Структурные изменения в экономике современной россии. Структурные изменения в развитии мировой экономики на рубеже XX–XXI вв

По данным Росстата, 13,5 процента россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. По оценке вице-премьера Ольги Голодец, они находятся за чертой бедности. В связи с чем в ближайшие несколько лет минимальный размер оплаты труда (сегодня это 7 500 рублей) планируют повысить до прожиточного уровня.

А именно до среднероссийского показателя в 10 500 рублей, в то время как в Оренбуржье он равен 9 007 рублям. Соответствующие документы премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил подготовить профильным министерствам в течение трех недель. Рост МРОТа начнется с 1 июля, когда он поднимется до 7 800 рублей. К какому году достигнет предложенной главой правительства планки в 10 500 рублей, пока неизвестно. Но, судя по заявлению премьера, это перспектива недалекого будущего. К каким изменениям в экономике приведет обещанное повышение? И каков реальный прожиточный минимум в Оренбургской области?

Людмила Варавва, председатель обкома профсоюза работников здравоохранения РФ:

Повышение МРОТа приведет к тому, что работодатель будет не вправе принимать людей на меньшие деньги. Что обернется для него дополнительными расходами. Наверное, в идеале это должно вывести серую зарплату из тени и в первую очередь защитить граждан, работающих в частном секторе экономики. Но в бюджетной сфере нужно будет для начала поменять положение об оплате труда. Дело в том, что МРОТ включает в себя не только оклад, но и стимулирующую выплату (в здравоохранении она составляет 37 процентов от оклада), и доплату за вредные условия труда. Приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму приведет к тому, что неквалифицированные работники будут получать такую же зарплату, как квалифицированные. Прожиточный минимум рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины. В каждом регионе он разный. Поэтому мы не сможем по всей стране обеспечить единый подход к оплате труда. К примеру, базовый оклад санитарки в Оренбурге 6 210 рублей, а в Санкт-Петербурге - 18 100, так как он формируется исходя из финансовых возможностей региона. Из-за этой разницы у нас шел серьезный отток кадров - целые бригады скорой помощи ездили в Москву на заработки. Сейчас эту тенденцию удалось остановить за счет различных доплат к окладу. Кроме того в Оренбургской области уже три года уральский коэффициент начисляется сверх МРОТа. Это решение было принято на уровне регионального правительства через трехстороннюю комиссию. Но сфере образования и культуры при повышении МРОТа до 10 500 рублей потребуются дотации из федерального бюджета. В противном случае придется выделять дополнительные средства из фонда оплаты труда.

Что касается реального прожиточного минимума, то я участвовала в работе комиссии, которая определяла стоимость потребительской корзины в нашей области. Основные критерии этого подсчета с советских времен практически не менялись. Некоторые вещи, которые там указаны, скажем пара бумажных чулок на год, давно вышли из обихода. Минимум, который там заложен, позволяет разве что не умереть с голоду, не сесть в долговую яму. А чтобы жить, нужно не менее 25 тысяч рублей в месяц. Многим людям, получающим минимальную зарплату, 7 500 рублей, конечно, не хватает. Это хронические заемщики различных микрофинансовых организаций. И большой вопрос: кому выгодна такая ситуация?

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

6. Структурные изменения в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность реформирования состоят в том, что в стране, где полностью отсутствовали рыночные отношения, они искусственным образом были внедрены.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Особенностью экономических реформ было то, что в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в которых возникли бы и начали нормально функционировать нормальные рыночные механизмы.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

1) структурные реформы;

2) приватизацию;

3) макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли – отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация – снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

ПИФы современной России Давайте предварим рассказ о том, что же такое ПИФ, небольшим экскурсом в их историю в США и России.Первый паевой фонд был создан в 1924 году Л. Шерманом Адамсом, Чарльзом Эйч Лидройтом и Эштоном Л. Карром и назывался Massachusetts Investor Trust. Это был первый в

автора Роньшина Наталия Ивановна

27. ТНК, роль и сферы деятельности ТНК в современной мировой экономике Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и

Из книги Международные экономические отношения автора Роньшина Наталия Ивановна

40. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, подписанный в 1951 г. А в 1957 г. было учреждено Европейское

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

6. Структурные изменения в экономике современной России В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную.

автора Гайдар Егор Тимурович

§ 3. Структурные изменения в обществе Капиталистические институты проложили дорогу глубоким структурным изменениям в обществе, которые связаны с современным экономическим ростом. Как это происходило – тема следующих глав. Но в странах – лидерах современного

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

§ 4. Перспективы миграционной политики современной России При наиболее благоприятном сценарии, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Мировая история знает более масштабные миграции.

Из книги ПОБЕДА ИДЕЙ ГОРОДСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА автора Городников Сергей

II. Националистическая идеология современной России На исходе ХХ столетия положение дел в экономике является главным показателем политической устойчивости или, наоборот, социального распада всякого индустриализированного и урбанизированного общества.Что же ожидает

автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Наркобизнес в современной России Лет 15–20 назад за попытку поднять проблему борьбы с отечественным наркобизнесом можно было угодить в тюрьму как антисоветчику. «Наркобизнес у нас? - недоуменно пожал бы плечами высокопоставленный партийный босс, - это невозможно.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

6. Оптимизация налогов в практике современной России

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.1. Структурные изменения в экономике развитых стран в конце XIX– начале XX в Завершение промышленной революции способствовало изменению структуры экономики всех развитых стран. Становление фабричной промышленности придало техническому прогрессу невиданный темп.

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

57. Как вы считаете, что в современной экономике генерирует бо?льшую прибавочную стоимость: маркетинг или производство? Маркетинг.Снизить производственные издержки, сократить процент брака можно до какого-то предела. У маркетинга пределов

В экономике России есть не только негативные, но и позитивные изменения, которые, может быть, приведут к конечным положительным сдвигам. О них не говорят так громко, как о негативе, но они существуют.

1. Рост международных резервов России

Объем международных резервов страны увеличился менее, чем за месяц, на 5,4 млрд долларов. В период с 29 января по 5 февраля они выросли до 376,7 млрд долларов, в Центробанке объяснили эту тенденцию положительной переоценкой курса.

Международные резервы представляют собой совокупность монетарного золота, находящегося в распоряжении правительства РФ и ЦБ, активов в иностранной валюте, специальных прав заимствования. Кроме того, при их расчете учитывается резервная позиция страны в МВФ.

Как сообщает ЦБ, последние 7 недель резервы непрерывно растут, a вот за 2015 год их общая сумма сократилась на 4,4%, так что нынешняя тенденция радует экспертов.

2. Снижение внешнего долга и объемы Резервного фонда

Татьяна Голикова , глава Счетной палаты, 9 февраля доложила президенту страны, что внешний долг России за 2015 год снизился на 4,4 млрд долларов. Сейчас внешний долг страны составляет 50 млрд. однако при этом сократились объемы Резервного фонда, средства из которого направлялись на погашение дефицита бюджета. Голикова сообщила, что его объемы на 1 января 2016 года составили 3,2 трлн рублей.

Одновременно вырос Фонд национального благосостояния (ФНБ). По данным Счетной палаты, за год его объемы выросли на 19,1%, составив в общей сумме 5,2 трлн рублей.

3. Прекращение падения промышленного производства

На минувшей неделе стало известно, что в первый раз за последние 10 месяцев в России замедлился спад промышленного производства. И если в последнем месяце прошлого года падение промпроизводства оценивалось в 4,5%, то в январе показатель опустился до 2,7%. По данным Росстата, это первый положительный показатель с марта 2015 года.

Эту тенденцию можно оценивать положительно, но с оговоркой: январские показатели не всегда показывают реальные цифры, так как почти половина месяца - это выходные дни. Именно поэтому эксперты не строят прогнозы о возможной динамике этого показателя до февраля.


4. Нулевое падение ВВП

Алексей Улюкаев , министр экономического развития России, сообщил 19 февраля о нулевом росте ВВП за последние 2 месяца. Отметим, в ноябре прошлого года этот показатель был равен минус 0,2%. По итогам декабря показатели вернулись на нулевой уровень и, как показывает январская статистика с учетом сезонного фактора, тенденция сохранилась.

«Предварительная оценка по январю со снятой сезонностью примерно нулевая, может быть плюс 0,1% или минус 0,1%», — подчеркнул Улюкаев.

К этой тенденции, как и другим, стоит относиться двояко: с одной стороны, хорошо, что ВВП не падает, но по расчетам Минфина , ВВП России в этом году при сохранении нынешних объемов инвестиций вряд ли вырастет более, чем на 1%.

5. Адаптация экономики к внешним условиям и системные меры

Премьер Дмитрий Медведев заявил, что 25 февраля будет утвержден окончательный план правительства по поддержке экономики. Однако некоторые пункты документа уже известны.

Особый акцент в этом году делается на структурные изменения в российской экономике, на которых долгое время настаивает Минфин. По словам Медведева, в большинстве своем план предполагает системные меры.

«Текущая ситуация на мировом рынке нефти показывает, насколько необходима современная структура экономики и устойчивый экономический рост с упором не на рынок сырья», - подчеркнул премьер.

Также Дмитрий Медведев заявил, что экономика страны адаптируется к внешним условиям, несмотря на ряд издержек. Поэтому план содержит меры, предполагающие адресную поддержку отраслей с высоким потенциалом роста, способных внести положительный вклад в долгосрочное экономическое развитие.

Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов, связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и представляет собой экономическую структуру. Структура народного хозяйства имеет большое значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста.

Виды структур

Отраслевая структура представляет собой соотношение различных отраслей и подотраслей в системе национального хозяйства. Формируется эта структура на основе общественного разделения труда. Она сложна, динамична и подвержена количественным и качественным изменениям под влиянием НТП, циклического развития и других факторов.

В процессе воспроизводства между отраслями формируются тесные взаимосвязи, которые были проанализированы в модели межотраслевого баланса, разработанной в 30-х годах американским ученым В. Леонтьевым (1906-1999). Эту модель называют еще «затраты-выпуск», так как в ней рассматриваются количественные соотношения между затратами ресурсов и выпуском продукции в каждой отрасли, показано движение товаров и услуг из одной отрасли в другие.

Воспроизводственная структура отражает пропорции между I(совокупность отраслей, производящих средства производства) и II (совокупность отраслей, производящих предметы потребления) подразделениями; между потреблением и накоплением (15-20% национального дохода); между элементами основных фондов.

Социальная структура отражает соотношение между различными организационно-правовыми формами предпринимательства и дифференциацию доходов различных групп населения.

Региональная структура определяется размещением производственных сил на территории страны. Внешнеторговая структура характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Экономическая структура не является раз и навсегда данной. В ней постоянно происходят изменения.

В создании ВВП продолжается неуклонное снижение доли сельского и лесного хозяйства, добывающих отраслей, тяжелой промышленности. Одновременно наблюдается рост наукоемких отраслей и увеличивается доля сферы услуг, прежде всего таких ее отраслей, как здравоохранение, наука, образование, социальное обеспечение и т.д.

Экономическая теория сформировала критерий положительных результатов изменения структуры, так называемый структурный эффект . Он отражает связь между индексом изменений структуры I (главным образом отраслевой) и ростом важнейших показателей динамики хозяйства

I = (|a1| + |a2| + … + |an|) / n,

где | а| – абсолютное значение изменений доли удельного веса элемента структуры в системе народного хозяйства; n – число структурных элементов.

Пути изменения структуры. Изменение структуры может осуществляться стихийно под влиянием рыночных факторов: изменения нормы прибыли и т.д. Капитал, рабочая сила устремляются туда, где выгоднее. Другой путь – широкое использование государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных изменений. Он более быстрый, с меньшими социальными издержками и значительными темпами роста производства. Для реализации структурной перестройки (политики) применяются кредитные и налоговые льготы, методы государственного планирования и прогнозирования.

1. Экономическое развитие общества является многоплановым процессом. Для его характеристики используется целая система показателей, основным из которых является ВВП на душу населения.

2. В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируется экономический рост, который имеет физическое и стоимостное выражение и зависит от множества факторов, экстенсивных и интенсивных.

3. Современные теории экономического роста сформировались и развиваются в рамках неклассического и кейнсианского, а также неокейнсианского направлений экономической мысли.

4. Экономическое развитие происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, т.е. осуществляется циклически. В экономической литературе существуют различные теории циклов.

5. Структуру экономики следует рассматривать с разных точек зрения. Выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную, социальную и внешнеторговую структуру. Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста.

Вопросы и задания для самопроверки

1.В чём заключается сущность экономического развития общества? Какие показатели определяют его уровень?

2.Что такое промышленный цикл, какие фазы он включает?

3.Какие факторы влияют на характер циклов?

4.Какие показатели и коэффициенты используются при изучении динамики экономического роста?

5.Назовите факторы, определяющие экономический рост.

6.Какие показатели используются для измерения результативности экономического курса?

7.Назовите и охарактеризуйте основные виды экономических структур.

Тесты

1.Какой из предложенных способов используется для прогнозных оценок экономической конъюнктуры?

а) основные индикаторы;

б) макроэкономические модели и обзоры конъюнктуры;

в) экономические модели;

г) все перечисленные способы;

д) ни один из перечисленных способов.

2.Тенденция к падению объёма валовых инвестиций появляется в период, когда:

а) повышаются темпы роста продаж;

б) уровень роста продаж остаётся постоянным;

в) темпы роста продаж падают;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы неверны.

3. Экономический цикл, согласно кейнсианской концепции, связан:

а) с действием только внешних факторов;

б) с действием только внутренних факторов;

в) факторами, преимущественно влияющими на динамику совокупного спроса;

г) факторами, преимущественно влияющими на динамику предложения;

д) исключительно случайными политическими факторами.

4. Какое из перечисленных явлений не соответствует периоду экономического спада:

а) снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком службы;

б) падение курса акций, более низкий спрос на труд;

в) сокращение налоговых поступлений;

г) снижение прибылей корпораций;

д) уменьшение объёма пособий по безработице.

5. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах – это:

а) увеличение объёма рабочего времени;

б) технологические изменения в производстве;

в) увеличение объёма применяемого капитала;

г) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту;

д) рост квалификации рабочей силы.

6. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом влево кривой производственных возможностей;

б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей;

в) движением точки по кривой производственных возможностей;

г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей;

7. Если в экономике, характеризующейся полной занятостью, при прочих равных условиях происходит значительное перемещение ресурсов в производство средств производства, то следует ожидать:

а) увеличения объёма текущего потребления;

б) снижения объёма потребления в будущем;

в) снижения темпов роста ВНП;

г) увеличения производительности труда;

д) уменьшения темпа инвестиций.

8. В экономике, характеризующейся полной занятостью, высокие темпы экономического роста требуют:

а) низкой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;

б) высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;

в) высокой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций;

г) снижения нормы сбережений и инвестиций;

д) низкой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций.

9. Сторонники теории экономического роста приводят в защиту своей концепции все из приводимых ниже доводов, исключая.

Основные черты и тенденции экономического развития в 20 веке

Экономическое развитие в новейшее время происходило неравномерно и неоднозначно для различных стран и регионов. Но в целом можно выделить несколько основных тенденций, характерных для экономики всех стран.

1. Весь ход развития мировой экономики в 20 веке определил глубокий раскол мира, начало которому было положено Октябрьской революцией в России. Мир раскололся на две социально-экономические системы: капиталистическую, основанную на рыночной экономике, и социалистическую, командно-административную систему. Начались долгие годы противостояния - экономического, политического, идеологического и военного. Усиливается милитаризация экономики, в первую очередь ведущих стран. Гонка вооружений обескровливала экономику, поглащая огромные финансовые, интеллектуальные и материальные ресурсы. Раскол мира усилился с образованием мировой системы социализма после второй мировой войны и закончился во второй половине 80-х - начале 90-х годов 20 века с крушением СССР и мировой системы социализма.

2. Современная экономика всех стран развивается под воздействием научно-технической революции (НТР). НТР - это глубокие, радикальные изменения во всех элементах производительных сил: в технике, технологии, материалах, источниках энергии, системах хранения и переработки информации, в положении человека на производстве (появляются новые отрасли, создана ракетная техника, используется ядерная энергия, информационные, лазерные и биотехнологии, созданы материалы с заданными свойствами, развивается генная инженерия и др). Меняется облик аграрного сектора, происходит “зеленая революция”, призванная решить проблему голода (в сельском хозяйстве широко используется электроника, достижения химии, генная инженерия, капельное орошение и др.). Индустриальная эпоха сменяется постиндустриальной, информационной.

Достижения НТР непосредственно сказываются на росте доходов и улучшении качества жизни населения (широко используется современная бытовая техника, компьютеры, личный транспорт, современные строительные технологии).

В 60-х - 70-х гг. произошел переход развитых стран к преимущественно интенсивному типу экономического роста, основанному на завоеваниях НТР. Главная причина такого перехода - ограниченность всех видов ресурсов и крушение колониальной системы, бывшей источником этих ресурсов для метрополий.

3. Главной позитивной чертой экономического развития в 20 веке стало усиление государственного регулирования экономики. Глобализация экономики, усложнение современного рынка, обусловили снижение его способности к саморегуляции. Следующие внутренние и внешние причины обусловили необходимость его внешнего регулирования:



Усиление экономической нестабильности (систематические экономические кризисы);

Обострение социальных проблем и усиление классовой борьбы на рубеже 19 - 20 веков;

Монополизация экономики;

Масштабные войны и локальные конфликты с их негативными экономическими последствиями;

Усиление инфляционных процессов;

Глобализация экономики и др.

Исходя из этого, основными целями усиления государственного вмешательства в экономику стали:

Обеспечение стабильного экономического роста (без глубоких спадов, затяжных депрессий и перегрева экономики во время экономического подъема);

Обеспечение социальной стабильности и классового мира в обществе;

Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на рынке;

Антиинфляционное регулирование,

Внешнеэкономическое регулирование, направленное на интеграцию национальных экономик в мировое рыночное хозяйство и др.

Основными формами государственного участия в экономике стали: государственное прогнозирование, целеполагание и программирование экономики (не путать с планированием в условиях административной экономики); законодательная деятельность и контроль за исполнением законов; государственная собственность и государственная предпринимательская деятельность; регулирование основных макроэкономических параметров инструментами финансовой и денежно-кредитной политики и др.

Трансформация рыночной экономики в 20 веке связана в первую очередь с усилением государственного регулирования и решением на основе этого регулирования многих острых социальных и экономических проблем.

4. Следующей принципиальной чертой современной рыночной экономики стала трансформация экономических отношений:

Гуманизация производства (сокращение рабочего времени; повышение реальной заработной платы; государственный контроль за режимами труда, отдыха и санитарно-гигиеническими условиями, соблюдением трудового законодательства и др.);

Усиление социальной защищенности населения (пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, поддержка безработных и малообеспеченных, защита детства и материнства и др.), развитая система государственного образования и медицинского обслуживания;

Участие трудящихся в прибылях (“демократизация капитала”) за счет получения доходов от ценных бумаг и банковских вкладов; стимулирование труда из прибыли предприятий, что создает основу для роста среднего класса - класса собственников.

Все эти изменения становятся предпосылками социальной стабильности в обществе и социального партнерства труда и капитала. И чем более развито общество, тем больше у него возможности для реализации социальных программ и роста национального благосостояния.

5. Важные изменения произошли в 20 веке в мировой экономике: глобализация, экономическая интеграция и завершение формирования единого мирового хозяйства. Новыми формами мирохозяйственных связей стали: международный маркетинг, лизинг и инжиниринг, усилились научно-техническое сотрудничество и финансовые взаимосвязи в современном мире. Возросла открытость национальных экономик, их зависимость от экономических процессов, происходящих в мире.

Однако, несмотря на усиление взаимосвязей в мировом хозяйстве, сохраняется и усиливается неравномерность экономического развития стран (мир делится на высоко развитые постиндустриальные страны, динамично развивающиеся новые индустриальные страны и слаборазвитые страны). С другой стороны, не исчезают явления соперничества и конкуренции на мировом рынке (сложились три основных центра мирового соперничества: страны европейского сообщества, Североамериканский союз и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

В 20 веке завершилось крушение колониальной системы, что обусловило глубокие изменения как в хозяйстве бывших колоний, так и их метрополий. Главным результатом деколонизации для западного мира стала экономическая интеграция и переход к интенсивному типу хозяйства в условиях потери колониальных источников сырья.

6. В 20 веке обостряются глобальные экономические проблемы: экологические, связанные с негативными последствиями хозяйствования человека на Земле; обеднение животного и растительного мира; исчерпание невосполнимых ресурсов; проблемы разоружения и конверсии; борьбы с мировым терроризмом; освоения Космоса и мирового океана; проблемы бедности и нищеты в отсталых странах; проблема инфекционных заболеваний и др. Эти проблемы носят глобальный характер, так как они касаются всех стран, и решение их возможно только на основе объединенных усилий всего человечества.

Кроме перечисленных черт и тенденций в 20 веке сохраняются такие особенности рыночной экономики, как монополизация (несмотря на активное государственное антимонопольное регулирование) и цикличность в развитии экономики (периодические спады и кризисы, несмотря на проводимую антициклическую политику). Таковы основные черты и тенденции в экономическом развитии стран в 20 веке.

Выделяются несколько периодов экономического развития в 20 веке: межвоенный период (1919 - 1939 гг.), послевоенный (1945 - конец 60 - х гг.) и современный период (последняя треть 20 - начало 21 века).

Последствия первой мировой войны и экономические изменения

в межвоенный период

Усиление неравномерности экономического развития стран в конце 19 - начале 20 века обусловило обострение борьбы между ведущими странами за передел мира - за колонии, источники сырья, рынки сбыта, сферы приложения капиталов. Эта борьба привела к первой мировой войне 1914 - 1918 гг. между странами Антанты (Англия, Франция, Россия и другие страны) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и др.). Это была именно мировая война, так как в ней участвовали 34 страны из 56 стран мира и 80 млн. человек. Победу одержала Антанта, исход войны был предрешен успехами английского военного флота, отрезавшего Германию и ее союзников от источников сырья, и вступлением в 1917 г. в войну США.

Экономические потери в результате войны были огромными: уничтожено треть материальных ценностей человечества, большой урон был нанесен природе, осуществлены огромные нерациональные военные расходы (выросшие за годы войны в 20 раз), человеческие жертвы составили более 10 млн. убитых, 20 млн. - инвалидов, еще 10 млн. умерших от голода и заболеваний. 50 % промышленности работало на нужды фронта, производя пулеметы, танки, самолеты, подводные лодки, пушки, обмундирование и боеприпасы. Только США и Япония вышли из войны обогащенными, их национальное богатство увеличилось на 40 и 25 % соответственно, США сосредоточили половину мирового запаса золота..

В результате войны произошла глубокая перестройка экономической и политической систем ряда стран: распад Российской, Турецкой и Австро-Венгерской империй; буржуазные революции в России и Германии; социалистическая революция в России, положившая начало расколу мира и противостоянию двух систем; начало крушения колониальной системы. В борьбе с социализмом в мире сложилось две основные тенденции: с одной стороны, к демократизации общественной жизни и гуманизации производства (США, Англия, Франция), и с другой стороны, к тоталитаризму и усилению политической реакции (Германия, Италия и Япония).

Основные этапы межвоенной экономики:

1918 - 1924 гг. - послевоенное восстановление хозяйства;

1925 - 1929 гг. - оживление и подъем экономики;

1929 - 1936 гг. - мировой экономический кризис и последовавшая за ним депрессия;

1936 - 1939 гг. - новое оживление на основе военной конъюнктуры.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. стал главным событием мировой экономики. Он охватил весь мир и стал тяжелейшим потрясением для рыночной системы хозяйства. Это был типичный кризис перепроизводства, вызванный дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения. Проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Выход из кризиса каждая страна искала по-своему, общим было усиление государственного регулирования с целью оживления экономики.

Германия. Германия была побежденной в первой мировой войне страной и понесла большие людские и материальные потери (2 млн. чел. погибло, 1,5 - ранено, 1 млн. - погибли в результате голода и эпидемий). Версальский мирный договор 1919 г. поставил Германию как побежденную страну в крайне тяжелое положение: огромные репарации (132 млрд золотых марок товарами и золотом), территориальные потери (Франции возвращены Эльзас и Лотарингия, передан Саарский угольный бассейн), отторжение колоний (с населением в 13 млн. чел.). Был ликвидирован военно-морской флот, сокращена сухопутная армия и все виды вооружения. Военные расходы Германии за годы войны составили более 150 млрд. марок. В стране усиливался экономический хаос, произошел спад производства (до 43 %), царила безработица (она составляла четверть населения), обострялась классовая борьба.

В 20-х годах осуществляются экономические преобразования, нацеленные на стабилизацию экономки: антиинфляционная денежная реформа 1923 г., модернизация устаревшего оборудования, укрепление германских монополий, усиление эксплуатации. Боясь революционного пожара в стране, а также будучи заинтересованным в восстановлении военно-политического потенциала Германии, значительную экономическую поддержку оказывает мировой капитал (смягчение условий Версальского договора, пересмотр репараций, кредиты и иностранные инвестиции). Был разработан план Дауэса (на 1924 - 1929 гг.), направленный на поддержку Германии, и затем план Юнга (с 1929 г. он не был реализован в условиях начавшегося кризиса).

В результате, во второй половине 20-х гг. отмечается оживление германской экономики. Превзойден довоенный уровень производства, началось его расширение на новой технической основе (особенно быстро развивались электротехническая промышленность и машиностроение). Производительность труда выроста на 40 %, по объемам производства Германия вышла на 2-е место в мире. Были восстановлены утраченные международные позиции германского финансового капитала.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. тяжело поразил германскую экономику, едва оправившуюся от послевоенного спада. Почти на 40 % упало производство, 68 тыс. предприятий потерпело крах, около 8 млн. чел. (11 % трудоспособного населения) стали безработными, разорялось крестьянство. В стране произошел рост заболеваний и самоубийств.

Выход из кризиса в Германии происходил на основе создания командно-административной экономики и централизации управления. В 1933 г. к власти пришла нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером, это было крахом политической системы Веймарской республики и демократии в стране. Гитлер был поддержан национальной и мировой буржуазией, которая видела в милитаристской Германии щит против усиления советской России. Тиссен, Флик, Крупп, Стиннес, Шредер, Шахт и другие финансировали нацистскую партию. Утверждается фашистская диктатура, усиливается тоталитаризм и политическая реакция, Германия готовится к войне за ”восстановление исторической справедливости” и жизненное пространство.

Игнорируя условия Версальского договора, Гитлер начинает открытое перевооружение и наращивание военного потенциала. Он делает ставку на милитаризацию экономики (военные расходы в 1933 - 1939 гг. выросли в 25 раз, их удельный вес в государственных расходах увеличился с 26 % до 76 %), на самообеспечение, централизованное управление и государственный контроль за ценообразованием и распределением всех видов ресурсов. Создаются огромные стратегические запасы за счет импорта сырья (в том числе и из России). Осуществляется принудительное картелирование (монополизация) экономики, растет государственный сектор экономики, в значительной степени за счет ариезации (конфискации собственности не немцев). Расширяются государственные заказы, в первую очередь военного характера. Формируется государственно-монополистический капитализм гитлеровского типа. Запрещены забастовки, стачки, профсоюзы и рабочие политические партии. В стране наводится “порядок” и жесточайшая дисциплина.

Экономический рост в Германии, начавшийся во второй половине 30-х гг., связан в большой степени с подготовкой к войне и усилением ВПК. Германия становится мощной военной державой.

США. США были ведущим государством мира и самой благополучной в экономическом отношении страной (с конца 18 века здесь не прекращался экономический рост). Мировой экономический кризис особенно больно поразил экономику США. Он произошел после долгой эпохи благополучия и стал моральной катастрофой, разрушил веру американцев в свое вечное процветание (психологию “просперити”).

Докризисный период был связан с беспрецедентным “перегревом” экономики и ростом спекулятивного капитала. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, быстро охватил все отрасли и перекинулся через Атлантику. Это был типичный кризис перепроизводства. По стране прокатилась волна разорений и банкротств. Производство сократилось на 46 % и было отброшено назад на 20 лет, к уровню 1911 года. Резко ухудшилось положение трудящихся. В стране было огромное количество безработных: около половины трудоспособного населения (в 1931 г. только в Нью-Йорке от голода погибло 2 млн. человек). Особенно тяжелым было положение фермеров.

В 1929 году президентом становится Г. Гувер. Он сделал ставку на традиционный американский индивидуализм и экономический либерализм (надежда на то, что рынок все сам отрегулирует), но экономика еще больше погружалась в кризис. В 1932 г., в разгар кризиса, к власти приходит Ф. Д. Рузвельт - один из величайших политических деятелей Америки. Он провозглашает “Новый курс”: экономическую политику, основанную на классовом мире и добрососедстве, на государственном регулировании на основе кейнсианских рецептов.

Дж. М. Кейнс, великий английский экономист, полагал, что в период экономического кризиса надо стимулировать не совокупное предложение (производство), а совокупный спрос (потребительную способность нации). Он не только обосновал необходимость сильного государственного регулирования экономики, но и показал конкретные его рычаги: финансовую и денежно-кредитную политику. Кейнс посетил США, беседовал с Рузвельтом, объяснял ему свой механизм регулирования экономики. Вся программа выхода из кризиса, которую реализовал Ф.Д. Рузвельт, была реализацией кейнсианских идей.

Выход из кризиса Рузвельт начал со спасения банковской системы. Были закрыты банки, и объявлены “банковские каникулы”, затем проведена реструктуризация банковской системы (значительная часть банков при этом была признана нежизнеспособной и ликвидирована); была создана Федеральная Резервная система - аналог центрального банка - для регулирования банковской системы; введено государственное страхование депозитов, что вернуло доверие вкладчиков к банковской системе; изъято из обращения золото и запрещен его вывоз за границу; золотые запасы были сконцентрированы в Казначействе; была осуществлена девальвация доллара, что повысило конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Вторым слагаемым программы Рузвельта было восстановление промышленности. Бал принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА), “Кодекс честной конкуренции и найма”, ограничивший конкурентную борьбу и регламентирующий отношения труда и капитала. Были развернуты общественные работы, финансируемые государством, в целях сокращения безработицы и стимулирования общественного спроса. Промышленность была поддержана государственными субсидиями, снижением налогов и банковского процента в целях оживления инвестиционной политики. Проводилось принудительное картелирование.

Третья составляющая выхода из кризиса была связана с помощью сельскому хозяйству. Был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА): подняты закупочные цены на сельхозпродукцию, стимулировалось снижение производства для обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Фермеры получили кредитную поддержку и погашение своей задолженности банкам за счет государства. Осуществлялась концентрация земель и аграрного производства.

В 1935 г. произошел поворот государственной политики влево, в сторону трудящихся. Был принят закон Вагнера - легализированы профсоюзы и рабочие партии, принято трудовое законодательство, Закон о социальном обеспечении, Закон о справедливых условиях труда (начинает осуществляться государственный контроль за условиями труда и заработной платой).

Таким образом, выход из кризиса США был связан с усилием государственного регулирования экономики, с политикой либерального реформизма.

Великобритания . Здесь кризис на был таким тяжелым, как в Германии и США, и тем не менее, экономика была дестабилизирована. Спад производства произошел на 18 %, особенно в старых отраслях, в два раза сократилась торговля, свирепствовала безработица (она составляла 30 - 35 %), была парализована финансовая система. Необходимы были решительные меры по стабилизации экономики.

В 1931 г. Была создана комиссия под руководством банкира Дж. Мэя, которая была призвана проанализировать экономическую ситуацию и выработать рекомендации для правительства. Комиссия делает неутешительные выводы о состоянии экономики и финансовой системы в стране. Это стало ударом по лейбористскому правительству, к власти приходят консерваторы и разворачивается программа по оздоровлению экономики.

Основное внимание правительства направляется на финансовую стабилизацию. Принимается жесткий бюджет, осуществляется план государственной экономии и рационализации бюджетных расходов (причем английские чиновники не только урезают социальные программы, но и ограничивают финансирование госаппарата и силовых ведомств). Ужесточается налоговый пресс. Проводятся мероприятия по укреплению денежной системы (отменен золотой стандарт, проводится девальвация фунта стерлингов, что приводит к ценовым преимуществами стерлинговых товаров на мировых рынках). Восстанавливается доверие к фунту, возвращаются вклады в английские банки. Вводится политика торгового протекционизма (после двух столетий фритредерства), повышаются таможенные пошлины на импортные товары, улучшается платежный баланс страны.

Все эти мероприятия дают стабилизационный эффект, уже в 1932 г. миновал финансовый кризис, и в 1934 г. начинается оживление британской экономики.

Франция . Особенностью стабилизации во Франции была широкая демократизация общественной жизни и гуманизация производства.

Во Франции в начале 30-х годов усиливается влияние фашистской партии, но нация смогла сплотиться в борьбе против угрозы фашизма, создав Народный фронт - правительство объединенных левых сил (рабочих, мелкобуржуазных, крестьянских партий).

Правительство Народного фронта под руководством социалиста Л. Блюма было у власти в 1936 - 1938 гг. За это сравнительно непродолжительное время было сделано очень много для улучшения положения трудящихся. Было достигнуто соглашение между союзом предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда о признании профсоюзов, увеличении заработной платы, улучшении условий труда (40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, заключение коллективных договоров) - так называемые “Матиньонские соглашения”. Эти соглашения были законодательно закреплены решением парламента. Деятельность Народного фронта показала эффективность совместных усилий государства и общества.

Правительством Народного фронта проводилась политика активного государственного регулирования экономики: антимонопольное регулирование, частичная национализация экономики, политика регулирования доходов и гармонизации экономических отношений в интересах общества.

Эта политика встретила ожесточенное сопротивление крупной буржуазии. Начинается ее саботаж, локауты, отток капитала за границу. Широкие социальные программы ложатся бременем на государственный бюджет, растет его дефицит, усиливается инфляция. Начинается правительственный кризис, компромисса интересов широких масс и крупной буржуазии не было найдено. Происходит раскол внутри самого Народного фронта, усиливается ориентация экономической политики на интересы крупного бизнеса. В 1938 г. правительство Л. Блюма уходит в отставку, его сменяет правительство правого радикала Ф. Даладье, сворачивается политика Народного Фронта, усиливается политическая реакция, страна готовится к войне.

Таким образом, разные страны демонстрируют различные пути выхода из экономического кризиса и национального возрождения: либерально-реформистский путь в США и Великобритании, широкая демократизация и социализация во Франции и Испании, тоталитарный диктаторский режим и создание административно-командной экономики в Германии, Италии, Японии.

Экономические последствия второй мировой войны и послевоенная экономика ведущих стран.

Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) заканчивается поражением Германии и ее блока. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, ее экономика была истощена войной. Англо-американский флот блокировал пути поставки сырья в Германию. Объединенный военный и экономический потенциал союзников (СССР, Англия и США) был выше германского. Германии не удалось избежать затяжной войны на два фронта. Кроме того, на оккупированных территориях сложился оккупационный режим, вызвавший ненависть к оккупантам и упорное сопротивление гражданского населения.

Война носила характер мировой, так как в ней приняли участие 60 стран с населением 4/5 всех жителей планеты; военные действия происходили на территории 40 стран Европы, Азии, Африки и в экватории океанов; в армию было призвано 110 млн. человек.

Последствия войны были катастрофическими для побежденных и очень тяжелыми для победителей: огромные человеческие жертвы (более 55 млн. чел.), разрушенное национальное богатство (на сумму примерно 316 млрд. долл), огромные военные расходы (порядка 962 млрд. долл. - в 4,5 раз большие, чем во время первой мировой войны). Все страны вышли из войны с выросшими государственными долгами, деформированной милитаризированной экономкой, дефицитным бюджетом, спадом гражданского производства, изношенным оборудованием, разорванными хозяйственными связями, разрушенной системой внутренней и внешней торговли, инфляцией и нехваткой самых необходимых товаров. Многие страны пострадали из-за бомбардировок и военных действий на их территории.

В результате войны укрепилось экономическое могущество только США: промышленное производство выросло в 2 раза, промышленная прибыль - в 5 раз, страна сосредоточила 2/3 мирового запаса золота (в частности, в результате помощи США по ленд-лизу, внешний долг Великобритании вырос в 8 раз).

В результате войны произошли глубокие социально-экономические и политические изменения в Европе и во всем мире: в 40 - 50 гг. образуется и растет мировая система социализма (в нее включаются Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Германская демократическая республика, Чехословакия в Европе, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика и Вьетнам в Азии, Куба в Америке). В значительной степени под воздействием мирового социализма завершается крушение колониальной системы.

В результате образования мировой системы социализма усиливается противостояние двух социально-экономических систем, начинаются долгие годы “холодной” войны, главным смыслом которой была гонка вооружений. Формируются военно-политические блоки двух систем (Варшавский и Северо-Атлантический - НАТО).

Послевоенная экономика прошла несколько этапов в своем развитии:

1. Вторая половина 40-х годов - послевоенное восстановление экономики;

2. 50 - 60-е гг. - экономический подъем на основе сильного государственного регулирования и разворачивания НТР;

3. 70 - 90 гг. - современный этап в развитии экономики, связанный с ее либерализацией.

Послевоенное восстановление экономики заняло 5 - 6 лет. В послевоенном возрождении многих стран большое значение сыграла реализация Плана Маршалла1 (1948 - 1951 гг.). Это была программа экономического сотрудничества и помощи 16 европейским странам со сторны США в размере примерно 13 млрд. долл.: топливом, продовольствием, сырьем, оборудованием (основную долю помощи получили Англия, Франция, ФРГ и Италия)2 .

В июне 1947 г. был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для подготовки сводной заявки на американскую помощь, в апреле 1948 г. Конгресс США принял Закон о помощи. Она носила частично безвозмездный характер, частично финансировалась банками на кредитной основе под гарантии государства. Кроме того, были созданы благоприятные условия для возрождения экономики разрушенных стран - валютные, торговые, финансовые. Значение этой помощи для экономического возрождения Европы трудно переоценить. Но с обострением международной обстановки, с усилением “холодной” войны экономическая помощь все больше трансформировалась в помощь военную. Усиливалась политическая и экономическая зависимость европейских стран от США (экономическая помощь предоставлялась при условии создания американских военных баз на территории соответствующих стран, их участия в военно-политических союзах, дискриминации в торговле с социалистическими странами и др.).

К началу 50-х гг. были в основном залечены раны войны, достигнут довоенный уровень развития производства. Душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень 1938 г., особенно быстро восстанавливалась энергетика

С начала 50-х годов начинается новый экономический подъем. Осуществляется новая технологическая модернизация, появляются новые отрасли (электроника, реактивный транспорт, современное автомобилестроение, жилищное строительство на основе новых технологий и др.), складывается “постиндустриальное”, или “информационное” общество. Начинается освоение Космоса, использование высоких технологий, широкая компьютеризация общества. Совершенствуется структура производства, расширяется сфера услуг, науки и образования. В результате крушения колониальной системы и утери мощных источников сырья западные страны делают ставку на интенсификацию производства и экономический рост на основе НТП.

Особенностью экономики 50-60-х гг. стало сильное государственное регулирование на основе кейнсианских идей. Во всех странах расширяется доля государственной собственности, растут государственные инвестиции в экономику (в Англии национализируются предприятия угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, частично - электротехнические и автомобилестроительные предприятия, банки. Во Франции - угольная, газовая, авиационная, автомобильная, частично - нефтеперерабатывающая и оборонная промышленность, железнодорожный транспорт и банки). Осуществляется государственное прогнозирование и программирование экономики в целях экономической стабилизации и сглаживания экономического цикла. Активно используются инструменты финансовой и денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста. Глубокие изменения происходят в экономических отношениях общества (отделение собственности от управления, демократизация капитала, гуманизация производства и др.)