Как обеспечить сохранность имущества на предприятии. Обеспечение сохранности материальных ценностей предприятия - реферат

Муниципальное имущество – движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Муниципального образования.

Управление муниципальным имуществом – организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления муниципального образования в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания муниципального имущества, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования муниципальное образование в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью.

Распоряжение муниципальным имуществом – действия Органов местного самоуправления муниципального образования по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передачу его третьим лицам в собственность, на ином вещном праве, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог.

Отраслевые органы – отраслевые органы администрации муниципального образования, осуществляющие формирование и реализацию политики муниципального образования в соответствующей отрасли, и координацию деятельности подведомственных им муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (далее – предприятия и учреждения).

Муниципальная казна – средства бюджета муниципального образования, а также муниципальное имущество, не закрепленное за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Реестр имущества муниципального образования – информационная система, содержащая структурированный перечень муниципального имущества и сведения об этом имуществе.

Уполномоченные органы местного самоуправления принимают в установленном порядке следующие решения по распоряжению муниципальным имуществом:

· о закреплении муниципального имущества за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

· о внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и в качестве взноса в некоммерческие организации;

· о передаче муниципального имущества во владение, пользование и распоряжение организаций на основании заключаемых с ними договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации;

· об отчуждении муниципального имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность иных муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц;

· о передаче муниципального имущества в залог;

· об обособлении муниципального имущества в казне муниципального образования.

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет Администрация Муниципального образования (Орган по управлению имуществом).

Решения о приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом. Соответствующий договор (купли-продажи, мены, дарения, ренты) заключает Орган по управлению имуществом.

Решения по вопросам распоряжения имущественными комплексами, акциями акционерных обществ и иными объектами недвижимого и движимого муниципального имущества, уполномоченные настоящим Положением органы местного самоуправления муниципального образования вправе принимать при условии их предварительного рассмотрения в межведомственной комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом (далее - Комиссия), образуемой Муниципальным советом на постоянной основе.

В состав Комиссии включаются представители Муниципального совета, Органа по управлению имуществом. На правах членов Комиссии привлекаются к участию в ее заседаниях представители отраслевых органов, в ведении которых находятся предприятия и учреждения, вопросы распоряжения имуществом которых стали предметом рассмотрения Комиссии. Председателем Комиссии является Глава (управляющий) администрации муниципального образования. Объекты муниципального нежилого фонда подлежат страхованию. Порядок и условия страхования муниципального имущества утверждаются постановлением Муниципального совета.

Обособление муниципального имущества в муниципальной казне осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования.

Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрации муниципального образования при закреплении этого имущества за Организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или при отчуждении его в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований.

Муниципальное имущество, подлежит учету в реестре имущества муниципального образования). Ведение реестра осуществляет Орган по управлению имуществом.

К объектам учета реестра относится следующее муниципальное имущество:

· имущество, закрепленное за предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

· имущество, составляющее муниципальную казну.

Сведения об объекте учета должны содержать данные о государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования на объект учета, представленный недвижимым имуществом, характеристику индивидуальных особенностей объекта учета, позволяющих однозначно отличить его от других объектов, данные об обременениях объекта учета, а также отражать данные об организациях, во владении, пользовании и распоряжении которых объект учета находится, об обязательствах этих организаций, связанных с объектами учета, перед третьими лицами.

Организации, имеющие муниципальное имущество, обязаны:

· организовать и вести бухгалтерский учет этого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· получить в Органе по управлению имуществом документы, подтверждающие внесение этого имущества в реестр;

· ежегодно до 1 апреля представлять в Орган по управлению имуществом по установленной им форме сведения об имеющемся у них муниципальном имуществе.

Муниципальное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Для учета муниципального имущества юридическое лицо, выступающее владельцем объекта учета, представляет в Орган по управлению имуществом заявление на получение свидетельства о внесении в реестр объекта учета по форме, устанавливаемой Органом по управлению имуществом. К заявлению прилагаются:

· документы, подтверждающие сведения об объекте учета, представленные в карте учета.

Орган по управлению имуществом обязан принять решение об отказе в выдаче свидетельства о внесении в реестр объекта учета, если:

· установлено, что имущество, имеющееся у заявителя, не является муниципальным имуществом;

· владелец объекта учета после приостановки процедуры учета не представил в установленный срок дополнительные сведения;

· материалы, представленные владельцем объекта учета, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Объекту учета, прошедшему процедуру учета, на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования о внесении объекта учета в реестр и выдаче Свидетельства его владельцу:

· присваивается уникальный реестровый номер, порядок формирования которого определяет Орган по управлению имуществом;

· владельцу объекта учета не позднее пяти дней с даты присвоения реестрового номера направляется Свидетельство, по форме, утверждаемой управляющим администрацией муниципального образования.

Регистрацию выданных Свидетельств осуществляет Орган по управлению имуществом.

Ведение реестра осуществляется на бумажных и магнитных носителях информации.

Дело должно содержать книгу учета документов, копии документов, устанавливающих (подтверждающих) принадлежность объекта учета к муниципальной собственности муниципального образования, и иные документы, характеризующие объект учета и поступающие в Орган по управлению имуществом в ходе прохождения процедуры учета муниципального имущества и ведения реестра. Дело идентифицируется реестровым номером объекта учета.

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества осуществляется в целях:

· достоверного установления фактического наличия и состояния муниципального имущества, закрепленного за организациями или переданного им во временное владение, пользование и распоряжение в установленном порядке;

· повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе, за счет повышения доходности от его коммерческого использования;

· определения обоснованности затрат бюджета муниципального образования на содержание муниципального имущества;

· обеспечение законности в деятельности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению, имеющимся у них муниципальным имуществом;

· приведение учетных данных об объектах контроля в соответствие с их фактическими параметрами.

Основными задачами контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества являются:

· выявление отклонений, различий между зафиксированным в документах состоянием имущества на момент контроля и его фактическим состоянием;

· выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов контроля, а также нарушений установленного порядка их использования;

· определение технического состояния объектов контроля и возможности дальнейшей их эксплуатации;

· установление причинно-следственных связей между выявленными в процессе контроля отклонениями от установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и факторами, способствующими возникновению этих отклонений.

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, имеющегося у организаций, осуществляет Орган по управлению имуществом, а также отраслевые органы.

Осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности Организаций производится в порядке, установленном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности.

Орган по управлению имуществом в целях контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества:

· осуществляет ежегодные документальные проверки данных бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями, имеющими муниципальное имущество, на их соответствие данным, содержащимся в реестре;

· осуществляет проверки фактического наличия, состояния сохранности и использования по назначению муниципального имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также переданного организациям на основании договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, и соответствия фактических данных об этом имуществе сведениям, содержащимся в документах бухгалтерского учета этих организаций и в реестре;

· проводит экспертизу проектов договоров и иных документов, представляемых в установленном порядке организациями, имеющими муниципальное имущество, при совершении сделок с этим имуществом, на их соответствие законодательству, а также данным, содержащимся в реестре;

· осуществляет проверку деятельности отраслевых органов по организации системы ведомственного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, находящегося у подведомственных организаций.

Акты проверок утверждает Глава (управляющий) администрацией муниципального образования.

Внеплановый контроль осуществляется в обязательном порядке:

· при передаче муниципального имущества в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, залог, при его выкупе, продаже, а также при преобразовании муниципального унитарного предприятия;

· при прекращении срока действия договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в случаях их досрочного расторжения;

· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи муниципального имущества;

· в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, повлекших нанесение ущерба муниципальному имуществу;

· при ликвидации (реорганизации) организации, имеющей муниципальное имущество.

1. Контрольная функция

Контроль осуществляется по следующим направлениям: выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности предприятия; рациональное и эффективное использование материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда; формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (выполненных работ и оказанных услуг).

2. Обеспечение сохранности собственности

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

3. Информационная функция – одна из главных функций.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

4. Функция обратной связи

Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая главным образом из первичной документации.

5. Аналитическая функция – это обеспечение аналитических служб предприятия полной и достоверной информацией для целей проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности с помощью инструментария бухгалтерского учета.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОРОЛЁВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

тема: «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОХРАННОСТЬЮ СОБСТВЕННОСТИ»

Студент группы БО-03

Преподаватель:

Королев 2007

Введение

2. Общие правила проведения инвентаризации

3. Инвентаризация имущества и обязательств

3.1. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

3.2. Инвентаризация готовой продукции и товаров

4. Инвентаризация незавершенного производства

5. Инвентаризация материалов

6. Инвентаризация финансовых вложений

7. Инвентаризация денежных средств

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение. Метод бухгалтерского учета включает в себя отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Все перечисленные элементы представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнить предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности, а во-вторых, в последовательности.

В данной работе рассматривается один из важнейших методов бухгалтерского учета – инвентаризация. Понятие инвентаризация происходит от латинского слова «inventarium», что означает «находить».

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество).

Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т.е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).


1. Понятие, виды и задачи инвентаризации

Чтобы реально представить финансовое положение дел организации, независимо от форм собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией. То есть инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера и взвешивания. Инвентаризация является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены, подтверждены документально и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления. Можно сказать, что инвентаризация представляет собой контрольную функцию учета, которая позволяет выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества.

О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ « О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Виды инвентаризации.

1. По обязательности проведения

обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

инициативная инвентаризация проводится по решению руководителя

2. По периодичности

плановая инвентаризация проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки

внеплановая инвентаризация проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством

3. По степени охвата

полная инвентаризация. При полной инвентаризации все объекты имущества и обязательств подвергаются проверке

частичная инвентаризация. При частичной инвентаризации проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

4. По методу проведения

натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, обмера, взвешивания.

документальная инвентаризация состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов.

Принципы инвентаризации:

Внезапность;

Сопоставимость единиц измерения;

Плановость;

Непрерывность;

Объективность;

Оперативность;

Гласность.

Основными задачами инвентаризации являются:

1. проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, дебиторской и кредиторской задолжности и других статей баланса;

2. контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.д.;

4. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

5. проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств.

Таким образом, с помощью инвентаризации:

· проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета;

· выявляются ошибки, допущенные в учете;

· принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты;

· контролируется сохранность хозяйственных средств;

· выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи;

· контролируется работа материально – ответственных лиц.

Инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается еще и в том, что ее осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия.


2.Общие правила проведения инвентаризации

Основанием для проведения инвентаризации является приказ (приложение 1) или другой документ руководителя организации (постановление, распоряжение).

К началу проведения инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по поступлению и расходу ценностей, сделаны записи в аналитическом учете и выведены остатки на день инвентаризации. Перед началом инвентаризации у материально ответственных лиц берутся подписки о том, что все документы, которые относятся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что нет неоприходованных и несписанных ценностей. Наличие такой расписки предупреждает выписку подложных документов материально ответственными лицами в случаях обнаружения недостач или излишков.

Перед тем как начать проведение инвентаризации все товарно-материальные ценности должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам. К товарно-материальным ценностям должны быть прикреплены ярлыки со сведениями, которые их характеризуют (масса, количество и т.д.).

Руководитель организации должен создать все условия, которые обеспечат полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перемещения и перевешивания грузов, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключение случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при приобретении государственного или муниципального унитарного предприятия;

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При реорганизации или ликвидации организации;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация проводится в несколько этапов:

Первый этап – обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей (приложение 2,4).

Второй этап – оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по первоначальной или измененной оценке.

Третий этап – выявление расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполнение сличительной ведомости (приложение 3,5).

Четвертый этап – оформление результатов инвентаризации и отражение расхождений в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав этой комиссии входят представители организации, главный бухгалтер и другие специалисты (экономисты, техники и т.д.). Также в составе инвентаризационной комиссии могут быть представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Если хотя бы один член из комиссии отсутствует при проведении инвентаризации, то результаты этой проверки можно признать недействительными.

Наличие средств в натуре проверяют в присутствии материально ответственного лица. Все результаты подсчета, взвешивания, обмера записывают в акты инвентаризации или инвентаризационные описи:

Таблица 1

Формы инвентаризационных описей (актов)

Номер формы Наименование формы
ИНВ-1 Инвентаризационная опись основных средств
ИНВ-1а Инвентаризационная опись нематериальных активов
ИНВ-2 Инвентаризационный ярлык
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей
ИНВ-4 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных
ИНВ-5 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
ИНВ-6 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути
ИНВ-8 Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них
ИНВ-8а Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях
ИНВ-9 Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них
ИНВ-10 Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств
ИНВ-11 Акт инвентаризации расходов будущих периодов
ИНВ-15 Акт инвентаризации наличных денежных средств
ИНВ-16 Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности
ИНВ-17 Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Приложение к форме № ИНВ-17 Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инвентаризационная опись составляется не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, которые записаны на данной странице, вне зависимости от единиц измерения. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны подписать все члены комиссии и материально ответственные лица. На каждой описи материально ответственные лица подтверждают, что у них нет претензий к комиссии и что все проверенные ценности приняты ими на хранение.

После того как инвентаризация проведена описи сдаются в бухгалтерию, где их проверяют и сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость.

Таблица 2

Формы для учета результатов инвентаризации

В сличительной ведомости указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишки и недостачи.

Если после проведения инвентаризации материально ответственные лица обнаруживают ошибки в описях, то они должны немедленно (до открытия помещения, где проводилась инвентаризация) заявить об этом представителю инвентаризационной комиссии. После этого комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения производит исправление ошибок в установленном порядке.

... "Акт на недостачу продукции". В результате проведения данной инвентаризации была выявлена недостача гранитной плиты размером 2,5 м2. 3. Выявление результатов инвентаризации готовой продукции и отражение их в бухгалтерском учете предприятия 3.1 Составление инвентаризационной и сличительной ведомостей Как уже было рассмотрено выше, в процессе проведения инвентаризации готовой продукции...

...) взыскивается штраф в двукратном размера суммы соответствующего произведенного платежа с участника расчетов, допустившего превышение установленного размера. Предельный размер расчетов между субъектами хозяйствования наличными денежными средствами составил: 50 * 51 000 =2 550 000 р. Ревизор подсчитал сумму штрафа, подлежащего уплате предприятием за нарушение законодательства: (2 706 630 - 2 ...

Хранения и на всех этапах их движения, контроль за их использованием в производстве, своевременное выявление ненужных и излишних материалов для их реализации. Основная цель инвентаризации запасов – определение фактического состояния принадлежащих предприятию товарно-материальных ценностей в стоимостном и количественном выражении. Задачами процесса инвентаризации являются: ¾ ...

Работа по обеспечению сохранности имущества организации является важным поднаправлением внугрифименной правовой работы. Она направлена на предотвращение хищений, поврежде­ний (порчи), утраты имущества организации.

Любая коммерческая и некоммерческая организация облада­ет имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество используется для достижения целей организаций, ради которых они создаются. Со­ответственно, в любой организации возникает объективная необ­ходимость обеспечения правовыми средствами сохранности при­надлежащего или закрепленного за ней имущества.

Обеспечение сохранности имущества организации призвано: | - улучшить экономические показатели деятельности органи­зации за счет уменьшения потерь, связанных с повреждени­ем или утратой имущества; ■г.-;,- уменьшить негативные имущественные последствия, вы­званные действием случайных факторов (стихийные бед­ствия, иные природные явления);

Минимизировать риск привлечения к юридической ответ­ственности руководителя организации за ненадлежащее обеспечение сохранности ее имущества по косвенному иску;


~ уменьшить потери организации, связанные с утратой иму­щества, переданного третьим типам ошибочно; - улучшить трудов) ю дисциплину работников. Правота работа по обеспечениюсохранности имущества орга­низации ведется, в первую очередь, теми линейными и функцио­нальными структурными подразделениями, которые непосред­ственно используют (эксплуатируют) имущество и отвечают за его учет и сохранность: бухгалтерия, планово-экономический отдел, кадровая служба, производственные, технические, транспортные и иные подразделения. Кроме того, в организации может созда­ваться специальное структурное подразделение, выполняющее функцию обеспечения сохранность имущества - служба безопас­ности.

Юридическая служба выполняет на данном участке правовой работы организующую, контрольную и консультационную функ­ции. тесно взаимодействуя со всеми структурными подразделени­ями организации. Главная задача юридической службы - создать эффективную систему правовой регламентации и контроля дан­ного поднаправления правовой работы, включающую механизмы документирования и оперативного реагирования на выявляемые нарушения.

1) организацию надлежащего учета имущества организации, а также списание имущества организации в установленном порядке на законных основаниях;

2) минимизацию риска хищения (порчи) имущества работни­ками организации, что обеспечивается службой безопас­ности организации, кадровой службой, руководителями структурных подразделений, в том числе путем заключения договоров о полной материальной ответственности, привле­чения работников, виновных в хищении и порче имущества организации, к материальной ответственности в установ­ленном порядке; , f



3) проведение комплекса превентивных мероприятий, направ­ленных на уменьшение риска негативного воздействия на имущество неблагоприятных природных факторов (установ­ление противопожарной сигнализации, громоотводов, виде- окамер и др.);

4) привлечение в случае необходимости третьих лиц для обе­спечения сохранности имущества и уменьшения негативных последствий наступления неблагоприятных обстоятельств


(заключение договоров страховании имущества, охраны, хранении и пр.);

5)оценку и предотвращение рисков утраты и повреждения имущества в процессе движении собственных товаров от организации к покупателю, снижение риска утраты имуще­ства в пути следования, в процессе приемки товара поку­пателем; для этого следует при формировании договорных условий описывать порядок осуществления ответственного хранения товара, в необходимых случаях заключать дого­воры экспедиционного обслуживания (с сопровождением товара) и пр.;

6)возмещение имущественных потерь за счет виновных лиц;

7) оценку результативности деятельности по обеспечению со­хранности имущества организации и выработку рекоменда­ций по совершенствованию правовой работы в данном под- направлении.

Деятельность по обеспечению сохранности имущества органи­зации пронизывает всю деятельность организации, и в нее вовле­чено большое число работников. Фактически все работники орга­низации так или иначе связаны с деятельностью по обеспечению сохранности имущества организации. В такой ситуации юридиче­ская служба призвана обеспечить четкую координацию указанного поднаправления внутрифирменной правовой работы и обеспечить исполнителей должным правовым инструментарием.

Основными стадиями работы по обеспечению сохранности имущества организации являются:

1) формирование системы локальных правовых актов, регла­ментирующих данное поднаправление правовой работы;

2) формирование системы внутрифирменных договоров с ра­ботниками, отвечающими за сохранность имущества орга­низации;

3) систематический контроль сохранности имущества;

4) принятие мер правового реагирования на выявленные нару­шения;

5) оценка результатов работы по обеспечению сохранности имущества.

Формирование системы локальных правовых актов

Деятельность всех структурных подразделений и иных испол­нителей, вовлеченных в процесс обеспечения сохранности иму­щества организации, должна быть регламентирована локальными нормативными и ненормативными актами. Это может быть от­дельный локальный правовой акт или соответствующие обязан-


мости могут предусматриваться в локальных правовых актах, за­крепляющих статус и обязанности исполнителей мероприятий правовой работы (структурных подразделений, руководителей, со­трудников). Тик. в положение о структурном подразделении обыч­но указывают, что при реализации своих полномочий работники структурного подразделений должны бережно относиться к иму­ществу организации.

Более детально обязанности описываются в локальных право­вых актах, регламентирующих деятельность тех подразделений, для которых обеспечение сохранности имущества является основ­ным направлением деятельности (например, служба безопасно­сти). Кроме этого, в организации вводится ряд локальных право­вых актов, опосредованно связанных с обеспечением сохранности имущества, например, правила противопожарной безопасности. Разработкой соответствующих локальных правовых актов занима­ются, как правило, руководители тех структурных подразделений, для регламентации деятельности которых указанные акты разра­батываются. Задача юридической службы - проверить законность положений этих актов, установить наличие в них правил, обеспе­чивающих сохранность имущества организации и скорректиро­вать проекты локальных правовых актов при обнаружении в них недостатков.

Формирование системы внутрифирменных договоров с работ­никами


Положения, устанавливающие обязанности работников по обеспечению сохранности имущества организации, включаются в качестве условий в трудовой договор. Кроме того, с отдельны­ми категориями работников в предусмотренных законом случаях заключаются договоры о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ) ил и о коллективной (бригадной) материальной от­ветственности (ст. 245ТК РФ). Юридическая служба разрабатыва­ет образцы таких договоров и обеспечивает юридический контроль (визирование) проектов заключаемых с работниками договоров. При этом юристам необходимо удостовериться в том, что договор данного вида может быть заключен с работником (работник до­стиг установленного возраста 18 лет» его работа предполагает не­посредственное вверение ему материальных ценностей). Перечни должностей I работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответ­ ственности, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 дека­бря 2002 г. № 85".

Следует учитывать, что заключение договора с ненадлежащим субъектом в дальнейшем, при возникновении спора, связанного с привлечением работника к материальной ответственности за утра­ту или хищение вверенных материальных ценностей, приведет к невозможности взыскания с работника полного размера причи­ненных организации убытков.

Систематический контроль за сохранностью имущества

Обеспечение сохранности имущества предполагает в качеств^ одного из превентивных мероприятий проведение периодической:! инвентаризации имущества организации для выявления хищений j повреждения и утраты имущества. Методические рекомендаций по проведению инвентаризации имущества утверждены Прика­зом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 2 . Целью* инвентаризации имущества является выявление фактического на-J личия имущества, сопоставление фактического наличия имущей ства с данными бухгалтерского учета. Нормативными правовыми актами устанавливаются случаи обязательной инвентаризации, как правило, они связаны с передачей имущества другим лицам (например, при изменении бригадира при заключении догово­ра о коллективной (бригадной) материальной ответственности). В отношении отдельных видов имущества устанавливаются сроки, в которые должна производиться инвентаризация обязательно. Во всех иных случаях инвентаризация производится добровольно.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризаци­онная комиссия, состав которой утверждается приказом руко­водителя организации. Методические рекомендации не требуют включения в состав инвентаризационной комиссии представите­лей юридической службы, вместе с тем юридическая служба, даже без включения юриста в состав инвентаризационной комиссии, должна содействовать надлежащей фиксации результатов инвен­таризации, особенно в случаях обнаружения существенных не­достач, с которыми, возможно, будут связаны судебные споры или привлечение работников к юридической ответственности. В этом случае от правильной фиксации результатов инвентаризации

" Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 12.

г Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 (ред. от 8 ноября 2010 г.) «Об утверждении Методических указаний ло инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Экономика и жизнь. 1995. № 29.

во многом будет зависеть успешность привлечения к ответствен­ности виновного лица. В результате деятельности инвентаризаци­онной комиссии составляются инвентаризационные описи иму­щества, акты инвентаризации и сличительные ведомости.