Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет. Государственное регулирование аудиторской деятельности

(ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности")
1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

1. В комментируемой статье говорится, согласно ее названию, о государственном регулировании аудиторской деятельности, а по сути - об уполномоченном федеральном органе. Сокращение "уполномоченный федеральный орган" введено в ч. 5 ст. 9 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.

Следует отметить, что первоначально Указом Президента РФ 1993 г. об аудите (п. 4) в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в России была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КпАД при Президенте РФ). Как предусматривалось в п. 19 Временных правил аудита 1993 г., утв. данным Указом, положение о названной Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. Соответственно, распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации"*(112) были утверждены Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и состав указанной Комиссии. Названным Положением определялось, что КпАД при Президенте РФ является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
КпАД при Президенте РФ упразднена, как и ряд других органов Указом Президента РФ от 25 апреля 2001 г. N 463 "Об упразднении ряда совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации"*(113) в целях упорядочения работы совещательных и консультативных органов при Президенте РФ. В связи с этим Указом Президента РФ от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"*(114) наряду с прочим признано утратившим силу и названное распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП.

Практически одновременно с этим упразднением завершилась работа над принятием Закона 2001 г. об аудите, в п. 1 ст. 18 которого устанавливалось, что функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Во исполнение данного полномочия постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России, определен Минфин России.

В пункте 1 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите также устанавливалось, что положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ. Однако данное правило не повлекло внесения изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации"*(115). Позднее в рамках проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(116) реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти издано постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"*(117), в п. 1 которого установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая в том числе область аудиторской деятельности.

В принятом чуть позже постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"*(118) (п. 2) указано, что Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Этим же постановлением утверждено новое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое действует и в настоящее время. Согласно общим положениям данного документа (в ред. постановления Правительства РФ от 30 января 2008 г. N 42*(119) Минфин России:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы (п. 1);
осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (п. 2);
руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также названным Положением (п. 3);
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень основных функций государственного регулирования аудиторской деятельности. Иначе говоря, определен перечень основных функций уполномоченного федерального органа. Аналогичный перечень, содержавшийся в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите, так и обозначался - основные функции уполномоченного федерального органа. Разумеется, этот перечень претерпел существенные изменения, предопределенные новой концепцией комментируемого Закона.
В отношении конкретных позиций перечня, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.
Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности (п. 1).

Данная функция уполномоченного федерального органа в Законе 2001 г. об аудите непосредственно не определялась, но с очевидностью подразумевалась, о чем свидетельствуют названные выше акты Правительства РФ, которыми регламентирована деятельность Минфина России. В названном выше постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 прямо установлено, что в основные задачи Минфина России входит выработка единой государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
Комментируемый Закон предусматривает участие СпАД в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Так, согласно п. 1 ч. 2 его ст. 16 в функции СпАД входит рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности. На участие СРО аудиторов в этом процессе данный Закон непосредственно не указывает, но, как предусмотрено в п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона о СРО, СРО наряду с прочим имеет право вносить на рассмотрение органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования.

Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (п. 2).
Речь идет об издании нормативных правовых актов, прежде всего тех, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности. Среди таких актов прямо названы ФСАД, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Разработка и утверждение ФСАД регламентированы комментируемым Законом, как представляется, на достаточном уровне (см. комментарий к ст. 7 Закона), чего нельзя сказать в отношении правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Как говорилось в комментарии к ст. 8 Закона, о требованиях к такому нормативному правовому акту в комментируемом Законе ничего не говорится. Законом 2001 г. об аудите издание такого нормативного правового акта не предусматривалось.

В пункте 2 ч. 2 комментируемой статьи указано также на издание иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных комментируемым Законом. Непосредственно данным Законом предусмотрено издание уполномоченным федеральным органом нормативных правовых актов по таким вопросам, как: порядок проведения квалификационного экзамена, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена (ч. 2 ст. 11);
порядок создания ЕАК, проводящей квалификационный экзамен (ч. 4 ст. 11); порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма (ч. 7 ст. 11); положение о СпАД и положение о рабочем органе СпАД (ч. 17 ст. 16); порядок, сроки и форма сообщения в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов о дополнительных требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею КПЭА (п. 3 ч. 7 ст. 17); порядок, сроки и форма представления в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов отчета об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность (п. 4 ч. 7 ст. 17); порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений (ч. 3 ст. 19); порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов (ч. 6 ст. 22).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона СпАД рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом. О понятии нормативных правовых актов и о порядке их издания Минфином России см. комментарий к ст. 2 Закона.

Ведение госреестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 3).
Ведение госреестра СРО аудиторов регламентировано в ст. 21 комментируемого Закона, в ч. 1 которой и установлено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Ведению контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций посвящена ст. 19 данного Закона, в ч. 2 которой предусмотрено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Следует отметить, что в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите говорилось о том, что в функции уполномоченного федерального органа входит ведение госреестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, АПАО и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам (см. комментарий к ст. 19 и 21 Закона).

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в России (п. 4).
О данной функции в других статьях комментируемого Закона ничего не говорится. В Законе 2001 г. об аудите об этой функции вообще не упоминалось. Вместе с тем в п. 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что в полномочия Минфина России входит обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Иные предусмотренные комментируемым Законом функции (п. 5).

Перечень основных функций уполномоченного федерального органа сформулирован в ч. 2 комментируемой статьи как открытый, в то время как в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите соответствующий перечень был определен как исчерпывающий. Среди основных функций уполномоченного федерального органа, предусмотренных комментируемым Законом и не поименованных в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить такие, как: осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона (см. комментарий к ст. 10 Закона); создание ЕАК, проводящей квалификационный экзамен, и организация ее деятельности (см. комментарий к ст. 11 Закона); создание СпАД и организация его деятельности (см. комментарий к ст. 16 Закона); взаимодействие с СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 17 Закона); осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 22 Закона).

Правовое регулирование аудиторской деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

1. Правовое регулирование аудиторской деятельности.

2. Стандартизация аудиторской деятельности.

3. Саморегулирование аудиторской профессии.

4. Порядок аттестации аудиторов.

Правовое регулирование аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает 5 уровней:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г. и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность.

2. Международные стандарты аудита.

3. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.

5. Внутренние стандарты аудиторских организаций.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ содержит 26 статей, которые определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В них отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, в том числе:

Общие положения и понятия;

Определен порядок аттестации аудиторов, включения в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;

Полномочия, порядок создания, регламентация деятельности Совета по аудиторской деятельности и Саморегулируемых организаций аудиторов;

Порядок проведения аудита, оказания сопутствующих и прочих аудиторских услуг и т.п.

Закон устанавливает, в каких случаях проводится обязательный аудит, даны суммовые критерии для его проведения, определено понятие аудиторской тайны, стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

К иным нормативным правовым актам относятся:

Гражданский и Налоговый кодексы РФ;

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

Другие законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Кодекс профессиональной этики аудиторов – свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Каждая СРО аудиторов принимает одобренный Советом по аудиторской деятельности Кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею Кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин России. К этим функциям относятся:

Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

Принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом № 307-ФЗ;

Ведение государственного реестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

Иные функции, предусмотренные законом № 307-ФЗ.

Минфин России и Росфиннадзор для осуществления функций вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

При Минфине России создается Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функции:

Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

Рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

Одобряет правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

Вносит на рассмотрение Минфина России предложения о порядке осуществления Росфиннадзором внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

Рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Минфина России;

Осуществляет в соответствии с Законом №307-ФЗ и Положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Состав Совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Минфина России. В его состав входят:

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности (10 представителей ) – подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 25% их общего числа;

Представители Минфина России (2 );

Представители от Минэкономразвития России и от Банка России (по одному );

Представители от СРО аудиторов (2 ) – выдвигаются совместно всеми СРО, подлежат ротации 1 раз в год.

Председатель Совета избирается из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, секретарь является представителем Минфина России из числа членов Совета.

Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца.

Членами Совета по аудиторской деятельности не могут быть члены Рабочего органа совета, кроме представителей Минфина России.

Цель создания Рабочего органа совета – подготовка решений Совета по аудиторской деятельности. В состав Рабочего органа включаются:

Руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех СРО аудиторов (не менее 70% общего числа членов Рабочего органа);

Руководитель единой аттестационной комиссии;



Представители Минфина России;

Представители научной и педагогической общественности.

Представители СРО, научной и педагогической общественности подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 30% общего числа членов рабочего органа совета.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

  1. Закон об аудиторской деятельности;
  2. другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;
  3. Федеральные стандарты аудита;
  4. стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;
  5. внутрифирменные аудиторские стандарты.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ . Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль , которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

Понятие аудита. Правовые нормы аудита

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг. Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.

Аудит (аудиторская проверка) - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки - это ключевой принцип проведения аудита (закон содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия).

Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели , так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти .

Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации выступает иностранный гражданин , - не менее 75 %. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.

Аудиторы и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Цели, задачи и общие принципы аудита

При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и стандартами.

Федеральный стандарт аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. В стандарте рассмотрены следующие основные вопросы:

  • цель аудита;
  • общие принципы аудита;
  • объем аудита;
  • разумная уверенность;
  • ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. При выражении своего мнения аудитор в соответствии с п. 2 МСА № 200 «дает достоверное и объективное представление» или «представляет объективно и во всех существенных аспектах», что равнозначно.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в законе, и в стандарте, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.

Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Необходимо при этом напомнить, что под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Задачами аудитора в процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля , квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми считаются: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Аудитор обязан проводить аудит в соответствии с Федеральными стандартами аудита, в которых содержатся основные требования, процедуры и руководящие указания, а также рекомендательные положения и примеры.

Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Из общего перечня этических принципов понятия независимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать основополагающими, а остальные принципы - общеэтическими.

В ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те из них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под вопрос достоверность таких документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы уменьшить риск упущения из виду необычных обстоятельств, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели, они должны определяться аудитором с учетом требований соответствующих законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной уверенности имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.

В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности уверенностей:

  • абсолютная (бывает редко - по очевидным вопросам);
  • разумная (применяется в аудите);
  • умеренная (применяется при обзорных проверках);
  • низкая (уверенность отсутствует - применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Этика аудитора

В России Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Главные требования Кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения аудиторов в каждой стране, где осуществляется аудит , и именно они были положены в основу разработанных в России кодексов этики как аудиторов, так и профессиональных бухгалтеров. В соответствии с этими требованиями аудитор должен обладать определенными профессиональными знаниями и умением, признавать важность и исповедовать в работе высокий стандарт моральных ценностей, осознавать свой долг и обязанности перед обществом , соблюдать установленные правила поведения.

Соблюдение указанных требований обязательно как для аудитора, так и для профессионального бухгалтера , работающего по найму в организации. В то же время к специалистам по внешнему аудиту предъявляется ряд дополнительных этических требований. К ним относятся соблюдение условий независимости, дополнительные требования к профессиональной компетентности, регламентации порядка оплаты аудиторских услуг, отношений с бухгалтерами проверяемых организаций и другими аудиторами, особенности рекламы и предложения услуг. Для усиления акцента на эти положения и придания им обязательности они включены в текст Закона об аудиторской деятельности.

Кодекс содержит 15 статей.

  • Статья 1. «Общие положения» обобщает этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество.
  • Статья 2. «Общепринятые моральные нормы и принципы» подтверждает обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
  • Статья 3. «Общественные интересы» предусматривает, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг; он должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.
  • Статья 4. «Объективность и внимательность аудитора» подчеркивает, что объективность для выводов возможна только при достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты. Давление на аудитора в любой форме недопустимо. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
  • Статья 5. «Независимость аудитора» предполагает, что в заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
  • Статья 6. «Профессиональная компетентность аудитора» указывает на то, что аудитор обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.
  • Статья 7. «Конфиденциальная информация клиентов» предусматривает обязанность аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
  • Статья 8. «Налоговые отношения» утверждает, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.
  • Статья 9. «Плата за профессиональные услуги» предусматривает, что плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.
  • Статья 10. «Отношения между аудиторами» предполагает, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
  • Статья 11. «Отношения сотрудников с аудиторской фирмой» призывает сотрудников лояльно относиться к своей аудиторской фирме, они всей своей деятельностью должны способствовать ее авторитету и дальнейшему развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как с сотрудниками фирмы, так и клиентом.
  • Статья 12. «Публичная информация и реклама» указывает, что реклама должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потенциальных клиентов.
  • Статья 13. «Несовместимые действия аудитора» отмечает, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
  • Статья 14. «Аудиторские услуги в других государствах » подчеркивает, что при проведении аудита аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
  • Статья 15. «Соответствие настоящего Кодекса международным нормам» говорит о том, что нормы профессионального поведения, определяемые этическим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров.

Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта определена Федеральным стандартом аудита «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого служат:

  1. определение основных требований к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта;
  2. определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях проведения аудита;
  3. определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля .

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России решением Президентского совета 24 сентября 2003 г. утвердил Кодекс этики членов ИПБ России, который вступил в силу с января 2004 г. Данный Кодекс подготовлен на основе и с учетом всех требований Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:

  1. достоверность - общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;
  2. профессионализм - клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
  3. высокое качество услуг - все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
  4. уверенность - лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и аудиторской практике, так, в Приложении к данному Кодексу содержится 24 статьи по рекомендациям применения принципа независимости к конкретным ситуациям.

На современном этапе развития ИПБ России и Аудиторская палата России являются несомненными лидерами в становлении системы аудита и общественном регулировании норм данной деятельности.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритании) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Функции федерального органа осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.

Основные функции уполномоченного федерального органа:

    издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

    организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

    организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

    контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;

    ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;

    аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Свет по аудиторской деятельности:

    принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

    разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

    рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;

    осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.

Из основных функций уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.

Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.