Правовое положение товарных и фондовых бирж нормативно-правовая. Правовое положение деятельности бирж

Введение

Понятие товарной биржи. Правовое регулирование деятельности товарных бирж

Понятие фондовой биржи и сфера ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Залогом успешного развития любой современной экономики является свободный рынок с минимальным вмешательством государства, необходимым лишь для предотвращения злоупотреблений участников этого рынка.

Закон спроса и предложения эффективно работает только тогда, когда действия участников рынка продиктованы исключительно их собственной волей и потребностями. Переход России от плановой экономики к экономике рыночной привел к появлению мощнейших финансовых, валютных и товарных рынков. Этот переход сопровождался появлением в нашей стране новых финансовых институтов, и одним из важнейших стала биржевая торговля.

Актуальность темы работы заключается в том, что биржа представляет собой модель идеальной рыночной экономики, когда действия участников торгов продиктованы исключительно спросом и предложением. Биржевая торговля по этой причине - чрезвычайно эффективный экономический институт, поскольку способствует наиболее адекватному перераспределению финансовых ресурсов.

Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.

Ход развития российской биржевой деятельности делает насущной задачу коренного совершенствования биржевого законодательства. Наличие в течение многих десятилетий запрета на осуществление биржевой деятельности не могло не отразиться на качестве правовых актов отечественного биржевого законодательства, ряд которых не всегда последователен и юридически безупречен. Негативное влияние на правовую ситуацию в данной области оказывает и отсутствие в России системного подхода к институту биржевого права.

Целью работы является изучение правового положения товарных и фондовых бирж.

Задачи работы состоят в изучении:

понятия товарной биржи. Правового регулирования деятельности товарных бирж;

понятия фондовой биржи и сферу ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж.

Объектом изучения являются товарные и фондовые биржи. Предметом изучения правовое регулирование деятельности товарных и фондовых бирж в РФ.

Теоретической основой проведенного исследования является работы таких ученых, как Галанов В.А., Грязнова А.Г., Семилютина Н.П. и др.

1 ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ

фондовый товарный биржа правовой

Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап - формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи - утверждение ее устава и/или заключение учредительного договора. И завершающий этап - государственная регистрация и лицензирование.

Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы.

При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.

Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных документов относит устав и учредительный документ.

Устав - особый локальный нормативный акт, который утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме коммерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения биржи (юридический адрес), порядке управления деятельностью и др. В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Дополнительные требования, предъявляемые к уставу товарной биржи, содержатся в специальных законах. Например, Закон об акционерных обществах (ст. 11) устанавливает широкий перечень сведений, обязательных для включения в устав общества.

Согласно ст. 17 Закона о товарных биржах в уставе надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Учредительный договор представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки. Он создает обязательства с участием третьего лица - биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответственностью на его основе. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства между учредителями (участниками) коммерческой организации, а с другой - возлагает на создаваемую организацию определенные обязанности в интересах участников договора. Однако надо отметить, что участие третьего лица - биржи - возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определяет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности организации.

От учредительных документов следует отличать документы, необходимые для государственной регистрации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельности) организация должна представить следующие документы:

) заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями);

) утвержденный учредителем (учредителями) устав организации;

) решение о создании организации или учредительный договор;

) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала коммерческой организации;

) свидетельство об оплате государственной пошлины.

Закон о товарных биржах определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.

Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:

заявление на получение лицензии;

учредительные документы товарной биржи;

свидетельство о государственной регистрации биржи;

правила биржевой торговли;

документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы .

Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Правила - один из основных локальных нормативных правовых актов, и его значение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи. Правила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нормативными актами они обеспечивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 18 Закона о товарных биржах правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:

порядок проведения торгов; - виды биржевых сделок;

наименование товарных секций;

перечень основных структурных подразделений биржи;

порядок информирования" участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

порядок регистрации и учета биржевых сделок;

порядок котировки цен биржевых товаров;

порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;

порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

меры по обеспечению безопасности реализуемых товаров, подлежащих обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории России, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;

меры по контролю над процессом ценообразования на бирже с целью не допустить резкого дневного повышения уровней цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов;

меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок применения этих мер;

меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи.и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности биржи, учредительных документов биржи, правил торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;

перечень нарушений, за которые биржа взимает штрафы с участников биржевой торговли, а также порядок их взыскания. Биржа самостоятельно и свободно устанавливает размеры штрафов за нарушение устава, правил торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи. В правилах биржевой торговли не может быть установлен бесспорный порядок взыскания штрафов. Заметим, что денежные средства со счета списываются банком по распоряжению клиента. Без согласия-клиента списание возможно по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Закон о товарных биржах не предоставляет биржам право бесспорного списания санкций, а также не допускает возможности устанавливать его в правилах биржевой торговли;

размер отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания. Здесь биржа свободна в выборе. Она может самостоятельно устанавливать отчисления в свою пользу от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операций, а также сборы, тарифы и другие платежи со своих членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями. В свою очередь, бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в сделках.

Все документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными .

Комиссия по товарным биржам принимает решение о выдаче лицензии в двухмесячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя; уведомление о дате рассмотрения документов он должен получить не менее чем за три дня до заседания. При соблюдении сроков уведомления Комиссия по товарным биржам вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы ненадлежащим образом оформлены или не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае документы возвращаются заявителю для переоформления. Повторно они рассматриваются в пределах одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Биржа вправе обжаловать в суд решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

Лицензия (в одном экземпляре) выдается в течение 15 дней после принятия решения. При этом необходимо предъявить документ, подтверждающий перечисление в федеральный бюджет разового сбора.

В соответствии с Законом о товарных биржах (ст. 13 и 16) ликвидация биржи в добровольном порядке возможна по решению общего собрания ее членов. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, если биржа осуществляет свою деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельность, запрещенную законом, либо с иным неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов. Товарная биржа, созданная как коммерческая организация, может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом).

Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Основное требование в этой сфере - сделки должны совершаться только в определенном месте (биржевом зале).

Участниками биржевой торговли являются члены и посетители биржи. Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном учредительными документами. Закон предусматривает две категории членов биржи: 1) полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи; 2) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в одной секции (отделе, отделении). Кроме того, они обладают определенным (установленным учредительными документами биржи) количеством голосов на. общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи.

Биржевое посредничество, осуществляется через брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность - совершение сделок от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за счет биржевого посредника, либо от имени посредника и за счет клиента. В данном случае отношения между ними строятся на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Если же биржевой посредник совершает сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже принадлежащего ему биржевого товара - такая деятельность называется дилерской.

Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица (не члены биржи), имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право совершать биржевые сделки (ст. 21 Закона о товарных биржах). Конструкция данной нормы позволяет учредителям товарной биржи самостоятельно формировать открытый (с участием посетителей) или закрытый биржевой рынок. Посетители могут быть разовыми и постоянными. Разовые имеют право совершать сделки только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Постоянные посетители - это брокерские фирмы, брокерские конторы или независимые брокеры, которые не являются членами биржи, но имеют право осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. Надо отметить, что действующее законодательство запрещает предоставлять постоянному посетителю право участвовать в биржевых торгах на срок более трех лет. Кроме этого, количество названных лиц не должно превышать тридцати процентов, от общего числа членов биржи. Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в торгах. Размер указанных платежей определяется органом управления биржи.

Высший орган управления товарной биржи - Общее собрание членов биржи (ст. 13 Закона о товарных биржах). Компетенция собрания определяется федеральными законами и уставом биржи.

Текущей деятельностью биржи руководит единоличный (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальный (президиум, правление) исполнительный орган.

Органы управления биржи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные. Исполнительные органы биржи относятся к числу линейных. Функциональные органы управления биржи - это руководители функциональных служб: главный бухгалтер, начальники хозяйственной службы, отдела кадров и др.

2 ПОНЯТИЕ ФОНДОВОЙ БИРЖИ И СФЕРА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВЫХ БИРЖ

В правовом смысле фондовая биржа представляет собой некоммерческую организацию, созданную физическими и/или юридическими лицами в форме некоммерческого партнерства, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий организации и обращения ценных бумаг .

Организация и обращение ценных бумаг - исключительный предмет деятельности фондовой биржи.

Фондовая биржа в рамках специальной правоспособности не вправе совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с иными (основными) видами деятельности. Закон о рынке ценных бумаг (ст. 11) в качестве исключения из общего запрета разрешает фондовым биржам депозитарную деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств.

Российское законодательство устанавливает исчерпывающий перечень видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Это брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету к переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). Профессиональный участник рынка ценных бумаг (в том числе фондовая биржа), осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием, а его клиент (тот, кто пользуется услугами депозитария) - депонентом. Отношения между сторонами оформляются депозитарным договором, или, как его часто называют, - договором о счете депо. Такой договор должен быть заключен в письменной форме.

Клиринговой называется деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг). Фондовая биржа, осуществляющая клиринг в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами, действует на основе договоров с участниками рынка ценных бумаг .

Статья 13 Закона о рынке ценных бумаг определяет основные права и обязанности фондовой биржи. Биржа самостоятельно устанавливает размер и порядок взимания: отчислений в свою пользу от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые биржей; штрафов за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов. Биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.

Фондовая биржа может оказывать консультационное и информационное обслуживание участников рынка ценных бумаг и потенциальных клиентов (инвесторов). Она вправе создавать третейский суд для разрешения споров.

Будучи некоммерческой организацией, фондовая биржа может быть создана только в форме некоммерческого партнерства (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг) . Учредительными документами некоммерческого партнерства признаются устав и учредительный договор. Наличие последнего зависит от желания учредителей некоммерческого партнерства (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Фондовая биржа считается созданной с момента государственной регистрации. Сегодня такая регистрация производится Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Согласно ст. 39 и 42 .Закона о рынке ценных бумаг Федеральная комиссия лицензирует все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Современное законодательство устанавливает две категории лицензий, выдаваемых фондовым биржам: лицензия на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с ценными бумагами, за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований; лицензия на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований. Для получения лицензии заявитель обязан представить в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг следующие документы общего действия:

заявление на выдачу лицензии, подписанное уполномоченным лицом и составленное по установленной форме;

регистрационную форму на бумажном и магнитном носителях;

нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;

нотариально заверенную копию учредительных документов биржи;

копию письма о присвоении кодов общероссийского классификатора предприятий и организаций, засвидетельствованную нотариально;

нотариально заверенную копию карты постановки на учет с приложениями;

копию об избрании или назначении единоличного исполнительного органа заявителя. При наличии коллегиального исполнительного органа представляется копия документа об избрании либо назначении руководителя;

выписку из трудовой книжки единоличных исполнительных органов профессионального участника (содержащую сведения о стаже работы в соответствии с установленными требованиями);

справку о составе участников (учредителей) и величине взноса, внесённого ими в имущество некоммерческой организации на момент подачи заявления;

копии бухгалтерского баланса с отметкой налговой инспекции и отчета о прибылях и убытках, заверенные подписью и печатью аудитора, имеющего лицензию на аудиторскую деятельность в области аудита бирж, а также расчет размера собственного капитала на последнюю отчетную дату;

копии квалификационных аттестатов работников заявителя, выданных ФКЦБ;

положение о внутреннем контроле, утвержденное в установленном заявителем порядке;

копию платежных документов, подтверждающих уплату заявителем лицензионного сбора, подписанную должностным лицом заявителя и заверенную печатью заявителя и банком;

Перечисленные документы представляются в двух экземплярах. Кроме того, они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью организации.

Надо обратить особое внимание на некоторые локальные акты биржи. Правила фондовой биржи - один из самых важных документов, регулирующий механизм торгов. Прежде всего отметим обязательные положения, которые должны быть предусмотрены в этом документе:

) предмет торговли - перечень видов, категорий и типов ценных бумаг. Определение крупных лотов ценных бумаг и особенности торговли ими;

) виды сделок, совершаемых на бирже. Порядок совершения, оформления и расчетов по договорам купли-продажи ценных бумаг. Порядок и способы обеспечения обязательств, а также правила возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе по договорам участников торговли с их клиентами;

) требования, предъявляемые к участникам торговли, и их правовое положение (указание на то, в каком качестве они выступают при заключении договоров купли-продажи). Требования к порядку исполнения участниками торговли поручений клиентов на покупку и продажу ценных бумаг;

) нормы, касающиеся непосредственно порядка ведения торгов (время начала и окончания торговой сессии, правила и порядок вмешательства должностных лиц организатора торговли, в том числе порядок приостановления и возобновления торговли, перечень должностных лиц, которые вправе приостанавливать или возобновлять торговлю ценными бумагами). Меры, предпринимаемые биржей и участниками торговли при возникновении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению торговли; 5) описание механизма образования цен договоров, а также описание мер, призванных предотвратить манипулирование ценами;

) процедуры рассмотрения и урегулирования споров между участниками торговли;

) правила сбора, хранения, защиты, доступа и раскрытия информации;

) процедуры, обеспечивающие составление торговой системой реестра всех договоров купли-продажи ценных бумаг с указанием времени заключения и всех существенных условий договоров (торговая система - это совокупность вычислительных средств программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для заключения и исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг). Описание правил и процедур регистрации в торговой системе данных о заключенных договорах и их сверки с данными участников торговли, процедур согласования выявленных расхождений. Ответственность биржи за сбой и ошибки в работе торговой системы;

) описание механизма контроля за соблюдением правил организатора торговли;

) санкции и меры, применяемые к нарушителям правил, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли-продажи ценных бумаг.

Все перечисленные документы должны соответствовать обязательным требованиям действующего законодательства, включая соответствующие акты ФКЦБ.

Лицензия (уведомление об отказе в выдаче лицензии) выдается в течение 60 дней с даты регистрации указанных документов. ФКЦБ вправе уведомить заявителя о необходимости внести изменения и дополнения в представленные документы, а также потребовать дополнительные документы и информацию.

В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ и актов ФКЦБ либо содержат недостоверные или неполные сведения. Отказ возможен и при непредставлении документов, предусмотренных Положением от 23 ноября 1998 г., а также затребованных ФКЦБ. Отказывая в выдаче лицензии, Федеральная комиссия в течение семи дней с этого момента направляет заявителю свое мотивированное решение. Заявитель вправе обжаловать такой отказ в административном и/или судебном порядке.

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на данной бирже.

Ценные бумаги - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Процедуры по допуску ценных бумаг к обращению на данной бирже (включение в котировальный лист) называются листингом и производятся в порядке, утвержденном фондовой биржей и в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Делистинг - процедуры, имеющие противоположную цель, а именно: исключить ценные бумаги из котировального листа. В свою очередь котировальный лист - это список ценных бумаг, прошедших листинг. Следует обратить внимание, что ценные бумаги, не включенные в котировальные листы, могут обращаться на бирже на основании отдельного допуска (по решению уполномоченного органа управления биржи) .

Организация торговли ценными бумагами производится в ходе биржевой сессии. Под торговой сессией следует понимать промежуток времени в течение рабочего дня, в период которого осуществляется торговля ценными бумагами через организаторов торговли. Закон о рынке ценных бумаг предлагает совершать операции с ценными бумагами через профессиональных участников рынка. Юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, названные в гл. 2 Закона, признаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В основе организации торговли ценными бумагами лежат биржевые торги, которые проводятся в форме аукциона. Существуют различные виды аукционов (простые, двойные, непрерывные и др.). Если простой аукцион предполагает конкуренцию либо продавцов, либо покупателей, то при проведении двойного аукциона имеет место конкуренция между продавцами и между покупателями. Считается, что двойной аукцион - наиболее эффективная форма организации биржевых торгов ценными бумагами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценные бумаги стали способом выражения личного или коллективного предпринимательского риска. В работе была сделана попытка рассмотреть аспекты деятельности фондовой биржи, ее сущность, назначение, составляющие и ее место в национальном хозяйстве. Также были подняты вопросы зарождения и дальнейшего совершенствования механизма функционирования фондового рынка в РФ.

Эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи. В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками массовость, стандартности, взаимозаменяемость.

При все многообразии функций фондовой биржи все их можно свести к одному общему знаменателю. Биржа - это, в сущности, посредник, обеспечивающий плавную работу хозяйственного механизма. Она очень чутко реагирует на любые изменения в экономической ситуации, будь то финансы, производство или хозяйственные последствия политических событий. Естественно, в первую очередь деятельность биржи зависит состояния рынка ценных бумаг, от тех, кто продает и покупает ценные бумаги, от степени их активности и размеров имеющегося в их распоряжении капитала.

Фондовая биржа необходима для функционирования организованного рынка ценных бумаг. Ее основная задача - организовать биржевую торговлю. Для этого она должна выполнять закрепленные функции и иметь определенную организационную структуру, которую принято делить на общественную и стационарную.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность биржевой деятельность напрямую зависит от уровня развития законодательства по данному вопросу.

Правовая основа, необходимая для успешного развития биржевого дела страны зависит от уровня его развития.

В настоящий период российское биржевое законодательство - это законодательство переходного периода. В сложившейся ситуации представляется необходимым в первую очередь достичь единообразного уровня нормативного обеспечения отдельных биржевых рынков (товарного, валютного, фондового), а за подзаконными актами закрепить регулирование отдельных вопросов биржевой деятельности, например порядка совершения отдельных видов биржевых сделок (фьючерсных, опционных и других). В законодательстве следует скрупулезно регламентировать права и обязанности участников биржевых операций, тщательно разрабатывать систему административно-ведомственного контроля бирж, а также правовые гарантии самостоятельности биржи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г., 29 июня 2004 г.) // poisk-zakona.ru

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год М. Юнити, 2011. - 201с. // poisk-zakona.ru

Хозяйственное право: Учебник. / Под ред. В.С.Мартемьянова. М. : Юнити, 2005. - 519с.

Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 557с.

Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 425с.

Гражданское право России: Курс лекций. - Часть I. / Отв. ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая литература, 2006. - 404с.

Галанов В.А. Биржевое дело // Хозяйство и право, 2011. №4. С.12-17

Галанов В.А. Производственные инструменты срочного рынка: фьючерсы, опционы // Хозяйство и право 2011. № 9. С. 23-28

Грязнова А.Г. Биржевое дело в современном мире // Маркетинг 2010. №4. С.7-10

Семилютина Н.П. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство // Право и экономика 2011. №2. С.14-18

Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром, помимо коносаментов, выступают складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. 912-917 ГК РФ). Например, в Правилах Московской центральной фондовой биржи, где функционируют товарные секции, предусмотрена возможность торговли варрантами (залоговой частью двойного складского свидетельства) на товары.

Законодательство выделяет четыре разновидности биржевых сделок: простые, форвардные, фьючерсные и опционные. Предметом простой биржевой сделки является товар, имеющийся в наличии (реальный товар). Он может находиться на биржевом складе или быть у продавца (поставщика), т.е. речь идет о товаре, который не нужно после заключения сделки добывать, производить или закупать у третьих лиц, чтобы исполнить заключенную биржевую сделку. Простые биржевые сделки именуются также кассовыми или сделками СПОТ и предполагают немедленное исполнение обязательств . "Немедленное" исполнение по таким сделкам не следует понимать буквально, обычно оно означает небольшой промежуток времени между заключением и исполнением сделки, как правило, не более 14 календарных дней. Простые биржевые сделки довольно распространены на российских биржах, хотя за рубежом, по некоторым данным, доля таких сделок с реальным товаром составляет от 3 до 5% общего количества биржевых сделок.

Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами. Форвардная сделка похожа на простую биржевую тем, что она также заключается на реальный товар. Отличие состоит в том, что форвардная сделка предполагает отсрочку исполнения обязательств . Предметом фьючерсной сделки является стандартный фьючерсный контракт, т.е. документ, определяющий права и обязанности на получение или передачу товара либо денег с указанием порядка его получения или передачи. По опционной сделке происходит продажа прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара или стандартного фьючерсного контракта.

Биржевая торговля осуществляется по внутренним правилам биржевой торговли, которые представляют собой локальный нормативный акт , утверждаемый каждой товарной биржей. Все споры на бирже разрешаются Биржевой арбитражной комиссией, выполняющей функции третейского суда .

По сравнению с обычными гражданско-правовыми соглашениями биржевые сделки имеют определенную специфику. Гражданско-правовые сделки могут быть как односторонними, так и двух- или многосторонними - договорами, а биржевая сделка может быть только договором. Действующим законодательством предусмотрены разнообразные виды договоров ; более того, стороны вправе заключить договор, который законом не предусмотрен, но не противоречит ему. Биржевая сделка, в свою очередь, может быть только оптовой куплей-продажей и выступает в четырех формах: простая, форвардная, фьючерсная и опционная. Для некоторых гражданско-правовых сделок предусмотрена государственная регистрация, которая имеет правоустанавливающее значение. Биржевые сделки подлежат только учетной регистрации. Сторонами гражданско-правовой сделки могут быть любые дееспособные лица, а биржевые сделки заключаются только между участниками биржевых торгов. Предметом гражданско-правовой сделки выступают вещи , работы, услуги, имущественные права , объекты исключительных прав , а биржевая сделка заключается в отношении товаров определенного рода и качества или документов, удостоверяющих права на получение таких товаров. Место заключения гражданско-правовой сделки ее стороны определяют самостоятельно, а биржевая сделка может быть заключена только на бирже. Наконец, третейское разрешение споров по гражданско-правовой сделке возможно только по специальному соглашению сторон (так называемая "третейская оговорка"). Споры по биржевым сделкам изначально предполагают третейское рассмотрение в Биржевой арбитражной комиссии.

Правовой статус фондовой биржи

В отличие от товарной, фондовая биржа может быть создана в форме акционерного общества любого типа или некоммерческого партнерства, причем правовое положение фондовой биржи во многом определяется той организационно-правовой формой, в которой она создана.

Акционерами фондовой биржи вправе быть любые лица; при этом в собственности одного акционера и его аффилированных лиц не может находиться более 20% акций одной категории. Членами фондовой биржи - некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг; при этом один член партнерства не вправе обладать более чем 20% голосов на общем собрании.

Фондовая биржа, созданная в форме акционерного общества , организует торговлю ценными бумагами между доверительными управляющими, брокерами и дилерами. Фондовая биржа - некоммерческое партнерство проводит торги только с участием членов биржи. Можно сказать, биржа - акционерное общество организует торговлю между "своими" и "чужими" профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а биржа - некоммерческое партнерство проводит торги только с участием "своих" членов. В любом случае, независимо от того, в какой форме создана фондовая биржа, она организует торговлю между профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа, зарегистрированная в форме некоммерческого партнерства, вправе преобразоваться в акционерное общество по решению своих членов, принятому на общем собрании квалифицированным большинством в 3/4 голосов. Преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот является нетрадиционной формой реорганизации, предусмотренной действующим законодательством РФ. Возможность преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество санкционирована законодательством, а условия подобного преобразования установлены на сегодняшний день только применительно к фондовым биржам. Но здесь наблюдается противоречие между Законом о рынке ценных бумаг и Законом о некоммерческих организациях , так как последний требует единогласного решения членов партнерства о преобразовании его в хозяйственное общество.

Необходимо отметить, что законодательство позволяет также провести преобразование фондовой биржи - акционерного общества в некоммерческое партнерство. Однако для этого акционерам потребуется принять подобное решение единогласно.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Законодательством предусмотрены семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг , или, как принято говорить, "семь участников инфраструктуры рынка ". Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фондовая биржа , будучи организатором торговли, также является профессиональным участником рынка, и она должна иметь соответствующую лицензию. Кроме того, фондовыми биржами признаются фондовые отделы товарных и валютных бирж; они подлежат отдельному лицензированию.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в первую очередь, являются брокеры, которые совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором , и только другим брокерам.

Следует обратить внимание на принципиальное отличие между фондовыми и товарными брокерами. Для товарной биржи характерна своеобразная брокерская монополия на совершение биржевых сделок, поскольку практически все сделки здесь заключаются исключительно через биржевого брокера. В процессе фондовой торговли сделки с ценными бумагами могут совершаться не только брокерами, но и другими профессиональными участниками рынка.

Статус фондовых дилеров аналогичен положению дилеров на товарной бирже. В процессе фондовой торговли дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и (или) продажи по ценам, объявленным дилером. Причем дилером может быть только коммерческая организация . Брокеры и дилеры вправе также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг клиента.

Доверительные управляющие осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока . В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления . Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами.

Согласно ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг управляющими могут быть юридические лица ; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяются нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, кроме унитарного предприятия . Договор доверительного управления заключается на срок не более 5 лет (ст. 1016 ГК РФ).

Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ценными бумагами (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним. Формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок. Чаще всего клирингом занимается сама фондовая биржа, чтобы упростить расчеты между участниками торгов, для чего создает отдельное структурное подразделение, часто именуемое расчетной палатой или расчетным центром.

Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Сертификаты предназначены только для документарных (бумажных) ценных бумаг; они подтверждают права своего владельца на определенное количество ценных бумаг. Действительно, эмитенту удобно выпускать, к примеру, не тысячу отдельных облигаций, а один сертификат на эти облигации. Учитывая, что по нашему законодательству документарные эмиссионные ценные бумаги выпускаются только "на предъявителя", существует вероятность кражи сертификатов. Ведь законным владельцем предъявительской бумаги считается ее фактический обладатель. Именно для того чтобы исключить возможную кражу сертификатов на предъявительские бумаги, они передаются на хранение в депозитарий.

Депозитарием вправе быть только юридическое лицо, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ценных бумаг клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора.

Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо. Система ведения реестра предназначена для учета именных ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В каком случае эмитент может вести реестр владельцев ценных бумаг самостоятельно, а когда он обязан обратиться к услугам специализированного регистратора? Согласно п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах реестр акционеров должен быть передан на ведение регистратору, если число акционеров превышает 50. В то же время в ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что регистратор должен вести реестр в тех случаях, когда число владельцев ценных бумаг эмитента превышает 500. В случае противоречия, как известно, приоритет имеет закон специальный перед законом общим. Специальным является Закон об акционерных обществах , устанавливающий особенности правового режима такого вида ценных бумаг, как акции. Поэтому требования ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг должны распространяться только на порядок ведения реестра владельцев именных облигаций.

Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле

На фондовой бирже могут обращаться только ценные бумаги , обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, считаются "фондовыми ценностями". Во-первых, по своей юридической природе не могут обращаться на бирже товарораспорядительные ценные бумаги (коносаменты, варранты), а также ценные бумаги, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки , векселя , банковские сберегательные книжки на предъявителя, сберегательные и депозитные сертификаты).

На фондовой бирже совершаются сделки только с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), которые:

закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав владельца;

размещаются выпусками или сериями;

имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.

Новый вид эмиссионной ценной бумаги, которая может обращаться на фондовой бирже, - опцион эмитента. Опцион является именной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе. Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества . Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не должно превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту государственной регистрации опциона.

Торговаться на фондовой бирже могут ценные бумаги, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ценными бумагами запрещается до их полной оплаты. Эмиссионные ценные бумаги должны также проходить процедуру государственной регистрации. Регистрация эмиссии ценных бумаг может состоять из двух этапов - это регистрация проспекта эмиссии, если происходит размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500 (например, осуществляется открытая подписка), и регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, является административным правонарушением (ст. 15.18 КоАП РФ).

Помимо полной оплаты и государственной регистрации эмиссии ценных бумаг важным условием их допуска к фондовой торговле является прохождение процедуры листинга. Листинг (от англ. "list" - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ценные бумаги допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист. Обратная процедура именуется "делистинг" - исключение из котировального листа.

Условиями включения ценных бумаг в котировальные листы фондовой биржи могут быть: предоставление эмитентами информации о том, что они следуют положениям Кодекса корпоративного поведения; рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента; срок его деятельности; количество акционеров; стоимость чистых активов и проч..

Фондовая торговля происходит либо в помещении биржи (зале биржевых торгов), либо в единой торговой сессии (электронной сессии). По общему правилу, сделки заключаются путем удовлетворения встречных заявок аукционным способом или через снятие котировок и отражение отчета по сделкам в компьютерных торговых системах.

Котировка - это процесс определения рыночной стоимости (курса) ценных бумаг. Котировку проводят специальные органы фондовых бирж - котировальные комиссии или комитеты. Данная процедура применяется только по отношению к ценным бумагам, прошедшим листинг. Котировальная комиссия собирает сведения о спросе и предложении от биржевых посредников (брокеров и дилеров). Та цена, по которой состоятся сделки с наибольшим числом ценным бумаг, будет считаться их курсом.

Правовые основы деятельности валютной биржи

Валютные биржи формируют централизованный валютный рынок . В России валютные биржи играют довольно активную роль, поскольку на них осуществляются операции по купле-продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В зарубежных странах, в частности во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные операции.

На сегодняшний день в России функционируют несколько валютных бирж и все они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных валютных бирж происходит котировка в основном рубль/доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль/доллар.

Валюта в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах РФ, иностранных государств , групп государств и в международных денежных и расчетных единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными бумагами не зависят от их государственной принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация определенной части межбанковской торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, - это иностранная валюта.

Статус валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле " и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".

Валютные биржи - это созданные в соответствии с законодательством РФ юридические лица , одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Центральный банк РФ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или напрямую Центральному банку РФ.

Основы правового положения товарных бирж установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее - Закон о биржах), другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это, например, Устав биржи, Правила биржевой торговли, Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время но установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, тор го во-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный кон факт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

  • реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
  • форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
  • фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Анализ Закона о биржах дает возможность сделать вывод о том, что биржа не может быть унитарным предприятием (так как "доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов"), открытым акционерным обществом (в силу требуемой законом персонификации ее членов и особенностей управления).

В учреждении биржи не могут участвовать высшие и местные органы государственной власти и управления; кредитные организации; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи - это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

  • а) полные члены ~ с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;
  • б) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов - это лица, не являющиеся членами бир жи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

  • непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
  • через организуемые ими брокерские конторы;
  • на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;
  • непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее число не может превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон о биржах предусматривает некоторые гарантии в биржевой торговле. Так, биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Вместе с тем биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. В обязанности биржи входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров. Споры, связанные с заключением биржевых сделок, могут рассматриваться в судебном порядке, а также биржевой арбитражной комиссией, которая исполняет функции третейского суда и действует в соответствии с положением, утверждаемым биржей.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляется специально созданной для этих целей при федеральном антимонопольном органе Комиссией по товарным биржам, которая ведет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона о биржах и Положением о ней. Среди правомочий Комиссии отказ в выдаче лицензии, аннулирование или приостановление действия лицензий; направление бирже обязательных для выполнения предписаний о прекращении правонарушений, внесении изменений в правила биржевой торговли; применение к бирже и биржевым посредникам санкций в случае нарушения ими законодательства. Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам.

  • 15.1. Понятие и классификация бирж.
  • 15.2. Правовое регулирование деятельности товарной биржи.
  • 15.3. Правовое регулирование деятельности фондовой биржи.
  • 15.4. Правовое регулирование валютных бирж.

Понятие и классификация бирж

Биржа является субъектом хозяйствования и ведет хозяйственную деятельность, выступая посредником между покупателями и продавцами. В связи с этим биржа обладает определенными, но достаточно специфическими правами и обязанностями.

Сущность биржи заключается в том, что она - особый вид рынка, где производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за них не предъявляются.

Биржа - организованный рынок, т.е. в ней есть органы для определенных функций, связанных с управлением, поддержанием порядка, нормировкой биржевых сделок и т.д.

Помимо четкой организационной структуры каждая биржа использует принцип саморегулирования, т.е. имеет внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи. К ним относят учредительный договор, устав и правила проведения торгов.

Биржа - организация, имеющая своей целью не только торговлю заменимыми ценностями, на также и установление цен. Установление цен на бирже происходит регулярно и под общим контролем, т.е. прикрывается авторитетом всего собрания или его правления. Где нет такой официальной котировки цен, там нет и биржи. Благодаря бирже каждая ценная бумага, каждый товар, котирующийся на ней, получают точную отметку своей меновой стоимости, и эта отметка становится для коммерческого мира тем уровнем, на который ориентируются также те, кто заключает сделки вне биржи.

Биржи можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от вида товара, являющегося предметом купли-продажи на бирже, выделяют биржи:

  • - товарные (купля-продажа товаров по стандартам или образцам);
  • - фондовые (купля-продажа ценных бумаг);
  • - валютные (купля-продажа валюты).

По номенклатуре товаров, являющихся предметом купли-продажи на бирже, они делятся на:

  • - универсальные (проводят торги по разнообразным товарам);
  • - специализированные (проводят торги по узкому перечню товаров либо по одному товару).

В зависимости от видов операций, совершаемых на бирже, выделяют: биржи реального товара; фьючерсные; опционные; смешанные биржи.

В зависимости от характера участия в торгах биржи подразделяются на:

  • - закрытые - в торгах участвуют только постоянные члены биржи, являющиеся биржевыми посредниками;
  • - открытые - кроме постоянных членов биржи к участию в торгах допускаются посетители.

С правовой точки зрения биржи делятся на коммерческие и некоммерческие. По законодательству Республики Беларусь биржа - это коммерческая организация.

Правовое регулирование деятельности товарной биржи

Правовое регулирование деятельности товарных бирж осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 года №10-З "О товарных биржах". Закон определяет товарную биржу как организацию с правом юридического лица, осуществляющую организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам (ст. 1 Закона "О товарных биржах").

Согласно ст. 10 Закона "О товарных биржах" товарная биржа вправе осуществлять только деятельность, связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной с организацией биржевой торговли, биржа не вправе заниматься. Биржа не имеет права вкладывать свой капитал во внебиржевые структуры.

Основными задачами товарной биржи являются: содействие развитию организованного рынка товаров; повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения; упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров; создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам (ст. 11 Закона).

К основным функциям товарной биржи относятся: создание условий для проведения биржевых торгов; проведение биржевых торгов; регистрация биржевых сделок; организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи; выявление спроса и предложения товаров; котировка цен; изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен (ст. 11 Закона).

Товарная биржа регистрируется в общем порядке, и согласно ст. 9 Закона "О товарных биржах" она может быть создана только в фоне акционерного общества.

Органы управления товарной биржей соответствуют организационно-правовой форме биржи. Как правило, на товарной бирже организуются помимо товарных секций различные функциональные подразделения. В основном это такие комитеты или комиссии, как торговая, экспертная, регистрационная, котировальная и другие. На каждой бирже обязательно формируется биржевая арбитражная комиссия и расчетная комиссия.

В Законе "О товарных биржах" предусмотрено, что биржевая арбитражная комиссия создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда. Решение биржевой арбитражной комиссии может быть оспорено в установленном порядке в суде, хозяйственном суде.

Также при универсальной товарной бирже действует координационный совет по биржевой торговле, который является межведомственным постоянно действующим органом, осуществляющим свою деятельность в целях обеспечения взаимодействия государственных органов с товарными биржами по вопросам организации биржевой торговли. В своей деятельности координационный совет руководствуется Законом Республики Беларусь от 5 января 2009 года "О товарных биржах", иными актами законодательства, а также Положением о координационном совете по биржевой торговле, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №1039 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О товарных биржах"".

Торги на каждой бирже проводятся по установленному порядку, определенному в правилах биржевой торговли. Типовые правила универсальной товарной биржи Республики Беларусь утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №1039.

Торги проводятся гласно и публично. Их проводит маклер. Маклером согласно ст. 1 Закона "О товарных биржах" является работник товарной биржи, уполномоченный осуществлять ведение биржевых торгов и контроль за надлежащим выполнением в ходе биржевых торгов правил биржевой торговли товарной биржи.

Согласно п. 6 Правил для того чтобы стать посетителем биржевых торгов или биржевым брокером, необходимо пройти аккредитацию. Аккредитация заявителя осуществляется товарной биржей на основании представленных документов путем заключения договора на биржевое обслуживание и внесения сведений в информационную торговую систему товарной биржи. Товарная биржа в течение одного месяца принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации и сообщает заявителю о принятом решении.

Биржевой брокер обязан зарегистрировать своего клиента на товарной бирже до подачи заявки на продажу или покупку биржевого товара в интересах такого клиента.

Перечень биржевых товаров (групп товаров), допущенных к биржевой торговле на товарной бирже, утверждается уполномоченным органом товарной биржи. Наименования товаров (групп товаров) должны соответствовать наименованиям товарных позиций в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (п. 11 Правил).

Выставление биржевого товара на биржевые торги производится путем подачи участником биржевой торговли в установленном товарной биржей порядке заявки на продажу товара, допущенного к биржевой торговле.

Участник биржевой торговли, желающий приобрести биржевой товар, подает в установленном товарной биржей порядке заявку на покупку биржевого товара. Все поданные участниками биржевой торговли заявки на продажу и покупку биржевого товара означают их согласие заключить биржевую сделку на условиях, указанных в таких заявках. Заявки на продажу и покупку биржевого товара, соответствующие установленным товарной биржей требованиям, подлежат включению в информационную торговую систему товарной биржи.

Как уже было сказано, целью биржевых торгов является заключение биржевой сделки. Биржевая сделка оформляется договором купли-продажи по установленной товарной биржей форме.

В статье 1 Закона "О товарных биржах" биржевая сделка определена как договор купли-продажи, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Предметом биржевой сделки является биржевой товар. Под биржевым товаром понимают любые веши, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, если иное не предусмотрено настоящим Законом и (или) Президентом Республики Беларусь, допущенные товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством (ст. 1 Закона).

Товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы), а также имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, к биржевой торговле не допускаются (ст. 18 Закона).

Перечень биржевых товаров, допускаемых к биржевой торговле на товарной бирже, определяется товарной биржей в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. №714 (в редакции от 2 сентября 2009 г. №1140).

Согласно п. 3 постановления №714 на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" обязаны заключать сделки:

  • - организации, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, с товарами, включенными в перечень;
  • - юридические лица и индивидуальные предприниматели при поставке на экспорт включенных в перечень товаров, происходящих с территории Республики Беларусь;
  • - юридические лица, ведущие лесное хозяйство, при продаже древесины на корню в объемах, установленных в соответствии с законодательством;
  • - юридические лица и индивидуальные предприниматели с включенной в перечень деловой древесиной в заготовленном виде на внутреннем рынке Республики Беларусь.

Биржевой товар должен быть определенного рода и качества. Товар должен быть строго стандартизирован, что позволяет торговать наряду с реальным товаром и контрактами. Товары должны быть однородны по качеству, это позволяет производить торговлю при отсутствии товара при заключении сделки.

Биржевая сделка должна быть зарегистрирована на бирже. Порядок регистрации и оформления сделок устанавливается биржей по правилам биржевой торговли. Как правило, в процессе биржевых торгов маклер, ведущий торги, фиксирует устное соглашение сторон на заключение сделки. Затем как во время торгов, так и в течение установленного биржей времени происходит оформление и регистрация сделок в специальном отделе регистрации сделок.

Договоры считаются заключенными с момента их регистрации в соответствии с установленными биржей правилами.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности.

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 (в ред. от 27.07.2010 г.) «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи.

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, т.е. она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т.д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, т.е. установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам РФ.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов - лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

Реальные сделки, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

Форвардные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

Фьючерсные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

Опционные, предполагающие уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара, и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако Закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле.

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон о РЦБ понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Правовое положение фондовых бирж установлено Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 г.) «О рынке ценных бумаг».

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др.

Контроль над данным видом деятельности возложен на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.