Прибыль рф. Налог на прибыль

В данной статье мы расскажем о том, как заполнять платежное поручение на уплату налога на прибыль в федеральный бюджет. Будут рассмотрены ключевые моменты:

  • порядок и сроки уплаты налога на прибыль;
  • заполнение реквизитов платежного поручения.

Мы вместе проведем платеж и проверим взаиморасчеты с бюджетом.

Порядок уплаты налога на прибыль

Налогоплательщики налога на прибыль уплачивают:

  • Налог за год. Срок уплаты - не позднее последнего дня подачи декларации по налогу на прибыль - 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287 НК РФ, п. 4 ст. 289 НК РФ).
  • Авансовые платежи (за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев). Порядок и сроки уплаты авансовых платежей зависят, в основном, от суммы выручки за 4 предыдущих квартала.

Уплата налога на прибыль в федеральный бюджет производится по месту нахождения организации без распределения суммы по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ)

Рассмотрим подробнее порядок формирования платежного поручения и уплату налога на прибыль в федеральный бюджет в 1С.

Платежное поручение на уплату налога прибыль

Общие реквизиты

Платежное поручение на уплату налога на прибыль формируется с помощью документа Платежное поручение в разделе Банк и касса - Банк - Платежные поручения — кнопка Создать .

При этом необходимо правильно указать Вид операции Уплата налога , тогда форма документа принимает вид для уплаты платежей в бюджетную систему РФ.

Быстрое формирование платежного поручения можно осуществить также с помощью Помощника уплаты налогов :

  • через раздел Главное - Задачи - Список задач ;
  • через раздел Банк и касса - Платежные поручения по кнопке Оплатить - Начисленные налоги и взносы .

Необходимо обратить внимание на заполнение полей:

  • Налог —, выбирается из справочника Налоги и взносы .

Налог на прибыль организации предопределен в справочнике Налоги и взносы . Для него заданы параметры:

  • соответствующий код КБК;
  • шаблон текста, подставляемый в поле Назначение платежа ;
  • счет учета налога.
  • Вид обязательства - Налог . Выбор вида обязательства влияет на КБК, который будет указан в платежном поручении.
  • Очередность платежа - 5 Прочие платежи (в т.ч. налоги и взносы) , заполняется автоматически, как и для всех налоговых платежей в бюджет, уплачиваемых по сроку (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Реквизиты получателя — ИФНС

Так как получателем налога на прибыль является налоговая инспекция, в которой зарегистрирован налогоплательщик, именно ее реквизиты необходимо отразить в документе Платежное поручение .


  • Реквизиты получателя - ИНН , КПП и Наименование получателя , именно эти данные используются для печатной формы платежного поручения. При необходимости Реквизиты получателя можно отредактировать в открывающейся по ссылке форме.

Реквизиты платежа

Бухгалтеру необходимо контролировать данные, которые программа заполняет по ссылке Реквизиты платежа .

В данной форме необходимо проверить заполнение полей:

  • КБК - 18210101011011000110 «Налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет». КБК подставляется автоматически из справочника Налоги и взносы .
  • Код ОКТМО - код территории на которой зарегистрирована Организация. Значение заполняется автоматически из справочника Организации .
  • Статус плательщика - 01-налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо .
  • УИН - 0 , т. к. УИН можно указать только из информации в налоговых уведомлениях или требованиях об уплате налога (пени, штрафа).
  • Основание платежа - ТП-платежи текущего года .
  • Налоговый период КВ-квартальный платеж , так как уплачивается налог на прибыль за отчетный период - I квартал.
  • Год - 2018 , т. е. год, за который уплачивается налог.
  • Квартал 1 .
  • Номер документа 0 , т. к. документом, на основании которого производится платеж является декларация, а у нее отсутствует реквизит Номер .
  • Дата документа 30.04.2018 , т. е. дата подписания декларации.

Узнать подробнее о реквизитах платежей в бюджет в статье Реквизиты платежного поручения

  • Назначение платежа - заполняется автоматически по шаблону из справочника Налоги и взносы . Налоговый период платежа заполняется по данным полей Год и Квартал в форме Реквизиты платежа в бюджет . При необходимости поле можно отредактировать.

Распечатать платежное поручение можно по кнопке Платежное поручение . PDF

Уплата налога на прибыль в бюджет

После уплаты налога на прибыль в бюджет на основании выписки банка необходимо создать документ Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога . Документ можно создать на основании Платежного поручения по ссылке Ввести документ списания с расчетного счета . PDF

Основные данные перенесутся из документа Платежное поручение . Его можно загрузить из программы Клиент-банк или напрямую из банка, если подключен сервис 1С:ДиректБанк .

Необходимо обратить внимание на заполнение полей в документе:

  • Дата - дата уплаты налога, согласно выписке банка.
  • По документу № и от - номер и дата платежного поручения.
  • Налог - Налог на прибыль, федеральный бюджет , выбирается из справочника Налоги и взносы и влияет на автоматическое заполнение поля Счет дебета и Уровни бюджетов .
  • Вид обязательства - Налог .
  • Отражение в бухгалтерском учете :
    • Счет дебета - 68.04.1 «Расчеты с бюджетом».
    • Виды платежей в бюджет - Налог (взносы): начислено / уплачено .
    • Уровни бюджетов - Федеральный бюджет .

Проводки по документу

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет важнейший элемент . Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, уровень занятости, .

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

См.также:

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
  • , установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;
  • части прибыли .
В доходах федерального бюджета также учитываются:
  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:
  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

План развития государственной экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:
  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:
  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.

Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.

Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:

  • предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
  • прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
  • планом развития государственного сектора экономики;
  • прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
  • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
  • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
  • проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
  • проектом структуры государственного внешнего долга;
  • проектом структуры государственного внутреннего долга.

Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.

Первое чтение бюджета

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
  • общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

  • передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии правительству РФ.

По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

Второе чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении

Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

Третье чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.

Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.

Четвертое чтение

Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию.

При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.

В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.

Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:
  • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  • осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
  • формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

Рис. 5. Цели чтений проекта закона о федеральном бюджете в Государственной думе

Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

В хозяйственной жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события внутри страны, так и резкие колебания конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:

  • отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;
  • отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.

Сокращение бюджетных расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях.

В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.

Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней важное место после косвенных налогов. Налог на прибыль широко используется в российской практике регулирования межбюджетных отношений. Ежегодно, с принятием закона о федеральном бюджете устанавливаются пропорции распределения сумм налога по звеньям бюджетной системы. За время, прошедшее с 01.01.2002 г., в главу 25 НК РФ были внесены многочисленные существенные изменения и дополнения. Последние основные изменения в главе 25 НК РФ были внесены с 2009 года федеральными законами от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 30.06.2008 № 108-ФЗ, от 22.07.2008 № 135-ФЗ, от 22.07.2008 № 158-ФЗ, от 26.11.2008 № 224-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ. Как федеральный налог, налог на прибыль организаций формирует собственные налоговые доходы федерального бюджета. Механизм распределения доходов от взимания налога на прибыль организаций между бюджетами разных уровней бюджетной системы заключен в системе ставок этого налога. Согласно ст. 284 НК РФ итоговая ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 20%. При этом:

1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Рассмотрим роль налогообложения прибыли в наполнении бюджетов различных уровней. Согласно статистической информации Федеральной налоговой службы проанализируем поступление налогов в федеральный бюджет за 2007 -2010 годы в таблицах 1и 2.

Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007-2008 гг.

млрд. рублей

в процентах к 2008 году

в процентах к 2007 году

Всего поступило в бюджетную систему РФ

в том числе:

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

Государственные внебюджетные фонды

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

Налог на прибыль организаций

в федеральный бюджет

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Таблица 2. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за январь-сентябрь 2009-2010 гг.

Сделаем выводы по таблицам 1 и 2: в структуре доходов федерального и консолидированного бюджетов:

1. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2008 году составили 1751,9 млрд.руб. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 221 млрд. рублей, или на 14.4%.

2. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 565,7 млрд. рублей, или на 75%. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2009 году составили 10690 млрд.руб. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 682,9 мрд.руб, или на 39%.

3. В январе-сентябре 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ выросли на 40 млрд. руб., или на 28%.

В январе-сентябре 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ выросли на 43,3% - до 1 трлн 342,1 млрд руб.. При этом перечисления этого налога в федеральный бюджет выросли на 28% - до 182,9 млрд. руб., а в целом поступления в консолидированный бюджет субъектов РФ выросли на 46% - до 1 трлн 159,2 млрд руб. За период 2008 -2009 г.г. в связи с экономическим кризисом поступления налога на прибыль в бюджеты разных уровней уменьшились. Положительно то, что по результатам девяти месяцев 2010 года перечисления этого налога в федеральный бюджет выросли на 28%, а консолидированный бюджет на 46%. Рассчитаем удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Таблица 3. Удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Отразим на диаграмме динамику удельного веса налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Рис.1.

Полученные данные по динамике поступлений в консолидированный бюджет РФ налога на прибыль за период 2007-9 мес. 2010 г.г. позволяют сделать следующие выводы. Доля налога на прибыль в общей доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет увеличилась в 2008г. на 0,2% по сравнению с 2007 годом, в 2009 году -уменьшилась на 11,1% по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году увеличилась на 5,3% по сравнению с 2009 годом. Таким образом, в связи с кризисом в 2009 году доля налога на прибыль уменьшилась, но по результатам девяти месяцев 2010 года удельный вес налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ вырос на 5,3%.

Рассмотрим динамику удельного веса налога на прибыль в доходах федерального бюджета РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Таблица 4. Удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Отразим удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года на диаграмме рис.2.

Рис.2.

Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%. Удельный вес налога на прибыль организаций в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 2007 году составлял 17%.

В 2008 году основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. Удельный вес налога на прибыль организаций в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 2008 году составлял 19%.

Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

ВВП за 2009 год уменьшился на 7,9%. В 2009 году основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%). Удельный вес налога на прибыль организаций в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году составлял 6%.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом его поступления снизились в 3,9 раза в связи с экономическим кризисом.

За девять месяцев 2010 года (январь-сентябрь 2010 года) по предварительным данным в федеральный бюджет поступило 2 351,1 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. В январе-сентябре 2010г. основная масса администрируемых ФНС доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДПИ (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%).

Таким образом, удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ в 2008 году составлял 19%, что больше на 2%, чем в 2007 году, в 2009 году он уменьшился до 6%, что меньше на 13% чем в предыдущем году. За 9 месяцев 2010 года удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ составил 8%, что больше на 2%, чем в 2009 году. При этом в январе-сентябре 2010г. поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ выросли на 43,3%. Отсюда можно сделать вывод, что предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на прибыль начинает составлять все более весомую долю в доходах федерального и консолидированных бюджетов.