Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Особенности развития мирового хозяйства. Природные ресурсы в мировой экономике, их основные виды. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Ресурсы природных компонентов. Запасы и использование природных ресурсов в Европе и Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 13.07.2014
Структура национального богатства. Экономические и трудовые ресурсы мира. Понятие, происхождение, категории, виды, причины, роль и последствия миграции населения. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов. Защита прав мигрантов.
презентация , добавлен 07.08.2013
Понятие и субъекты мировой экономики, история ее формирования и развития. Первичные и вторичные секторы экономии. Признаки постиндустриального общества по Д. Беллу. Инструменты внешнеторгового регулирования. Финансовые ресурсы мира. Внешний долг страны.
тест , добавлен 28.05.2010
Связь между мировой экономикой и топливно-энергетическим комплексом. Топливно-энергетические ресурсы мира. Обеспеченность мировой экономики природным газом. Проблемы использования ресурсов. Тенденции в производстве энергоресурсов в различных странах.
курсовая работа , добавлен 25.04.2013
Истоки и механизмы глобализации экономики, предпосылки, сущность и основные черты глобализационных процессов. Перспективы глобализации и их последствия: место России в этом процессе. Выгоды, противоречия и негативные последствия глобализации мира.
курсовая работа , добавлен 23.06.2012
Понятие и значение трудовых ресурсов, их место и роль в мировой экономике, оценка динамики миграции и международного движения. Этапы и направления глобализации международной трудовой миграции, методы и механизмы управления данным процессом, проблемы.
курсовая работа , добавлен 01.06.2014
Возрастная структура населения мира. Уровень образования трудовых ресурсов. Эффективность использования рабочей силы. Теории валютного курса. Финансовые ресурсы и потенциал мирового хозяйства. Мировой рынок капитала. Виды балансов международных расчетов.
учебное пособие , добавлен 28.04.2014
Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы
Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности.
В состав этого ресурса входят:
предприниматели (владельцы фирм и менеджеры)
предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики)
-предпринимательская этика и культура
Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира
Воздействие глобализации на предпринимательство
1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного)
2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности
Понятие теневой экономики, ее формы
Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы:
1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность:
-уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования
-неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях
2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда)
3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.
Теневая экономика: методы оценки масштабов
Монетарный метод
Метод «Палермо»
Анализ занятости
Метод технологических коэффициентов
Причины теневой экономики
Размеры налогового бремени
Чрезмерное госрегулирование
Традиционный неохват статистикой
Уровень хозяйственной этики в стране
Состояние экономики
Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира
Позитивная и негативная роль и последствия:
-экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета
-экономия на издержках - уход от любого госрегулирования
-повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования
-приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики
Особенности неформальной экономики в различных странах и регионах мира
Около 20% ВВП мира
Около 12% ВВП развитых стран
Около 23% ВВП стран с переходной экономикой
Около 39% ВВП развивающихся стран
Размах криминальной и фиктивной экономики в мире
Криминальная экономика
организованная преступность
Транснационализация
Фиктивная экономика
-коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации
- уровень этики в стране
Ресурсы знаний в мире
Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире.
Новые знания:
-вырабатываются прежде всего наукой
-усваиваются через образование и профессиональный опыт
-распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР.
НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы
Важнейшие показатели НИОКР в стране:
-доля расходов на НИОКР в ВВП
-численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике)
-индекс цитирования
-число международных премий за определенный период
-сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами
-доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования.
Основные показатели образовательных ресурсов в стране:
-доля расходов на образование в ВВП
-расходы на образование на душу населения населения
-доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу
-доля студентов в возрастной группе 18-19 лет
-численность студентов на 10 тыс. населения
-доля лиц с высшим образованием
-доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира
Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения.
Основные показатели информационных ресурсов страны:
-число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения
-число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения
-доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП
-
Слайд 2
Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы
Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. В состав этого ресурса входят: - предприниматели (владельцы фирм и менеджеры) - предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики) - предпринимательская культура
Слайд 3
Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира
Слайд 4
Воздействие глобализации на предпринимательство
1.Растущая доступностьтаких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного) 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности
Слайд 5
Понятие теневой экономики, ее виды
Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы: 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность, -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях
Слайд 6
Понятие теневой экономики, ее формы (окончание)
2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда) 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.
Слайд 7
Теневая экономика: методы оценки масштабов
Монетарный метод Анализ занятости Метод технологических коэффициентов
Слайд 8
Причины теневой экономики
Традиционный неохват статистикой Размеры налогового бремени Чрезмерное госрегулирование Уровень хозяйственной этики в стране Состояние экономики
Слайд 9
Новый подход
СНС в редакции 2008г. называет эту экономику ненаблюдаемой (non-observed economy) и включат в нее следующие части: -продукция домашних хозяйств для собственного использования (в осн. с/х продукция и стр-во) -неформальная экономика, которая работает на рынок, но не ведет бухгалтерского учета, потому что принадлежит обычным домашним хозяйствам (это часть продукции подсобных хозяйств населения, небольшие фермы и семейные предприятия, работающих и на себя и на рынок -стат. пропуски из-за плохого стат. наблюдения
Слайд 10
Теневая экономика, т.е. разрешенная, но уходящая от налогов, лицензий, административных норм; -незаконная экономика, т.е. производство товаров и услуг, запрещенное законом. Таким образом, во многом совпадает с прежним подходом, но не включает коррупцию, взятки, воровство, т.е. перераспределение доходов и имущества. Как и при прежнем подходе, включает все части в ВВП, кроме незаконной экономики (подробнее см. ВЭ 2009, №8)
Слайд 11
Размах ненаблюдаемой экономики
Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП: Россия (2003)- 24 (в т.ч. неформ. сектор- 40% теневой сектор – 60 %) Белоруссия 11 (99 и 1 %) Болгария 10 Молдавия 32 (80 и 20%) Румыния 17 Армения 29 (30 и 70%) Испания 11 Казахстан 22 (40 и 60%) Бельгия 3-4 Эстония 10 США 1 Мексика 12
Слайд 12
Роль и последствия ненаблюдаемой экономики в различных странах и регионах мира
Позитивная и негативная роль и последствия: -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики
Слайд 13
Ресурсы знаний в мире
Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации
Слайд 14
Научные ресурсы мира
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы
Слайд 15
Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Слайд 16
Научные ресурсы
-
Слайд 17
Образовательные ресурсы
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов
Слайд 18
Слайд 19
Информационные ресурсы мира
Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек
Слайд 20
Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отн-е 20ч. в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек
Посмотреть все слайды
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;- численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
доля расхо
дов на НИОКР в ВВП, %
Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *
Сальдо техно
логического баланса, млн. долл.
Доля высокотехнологичных изделий в про
мышленном экспорте стра
США Япония Ю. Корея Швеция Финляндия Великобритания Франция Германия Россия * без технического персонала, занятого в НИОКР
СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В настоящее время успех компании во многом зависит от внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.
С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в доступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, ценность для потребителя и др.).
Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.
На примере научно-технической информации рассмотрим процесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая информация с момента ее появления проходит несколько этапов, качественно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качественной и достоверной, так как подверглась рецензированию и редактированию.
С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, докладываться на конференциях, заноситься в библиографические базы данных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отношения между ними влияет способ распространения информации. Например, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.
В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.
На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется информация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подготовки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих исследований и ожидаемых результатов.
На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные источники - это печатные или электронные издания, в которых результаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).
На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.
На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источниках метаинформации возрастает по мере нарастания информационного потока, увеличения документированной информации, исходных (документальных) баз данных. Метаинформация также предоставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.
Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публикуются в первую очередь в периодической печати и регулярных сборниках научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Большое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.
Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки играют важную роль по обеспечению широким слоям населения доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.
Традиционным средством передачи знания являются книги, журналы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий
пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Инку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти доны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.