Финансовое право российской федерации является. II

ТЕМА 1: Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.

План:

1. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.

1. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая

Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.

Между тем он широко используется в человеческом общении, но всегда ли при этом употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как нередко о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего кошелька для покупки продуктов, одежды и т. д.?

Не разобравшись в этом вопросе нельзя составить чёткое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

Финансы одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категории для выполнения своих задач.

Государство не может реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-политическим строем используется и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно- правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функции. При таком подходе финансы это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в прочесе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции , в реализации которых и выражается из социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на неё.

Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность – в разных её проявлениях.

Финансы и деньги – различные экономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др., носящих эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий организаций, учреждений. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.


Финансовая система

Финансы как целостная экономическая категории с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). в результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в неё звеньев, их взаимодействие между собой.

В современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят следующие звенья (институты):

1. Бюджетная система, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счёт налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

2. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды , создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления. Они используются на определённые цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательных платежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.

3. Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создаётся доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

4. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются за счёт взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счёт государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). в связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

5. Кредит означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временно использование на началах за счёт привлечённых, но и собственных средств кредитора.


Различают две формы кредита:


1. Государственный кредит выражается во временном использовании денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заёмщика. В результате использования такой формы кредита образуется государственный долг , который может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законом) и внешним , регулируемым международными договорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) субъектам Федерации, организациям для оказания финансовой поддержки. Такую форму кредита также следует отнести к государственному кредиту. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется также муниципальный кредит.

2. Банковский кредит – это образование кредитных ресурсов в распоряжении банков (кредитных организаций) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств юридических и физических лиц и предоставление ресурсов юридическим и физическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности, материальной обеспеченности долга. В настоящее время система кредитных организаций существенно изменилась, они основаны теперь на разных формах собственности и получили большую самостоятельность в осуществлении кредитных операций.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчёты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денег. При формировании и использовании валютных фондов производится соответствующие валютные операции.


Понятие финансовой деятельности государства .


Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой специальной деятельности, а именно – финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны .

Разумеется финансовые ресурсы требуются также (и в значительном количестве) для содержания государственных органов, которые призваны выполнять названные задачи в соответствии сл свое компетенцией, а также осуществлять финансовую деятельность от имени государства. Финансовую деятельность, помимо государственных органов, осуществляют и органы местного самоуправления. Деятельность тех и других связана между собой общей целенаправленностью на потребление общества, носит публичный характер, однако различается конкретными задачами. Финансовая деятельность органов местного самоуправления направлена на решение задач местного значения. Она представляет собой осуществление органами местного самоуправления функций по планомерному формированию, распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой базы деятельности органов местного самоуправления.

Составной частью каждой из функций финансовой деятельности государства и местного самоуправления является финансовый контроль, что вытекает из сущности финансов.

Многозвенность финансовой системы обусловила разнообразие её функций соответственно особенностям каждого из её звеньев (институтов).

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая сторона социального управления . Аккумулированные государством (и органами местного самоуправления) денежные средства направляются в экономическую и социальную сферы с учётом приоритетности финансируемых мероприятий. Воздействие на социально-экономические процессы производится и путём стимулирования деятельности, признанной приоритетной, посредством предоставления налоговых льгот, низких процентных ставок при кредитовании, предоставления беспроцентных ссуд и т.д.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Для аккумуляции денежных средств в государственные и муниципальные фонды применяются методы различных обязательных платежей и разнообразные формы привлечения средств на добровольных началах.

При распределении государственных и муниципальных денежных средств применяются методы финансирования (выделение средств на началах безвозмездности и безвозвратности) и кредитования (предоставление средств на условиях возмездности и возвратности).

Поступление денежных средств в процессе финансовой деятельности в распоряжение государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также использование их производится посредством расчётов (безналичных или с помощью денежных знаков).

Для осуществления внешних экономических, научных, культурных, других связей используются различные формы международных расчётов, валютные операции.

Особенностью финансовой деятельности в современных условиях является активное развитие финансового рынка в России как сферы реализации ценных бумаг, функционирования кредита, используемых для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, для формирования денежных фондов предприятий, организаций.

Финансовая деятельность в РФ осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ и взаимодействия со странами дальнего зарубежья.


2. Предмет, система, принципы и источники финансового права.


Осуществление финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающих в процессе этой деятельности отношений: чёткого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

Для выявления предмета финансового права необходимо учитывать, что в определённой мере область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности), т.е. с формированием и использованием государственных и муниципальных финансов.

Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства, возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и т.д., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право, распространяется только на финансовые отношения.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и органов местного самоуправления по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

Итак, финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации своих задач.

Нормы финансового права закрепляют структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и её субъектами, муниципальными образованиями, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, её связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные органы – с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные и местные органы всех видов и уровней.

Формирующееся ныне финансовое право Российской Федерации отражает экономические и политические преобразования в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых , это изменения финансово-правовых норм, учитывающие особенности экономики переходного к рыночным отношениям периода. Они исходят из принципа равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно этому – их финансовых обязанностей перед государством, их прав на защиту своих законных интересов, из самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Можно заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования народного хозяйства и другие подобные явления.

Во-вторых , усиливается материальная (финансовая) ответственность (увеличение финансовых и других санкций, денежных штрафов) за правонарушения в области финансов. Это относится к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, имеется направленность финансово-правового регулирования на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства. Однако заметно усилилась их фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном ещё развитии социальной направленности.

В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности с сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положение о местных налогах и сборах).

И наконец, отражение в финансово-правовых нормах, закрепляющих полномочия государственных органов в области финансов, принципа разделения властей.

Вместе с тем, отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях пока представляют лишь наметившиеся тенденции, требующие своего углубления и упрочнения. Важно при этом, чтобы финансовое право в целом соответствовало Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина, нормам международного права.

Основной метод финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания ожним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделённых в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своём конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объёме поступлению средств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.д.) в определённой части также действует метод властных предписаний.

Например, таким методом государство устанавливает условие проведения государственных внутренних займов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.д. В настоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.


Система и источники финансового права.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность их выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.

Следовательно, система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внетреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.

Наиболее крупные подразделения финансово права – части. Оно состоит из дух частей – Общей и Особенной.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенно части. Особенная часть состоит из нескольких разделов включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, соответственно звеньям финансовой системы.

Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.

Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права содержатся в большем числе различных правовых нормативных актов, или источников. К ним относятся акты органов представительной и исполнительной власти разных масштабов и уровней, акты Президента РФ.

Итак, источники финансового права, как и отрасли – это правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права – Конституция РФ . В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным её направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Какого-либо источника по данной отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако в настоящее время разработаны проекты кодифицированного законодательства по отдельным, главным направлениям финансовой деятельности – проекты Налогового кодекса РФ И бюджетного кодекса РФ.

Характерно, что на современном этапе развития российского государства усилилась роль законодательных актов, то есть актов, принятых представительными органами власти.

Согласно разделению компетенции по правовому регулированию области финансов, состав источников финансового права имеет трёхуровневую структуру:

а) нормативные акты федерального уровня;

б) нормативные акты субъектов Федераций;

в) нормативные акты органов местного самоуправления.


Конституционные принципы финансовой деятельности .

1. Принцип федерализма . Финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеральных интересов с интересами субъектов РФ.

2. Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

3. Равноправие субъектов Федерации . На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления . Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды. Устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности . РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Участие граждан РФ в финансовой деятельности . Каждый гражданин РФ имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

7. Принцип гласности . Обязательность опубликования финансовых законов. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

8. Принцип плановости . Выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основании финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

9. Принцип законности . Означает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых отношений.


3. Перечень использованной литературы.


2. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2004.

3. Химичев Н.И. Финансовое право. ЮРИСТЪ. М. 2000.

4. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.

5. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. ЮНИТИ. М. 1997.

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. ЮРАЙТ. М. 2004.

7. Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. ИНФРА. М. 2001.

8. Финансовое право. ЮНИТА. 2002.

9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О социально-экономической и финансовой ситуации в стране» от 2 сентября 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.


Контрольную работу выполнил слушатель 2-го ускоренного курса

капитан милиции Захаркин А.И.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 7. Финансовая деятельность государства
  • 8. Понятие и значение финансового контроля
  • 9. Понятие и виды методов финансового контроля
  • 10. Государственный финансовый контроль
  • 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
  • 14. Понятие, роль и функции бюджета
  • 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
  • 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
  • 17. Понятие и значение бюджетной классификации
  • 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
  • 3) Утверждение бюджета:
  • 19. Бюджетное финансирование
  • 20. Внебюджетные средства
  • 22. Характеристика налоговых правоотношений
  • 23. Права и обязанности налогоплательщиков
  • 24. Права и обязанности налоговых органов
  • 25. Характеристика налогов и сборов в рф
  • 26. Характеристика акцизов
  • 28. Понятие и виды кредитных организаций
  • 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
  • 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
  • 31. Органы управления кредитной организации
  • 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
  • 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
  • 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
  • 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
  • 36. Организационно-правовой статус цб рф
  • 37. Цели деятельности и функции цб рф
  • 38. Указания, положения и инструкции цб рф
  • 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
  • 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
  • 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
  • 42. Банковские операции и сделки цб рф
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
  • 44. Валютное регулирование в рф
  • Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
  • 45. Правовое регулирование финансов предприятий
  • 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
  • 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
  • 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
  • 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
  • 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности
  • ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    1. Понятие, предмет, метод финансового права

    Финансовое право находится в ведении РФ.

    В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

    Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

    Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние .

    Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

    К предмету финансового права относятся:

      отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

      между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

      между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

    По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

    Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

    Предметом регулирования финансового права являются финансы.

    Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

    1. в зависимости от функций финансовой деятельности :

      мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

      распределения финансовых ресурсов государства,

      использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      эмиссии денежных знаков;

    2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают :

      с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

      между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

    3. по экономическому критерию :

      финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

      нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

    4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам :

      бюджетные,

      возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

      налоговые,

      неналоговые,

      отношения по государственному внутреннему долгу,

      по сметно-бюджетному финансированию,

      по государственному внебюджетному финансированию,

      по бюджетным кредитам,

      по государственному страхованию,

      по денежному обращению и расчётам,

      по валютному регулированию.

    Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

    Существует 2 метода финансового права:

      административно-правовой метод , т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;

      гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

    Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

      императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);

      диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

    Фин.право: 1) отрасль права; 2) раздел юр.науки; 3) учебная дисциплина. Предмет фин. права: обществ. отношения, возникающие в процессе деят-ти гос-ва по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных ден. фондов в целях реализации его задач. Особенности отношений, регулируемых фин.правом: 1) организац. хар-р: складываются в сфере фин.деят-ти в целях образования необходимых обществу ден.фондов; 2) властн.хар-р: в них участвуют уполномоч.гос.органы наделенные властными полномочиями; 3) имуществ. хар-р: объектом данных отношений выступают деньги или ден.обязательства. Метод: гос-властные предписания одним участникам фин. отношений со стороны других, выступающих от имени гос-ва и наделенных в связи с этим соотв полномочиями. Т.е. основной метод – административно-правовой (императивный).+доп.метод – диспозитивный (в основном в банковских и кредитных отношениях). В связи с тем что фин. право распространяется на одну из областей деятельности гос-ва, оно соприкасается с конституционным и административным правом. финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Широк круг участников финансовых отношений: а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны; б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств; в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых); г) между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления - с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений; д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды). Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

    Еще по теме 4. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет и методы правового регулирования.:

    1. Вопрос_1. Гражданское право как отрасль права. Предмет гражданско-правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования. Принципы гражданского права.
    2. Тема 8. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни общего правового регулирования

    Кафедра Истории России

    Контрольная работа

    по дисциплине: Правоведение

    на тему: «Финансовое право Российской Федерации»


    Введение

    1. Финансовая система и финансовая деятельность государства

    1.1 Понятие и звенья финансовой системы

    1.2 Структура финансовой системы

    1.3 Управление финансовой системой государства

    1.4 Финансовая деятельность государства

    2. Финансовое право РФ: понятие, предмет, метод, система, принципы и источники

    3. Понятие Бюджетного права РФ. Бюджетное устройство РФ

    3.1 Бюджетное право РФ

    3.2 Бюджетное устройство РФ

    4. Понятие и этапы бюджетного устройства

    Заключение

    Список литературных источников


    Введение

    Финансовое право - это одна из отраслей права, которая существует во всех странах, принадлежащих к континентальной системе права. Наибольшее развитие финансовое право получило во Франции и Германии.

    В России финансовое право сейчас стало развиваться особенно активно. Начало этому процессу было положено в конце XX в. Под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики изменились принципы, а также формы правового регулирования финансов. Это нашло отражение в принципиально новых источниках финансового права, появившихся в последние годы. В их числе Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, принятые в 1998 г. и вступившие в силу в последние годы XX в. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из года в год увеличивается число законодательных актов, регулирующих различные сферы публичных финансов. В результате к сегодняшнему дню существенно изменилась и система финансового права. Это выразилось в том, что сфера финансово-правового регулирования заметно расширилась. Во-первых, в связи с созданием в начале 90-х гг. XX в. в России государственных внебюджетных фондов в системе финансового права сформировался соответствующий правовой институт, что было сразу отражено в финансово-правовых учебных курсах. Во-вторых, в связи с переориентацией в условиях рынка государственного управления экономикой на налогообложение налоговое право стало доминантой финансового права. Соответственно, финансово-правовой институт «налоговое право», существовавший в системе советского финансового права, трансформировался сегодня в подотрасль «налоговое право». В-третьих, в связи с поисками оптимальной модели бюджетного федерализма в России существенно расширилось правовое регулирование бюджетных отношений. В результате заметно изменилось и бюджетное право как подотрасль финансового права.

    Все вышеотмеченное, а также многие другие изменения, происшедшие в финансовом праве, весьма актуализировали эту отрасль права. Свидетельством этого является, прежде всего, повышенный интерес к науке финансового права. «Производительные силы» науки финансового права из года в год растут. Сегодня активно защищаются как кандидатские, так и докторские диссертации в этой области.

    Актуальность финансового права проявляется и в том, что финансово-правовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимся налогоплательщиками, и т.д. В связи с отмеченным интерес к учебной и научной финансово-правовой литературе сегодня очень велик .


    1. Финансовая система и финансовая деятельность государства

    1.1 Понятие и звенья финансовой системы

    Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.

    Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.

    В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев:

    Бюджетные фонды;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный и муниципальный кредит;

    Страховые фонды;

    Финансы предприятий и организаций (рис. 1) .


    страховые фонды
    финансы предприятий и организаций

    Рисунок 1 - Финансовая система России

    Основу финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством.

    1.2 Структура финансовой системы

    Финансовую систему можно рассматриватьпо внутреннему строению и по организационной структуре.

    По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

    Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

    Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики - финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики - государственные финансы; уровень мирового хозяйства - международные финансы; обобщающий уровень - финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

    Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

    Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

    Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

    Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

    Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

    1.3 Управление финансовой системой государства

    Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др. Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

    При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

    Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

    Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации.