За какой период составляется промежуточная бухгалтерская отчетность. Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Состав отчетности

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации - от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе - не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя - закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В ФЗ № 402 от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» в статьях 13 и 15 прописаны основные условия формирования , где прописано, что годовые отчетные данные призваны показывать правдивую информацию о финансовом состоянии субъекта на установленную дату, движении денежных потоков за период. Также в 13 статье Закона о бухгалтерском учете, в пунктах 4 и 5 сказано и о промежуточной бухгалтерской отчетности, когда ее нужно делать и каким компаниям.

Согласно Закону о бухучете с 1 января 2013 года промежуточная отчетность фирмы составляется в тех случаях, которые установлены российским законодательством и иными правовыми актами (Минфина России и ЦБ РФ) (п. 4 ст. 13 ФЗ № 402). К примеру, промежуточная финансовая отчетность может быть подготовлена, если:

Обратите внимание, что с 1 января 2013 года финансовая отчетность за квартал в налоговую службу не предоставляется (ст. 23 НК РФ).

Промежуточная отчетность составляется за период с 1 января по последний день соответственного периода, то есть за такой период времени, который менее отчетного годового периода. Такие отчетные данные обязаны к составлению, если это утверждено:

Порядок состава учета и формирование курсовой отчетности установлены ЦБ РФ и ответственными за это органами исполнительной власти.

Промежуточная бухгалтерская отчетность и соблюдение налогового законодательства

Необходимость формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность налоговому органу предусмотрена российским Налоговым кодексом. Курсовых положений в кодексе не прописано. Но в законодательстве присутствует противоречие относительно периодичности составления бухгалтерской отчетности, то есть какой период называть «промежуточным».

В одном из положений по бухгалтерскому учету говорится, что субъект должен формировать за месяц, квартал с начала отчетного периода нарастающим показателем промежуточную бухгалтерскую отчетность, если законодательно не установлено иное. Следующий пункт того же положения говорит, что такая отчетность требуется в случаях, если они установлены учредительными документами субъекта или законодательством государства. Выступать против этих положений не должны отраслевые и федеральные стандарты (ст. 21 п. 15 ФЗ № 402).

Отсюда следует, что состоять и быть показана промежуточная отчетность, основываясь лишь на положении «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России № 43н от 06.07.1999г.), не должна.

В то время как предоставление промежуточной бухгалтерской отчетности за 2014 или в 2015 году в налоговый орган и управление статистики законодательно не установлено. Получается, что если к субъекту не применима обязанность составления и формирования промежуточных финансовых данных, но он считает это необходимым для собственных целей, то данное решение должно быть прописано в составе нормативных стандартов. В данных актах должно быть зафиксировано это решение, а также частота, срок, объем, форма и порядок, как составляется финансовая промежуточная отчетность и т. д.

К таким актам относится , что утверждена его руководителем. Или же дополнения к ней, которые должны быть утверждены отдельным приказом. Этими актами урегулирована промежуточная бухгалтерская отчетность 2014 или 2015 года. Такие документы являются внутренними локальными нормативными актами компании в сфере регулирования бухгалтерского финансового учета, главное - чтобы они не противоречили курсовым отраслевым и федеральным положениям.

Положения ст. 269 НК РФ и составление бухгалтерской отчетности

Минфин России неоднократно разъяснял вопрос установления размера собственного капитала при подсчете величины процентов по контролируемой задолженности, которые признаются расходом. Согласно этим данным собственный капитал это ни что иное, как разница между пределом обязательств плательщика и суммой чистых активов. Величина обязательств предприятия и сумма активов должны быть определены из данных промежуточного бухгалтерского учета соответственно порядку определения стоимости активов акционерных обществ.

Исчислению подлежит пограничная величина процентов по контролируемой задолженности, признаваемых расходом, методом деления суммы процентов, что начислены налогоплательщиком в налоговом периоде, на показатель капитализации, что рассчитан на последнюю отчетную дату налогового периода. Делать это нужно каждое крайнее число отчетного финансового периода согласно ст. 269 п. 2 НК РФ. Метод подсчета коэффициента капитализации определен ст. 269 п. 2 НК. При этом норма не включает конкретного источника данных для установления величины собственного капитала при необходимости расчета собственного коэффициента.

Чтобы определить коэффициент капитализации, нужно величину непогашенной соответствующей задолженности поделить на размер собственного капитала, что соответствует части участия предприятия другого государства в уставном капитале российского предприятия, полученный результат нужно разделить на 3. Организации лизинговой деятельности и банки полученный результат должны делить на 12,5. Устанавливая границу собственного капитала, в учет не будут взяты суммы долговых обязательств - инвестиционный налоговый кредит, суммы рассрочек и отсрочек, задолженность по налогам и сборам, текущая задолженность уплаты налогов и сборов.

Для сравнения, подп. 3 п. 3 ст. 25 НК РФ прямо обязывает налогоплательщика в установлении размера чистых активов предприятия, основываясь на финансовой отчетности, и в выборе источника информации не ограничивает налогоплательщика. Отсюда вывод, граница собственного капитала при подсчете коэффициента капитализации может устанавливаться из показателей промежуточного бухгалтерского учета, что присутствуют в любых источниках. Источниками может являться справка бухгалтера или регистры бухгалтерского учета, которые и представят собой состав промежуточной отчетности. Т.е., исходя из положений НК, налогоплательщик не обязан предел капитала определять исключительно из данных финансовой отчетности.

Стоит обратить внимание на то, что НК не определен порядок расчета указанной финансовой величины при том, что установлены показатели, не принимающие участие в расчете границы собственного капитала.

В свою очередь известно, чтобы сформировать стоимость чистых активов требуется составить расчет из данных промежуточной отчетности. В письмах 2005 года Минфин разъяснял, что у небанковской организации собственный капитал - это разница между суммой строк раздела «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» и итоговой строкой бухгалтерского баланса.

Относительно вывода Минфина о том, что данные финансовой отчетности устанавливают величину собственного капитала, можно оспорить. Причины тому следующие:

  • в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК сказано, что плательщик должен отчитываться в налоговую инстанцию лишь годовыми показателями;
  • 6 ноября 2011 вступил в силу , где хозяйственным субъектам была отменена необходимость в составлении финансовых отчетов с показателями за месяц и за квартал. Все письма Минфина с пояснением данного вопроса были выпущены ранее этого срока;
  • как уже было сказано, Налоговым кодексом не определен порядок формирования предела капитала.

И лишь в разъяснениях Минфина сказано о приравнивании разницы между границей обязательств организации и суммой чистых активных средств к величине собственного капитала.

Подводя итог, можно определить, что составление налогоплательщиком промежуточной бухгалтерской отчетности поквартально, а не помесячно для того, у кого по налогу на прибыль отчетный период месяц, не является рискованной ситуацией и не может создать конфликтной ситуации с налоговым органом. Ведь по состоянию на крайнее число периода отчета граница собственного капитала может быть определена из других документов, что включают в себя нужные данные для расчета и представлены на соответствующую отчетную дату.

КГН и составление бухгалтерской отчетности

Согласно определению, данном в Налоговом кодексе, одна из сторон договора при формировании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) должна состоять из установленных условий, в том числе МСФО о промежуточной отчетности. К ним относится размер чистых активов субъекта, рассчитанный на последнюю дату составления финансовой отчетности, что предшествует дате включения документов в налоговую инстанцию для регистрации документа о принятии консолидированной группы налогоплательщиков, должен быть более размера ее уставного капитала.

Основываясь все на том же Налоговом кодексе, термины, понятия и институты курсовых отраслей законодательства используются в значениях, применяемых в этих отраслях, при условии, что другое не предусмотрено НК РФ. Например, отчетная дата, согласно закону о бухгалтерском учете в п. 6 ст. 15, это дата, на которую состоит финансовая отчетность, последний день календарного периода. Отсюда, размер чистых активных средств субъекта для регистрации документа о создании КГН подлежит расчету на основе бухгалтерской и финансовой отчетности, что составлена позднее отчетной даты, предшествующей включению документов в налоговую инстанцию для регистрации данного договора.

Периодичность подачи таковой промежуточной отчетности для норм законодательства в НК не прописана. Аналогичным будет следующее утверждение. Если на основании ст. 23 п. 2 Закона об ООО общество должно своему участнику выплатить его долю в уставном капитале, при том что курсовая политика предприятия включает ежеквартальный порядок сдачи финансовой отчетности, основа расчета состоит из действительной стоимости доли промежуточных отчетных данных, полученных на более позднюю дату, что предшествовала дате прошения члена общества о выплате его доли.

Данный вывод подтвержден официальным документом Министерства Финансов России от 27 ноября 2013 года. Разъяснение гласит, что сторона договора - организация о создании КГН может располагать обязанностью о составлении и предоставлении промежуточной финансовой отчетности на разные отчетные даты. Все зависит от акта, каким эта обязанность установлена (собственник субъекта может решить ежемесячно составлять и представлять финансовую промежуточную отчетность).

Подытожим:

Проанализировав все данные, Минфин пришел к выводу, что устанавливаться размер чистых активов должен из промежуточной бухгалтерской отчетности на более позднюю отчетную дату, составление и подача которой устанавливается ФЗ № 402. Письмом от 8 ноября 2013 года Минфин также указывает, что расчеты чистых активов предприятия должны производиться согласно последней бухгалтерской отчетности, что составлена еще до даты подачи документов для регистрации в налоговый орган об организации КГН.

В письме от 10 июня 2013 года Минфин также указывает на необходимость исходить из норм законодательства бухгалтерского учета для определения отчетной даты, когда должна составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, по которой и будет устанавливаться размер чистых активных средств субъекта при организации КГН.

В пункте 3 статьи 25 Налогового кодекса включены условия создания КГН. Это касается и условия о превышении количества курсовых активов участника КГН над количеством его уставного капитала. Это условие должно быть соблюдено за период всего существования КГН. Нарушение любого условия являет собой основание для выхода предприятия из состава КГН. Если же нарушается условие статьи 25 предприятием, то это является основанием для прекращения действия КГН. Специальных дат для осуществления проверок соблюдения условий кодекса не установлено.

Отсюда, расчет чистых активов предприятия для соблюдения условий статьи 25 относительно превышения чистых активов предприятия над уставным капиталом должен происходить согласно бухгалтерских данных на те отчетные даты, когда возникают основания для их составления согласно правилам бухгалтерского учета.

См. также:

Rating 5.00 (1 Vote)

В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций (кроме страховых и кредитных) включает:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Иные приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках;

Пояснительную записку;

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту <*> или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99).

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В частности, аудит обязателен:

Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО) (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, иные приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка являются Пояснениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках и представляются в составе годовой бухгалтерской отчетности. Статьи Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, к которым даются Пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие в графе "Пояснения" (п. 28 ПБУ 4/99).

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 3 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает (п. 49 ПБУ 4/99):

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках.

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности могут включаться Пояснения в тех случаях, когда это необходимо для понимания показателей бухгалтерской отчетности заинтересованными пользователями (п. п. 6, 50 ПБУ 4/99).

Если промежуточная бухгалтерская отчетность не содержит пояснений, то графы "Пояснения" в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках не заполняются.

Организации - субъекты малого предпринимательства формируют промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе (при условии, что они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг).

По составу отчетности. Представление Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках в составе промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Задача. Бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета, двойная запись на счетах

1. По данным об остатках по статьям составьте бухгалтерский баланс организации на начало отчетного периода:

Уставный капитал

Расчетные счета

Материалы

Кредиторская задолженность:

Поставщикам и подрядчикам

Персоналу по оплате труда

По налогам и сборам

Резервный капитал

Основные средства

Долгосрочный кредит банка

Краткосрочный кредит банка

Готовая продукция

Учебная форма бухгалтерского баланса

1. Определите тип хозяйственных операций по влиянию на показатели бухгалтерского баланса:

1. Сданы наличные из кассы на расчетный счет 50 д.е.

2. Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка 350 д.е.

3. Произведено отчисление из прибыли в резервный капитал 100 д.е.

4. Оприходованы товары от поставщика 300 д.е.

5. Перечислено с расчетного счета в оплату счета поставщика 200 д.е.

6. Получены наличные в кассу с расчетного счета 100 д.е.

7. Начислена премия персоналу из прибыли 150 д.е.

8. Выдана из кассы заработная плата персоналу 100 д.е.

3. Открыть бухгалтерские счета, внести начальные остатки, зарегистрировать хозяйственные операции на счетах, вывести конечные остатки.

4. Составить бухгалтерский баланс на конец отчетного периода

Бухгалтерская отчетность, в зависимости от периода, делится на годовую и промежуточную. Рассмотрим, в каких случаях и по каким принципам составляется промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность.

Что такое промежуточная бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность – это обобщенная информация о финансовом состоянии и результатах работы организации на определенную дату. Порядок ее предоставления регламентирован ст. 13 и 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Промежуточной является любая отчетность, составленная за период менее года (п. 5 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Однако на практике ее обычно составляют за три, шесть и девять месяцев либо ежемесячно.

Обязательной «по умолчанию» практически для всех экономических субъектов является только годовая отчетность. А вот составление промежуточной бухгалтерской отчетности требуется только в случаях, если это прямо указано:

    в федеральных законах,

    в нормативных актах Минфина и других государственных органов, регулирующих бухучет,

    в учредительных документах, решениях собственников компании,

    в заключенных компанией договорах.

Периодичность, состав, сроки подготовки промежуточной отчетности закрепляются в учетной политике компании.

Зачем нужна промежуточная отчетность

Календарный год – это весьма длительный период. За такое время в компании могут произойти очень серьезные изменения. Естественно, что собственники хотят получать информацию о своем бизнесе чаще.

Кроме владельцев, в получении промежуточной отчетности могут быть заинтересованы и другие пользователи:

    Банки. При оформлении кредита компания обычно предоставляет свою отчетность для анализа. Далее, в процессе обслуживания долга, банки тоже регулярно запрашивают бухгалтерские отчеты заемщика, в том числе и промежуточную отчетность.

    Контрагенты. При работе по крупным и долгосрочным контрактам партнеры компании обычно тоже хотят регулярно получать информацию о состоянии своего контрагента.

Кто сдает промежуточную бухгалтерскую отчетность по закону

Указанные выше случаи предоставления промежуточных отчетов обусловлены «локальными» нормативными актами, связанными с конкретными предприятиями. Но существуют и общие нормы закона, которые обязывают отдельные категории экономических субъектов составлять промежуточную отчетность, так:

    Страховщики предоставляют бухгалтерскую отчетность в орган страхового надзора (в том числе промежуточную) в установленном этим органом порядке (п. 4 ст. 28 закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»).

    Эмитенты ценных бумаг обеспечивают раскрытие информации, которая включает в себя и квартальную бухгалтерскую отчетность (п. 6, 7 ст. 30 закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности и порядок ее предоставления

Формируется промежуточная отчетность по тем же принципам , что и годовая. В большинстве случаев она включает в себя «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах». Действующие на сегодня формы утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 06.03.2018). Пример заполнения промежуточной отчетности можно скачать в конце статьи.

Отчетность заполняется на конкретную дату (обычно на последний день квартала, месяца и т.п.). Нужно учесть, что порядок заполнения строки 1370 баланса «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в данном случае отличается от годового отчета. Ведь на промежуточную отчетную дату счет 99 «Прибыли и убытки» еще не закрыт. Поэтому значение строки 1370 включает суммы остатка по счету 99 и накопленной за предыдущие периоды нераспределенной прибыли (убытка) по счету 84.

Сроки промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующим федеральным законом или локальным нормативным актом. Например, эмитентами ценных бумаг промежуточная бухгалтерская отчетность составляется в течение 60 дней по завершении отчетного периода (п. 12 ст. 30 закона № 39-ФЗ).

Пользователями промежуточной отчетности в зависимости от основания для ее составления могут быть:

    Собственники компании.

    Банки и другие потенциальные инвесторы.

    Контрагенты.

    Государственные контролирующие органы (в случаях, установленных законом, например – органы страхового надзора).

    Неограниченный круг пользователей (раскрытие информации эмитентами ценных бумаг).

А вот в налоговую инспекцию и в статистику промежуточную отчетность сдавать не нужно – эти структуры получают только годовые отчеты (п. 2 ст.18 закона № 402-ФЗ и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вывод

Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2018 году составляется на основании закона, либо по решению собственников и руководства фирмы. Принципы формирования данных аналогичны годовой отчетности. Конкретные сроки, адресат и порядок предоставления устанавливаются соответствующим нормативным актом. Обязанность предоставлять промежуточную отчетность в ИФНС и органы статистики законом не предусмотрена.

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года. Ее составляют нарастающим итогом с начала года*(1). Сдавать промежуточную отчетность компании вправе в сокращенном виде. Это предусмотрено пунктом 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)*(2). Промежуточная отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма N 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку в обязательном порядке представляют только по итогам года. Сдавать их в составе промежуточной отчетности не нужно.

В 2010 году Минфин России издал новый приказ об утверждении форм бухгалтерской отчетности*(3). Однако возникает неясность, когда следует применять данный документ. В пункте 7 указанного приказа сказано, что он "вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год". То есть годовую отчетность за 2011 год необходимо сдавать уже на новых бланках. Из этого следует, что промежуточная отчетность (то есть за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года) должна быть представлена по старым формам *(4). Причина проста - на момент сдачи промежуточной отчетности упомянутый приказ еще не вступит в силу. Следовательно, оснований составлять отчет на новых бланках нет.

Однако в разъяснениях Минфина России рекомендовано все же формировать промежуточную отчетность за 2011 год по новым формам. Ряд специалистов министерства считает, что это позволит добиться более четкой сопоставимости данных промежуточной и годовой отчетности. Отметим, что как старые, так и новые формы являются лишь рекомендуемыми. Компания вправе вообще разработать собственные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и отчитываться по ним. Главное - в них должен соблюдаться порядок расположения тех или иных показателей, который определен в ПБУ 4/99 (разделы IV, V и VI). Как старые, так и новые формы соответствуют этому требованию. Мы же в свою очередь, поможем тем организациям, которые решили формировать промежуточную отчетность уже по новым формам. Тем более что появилось и официальное мнение финансистов в поддержку этого решения (см. письмо Минфина России от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01).

Рассмотрим наиболее существенные изменения в составе показателей промежуточной бухгалтерской отчетности.

В первую очередь обратим внимание на принципиальное отличие в концептуальном построении формата показателей, заложенного в приказе N 66н, по сравнению с ранее использовавшейся методикой. Суть данной новации заключается в том, что приказом Минфина России N 66н предусмотрен обязательный формат представления показателей баланса организации только в разрезе разделов и групп статей, а не по статьям, группам статей и разделам баланса, как это установлено ПБУ 4/99.

Одновременно с этим некоторые статьи (группы статей), которые представляют, с точки зрения Минфина России, особую значимость, наоборот, дифференцированы. Поэтому организации самостоятельно должны определить детализацию показателей по статьям каждой группы (наличие предусмотренных настоящим приказом групп в составе формата баланса является обязательным) исходя из принципа существенности, специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация статей отчетности должна быть зафиксирована в учетной политике организации.

Принципиальной новацией в формате бухгалтерского баланса можно считать введение графы 5 "На 31 декабря 20... г.". Применительно к промежуточному отчету за 2011 год это будет "На 31 декабря 2009 г.". Таким образом, сопоставление текущего периода (отчетного года) теперь должно производиться не только с прошлым (в нашем случае с 2010 г.), но и с позапрошлым, 2009 годом. Таким образом, более четко реализуется задача (требование) о представлении отчетной информации не менее чем за 2 года. Что касается методики заполнения показателей по графе 5, то она ничем не отличается от заполнения показателей по графе 4, то есть данных за предыдущий год. Напомним, что показатели прошлого года приводятся в соответствие с условиями отчетного года (периода) в части структуры организации, а также при необходимости могут быть внесены коррективы, связанные с влиянием существенных ошибок предшествующего отчетного года (предшествующих лет), выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год (прошлый).

Кроме того, в составе показателей новой формы бухгалтерского баланса отсутствует справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах организации. Вместе с тем указанные ценности (объекты) приведены в новой бухгалтерской отчетности в составе показателей отдельных разделов пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая, что пояснения представляются в обязательном порядке только в составе годовой бухгалтерской отчетности (один раз в год), организации могут исходя из принципа существенности дополнительно к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представлять и в промежуточной отчетности соответствующие данные о наличии ценностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах организации. При этом формат таких (в промежуточной отчетности) пояснений должен быть закреплен в учетной политике организации.

В новой форме отчета о прибылях и убытках по-прежнему отражают сведения только за отчетный период, а также за аналогичный период предыдущего года. Вместе с тем, как и в бухгалтерском балансе, в форму отчета о прибылях и убытках введена графа "Пояснения".

В целом в отчет о прибылях и убытках по сравнению с ранее действующим форматом введено незначительное количество новаций. Так, уточнено наименование строк "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы", а также порядок их заполнения. В справочные показатели к отчету о прибылях и убытках добавлены новые строки. В частности, введена строка "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода".

Отметим, что налоговая служба решила унифицировать бланки Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Теперь они приближены к формам налоговой отчетности. Эти бланки, опубликованные на сайте ГНИВЦ ФНС России, содержат Титульный лист бухгалтерской отчетности на двух страницах (в нем указывают данные о компании), форму баланса с указанием кода каждой строки, форму отчета о прибылях и убытках (также с указанием кодов каждой строки) и листы для расшифровки отдельных показателей баланса и отчета (с указанием кодов). Далее в тексте нашего издания мы будем приводить коды тех или иных строк отчетности в соответствии с унифицированной формой. Образцы этих форм, предназначенные для заполнения, размещены в системе "ГАРАНТ".

Порядок заполнения унифицированных бланков такой же, как и порядок налоговых деклараций. То есть в каждую ячейку формы вписывают лишь один знак. Заполняют формы слева направо. При этом отрицательные показатели приводят в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.