Консолидированный бюджет рф. Список использованной литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права

Финансово-экономический факультет

Кафедра финансов

Направление 08.01.00.62 Экономика "Финансы и кредит"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Финансы"

Выполнил: Деканова Анастасия Андреевна

Группа: Ф-12-4

Проверил: канд. экон. наук, доцент

Щукина Татьяна Владимировна

Иркутск 2013

Аналитическая часть

В данной контрольной работе нужно дать анализ состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг. А также проанализировать динамику и структуру прямых налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации.

Консолидированный бюджет является одним из важнейших инструментов государственной финансовой и экономической политики. Консолидированный бюджет РФ не рассматривается и не утверждается законодательными органами. Необходимо понимать тот момент, что такой бюджет является, прежде всего статистическим, характеризующий данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны (т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему) необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства.

консолидированный бюджет бюджетное планирование

Исследуем динамику поступления доходов в консолидированный бюджет РФ. Для этого обратимся к таблице 2.

Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Из данной таблицы видно, что общие доходы в периоде с 2010 по 2012 годы имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что экономика страны вышла из экономического кризиса 2008 года, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год. А теперь проанализируем динамику расходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 3. Расходы консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Данная таблица показывает, что расходы консолидированного бюджета РФ увеличиваются.

Выборы президента в 2012 году привели к увеличению расходов на социальную сферу. Также нельзя забывать и про Олимпиаду в Сочи в 2014 году, про Чемпионат мира по футболу в 2018, реформу милиции, "Сколково" и многое другое. Поэтому в ближайший период расходы будут только расти.

Для полного представления динамики доходов и расходов консолидированного бюджета РФ построим диаграмму.

Данная диаграмма показана на рисунке 1, доходы и расходы (млрд. руб.)

Рисунок 1.

Из представленного рисунка 1 видно, что в 2010 году был дефицит бюджета, связанный с непредвиденными расходами в плане летних пожаров и большое количество государственных средств было направлено на преодоление сложной ситуации, а в периоде с 2011 по 2012 годы ситуация изменилась и дефицит перерос в профицит. Изначально бюджет 2011 года был сверстан с дефицитом в 3,6 процента ВВП. Профицита удалось добиться благодаря росту цен на нефть. А в 2012 году благодаря поступлениям от внешнеэкономической деятельности.

Теперь перейдем, непосредственно, к анализу динамики и структуры прямых налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации.

Для начала составим таблицу поступления прямых налогов в консолидированный бюджет РФ.

Таблица 4. Прямые налоги консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Виды прямых налогов

Сумма, млрд. руб

Сумма, млрд. руб

Сумма, млрд. руб

Налог на прибыль организаций

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Земельный налог

Водный налог

Поступления от налога на прибыль организаций с 2010 по 2012 год увеличились на 581,2 млрд. руб. Поступления от налога на доходы физических лиц, в указанный период, выросли на 471,1 млрд. руб. Поступления от налога на имущество физических лиц возросли на 2 млрд. руб. Суммы поступлений от налога на имущество организаций увеличились на 114,6 млрд. руб. Поступления от транспортного налога возросли на 14,5 млрд. руб. Поступления от налога на игорный бизнес увеличились на 0,4 млрд. руб. Доходы от земельного налога возросли на 25,5 млрд. руб. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 1053,1 млрд. руб. Поступления от водного налога уменьшились на 3,4 млрд. руб. Таким образом можно сделать вывод, что все статьи налоговых доходов, кроме дохода от Водного налога, в периоде с 2010 по 2012 год имели тенденцию роста.

Для более детального анализа налоговых доходов рассмотрим таблицу удельного веса доходов консолидированного бюджета РФ.

Таблица 5. Структура доходов консолидированного бюджета за 2010-2012 гг.

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес (%)

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес (%)

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес (%)

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Земельный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Итого прямых налогов:

Из данных представленной таблицы видно, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций более 30% всех прямых налогов.

Наименьший удельный вес имеет налог на игорный бизнес.

Таким образом, можно утверждать, что в целом картина сложилась благоприятная и можно сделать вывод, что на протяжении 2010-2012 гг. доходы консолидированного бюджета росли из года в год.

Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Существует важная проблема, такая как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в "конвертах". Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства. Как с этим бороться? Необходимо выбрать правильные и четко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.

Вот какие меры планируется в период 2013-2015 гг. государством в рамках развития налоговой системы.

В рамках налога на прибыль планируется:

1) упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом;

2) изменить порядок восстановления амортизационной премии;

3) исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;

4) уточнить понятие агрессивной среды, чтобы сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации.

По налогу на имущество организаций предполагаются следующие мероприятия:

1) освободить от налогообложения движимое имущество (машины, оборудование и др.);

2) перейти к определению налоговой базы исходя из кадастровой, а не остаточной стоимости имущества;

3) поэтапно в течение 7 лет отменить некоторые крупные льготы (например, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и т.п.).

Налог на доходы физических лиц:

1) ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования;

2) освободить от налогообложения некоторые социально значимые

доходы, например в виде:

стоимости медицинских услуг, оплачиваемых за своих работников

работодателями на "доходно-расходной" УСНО или ЕСХН;

единовременных выплат безработным в рамках программы

по содействию самозанятости;

земли, бесплатно предоставляемой многодетным семьям.

Таким образом, достижение указанных направлений, в конечном итоге, позволит стабилизировать российскую налоговую систему.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (редакция от 03 .11.20 13 );

2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.:"Дашков и Ко", 2007. 3. Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ЮРАЙТ, 2007. - 939 с. Книга с количеством авторов более 3-х:

4. Налоги: учебное пособие / под ред. Ивановой Н.Г. - М.: Налоги и налогообложение, 2008. - 368 с.;

Интернет - источники:

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ информационно-аналитический раздел: [Электронный ресурс]. URL: http://www.info. ninfin.ru. (Дата обращения: 9.12.2012 г.).

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru. (Дата обращения: 9.12.2012 г.). 7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base. garant.ru/70169348/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность консолидированного бюджета как источника формирования показателей сводного государственного и территориальных финансовых балансов, его доходы и расходы. Состояние и перспективы развития консолидированного бюджета Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Анализ социально-экономических показателей Калининградской области. Структура доходов консолидированного бюджета региона и консолидированного бюджета всех субъектов Российской Федерации. Расходы на социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2016

    Рассмотрение вопросов консолидированного бюджета различных уровней бюджетной системы. Система формирования консолидированного бюджета Российской Федерации. Анализ и оценка расходной и доходной части консолидированного бюджета Челябинской области.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2013

    Анализ основных показателей исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. Изучение особенностей реализации фискальной политики в переходной экономике. Исполнение по расходам республиканского бюджета.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2013

    Динамика доходов консолидированного бюджета России. Анализ темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ. Повышение эффективности механизма перераспределения внутреннего валового продукта посредством формирования федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2012

    Понятие и значение консолидированного бюджета, характеристика формирования его доходов и расходов на примере Краснодарского края. Сущность и становление бюджетного федерализма в РФ. Основные тенденции развития отношений между бюджетами различного уровня.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета Российской Федерации. Изучение структуры доходов и расходов федерального (местного и регионального) бюджета. Определение основных задач бюджетной политики России на 2010-2012 гг.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

    Экономический анализ источников доходов и структуры расходов бюджета Ставрополья, социальные показатели региона. Оценка дефицита консолидированного бюджета и стратегий увеличения доходов. Анализ отраслевой структуры валового регионального продукта.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2011

    Бюджетная система РФ и принципы ее построения. Анализ доходов консолидированного бюджета. Динамика доходной части государственных внебюджетных фондов. Оценка расходной части федерального бюджета. Источники покрытия дефицита консолидированного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ. Особенности бюджетного устройства. Инвестиционная активность производителей. Высокий уровень ставки банковского процента, падение производства. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ.

Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации есть свод бюджетов самих субъектов Федерации и бюджетов находящихся на их территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно — межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.

В дальнейшем при анализе важно обратить внимание на то, что для бюджетов субъектов Федерации финансовая поддержка из федерального бюджета значится в составе их доходов, а для федерального бюджета — в составе его расходов. Доходы и расходы консолидированного бюджета РФ и субъектов Федерации существенно отличаются по объему и структуре в связи с существенными различиями полномочий органов власти соответствующих уровней. На пропорции доходов и расходов консолидированного бюджета и составляющих его бюджетов значительное влияние могут оказывать экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства (например, неурожаи в связи с засухой, финансовые кризисы, техногенные катастрофы).

В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов на его территории.

Как подчеркивалось выше, три основных уровня бюджетной системы России отражают особенности административно-территориального деления в государстве федеративного типа. На федеральном уровне утверждаются и исполняются бюджеты государственных внебюджетных фондов, а на субфедеральном уровне — бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Нередко в официальной информации в связи с этим используется понятие «бюджет расширенного правительства». Под ним подразумевается (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) «свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами». Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов называют бюджетом расширенного правительства — расширенного в том смысле, что при этом речь идет и о бюджетах системы социального страхования, которая строится по принципу бюджетов. Бюджет расширенного правительства дает представление обо всех бюджетных доходах и расходах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Отметим, что в Бюджетном кодексе нет понятия «бюджет расширенного правительства», в связи с чем нет официального названия свода названных бюджетов. В то же время есть определенный смысл его использования — речь идет о бюджете «расширенном» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется также органами исполнительной власти (правительством). Бюджет расширенного правительства как свод соответствующих бюджетов тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. В настоящее время доля бюджета расширенного в объеме ВВП достигает по доходам около 38%, по расходам — 34% ВВП. В табл. 1 дастся представление о структуре этого бюджета в период формирования внебюджетных фондов за счет единого социального налога, который с 2010 г. заменен страховыми платежами.

Об изменении объемов бюджетов по расходам бюджета расширенного правительства свидетельствуют данные табл. 2. В табл. 2 отражены параметры бюджетов до пересмотра бюджета в связи с кризисом.

Понятие «консолидированный бюджет Российской Федерации» исчерпывающе трактует полноту консолидации бюджетов всех уровней. В табл. 3 дастся представление о соотношении различных бюджетов. Заметим, что в официальной информации в составе консолидированного бюджета субъектов Федерации не были выделены бюджеты муниципальных образований.

Таблица 1. Представление о структуре бюджета расширенного правительства в докризисный период, % к ВВП

* Текущий дефицит фонда в 2002-2005 гг. сбалансирован за счет переходящих остатков средств фонда.

Таблица 2. Структура расходов бюджета расширенного правительства в 2009 г.

** В кризисной ситуации исполнение бюджета по расходам было в меньшем объеме — на уровне 6354 млрд руб. По расходам бюджет был исполнен в объеме 5923 млрд руб. Дефицит сформировался на уровне 330 млрд руб. Из 82 субъектов Федерации дотационными были 62 региона (для сравнения: в 2008 г. дотации получали 44 региона).

Таблица 3. Соотношение различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (результаты исполнения за 2008 г., млрд руб.)

Примечание: Суммы слагаемых по доходам каждого бюджета и расходам каждого бюджета не совпадают с общей величиной по первой строке, поскольку в доходах государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета субъектов Федерации не выделены межбюджетные трансферты.

Расходы консолидированного бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых, происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Экономическая сущность расходов консолидированного бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы являются преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.

Капитальные расходы бюджета - это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это - средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) обеспечение деятельности средств массовой информации;

12) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

За последние годы, в структуре расходов консолидированного бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на такие статьи расходов, как:

1) обслуживание государственного долга;

2) национальная оборона;

3) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

4) финансовая помощь бюджетам других уровней;

5) международная деятельность.

Основные задачи в области расходов:

Сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

Снизить расходы на содержание госаппарата;

Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственного финансирования проектов;

Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решение социальных проблем и перспективных научно-исследовательских работ;

Снизить уровень детонации отдельных регионов;

Усилить контроль над исполнением бюджетных средств;

Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Таким образом расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономическе отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

Заключение

Консолидированный бюджет - это совокупность бюджетов всех уровней. Он включает в себя консолидированный бюджет Субъектов РФ и Федеральный бюджет РФ, а также государственные целевые фонды. Консолидированный бюджет Российской Федерации и се субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта.

Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

Доходная часть консолидированного бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и от доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.С помощью расходов государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)

2. Бюджет и бюджетная система / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. - М. : Юрайт, 2011. - 782 с.

3. Бурханова, И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2009.- 34c

4. Дементьев, Д.В. Щербаков, В.А. Бюджетная система РФ. – М.: КноРус, 2009.-231c.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2010.-345с.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие/ Литовских, А.М. Шевченко, И.К. Финансы - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. - 135 с.

7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов/ Дюбин, В.В. - Петрозаводск, 2009. - 118 с.

8. Структура доходов и расходов консолидированного бюджета // сайт минфина РФ: www.minfin.ru

Приложение 1

Структура расходов, млрд. руб. за 2012 год

Виды расходов

Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

Бюджеты ГВБФ, млрд. руб

Бюджеты ГВБФ, млрд. руб

По всем разделам и подразделам

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Социальная политика

Условно утвержденные расходы

Приложение 2

Структура доходов консолидированного бюджета за 2012

Виды доходов

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Федеральный бюджет, млрд. руб

Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб

Бюджеты ГВБФ, млрд. руб.

Бюджеты терр. ГВБФ, млрд. руб

Всего доходов

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Страховые взносы

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

Налог на добычу полезных ископаемых

Таможенные пошлины

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В первый день Гайдаровского форума, выступая на панельной дискуссии, Министр финансов РФ Антон Силаунов, в частности, остановился на итогах исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г.

По данным министра, общий дефицит региональных бюджетов достиг 700 млрд руб., или около 1,1% ВВП. Это существенно больше, чем в пик кризиса 2009 г. (329 млрд руб., или 0,85% ВВП). Что же стоит за этой цифрой?

В настоящее время наблюдается определенная напряженность с исполнением консолидированных региональных бюджетов. Здесь налицо существенное сокращение доходов при невозможности быстрого и существенного снижения объема расходов, что обуславливает наращивание субнациональных заимствований.

По данным Федерального казначейства, за 10 месяцев 2013 г. снижение общей суммы доходов консолидированных бюджетов субъектов составило -5,2% в реальном выражении по отношению к аналогичному периоду 2012 г.; при этом налоговые доходы сократились на 3,8%, а трансферты из федерального бюджета – на 11,5%. Общее снижение налоговых доходов обусловлено динамикой налога на прибыль, чьи поступления снизились за рассматриваемый период на 19,8%. При этом сокращение общего объема налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, могло бы быть существенно больше, если бы не рост поступлений по другим налогам, прежде всего по НДФЛ – на 4,2% (см. табл. 1 ).

Таблица 1

Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2012-2013 гг.

Динамика основных видов налоговых доходов в реальном выражении
(10 мес. 2013 г. к 10 мес. 2012 г., %)
Доля в налоговых доходах
(2012 год), %
Налоговые доходы -3,8 100
Налог на доходы физических лиц 4,2 39,0
Налог на прибыль организаций -19,8 34,1
Налоги на имущество 9,2 13,5
Акцизы по подакцизным товарам 4,1 7,6
Налоги на малый бизнес 1,3 4,7

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

В то же время расходы консолидированных региональных бюджетов снизились за 10 месяцев 2013 г. лишь на 0,8% в реальном выражении. В результате заметного снижения доходов (как налоговых доходов, так и трансфертов из федерального бюджета) при необходимости поддерживать на определенном уровне расходы субнациональные власти были вынуждены наращивать объемы заимствований. В целом региональный долг (без учета муниципальных бюджетов) за 11 месяцев 1 2013 г. по всем субъектам вырос на 10,1% в номинальном выражении, а без учета г. Москвы и Московской области – на 17,2% (см. рис. 1 ).

Рис. 1.
Региональный долг субъектов РФ в 2007–2013 гг.

Если исходить из данных бюджетной росписи, то расходы консолидированных региональных бюджетов в 2013 г. должны были вырасти на 7,9% в реальном выражении или с 13,3% ВВП в 2013 г. до 14,4% ВВП в 2014 г., а дефицит мог бы составить до 1,7 трлн руб., или 2,5% ВВП. Как уже было отмечено, по предварительным данным Минфина, дефицит консолидированных региональных бюджетов составил «лишь» 700 млрд руб. В результате бюджетная роспись по расходам выполнена, по-видимому, примерно на 90%. В отсутствии полных данных по исполнению региональных бюджетов за 2013 г., а также существования проблем с интерпретацией данных по расходам в разрезе КОСГУ в условиях реформирования бюджетной сети 2 трудно делать однозначные выводы о том, за счет каких направлений расходов произошло сокращение их планируемого объема. Однако определенные тенденции можно увидеть из данных табл. 2 .

Таблица 2

Доли расходов на социальную сферу, транспорт и ЖКХ в общей сумме расходов консолидированных региональных бюджетов в 2005–2013 гг. (%)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 10 месяцев 2012 10 месяцев 2013
Транспорт (включая дороги) и ЖКХ 22,9 23,4 25,3 26,4 22,1 20,5 20,9 21,8 20,6 20,3
Социальная сфера (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика) 52,1 54,0 52,9 49,2 52,4 54,9 59,0 61,5 63,8 64,0
в том числе:
Образование 21,4 22,2 21,6 20,8 21,5 21,9 22,5 24,5 25,5 27,7
Культура, кинематография, СМИ 3,6 3,6 3,7 3,5 3,4 3,4 3,5 3,5 3,7 3,8
Здравоохранение и спорт 15,8 16,4 15,8 12,7 12,1 12,0 17,4 18,2 18,3 16,8
Социальная политика 11,4 11,7 11,8 12,2 15,3 17,6 15,5 15,3 16,3 15,6

Эта краткая статья опирается на отчет Счетной Палаты РФ «Мониторинг исполнения доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации» по итогам 2013 года.

Наблюдавшееся в течение года заметное снижение темпов роста налоговых доходов при сокращении объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета привело к нарастанию напряженности в сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Снижение темпов роста доходов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также рост потребности социально значимых расходов приводит к росту государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли за год на 5.6%.


В доходной части.
Доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013 году увеличились по сравнению с 2012 годом всего на 1.2% при росте расходов на 5.6%, при этом в 27 субъектах Российской Федерации указанные доходы сократились (в 2012 году - в 15 субъектах, в 2011 году - в 1 субъекте).
Наибольшее сокращение объемов доходов отмечено в Республике Калмыкия (на 14.6%), Чеченской Республике (на 16%), Новгородской области (на 19.2%), Тюменской области (на 28.4%). В числе регионов с сократившимися объемами доходов - Вологодская область (на 2.8%), Кемеровская область (на 6%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (на 6.8%).
Увеличение доходов отмечено в 55 субъектах Российской Федерации, из них: в Республике Алтай - на 12.9%, Республике Бурятия - на 10%, Забайкальском крае - на 10%, Архангельской области - на 11.5%, Астраханской области - на 10.9%, Тульской области - на 12.2%. В Пензенской области доходы исполнены практически на уровне 2012 года.
В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит налоговым и неналоговым доходам (80.7%).
По сравнению с соответствующим периодом 2012 года их объем увеличился на 3.2% и составил 6585.8 млрд. рублей.
Более чем на 90% за счет налоговых и неналоговых поступлений формируют свои доходы Свердловская область (90.8%), г. Москва (97%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (96.2%).
От налога на прибыль поступает 28.8% налоговых и неналоговых доходов, от налога на доходы физических лиц - 41.9%.
Ниже представлена динамика абсолютных значений.

Важную роль в доходах многих регионов играют различные дотации. Однако многие дотации поступают из федерального бюджета в конце года. В результате, многие субъекты не успевают распределить средства.

В расходной части.
Несмотря на общий рост расходов бюджетов регионов, в 9 субъектах Российской Федерации отмечено их сокращение, в том числе: в Республике Мордовия (на 7%), Республике Татарстан (на 2.2%), Чеченской Республике (на 15.3%), Краснодарском крае (на 3.1%), Волгоградской области (на 0.6%), Кемеровской области (на 0.3%), Тюменской области (на 12.7%), Ямало-Ненецком автономном округе (на 4.8%), г. Москве (на 0.4%).
По разделам бюджетной классификации наибольший «вес» пришелся на следующие виды расходов: национальная экономика (19.7% от расходов консолидированных бюджетов), жилищно-коммунальное хозяйство (10.2%), образование (26.5%), здравоохранение (14.2%), социальная политика (14.9%).
Значительное увеличение расходов на образование (которые являются наиболее крупной статьей) отмечено: в Республике Калмыкия - на 26%, в Республике Северная Осетия - Алания - на 29.3%, в Республике Дагестан - на 27.5%, в Кабардино-Балкарской Республике - на 27.8%, в Московской области - на 26.7%, в Астраханской области - на 32% и в Сахалинской области - на 29.8%.
Рост расходов на национальную экономику (+7.6%) в большинстве регионов произошел в значительной степени за счет роста расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям и на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций. Расходы на увеличение стоимости основных средств в составе раздела уменьшились на 15.6%.

Дефицит.
С дефицитом исполнены в 2013 году бюджеты 77 регионов (в 2012 году - 67, в 2011 году - 57), из них в 35 регионах дефицит превысил 15% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. У 10 субъектов Российской Федерации дефицит превысил 25%. Наибольший дефицит сложился в Республике Ингушетия (121.9%) и Республике Тыва (51.9%), Чукотском автономном округе (74.2%). Значительно увеличился дефицит бюджета Тюменской области, который в 2011 году был профицитным, в 2012 году дефицит составил 3.5% налоговых и неналоговых доходов, в 2013 году - 28.8%. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре дефицит в 2012 году составлял 4.5%, в 2013 году - 19.7%.
Объем государственного долга субъектов Российской Федерации за последние 5 лет увеличился в 2 раза, муниципальных образований - в 2.1 раза.