Антициклического регулирования экономики. Антициклическое регулирование экономики направлено

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

2. Модели антициклического регулирования экономики.

    Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;

2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре:

1 - политика сдерживания, рестрикции;

2- политика экспансии.

Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);

б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств в государственном бюджете), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. Шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.

В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов, а значит расширения импорта и ухудшения платежного баланса, повышения заработной платы и цен, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы. Такие действия объективно направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, они в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер грядущий спад производства становится менее заметным.

Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии проводится денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, кстати, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение), которая оказывает троякое влияние:

а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

б) для экономики с высоко насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • · кейнсианский;
  • · классический;
  • · теория рациональных ожиданий;
  • · неоклассический синтез;
  • · новая кейнсианская теория;
  • · теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.

Антикризисное регулирование является основой антициклической регулирования. Важнейшую роль в нем играет государство.

Антициклическое регулирования экономики - сознательные и целенаправленные действия государства и наднациональных органов, а также мощных корпораций и частично рыночных рычагов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и увеличения темпов экономического роста.

Впервые в истории развития капиталистического способа производства оно было применено в США во время кризиса 1929-1933 гг. С целью выхода из кризиса государство, кроме названных выше мероприятий, закупала излишки продукции, оказывала помощь фермерам, разоренным компаниям и др. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.

После Второй мировой войны в большинстве развитых стран был расширен антикризисные меры государства, дополнен их определенными антициклической мерами с целью смягчения антициклических колебаний: стимулирование жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует срок погашения кредитов, размер процентов и др.) проведение политики ускоренной амортизации; предоставление налоговых скидок при установлении нового оборудования; снижение налогов на доходы корпораций и др.

Особенности антициклической регулирования в значительной степени обусловлены доминированием монополий (в том числе олигополий) в экономике. Э. Чемберлин обоснованно утверждал, что даже при отсутствии сделок (письменных или устных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Он и некоторые другие западные ученые отмечали отсутствие подвижности цен по сравнению с периодом свободной конкуренции. При господстве коллективных монополий (олигополий) цены остаются неизменными или даже растут, потому что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен. Этой негативной тенденции может частично противостоять только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался и в послевоенный период, способствуя сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы роста денежной массы, как правило, были выше (5-8%), чем по рекомендациям монетаристов (до 3% ежегодно).

Однако значительное увеличение денежной массы в конце 60-х - начале 70-х годов привело (наряду с другими факторами, например резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций: темпы роста цен в середине 70-х годов составляли более 10%. Поэтому в 80-е годы правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, осуществляя жесткую денежно-кредитную политику. В частности, в период высокой экономической активности (или "перегрева" экономики, по классификации западных ученых) государство значительно повышает норму процента, что приводит к удорожанию кредита, а во время депрессии и кризиса - снижает ставку процента и удешевляет кредит. Преимуществом этого метода антициклического регулирования является его оперативность (без принятия соответствующего закона). Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, предоставляет льготы в условиях ускоренного списания стоимости основных фондов, служит средством стимулирования инвестиций в негосударственном секторе экономики. При наличии государственного сектора правительство во время кризиса увеличивает объем прямых капиталовложений прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (транспорт и транспортное строительство, электро-, газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг. В США государство увеличило объем инвестиций в 2 раза (по сравнению с 1946 г.). Однако затем объем государственных капиталовложений во многих развитых странах постепенно сокращался. Так, в ФРГ их доля в ВНП за период 1970-1985 гг. Снизилась с 6,1% до 3,9, во Франции - с 4,2 до 3,0, в Великобритании - с 5,0 до 2,4, в странах ЕЭС - с 5,0 до 4,0%.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, тормозит процесс чрезмерного "перегрева" экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой.

Между осуществлением мероприятий кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит большой промежуток времени. Так, по оценкам западных ученых, этот лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема - 10-24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса. Поэтому важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла. В общем антициклическое регулирование осуществляется с помощью экономических, правовых и административных методов.

Олигополии обеспечивают антициклическое регулирования через выработку согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере, поэтому наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, является важным фактором антициклического регулирования. Благодаря этому, а также ослаблению основного противоречия существуют такие различия между современными экономическими кризисами (послевоенного периода) и кризисами XIX - начала XX в.:

1) современные кризисы менее глубокие, но происходят чаще;

2) вместо перепроизводства товаров во время кризисов XIX - начала XX в. сейчас происходит перепроизводство основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей);

3) во время кризисов в прошлом резко снижались цены, а в современных условиях в большинстве случаев не снижаются;

4) современные кризисы характеризуются короткими фазами собственно кризиса и депрессии и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема;

5) кризиса в прошлом протекали стихийно, а современные экономические кризисы все больше поддаются регулированию со стороны государства и наднациональных органов;

в) современные кризисы, прежде всего финансовые, отличаются синхронизацией экономического цикла. Свидетельством этого является, в частности, финансовый кризис в Японии, Южной Корее, развернувшейся в конце 1997 г.. Для ее локализации, предотвращение перерастания в мировой финансовый кризис МВФ предоставил беспрецедентный по величине кредит Южной Кореи в сумме 47 млрд долл., Индонезии - 40 млрд долл. Чтобы ослабить глубину этого кризиса, японское правительство снизил кредитные ставки до 0,25%. Россия потеряла тогда в 110 млрд долл., Значительно меньшие убытки понесла экономика Украины. Основной причиной этого кризиса является антирыночная деятельность США в финансовой сфере, с помощью которой они пытались ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке, а также Россию. Это обстоятельство признают некоторые авторитетные западные экономисты.

В 90-х годах экономические кризисы во многих развитых странах получили новые признаки. Так, в США в 1992 году. Началось самое продолжительное экономический подъем ", которое продолжалось почти 10 лет. В 1993 г.. В Германии, Франции и некоторых других странах Европы происходил спад, который в 1995-1996 гг. Перерос в депрессию. Япония пережила кризис в 1979-1999 гг., что свидетельствует асинхронность цикла. В 2003 г.. темпы роста ВВП в США составляли примерно 3%.

Антициклическое регулирования стало важным фактором ослабления глубины экономических кризисов, удлинение фазы подъема, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Однако оно не способно преодолеть циклический характер производства, устранить противоречия общественного воспроизводства.

на сокращение кризисного падения производства

на ускорение экономического роста

на стабилизацию экономического развития

21. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

В) на стабилизацию экономического развития;

22. Циклический характер экономического развития характерен для:

А) для рыночной экономики;

б) для традиционной экономики;

в) для командно-административной экономики.

23. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВВП от реального составляет:

24. Номинальный ВВП=750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объём продукции в денежном выражении недопроизводится в стране? (коэффициент Оукена = 2,5

ТЕМА 9. ИНФЛЯЦИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

1. Инфляция – это:

А) падение ценности или покупательной способности денег;

б) рост стоимости жизни;

2. Повышение цен на энергоресурсы дает:

а) инфляцию спроса;

Б) инфляцию предложения;

3. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% - это;

А) уровень инфляции;

б) темп инфляции.

4. ((Индекс цен текущего месяца- индекс цен прошедшего месяца)/ Индекс цены текущего месяца) х 100% - это:

А) темп инфляции;

б) уровень инфляции.

5. Пусть сокращение инфляции на 1 процентный пункт сопряжено с падение реального ВНП на 5% в год. По закону Оукена отклонения уровня безработицы от естественного на 1 процентный пункт вызывает изменения ВНП на 2% за тот же период. Каков будет уровень циклической безработицы, если инфляция сократиться на 3 процентных пункта?

6. Если реальный ВНП равен потенциальному, то в соответствии с кривой Филипса, учитывающей инфляционные ожидания, можно утверждать, что фактический уровень инфляции равен нулю?

7. Рост ожидаемой инфляции служит причиной сдвига кривой Филипса (с уровнем инфляции по вертикальной оси):

а) вправо на величину, равную росту инфляции;

б) влево на величину, равную росту инфляции;

в) вниз на величину, равную этому росту;

Г) вверх на величину, равную этому росту.

8. Если сравнить ситуацию, когда поведение экономических агентов основано на том, что ожидаемая инфляция равна инфляции ожидаемого года, с поведением экономических агентов, соответствующим концепции рациональных ожиданий, то можно предположить, что движение экономики к новой точке долгосрочного равновесия (когда уровень безработицы равен естественному) вследствие изменений в фискальной или денежной политике требует:

А) меньше времени;

б) больше времени;

в) столько же времени.

9. Для борьбы с инфляцией Центральному банку следует:

а) выпускать государственные ценные бумаги;

б) уменьшить норму банковских резервов;

В) уменьшить учетную ставку, которая приведет к уменьшению процентов по вкладам в коммерческих банках.

10. Государственная антиинфляционная политика в длительной перспективе опирается на:

а) увеличение финансирования отдельных видов деятельности;

б) рост дотаций и субсидий;

в) рост бюджетного дефицита;

Г) лимитирование денежной массы.

11. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно:

А) всему населению страны;

б) продавцам, торгующим в рассрочку;

в) клиентам банка, взимающего фиксированный процент;

г) правительству страны.

12. От внезапного роста инфляции выгадают, скорее всего:

а) люди, живущие на фиксированную пенсию;

б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;

В) вкладчики сбербанков;

13. Согласно монетаристской концепции между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость:

А) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде;

в) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

14. Инфляционный налог повышается, если:

а) увеличивается выпуск государственных облигаций;

б) повышается ожидаемый темп инфляции;

В) повышается фактический темп инфляции;

г) уменьшается спрос населения на реальные кассовые остатки.

15. Дефицит государственных бумаг непосредственно не приводит к инфляции, если он:

а) не превышает 5 % от ВВП;

Б) фиксируется за счет размещения государственных облигаций;

в) финансируется за счет правительственных займов у Центрального банка;

г) покрывается за счет выпуска дополнительного количества наличных денег.

16. Инфляцию спроса может вызвать следующий фактор:

А) рост дефицита государственных бумаг;

б) повышение цен на нефть;

в) снижение предельной склонности к потреблению;

г) повышение ставок подоходного налога с населения.

17. Инфляция предложения может возникнуть в результате:

а) роста дефицита государственного бюджета;

б) увеличения дефицита платежного бюджета страны;

В) повышения ставок заработной платы;

г) увеличения чистого экспорта.

18. Если повышаются цены на сырье, растет заработная плата, а объем производства и занятость снижаются, то это:

а) инфляция избыточного спроса;

б) стагфляция;

В) инфляция издержек производства.

19. Если номинальный доход повысился на 8 %, а уровень цен возрос на 10%, то как изменился реальный доход:

а) возрос;

Б) уменьшился;

в) не изменился.

20. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции:

А) рост цен на энергоносители;

б) начало разработки обширного угольного бассейна;

в) повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц.

21. При росте темпа инфляции рыночная цена государственных обязательств с фиксированным процентом:

а) будет иметь тенденцию к росту;

Б) будет иметь тенденцию к снижению;

в) будет стабильна и равна номиналу;

г) упадет до нуля.

22. При снижении темпа инфляции выиграют:

А) кредиторы и работники с фиксированной заработной платой;

б) должники и работники с фиксированной заработной платой;

в) кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату;

г) должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату.

23. Что из перечисленного ниже не имеет отношения к инфляции издержек?

А) рост занятости и выпуска;

б) «догоняющий» рост заработной платы;

в) шоки предложения;

г) рост издержек на единицу продукции.

24. Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тысяч у.е., а темпы инфляции составили 10%:

а) недостаточно информации;

б) не изменится;


Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование

Цикличность – естественный способ развития экономики, всеобщая форма движения, которая отражает неравномерность экономической динамики.

Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Виды экономических циклов.

Долгосрочные экономические циклы. Циклы Н.Д. Кондратьева

Характерный период в среднем 40 – 60 лет. Цикл состоит из двух фаз, называемых также волнами: повышательной и понижательной , каждая из которых длится примерно одинаковое время. Начинается цикл с повышательной волны.

Повышательная волна характеризуется следующим:

    Темпы экономического роста, а также важнейшие экономические показатели (темпы роста производительности труда, уровень цен, процентных ставок, заработная плата, обороты внешней торговли...) характеризуются повышательной динамикой,

    Наблюдается быстрое применение изобретений и открытий (сделанных в период понижательной волны) в производство,

    Массовое появление новых товаров,

    Расширение экономического сотрудничества государств,

    На повышательную волну приходится максимальное количество социальных потрясений (войн, революций, бунтов).

Понижательная волна характеризуется следующим:

    Замедление темпов экономического роста, а также темпов роста важнейших экономических показателей,

    Длительная депрессия в сельском хозяйстве,

    Оживление технических изобретений и открытий во второй половины волны (но не применение их в производстве),

    Кризисы среднесрочного экономического цикла в понижательной волне являются более глубокими и продолжительными.

Можно выделить следующие циклы Кондратьева:

Циклы

Волны

Годы

Технологич. уклад

I цикл

1. Повышательная

1779 – 1810 (17)

Текстильные фабрики, промышленное использование камен. угля

2. Понижательная

1810(17) – 1844(51)

II цикл

1. Повышательная

1844(51) – 1870(75)

Угледобыча и черная металлургия, Ж\д строительство, паровой двигатель

2. Понижательная

1870(75) – 1890(96)

III цикл

1. Повышательная

1890(96) – 1914(20)

Тяж. машиностроение, электроэнергетика, неорган.химия, произв. стали и электрических двигателей

2. Понижательная

1914(20) – 1939(45)

IV цикл

1. Повышательная

1939(45) – 1967(73)

Произв.автомобилей, хим.промышленности, нефтепереработки и двигателей внутрен. сгорания,

2. Понижательная

1967(73) – 1982(85)

V цикл

1. Повышательная

1982(85) – 1990 (?)

Развитие электроники, робототехники, вычислит., лазерной и телекоммуникационной техники

2. Понижательная

1990 – 2015 (??)

Большие циклы Кондратьева и экономические реформы России.

Большие циклы

Волна реформ в России

Основные направления экономических преобразований

I цикл: 1779 – 1844(51)

I волна: 1780(90)-1810(17)

План реформ Сперанского:

Придать госбюджету законодательный характер,

Подушные подати -> подоходный налог,

Винные откупы -> акцизная система,

Создать ЦБ, выпустить кредитные деньги.

II цикл: 1844(51)-1890(96)

кон. 1850-х – середина 1870-х

Отмена крепостного права,

Правила утверждения и исполнения финансовых смет,

Порядок формирования гос. доходов,

Создание палат по контролю финансовых смет.

III цикл: 1890(96)-1939(45)

III волна:

а) с 1890-1920 гг.

б) со второй половины 1920 – начало 1940-х гг.

Реформы Витте и Столыпина:

Денежная реформа Витте,

Индустриализация и хозяйственное развитие страны,

Аграрные реформы,

После Октябрьской революции :

Введение НЭПа,

Денежная реформа,

Первые пятилетки,

План ГОЭЛРО как форма обеспечения сбалансированного развития экономики страны.

IV цикл:

1939(45)-1982(85)

1950 – конец 1970-х гг.

Экономические реформы Хрущева, Косыгина:

Расширение рыночных методов хозяйствования,

Установление примых экономических методов взаимодействия между производителями и потребителями,

Усиление материального стимулирования,

Усиление юридической ответственности по своим обязательствам,

Установление платы за фонды.

V цикл:

1982(85)

Современные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования.

При переходе от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому происходят весьма значительные изменения в жизни общества – наблюдается значительное изменение структуры экономики, а также механизма ее функционирования, поэтому каждый цикл Н.Д. Кондратьева можно рассматривать как особую стадию развития экономики.

Среднесрочные экономические циклы. Циклы Жугляра.

Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание. Он выделял 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис 11.1).

Кризис проявлялся прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это ведет к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

После кризиса наступает депрессия . Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению . Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Начинается фаза подъема . Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

Антициклическое регулирование

Среди экономистов, которые признают цикличность, нет никакого единства относительно природы этого явления. В самом общем смысле можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Антициклическая (конъюнктурная) политика

В качестве средства экономической стабилизации правительство использует антициклическую (конъюнктурная) политику: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление . Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.