Что включает в себя жилищный фонд. Характерные признаки жилого помещения

Определение 1

Единая структура, в которую входят все жилые помещения, находящиеся на территории Российской Федерации и предназначенные для постоянного проживания граждан, независимо от формы собственности, называется жилищным фондом нашей страны. Данное понятие является краеугольным камнем действующего жилищного законодательства.

Жилищный фонд представляет собой важнейшее национальное достояние, все российское общество и органы государственной власти заинтересованы в его преумножении и сохранности. По целям использования жилищный фонд подразделяется на следующие виды :

  1. социальный;
  2. индивидуальный;
  3. специализированный;
  4. коммерческий.

А в зависимости от формы собственности выделяют государственный, муниципальный и частный жилищные фонды.

Требования, предъявляемые к жилым помещениям

Статья $15$ Жилищного кодекса РФ содержит требования, предъявляемые к жилым помещениям. Они должны быть, в первую очередь, пригодными для проживания, соответствовать техническим, санитарным и иным установленным нормативам. Кроме того, эти здания и сооружения обязательно должны быть официально зарегистрированы и учтены именно как жилые.

Строительные нормы и правила относят к непригодным для проживания следующие дома и квартиры:

  1. расположенные в пределах санитарно-защитных, пожароопасных зон промышленных предприятий, а также на территории шахт и обогатительных фабрик;
  2. получившие значительные повреждения в результате землетрясений, аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий;
  3. находящиеся в зонах оползней, схода селевых потоков и снежных лавин, на регулярно затапливаемых территориях;
  4. бараки и другие подобные строения, предназначенные для временного проживания;
  5. достигшие предельного физического износа несущих строительных конструкций;
  6. имеющие незаконно размещенные в них производственные линии;
  7. признанные непригодными для проживания по санитарно-гигиеническим условиям;
  8. возведенные с дефектами планировки.

Замечание 1

Согласно действующему законодательству, признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания вправе орган местного самоуправления. Данное решение принимается на основании соответствующего акта межведомственной комиссии, в состав которой входят представители всех заинтересованных организаций и учреждений.

Дома и квартиры, признанные непригодными для проживания, могут быть либо капитально отремонтированы, либо переоборудованы для использования в качестве нежилых помещений, либо снесены. Вопрос о переселении граждан, проживающих в этих зданиях и сооружениях, также решается в установленном законом порядке.

Рисунок 1.

Характерные признаки жилого помещения

Помещения, входящие в состав жилищного фонда Российской Федерации, обладают пятью основными характерными признаками:

  1. использование только для проживания граждан;
  2. пригодность для постоянного проживания;
  3. благоустроенность;
  4. изолированность;
  5. принадлежность к недвижимому имуществу.

А теперь рассмотрим вышеперечисленные признаки более подробно.

    Статья $288$ Гражданского кодекса РФ разрешает использование жилых помещений исключительно для проживания граждан. В то же время, часть $2$ статьи $17$ Жилищного кодекса РФ допускает осуществление профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности в домах и квартирах россиян, если при этом не нарушаются законные интересы соседей и других лиц.

    Данное положение Жилищного кодекса РФ является новеллой в действующем законодательстве, оно отменяет устаревшую гражданско-правовую норму.

    Жилое помещение должно быть пригодным для проживания в течение всего года, а не только в летний сезон, как дачные домики или вагончики для строителей. Факт пригодности помещения для проживания в зимний период подтверждается инженерно-техническими и санитарными заключениями соответствующих служб.

    Благоустроенность жилого помещенияотносительное понятие. Оно меняется по мере развития строительного комплекса и во многом зависит от климатических условий конкретного города или населенного пункта. По общему правилу, благоустроенными признают квартиры и дома, которые оснащены водопроводом, канализацией, центральным отоплением, электричеством, газом и другими дарами цивилизации.

    Помещение должно быть надлежащим образом изолировано стенами, не имеющими проемов, от смежного жилья. Например, часть комнаты или комната, связанная общим входом с другой комнатой, а также ванная, коридор или кухня не могут быть признаны отдельным жилым помещением.

    Пункт $1$ статьи $549$ Гражданского кодекса РФ относит к недвижимому имуществу один из видов жилых помещений, а именно, квартиру. Стоит заметить, что жилое помещение в правовом поле является индивидуально-определенной вещью. В силу расположения дома на определенном земельном участке, необходимости проведения кадастрового и технического учета зданий и сооружений, жилые помещения становятся объектами недвижимости.

Помещения, не относящиеся к жилищному фонду

В состав жилищного фонда не входят следующие помещения:

  1. признанные непригодными для проживания;
  2. переведенные в состав нежилого фонда;
  3. магазины, офисы организаций, коммунально-бытовые и медицинские учреждения, расположенные в многоквартирных домах;
  4. посольства, представительства, консульства иностранных государств, находящиеся на территории Российской Федерации;
  5. гостиницы, базы отдыха, пансионаты;
  6. дачные домики;
  7. сооружения и конструкции, предназначенные для временного проживания рабочих;
  8. лагеря для беженцев и вынужденных переселенцев.

Собственник вправе размещать в своем помещении промышленные предприятия или организации, но только при условии перевода такого объекта недвижимости в состав нежилого фонда. Жилищный кодекс РФ разрешает и обратный перевод – из нежилого помещения в жилое, если будут соблюдены все установленные требования и нормативы, в том числе санитарные, технические и противопожарные.

Жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд (ст. 4 ЖК РСФСР). Понятие «жилищный фонд» более объемно раскрывается в Законе РФ от «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. «Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения»2. Этим же Законом введено понятие «недвижимость в жилищной сфере», означающее недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах этого имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы. Законодатель этим под- " Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.JM952. Ст. 1865. 2 Российская газета. 1993. 23 янв. 10 11 черкивает ее значение как особого объекта права собственности, предполагающего наличие целого комплекса составных частей и требующего специального правового режима в условиях рыночной экономики. ,Отсюда по своему содержанию «недвижимость в жилищной сфере» шире понятия «жилищный фонд». В жилищный фонд не включаются нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Это означает, что они не могут использоваться для проживания граждан. В принципе, недопустимо их переоборудование в жилье. Жилые дома и жилые помещения могут принадлежать государству, объединениям, кооперативным, общественным организациям, гражданам. Структура (или виды) жилищного фонда определяется действующими законодательными актами РФ по-разному. Т_ак, ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР выделяет: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) общественный жилищный фонд (дома колхозов, других кооперативных организаций, профсоюзных, иных общественных организаций); 3) фонд жилищно-строительных кооперативов; 4) индивидуальный жилищный фонд". Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 7) указывает пять видов фондов: 1) частный, 2) государственный, 3) муниципальный, 4) общественный, 5) коллективный. По Гражданскому же кодексу РФ (по форме собственности) можно выделить такие фонды, как частный, государственный, муниципальный. Очевидно, что классификация фондов, предусмотренная в вышеупомянутом Законе «Об основах федеральной жилищной политики», противоречит ГК РФ (часть первая введена в действие с 1 января 1995 г.). Такое противоречие преодолимо, если общественные, коллективные жилищные фонды отнести к частной собственности. 1 В юридической литературе отмечается, что границы жилищного фонда являются границами действия жилищного законодательства (Литовкин В.Н. Комментарий к ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР «Жилищное законодательство (комментарий)». С. 21). 12 По мнению П.В. Крашенинникова, жилищный фонд можно различать по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности (частный, муниципальный, государственный) и в зависимости от использования (жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями; жилье, принадлежащее гражданам, используемое для извлечения прибыли)1. ЖК РСФСР в ст. 6, 43, 68 предусматривает ряд особенностей правового режима ведомственного жилья. Как часть государственного жилищного фонда, оно может находиться на балансе предприятия, учреждения, являющихся государственными юридическими лицами (федеральная, государственная собственность). Муниципальный жилищный фонд состоит из фонда, находящегося в собственности района, города, входящих в ~нйх административно-территориальных образований, а также ведомственного фонда муниципальных предприятий. Из содержания ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» следует, что в составе муниципального может находиться ведомственный фонд, который был передан в эксплуатацию жилищным организациям местных Советов в порядке, установленном ранее действующим законодательством. Жилые помещения из этого фонда предоставляются гражданам с учетом требований ст. 45 ЖК РСФСР (о праве предприятия на повторное заселение жилья, переданного исполкому местного Совета). Если жилой фонд предприятия, ранее переданный в эксплуатацию жилищно-коммунальному хозяйству местного Совета, стал муниципальной собственностью, то администрация района, города вправе распоряжаться этим фондом. Однако такое требование закона на практике не соблюдается; допускаются ошибки в разграничении ведомственного фонда и муниципальной собственности. К. обратился в суд с иском к супругам С. о выселении из квартиры, сославшись на то, что жилая площадь выделена его семье на основании ордера, однако ответчики вселились в квартиру и отказались ее освободить. По объяснениям 1 Крашенинников П.В. Вступительная статья к Жилищному кодексу РФ: Офиц. текст на 15 июля 1996 г. - М., 1996. С. IX. 13 ответчиков, жилая площадь предоставлена им предприятием в порядке реализации права на повторное заселение квартиры после освобождения ее работником предприятия. Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области (оставленным в силе судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда, постановлением президиума Вологодского областного суда) в иске отказано. Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений по тем мотивам, что собственником жилого помещения является администрация города, которая вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Предприятие, на котором работает С., права повторного заселения не имеет, поскольку норма ст. 45 ЖК РСФСР противоречит Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики», установившему право собственника по распоряжению жильем. При передаче предприятием жилых помещений в 1988 г. на баланс жилищно-коммунального хозяйства городского Совета право повторного заселения не оговаривалось, и поэтому таким правом предприятие в настоящее время не располагает. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест удовлетворила по следующим основаниям. Как видно из дела, жилой дом, в котором находится спорная квартира, принят в эксплуатацию в 1980 г., находился на балансе ПМК-809 (впоследствии АОЗТ «Зодчий») и относился к ведомственному фонду. Квартира была заселена работником предприятия. В 1988 г. дом передан на баланс жилищно-коммунального хозяйства. В 1994 г. в связи со смертью прежнего жильца АОЗТ «Зодчий» приняло решение о передаче освободившейся квартиры семье С. и та в квартиру вселилась. Принимая решение по спору, суд исходил из того, что право повторного заселения, предусмотренное ст. 45 ЖК РСФСР, сохраняется за АОЗТ «Зодчий» независимо от того, что жилой дом стал муниципальной собственностью. При передаче дома на баланс городского Совета ПМК-809 являлось государственным предприятием и изменение формы собственности в связи с преобразованием в акционерное общество «Зодчий», по мнению суда, не означает, что названное право им утрачено. Суд счел, что предусмотренное 14 в ст. 45 ЖК РСФСР право предприятия на повторное заселение жилья, переданного им исполнительному комитету местного Совета, не противоречит Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики». С таким выводом суда согласиться нельзя. В соответствии со ст. 6 названного Закона собственник недвижимости в жилищной сфере имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог (в целом и по частям), продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются законодательство, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Таким образом, в Федеральном законе определено, что собственник жилья, в том числе находящегося в муниципальной собственности, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если жилой фонд предприятия, ранее переданный в эксплуатацию жилищно-коммунальному хозяйству местного Совета, стал муниципальной собственностью, то администрация города может распорядиться этим фондом. Право повторного заселения жилых помещений, переданных исполнительным комитетам местных Советов, предусмотренное в ст. 45 ЖК РСФСР, предприятием утрачивается, на что и обращено внимание в протесте прокурора. Право предприятия на повторное заселение утрачивается, если жилой дом, находящийся на балансе организаций жилищно-коммунального хозяйства местного Совета, передан в муниципальную собственность в установленном законом порядке. В деле нет данных о том, что жилой дом, по поводу которого возник спор, стал собственностью города в порядке, определенном законом, и суд не исследовал обстоятельств, связанных с изменением отношений собственности, хотя они имеют существенное значение. Так, в ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что муниципальный жилищный фонд состоит из фонда, являющегося собственностью района, города, а также ведомственного фонда, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Из содержания этой нормы следует, что в составе муниципального 15 может находиться ведомственный фонд, который был передан в эксплуатацию жилищным организациям местных Советов в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством. Жилые помещения в этом фонде предоставляются гражданам с учетом требований ст. 45 ЖК РСФСР о" праве предприятия на повторное заселение жилья, переданного исполкому местного Совета, поскольку муниципальной собственностью они не являются. В деле имеется постановление администрации Вологодской области от 7 декабря 1993 г. «О передаче ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность», где главам администрации городов и районов области предложено в срок до 1 января 1994 г. представить в комитет по управлению имуществом области графики очередности приема в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда. Данное постановление принято в связи с приватизацией государственных предприятий и на основании Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». Как видно из содержания этого Указа, жилищный фонд исключен из состава объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих приватизации. Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются в пп. 2, 5 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» в приложении № 3 к данному постановлению1. В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) дру- 1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 3. С. 89. гим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Передача этих объектов в муниципальную собственность оформляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Для разрешения спора, связанного с правом повторного заселения жилья, суду важно выяснить вопросы относительно соблюдения порядка передачи жилищного фонда в муниципальную собственность. Существенные для дела обстоятельства судом не исследованы, и допущена ошибка в применении норм материального права, поэтому принятые постановления подлежат отмене1. В состав частного жилищного фонда входят жилые помещения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Выделенные Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» общественнъю и коллективные фонды теперь входят, как отмечалось^ в частный жилищный фонд. Последний включает жилые дома и жилые помещения колхозов, других кооперативов, профсоюзов, иных общественных организаций, жилищно-строительных кооперативов, индивидуальных собственников. Вышеупомянутый Закон РФ в ст. 12 выделяет понятие «жилищный фондЗ социального использования» как совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них2. Исходя из смысла ст. 671-688 ГК РФ, предусматривающих в основном коммерческий наем^можно было бы выделить (по характеру использования жилья) понятия: договора социального использования; договора коммерческого найма. 1 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995. № 11. С. 2. В научной литературе иногда указывают на наличие маневренного жи- ищного фонда (жилые помещения, предназначенные для временного про- вания) и жилищного фонда для беженцев и вынужденных переселенцев. частности, см.: Кичихин А.Н., Марткович И.Б., Щербакова Н.А. Жилищные Рава (пользование и собственность), комментарий, разъяснения. - М.: юРист, 1997. С. 79-84. 16 17 Действующее законодательство предусматривает возможность изменения правового режима жилищных фондов, перехода жилья из одного ведомства в другое, в ведение организаций и граждан. В этих условиях довольно актуальны защита жилищных прав граждан-нанимателей, обеспечение стабильности жилищных правоотношений в связи с изменением правового режима фондов и правопреемством после реорганизации юридических лиц. К. обратился в суд с требованием обязать АООТ «Сила» предоставить его семье отдельную благоустроенную квартиру. В 1984 г. после окончания института он был направлен работать инженером на опытный машиностроительный завод как молодой специалист. В апреле 1984 г. ему предоставили койко-место в общежитии и поставили на учет по месту работы для улучшения жилищных условий. В 1990 г. К. был уволен с работы по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР (ликвидация организации, сокращение штатов), после чего правопреемник приватизированного завода АООТ «Сила» отказался предоставить семье К. благоустроенное жилое помещение, сославшись на то, что статус молодого специалиста К. утратил по истечении трех лет с момента государственного распределения, а поскольку весь ведомственный жилищный фонд завода был передан на баланс местной администрации, АООТ «Сила» не отвечает по обязательствам опытного машиностроительного завода. Кроме того, выделение К. места в общежитии ответчик считает надлежащим исполнением обязательства предоставить ему жилье как молодому специалисту. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения в кассационном порядке, в иске К. было отказано. Суд согласился с доводами ответчика против заявленных истцом требований. По протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ судебные постановления отменены, как вынесенные с нарушением норм материального права. В соответствии с п. 3 ст. 37 ЖК РСФСР гражданам, окончившим вузы и направленным в порядке распределения в другую местность, и членам их семей жилое помещение вне очереди предоставляется предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством, -- органами исполнительной власти. Проживание истца в общежитии суд должен был рассматривать как временное - до обеспечения его семьи постоянным жилым помещением, а окончание 3-летнего срока работы молодого специалиста не прекращает этого обязательства. Не может быть признана основанием для прекращения обязательств предоставить жилье и реорганизация государственного предприятия в акционерное общество, так как в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» приватизированные предприятия, в том числе и акционерные общества, отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений. Передача ведомственного жилищного фонда АООТ «Сила» на баланс местной администрации сама по себе не подтверждает вывод суда об отсутствии у ответчика возможности исполнить жилищные обязательства. Было установлено, что АООТ «Сила» ведет собственное жилищное строительство и, в частности, готовило к заселению сданный в эксплуатацию (после капитального ремонта) жилой дом". По особому правовому режиму использования следует выделить служебные жилые помещения и общежития (так называемые фонды специального назначения, ст. 7 ЖК РСФСР). Порядок пользования ими предусмотрен в ст. 101 - 110 ЖК РСФСР. Действующее законодательство различает жилые дома и жилые здания (помещения). К жилым зданиям (помещениям) следует отнести дома для престарелых, пансионаты, гостиницы, санатории и т.п. Проживание в них, как правило, является временным; предоставляются они в целях социального обслуживания ряда категорий граждан. Порядок вселения и условия проживания в них предусматриваются постановлениями Правительства РФ, ведомственным нормативным актом2. Жилые здания (помещения), в принципе, не относятся к жилому фонду, и возникающие в связи с проживанием в них отношения не охватываются жилищным законодательством. 1 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996. № 2. С. 7. В частности, постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. «Об ут-еРЖдении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1997. № 18. Ст. 2153). 18 19 Как обоснованно отмечает В.Н. Литовкин, «из состава жилищного фонда давно уже исключены гостиницы вообще. Включать же гостиницы-приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации, создаваемые в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи, тем более необоснованно, поскольку эти здания временного пребывания и на них никак не могут распространяться нормы жилищного законодательства. К ним могут применяться нормы имущественного найма или безвозмездного пользования имуществом»1. В жилищный фонд не должны включаться самовольно построенные дома, бараки2, садовые домики (без коммунальных удобств для постоянного проживания), железнодорожные «вагончики», служебные сторожевые «будки» и т.п. При выселении граждан, проживающих в этих помещениях, нельзя руководствоваться статьями ЖК РСФСР, нормами ГК РФ, регулирующими наем жилого помещения. Допустимо использование общих положений договора аренды (имущественного найма). Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо сносятся с соблюдением прав и законных интересов землевладельцев и землепользователей. Жилищный кодекс РСФСР выделяет: исключение из жилого фонда жилых домов и жилых помещений (ст. 8), перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые (ст. 9). Периодически в сроки, устанавливаемые Правительством РФ, производится обследование жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Следует различать организацию государственного учета жилищного фонда, которая ведется по единой системе на всей территории РФ3. Основной задачей учета является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов. 1 Литовкин В.Н. Концепция развития жилищного законодательства // Жилищное право, 2000. № 1. С. 6. 2 Бараком следует считать жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санузлом, рассчитанное на срок службы не более 20 лет. J Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. «О государственном учете жилищного фонда в РФ» (Российская газета, 1997. 22 окт.). Учет строений и жилых помещений производится бюро технической инвентаризации (БТИ) путем ведения реестра жилищного фонда. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, хранятся в БТИ, а также в органах системы Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. По смыслу ст. 9 ЖК РСФСР, перевод пригодных для проживания площадей в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. Лишь в исключительных случаях такой перевод возможен по решению высших исполнительных органов - субъектов Российской Федерации. Заметим: такое предписание закона на практике не соблюдается. Случаи перевода жилых помещений в нежилые довольно распространены. Несмотря на требования об особом характере перевода, на ограничения, многочисленные согласования (с органами архитектуры; газовыми, канализационными службами, с телефонными станциями и т.п.), в ряде крупных городов приобретает характер обычного перевод первых этажей жилых домов в офисы, нотариальные конторы, магазины, юридические консультации, адвокатские фирмы.

Характерные признаки жилого помещения

Помещения, входящие в состав жилищного фонда Российской Федерации, обладают пятью основными характерными признаками:

  • 1. использование только для проживания граждан;
  • 2. пригодность для постоянного проживания;
  • 3. благоустроенность;
  • 4. изолированность;
  • 5. принадлежность к недвижимому имуществу.

А теперь рассмотрим вышеперечисленные признаки более подробно.

1. Статья 288 Гражданского кодекса РФ разрешает использование жилых помещений исключительно для проживания граждан. В то же время, часть 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ допускает осуществление профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности в домах и квартирах россиян, если при этом не нарушаются законные интересы соседей и других лиц.

Данное положение Жилищного кодекса РФ является новеллой в действующем законодательстве, оно отменяет устаревшую гражданско-правовую норму.

  • 2. Жилое помещение должно быть пригодным для проживания в течение всего года, а не только в летний сезон, как дачные домики или вагончики для строителей. Факт пригодности помещения для проживания в зимний период подтверждается инженерно-техническими и санитарными заключениями соответствующих служб.
  • 3. Благоустроенность жилого помещения - относительное понятие. Оно меняется по мере развития строительного комплекса и во многом зависит от климатических условий конкретного города или населенного пункта. По общему правилу, благоустроенными признают квартиры и дома, которые оснащены водопроводом, канализацией, центральным отоплением, электричеством, газом и другими дарами цивилизации.
  • 4. Помещение должно быть надлежащим образом изолировано стенами, не имеющими проемов, от смежного жилья. Например, часть комнаты или комната, связанная общим входом с другой комнатой, а также ванная, коридор или кухня не могут быть признаны отдельным жилым помещением.
  • 5. Пункт 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ относит к недвижимому имуществу один из видов жилых помещений, а именно, квартиру. Стоит заметить, что жилое помещение в правовом поле является индивидуально-определенной вещью. В силу расположения дома на определенном земельном участке, необходимости проведения кадастрового и технического учета зданий и сооружений, жилые помещения становятся объектами недвижимости.

Помещения, не относящиеся к жилищному фонду

В состав жилищного фонда не входят следующие помещения:

  • 1. признанные непригодными для проживания;
  • 2. переведенные в состав нежилого фонда;
  • 3. магазины, офисы организаций, коммунально-бытовые и медицинские учреждения, расположенные в многоквартирных домах;
  • 4. посольства, представительства, консульства иностранных государств, находящиеся на территории Российской Федерации;
  • 5. гостиницы, базы отдыха, пансионаты;
  • 6. дачные домики;
  • 7. сооружения и конструкции, предназначенные для временного проживания рабочих;
  • 8. лагеря для беженцев и вынужденных переселенцев.

Собственник вправе размещать в своем помещении промышленные предприятия или организации, но только при условии перевода такого объекта недвижимости в состав нежилого фонда. Жилищный кодекс РФ разрешает и обратный перевод - из нежилого помещения в жилое, если будут соблюдены все установленные требования и нормативы, в том числе санитарные, технические и противопожарные.

1. Жилищный фонд в городе Москве — совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, пригодных для проживания и находящихся на территории города Москвы.

2. На территории города Москвы могут находиться жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам, в том числе иностранным.

3. В жилищный фонд в городе Москве не входят нежилые помещения в многоквартирных домах.

Статья 9. Виды жилищного фонда в городе Москве

Жилищный фонд в городе Москве может состоять из:

1) частного жилищного фонда — совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, предназначенных для передачи гражданам для проживания;

2) государственного жилищного фонда — совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации.

Статья 10. Жилищный фонд в городе Москве по целям использования

1. В зависимости от целей использования жилищный фонд в городе Москве подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность всех жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

2) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, используемых собственниками для личного проживания, проживания членов своих семей и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования;

3) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования; предоставлены гражданам по иным договорам; предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование;

4) специализированный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, предоставляемых:

б) гражданам на период трудовых отношений, прохождения государственной службы либо нахождения на государственных должностях, учебы;

в) гражданам в случаях неотложного расселения в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных обстоятельств либо капитального ремонта или реконструкции домов;

г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются гражданам, категории которых устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы. Очередность предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности города Москвы, устанавливается законодательством города Москвы.

Статья 11. Виды жилых помещений в городе Москве

1. К жилым помещениям в городе Москве относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

2. Жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Коммунальная квартира — квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

5. Комната — часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

6. Помещения общего пользования в квартире — помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире.

7. Многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с федеральным жилищным законодательством.

8. Порядок использования помещений общего пользования в коммунальной квартире устанавливается соглашением граждан, проживающих в данной квартире, а при недостижении согласия — судом.

Статья 12. Назначение жилого помещения в городе Москве

1. Жилое помещение в городе Москве предназначено для проживания граждан.

2. Жилое помещение в городе Москве, предназначенное для постоянного проживания граждан, должно быть благоустроено применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы.

3. Благоустроенность жилого помещения определяется наличием коммунальных удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка).

4. Допускается использование жилых помещений для осуществления индивидуальной предпринимательской, профессиональной деятельности проживающими в них на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должны отвечать жилые помещения.

Статья 13. Обязанности и ответственность граждан и юридических лиц при использовании жилых помещений в городе Москве

1. Граждане и юридические лица должны соблюдать правила пользования жилыми помещениями, выполнять санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и нести обязанности по использованию и сохранности жилых помещений, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Граждане и юридические лица несут ответственность за невыполнение обязанностей, установленных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 14. Нежилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве

1. В городе Москве в многоквартирных домах могут находиться нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

2. Пользование нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных домах, осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в данных домах граждан, санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Собственник нежилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения нежилого помещения и о переводе его в жилое.

4. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе нежилого помещения в жилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы. Состав, порядок формирования и деятельность Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы регламентируются правовыми актами города Москвы.

5. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе нежилых помещений в жилые утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

6. Организация и порядок проведения работ по переводу нежилых помещений в жилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве производятся с соблюдением требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

2. Не допускаются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению внешнего вида фасадов, повреждению или порче противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам.

3. Не допускаются самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве.

4. Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

5. Граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, собственники жилого помещения, которые самовольно произвели переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, обязаны привести его в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в городе Москве.

6. Жилое помещение, самовольно переустроенное и (или) перепланированное, может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни или здоровью.

7. Споры, возникающие в связи с переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, разрешаются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 16. Перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве

1. Перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве допускается в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения жилого помещения и о переводе его в нежилое.

3. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе жилого помещения в нежилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы.

4. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

5. Организация и порядок проведения работ по переводу жилых помещений в нежилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 17. Признание жилого помещения непригодным для проживания в городе Москве

1. Жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Жилые помещения, непригодные для проживания, независимо от их формы собственности выявляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

3. Граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, либо собственник данного жилого помещения могут обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы с заявлением о признании помещения непригодным для проживания.

4. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании жилых помещений непригодными для проживания осуществляются межведомственными комиссиями административных округов города Москвы. Состав, порядок формирования и деятельность межведомственных комиссий административных округов города Москвы регламентируются правовыми актами города Москвы.

5. Решение межведомственной комиссии административного округа города Москвы о признании жилого помещения непригодным для проживания утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

6. Непригодные для проживания жилые помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы переводятся в нежилые либо подлежат капитальному ремонту, реконструкции.

7. Организация и порядок проведения работ по признанию жилых помещений непригодными для проживания в городе Москве определяются правовыми актами города Москвы.

Статья 18. Признание многоквартирного дома аварийным в городе Москве

1. Многоквартирные дома в городе Москве признаются аварийными по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании многоквартирных домов аварийными осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы.

3. Основанием для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным является заключение о его техническом состоянии специализированной организации, имеющей необходимую квалификацию для проведения данных работ в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

4. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о признании многоквартирного дома аварийным утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

5. Порядок и сроки сноса, реконструкции многоквартирных домов, признанных в соответствии с федеральным законодательством аварийными, организация и порядок проведения работ по признанию многоквартирных домов аварийными, перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, реконструкции, определяются правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Государственный учет жилищного фонда в городе Москве

Государственный учет жилищного фонда в городе Москве осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 20. Техническая инвентаризация и технический учет жилых помещений в городе Москве

1. Жилые помещения в городе Москве подлежат обязательной технической инвентаризации и техническому учету. По результатам технической инвентаризации и технического учета ведется Реестр технической документации объектов жилищного фонда в городе Москве.

2. Данные технической инвентаризации и технического учета отражаются в техническом паспорте жилого помещения.

Статья 21. Паспортизация жилищного фонда в городе Москве

1. Паспортизация жилищного фонда в городе Москве осуществляется в целях создания, сбора, обработки, накопления, хранения и доведения до потребителей паспортной информации, сведений о состоянии, эксплуатации, потребительских свойствах и технических характеристиках жилых помещений, а также в целях изготовления, формирования, изменения и аннулирования технического паспорта жилого помещения.

2. Технический паспорт жилого помещения является единым информационно-техническим документом, содержащим сведения о потребительских свойствах и технических характеристиках жилого помещения, в том числе сведения технического учета, правила его безопасной эксплуатации, иную информацию, необходимую собственнику, владельцу и пользователю жилого помещения.

3. Порядок, условия и сроки паспортизации жилищного фонда в городе Москве определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 22. Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве

1. Для обеспечения достоверности данных о месте нахождения (адресе) объектов капитального жилищного строительства на территории города Москвы производится адресация объектов жилищного фонда путем включения их в Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве.

2. Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве является единственным официальным источником данных об адресах зданий и сооружений, расположенных на территории города Москвы, и используется для подтверждения либо идентификации адресов зданий и сооружений.

3. Адрес объекта жилищного фонда нового строительства подлежит обязательному внесению в Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве.

Статья 23. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в городе Москве

1. Государственный контроль за обеспечением в городе Москве прав и законных интересов граждан при предоставлении им жилых помещений, соответствием жилищно-коммунальных услуг требованиям федеральных стандартов качества, соблюдением нормативов, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют государственный контроль во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами государственной власти Российской Федерации, органами надзора и контроля, общественными объединениями и гражданами в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для граждан и юридических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 24. Страхование в жилищной сфере города Москвы

1. В целях обеспечения возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений и объектов общего имущества в многоквартирных домах, по программам страхования, реализуемым Правительством Москвы, может осуществляться страхование:

1) жилых помещений;

2) объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) иных объектов страхования, предусмотренных правовыми актами города Москвы;

4) гражданской ответственности граждан, юридических лиц перед третьими лицами за причинение вреда.

2. Правительство Москвы в рамках реализуемых им программ страхования в жилищной сфере может устанавливать гарантии и принимать обязательства по возмещению ущерба, нанесенного застрахованному жилому помещению, являющемуся местом жительства гражданина, и (или) объектам общего имущества в многоквартирном доме.

3. Не подлежат страхованию по программам страхования, реализуемым Правительством Москвы:

1) жилые помещения, а также объекты общего имущества в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

2) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания;

3) жилые помещения в иных случаях, предусмотренных правовыми актами города Москвы.

  • Глава 1. (Статьи 1—4 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
  • Глава 2. (Статьи 5—7 )
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
  • Глава 3. (Статьи 8—24 )
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18.
    • Статья 19.
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
  • Глава 4. (Статьи 25—27 )
    • Статья 25.
    • Статья 25.1.
    • Статья 26.
    • Статья 27.
  • Глава 5. (Статьи 28—45 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32.
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.

Жилищным фондом, согласно Кодексу российского законодательства, является совокупность всех помещений, предназначенных для жилья, расположенных на территории РФ , независимо от вида собственности и цели его использования, включая квартиры, дома, служебное и специализированное жилье, а также другие строения, по санитарным нормам пригодные для жилья.

К видам специализированного жилья относятся не только гостиницы, общежития, интернаты и приюты, но и жилье для временного заселения, дома для престарелых граждан, ветеранов, инвалидов, беженцев, переселенцев и дома маневренного фонда. Жилищный фонд РФ классифицируется по целевому назначению, по правилам использования, по пригодности для проживания и по порядку формирования.

Жилищный фонд: классификация по формам собственности

Разделение жилищного фонда в соответствии с основными формами собственности, согласно статье 19, части 2 ЖК РФ, подразумевает:

1. Частный жилищный фонд . Это жилые помещения, которые находятся в правах собственности граждан РФ или юридических лиц:

а) к фонду собственности граждан РФ относятся индивидуальные жилые строения, приобретенные или построенные дома или квартиры, приватизированное и кооперативное жилье, а также жилье, полностью выплаченное в паевом строительстве, дома товариществ и другое приобретенное гражданами жилье в соответствии с нормами российского законодательства;

б) к фонду собственности жилья юридических лиц относятся жилые строения, построенные или купленные жилищно-строительными , где паевые взносы за жилье еще не выплачены, а также жилье, купленное или построенное за счет средств юридических лиц.

2. Государственный жилищный фонд . Все права на эту жилую собственность принадлежат Российской Федерации (Жилищному Фонду РФ) или находятся в собственности субъектов РФ:

а) жилье, которое находится в оперативном управлении учреждения, предприятия или в хозяйственном ведении, как в фонде субъектов РФ;

б) жилье, которое находится в государственной федеральной собственности РФ, куда также может входить хозяйственное владение, управление государственным учреждением или предприятием.

3. Муниципальный жилищный фонд . Это совокупность жилых помещений, права собственности на которые имеют муниципальные органы власти. Муниципальный фонд жилья может быть городского или сельского типа. Также сюда относится жилой фонд муниципальных учреждений, предприятий и хозяйственных ведений.

Жилищный фонд: классификация по целевому назначению

1. Социального назначения . В этот вид жилищного фонда входят жилые помещения государственного и муниципального назначения, занимаемые жильцами по договорам социального найма.

2. Специализированного назначения . Совокупность жилых помещений, которые предназначаются для отдельной категории граждан РФ. Правила проживания в специализированном жилье государственного и муниципального назначения предоставляется согласно правилам ЖК РФ (раздел 4).

3. Коммерческого назначения . Жилые помещения, предоставляемые гражданам РФ на условиях договорного (возмездного) пользования либо по другим договорным условиям во временное пользование.

4. Индивидуального назначения. В эту категорию жилищного фонда относятся жилые помещения, собственниками которых могут быть граждане и члены их семей на условиях безвозмездного проживания, а также юридические лица на таких же условиях.

Жилищный фонд: как осуществляется контроль за использованием жилья?

Согласно статье 20 ЖК Российской Федерации, сохранность жилищного фонда, независимо от форм собственности и контроля над его правовым использованием, а также соответствие норм проживания и осуществление коммунальных услуг, находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального закона РФ.

Весь жилищный фонд РФ подлежит государственному учету в соответствии со статьей 19, части 4 ЖК, в строгом порядке, установленном правительством РФ. Основной целью такого учета жилья является получение точной информации о:

Его местоположении;

Качественном и количественном составе;

Техническом состоянии;

Стоимости объекта;

Уровне благоустройства;

Каких-либо изменениях в этих данных.

Государственный учет жилищного фонда включает техническую инвентаризацию и паспортизацию жилых помещений, включая также оформление технических паспортов на жилье с указанием установленных норм и требований к проживанию. В бюро технической инвентаризации находятся на учете жилые здания и эксплуатационные жилые помещения.

Технический учет жилого фонда включает : официальный статистический учет, оперативный учет и текущий бухгалтерский учет. Проведение технического учета и инвентаризации жилых помещений из жилищного фонда РФ, возлагается на муниципальные и государственные власти (службы, центры, унитарные предприятия, БТИ и другие управления специализированного назначения).

При покупке дома или квартиры, при получении во временное или постоянное пользование жилья из жилищного фонда, на любой вид жилого помещения оформляется технический паспорт , согласно статье 19, части 5 ЖК РФ. Технический паспорт на жилое помещение включает четыре раздела:

Сведения о собственниках жилья;

Размеры площади дома или квартиры;

Техническое описание жилого помещения;

Если жилое помещение не прошло регистрации в жилом фонде РФ, не имеет учета на государственном уровне, то к такому жилью не могут применяться нормы и правила в соответствии с жилищным законодательством (вселение, выселение, аренда, покупка, продажа и т.д.).