Характеристика казначейской системы исполнения бюджетов. Казначейская система исполнения бюджетов


Исполнение бюджета является одной из стадий бюджетного процесса.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. На данном этапе бюджетного процесса реализуются намеченные прогнозы и программы.
В настоящее время основные процедуры исполнения бюджета регламентируются Бюджетным кодексом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ вводится казначейская система исполнения бюджета. В соответствии со статьей 25 Бюджетного кодекса на органы федерального казначейства возлагается организация исполнения бюджета и управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Органы Федерального казначейства являются кассирами, распорядителями и получателями средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В процессе исполнения бюджета в утвержденный бюджет могут вноситься какие-либо изменения.
Задачи исполнения бюджета:
по доходам – обеспечение своевременного и полного поступления доходов;
по расходам – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету суммах, в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению доходов и ассигнований по кварталам в соответствии с бюджетной классификацией по распорядителям бюджетных средств, такое распределение производится в бюджетной росписи.
В процессе исполнения бюджетов могут быть дополнительно получены дополнительные доходы или экономия по расходам. Эти средства в вышестоящий бюджет не изымаются. Решение об использовании этих средств принимается законодательными или исполнительными органами власти в соответствии с бюджетным законодательством.
Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящего бюджета не компенсируются за исключением случаев, когда эти потери связаны с изменением действующего законодательства.
В расходной части бюджета любого уровня создаются бюджетные резервы.
Основной принцип исполнения бюджетов – принцип единства кассы, он предусматривает зачисление всех поступающих доходов на единый счет и осуществление финансирования расходов с этого же счета.
Кассовое исполнение бюджетов осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующих бюджетов.
Большое значение для исполнения бюджетов имеет бюджетная классификация, она является единой для всех уровней бюджетной системы, исполнение ее обязательно для всех участников бюджетного процесса. Налогоплательщики при перечислении налогов в бюджет в своих расчетно-платежных документах должны указывать коды бюджетной части классификации, а организации получающие средства из бюджета должны использовать их в соответствии с экономической классификацией расходов.

12.Межбюджетные отношения: проблемы и тенденции. Методы бюджетного регулирования.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти соответствующего уровня по поводу распределения доходов и расходов между бюджетами.
Принципы межбюджетных отношений:
распределение и закрепление расходов по уровням бюджетной системы. В соответствии с бюджетным кодексом расходы распределяются по 3м уровням бюджетной системы; есть расходы, которые финансируются из бюджетов всех уровней, разграничение таких расходов осуществляется по соглашению между органами власти соответствующих уровней при формировании своих бюджетов.
разграничение на постоянной основе и распределение по нормативам регулирующих доходов. В соответствии с налоговым и бюджетным кодексам за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются конкретные доходы либо в полном размере, либо в какой-то доле, эти доходы называются собственными. Для покрытия расходов собственных доходов как правило бывает недостаточно, поэтому из вышестоящего бюджета часть доходов передается в нижестоящие бюджеты в виде %-х отчислений, эти доходы называются регулирующими.
равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – в соответствии с бюджетным кодексом у всех субъектов РФ и муниципальных образований одинаковые бюджетные права.
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности – бюджет любого уровня должен формироваться исходя из минимально допустимой стоимости услуг предоставляемых за счет средств государства, в расчете на душу населения (минимальная бюджетная обеспеченность). Если в субъекте РФ или муниципальном образовании недостаточно собственных и региональных доходов на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из вышестоящего бюджета выделяется финансовая помощь, в форме дотации.
равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, это равенство проявляется в установлении единых нормативов отчислений от региональных доходов, единого порядка уплаты федеральных налогов, определение единого подхода к формированию финансовой помощи субъектам РФ.
Взаимодействие между бюджетами разных уровней проявляется в перераспределении доходов, которое осуществляется:
I. путем передачи части регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты. Бюджет любого уровня формируется за счет собственных доходов, регулирующих доходов, а так же безвозмездных перечислений.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе, полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в ниже стоящие бюджеты на очередной финансовый год (или 3 года).
II. путем передачи части дохода в виде финансовой помощи:
Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция– это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ или юридическим лицом на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ, физическим или юридическим лицом на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другим бюджетом на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
III. путем взаимных расчетов - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.
Основные условия предоставления финансовой помощи:
при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ;
субъект РФ не имеет права:
ставить государственных служащих, финансовых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений;
предоставлять бюджетные кредиты юр. лицам в размере превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;
предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта.
муниципальное образование не имеет права:
ставить муниципальных служащих, финансовых за счет средств местного бюджета в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов РФ;
предоставлять бюджетные кредиты юр. лицам в размере превышающем 3% расходов местного бюджета;
предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

Еще по теме Исполнение государственного бюджета. Казначейская система исполнения бюджета.:

  1. 32. Функционирование казначейской системы исполнения бюджета.
  2. Тема 3.2 Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет
  3. Раздел 5. Финансирование расходов федерального бюджета при казначейском исполнении бюджета на уровне субъекта Российской Федерации.
  4. Тема 1 Организация казначейской системы исполнения бюджетов.
  5. Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
  6. Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  7. § 4.6. Бюджетный процесс, понятия и стадии. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Утверждение отчета об исполнении бюджета
  8. Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  9. Раздел 2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами
  10. Раздел 3.Организационные формы казначейского исполнения бюджета
  11. Г Л А В А 8 ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЕРОВ – РЕВИЗОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СТРУКТУР
  12. 4.3. ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

  • казначейская, при которой на специальные органы финансовой системы (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
  • банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант и коммерческих банков);
  • смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов казначейством и центральным банком.

Целью перехода к практике казначейского исполнения бюджета является установление оперативного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом исполнения бюджета, повышение точности бюджетных проектировок, расширение возможности управлять ликвидностью бюджета и реже прибегать к краткосрочным заимствованиям.

Казначейское исполнение бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации должно осуществляться на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, то есть сосредоточение всех средств бюджета «в одних руках».

Соблюдение принципа единства кассы обеспечивается закрытием расчетных счетов у всех получателей средств бюджета и концентрацией всех бюджетных средств на едином счете. При этом единый счет бюджета может формироваться из нескольких расчетных счетов, главное, что владелец и распорядитель счета один – финансовый орган.

Финансовый орган управляет единым счетом бюджета, расходование бюджетных средств всегда осуществляется с его ведома, что обеспечивает предварительный контроль за их целевым использованием.

Применение казначейской системы исполнения бюджетов отличается от банковской тем, что Казначейство концентрирует оба потока денежных средств, кот.возникают в процессе исполнения бюджета доходной и расходной на едином счете. Этот порядок существенно ускоряет процесс финансирования расходов.При казнач. системе процесс исполнения бюджета более детализирован.

Казначейская система исполнения бюджетов базируется на принципе единства кассы, кот. предусматривает зачисление всех поступающих доходов и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Реализация на практике данного принципа-разработка и принятие концепции функционирования единого казначейского счета ФК(ЕКС ФК).


Функционирование ЕКС-качественно новая технология исполнения бюджета, предусматривающая: -централизацию доходов из средств федерального бюджета на ЕКС, открытом в ГУФК -централизация операций по учету доходов бюджетов различных уровней на 1 счете, кот.откр. УФК по субъекту РФ,распределение этих доходов м/ду бюджетами и осущ. расходов на уровне УФК Порядок ф-ционирования ЕКС:

налогоплательщики→КБ→ГРКЦ(выписка с л/с, копия плат.док)→УФК по субъекту РФ→

1. 40105 ср-ва ФБ

2. 40201 ср-ва бюджетов субъектов РФ

3. 40204 ср-ва местн. Бюджетов

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборв на счет по учету налогов и сборов, откр.УФК по субъекту РФ в учр. ЦБР; ежедневно УФК распр.доходы по разным уровням бюджетов; УФК осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных налогов и сборов террит. налоговым и финансовым органам― +‖ЕКС: из-за резкого увеличения скорости получения информации от объемов поступления в

консолидированный бюджет повышается актуальность этой информации и Правит-во получает возможность ежедневно иметь информацию о движении средств Фед.бюджета по счетам органов Казначейства, что позволяет объективно оценить объем средств,имеющихся в наличии в текущем периоде, прогнозировать возможные кассовые разрывы, эффективно управлять средствами федерального бюджета.

До формирования системы Федерального казначейства финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось ч/з бюджетные счета министерств и ведомств, открытых в кредитных учреждениях, и кот. перечисляли средства финансирования своим подведомственным учреждениям. Начиная с 1993 года все бюджетные счета в коммерческих банках были закрыты и в наст. время финансирование осуществляется ч/з л/с(регистр аналит.учета органов ФК для учета лимита бюджетных обязательств, кассовых расходов организации при исполнении бюджетов), открытые в органах ФК.

При финансировании расходов ФБ ч/з систему л/с существенно изменились для получателей ср-в взаимоотношения участников процесса финансирования:

1.органы ФК приняли на себя ф-ции банковских учреждений по осущ.платежей по поручению бюджетополучателей 2. усилился контроль за целевым расходованием средств бюджетополучателей

В БКРФ рассматриваются осн.этапы составления бюджета по расходам:

1.составление и утверждение бюджетной росписи (документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавл.распределение бюджетных ассигнований м/ду получателями бюджетных средств и составляемые в соотв. с бюджетной классификацией РФ). Этот документ составляет главный распорядитель бюджетных средств по распределителям и получателям на основе бюджета, утвержденного на очередной бюджетный год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и предоставляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета-ФК в течение 10 дней со дня утверждения последнего. На основании бюджетных росписей, орган, ответственный за составление проекта соотв.бюджета, сотавляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели, содержащиеся в ней до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетых средств. Эта процедура осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Бюджетное обязательство - это обязанность,признанная исполняющим бюджет органомсовершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Она возникает в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств,определяемый и утверждаемыйдля распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца. Такие лимиты утверждаются исполняющим бюджет органом на основе проектов распределения, составленных главными распорядителями бюджетных средств.

Одной из стадий исполнения бюджета по расходам является принятие бюджетных обязательств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению

расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. В РФ большинство хоз. субъектов предпочитают работать на условиях предоплаты, устанавливается возможность совершения авансовых платежей.

Одной из стадий исполнения бюджета по расходам является санкционирование оплаты денежных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется в срок не позднее 3 дней с момента представления платежных документов, при этом исполняющий бюджет орган совершает разрешительную надпись.

Органы ФК могут отказать в подтверждении ден обяз-в: -при несоответствии принятых обязательств БКРФ

При несоответствии принятых ден обязательств закону О бюджете или бюджетным ассигнованиям - при несоответствии принятых ден обязательств утвержд.смете доходов и расходов бюджетного

учреждения - при блокировке расходов

Все операции, связанные с санкционированием расходов в системе бюджетного учета отражаются ║-

у главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, у органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, у финансового органа, организующего исполнение бюджета. Т.обр. 1 и таже операция м.б. отражена несколько раз у различных участников бюджетного процесса.

В ходе исполнения бюджета могут быть введены режимы сокращения расходов, блокировки расходов.

Главные распорядители бюджетных средств имеют определенные права по перемещению бюджетных ассигнований. В ходе исполнения бюджетов исполнительные органы власти проводят краткосрочное прогнозирование (пятидневка, месяц, квартал) поступления доходов и финансирования расходов, проводят предварительный и текущий контроль за расходованием бюджетных средств.

Для России слово «казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России казначейская система насчитывает более 200 лет. Прообразом органов федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали приказы (XVII в.).

Вся эта пестрая и нестройная система приказов с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством существенно тормозила дальнейшее развитие государства, что и побудило Петра I начать поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела камер-коллегии Ерошкин, А.В. История государственных учреждений дореволюционной России / А.В. Ерошкин. - М.: ИНФРА-М, 1983.-348с..

В 1802 году на основании манифеста «Об учреждении министерств» были созданы Министерство финансов и Государственное казначейство. Окончательно министерская форма управления государственными финансами была сформирована к 1811 году. Основными задачами органов Государственного казначейства являлись:

Прием и хранение всех принадлежащих государственному казначейству доходов;

Производство расходов;

Продажа всякого рода ценной гербовой бумаги;

Выдача промысловых свидетельств и бесплатных билетов;

Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу.

Революцией 1917 года было прервано казначейское исполнение государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 года все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный Банк.

Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2005. - № 6 - С. 2-4..

Действовавшая в СССР система исполнения бюджета приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, т.к. финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.

Система финансирования расходов федерального бюджета через банки представлена на рисунке 1.

Недостаток данной схемы (см. рис. 1) состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство РФ лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.

Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла получать полную информацию о поступивших доходах, произведенных кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно - эффективно контролировать данные операции. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 550 с.

Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы - решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов Федерального казначейства и переводе бюджета на казначейское исполнение, что и закреплено теперь ст. 215 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Рис. 1. Система финансирования расходов федерального бюджета через банки

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.

Под казначейской системой понимается орган, который осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет финансовое управление средствами бюджета.

Когда речь идет о казначейском исполнении бюджета или о казначействе вообще, то нередко возникают ассоциации с контролирующим органом или даже органом, выполняющим карательные функции. Иногда вопросы необходимости улучшения бюджетных процедур в субъектах Российской Федерации увязывают с требованием перевода бюджетов субъектов Федерации на обслуживание в Федеральное казначейство. На самом деле роль Федерального казначейства состоит в другом, прежде всего - в оказании услуг участникам бюджетного процесса.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают лицевые счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета.

Во-первых, на лицевых счетах участников бюджетного процесса, открытых на едином счете соответствующего бюджета, учитываются лимиты бюджетных обязательств.

Во-вторых, на этих лицевых счетах учитываются все операции по кассовому расходу. Совокупность кассовых операций по всем лицевым счетам есть ни что иное, как отчет соответствующего органа власти о кассовом исполнении бюджета.

Итак, характерной чертой казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета, не единственного, а единого счета, на котором ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета.

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004. - № 3. - С. 3-8..

Применение механизма казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковского прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный, - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.

Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их использования, а также ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения их пробега от распорядителя до конечных получателей.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. К сожалению, весьма распространено мнение (даже среди многих зарубежных консультантов по различным российским проектам), что система федерального казначейства становится тормозом проведения бюджетных реформ.

На самом деле только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин РФ получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004.-№ 3. - С. 3-8..

Преимущество создания казначейской системы исполнения федерального бюджета заключается в том, что за счет изменения схемы финансирования сокращено количество денежных потоков, сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины. Постоянно осуществляется предварительный и текущий контроль за использованием средств федерального бюджета.

Вместе с тем казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на двенадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Классификация видов, форм и субъектов казначейского контроля приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация видов форм и субъектов казначейского контроля


В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в настоящее время на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета. При этом Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2005. - № 10.- С.5-9..

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.

Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень -- отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти.

К основным задачам и функциям органов Федерального казначейства относятся:

  • - учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в банках;
  • - распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
  • - возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
  • - учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
  • - взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
  • - доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
  • - обеспечение целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного, текущего и последующего контроля;
  • - управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах.

Первый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

Второй принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип осуществления финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований (ст. 224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 Бюджетного кодекса РФ).

Третий принцип - принцип единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г. Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы». Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.

Четвертый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип детальности. Детальность исполнения бюджета достигается за счет бюджетной классификации. Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы, проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за целевым использованием бюджетных средств.

Пятый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип закупки товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных и муниципальных контрактов. Данный принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам.

Шестой принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем зачета денежных средств (ст. 235 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за:

  • - правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
  • - финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
  • - полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
  • - своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
  • - доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
  • - финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
  • - финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
  • - осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • - исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

В настоящее время, необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.

бюджет казначейский исполнение региональный

Для России слово «казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России казначейской системе насчитывается более 200 лет. Прообразом органов федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали в приказы (XVII в.).

Более основательное начало преобразований бюджетного процесса и способов его учета положил Указ Петра I от 08 декабря 1710 года о составлении ведомости государственных доходов и расходов, по которому предписывалось вести учет о количестве и объеме полученных доходов и произведенных расходов на территории всего государства и по губерниям в отдельности . Позднее были предприняты более радикальные меры и начата реформа управления государством, включая и государственные финансы.

Во время эпохи Петра I Казначейство состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.

При реформах Петра Великого в стране резко увеличилось количество налогов (дополнительно были введены налоги на погреба, на печные трубы, на топоры и бороды), возросли их ставки, были существенно реформированы финансовые учреждения, разработаны инструкции и положения по бюджетным процедурам и исполнению бюджета. Быстрое развитие промышленности, строительство флота требовали огромных расходов. Значительное количество средств расходовалось на приобретение оборудования за рубежом, оплату иностранных специалистов и обучение россиян за границей. Тяжелым бременем на бюджете страны лежала Северная война. Эти и другие обстоятельства стали причиной существенных изменений в финансовой системе страны, произошедших в последующие годы развития российского государства .

Екатерина II предприняла решительные меры по упорядочению управления страной в целом и ее государственными финансами. В 1763 году реформируется Сенат, который разделяется на шесть департаментов. Первому департаменту в числе других поручались дела по управлению финансами, в этот департамент входил генерал - прокурор .

В соответствии с "Положением об учреждениях для управления губерниями" от 07 ноября 1775 года были образованы уездные казначейства. Основные принципы работы казначейств определялись данным положением, в котором говорилось следующее :

  • 1. Прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству в уезде доходов, поступающих в казначейство или прямо от плательщиков, или от мест и лиц для сбора казенных, а также прием и хранение депозитов и специальных средств правительственных мест и лиц.
  • 2. Производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов.
  • 3. Продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по питейному, табачному и другим акцизным сборам.
  • 4. Выдача промысловых свидетельств и промысловых билетов.
  • 5. Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходов.

В “Положении об учреждениях для управления губерниями” от 07 ноября 1775 года подробнейшим образом были расписаны правила хранения денежной казны, предписывающие хранение ее исключительно в каменных кладовых, защищенных от огня и кражи и под замками и печатью. В кладовую нельзя было входить одному лицу, а только троим присяжным вместе. Трое присяжных обязаны были готовить собранные доходы к отправке и для сопровождения денежной казны назначать караул.

Дальнейшее свое развитие бюджетная система России получила благодаря реформам Александра 1. В период его правления в 1802 году вышел манифест “Об учреждении министерств”. В связи с этим ведомству Государственного казначея были подчинены Экспедиции, казенные палаты и уездные казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. В целом министерскими реформами была оформлена четкая единообразная система управления, в которой Министерство финансов заняло одно из ключевых положений. Ведомство Государственного Казначея не сразу вошло в структуру Минфина, это произошло после ряда преобразований. 2 февраля 1821 г. оно было окончательно включено в состав Министерства финансов под названием Департамента Государственного казначейства, которому было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур .

Департамент Государственного казначейства включал две части:

  • - распорядительную часть, занимающуюся формированием доходов казны и дальнейшим переформированием доходов в расходы казны;
  • - счетную часть, производившую контроль за надлежащим расходованием средств казны.

Департаментом управлял Директор, находившийся в непосредственном подчинении Министру финансов. Особой обязанностью Директора департамента было наблюдение за полнотой и колебаниями поступлений государственных доходов. По всем этим вопросам Директор департамента обязан был делать представления Министру Финансов и действовать по его предписаниям и распоряжениям.

Таким образом, при императоре Александре I в Российской империи произошло важное событие - была подготовлена и установлена новая, современная система государственных исполнительных органов власти - Россия перешла от коллегиального управления к министерскому, в результате чего и было создано Министерство финансов. После этих преобразований деятельность казначейства неразрывно связана с Министерством финансов.

Все кассы Министерства финансов были подразделены на доходные и расходные. К доходным отнесены все казначейства в губерниях и уездных городах и кассы специальных сборщиков (почтовые конторы, таможни и другие). Расходными кассами стали Главное казначейство в Санкт-Петербурге, касса Комиссии погашения долгов и губернские казначейства с расходными отделениями в некоторых местностях. Доходные кассы принимали государственные доходы, вели полное счетоводство и представляли отчетность учреждениям Государственного Контроля. Одновременно им было разрешено производить и некоторые расходы на основании разрешений расходных касс. Расходные кассы, в свою очередь, помимо расходных операций, имели право и обязаны были принимать некоторые доходы, которые в полном объеме передавались в доходные кассы .

В 1890 году происходит значительное возрастание штатов и изменение структуры казначейств и одновременное увеличение числа приходно - расходных статей, числа отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейств. По штатам 1890 года все казначейства разделялись на два разряда, отличающихся как по классам должностей, так и по окладам содержания должностных лиц. Вся исполнительная власть в казначействах принадлежала одному казначею. Он осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных сумм и прочего казенного имущества, за правильность действий казначейства и за своевременность представления срочных сведений и отчетности.

С 1897 года на казначейства был возложен прием золотых и серебряных изделий для отправки в окружные пробирные управления для испытаний на подлинность, обратная выдача изделий мастерам и взимание с последних пробирных пошлин, а также ведение книг и отчетности по этой операции. В дополнение ко всему, на казначейства с 1897 года были возложены некоторые банковские операции, порядок производства которых определялся особыми правилами, утвержденными министром финансов. Первоначально казначейства производили размен монет, покупку и продажу билетов государственного казначейства, уплату процентов по купонам от главнейших процентных бумаг и капитала по бумагам, переводные операции, операции сберегательных касс. Все названные операции были разрешены в казначействах тех городов, в которых отсутствовали учреждения Государственного Банка .

С началом ХХ века происходит значительный рост оборота Казначейств, что объясняется увеличением населения, развитием товарно-промышленной жизни и в связи с этим расширение деятельности Казначейства по банковским операциям и по операциям сберегательных касс. К 1900 году сфера деятельности казначейства настолько возросла, что хотя для усиления его состава Государственным Банком и были ассигнованы некоторые средства, казначейства с трудом справлялись со своим кругом обязанностей. Вместе тем в этом периоде были изданы специальные акты по которым производилась более точная классификация доходов и расходов бюджета. Эти новые акты позволили в некоторой степени упорядочить деятельность казначейств и получить более ясную картину истинного положения дел в бюджетной сфере .

Следует также отметить что бюджет того времени подразделялся на обыкновенный и чрезвычайный. Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следующие группы :

  • - прямые налоги (налоги и сборы с недвижимости, налоги с торговли и промышленности и т.д.);
  • - косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный доходы и таможенные сборы);
  • - пошлины;
  • - правительственные регалии;
  • - казенные имущества и капиталы;
  • - выкупные платежи;
  • - и прочие доходы.

В октябре 1917 года по Декрету II Всероссийского Съезда Советов были созданы новые органы Управления, в том числе Народный комиссариат финансов республики (Наркомфин). Органы Казначейства были расформированы и их функции получили новые финансовые органы. Проводя линию на объединение всего сметно-расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 г. постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный Банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением, контроль и т. д.;

Действовавшая в СССР банковская система исполнения бюджета была основана на принципе единства касс, когда все платежи, поступающие в государственный бюджет СССР, сосредотачивались в Госбанке СССР, а все бюджетные расходы осуществлялись через сеть учреждений Госбанка .

Единство кассы обеспечивало централизацию средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов, образовывавших в совокупности бюджетную систему государства, позволяло проводить операции по кассовому исполнению союзного бюджета на всей территории страны, каждого республиканского и местного бюджета - на территории, подведомственной соответствующему органу власти. Осуществление кассового исполнения бюджетов учреждениями банка давало возможность разграничить функции распоряжения бюджетными средствами, которые выполняют финансовые органы и распорядители кредитов, и функции приема, выдачи, хранения этих средств. В результате были созданы необходимые условия для контроля за правильным и целевым направлением бюджетных ассигнований. Концентрация бюджетных доходов и расходов в Госбанке СССР упрощала и облегчала расчеты с бюджетом государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций, учреждений, счета которых находились в учреждениях банка. Госбанку СССР было предоставлено право использовать свободные ресурсы государственного бюджета для кредитования народного хозяйства.

В процессе исполнения бюджетов учреждения Госбанка СССР :

  • - принимали бюджетные средства на счета соответствующих бюджетов, таких как союзного, республиканского и местных;
  • - производили в установленных размерах распределение сумм налогов и доходов между союзным бюджетом и республиканскими бюджетами союзных республик, отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты;
  • - выдавали средства союзного, республиканских и местных бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов;
  • - принимали и выдавали внебюджетные средства учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР;
  • - вели учет доходов и расходов союзного и республиканских бюджетов союзных республик и представляли в установленные сроки отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов соответствующим финансовым органам;
  • - учитывали кредиты, открытые по союзному и республиканским бюджетам союзных республик, и переводили эти кредиты из одного учреждения Госбанка в другое;
  • - осуществляли учет средств республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

Платежи в государственный бюджет СССР от юридических и физических лиц принимались всеми учреждениями Госбанка СССР, а налоги и другие платежи в бюджет, уплачиваемые населением, принимали, как правило, сберегательные кассы, а в сельской местности - сельские Советы народных депутатов.

В конце 80-х годов в связи с изменением политической и экономической систем общества и последовавшим вслед за этим провозглашением создания Российской Федерации бюджетная система потребовала реформирования. С выходом экономики из рамок централизованного планирования стала изменяться банковская система. Образование коммерческих банков и переориентация функций Центрального банка привели к тому, что был серьёзно ослаблен банковский учет бюджетных средств . Как результат, возникают задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось их нецелевое использование. Кроме того, существенным недостатком банковского исполнения бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.

Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно, и исполнять, и контролировать бюджеты, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. Таким образом, назрел вопрос о создании нового государственного финансового органа и Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации .

До принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации все правовые коллизии, связанные с деятельностью новых финансовых органов Минфина России, регулировались подзаконными актами. И только принятие Закона Российской Федерации «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09 июля 1999 года № 159 - ФЗ позволило снять большинство проблем, так как признание утратившими силу значительного количества законов, регламентирующих бюджетную деятельность государства, и введение в действие с 1 января 1999 года новых норм бюджетного законодательства, вытекающих из Бюджетного кодекса и последующих его дополнениях и изменениях, стало очередным этапом становления и развития Федерального казначейства.

Начальник Главного управления федерального казначейства, Т. Г. Нестеренко, так определила значение принятия Бюджетного кодекса: “Положения Бюджетного кодекса позволили более четко провести черту между сферами правоприменения Налогового, Гражданского и Бюджетного законодательства. Кроме того, Бюджетным кодексом установлен правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства” .

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314. В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ .

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета и составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РФ перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству. Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 01 декабря 2004 года № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе, в котором были определены следующие задачи, стоящие перед органами Федерального казначейства :

  • - проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
  • - осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;
  • - распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • - осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • - своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Органы казначейства Российской Федерации после проведения правовых и организационных преобразований действуют в рамках законодательных, нормативных правовых актов и в пределах возложенных на них функций и обеспечивают полный и сопоставимый учет доходов и расходов федерального бюджета, регулирование межбюджетных отношений, целевое использование бюджетных средств. Для решения этих вопросов организован определенный порядок документооборота и обмена информацией с различными организациями и учреждениями: учреждения Центробанка РФ, территориальные органы министерства по налогам и сборам, контрольно - ревизионные управления Министерства финансов, органы защиты правопорядка и обеспечения законности. При взаимодействии указанных структур решаются следующие задачи :

  • - обеспечение достоверности данных по учету и отчетности исполнения федерального бюджета;
  • - распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
  • - устранение диспропорции при зачислении доходов в разные уровни бюджетов, что связано с применением особых форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам;
  • - обеспечение сопоставимости учета и отчетности различных органов по налогам и обязательным платежам, зачисляемым в бюджетную систему;
  • - использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения федерального бюджета;
  • - совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении бюджета;
  • - повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • - обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;
  • - совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • - реализация мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства РФ.

Теоретические исследования становления казначейской системы исполнения бюджета в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Для России система органов государственного казначейства не является нововведением. Преобразования первой четверти XVIII века, проведенные Петром I, государственная деятельность второй половины XVIII века Екатерины II, министерские реформы Александра I начала XIX века, привели к серьезным изменениям в области государственно - административного устройства, местного управления Российской империи и управления финансами.

Наиболее последовательно и решительно проводились реформы в области государственных финансов в период царствования Александра II. В этот период в России были установлены существенные бюджетные процедуры, которые явились значительным шагом в совершенствовании бюджетного процесса страны;

  • 2. Совет Народных Комиссаров в октябре 1918 г. принял постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате чего, органы казначейства перестали существовать, а Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением, контроль и т. д.
  • 3. Современный этап развития и вместе с тем возрождение органов казначейства начался в 1992 году, когда был принят Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе”. Такая реформа была реализована в обстановке, когда Центральный банк не мог сохранить за собой функции по исполнению бюджетов, и в связи с этим новому правительству была необходима такая финансовая структура исполнительной власти, которая позволяла бы одновременно исполнять и контролировать исполнение бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

В процессе становления и реорганизации Федерального казначейства были решены многие бюджетные проблемы РФ, связанные с реализацией бюджетной политики государства. Была создана система, с помощью которой органы исполнительной власти получили оперативную информацию об исполнении федерального, регионального и местного бюджетов, законодательно была создана методологическая основа казначейской деятельности, точно определена стратегия развития казначейской системы.