Open Library - открытая библиотека учебной информации. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Антициклическое регулирование [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

При планировании антициклической политики для каждой страны нужно учитывать её национальные особенности. Нельзя разработать такое универсальное средство, шаблон или макет антициклической политики государства, который подходил бы для любой страны. К тому же для каждого цикла нужна чётко определённая политика, может быть даже коренным образом отличающаяся от антициклического регулирования экономики в предыдущем цикле.

Раньше стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровней цен, заработных плат, безработицы, в наши дни возможности саморегулирования рыночной экономики недостаточны для своевременного выхода из послекризисного состояния.

Теперь ведущая роль в восстановлении положения принадлежит государству.

Необходимость государственного антициклического регулирования обусловлена также появлением олигополистических рынков и ограничением конкуренции.

Антициклическое регулирование экономики направлено на смягчение кризисов и их последствий, сокращение продолжительности депрессии после спада, сглаживание пика в фазе подъема и на урегулирование дестабилизирующего воздействия цикличности развития на национальную экономическую систему.

На рисунке ниже показано сравнение экономического цикла без антициклического регулирования и результат его применения.

Результат применения антициклического регулирования экономики проявляется в следующем:

  1. Увеличивается продолжительность экономического цикла за счет мер антициклической политики, направленных на продление фаз оживления и подъема, при одновременном сокращении продолжительности фаз кризиса и депрессии.
  2. За счет увеличения продолжительности фаз оживления и подъема экономический рост после депрессии перестает быть таким стремительным, что сглаживает развитие факторов следующего кризиса.
  3. Фазы оживления и подъема становятся более похожими, за счет чего происходит их слияние, смягчая, таким образом, следующий пик.
  4. Снижая перегрев экономики в фазе подъема, государство, проводя антициклическую политику, сглаживает пиковые значения цикла.
  5. Реализация государственного антициклического регулирования позволяет существенно сократить продолжительность фазы кризиса в следующем экономическом цикле.
  6. Антициклическая политика государства, проводимая последовательно, может создать условия для того, чтобы миновать фазу депрессии, в результате, сразу после кризиса в экономическом цикле наступает оживление и подъем, сливающиеся в одну фазу.
  7. Разрушительный характер кризиса также смягчается в результате государственной антициклической политики за счет сокращения продолжительности данной фазы и сокращения глубины падения после пика.
  8. Итерация нескольких циклов при условии государственного антициклического регулирования в теории приводит к гладкому волнообразному развитию экономики, цикличность становится более управляемой, а разрушительная сила кризисов уменьшается, тогда как данная фаза существенно сокращается и ограничивается спадом деловой активности.

Цели и задачи антициклической политики государства

Государство способно существенно повлиять на ход экономического цикла, смягчить кризисы, уменьшить продолжительность депрессии. Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику показали необходимость государственного антициклического регулирования. С этим вынуждены считаться даже самые рьяные сторонники невмешательства государства в экономику. Даже они признали, что государство может и должно сглаживать циклические колебания рыночной экономики.

Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов.

Из этого следуют 2 цели антициклической политики :

Соответственно, задачи антициклической политики связаны с достижением данных целей:

  • смягчение кризиса и его последствий
  • сокращение или ликвидация фазы депрессии
  • продление фаз оживления и подъема
  • ослабление перегрева экономики на финальной стадии подъема

Для планирования антициклической политики необходимо применять диагностику фаз экономического цикла. Это является наиболее сложной из задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки информации, построения комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математического моделирования .

В переходной экономике, в том числе и в российской, эти проблемы приобретают особую актуальность ввиду малой продолжительности периода статистических наблюдений за развитием экономики в условиях рынка. В России – это всего немногим более четверти века. Также в переходных экономиках ограничены возможности применения инструментов макроэкономического управления.

Методы и меры антициклического регулирования

Существуют неокейнсианский и неоконсервативный подходы к определению методов антициклического регулирования рыночной экономики.

Методы антициклического регулирования согласно неокейнсианскому и неоконсервативному подходу

Неокейнсиансианский подход

Неоконсервативный подход

Неокейнсиансианский подход опирается на регулирование совокупного спроса, и регулирование осуществляется на уровне макроэкономики.

Согласно неоконсервативному подходу нужно регулировать совокупное предложение, причём на уровне отдельных фирм, то есть на уровне микроэкономики.

Поощряет государственное вмешательство.

Ограничивает государственное вмешательство

Основными методами, которыми государство воздействует на цикл, являются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.

Неокейнсианский подход считает первостепенной бюджетно-налоговую политику.

Неоконсервативный опирается, в первую очередь, на кредитно-денежную.

Совершенно бесспорно то, что все меры государственного регулирования должны противодействовать пагубному влиянию цикличности. Это признается в рамках обоих подходов.

Основные меры антициклического регулирования :

  1. Во время кризиса и депрессии при низкой рыночной конъюнктуре задача государства – активизировать хозяйственную деятельность.
  2. В периоды оживления и подъёма государство должно сдерживать деловую активность с целью избежать перегрузки экономики, что должно способствовать смягчению удара, наносимого кризисом по экономической системе

Чем выше темпы развития экономики во время подъёма, тем разрушительнее будет следующий кризис. С целью ослабления "перегрева" экономики в качестве меры антициклического регулирования государство в фазе подъёма способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры антициклического регулирования направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции . В рамках реализации антициклической политики государство также скупает излишки произведённой продукции, используя для этого все свои финансовые возможности и спасая фирмы от неминуемого краха в период депрессии.

В качестве меры антициклического регулирования, чтобы избежать глубокого кризиса, государство может спровоцировать наступление кризиса раньше времени. Такой "искусственный" кризис будет менее острым и продолжительным. В некоторых случаях во время кризиса государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя отечественных производителей, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью хорошо известных таможенных пошлин и ограничений на импортные товары. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт .

Антициклическое регулирование в СССР

В советское время существовало государственное планирование экономики, и сам ход цикла был сильно из-за этого искажён.

Искажения касались, как фаз цикла, так и особенностей их протекания.

Если рассматривать традиционный ход цикла, который начинается с кризиса, затем переходит в депрессию, за которой следует оживление и подъем, достигающий своего пика перед следующим кризисом, то в СССР продолжительность каждой фазы была иной, чем в капиталистических странах.

Так фаза кризиса сильно удлинялась во времени, а кризис не носил обвального характера. Кризис означал только падение темпов роста.

Фаза депрессии исчезла, так как антициклическое регулирование выводит экономику сразу в фазу оживления. Но из-за протяжённости кризиса его последствия носили в итоге более тяжёлый характер. Фактически, фаза депрессии "вливалась" в фазу кризиса, по окончании которой начиналось оживление.

Оживление и подъем не объединялись в единую фазу, а протекали поочередно, растягиваясь во времени на более длительное время. В результате, пик в конце фазы подъема отсутствовал, цикл после подъема переходил в фазу кризиса.

Такая специфика антициклического регулирования в СССР, обусловленная государственной политикой, имела положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам следует отнести отсутствие разрушающих воздействий кризисов, отсутствие их влияния на население страны, ликвидацию фазы депрессии и обвалов экономики.

К отрицательным сторонам относится сложность сглаживания последствий кризисов для национальной экономической системы, подавление проблемных точек в экономике вследствие протекания циклов снижало необходимость экономического стимулирования. В совокупности, отрицательные стороны мешали экономике взойти на новый виток экономического цикла, увеличивая разрыв с капиталистическими странами.

Кроме того, в силу природы социалистической системы хозяйствования, государственного планирования и антициклического регулирования утратилась профилактическая роль кризисов: с помощью государства технически слабые предприятия переживали его и становились тормозом для развития экономик в целом.

Следует отметить, что ликвидация отрицательных сторон антициклического регулирования в СССР и нивелирование разрыва с капиталистическими странами могли быть осуществлены с помощью поэтапного реформирования народного хозяйства без применения шоковой терапии, приведшей к экономику страны к катастрофе в 1990-х годах.

Влияние инфляции на экономические циклы и антициклическую политику

Особенностью современных циклов является инфляция. Поэтому после изменения методов регулирования циклического производства антициклическая политика дополнилась антиинфляционной.

Изменение классического цикла вследствие воздействия на него инфляции приводит к тому, что цены в фазе кризиса не сокращаются, а остаются невосприимчивы к сокращению рыночного спроса, а в фазе оживления и подъёма чрезмерно увеличиваются в результате повышения спроса.

Дело в том, что монополии и предприятия на рынках монополистической конкуренции во время кризисов сокращают производство, без снижения цен на продукцию. Крупные фирмы, таким образом, получают некоторое управление кризисом. "В современных кризисах проявляются две тенденции: повышательная, связанная с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательная, порождаемая циклическим сокращением ёмкости рынка. Поэтому современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию" . Таким образом, составной частью антиинфляционной политики любого государства должно являться антимонопольное законодательство, преследующее цель запретить предприятиям безоговорочно диктовать цены на свою продукцию, не считаясь с потребительскими возможностями в конкретный момент.

Для успешного развития нашей страны правительство должно учитывать зарубежный опыт и совершенствовать государственное управление в области антикризисного и антициклического регулирования. Было бы бессмысленным просто копировать макеты государственных программ, применяемых в зарубежных странах, которые к тому же сами не во всем и не всегда добиваются успеха.

При проведении антициклической политики государству следует учитывать специфику переходной экономики и особенности прохождения фаз промышленных циклов. В данном контексте антициклическое регулирование должно осуществляться с учетом российских особенностей, иначе антикризисные меры окажутся недостаточно эффективными.

Прогнозирование развития экономики и антициклическое регулирование

Следует учесть, что развитие экономики в нашей стране не полностью вписывается в обычные теории цикла. Прежде всего, это обусловлено длительным этапом социалистического развития, на поздних этапах которого правительство страны продолжало придерживаться политики ускоренного развития материалоёмкой, энергоёмкой и добывающей промышленности, в то время как индустриальные страны взяли курс на развитие наукоёмких технологий, позволяющих существенно сократить издержки производства. Последствия этого экономика России испытывает даже сегодня, когда отечественная промышленность активно конкурирует с зарубежными компаниями.

Неравномерность экономического развития исследована в теориях длинных волн экономической конъюнктуры. Н.Д. Кондратьев, который впервые предложил теоретическую схему объяснения низкочастотных колебаний, объяснял их цикличностью воспроизводства капитальных благ длительного пользования, периодически происходящие обновления которых вызывают длительные отклонения экономики от состояния равновесия. Позже Й. Шумпетер связал длительные отклонения экономики от состояния равновесия, проявляющиеся в низкочастотных колебаниях конъюнктуры, с периодически происходящей концентрацией нововведений в кластеры и с их дальнейшим синхронным распространением.

Государственное антициклическое регулирование во многом основывается на прогнозировании развития экономики и неравномерности экономического роста.

Внедрение базисных нововведений происходит неравномерно: большая их часть концентрируется в фазе депрессии длинной волны. В последующих фазах с распространением базисных нововведений имеет место "шторм" улучшающих нововведений, который завершается внедрением так называемых псевдонововведений в фазе спада. В этой фазе традиционные направления научно-технического прогресса оказываются исчерпанными, соответствующие потребности – насыщенными; новые технологические возможности остаются неопределенными, и слабеющий потребительский спрос поддерживается при помощи разнообразных незначительных изменений. Экономика погружается в депрессию, выход из которой происходит после ее структурной перестройки на основе распространения нового кластера базисных нововведений, формирующих новый технологический уклад .

Неравномерность экономического роста объясняется внутренними закономерностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприятия, как правило, руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных нововведений они приступают только под давлением резкого падения эффективности капитальных вложений в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности и избежать глубокой депрессии не удается. В фазе депрессии внедрение базисных нововведений оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования, и в конечном счете "нововведения преодолевают депрессию". Но делается это, когда уже нельзя предотвратить большие экономические потери в результате массового обеспечения капитала и деквалификации кадров, занятых в ставших неэффективными производствах.

Эти закономерности долгосрочного технико-экономического развития фундаментально значимы для макроэкономического прогнозирования и разработки эффективной политики экономического роста. Следовательно, должны учитываться в рамках государственной антициклической политики. Последняя должна существенно дифференцироваться в зависимости от состояния экономики, от фазы ее циклической эволюции. Аналогичным образом различаются и методы прогнозирования экономического развития. Так, экстраполяция может эффективно использоваться только в периоды устойчивого роста. Во время же депрессии главной задачей антициклического регулирования является стимулирование формирующих новую траекторию экономического подъема нововведений и в экономической политике ключевое значение приобретает правильный выбор приоритетов структурной и научно-технической политики. Для этого требуется использование в государственной антициклической политике имитационных моделей экономической динамики, учитывающих опосредующие распространение нововведений нелинейные обратные связи, а также альтернативность траектории развития экономики в зависимости от принимаемых государством мер.

"Анализ механизма неравномерности экономического роста наглядно демонстрирует особую роль депрессии в формировании траектории социально-экономического развития, которая выполняет роль генератора нововведений, составляющих технологический базис дальнейшего этапа экономического роста" . В фазе депрессии тривиальная рыночная стратегия предпринимательского поведения, связанная с максимизацией прибыли, сменяется стратегией минимизации потерь и уменьшения неопределенности. Причем вследствие исчерпания возможностей улучшающих нововведений в традиционных направлениях техники менее рискованными в данной фазе оказываются радикальные нововведения. Во время депрессии общий уровень рискованности инвестирования повышается, однако инвестиции в традиционные технологии становятся более рискованными (из-за насыщения рынка), чем в радикальные нововведения, ожидаемый эффект от которых может быть весьма велик. Поэтому НИОКР переориентируются с краткосрочных и нерискованных проектов на проекты поисковые – более неопределенные, но сулящие кардинальные изменения и появление новых возможностей экономического роста. В дальнейшем, при переходе экономики в фазу роста, диффузия внедренных в фазе депрессии базисных нововведений сопровождается всплеском дополняющих нововведений.

Состояние депрессии отличается от состояния стабильного роста неустойчивостью экономической структуры, дестабилизацией цен и обострением социальных противоречий. Оно характеризуется внешней хаотичностью и высокой неопределенностью, но в то же время весьма благоприятно для внедрения принципиально новых базисных технологий, способных ввести экономику в новую фазу длительного подъёма .

Этот вывод имеет огромное практическое значение для прогнозирования экономической динамики и формирования антициклической политики в современных российских условиях. Речь, прежде всего, идет о том, что в период депрессии использование методов экстраполяции сложившихся тенденций не только бессмысленно, но и непродуктивно. В интересах антициклического регулирования задача макроэкономического прогнозирования в этот период должна заключаться в поиске новых технологических, организационных и социальных антиспадовых возможностей; в экономической политике особое значение приобретает резкая активизация инновационной активности, которая является необходимым условием формирования траектории будущего устойчивого экономического роста. Использование же техники экстраполяции в макроэкономическом прогнозировании само по себе создает проблему, ориентируя экономическую политику на инерционное приспособление к спаду, что в свою очередь провоцирует углубление депрессии и сужает возможности антициклической и антикризисной политики.

Другой фундаментальный вывод касается взаимообусловленности технологических, организационных и социальных изменений, требующей системности и последовательности в экономической политике. Для объяснения механизмов интеграции отдельных нововведений в целостные производственно-технологические комплексы и влияния социально-экономической среды на диффузию нововведений было задействовано понятие "технологической парадигмы", которое впоследствии трансформировалось в понятие "технико-экономической парадигмы" как множества руководящих принципов, общепринятых для очередной фазы развития. В контексте антициклического регулирования и согласно этой концепции, депрессия представляет собой период несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой и сложившейся институциональной структурой, а преодоление последней предполагает всеобщее изменение (приспособление) социального поведения и институтов в соответствии с условиями произошедших технологических сдвигов. Наряду с технологическими изменениями переход к каждой новой технико-экономической парадигме, соответственно выход из депрессии к новому этапу экономического роста, включает формирование новых форм организации производства, новых навыков и умений, новой структуры совокупного продукта, новой структуры инвестиций, наконец, новых типов инфраструктуры, обеспечивающих соответствующие производственные условия.

Чтобы стать полезным инструментом макроэкономического прогнозирования экономической политики, методология антициклического регулирования должна учитывать периодичность фаз длинных волн, которая характеризуется следующим образом:

  • оживление – изменение социально-институциональной структуры в соответствии с выкристаллизовавшейся перед этим технико-экономической парадигмой;
  • процветание – успешное внедрение новой парадигмы;
  • рецессия – упадок теперь уже ставшей "старой" парадигмы, появление первых элементов новой как в мелких инновационных фирмах, так и в диверсифицированных старых;
  • депрессия – исчерпание "старой" парадигмы при сохранении прежнего социально-институционального механизма.

Последний становится барьером на пути развития новой парадигмы, который преодолевается с помощью соответствующих мер экономической политики.

Литература

  1. Гальперин В. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 2007
  2. Журавлева Г.П. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011
  3. Мясникова Е.Б. Закономерности формирования и развития инновационного уклада в современной экономике России. – Тула, 2005.
  4. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Салихов Б.В. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2014.
  6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2004.

1.4 Антициклическое регулирование

Если прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый механизмы.

На стадии подъема темпы развития экономики достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.

В период кризиса или депрессии правительство всячески стимулирует производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, чтобы защитить внутренний рынок от импортных товаров. Также здесь стимулируется экспорт и изменение курсов валют.

Государственное регулирование должно сочетать две противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.


2. Экономический кризис в России

2.1 Экономические и политические причины

В настоящее время финансовые кризисы являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов.

Естественно, что переход к рынку не мог не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой любая произведенная продукция оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.

Реформирование и применение жестких и строгих мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало принципам российской экономики. В нашей стране своя особая экономическая система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно даже не может составить прогноз на самое ближайшее будущее. В чем же истинные причины наших многолетних кризисов? Почему кризисы, которые существуют в нашей стране фактически с 1992 г., носят такой глобальный характер? Самое интересное то, что этот год ознаменован распадом Советского Союза. Быть может, в этом и заключается причина возникновения наиболее ярко выраженного и все более четко проявляющегося циклического развития российской экономики?

Однозначно, что причины наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.

Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным вкладам. При получении вкладов в банки, правительство стремится вложить их в сомнительные мероприятия или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги.

До начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим потенциалом. Все это рухнуло и осталось в памяти как миф, а все потому, что наше правительство состоит из тех людей, которые больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления*.

Подбираемые исполнительной властью кадры, в своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая происходящие в реальном времени процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В итоге это привело страну в фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная политики – это ее полное отсутствие.

На самом деле это не единственная причина возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом в постройке российской экономической системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал сначала возникновению, а затем и углублению кризисов, является чрезмерно долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось не то, чтобы в конце второго срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия во время проведения болезненных реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для решения каких-либо важных проблем.

По этому поводу очень яркое и отображающее реальную деятельность правительства сравнение привел Явлинский:

Российская политическая жизнь напоминает полет в самолете, где все расселись по местам, кто где, и все время голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в «бизнес», потом в «экономический», но в кабину пилота никто войти не может!

А в кабине пилота как раз и находится Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки показывают. И никто из самолета не может проникнуть в кабину, чтобы сказать, что самолет уже давно летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое ощущение, что самолет просто падает. Но благодаря тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал.

Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так не плохо вооружены на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить пилотское кресло. А время от времени по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан корабля и посылает вас всех подальше!».

Граждане все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что разгерметизация самолета при смещении центра тяжести может привести к очень тяжелым последствиям.

Самая важная проблема здесь заключается в том, что выбрать на пост президента совсем некого, нет достойных кандидатов на эту должность: вот и приходится довольствоваться тем, что имеем.

Но этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.

- «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим;

Режим «экспортных квот», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны;

Таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.;

Черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.;

Вместе с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать денежный недостаток, что лишило множество предприятий всяческих средств к существованию.

Следствием действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются задолженности предприятиям, выполняемым государственные заказы, невыплата пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый круг, виновником которого является бюджет.

Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой».

В «антиинфляционной программе» правительство и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию.

В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность страны, а с учетом не выплаченных внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует Россию с ее огромным потенциалом, а ослабшая от кризисов Россия финансирует мир.

Еще одним из макроэкономических просчетов, которые привели страну на грань финансового краха, является валютная политика, суть которой заключался в искусственном завышенном курсе рубля, не обеспечивающий соответствующий экономический потенциал. Поддержание этого искусственного курса способствовало постоянной валютной интервенции из Центробанка, что в последствии привело к истощению золотовалютных запасов страны. Такая политика может проводиться только в краткосрочном периоде и, если она не дополняется рядом мер по стимулированию отечественного производства, то такая политика чревата снижением эффективности производства и снижением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Это привело, в свою очередь, к снижению экспортных поставок и повышению конкурентоспособности иностранной продукции, что заметно отражалось на снижении сальдо платежного баланса и сокращало возможность увеличения валютных резервов. Поддержание высокого курса рубля способствовало всплеску инфляционных ожиданий и стремительному росту цен.

Теперь можно с уверенностью сказать, что так называемая денежно-кредитная политика не оправдала ожиданий, сумев только на короткое время снизить инфляцию, но при этом, не способствуя ни какому экономическому росту и увеличению производства в реальном секторе.

На самом деле, причин, приводящих нашу страну на край пропасти весьма и весьма много и перечисление их всех не возможно ни теоретически, ни практически, так как определяющим фактором здесь является информационная недостаточность.

По сути, демократическое государство подразумевает полноценную работу прессы и всех остальных информационных источников, и Россия, которая считается демократическим государством, никогда не обеспечивала требуемых условий демократии. Поэтому все основные российские СМИ в той или иной мере зависимы от людей, работающих не на государство, а заставляющих работать государство на себя. Наша пресса могла бы давать объективную и полноценную информацию о наступающих негативных последствиях преобразований, но, так как все СМИ находится в руках все тех же олигархов, такая работа информационных источников им не на руку. Даже, несмотря на это, наши работники СМИ не проявляют энтузиазма. Приходят новые, зачастую недалекие и неглубокие, люди, которым не интересна сама проблема, они не пытаются проникнуть в суть вещей. Хотя многие политики выступают за свободу прессы, естественно, в своих корыстных целях, работать с журналистами им очень не легко.

Различают 2 принципиальных подхода к антициклического регулированию

кейнсианский и классический. Принципиальное различие: кеёнсианцы

воздействуют на совокупный спрос, а классики предпочитают воздействовать на

совокупное предложение.

Цели: Кейнс- регулирование экономики в целом (макроэкономическое

регулирование) комплекс мер. Классики – создание стимулов для отдельных

фирм (микроэкономическое регулирование).

Приоритет регулирования: Кейнс – 1фискальная политика,2-кредитноденежная

политика. Классики – 1Кредитноденежная политика,2-фискальная политика.

Роль государства: Кейнс – активная. Классики – ограниченная.

1). Гос. Вмешательство позволит сгладить стадии экономического цикла.2).На

стадии спада все мероприятия должны быть направлены на стимулирование

деловой активности. (снижение налогов, сокращение ставки процента,

стимулирование инвестиций).3).На стадии экономического подъёма все меры

гос. Регулирования должны быть направлены на сдерживание деловой

активности(высокая ставка процента, политика повышенных налогов, политика

сдерживания инвестиций). Политика дорогих денег может резко сократить

инвестиции, что приведёт к спаду. Меры антициклического регулирования во

Методы сжатия денежной массы: 1).приватизация.2).стимулирование мелкого и

среднего бизнеса.3).Сокращение социальных расходов, ликвидация соц.

Программ.4). Повышение ставки процента. Во второй половине 20 в. появились

новые факторы экономического развития, которые осложнили процесс

экономического регулирования (воздействие международных организаций,

возможность экспорта кредитных явлений).

Монетористы предложили др. метод регулирования: Фридман (неоклассическое

регулирование)-70гг.-США и Великобритания (Рейнгономика и Тетчеризм).

Метод влияния на совокупное предложение: 1).Резкое сокращение денежной

массы(денежная реформа, сокращение бюджетных выплат).2).Ускоренная



приватизация, потдержка мелкого и среднего бизнеса (могло привести к соц.

Взрыву. Российский экономический кризис показал новые явления – мы

использовали Гайдаризм – он последовательный монеторист похоже на

неоклассиков.

Происхождение, сущность и факторы инфляции.

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарныхцен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феноменизбыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение . Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция - не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания» : если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения - предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета - также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции - ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая - на 30-100% в год; гиперинфляция - на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Основные виды инфляции.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

 Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

 Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятсяденежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

 Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

 Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

 Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

 Инфляцию спроса

 Инфляцию издержек

 Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

 Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

 Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

 Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

 Неожидаемая

 Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Как мы знаем из теории экономического равновесия, сторонники Кейнса центральным звеном регулирования считали совокупный спрос, тогда как сторонники классиков - совокупное предложение.

Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. При этом усилия государства имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия в обновление экономического организма народного хозяйства.

Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот. При этом денежно-кредитная политика играет хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль.

Государство, использующее кейнсианскую модель антициклического регулирования, в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая расходы на активизацию инвестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В условиях подъема с целью не допустить «перегрева» экономики и тем самым сгладить пик перехода от подъема к спаду применяется тот же инструментарий, но уже с обратным знаком, направленный на сжатие, свертывание совокупного спроса.

Сторонники классического, или консервативного направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных сил.

Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией. Внимание уделяется не либерализации кредита, а кредитной рестрикции, т.е. проведению политики «дорогих денег» путем повышения процентных ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Проводится жесткая политика сокращения государственных расходов, а следовательно, сжатия прежде всего потребительского спроса. Налоговая политика направлена на снижение налоговых ставок и степени прогрессивности налоговой шкалы. Причем первостепенность таких налоговых мероприятий адресуется предпринимательскому сектору.

В заключение следует заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

Взаимодействие циклов осуществляется в нескольких плоскостях. Наблюдается взаимосвязь по горизонтали ряда чередующихся друг за другом циклов одного порядка, когда каждый цикл опирается на достигнутое предыдущим, в недрах которого он рождается, и служит исходной базой для будущего; при этом последние фазы предыдущего и первые фазы последующего циклов полностью или частично совпадают во времени; между ними нет четкой грани. Движение непрерывно, носит колебательный, волнообразный характер.

В каждом цикле можно выделить пять фаз: зарождение, развитие, распространение, зрелость, отмирание. Но на поверхности общего движения выступают три периода: подъем; стабильное движение; спад, завершающийся кризисом и революционным переходом к новому циклу. Наиболее отчетливо эта взаимосвязь проявляется при периодической смене поколений техники и научно-технических направлений.

В динамике каждого процесса их собственные циклы накладываются друг на друга, взаимно переплетаются циклы разной длительности, глубины и масштаба действия. Общая ритмика процесса характеризуется взаимосвязью сверхдолгос-рочных, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных циклов, которые оказывают влияние на ход протекания и последствия каждого из циклов.

На фазах рождения и распространения долгосрочного цикла наблюдается: большая частота и амплитуда колебаний среднесрочных и краткосрочных циклов, учащенное биение пульса движения, сжатие циклового времени, нарастание энергии динамики.

На фазе стабильного развития ритмика движения стабилизируется.

В период спада цикловое время замедляется, смена циклов носит менее выраженный характер, их последствия незначительны. Взаимодействие циклов разной продолжительности и глубины отчетливо выявляются в геологической истории Земли, в социальном и научно-техническом развитии.

Взаимодействуют между собой циклы смежных областей, которые вместе образуют общность более высокого порядка и отражают в своей динамике влияние трех видов циклов: своего собственного цикла; циклов непосредственно связанных процессов; циклов, характеризующих динамику всей общности. Можно проиллюстрировать это на примере производительных сил: их динамика отражает циклическую неравномерность изменения производительных сил как целого, каждый из составляющих их элементов (человек с присущим ему уровнем образования и квалификации, наука, техника и вовлеченные в производство силы природы, структура и организация производства, управление экономикой) имеет свои собственные закономерности и тенденции циклического развития; в то же время каждый из процессов (например, процесс науки, процесс техники и процесс образования) испытывает на себе взаимодействие неравномерной динамики родственных, тесно интегрированных процессов.Тоже самое происходит и в экономике.

Необходимо также принимать во внимание воздействие отдаленных, относящихся к иным сферам циклических колебаний, которые могут нарушить, деформировать нормальное течение циклического развития того или иного процесса. Например, природные циклы (глобальные изменения климата Земли, подвижки земной коры, приводящие к периодически происходящим крупным землетрясениям, солнечные циклы разной продолжительности) могут оказать существенное влияние на динамику экологических, экономических, социальных процессов, нарушить на какое-то время внутренне присущую им ритмику движения, изменить ход движения циклового времени.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

2. Модели антициклического регулирования экономики.

    Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;

2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре:

1 - политика сдерживания, рестрикции;

2- политика экспансии.

Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);

б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств в государственном бюджете), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. Шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.

В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов, а значит расширения импорта и ухудшения платежного баланса, повышения заработной платы и цен, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы. Такие действия объективно направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, они в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер грядущий спад производства становится менее заметным.

Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии проводится денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, кстати, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение), которая оказывает троякое влияние:

а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

б) для экономики с высоко насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.