Квартальная бухгалтерская отчетность отменена. Порядок составления и сроки промежуточной отчетности

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года. Ее составляют нарастающим итогом с начала года*(1). Сдавать промежуточную отчетность компании вправе в сокращенном виде. Это предусмотрено пунктом 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)*(2). Промежуточная отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма N 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку в обязательном порядке представляют только по итогам года. Сдавать их в составе промежуточной отчетности не нужно.

В 2010 году Минфин России издал новый приказ об утверждении форм бухгалтерской отчетности*(3). Однако возникает неясность, когда следует применять данный документ. В пункте 7 указанного приказа сказано, что он "вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год". То есть годовую отчетность за 2011 год необходимо сдавать уже на новых бланках. Из этого следует, что промежуточная отчетность (то есть за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года) должна быть представлена по старым формам *(4). Причина проста - на момент сдачи промежуточной отчетности упомянутый приказ еще не вступит в силу. Следовательно, оснований составлять отчет на новых бланках нет.

Однако в разъяснениях Минфина России рекомендовано все же формировать промежуточную отчетность за 2011 год по новым формам. Ряд специалистов министерства считает, что это позволит добиться более четкой сопоставимости данных промежуточной и годовой отчетности. Отметим, что как старые, так и новые формы являются лишь рекомендуемыми. Компания вправе вообще разработать собственные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и отчитываться по ним. Главное - в них должен соблюдаться порядок расположения тех или иных показателей, который определен в ПБУ 4/99 (разделы IV, V и VI). Как старые, так и новые формы соответствуют этому требованию. Мы же в свою очередь, поможем тем организациям, которые решили формировать промежуточную отчетность уже по новым формам. Тем более что появилось и официальное мнение финансистов в поддержку этого решения (см. письмо Минфина России от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01).

Рассмотрим наиболее существенные изменения в составе показателей промежуточной бухгалтерской отчетности.

В первую очередь обратим внимание на принципиальное отличие в концептуальном построении формата показателей, заложенного в приказе N 66н, по сравнению с ранее использовавшейся методикой. Суть данной новации заключается в том, что приказом Минфина России N 66н предусмотрен обязательный формат представления показателей баланса организации только в разрезе разделов и групп статей, а не по статьям, группам статей и разделам баланса, как это установлено ПБУ 4/99.

Одновременно с этим некоторые статьи (группы статей), которые представляют, с точки зрения Минфина России, особую значимость, наоборот, дифференцированы. Поэтому организации самостоятельно должны определить детализацию показателей по статьям каждой группы (наличие предусмотренных настоящим приказом групп в составе формата баланса является обязательным) исходя из принципа существенности, специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация статей отчетности должна быть зафиксирована в учетной политике организации.

Принципиальной новацией в формате бухгалтерского баланса можно считать введение графы 5 "На 31 декабря 20... г.". Применительно к промежуточному отчету за 2011 год это будет "На 31 декабря 2009 г.". Таким образом, сопоставление текущего периода (отчетного года) теперь должно производиться не только с прошлым (в нашем случае с 2010 г.), но и с позапрошлым, 2009 годом. Таким образом, более четко реализуется задача (требование) о представлении отчетной информации не менее чем за 2 года. Что касается методики заполнения показателей по графе 5, то она ничем не отличается от заполнения показателей по графе 4, то есть данных за предыдущий год. Напомним, что показатели прошлого года приводятся в соответствие с условиями отчетного года (периода) в части структуры организации, а также при необходимости могут быть внесены коррективы, связанные с влиянием существенных ошибок предшествующего отчетного года (предшествующих лет), выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год (прошлый).

Кроме того, в составе показателей новой формы бухгалтерского баланса отсутствует справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах организации. Вместе с тем указанные ценности (объекты) приведены в новой бухгалтерской отчетности в составе показателей отдельных разделов пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая, что пояснения представляются в обязательном порядке только в составе годовой бухгалтерской отчетности (один раз в год), организации могут исходя из принципа существенности дополнительно к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представлять и в промежуточной отчетности соответствующие данные о наличии ценностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах организации. При этом формат таких (в промежуточной отчетности) пояснений должен быть закреплен в учетной политике организации.

В новой форме отчета о прибылях и убытках по-прежнему отражают сведения только за отчетный период, а также за аналогичный период предыдущего года. Вместе с тем, как и в бухгалтерском балансе, в форму отчета о прибылях и убытках введена графа "Пояснения".

В целом в отчет о прибылях и убытках по сравнению с ранее действующим форматом введено незначительное количество новаций. Так, уточнено наименование строк "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы", а также порядок их заполнения. В справочные показатели к отчету о прибылях и убытках добавлены новые строки. В частности, введена строка "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода".

Отметим, что налоговая служба решила унифицировать бланки Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Теперь они приближены к формам налоговой отчетности. Эти бланки, опубликованные на сайте ГНИВЦ ФНС России, содержат Титульный лист бухгалтерской отчетности на двух страницах (в нем указывают данные о компании), форму баланса с указанием кода каждой строки, форму отчета о прибылях и убытках (также с указанием кодов каждой строки) и листы для расшифровки отдельных показателей баланса и отчета (с указанием кодов). Далее в тексте нашего издания мы будем приводить коды тех или иных строк отчетности в соответствии с унифицированной формой. Образцы этих форм, предназначенные для заполнения, размещены в системе "ГАРАНТ".

Порядок заполнения унифицированных бланков такой же, как и порядок налоговых деклараций. То есть в каждую ячейку формы вписывают лишь один знак. Заполняют формы слева направо. При этом отрицательные показатели приводят в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.

Помимо полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, хозяйствующие субъекты могут предоставлять и промежуточные сведения. Когда и какие формы следует предоставлять? Ответы – в нашей статье.

Когда следует предоставлять промежуточную отчетность


Сразу скажем, что единообразия здесь нет.


Так, у разных организаций даты, на которые они должны составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, различаются. Здесь следует руководствоваться наличием или отсутствием:


· соответствующей законодательной обязанности у субъекта;


· нормативно-правовых актов Минфина России, обязывающих предоставлять промежуточную отчетность;


· договоров, учредительными документами и профильными решениями собственников организации.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является отрезок времени с 1 января по отчетную дату того периода, за который она составляется. Об этом говорит часть 4 статьи 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .


Действующем законодательством установлено, что промежуточная отчетность составляется только в тех случаях, когда обязанность ее представления установлена (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ):


· российским законодательством ;


· нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (напомним, что к таковым относятся Минфин России и );


· договорами и учредительными документами экономического субъекта;


· решениями собственника экономического субъекта.

Разберемся подробнее.


Примером установления обязанности по предоставлению промежуточной отчетности на законодательном уровне могут служить положения Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» . Исходя из них, у эмитента ценных бумаг ежеквартально возникает необходимость по предоставлению промежуточных форм.


Что касается договоров, учредительных документов и решений собственников, то здесь речь идет о составлении внутренней промежуточной отчетности с управленческими, аналитическими, корпоративными, контрольно-ревизионными и иным целями.

Какие формы должны входить в состав промежуточной отчетности


В настоящее время сложилась ситуация, когда состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в общем случае, определяют учредители и участники компании.


На практике, чаще всего, указанная отчетность включает в себя:



Дело в том, что состав промежуточной отчетности должен устанавливаться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Имейте в виду: исключением из указанного правила являются учреждения государственного сектора и Банка России.

Федеральные стандарты обязательны к применению, если ими самими не предусмотрено иное (ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).


Разработать указанный стандарт имеет право любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. К таким субъектам, в частности, относятся:


· саморегулируемые организации;


· союзы и ассоциации по развитию бухгалтерского учета.

Утвердить федеральный стандарт может только Минфин России или .


Однако на сегодняшний день стандарты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , еще не утверждены. Соответственно, применяться должны те правила бухгалтерского учета и составления отчетности, которые были утверждены до 1 января 2013 года. Получается, что промежуточная бухгалтерская отчетность должна, как правило, состоять из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Об этом говорит пункт 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н .

Резюме:

1. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является отрезок времени с 1 января по отчетную дату того периода, за который она составляется.
2. Представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговые органы не требуется.
3. В общем случае, промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Согласно ст.13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. При этом выделяется порядок составления и представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Квартальная отчетность организации в соответствии с п.3 ст.14 Закона о бухгалтерском учете получила наименование "промежуточной". Отличием промежуточной отчетности от годовой является ее упрощенный состав, необязательность подтверждения статей баланса данными инвентаризации, а также отсутствие необходимости проведения реформации, заключающейся в распределении финансовых результатов деятельности. Отчетность составляется на основании остатков по счетам и субсчетам учета, выведенных в Главной книге по состоянию на отчетную дату (отчетной датой для квартальной отчетности за год.признается соответственно: 30 июня — для квартальной отчетности за первое полугодие; 30 сентября — для квартальной отчетности за 9 месяцев). Особое внимание при формировании отчетных показателей организациям следует уделить порядку применения новых положений и указаний. Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н;

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Согласно п.29 Положения по ведению бухгалтерского учета и п.49 ПБУ 4/99 квартальная (промежуточная) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (приложение 2), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Последнее положение означает, что состав промежуточной отчетности, представляемой по требованиям учредителей организаций, может включать и иные формы. При этом действующими на сегодняшний день требованиями законодательства регламентирован только объем представляемой организациями отчетности. Непосредственно в качестве форм бухгалтерской отчетности организации вправе использовать самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99. При разработке своих самостоятельных форм или применении утвержденных, а также, как вариант, при изменении утвержденных форм, организации должны руководствоваться требованиями ПБУ 4/99, Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н, а также разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 3 апреля 2002 г. N 16-00-16/51, о структуре и составе используемых форм бухгалтерской отчетности. В частности, согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организация вправе принять решение о представлении отчетности по утвержденным Минфином России формам, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, определенные ПБУ 4/99. В случае если этого не достигается, организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, предъявляемых к составу показателей отчетности действующим законодательством.

При разработке форм бухгалтерской отчетности самостоятельно организациями должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк итоговых разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма N 1). Если организация примет решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то при разработке, изготовлении и использовании бланков форм должно быть обеспечено достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия. Организации вправе в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, приведенного в Приложении 2 к Приказу Минфина России N 4н, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

Сроки, порядок и адреса представления промежуточной бухгалтерской отчетности В соответствии с п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности квартальная отчетность должна представляться в течение 30 дней по окончании соответствующего квартала. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности должен считаться следующий за ним рабочий день. Согласно п.1 ст.15 Закона о бухгалтерском учете промежуточная бухгалтерская отчетность представляется учредителям и участникам организации, собственникам ее имущества (если перечисленные адреса предусмотрены учредительными документами организации), а также территориальным органам государственной статистики.

Кроме этого, в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 части первой НК РФ квартальная отчетность должна представляться также и в налоговые органы по месту регистрации организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны представлять бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Согласно новой редакции п.6 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность может составляться, храниться и представляться соответствующим пользователям в установленной форме на бумажных носителях, а при наличии технических возможностей и с согласия пользователей — может также представляться в электронном виде. Исходя из этого, отчетность может быть представлена в установленные адреса непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или же передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации представить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления по принадлежности. При получении отчетности по телекоммуникационным каналам связи получатель обязан передать организации квитанцию о приеме в электронном виде. Исходя из вышеизложенного, конкретным днем представления организацией бухгалтерской отчетности по принадлежности, по которой определяется исполнение требований действующего законодательства, является дата отправки почтового отправления с описью вложения, дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи или же дата фактической передачи отчетности по принадлежности. Согласно Методическим рекомендациям по отчетности при представлении отчетности на бумажных носителях, отчетность в обязательном порядке должна прилагаться к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. В представляемых отчетных формах не допускаются подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждаются лицами, подписавшими бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Отчетность представляется в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно. Подписываться она должна руководителем и главным бухгалтером организации. При этом реквизиты о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера должны проставляться только в случае его фактического наличия у бухгалтера, подписавшего отчетность (Письмо МНС России от 20 апреля 2001 г. N АС-6-16/332 "О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера"). Если такого аттестата у главного бухгалтера нет, проставляются прочерки. Главный бухгалтер (бухгалтер), не владеющий квалификационным аттестатом профессионального бухгалтера, имеет полное право подписи отчетности.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерскийучет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Россия наметила новый этап реформирования системы бухгалтерского учета, ориентированный на переход к международным стандартам. Это вызвано требованиями времени, вступлением страны в ВТО, необходимостью единообразного подхода к представлению финансовой отчетности. Данная статья раскрывает требования к формированию и представлению промежуточной отчетности в связи с принятием нового Закона о бухгалтерском учете <1>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает конкретные периоды формирования промежуточной отчетности. В п. 3 ст. 14 данного Закона закреплено: месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Подобных положений о периодичности формирования промежуточной отчетности новый Закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу 1 января 2013 г., не содержит.

Данный Закон устанавливает два вида отчетности: годовую и промежуточную (п. п. 3, 4 ст. 13). По смыслу п. 1 ст. 18 указанного Закона обязательной будет только годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в орган государственной статистики по месту государственной регистрации экономического субъекта. При этом положений об обязанности представления указанной отчетности в налоговый орган Закон не содержит .

Как следует из п. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, которым является календарный год (п. 1 ст. 15).

Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы определены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Так, Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ внесены изменения в указанную правовую норму, в которой:

  • во-первых, закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • во-вторых, установлен срок представления отчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года , за исключением случаев, когда организация в соответствии с законодательством не обязана вести бухгалтерский учет.

Таким образом, с 01.01.2013 компаниям не придется сдавать в налоговые органы квартальную бухгалтерскую отчетность (см.

Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Вместе с тем остается неясным вопрос о необходимости формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Промежуточная отчетность: составлять или нет?

Закон о бухгалтерском учете предусматривает формирование промежуточной финансовой отчетности. Так, в п. 4 ст. 13 указано: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

При этом в рассматриваемом Законе не оговорено, в каких именно случаях и куда необходимо сдавать промежуточную отчетность. Какие периоды определены для формирования и сдачи периодической отчетности? Какие формы отчетности следует включать в ее состав?

Определенный ответ на эти вопросы можно найти в п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете: состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, определяется федеральными стандартами.

Из данного пункта следует, что мы должны ожидать выхода в свет федерального стандарта.

Минфин планирует создать в своем составе структурное подразделение "Совет по стандартам бухгалтерского учета", на который предполагает возложить обязанности по разработке федеральных и отраслевых стандартов учета. Разработка федеральных стандартов будет осуществляться открыто посредством СМИ и Интернета, то есть каждое заинтересованное лицо сможет в течение трех месяцев после даты публикации стандарта внести свои предложения и дать рекомендации. Подобного рода практика публичного обсуждения разрабатываемых стандартов применяется Советом по МСФО.

Однако до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов ст. 30 Закона о бухгалтерском учете предписывает применять правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Закона, к которым относится и Минфин.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете после 01.01.2013 продолжает действовать ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <2>, в п. 48 которого закреплено, что организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Требование о формировании промежуточной отчетности содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <3>. Очевидно, что на основании приведенных норм экономические субъекты и после вступления в силу Закона о бухгалтерском учете обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Между тем возможно, что до 30.04.2013 (вероятный срок составления бухгалтерской отчетности за I квартал 2013 г.) будут изменены названные нормативные документы или приняты новые стандарты, регламентирующие порядок и периодичность формирования промежуточной бухгалтерской отчетности.

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Закон о бухгалтерском учете является "первой ласточкой" грядущих коренных изменений в бухгалтерском учете РФ в направлении перехода на МСФО, обусловленного в том числе и вступлением РФ в августе 2012 г. в ВТО. Поэтому попытаемся найти ответы на вопросы о составе и требованиях к промежуточной отчетности в МСФО (IAS) 34 <4>.

<4> Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

Промежуточная финансовая отчетность, в соответствии с данным Стандартом, содержит набор финансовых отчетов за период меньший, чем полный отчетный год (полугодие, квартал) деятельности организации. При этом Стандарт не настаивает на обязательном составлении такой отчетности, поскольку предполагается, что требование о ее представлении должно содержаться в национальном законодательстве, например в Законе о бухгалтерском учете.

Состав промежуточной отчетности

Согласно МСФО (IAS) 34 промежуточная отчетность может состоять из сокращенных форм финансовых отчетов, хотя не запрещается составлять ее в полном объеме. Главное, чтобы в этой отчетности раскрывалась информация за промежуточный период, уместная и необходимая для понимания финансового положения и результатов деятельности организации в течение данного периода.

Сокращенный формат отчетности предполагает включение в нее каждого из заголовков и промежуточных статей, которые присутствовали в последней годовой финансовой отчетности.

Промежуточный финансовый отчет включает следующие сведения:

  • сжатый бухгалтерский баланс (по состоянию на конец промежуточного периода) и сравнительный бухгалтерский баланс (по состоянию на конец предшествующего финансового года);
  • сжатый отчет о прибылях и убытках (за текущий промежуточный период и нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату), а также сравнительные показатели за соответствующие периоды предшествующего финансового года. Организация, которая публикует промежуточную финансовую отчетность ежеквартально, готовит, например, в III квартале четыре отчета о прибылях и убытках: один — нарастающим итогом за девять месяцев с начала текущего года, второй — за III квартал, третий и четвертый — сравнительные отчеты о прибылях и убытках за соответствующие периоды предыдущего финансового года;
  • сжатые отчеты о движении денежных средств (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего финансового года);
  • сжатые отчеты об изменениях в капитале (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего года);
  • выборочные пояснительные примечания.

Требования к составлению промежуточной отчетности

Промежуточная отчетность в течение всего года должна составляться на основе единой учетной политики. Если в течение года проводится ее изменение, вся ранее поданная промежуточная финансовая отчетность должна быть представлена повторно с изменениями, вытекающими из новой учетной политики. Проведения инвентаризации имущества на промежуточные даты, как правило, не требуется, а переоценка основных средств необходима только при составлении годовой финансовой отчетности.

Частота представления промежуточной отчетности не влияет на оценку годовых результатов организации. С точки зрения промежуточной финансовой отчетности оценка производится за период с начала года до отчетной даты дискретным методом.

Доходы, получаемые сезонно, циклично и нерегулярно (дивиденды, лицензионные платежи, правительственные субсидии и т.д.), должны прогнозироваться и переноситься в целях составления промежуточной отчетности, если предположение или такая отсрочка не будут обоснованными на конец финансового года организации.

Затраты, понесенные неравномерно в течение финансового года, должны предвидеться или переноситься в целях составления промежуточной отчетности в том случае, когда есть основания предполагать или переносить такие затраты на конец финансового года. Например , затраты на проведение крупного планового периодического ремонта, который предполагается сделать в конце года, учитываются для целей составления промежуточной отчетности, если только организация не имеет на этот счет иного правового или традиционного обязательства.

В выборочных пояснениях к промежуточной отчетности должны быть раскрыты все существенные изменения, произошедшие с момента составления последней годовой финансовой отчетности, приведены комментарии о сезонности операций, описаны характер и сумма нетипичных позиций, приведены изменения в предшествующих оценках, изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, выплаченных дивидендов. Раскрывается также информация о выручке и результатах по сегментам, покупке или продаже дочерних компаний и долгосрочных инвестициях, реструктуризации и прекращаемой деятельности, об изменениях в условных активах и обязательствах.

Раскрытие информации, содержащейся в промежуточной отчетности

Промежуточная финансовая отчетность и выборочные пояснения предназначены для раскрытия всех изменений, произошедших с момента составления последней годовой финансовой отчетности. Такие пояснения должны отражать:

  • доказательства того, что учетная политика применялась последовательно, и описание любых последующих ее изменений, пояснительные комментарии о сезонности или цикличности операций;
  • характер и сумму факторов, влияющих на активы, обязательства, капитал, чистую прибыль или потоки денежных средств, которые являются необычными из-за своего характера, размера или происхождения;
  • изменения в оценках сумм, представленных в предыдущих промежуточных периодах финансового текущего года или в предшествующие годы;
  • изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, включая факты непогашения обязательств или нарушения долговых соглашений;
  • выплаченные дивиденды;
  • выручку и результаты по отраслевым или географическим сегментам (в зависимости от того, какой формат по сегментной отчетности является приоритетным);
  • события, произошедшие после отчетной даты;
  • покупку и продажу дочерних предприятий, долгосрочных инвестиций, реструктуризацию и прекращаемую деятельность;
  • изменения в условных обязательствах и условных активах;
  • доказательства того, что промежуточная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с МСФО.

Если оценка суммы, представленной в промежуточной финансовой отчетности, существенно меняется в течение окончательного промежуточного периода финансового года, а отдельный финансовый отчет за окончательный промежуточный период не публикуется, характер и сумма этого изменения в оценке показателя должны раскрываться в примечаниях к годовой финансовой отчетности с указанием существенных изменений последнего периода, их причин, величины и т.п.

Изменение требований к составлению отчетности

Существенное изменение требований к бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам объясняется различными факторами.

Так, в отношении бухгалтерской отчетности — стремлением отказаться от излишних квартальных форм, что освободит организации от необходимости обосновывать расхождения между квартальной отчетностью и декларациями по налогу на прибыль. С 2013 г. налоговые органы смогут потребовать подобные объяснения только по итогам года.

Кроме того, введенные изменения соответствуют МСФО, в частности МСФО (IAS) 34, не предполагающему обязательного представления финансовой отчетности в контролирующие органы.

Таким образом, с 1 января 2013 г. экономические субъекты должны будут сдавать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в налоговые органы один раз в год не позднее трех месяцев с окончания финансового года. Кроме того, данную информацию необходимо представлять в двух экземплярах: один — в территориальные подразделения ФНС, другой — в Росстат. Тем не менее составлять промежуточные своды и вести бухгалтерский учет поквартально организациям необходимо, поскольку в настоящий момент продолжают действовать нормы ПБУ 4/99, в которых определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

О периоде формирования промежуточной отчетности

Отметим, что период составления промежуточной отчетности никак не освещен ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в других нормативных актах.

Рассматриваемая отчетность — это сведения за промежуточный период, которым может быть квартал или полугодие. МСФО (IAS) 34 также не содержит конкретных требований к периодичности составления промежуточной финансовой отчетности. На практике она чаще всего формируется за квартал, поскольку составление ежемесячных финансовых отчетов — слишком трудоемкий процесс.

Однако при выборе периода формирования промежуточной отчетности нужно руководствоваться в первую очередь информационными потребностями менеджеров, собственников и потенциальных инвесторов. Кроме того, такая информация необходима прежде всего самим экономическим субъектам. Поэтому, если законодательные акты не предписывают периодичность ее составления с указанием федеральных и ведомственных учреждений, в которые ее нужно представлять, руководству компании не следует отказываться от ее составления.

Российское законодательство всегда предполагало составление квартальной отчетности. Для публичных компаний существуют отчеты эмитента — как квартальные, так и полугодовые. Нужно ориентироваться на требования тех пользователей или же тех органов, которые требуют составления отчетности и являются ее официальными получателями. Скорее всего, квартальная отчетность не должна быть обязательной. Если говорить о публичных компаниях, то полугодовая отчетность будет обязательным элементом.

Конечно же, составлять отчетность ежемесячно достаточно трудно, хотя это может быть вполне оправданно, если, с точки зрения инвестора, такая информация является полезной. Полгода, на наш взгляд, слишком большой промежуток, и в этом случае информация может быть несвоевременной. Таким образом, при выборе периода для составления промежуточной отчетности следует руководствоваться, с одной стороны, потребностями пользователей отчетности в информации о компании, а с другой — трудоемкостью и целесообразностью ее подготовки. Потому каждая компания должна выбрать и закрепить в учетной политике свой промежуточный период, если это не будет прописано в законодательных и нормативных актах.

На практике экономические субъекты составляют промежуточную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34 в двух случаях:

  • менеджмент добровольно принял решение о подготовке промежуточной финансовой отчетности для обеспечения потенциальных инвесторов максимально оперативной и достоверной информацией о финансовом состоянии предприятия;
  • компания публикует промежуточную отчетность в соответствии с обязательными требованиями регулирующих органов.

По мнению авторов, отказываться вовсе от подготовки промежуточной отчетности было бы неразумно. Прежде всего ежемесячные и квартальные данные необходимы руководству предприятия и его собственникам для ведения управленческого учета и принятия управленческих решений, поскольку они позволяют получать информацию о деятельности компании и выполнении составленных планов. Отчетные документы позволяют своевременно совершенствовать и разрабатывать новые стратегии бизнеса, оценивать экономическую эффективность и стабильность фирмы. Кроме этого, составление квартальной финансовой документации необходимо, например, для определения действительной стоимости доли участника при выходе его из общества. Не стоит также забывать, что промежуточные экономические данные важны третьим лицам, которые заинтересованы в сотрудничестве с компанией: банкам, инвесторам, поставщикам, покупателям. Зачастую при заключении договоров одним из условий продолжения сотрудничества является обязанность регулярно показывать балансы компании.

Такие документы позволяют судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности.

* * *

В данной статье мы постарались донести до читателя, что переход на международные стандарты учета предоставляет экономическим субъектам определенную степень свободы при выборе периода формирования промежуточной отчетности, то есть обеспечивает минимизацию "бюрократии" и "обязаловки" при представлении периодической отчетности в государственные органы.

А.А.Никитина

кафедры бухгалтерского учета и анализа

аграрный университет"

Л.Р.Давлетбаева

заведующая кафедрой

бухгалтерского учета и анализа

ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный

аграрный университет"

Отчетность. Ее состав. Определение, сроки и требования к отчетности согласно ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовым положением организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Цель бухгалтерской отчетности — обобщение учетных данных за определенное время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Бухгалтерскую отчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации в не зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.

Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, движения по банковским счетам не является основанием для не сдачи бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность формируется и сдается в налоговые органы по состоянию на следующие даты календарного года:

  • на 01 апреля, то есть за первый квартал отчетного года;
  • на 01 июля, то есть за первое полугодие отчетного года;
  • на 01 октября, то есть за девять месяцев отчетного года;
  • на 01 января, то есть за отчетный год.

Отчетным периодом признается год.

Бухгалтерская отчетность, сдаваемая на 01.04, 01.07 и на 01.10, считается промежуточной.

Состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма №1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма №2);
  • отчета об изменениях капитала (форма №3);
  • отчета о движениях денежных средств (форма №4);
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения для организаций, подпадающих под обязательный аудит.

Субъекты малого предпринимательства имеют право формировать и сдавать только бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности:

  • годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года (то есть до 1 апреля);
  • квартальная (промежуточная) отчетность – в течение 30 дней по окончанию квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября включительно).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы после ее утверждения компетентным органом юридического лица, определенным учредительными документами организации. В ООО таким органом является Общее собрание участников, в ЗАО, ОАО – общее собрание акционеров.

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99)
(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра финансового учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Тема: Особенности формирования промежуточной бухгалтерской отчетности

Специальность 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Специализация — Бухгалтерский учет, контроль налогообложения

и судебно – бухгалтерская экспертиза

УФ, 3 курс, гр. 31 УС Н.А. Столярова

Руководитель

к.э.н., доцент Е.А. Боброва

Орел 2009

ВВЕДЕНИЕ

1. Виды, назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Нормативное регулирование и принципы формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, общие требования, предъявляемые к ней

3. Организационно – экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

4. Особенности процедуры составления промежуточной бухгалтерской отчетности

5. Влияние учетной политики организации на состав и оценку показателей бухгалтерской (финансовой)отчетности

6. Бухгалтерский баланс как источник информации о финансовом положении организации.

Оценка статей бухгалтерского баланса

7. Показатели отчета о прибылях и убытках и их взаимосвязь с бухгалтерским учетом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Отчетность является заключительным этапом любой системы учета, завершающей стадией учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы. Она включает совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей.

Отчетность необходима также и для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для принятия правильных управленческих решений.

Отчетность должна быть достоверной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и данные об изменениях в его финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность предприятия включают дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения пред­определенных результатов, информация не является нейтральной.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской отчетности отдельно.

Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Если показатель несуществен в обособленном виде, он объединяется с другими в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним (в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках или пояснительной записке). При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение предприятием вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Как минимум предприятие должно раскрыть в бухгалтерской отчетности данные по группам статей, включенным в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

При отсутствии тех или иных показателей, необходимых для выработки у пользователей отчетности полного представления о финансовом положении предприятия, следует исходить из требований принципа существенности, согласно которому в бухгалтерскую отчетность включаются дополнительные показатели, необходимые пользователю для принятия решения. Кроме того, непосредственно в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, (как «в том числе» или «из них», к соответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должна быть раскрыта вся существенная информация (существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% согласно приказу Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003г. № 67н). Предприятие может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.

При разработке и принятии содержания пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предприятие вправе для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенных показателей или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), согласно образцу формы, представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать эти показатели в пояснительную записку.

Существенным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее открытость. Она должна быть открытой для ознакомления пользователей-учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Правительство РФ издало Постановление от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке». Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408 «Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке».

Целями и задачами бухгалтерской финансовой отчетности является достоверное отражение финансового положения предприятия, отражение правильного учета на предприятии, на основании этого будут сделаны соответствующие выводы об организации.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

1. Виды, состав, значение и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. В свою очередь, отчетный период - это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации. Принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности является одним из определяющих принципов, положенных в основу методологии бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность

Вопрос: Кто относится к числу пользователей бухгалтерской отчетности?

Ответ: Пользователями бухгалтерской отчетности являются учредители (участники), собственники имущества, инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики, работники и другие лица, заинтересованные в информации об организации (п. 4 ПБУ 4/99, п. п. 3.3, 3.4 Концепции). В качестве иных лиц, заинтересованных в информации об организации, можно привести органы власти, которым эта информация необходима для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения (пп. 6 п. 3.4 Концепции). Таким образом, пользователями бухгалтерской отчетности являются в том числе органы государственной статистики и налоговые органы.

1. Организации обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.

Формат представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.

При представлении бухгалтерской отчетности в налоговые органы на бумажном носителе следует принять во внимание Письмо ФНС России от 09.12.2015 N СД-4-3/21620 и Информационное сообщение ФНС России "О сдаче отчетности на бланках со штрих-кодом", а при подаче отчетности в электронной форме — Письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@. В данном Письме содержатся разъяснения о порядке представления отчетности по Форматам, утвержденным Приказами ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ и от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@. Хотя в настоящее время эти Форматы не применяются, считаем, что разъяснения остаются актуальными.

Вопрос: Обязаны ли организации представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронной форме?

Ответ: В Налоговом кодексе РФ не установлена обязанность для организаций представлять годовую бухгалтерскую отчетность в электронной форме. Ее представление в электронной форме является правом налогоплательщика, а не обязанностью (Письма Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055, ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316, от 10.01.2012 N АС-4-3/10@).

Вопрос: Требуется ли доверенность для представления бухгалтерской отчетности организации в налоговый орган?

Ответ: Полномочия лица, которое представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 — 187 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Исключением является законный представитель организации: директор, генеральный директор и т.п. (п. 1 ст. 27 НК РФ).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность простого товарищества?

Ответ: Нет. Представление бухгалтерской отчетности простого товарищества в налоговые органы не предусмотрено ст. 23 НК РФ. Аналогичный вывод содержит Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-02-07/2/62783 (направлено Письмом ФНС России от 30.12.2014 N ГД-4-3/27197).

2. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлена обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности органу государственной статистики .

Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации утвержден Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220.

Вопрос: Каков срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2015 г.?

Ответ: И в орган государственной статистики, и в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за 2015 г. необходимо представить до 31 марта 2016 г. включительно, так как на эту дату истекает трехмесячный срок с даты окончания отчетного года — 31 декабря 2015 г. (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 3 ст. 192 ГК РФ, п. 5 ст. 6.1, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вопрос: Какой день считается датой представления бухгалтерской отчетности?

Ответ: Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности (п. 47 ПБУ 4/99, п. 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

В случае отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи датой представления отчетности в Росстат считается дата отправки, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении (п. 8 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

При передаче бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган датой ее представления считается дата отправки, зафиксированная оператором электронного документооборота.

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики промежуточную бухгалтерскую отчетность?

Ответ: Нет. Представление промежуточной бухгалтерской отчетности ни в налоговые органы, ни в органы государственной статистики не предусмотрено (Письмо ФНС России от 20.09.2012 N 3-2-17/475@, п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики аудиторское заключение в тех случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно?

Ответ: В органы государственной статистики — да, следует. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в орган государственной статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.

2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01, абз. 2 п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В налоговые органы аудиторское заключение организации представлять не обязаны (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545).

3. Кроме того, организации обязаны представить бухгалтерскую отчетность по другим адресам, предусмотренным законодательством РФ, учредительными документами организации, решениями соответствующих органов управления организацией (п. 44 ПБУ 4/99, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Вопрос: Как утверждается, в каком объеме и в какие сроки представляется годовая бухгалтерская отчетность ООО?

Ответ: Утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО находится в компетенции общего собрания его участников (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).

Уставом ООО должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться в период с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). За 30 дней до проведения общего собрания (если уставом ООО не предусмотрен более короткий срок) участникам общества должны быть представлены (п. п. 3, 4 ст. 36, ст. 48, п. п. 3, 5 ст. 47, п. 6 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ):

— годовая отчетность общества;

— аудиторское заключение (оно требуется только в случаях, когда проведение аудита обязательно);

— заключение ревизионной комиссии (необходимо только в обществах, число участников которых превышает 15 человек).

ООО представляют годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и в налоговые органы в общем порядке, т.е. в том же составе и в те же сроки, что и другие организации.

См. дополнительно:

— формы бухгалтерской отчетности;

— упрощенные формы бухгалтерской отчетности (в том числе для малых предприятий);

— объем представляемой бухгалтерской отчетности, в том числе для малых предприятий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Согласно законам РФ, каждая организация обязана ежегодно подавать отчеты в органы Росстата и налоговую инспекцию. Но чтобы успешно вести бизнес, зачастую приходится подводить итоги своей деятельности гораздо чаще. Для этого существует промежуточная бухгалтерская отчетность, с ключевыми элементами и этапами составления которой мы предлагаем ознакомиться в статье.

Законодательное обоснование

Ведение финансовой документации регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Следует помнить, что каждый год принимаются поправки и дополнения. В настоящий момент действует закон № 402 от 06.12.2011. Также необходимо учитывать требования положений, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

Цели и условия ведения документации

Бухгалтерская отчетность – это совокупность документов, которые отражают все нюансы хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, завершающий этап работ, который дает наиболее полную картину экономической ситуации на предприятии. Ведомости составляются по данным бухгалтерского, оперативного и статистического учета.

Отчетная документация – это не только дань действующему законодательству, она также позволяет руководителю предприятия проанализировать результаты производства, принять важные решения по планированию хозяйственной деятельности, сориентироваться в будущих планах, вычислить излишние расходы и так далее.

Кроме того, контролирующие органы – аудиторские организации, налоговая служба – посредством анализа данных могут дать исчерпывающую оценку успешности организации, определить, соблюдены ли необходимые законодательные требования. В случае, если руководителю предприятия понадобится экспертное заключение или экономический анализ организации, специалисту также необходимо будет изучить бухгалтерскую отчетность.

Виды отчетности

Поскольку бухгалтерская отчетность строится на данных из документов первичного бухгалтерского учета, необходимо соблюдать установленные требования к их ведению. В первую очередь имеется в виду непрерывность, достоверность и своевременность. Сведения должны быть представлены четко и объективно и в такой форме, чтобы данные, например, за июль 2018 года можно было легко сравнить с данными за июль 2016 и 2017 годов. Разумеется, что нельзя указывать недостоверную информацию, намеренно искажать факты и данные.

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по целевому назначению, по степени обобщения данных и по периодичности составления. По периодичности составления бывает промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность.

Годовая отчетность

Ясно, что годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с января по декабрь текущего года. Затем ее отправляют на проверку в налоговую службу.

Согласно требованиям закона «О бухгалтерском учете», в годовую отчетность следует включать:

  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • отчет о финансовых результатах с приложениями;
  • пояснительную записку.

Если предприятие подлежит обязательному аудиту, к годовой бухгалтерской отчетности обязательно должно прилагаться аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность отчетности. Бухгалтерский баланс и прочие документы можно подписывать только после того, как проведен аудит и сделано соответствующее заключение.

Промежуточная отчетность

Промежуточная бухгалтерская отчетность, которую также называют внутригодовой, составляется за месяц или квартал.

Она состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах.

В соответствии с федеральными законами и внутренними актами предприятия, в промежуточную отчетность также могут быть включены пояснительная записка (как при составлении годовой отчетности) и другие отчеты (например, о движении денежных средств). Поскольку промежуточная отчетность чаще всего служит для отражения ситуации для руководства, а не для сторонних специалистов, решение о ее содержании тоже оставляют за руководством.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс включает отчет о хозяйственном состоянии организации, достигнутом за определенный период, и сведения о том, какие долги числятся за предприятием. Другими словами, информацию об активах и обязательствах.

Активы компании – это все имущество, которым она владеет: земля, здания (в том числе арендованные), изготовленная продукция, сырье, транспорт, оборудование и тому подобное. Пассивы предприятия – это все источники средств, как собственные, так и заемные (например, деньги, одолженные в банке).

Суммы активов и пассивов в бухгалтерском балансе за отчетный период должны быть равны: капитал, резервы и обязательства показывают, откуда на предприятии появились средства, а активы – как эти средства были израсходованы. В приложения к бухгалтерскому балансу могут входить отчеты о движении средств, о прибылях и убытках, а также заключения аудиторов.

Отчет о финансовых результатах

Кроме баланса, в состав промежуточной бухгалтерской отчетности включают также доклад о финансовых результатах. Это документ, который составляется по утвержденной Министерством финансов Российской Федерации форме № 2 (код 0710002).

Отчет отражает все доходы и расходы и дает ясное представление о чистой прибыли, которую получило предприятие, а также убытках, которые оно понесло.

В бланк отчета вносят следующие данные:

  • даты отчетного периода, наименование предприятия, необходимые коды, форму собственности и единицы измерения, используемые в отчете (тысячи либо миллионы);
  • сумму выручки за товар, услуги и/или работы;
  • себестоимость;
  • валовую прибыль – разницу между суммой выручки и себестоимостью;
  • коммерческие и управленческие расходы;
  • прибыль или убыток от продаж;
  • доходы от других предприятий и организаций;
  • процент к получению по разным займам, депозитам и тому подобному;
  • проценты к уплате по кредитам, займам и тому подобному;
  • прочие доходы и расходы;
  • прибыль или убыток без учета налогообложения;
  • сумму текущего налога на прибыль и прочие постоянные налоговые обязательства;
  • отложенные налоговые обязательства (при необходимости);
  • сумму чистой прибыли или убытка;
  • результат от переоценки и прочих операций;
  • финансовый результат периода.

Отчет о финансовых результатах должен быть подписан руководителем предприятия.

Обязательно ли составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность

В связи с тем, что в последней редакции закона «О бухгалтерском учете» не упоминается промежуточная бухгалтерская отчетность, сложилось мнение, что составлять ее необязательно, да и налоговые службы не требуют. Эксперты расходятся во мнениях, является ли составление ежемесячных и ежеквартальных отчетов обязательным с точки зрения закона, но все же рекомендуют не пренебрегать промежуточной отчетностью, поскольку это гарантирует более точный учет и возможность избежать ошибок.

Промежуточная финансовая отчетность представляет собой либо полную финансовую отчетность компании, либо сокращенный вариант финансовой отчетности за промежуточный период. Промежуточный период - период короче полного финансового года (полугодие, квартал). Решение о предоставлении промежуточной финансовой отчетности принимается компаниями самостоятельно. Требования о ее составлении могут исходить от регуляторов бирж ценных бумаг, правительства, акционеров и прочих. Составление промежуточной финансовой отчетности регулируется требованиями IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

Полный комплект финансовой отчетности составляется в соответствии с IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и состоит из:

  • отчета о финансовом положении;
  • отчета о совокупном доходе;
  • отчета об изменении в капитале;
  • отчета о движении денежных средств;
  • примечаний к финансовой отчетности, включая краткое пояснение положений учетной политики и прочих пояснений;
  • отчета о финансовом положении по состоянию на начало самого раннего сравнительного периода, когда компания применяла учетную политику на ретроспективной основе или производила ретроспективный пересчет или переклассификацию статей.

Сокращенный вариант финансовой отчетности включает:

  • сокращенный отчет о финансовом положении;
  • сокращенный отчет о совокупном доходе;
  • сокращенный отчет об изменениях в капитале;
  • сокращенный отчет о движении денежных средств;
  • выборочные пояснения.

«Сокращенный» означает, что раскрытия и примечания в данной отчетности сокращены по сравнению с полной финансовой отчетностью. Такая отчетность должна включать каждый заголовок и промежуточный итог, которые были включены в годовую финансовую отчетность, а также наиболее значимые раскрытия и пояснения к отчетности. Промежуточная финансовая отчетность должна быть консолидированной, если последний полный финансовый отчет был консолидированным, иначе она будет не сопоставима.

Отчетные периоды при составлении промежуточной финансовой отчетности зависят от целей составления отчетности.

В промежуточной отчетности должна быть раскрыта информация о наиболее значимых событиях и операциях:

  • использование учетной политики такой же как и при подготовке полной отчетности, а в случае изменений их влияние на отчетность;
  • информация о сезонности деятельности компании;
  • необычные для компании статьи, влияющие на активы, обязательства, капитал, прибыль;
  • изменения в расчетных оценках сумм, отраженных в предыдущих периодах;
  • информация об эмиссии, выкупе и погашении ценных бумаг;
  • информация о выплате дивидендов;
  • необходимая информация о сегментах;
  • а также существенные события, произошедшие после завершения отчетного периода.

Подлежит раскрытию факт составления промежуточной финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Информация признается существенной и подлежит отражению в промежуточной финансовой отчетности, если ее отсутствие или искажение может повлиять на принятие решений пользователями отчетности.

При подготовке промежуточной финансовой отчетности для обеспечения оперативности могут использоваться некоторые упрощения. Например, необязательно привлекать профессиональных оценщиков для определения справедливой стоимости основных средств. Компания, при составлении промежуточной финансовой отчетности, может не переоценивать основные средства или переоценить их самостоятельно. Также не требуется полная процедура инвентаризации и оценки запасов. На промежуточную дату достаточно предварительного подсчета. Привлечение юристов или других консультантов для оценки условных событий также может не потребоваться.

Подготовить полную и промежуточную финансовую отчетность по МСФО можно в программе " ".