Страховые взносы поле 101. Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе? Как заполнить поля налогового платежного поручения

Платежное поручение — это унифицированный документ, по которому плательщик дает распоряжение банку о переводе денежной суммы на счет получателя.

Какой ставить статус плательщика в поле 101 платежного поручения

Форма платежного поручения утверждена в Положении ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 года (прил. 3). Структура документа и значения кодов указаны там же.

Поле 101 в платежном поручении 2018 года часто вызывает у бухгалтеров много вопросов, разберем подробно как правильно заполнить.

Платежное поручение: поле 101 коды статуса плательщика

Показатель статуса 101 в платежном поручении 2018 года представляет собой двухзначный шифр в соответствии с прил. 5 приказа Минфина от 12.11.2013 № 107н. Он предназначен для уточнения информации по платежам в бюджет страны.

Вот некоторые примеры поля 101:

  • 01 — налогоплательщики, которые являются юридическими лицами, этот шифр указывается, когда учреждение само «за себя» платит взносы, налоговые сборы, которые контролируются ФНС;
  • 02 — указывают организации и предприниматели, которые являются налоговыми агентами;
  • 09 — указывает предприниматель, который уплачивает взносы и налоговые платежи, которые контролирует ФНС, как «за себя», так и за работников.

Поле 101 в платежном поручении: перечисление налогов и взносов

Расскажем, как заполнять поле 101 в платежке в разных ситуациях. Статусы, по наиболее спорным случаям:

  1. Организации, которые перечисляют в ФНС указывают код «01», что указано прил. 5 к приказу Минфина № 107н.
  2. Организации и ИП, перечисляющие взносы от несчастных случаев на производстве в ФСС, указывают в поле 101 шифр «08».
  3. В случаях, когда учреждение является налоговым агентом, например по НДФЛ, НДС в поле 101 указывается код «02».
  4. ИП при перечислении указывают в поле 101 код «09».

Неверный статус плательщика: порядок действий

При неправильном заполнении поля 101 в платежном поручении 2018 года у организации может возникнуть недоимка. Это связано с тем, что по разным статусам плательщика налоговики указывают сумму на разных лицевых счетах. Например, одна организации может быть как плательщиком НДС, так и налоговым агентом по этому налогу. В этой ситуации, если указать неправильный статус, может возникнуть недоимка по одному виду налога и переплата по другому.

Налоговики начислят пени и штраф, так как сумма налога фактически не была уплачена в срок. Для того, чтобы этого не произошло, подайте в налоговую заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10 октября 2016 г. № СА-4-7/19125). В заявлении укажите номер и дату платежки, а также прикрепите его копию. Налоговики при получении заявления проведут сверку расчетов и примут решение. Если оно положительное, то пени аннулируются. О своем решении инспекция должна уведомить в течение 5 дней.

Возможен второй вариант для исправления ошибки:

  • перечислить необходимую сумму по правильным реквизитам;
  • возвратить лишнюю уплаченную сумму.

Во втором случае не будет грозить штраф, но пени налоговики не снимут. Так как датой оплаты будет более поздняя с правильными реквизитами.

Также вам может быть интересна статья о том, как зачесть переплату по налогу на прибыль.

Бланк заявления об уточнении платежа

Поле 101 «Статус составителя» платежного поручения

Статус плательщика, непосредственно оформившего расчетный документ всоответствии с приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

Вид плательщика Статус
налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо 01
налоговый агент 02
организация федеральной почтовой связи, оформившая расчетный документ на перечисление в бюджет налогов, сборов, таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее — таможенные платежи) и иных платежей, уплачиваемых физическими лицами 03
налоговый орган 04
территориальные органы Федеральной службы судебных приставов 05
участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо 06
таможенный орган 07
плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами) 08
налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель 09
налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой 10
налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет 11
налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства 12
налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета) 13
налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подпункт 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации) 14
кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, таможенных платежей и иных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета 15
участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо 16
участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель 17
плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей 18
организации и их филиалы (далее — организации), оформившие расчетный документ на перечисление на счет органа Федерального казначейства денежных средств, удержанных из заработка (дохода) должника — физического лица в счет погашения задолженности по таможенным платежам на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке 19
кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный документ по каждому платежу физического лица на перечисление таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета 20

Передача администрирования страховых взносов ИФНС вызвала немало вопросов. Один из наиболее актуальных: какой статус плательщика на уплату страховых взносов с 2017 года указывать в поле 101 платежного поручения? Ранее мы опубликовали материал, посвященный вопросам заполнения платежных поручений по страховым взносам в 2017 году. А здесь коснемся только изменений в заполнении поля 101.

Известно, что правила заполнения поля 101 в платежном поручении регламентируются приложением № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Но действующая на данный момент редакция этого приложения не содержит статуса, который без сомнений можно было применить к страхователю, перечисляющему взносы в ФНС. Напомним, до передачи администрирования страховых взносов ФНС в платежном поручении на уплату страховых взносов необходимо было во всех случаях указывать код «08».

В свою очередь, в 2016 году Минфин РФ опубликовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ № 107н». В данном документе говорится, что при перечислении страховых взносов юридическими лицами в поле 101 необходимо указывать код «01». ИП, уплачивающие страховые взносы «за себя», должны указывать код плательщика «09», ИП уплачивающие страховые взносы за наемных работников, должны указывать статус плательщика «14».

Но данный проект Приказа на данный момент не вступил в силу. Поэтому, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении в 2017 году, до конца не ясно.

При этом до сих пор нет никаких официальных разъяснений на эту тему. В связи с этим остается лишь уповать на собственное логическое мышление, в расчете на то, что оно совпадает с мышлением людей, которые будут администрировать данные платежи.

Между тем, на тематических форумах в интернете бухгалтера высказывают три точки зрения на предмет того, какой статус должен быть указан в поле 101. Предлагаем вниманию читателей каждую из них.

Юрлица— «01», ИП — «09», «14»

Согласно одному из мнений, ИП при уплате взносов за себя должны ставить в поле 101 код «09», при уплате взносов за наемных работников — код «14»; организации — код «01». Данное мнение основано на том факте, что администрирование страховых взносов передано налоговикам, что, по мнению сторонников данной точки зрения, позволяет поставить знак равенства между страхователями и налогоплательщиками. Проблема этого решения в том, что действующая редакция Налогового кодекса разделяет понятия «плательщик страховых взносов» и «налогоплательщик».

Статус «08»

Этот статус применялся при перечислении страховых взносов впрошлые годы, и, по мнению ряда специалистов, должен применяться и сейчас. В том числе, платежные поручения именно с этим статусом плательщика принимает Сбербанк-онлайн, отвергая платежки, в которых указаны иные статусы. Напомним, статус «08» предназначен для ИП и организаций, осуществляющих перечисление страховых взносов в бюджет РФ. Проблема в том, что, несколько региональных отделений ФНС РФ накануне дали официальные ответы страхователям с рекомендацией указывать иной статус плательщика, о котором ниже.

Статус «14»

Этот статус означает налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Казалось бы, он совершенно не подходит для рассматриваемого случая. Тем не менее, как говорилось выше, несколько местных ИФНС рекомендовали использовать именно этот код.

Что делать?

Как видим, наданный момент нельзя с уверенностью утверждать, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении по страховым взносам в 2017 году.

Как заполнить поле 101 в платежном поручении

Без сомнений можно говорить только о статусе плательщика при уплате взносов «на травматизм». Их администрирование не было передано ФНС, а осталось под контролем ФСС. Поэтому в этом случае надо однозначно указывать, как и в прошлые годы, код «08».

Что касается «медицинских» и «пенсионных» взносов, вероятность ошибки остается при указании любого из рассмотренных выше статусов.

Между тем, практика прошлых лет показывает, что инспектора ИФНС засчитывают платежи с неверно указанным статусом плательщика. Главное, чтобы правильно были указаны реквизиты получателя и КБК, которые в 2017 году изменились. Если же вы уже выполнили платеж, а после публикации официальных разъяснений окажется, что статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указан неверно, чтобы полностью обезопасить себя от недоимки по страховым взносам, стоит подать заявление об уточнении платежа (на основании письма ФНС РФ № СА-4-7/19125). К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения.

Обновление 08.02.2017 — разъяснения ИФНС вопроса статуса плательщика

Некоторые региональные ИФНС разослали страхователям разъяснения по поводу заполнения платежных поручений на уплату страховых взносов в 2017 году. Они вместе с образцами заполнения платежек содержатся в следующем документе:

Согласно документу, статус плательщика указывается следующим образом:

  • Статус 01 - указывается при уплате страховых взносов юридическим лицом;
  • Статус 09 - указывается при уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателем;
  • Статус 10 - указывается при уплате страховых взносов нотариусом, занимающимся частной практикой;
  • Статус 11 - указывается при уплате страховых взносов адвокатом, учредившего адвокатский кабинет;
  • Статус 12 - указывается при уплате страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • Статус 13 - указывается при уплате страховых взносов за наемных работников физическим лицом (не являющимся ИП).

Платежное поручение — поле 101 — служит для отражения статуса лица, совершающего платеж, связанный с уплатой налогов. Этот небольшой, но важный реквизит помогает корректно провести операцию зачисления налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в строгом соответствии с требованиями закона.

Назначение поля 101 в платежном поручении

Бланки платежных поручений для осуществления денежных расчетов содержат специфический набор реквизитов, к заполнению которых предъявляются установленные законом требования. При этом значение имеют назначение перевода, правовой статус плательщика и получателя, номера участвующих в операции счетов. Для четкого соблюдения всех правил при оформлении поручений нужно руководствоваться положением Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П. Оно содержит весь перечень условий, которых нужно придерживаться для своевременного проведения всего набора расчетных операций.

Для быстрой идентификации правового положения отправителя денежных средств применяется реквизит в поле 101 платежного поручения, заносящийся в него в формате 2-значного шифра. Отправителем может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, нотариус или адвокат, частное лицо и т. д. Возможно указание в качестве плательщика посредника или партнера по экспортно-импортным операциям. В зависимости от указанной категории переведенные финансовые ресурсы попадают на разные счета в казначействе.

Как правильно оформить поле 101 платежного поручения 2016 года

Требования к занесению кода в ячейку 101 поручения изложены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107Н. Наиболее типичными, актуальными для применения цифровыми шифрами при этом будут следующие:

  • для юридических лиц - 01;
  • для лиц, выступающих в качестве налогового агента, например при оплате НДС с аренды госучреждений или НДФЛ за своих работников, - 02;
  • при переводе средств в виде страховых взносов применяется код 08, при этом он актуален как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей;
  • для частных лиц, в том числе предпринимателей, практически для всех перечислений используют код 13.

Обязанность внесения данных в поле 101 зависит от конкретных условий осуществления платежа, вида уплачиваемого налога или взноса и от наличия соответствующих данных. Связано это с тем, что цифры, указанные в нем, применяются в непосредственной увязке с последующими полями 102–110, которые позволяют идентифицировать счета лица, получающего денежные средства (другого партнера). Пропуск или прочерк в строке 101 оставлять нельзя. При невозможности внесения данных в связи с отсутствием необходимой информации в поле проставляется 0. Это избавит от возможных проблем с проверяющими в будущем.

Дополнительные разъяснения по порядку оформления указанного реквизита в 2015 году издал ПФР. В частности, по мнению специалистов фонда, при переводе средств на счета социальных фондов в качестве статуса плательщика следует указывать шифр 08, независимо от того, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель. Если ту же расчетную операцию самостоятельно проводят физические лица, им следует применять код 24, актуально это и в случае уплаты налогов.

Это очень важные статусы, отсутствие которых может повлечь за собой достаточно серьезные негативные последствия для компаний.

Для банковских учреждений и их подразделений, а также посредников, осуществляющих переводы от частных лиц, применяются цифровые обозначения 15 и 20.

Код 13 указывают все граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью и не выступающие от лица какой-либо организации, но периодически получающие дополнительный доход и платящие с него налог либо исполняющие свои обязанности в силу закона.

Ситуация 1:

Что нужно проставить в поле 101 при переводе НДФЛ?

Применение числового обозначения 01 в данном случае некорректно, поскольку компания вносит платеж за своих сотрудников в качестве налогового агента и нужно применить код 02. Если в роли отправителя налога с заработной платы выступает ИП, нужно применить код 09. Нотариусу придется вписать 10, а частному юристу - 11. Частные лица по разовым поступлениям доходов применяют код 13.

Ситуация 2:

Что нужно внести в строку 101 платежного поручения при переводе земельного налога?

В данной ситуации ключевое значение имеет правовое положение собственника земли. Юридические лица должны ставить значение 01. ИП, для которых земля является средством производства в их основной деятельности и приносит им основную часть дохода, - 09. Если участок не применяется для извлечения дохода либо принадлежит простому гражданину, нужно ставить код 13.

Наиболее частые ошибки, допускаемые при внесении данных в поле 101

Ошибки в кодовом обозначении статуса приводят к неправильному выбору лицевого счета для зачисления налогов и, соответственно, к штрафным санкциям и спорам с проверяющими. Чаще всего проблемы возникают при перечислении НДФЛ за сотрудников с шифром 01. В этом случае компания выступает в качестве агента, поэтому правильнее применить код 02, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов.

По той же самой причине нельзя указывать в поле 101 значение 01 при переводе НДС по аренде за госучреждения, выступая в качестве посредника.

Ответственность за некорректную информацию в поле 101

В случае неверного указания данных в платежном поручении при перечислении налогов возможно применение к плательщику штрафных санкций за просрочку оплаты. Налоговый кодекс четко устанавливает ситуации, когда ошибки в документах на перевод средств по налогам приводят к тому, что обязательства налогоплательщика считаются неисполненными. К ним относятся:

  • некорректное указание данных расчетного счета;
  • неверное написание наименования кредитного учреждения.

Все иные возможные неточности в заполнении бланка платежного поручения нельзя считать основанием для применения налоговой ответственности. В этом случае достаточно связаться с налоговыми органами с целью предоставления верных данных о назначении и реквизитах платежей.

Практика судебных разбирательств также доказывает правильность подобных рассуждений, поскольку имеющиеся решения на стороне налогоплательщика. Например, постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А41-10152/08.

В то же время проверяющие органы дают порой достаточно противоречивые комментарии относительно описываемого реквизита. При этом анализ правоприменительной практики показывает, что неуказание некоторых кодов может иметь серьезные последствия и породить судебные разбирательства. А например, отсутствие шифров 01 или 09, скорее всего, не будет иметь для компании катастрофических последствий.

Своевременное проведение сверок взаиморасчетов как с налоговыми органами, так и социальными фондами позволит вовремя исправить допущенные ошибки, внести соответствующие коррективы в документы по оплате и своевременно заплатить налоги. Таким образом удастся устранить возможное недопонимание со стороны контролирующих органов, избежать несвоевременной оплаты и дополнительных финансовых потерь.

Хотя в ряде писем контролирующих органов и указывается на важность заполнения реквизита в строке 101, тем не менее имеющиеся судебные решения показывают, что он не оказывает решающего влияния на своевременное зачисление налогов и страховых взносов. Информация по данному вопросу противоречива: некоторые госструктуры высказывают достаточно лояльную точку зрения, а допустим, Пенсионный фонд или Центробанк, напротив, настаивают на важности заполнения этого реквизита. В любом случае оставлять это поле пустым не следует и при невозможности подобрать нужный статус лучше поставить в нем 0.

В новом 2017 году, при перечислении страховых взносов, у многих страхователей возник вопрос – какой статус плательщика нужно указывать в поле 101 платежного поручения? До недавнего времени налоговые органы не давали по этому поводу никаких разъяснений, но теперь на вопрос о статусе есть точный ответ, о чем мы и расскажем в нашем материале.

Заполнение поля 101

В 2017 году форма платежного поручения для перечисления денежных средств с расчетного счета осталась прежней (приложение № 3 к Положению ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383П). Продолжают действовать и Правила заполнения платежек, утвержденные приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.

В платежном поручении каждое поле для заполнения имеет свой номер. Поле 101 предназначено для указания статуса плательщика. Статус - это специальный код, соответствующий виду платежа и плательщику. Поле 101 нужно заполнять только при перечислении налоговых, страховых и прочих обязательных платежей, а при расчетах с обычными контрагентами это поле остается незаполненным.

До 2017 года, перечисляя страховые взносы во внебюджетные фонды, страхователи ставили в поле 101 код 08, который обозначал плательщика взносов – юрлицо, ИП, частных нотариусов и адвокатов, главу КФХ. Этот и прочие коды статуса были утверждены приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.

Статус плательщика с 2017 года

Что касается страховых взносов на «травматизм», перечисляемых в Фонд соцстраха, то здесь следует указывать прежнее значение статуса плательщика – 08, поскольку этот вид взносов остался в ведении ФСС и под контроль налоговиков не перешел.

Платежное поручение на перечисление страховых взносов

Помимо изменившегося статуса плательщика страховых взносов (поле 101) при заполнении платежки нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Перечислять страховые взносы с 01.01.2017 нужно в ФНС, поэтому в поле «Получатель» указываем УФК и соответствующую налоговую инспекцию, являющуюся администратором страхвзносов;
  • Указываем соответствующие ИНН и КПП налоговой инспекции – получателя платежа;
  • КБК с 01.01.2017 г. указываются в зависимости от того, за какой период платятся страховые взносы. КБК для страхвзносов за периоды ранее 01.01.2017 г., отличаются от КБК для взносов за периоды, начиная с 01.01.2017 г. Также введены новые коды для страхователей, перечисляющих пенсионные взносы по доптарифам, теперь КБК для них выбираются в зависимости от наличия результатов спецоценки условий труда.
  • В части взносов на «травматизм» КБК и прочие реквизиты с 2016 года не изменились.

Утвержден новый статус плательщика в платежном поручении в 2017 году. Изменения внесены 3 февраля ФНС России. Ставьте новые статусы в платежках по взносам и налогам.

Как писать статус плательщика в платежном поручении в 2017 году

В поле 101 платежного поручения в 2017 году указывается статус плательщика. Он обозначается двузначным кодом согласно приложению 5 к приказу № Минфина от 12 ноября 2013 года № 107н. Например, если вы от лица организации перечисляете налоги с собственной деятельности, укажите в поле 101 код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо». С 1 января изменился статус для страховых взносов. Новый статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указывайте в поле 101 (см. наш образец).

ФНС выпустила письмо, в котором посоветовала ставить статус 01 в поле 101 платежки по взносам (письмо ФНС от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@). В январе ФНС были даны рекомендации указывтать статус 14. Однако кредитные организации отказывают в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом. Банк России будет доработывать программу под статус 14 к 2018 году.

Статус при уплате взносов

  1. по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - «01»;
  2. по индивидуальным предпринимателям - «09»;

По взносам на травматизм ставим код 08, так как платеж идет в ФСС

Статус при уплате налогов

В 2017 году указывайте статус при уплате взносов:

  1. Организации, которые платят текущие налоги (НДФЛ, налог на прибыль, НДС, УСН, ЕНВД) указывают статус 01.
  2. Организации и ИП, перечисляющие налоги в качестве налоговых агентов, (НДФЛ) вписывают код 02.
  3. А предприниматели при уплате налогов с доходов от своего бизнеса отмечают код 09.

Статусы плательщика в 2017 году: таблица

В таблице - все статусы, которые установлены приказом Минфина № 107н.

Образцы платежек на 2017 год представлены в статье "Образцы платежного поручения на 2017 год ".

Номер статуса (вписываем в поле 101)

Значение статуса плательщика в 2017 году

налогоплательщик (плательщик сборов и взносов, администрируемых ФНС) - юридическое лицо

налоговый агент (НДФЛ)

организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

налоговый орган

Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы

участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо

таможенный орган

плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее уплату страховых взносов на травматизм и перевод иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель

налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой

налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет

налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства

налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)

налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам

кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц

участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо

участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель

плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей

организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

участник консолидированной группы налогоплательщиков

органы контроля за уплатой страховых взносов

плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции

учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Пример заполнения поля 101 платежного поручения в 2017 году

ООО «Успех», применяющее УСН с объектом доходы, ведет деятельность в Ельнинском районе Смоленской области. По итогам 1 квартала 2017 года доходы компании составили 350 000 руб. Льготных ставок по налогу при УСН для объекта доходы в регионе не установлено. Поэтому авансовый платеж по налогу по УСН, который нужно перечислить по итогам I квартала 2017 года, равен 21 000 руб. (350 000 руб. × 6%). Платежным поручением № 72 от 14.04.2017 фирма перечислила в налоговую инспекцию авансовый платеж по УСН за I квартал 2017 года в размере 21 000 руб. Заполним платежное поручение на перечисление этой суммы.

Поскольку мы перечисляем налог, то в поле 21 укажем 5 (очередность уплаты налогов, сборов и взносов).

В поле 101 укажем 01 , так как налог перечисляет компания. В поле 104 запишем КБК для уплаты налога по УСН для объекта доходы - 182 1 05 01011 01 1000 110, в поле 105 - ОКТМО Ельнинского района Смоленской области - 66619000. В поле 106 отметим ТП, а в поле 07 - КВ.01.2017, так как деньги перечисляются за I квартал 2017 года. В поле 108 поставим 0, в поле 109 - 0.

В поле 22 «Код» также впишем 0, так как при уплате текущих налогов и взносов, рассчитанных самостоятельно, УИН не устанавливается. В поле 24 «Назначение платежа» отметим дополнительную информацию, связанную с перечислением денег - «Авансовый платеж за I квартал 2017 года, перечисляемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН, доходы)».

Образец заполненного платежного поручения приведен ниже. Зеленым фоном выделены номера полей платежного поручения.

Платежное поручение - поле 101 отведено в нем для кода, соответствующего статусу плательщика. Оно не вызывает нареканий со стороны получателей платежа при оформлении этого документа с соблюдением всех правил. При верно указанном статусе плательщика налоги и взносы зачисляются вовремя, и оснований для начисления штрафных санкций не возникает.

Что означает поле 101 в платежном поручении

Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.

Подробнее о процедуре оформления платежного документа читайте в статье «Как заполнить платежное поручение в 2018 году ― образец?» .

Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.

Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.

Варианты заполнения поля 101

Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам в 2018 году, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении ― 2018» .

Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:

  • 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
  • 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
  • 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
  • 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
  • 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.

Поле 101 платежного поручения в 2018 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102-110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.

Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.

Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.

Пример 1

Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие налог на доходы предприниматели используют значение кода 09. Перечисляющие НДФЛ нотариусы ― код 10, адвокаты ― код 11. Прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг, проставляют в поле статуса код 13.

Пример 2

Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?

Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, проставляют код 09. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается с кодом 13.

С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.

Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:

  • «Утверждены правила заполнения платежных поручений при уплате налогов третьими лицами» ;
  • «Нюансы платежки при уплате налога за третье лицо » .

Ошибки при заполнении поля 101 в платежке

Неверно указанный код статуса плательщика приводит к возможной недоимке по налогам и взносам, начислению пеней, штрафов, разногласиям с контролирующими органами.

Самой распространенной ошибкой в использовании статуса плательщика можно считать перечисление НДФЛ за наемных работников с указанием в поле 101 кода 01 — как организации. Это неверно, так как в данном случае субъект выступает в качестве налогового агента. Правильным будет статус плательщика с кодом 02. То же самое касается и случаев перечисления НДС при аренде за муниципальные учреждения, когда организация выступает в качестве налогового агента.

Примеры указания статуса плательщика см. в материале «Верно указываем статус в платежных поручениях в 2018 году» .

Последствия неправильного оформления платежных поручений

Неверно заполненное платежное поручение с указанием ошибочных реквизитов может повлечь за собой ответственность за несвоевременное совершение платежа. В подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ приводятся примеры, в каких случаях ошибки в платежных документах не позволяют считать обязанность налогоплательщика по самостоятельному исчислению платежей исполненной:

  • неверное указание номера счета;
  • ошибка в наименовании банка получателя.

Прочие случаи ошибочного заполнения платежек не являются основанием для отказа в зачислении платежей. Субъект предпринимательской деятельности в таких случаях вправе обратиться в налоговую инспекцию для уточнения платежей.

Судебная практика также свидетельствует о том, что решение в подобных ситуациях, скорее всего, будет вынесено в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А-41-10152/08).

Периодически проводимая сверка с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами позволит выявить возможные ошибки при составлении платежных документов, вовремя зачесть требуемые суммы и избежать дальнейших конфликтов и недоразумений с проверяющими относительно образовавшейся суммы недоимки.