Муниципальные финансы относятся к централизованным. Что такое централизованные финансы

Понятие и структура финансовой системы РФ

Финансовая система это, с одной стороны, совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), с другой – система финансовых отношений.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер или звеньев финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока;

1) Централизованные финансы:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    фондовый рынок;

2) Децентрализованные финансы:

    финансы предприятий и организаций;

    финансы финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

3) Финансы домашних хозяйств.

Характеристика централизованных финансов

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

    федеральный бюджет РФ;

    бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, поддержку пожилых граждан и т.д.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они входят в структуру бюджетной системы РФ. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим относятся: Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Реже государство является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Фондовый рынок это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная его задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода через мобилизацию и эффективное использование временно свободных денежных средств.

Характеристика децентрализованных финансов

Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями, персоналом и др.;

Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги – создается национальный доход, являющийся источником централизованных государственных фондов. Это звено обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации . В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю).

2 декабря 1990 г. был принят Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней :

первый уровень – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Это – эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Банк осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы.

Коммерческие банки осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции.

По уровню специализации различают универсальную и специализированную модель банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют от нескольких десятков до сотни и более видов банковских операций.

К специализированным относятся банки: ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные и др.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог недвижимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (закладных листов, ипотечных облигаций).

Инвестиционные банки имеют основной функцией размещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.

Ссудно-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды, финансирование жилищного строительства.

Для финансирования государственных программ и задач общественного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконструкции и развития, сельскохозяйственные банки.

Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные операции и активные; комиссионно-посреднические и доверительные.

Активные операции представляют собой операции по размещению привлеченных и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование, инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.

Пассивные операции – операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков эмиссии собственных ценных бумаг.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги – выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.

Депозитные операции. Для коммерческих банков вклады – главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций. Вклад – это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях.

Страхование это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Все хозяйствующие субъекты, каждый человек работает в условиях риска. А формируемые фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование выполняет функции:

    формирование фонда денежных средств, как плата за риски, которые берут на себя страховые компании;

    возмещение ущерба, материальное обеспечение

    предупреждение страховых случаев через меры по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев;

    формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой денежный фонд страховой компании – временно свободные деньги, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, ценные бумаги, банки и т.д.

Финансы домашних хозяйств

Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:

    покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;

    предоставление предприятиям факторов производства;

    сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.

Домашнее хозяйство постоянно вступает в финансовые отношения:

    внутри домашнего хозяйства: отношения между участниками по поводу формирования семейных денежных фондов (страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, резерва для повышения уровня капитальных расходов, фонда для дальнейшего инвестирования);

    внешние финансовые отношения (с другими домохозяйствами, работодателем, банками, государством, страховыми организациями и др.).

Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Это звено в наименьшей степени регламентировано государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования – государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашнего хозяйства. Но оно может влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство.

Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительные органы субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик (региональный бюджет), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы . Их можно подразделить на две группы:

    государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банка России);

    государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

Здесь главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. На него приходится основной объем финансовой деятельности государства: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В субъектах Федерации в составе правительств или администрации имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Государственным органом, заминающимся сбором налогов, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

Многоуровневая финансовая система государства включает в себя различные формы денежных фондов, ставящих перед собой разнообразные задачи. Кроме того, состояние системы является отражением эффективности работы правительства в социальном, экономическом и политическом направлении. В пределах этой структуры различают несколько категорий финансов: централизованные и децентрализованные, с особенностями создания и распределения которых мы и разберемся в сегодня.

Виды финансов: общие понятия

В процессе своей деятельности государство использует различные виды финансов: наличные и безналичные средства (банкноты, кредиты, банковские счета), ценные бумаги представлены в виде акций государственных компаний и облигации. Деятельность финансовых институтов, доходы и расходы граждан и юрлиц контролируются государством через органы исполнительной и законодательной власти.

Перемещение средств, в том числе из одной категории в другую, создает финансовые потоки, делящиеся на одно-, дву- и многосторонние.

Однако, несмотря на свою структуру, все они требуют четкого контроля и формируют единую систему. Примером двустороннего потока является перечисление средств из бюджета в Пенсионный фонд. В данной ситуации в движении участвуют только две структуры или сектора экономики.

К этой категории относятся и отношения между бизнесом и налоговыми органами. При этом финансы могут двигаться в обоих направлениях: сначала организация перечисляет деньги, выполняя налоговые обязательства, а позже получает часть обратно, но уже в качестве кредитов или субсидий.

В многосторонних потоках участвуют три и более стороны, и средства двигаются во всех сферах.

Например, сотруднику компании выплачивают заработную плату – из бюджета направляются трансфертные платежи, а также происходит и отчисление налогов.

Централизованные и децентрализованные финансы

Распад СССР стал причиной изменений в отечественной денежной системе. До этих исторических событий ее формировали общегосударственные, непроизводственные и производственные потоки. В состав государственного бюджета входили союзная денежная система, республиканские потоки и выплаты от социального страхования.

С 1 января 2000 года на всей территории России вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно которому все денежные средства, имеющиеся в распоряжении государства, должны образовать единую систему – централизованные финансы, играющие важную роль в стабильной работе экономики страны.

Однако существует еще одна важнейшая составляющая часть – децентрализованные финансы и собственный капитал предприятий. Вместе они создают базу для денежной системы, в которой производство генерирует основную часть финансовых потоков.

Публичные фонды

На сегодняшний день российский бюджет имеет трехступенчатую форму, в состав которой входят федеральный и муниципальный бюджеты, а также финансы субъектов.

Все они управляются государственными чиновниками и представителями власти на местах, и должны создавать государственную основу.

При этом все уровни абсолютно независимы и расходы каждого из бюджетов не влияют на вышестоящие. Внутри каждого отдельно взятого бюджета могут при необходимости создаваться фонды, специализирующиеся на достижении определенных целей или финансировании приоритетных направлений производства и экономики.

Планирование бюджетных расходов производится путем создания сводного плана, включающего в себя бюджеты всех уровней для данного субъекта или федерации. Последние гарантируют устойчивость экономики и работу приоритетных направлений производства, а также науки и культуры.

Формирование децентрализованных финансов

Данная форма денежных отношений состоит из перемещения финансов некоммерческими учреждениями и компаниями, задействованными в образовании фондов внутри страны. Состояние децентрализованных финансов отражается на платежеспособности государства и проведении социальных и экономических программ.

Ресурсами для их создания является распределение ВВП и иных видов резервов.

Финансовая структура включает:

  • Собственные средства. К данной категории относятся прибыли компаний и другие накопления. К ним также приравнивается минимальный долг перед контрагентом, выполняющим работы согласно договору о сотрудничестве, перед сотрудниками, а также налоговые и прочие обязательные отчисления.
  • Заемные средства. Состоят из бюджетных и банковских ссуд, непогашенных кредитов перед коммерческими финансовыми организациями.
  • Привлеченные средства, к которым относятся инвестиции и взносы.

Кроме того, вышестоящие организации за счет своих отчислений из бюджетов на финансовом рынке и секторе страхования, создают отдельный поток финансирования.

Основы функционирования

В рамках рыночной экономики за основу денежных отношений взяты некоторые базовые положения, соблюдение которых позволяет системе децентрализованных финансов функционировать максимально эффективно. В данной ситуации они в состоянии гарантировать стабильную работу экономики и социального сектора, сделав доход основой развития всей системы.

Важную роль в стабильности работы играет подход к управлению финансами. Выстроенный алгоритм обеспечивает развитие программ и определяет наиболее перспективные направления для финансирования.

В свою очередь ресурсы можно использовать:

  • Для выполнения обязательств перед кредитором и предусмотренных законодательством.
  • Финансирование расходов, связанных с расширением бизнеса, увеличения уставного капитала, модернизацией оборудования и прочие.


Использование финансов

В условиях отечественного рынка отсутствуют акты, запрещающие руководителям предприятий использовать децентрализованные финансы по своему усмотрению.

Благодаря этому бизнес имеет право:

  • на использование прибыли в полном объеме, отталкиваясь на собственные нужны, и руководствуясь рентабельностью инвестиций;
  • создание и управление различными фондами;
  • использование доходов по собственному желанию;
  • привлечение заемных средств и инвестиций, если это необходимо для достижения поставленных целей.

Для компаний данный вид средств является залогом наличия финансирования производства. Первостепенная задача предпринимателя – извлечение прибыли, поскольку она позволяет в установленный срок совершать обязательные платежи и добровольные пожертвования, а также выплачивать заработную плату сотрудникам, что положительно сказывается на общем состоянии экономики.

Некоммерческие организации и средства населения

К первой категории относятся фонды, объединения, союзы и благотворительные учреждения, деятельность которых не подразумевает извлечение прибыли. Их капитал формируется благодаря добровольным пожертвованиям и взносам участников или внешних спонсорских организаций.

Они играют важную роль при формировании национального дохода и ВВП.

Кроме того, финансы выполняют важную функцию в регулировании уровня спроса.

Дело в том, что частично ВВП, в виде проданных товаров и оказанных услуг, проходит через бюджеты граждан, соответственно, от уровня доходов населения будет зависеть спрос, что отражается и на денежных потоках производителей.

Централизованные финансы находятся под полным контролем правительства. Именно государство работает над вопросами, связанными с их формированием и распределением. С целью обеспечения стабильной работы института, на законодательном уровне был утвержден список источников и ограничены направления расходов.

Над децентрализованными финансами контроль установлен менее жесткий. Предприятия обладают свободой действий относительно вопросов распределения собственной прибыли. Однако данные решения не должны противоречить нормам, описанным в действующем законодательстве.

Государственные финансы (централизованные)

«Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством для формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей».

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию.

Таким образом, можно отметить, что все финансовые отношения и связи реализуются через финансовую систему. Следует отметить, что чем более развиты экономические отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

В финансовой системе выделяют две подсистемы:

1. централизованные финансы;

2. децентрализованные финансы.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Однако наряду с государственными (централизованными) финансами важным звеном финансовой системы России являются финансы предприятий (децентрализованные) различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, ФПГ и других коммерческих организаций).

Следует отметить, что к децентрализованным финансам также относятся финансы домашних хозяйств (граждан).

Государственные финансы (централизованные)

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансов. Основу их составляет система общегосударственных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных и других специальных фондов. Их главная цель – формирование централизованных финансов и распределение их на финансирование различных общественных потребностей.

Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета – показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по её стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путём выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Доходная часть бюджета формируется за счет:

Налогов, акцизных сборов, таможенных пошлин, гербовых сборов и др.;

Доходов от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.;

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 1.

Рис. 1.

Централизованные (публичные) финансы -- это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, -- трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ -- муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений).

Бюджеты - финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет -- статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. В настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда.Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов:

  • · Пенсионный фонд, формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
  • · Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий.
  • · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

призванный обеспечить охрану здоровья населения.

Децентрализованные финансы - составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли.

Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Централизованные финансы - это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и

Они способствуют реализации главной цели, которую государство стремится достичь, финансированию основных социально-экономических программ, обеспечению государственного аппарата управления и военного запаса страны. любой страны включает централизованный и децентрализованный сектор. Последний предполагает наличие складывающихся в процессе взаимодействия различных хозяйствующих субъектов.

Как уже отмечалось выше, централизованные финансы образуют совокупность отношений по поводу аккумулирования и распоряжения средствами в муниципальном и государственном секторе. Основу таких взаимоотношений составляет - единый процесс, соединяющий безналичный и наличный поток денежных средств, обеспечивающий удовлетворение требований и обязательств контрагентов. Иными словами: благодаря им осуществляется расширенный Централизованные финансы находятся в тесной взаимосвязи с децентрализованными. Так, состояние бюджета и объем поступающих средств в казну во многом зависят от деятельности отдельных предприятий и развитости отдельных

Централизованные и децентрализованные финансы выполняют одинаковые функции.

Планирование основополагающих целей, имеющих первостепенное значение для экономики страны. Установление главных ориентиров имеет огромное значение для дальнейшей деятельности как отдельных предприятий, так и государственных органов. Если говорить о централизованной сфере, то выполнение данной функции проявляется в утверждении ежегодных бюджетов и плановых балансов.

Организационная функция предполагает наличие четкой структуры, каждый элемент которой наделен особыми полномочиями и обязанностями. А для облегчения и упорядочения деятельности каждого структурного элемента, то есть уполномоченного государством органа, разработана четкая классификация бюджетов, что значительно ускоряет процесс распределения финансов.

Централизованные финансы выполняют стимулирующую функцию. Она проявляется в перераспределении средств более нуждающимся предприятиям и организациям с целью поддержания стратегически важной для хозяйствования.

Кроме того, государственные органы осуществляют контроль за деятельностью всех элементов экономической системы и определяют степень их соответствия установленным критериям, нормам и нормативам. Контролирующая функция обуславливает разработку и утверждение целого свода законодательных актов и административно-правовых норм. Главенствующее положение занимает контроль за целевым использованием полученных из бюджета средств. Таким образом, централизованные финансы подвергаются жесткому надзору.