ныне следует говорить не в количественных оценках ("больше - меньше"), а с точки зрения качественной характеристики экономических результатов - эффективности деятельности.

Особенности современной экономической системы заключается в том, что производство рассматривается как "рог изобилия", из которого сыплется бесконечное количество ценностей. Каждый индивид имеет стремление потребить их больше. Производимые и реализуемые частным образом, они создают дискомфорт для социальной (разрыв богатые - бедные) и окружающей природной (здоровье - загрязнения) среды. Это расценивается как явный недостаток общественных услуг поддержания должного качества жизнедеятельности, отсутствие равновесия в обществе между потребляемыми частным образом товарами и общественными услугами.

Формулируя свою точку зрения на необходимость поддержания такого равновесия, Дж. К. Гэлбрейт признает необходимость государственного вмешательства в экономику и ее регулирования в целях защиты интересов общества.

В полемике переходного периода "вмешательство" трактовалось как "непрошенное и насильственное участие в чужих делах, противоречащее самостоятельности и независимости".

Такой подход соответствовал тенденциям представления о рынке как способе решения всех проблем экономики, базе совершенного саморегулирования экономического развития. Применительно к реальной экономической ситуации в стране возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка .

В современной обстановке государство органически встроено в рыночные отношения. Фактор государства в ею интересах органически присутствует в функционировании рыночной экономики. Поэтому методически обоснованно рассматривать аргументы о государственном регулировании рыночных отношений, как:

  • отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
  • необходимость перераспределения общественного блага в соответствии с политическими и социальными факторами;
  • противодействие "теневой" экономике с ее интересами к вредным потребностям (наркотикам, алкоголю, табаку);
  • наличие внешних эффектов, которые требуют компенсационных действий.

Государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества, обеспечением крупных структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономики.

Важным примером институционализма стал период "Нового курса" президента Ф. Рузвельта, когда усилия экономистов (Дж. Кларка, А. Беркли и Г. Минза) были сосредоточены не на разработке экономических моделей, а на переустройстве общества, формулировании и выдвижении предложений по осуществлению реформ:

  • поддержки финансово-банковских учреждений, промышленных и торговых предприятий на основе крупных займов и субсидий;
  • стимулирования частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизации падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственного регулирования уровня промышленного производства

Историческим примером в отечественной практике служит роль государства в преодолении Россией критической ситуации мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Государство обеспечило поддержку финансового сектора использованием своих резервов.

Государственное вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия па процессы общественного развития. С помощью выделения бюджетных субсидий, гибкого налогообложения, предоставления налоговых льгот государство побуждает хозяйственные субъекты осуществлять те направления деятельности, в развитии которых заинтересовано общество. В силах государства обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда.

Рыночное хозяйство при всем разнообразии известных в мировой практике моделей с этническими и историческими особенностями дополняется государственным регулированием процессов экономических отношений в перемещении ценностей. В их структуре и механизме регулирования важная роль принадлежит ресурсам как базовому элементу реализации проводимой политики управления хозяйственной деятельности.

Ресурсы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, являются экономической категорией, определяющей технологические особенности деятельности. Будучи естественными благами, они формируют ценностную основу потребностей жизнедеятельности.

Государственное регулирование экономики включает в себя создание правовых институтов, упорядочивающих отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка и экономической политики, упорядочивающей хозяйственную деятельность.

Государство содействует выполнению экономической подсистемой своих функций в обществе, а при необходимости берет часть из них на себя. Это содействие означает также, что государство стремится поддерживать стабильность экономических отношений, поскольку спонтанные процессы самоорганизации далеко не всегда приводят к позитивным, с точки зрения всего общества, результатам.

Как представитель интересов общества в целом, государство заинтересовано в том, чтобы возможные негативные тенденции не привели к разрушительным последствиям в экономике и в обществе в целом, т.е. чтобы по возможности сохранялось гармоничное взаимодействие общественных подсистем. Государственное регулирование экономических процессов должно обеспечить выполнение экономикой своей главной функции - производства необходимого количества благ и услуг, удовлетворяющих потребности и индивидов, и общество в целом.

В результате формируются и главные функции государственного регулирования:

  • поддержание высокой степени согласованности частных, общественных и государственных интересов;
  • поддержание отношений сотрудничества между социальными группами и партнерства - между субъектами хозяйственной деятельности.

Анализируя проблему государственного участия в процессах развития своей страны, В. И. Кушлин обращает внимание на два аспекта стратегии :

  • 1) приведение функций государства в соответствие с его потенциалом - соизмерение желания с возможностями. Там, где государство располагает ограниченными ресурсами, формы и методы государственного регулирования должны быть ориентированы на принцип экономичности и поиск возможностей результативно участвовать в международном обмене разделения труда;
  • 2) активизацию общественных институтов в укреплении потенциала государства путем борьбы с коррупцией и развитие разнообразных форм общественного контроля. В стране общественный контроль должен распространяться и на предпринимательский корпус, и на работу органов государственного и муниципального управления. Па мировом уровне он должен быть обеспечен деятельностью международных организаций по отношению к ТНК и наиболее сильным государствам с их интегрированным капиталом.

Достижению целей государственного регулирования способствует упорядочивание отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка в хозяйственной деятельности.

Правовые аспекты регулирования служат преодолению конфликтных ситуаций между частными интересами групп влияния и общественными интересами, подчинению государственных действий частным коммерческим интересам влиятельных кланов. Их отсутствие или слабая результативность порождают состояние перманентной социальной напряженности и политической нестабильности, парализуют созидательную активность большей части населения, способствуют его деградации, провоцируют бегство капитала и умов из страны.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, стимулирующее рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, повышение эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация), налоговые реформы, реформа финансовой системы (банковская система, фондовые биржи), совершенствование рынков труда и занятости.

Научные споры о роли государства в развитии экономики породили большой круг проблем "государство и бизнес", где наиболее популистскими стали вопросы об использовании государством права насилия и принуждения в экономике. Это касается правонарушений в экономике и дискуссий по институту налогообложения.

В проблеме государственного регулирования особую социально-экономическую нишу занимают отношения к "общественному благу", которое понимают обычно как общую или коллективную выгоду, обеспечиваемую государством.

При равном доступе к общественному благу его не становится меньше от того, что все им пользуются. Проблема заключается в том, как покрывать издержки производства этого общественного блага.

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать "безбилетниками": людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.

Приходится сталкиваться с сильным сопротивлением попыткам убедить людей, что каждый ничего не будет делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным интересом. Если нет стимула платить, то ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством.

Производство внешней выгоды и возможности ее безвозмездного использования способны стать основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. Существует моральный риск, особенно в условиях совместного труда - работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью не известны. Оппортунистическое поведение может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Здесь существуют два решения: либо найти способы отстранить их от пользования данными благами, либо заставить заплатить за создание общественных благ всеми участниками социальных отношений. Прерогатива в решении проблемы "безбилетника" отводится государству, т.е. механизмам принуждения, хотя существует мнение, будто идеология приводит к ненасильственному разрешению проблемы "безбилетника" за счет создания однородных представлений в обществе.

Государственное вмешательство

так в настоящее время называется обыкновенно прямое или косвенное воздействие государства на сферу народного хозяйства. Иногда, впрочем, термин Г. вмешательство употребляется в гораздо более широком смысле - в смысле ограничения сферы самоуправления или даже вообще расширения прав государственной или административной власти в противоположность развитию свободы граждан. Приурочиваемое к области народного хозяйства Г. вмешательство противополагается индивидуальной инициативе и полной свободе хозяйственной деятельности. Оно может иметь более или менее широкое содержание в зависимости от условий места и времени. Бесконечный спор, который до настоящего времени ведется экономистами двух противоположных направлений, т. е. сторонниками свободы и Г. вмешательства, никогда не будет разрешен, пока вопрос будет ставиться чересчур абсолютно, абстрактно и вне связи с исторически развившимися формами государственного общежития. Цели, задачи и средства Г. вмешательства постоянно изменялись, и сфера воздействия государства то расширялась, то суживалась. Всюду и всегда, однако, при наличности хотя бы только зародышей государственной власти последняя так или иначе отражалась на хозяйственной деятельности отдельных лиц. В эпоху патриархального быта, при отсутствии центральной государственной власти, старейший глава семьи и рода осуществляет многие из современных функций государственной власти, влияя, между прочим, и на хозяйственную деятельность зависящих от него членов семьи или рода. В дикой охотничьей или кочевой орде, живущей грабежом и насилием, подчинение членов власти военачальника есть не только зависимость дисциплинарная или политическая, но и совместная, соподчиненная хозяйственная форма предприятия. Дарование жизни побежденному врагу под условием превращения его в раба и принудительной работы на победителя есть грубейшее проявление силы или власти политической, видоизменяющееся в экономическое господство одного лица над другим. Грубое физическое насилие сменяется, прежде всего, родовыми и сословными формами зависимости и соответственного принуждения к труду. Так в государствах древнего Востока (Индия, Египет) строй хозяйства обусловливался делением всего народа на касты. Промышленная деятельность в этих странах была весьма строго регламентирована целым рядом предписаний, которым придавалось значение божественных законов. То же самое мы встречаем и в древней Иудее, где многие из законов Моисеевых регулировали хозяйственные и юридические отношения людей между собою и к государству. Таково установление годов субботних (для обеспечения отдыха земле через 7 лет) и юбилейных (для обеспечения равномерного распределения имуществ), установление жертвоприношений в пользу жрецов (первоначальный вид повинностей или налогов) и т. п.

Древние классические государства Греции и Рим олицетворяют собой кульминационный пункт торжества идеи поглощения личности государством. Здесь трудно даже определить, где кончается сфера частной и где начинается сфера государственной жизни и деятельности. Даже теперь принципиальные противники Г. вмешательства нередко злоупотребляют примером этих своеобразных древних государств, желая этим запугать нынешние народы или правительства. На всех этих исторических ступенях широкое право Г. вмешательства покоилось на основах политической, кастовой или сословной зависимости, хотя интересы защищались и экономические - господствующих классов, жрецов, воинов, полноправных граждан и рабовладельцев. В средневековую и феодальную эпоху на место единой власти выступают отдельные властелины - феодалы, вотчинники - или власть целых сословий, как духовенства или соединенных в цеховые корпорации горожан и ремесленников. Настоящая государственная власть почти ничего не может да и не хочет никому предписывать, будучи слабой и не считая себя призванной заботиться о благе народа как одного целого. Права и функции этой власти переходят к представителям патримониальной, вотчинной юрисдикции - феодалам. Они регулируют барщинный труд своих крепостных и вообще к их земле приписанных лиц. Власть и права феодалов имеют своим первоначальным источником политическое начало - завоевание. Но затем постепенно все более и более проявляет свое значение экономический источник их властвования - принадлежность им земли, как своего рода первоначального капитала. Оба источника господства и зависимости - политический и экономический - здесь как бы взаимно уравновешиваются. То же и в ремесленном сословии, где необходимость солидарности в деле самозащиты политической, т. е. в борьбе с посягательствами на свободу горожан со стороны других сословий, вызывает строгую регламентацию хозяйственной деятельности. Это выражается в ограничении свободной конкуренции для устранения розни интересов внутри одного и того же сословия. Общегосударственное вмешательство выступает снова, и весьма ярко и определенно, в эпоху абсолютизма государственной власти. Цель этого вмешательства была сначала политическая: имелось в виду уничтожить внутреннюю цеховую дисциплину, обеспечивавшую солидарность интересов ремесленного сословия. Таково было значение первого, наиболее строгого ремесленного регламента (le livre de métier), изданного Людовиком IX в 1229 г.; прежние единые цехи были раздроблены на мелкие их подразделения, начавшие враждовать между собой на пользу абсолютизма. В момент наибольшего развития абсолютизма наличность вполне установленной политической зависимости эксплуатировалась уже как средство регулировать экономические отношения граждан, во-первых, в интересах всего народного хозяйства, во-вторых - прямо в интересах казны. В первом отношении, согласно указаниям теории меркантилистов, считалось необходимым всячески поощрять обрабатывающие отрасли промышленности для обеспечения наибольшего вывоза более ценных продуктов и привлечения этим путем наибольшего количества денег в страну. Ради этих целей промышленность строго регламентировалась в смысле установления способов производства товаров и улучшения их качества. Рядом с этим нередко преследовалось избыточное, по взглядам того времени, потребление ценностей, что выражалось в мерах против роскоши. При умелом руководстве этой политикой (Кольбер) результаты получались довольно удачные. В это же время развиваются и идеи протекционизма как системы покровительства внутренней промышленности путем высоких или даже запретительных таможенных тарифов. В конце концов все эти меры выродились в ряд фискальных стеснений промышленности и породили реакцию. На смену Г. вмешательству, вполне ограничивавшему свободу хозяйственной деятельности, явилось сперва учение физиократов, доказывавших преимущества полной свободы хозяйственной деятельности, создавших употребляемый доныне лозунг: laissez-faire, laissez-passer, но впавших в другую односторонность - именно, видевших единственный источник народного богатства в земледелии. В стране, раньше других осуществившей у себя идеалы политической свободы, - в Англии почти одновременно с учением физиократов, а отчасти еще ранее (Дэдлей Норт - малоизвестный экономист конца XVII в.) явилась более широкая и точная формулировка начал свободы торговли и промышленности, как отпор прежним регламентативным и протекционистским ее стеснениям и без указанной односторонности физиократов. Настоящий глава этого нового учения о преимуществах свободы хозяйственной деятельности, знаменитый Адам Смит, создал целую школу и имеет до сих пор рьяных, иногда даже до слепоты, приверженцев. Успех учения Смита и его школы обусловливался одновременно и параллельно развивавшимися политическими и юридическими учениями, ставившими превыше всего свободу индивидуальности во всех сферах жизни и отрицавшими целесообразность Г. вмешательства в каком бы то ни было отношении, кроме установления или, вернее, поддержания правового порядка. Таковы сходящиеся в этом отношении учения Канта, В. Гумбольдта, Руссо и большинства французских энциклопедистов. Последовательный ряд мирных переговоров и кровавых революций в разных западноевропейских странах имел своею целью устранить прежние формы чрезмерного Г. вмешательства и обеспечить более полную свободу граждан. Но установившийся там на новых началах строй государственной и хозяйственной жизни скоро стал вызывать необходимость различных поправок и улучшений. Критика нового общественного порядка на почве экономической выразилась наиболее резко в различных учениях социалистов и коммунистов. Первые все целиком и некоторые фракции последних (за исключением анархистов), стали снова требовать расширения функций и задач государства, желая заменить чисто хозяйственную деятельность, покоящуюся на свободной конкуренции, деятельностью государственною (см. Социализм и Коммунизм). Но и на почве основ существующего общественного порядка идея Г. вмешательства стала развиваться все больше и больше, как в смысле восполнения частной инициативы граждан, так и в смысле прямой замены некоторых отраслей частного хозяйства общественными или государственными формами. В наиболее общей, сравнительно, форме вопрос о Г. вмешательстве ставится теперь по отношению к свободе международной торговли или современному протекционизму. Отсюда и ходячее наименование противников Г. вмешательства школою свободной торговли, причем понятию торговли придается широкое значение хозяйственной деятельности вообще. Нередко еще употребляется наименование этой школы "манчестерской", по месту зарождения знаменитой Хлебной лиги, т. е. общества, боровшегося в 40-х годах за отмену английских покровительственных хлебных законов (см. Манчестерская школа, Протекционизм). Трудно перечислить все те стороны и вопросы народного хозяйства, в которых может проявляться и действительно проявляется теперь Г. вмешательство. Особенно серьезное значение оно приобретает в деле регулирования отношений хозяев и рабочих, или в борьбе труда с капиталом. Тут Г. вмешательство выступает на почву социальной политики (иногда называемой государственным социализмом), стремясь оградить и защитить интересы рабочих как стороны фактически слабейшей в борьбе за большее вознаграждение и лучшие условия работы. Относящиеся сюда законодательные меры носят общее название фабричного законодательства (см.), так как борьба эта наиболее обостряется в крупных промышленных предприятиях. Задачами этого законодательства служит охранение интересов подрастающего поколения и женщин или всех вообще рабочих установлением более коротких сроков работы, различных санитарных гигиенических мер и т. д. Особое и быстро развивающееся значение приобретает в настоящее время обязательное страхование рабочих от временных болезней, несчастных случаев, старости и вообще потери способности к труду (особенно в Германии и Австрии). В России рядом с развивающимся фабричным законодательством особенное значение ввиду преобладания сельскохозяйственной промышленности имеют регулирование порядка землевладения (общинного), организация переселения или расселения, меры по народному продовольствию, хлебной торговле, по устройству общественных элеваторов, по кустарным промыслам, содействие к приобретению крестьянами земель при помощи крестьянского банка и т. д. Наиболее резкий пример Г. вмешательства в форме замены частной инициативы государственною можно видеть в совершающейся почти везде замене частного железнодорожного хозяйства государственным или в строгом подчинении жел.-дор. тарифов государственному надзору или регулированию.

С изменением существа и задач Г. вмешательства изменяется и внешняя форма его применения. Г. вмешательство теперь выражает собой преимущественно защиту и разграничение взаимно сталкивающихся интересов в народном хозяйстве. Место прежнего правительственного произвола заступает сознательное регулирование различных вопросов через посредство представительных и совещательных общественных учреждений. Относительно теоретической постановки вопроса о Г. вмешательстве трудно дать хотя бы самое сжатое общее литературное указание, так как один перечень сочинений общих и частных потребовал бы слишком много места. Особенно выдается в этом отношении немецкая литература, в которой теперь несомненно преобладает направление в пользу Г. вмешательства. Большие заслуги в этом отношении оказало учреждение там в 1872 г. учено-практического общества под названием Verein für Socialpolitik, разрабатывающего на своих периодических собраниях и в печатных изданиях ("Schriften des V. f. S. Р.") множество теоретических и практических вопросов. Во главе этого направления стоят наиболее выдающиеся современные экономисты, как Ад. Вагнер, Шеффле, Шмоллер, недавно умерший Лоренц Штейн и др. Развитие вопроса о Г. вмешательстве дает вообще более богатое содержание современной науке полицейского и административного права и отражается даже на чистой юриспруденции в области гражданского права и философии права стремящейся установить и выяснить значение "цели в праве" и существо интересов, защищаемых гражданско-правовыми институтами, которые теперь уже не столь резко, как прежде, противополагаются публично-правовым (в особенности благодаря трудам Иеринга). Правильной постановке вопроса о Г. вмешательстве много содействовали органические теории общественного развития, установившие смысл взаимодействия различных сторон общественной жизни. Наиболее последовательное развитие этой теории находится в сочин. Шеффле "Bau u. Leben des socialen Körpers". В то же время, однако, другой представитель органической теории, Герберт Спенсер, приходит к выводам, безусловно противным государственному вмешательству, и вообще вместе с Тэном представляется самым решительным противником идей Г. вмешательства вообще. Наиболее упорствует против признания Г. вмешательства до настоящего времени большинство французских экономистов, с Полем Леруа-Больё, Молинари и др. во главе. В молодой русской экономической науке большинство ученых и литераторов примыкают по своим взглядам к числу принципиальных сторонников Г. вмешательства, разрабатывая относящиеся сюда вопросы преимущественно на почве практических нужд и задач русского народного хозяйства.

В. Яроцкий.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Государственное вмешательство" в других словарях:

    См. государственное вмешательство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем. По английски: State controlled market… … Финансовый словарь

    Вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. По английски: State price adjustment См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Регулирование государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Государственное регулирование рынка вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем … Википедия

    Право, в обширном смысле слова, тождественно с правомпубличным, а в тесном смысле означает совокупность правовых норм,определяющих устройство и формы деятельности государственной власти; исовокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче­ского образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что со­временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ­ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу­лировало сферу финансовых и социальных отношений. Эту тему важно изучать, т.к. это неотъемлемая часть жизни, касающаяся всех сфер жизнедеятельности в той или оной степени. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а сдругой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений,которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся межденародными. Кроме того,современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства:ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие прак­тически ранее отсутствовавшего социального сектора.

Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикаль­ной смены взглядов на роль и место государства в период ста­новления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпаде­ние взглядов на необходимость и формы государственного вме­шательства в экономику.

Цель работы показать и раскрыть какую роль играет государство в рыночной экономике. Задачи работы показать необходимость вмешательства государства в экономику, раскрыть цели, напрвления и методы государственного регулирования экономики. Найти особенности современной экономический политики российского государства. А так же наиболее полно на практике установить взаимосвязь между государством и рыночной экономикой.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1.Необходимость вмешательства государства в экономику

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в нее.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополни­тельных мер. Только определив такие места, можно искать спо­собы по их ликвидации или сведения к минимуму.

Наиболее существенные дефекты рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полно­стью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма - в частности. Это, например, националь­ная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция ок­ружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обес­печить социальную справедливость, а, напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требую­щих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еше ряд обстоятельств, объективно определяющих необходи­мость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и усо­вершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство.

К первой сфере вмешательства государства относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая сфера или проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Ликвидация негативных внешних эффектов возможна путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Но роль государства в этой сфере отношений вовсе и не сводится к этой цели, так как это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Еще одной проблемой является не состоятельность рынка гарантировать человеку право на достойное существование. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. .

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей). Такое распределение называется функциональным, или первичным. Результатом первичного распределения ВНП выступают факторные доходы (заработная плата, процент, рента, прибыль).

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

Таким образом, исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

Однако чрезмерное вмешательство государства экономику так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства - это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

Стимулирование капиталовложений;

Обеспечение полной занятости;

Стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

Поддержку устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие организации", имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.