Себестоимость коммерческие расходы управленческие расходы. Материальные расходы (затраты): что включить в их состав? Как посчитать в смете накладные расходы

Страница 1 из 4

Глава 4. Юридические лица как субъекты гражданского права

§ 1. Понятие и признаки юридического лица
§ 2. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица
§ 3. Коммерческие организации
§ 4. Некоммерческие организации

§ 1. Понятие и признаки юридического лица

Юридические лица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права. Они существуют юридически - с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Создание юридического лица как самостоятельного субъекта права преследует различные цели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональном управлении имуществом юридического лица, а также в ограничении имущественной ответственности учредителей.
Законодательное определение юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, юридическому лицу присущи следующие признаки.
Признак организационного единства означает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев - структурных подразделений.
Правовую основу деятельности юридических лиц образуют не только нормативные акты, но также его учредительные документы, в которых должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Большинство юридических лиц имеет один учредительный документ - устав. Единственным учредительным документом хозяйственного товарищества является учредительный договор. Кроме того, некоторые юридического лица имеют два учредительных документа - учредительный договор и устав (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы). В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Признак имущественной обособленности юридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Первоначальным, стартовым имуществом юридического лица является уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд или уставный фонд), который формируется за счет вкладов учредителей. В дальнейшем имущество увеличивается за счет занятия предпринимательской деятельностью и других источников. Внешним выражением имущественной самостоятельности юридического лица является то, что оно должно иметь самостоятельный баланс, а учреждение - смету.
Признак самостоятельной имущественной ответственности заключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ). Например, согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" по долгам религиозных организаций не может быть обращено взыскание на имущество богослужебного назначения. Частные и бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами (на остальное имущество взыскание не обращается). Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.
Определенной гарантией удовлетворения интересов кредиторов является уставный капитал, размер которого должен быть не ниже установленного законом. По общему правилу, если по окончании очередного финансового года стоимость чистых активов юридического лица окажется меньше уставного капитала, юридическое лицо обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала. Если же стоимость чистых активов окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, оно подлежит ликвидации.
Завершающий признак юридического лица - это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).
Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (например, общество с ограниченной ответственностью). Наименования юридических лиц, обладающих по закону целевой правоспособностью, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (например, научно-производственное объединение и т.д.). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, на которое с момента его государственной регистрации она имеет исключительное право.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Юридическое лицо, будучи искусственно созданным субъектом, как таковое не может приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. По общему правилу оно действует через свои органы, в состав которых входят физические лица (граждане), способные к волеизъявлению. Органы юридического лица являются его частью, поэтому их действия считаются действиями самого юридического лица. Органы юридического лица могут быть коллегиальными (общее собрание, правление и т.п.) и единоличными, т.е. состоять из одного лица (директор, президент и т.п.). Единоличный исполнительный орган действует от имени юридического лица без доверенности.
В предусмотренных законом случаях юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через своих участников (например, в товариществах органы управления не создаются, поэтому от имени товарищества действуют его участники).
Кроме того, юридическое лицо, как и другие субъекты гражданского права, может выступать в гражданском обороте через представителей, действующих на основании доверенности. Например, для расширения сферы своей деятельности юридические лица создают филиалы и представительства - обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения <1>. Руководители филиалов или представительств действуют на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом.
---------------------
<1> Филиалы и представительства отличаются друг от друга по характеру и объему выполняемых функций. Сущность представительства отражена в его названии - оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, т.е. совершает для юридического лица определенные юридические действия. Филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, т.е. занимается основной деятельностью юридического лица (например, производственной) и в то же время может осуществлять функции его представительства.

Наряду с гражданами субъектами права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют следующие функции:

Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени - имени юридического лица;

Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи - акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

Ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;

Функция управления капиталом: институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо можно охарактеризовать как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться: путем слияния нескольких организация в одну новую; путем разделения юридического лица на несколько новых организаций; путем присоединения юридического лица к другому; путем выделения из состава организации других юридических лиц; путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. 5 При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные. Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

В книге кратко изложены основные вопросы темы «Гражданское право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

компанией ЛитРес .

4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

4.1. Понятие, виды юридических лиц

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК).

Виды юридических лиц

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права , относятся:

Хозяйственные товарищества и общества;

Производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право , относятся:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав , относятся:

Общественные и религиозные организации (объединения);

Благотворительные и иные фонды;

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическими лицами могут быть организации:

Преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли – коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

Не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками – некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды).

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

4.2. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Банкротство

Реорганизация юридического лица – способ прекращения деятельности юридического лица, который влечет возникновение новых организаций или изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (исключение – реорганизации в форме присоединения).

Ликвидация юридического лица – прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда.

Учредители юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить о его ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию .

Действия ликвидационной комиссии:

1) публикует в органах печати сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления претензий кредиторами (не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации;

2) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс;

3) при недостаточности денежных средств осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов;

4) после завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс.

Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который вносит соответствующую запись в государственный реестр юридических лиц. С этого момента согласно п.8 ст. 63 деятельность юридического лица считается прекращенной.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.09.2002 г. № 127-ФЗ).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

4.3. Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Полным товариществом признается такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым , если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

4.4. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО ) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высший орган общества с ограниченной ответственностью – общее собрание его участников; учредительные документы – учредительный договор и устав. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и ФЗ РФ от 08.02.1998 г. № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Высший орган управления акционерным обществом – общее собрание его акционеров; учредительный документ акционерного общества – его устав, утвержденный учредителями. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и ФЗ РФ от 26.12.1995 г. № 208 «Об акционерных обществах».

Виды акционерных обществ:

Открытое акционерное общество (ОАО) – акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами, и обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылей и убытков;

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

4.5. Производственный кооператив

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Учредительный документ производственного кооператива – его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов в кооперативе не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть – в течение года с момента регистрации.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Высший орган управления кооперативом – общее собрание его членов. Исполнительные органы кооператива – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Член кооператива может быть исключен из него по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.

4.6. Некоммерческие организации

Некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Правовое положение регулируется ГК РФ и ФЗ РФ от 12.01.1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях».

Формы некоммерческих организаций:

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;

Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых созданы, и соответствующую этим целям;

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества;

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское право: Конспект лекций (А. В. Петренко, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром -

УДК 347.19

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

КАК СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

С.В. Рыбакова, кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры финан-

сового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права

Предпринята попытка формирования авторской концепции юридического лица как субъекта публичного права. Данный правовой институт, известный еще римскому праву, в условиях возрождения в российской доктрине права идеи разделения права на публичное и частное вновь актуализировался в работах ученых, исследующих институт юридического лица.

Ключевые слова: правосубъектность, публичное право, субъект права, юридическое лицо.

Санкционированные государством нормативные правовые предписания (правила поведения, выраженные в субъективных юридических правах и обязанностях) в своей первооснове предполагают наличие их носителей, т.е. субъектов прав и обязанностей. Следует учесть справедливое уточнение С.Г. Дзыбовой, в соответствии с которым «по тому, какие лица и организации являются (признаются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе»1.

Думается, что идея субъекта права как социально-правового явления в теории права является преобладающей.

Так, по мнению С.С. Алексеева, субъекты права - это индивиды, организации и общественные образования, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Рассматривая понятия «субъект права» и «правосубъектность» по своему основному содержанию как совпадающие категории, указанный ученый отмечает, что последняя является «общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с потребностями общественного развития»2. А.И. Архипов также отмечает, что «субъект права пребывает в особой социально-правовой реальности»3.

Вместе с тем данный подход в большей степени соответствует нормативному право-пониманию, тогда как естественно-правовая доктрина исходит из признания за человеком прав от рождения независимо от волеустанов-ления государства.

Понятие «субъект права» чаще всего раскрывается через понятие «правосубъектность». Об этом свидетельствует приведенное выше высказывание С.С. Алексеева, об этом также говорит А.В. Мицкевич: субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях4.

Как следует из анализа научной литературы, несмотря на кажущуюся общеизвестность и ясность, в теории права нет единообразного понимания категорий «правосубъектность» («праводееспособность») и «правоспособность». Думается, что во многом это связано с преломлением указанного понятия через призму отдельных отраслей права, а также через конструкцию юридического лица. Однако это не всегда так.

В частности, С.И. Архипов критически оценивает имеющиеся в литературе взгляды на связь правоспособности и дееспособности как связь структурную (связь строения). Он рассматривает их как стадии развития этой связи. Первой стадии (этапу) - правоспособности - соответствует появление еще не оформленной в смысле воли, правосознания готовности к самостоятельному выполнению правовых функций правовой личности. Это своеобразная «правовая оболочка». Вторая стадия (этап) развития правосубъектной связи - это стадия достижения лицом состояния дееспособности, правовой зрелости. Это переход от абстрактной возможности быть субъектом права к действительности5.

Традиционный взгляд на содержание правосубъектности (как обобщающего понятия

для правоспособности и дееспособности) встречается у С.С. Алексеева, который отмечает, что до недавнего времени в учебниках по теории государства и права «разъединение» правосубъектности на правоспобность и дееспособность трактовалось как общее явление, относящееся ко всем отраслям права6. Однако в дальнейшем такое деление в основном сохранилось и продолжает не утрачивать своей актуальности лишь для отрасли гражданского права, точнее, для таких его субъектов, как физические лица, поскольку считается, что у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно7. Это имеет принципиальное значение и для некоторых иных отраслей права (например, для налоговой правосубъектности налогоплательщиков - физических лиц).

Несколько своеобразный взгляд на данный вопрос излагал Я.М. Магазинер, который во многом был основан на институте представительства. По его мнению, именно в публичном праве правоспособность чаще всего совпадает с дееспособностью, так как публичные права, по общему правилу, непередаваемы8.

Следует согласиться с трактовкой субъекта права, предлагаемой С.И. Архиповым, в соответствии с которой «понятие субъекта права создается в результате абстракции как обобщающий образ реальности, как правовой слепок с человека, приложимый в равной мере и к государству, и к коммерческой, некоммерческой организации, и к индивиду»9.

Кроме того, понятие правосубъектности отдельными учеными также рассматривается как специфическое право быть субъектом прав и обязанностей10. Думается, с этим следует согласиться, хотя на этот счет имеются и другие взгляды11.

Таким образом, категория «субъект права» является результатом абстрагирования конкретных субъектов социальных отношений (физических лиц, организаций, государства) с целью наделения их юридическими правами и обязанностями, которые могут ими реализовываться и исполняться лично и (или) через представителей.

В научной литературе выделяются различные виды правоспособности (отдельными авторами могут именоваться как виды правосубъектности или виды дееспособности).

В соответствии с одной из классификаций выделяют активную и пассивную правоспособность. Однако, если Я.М. Магазинер отмечает, что первая связана с обладанием права-

ми, а вторая - обязанностями12 (и в отраслях частного, и публичного права), то С.С. Алексеев рассматривает соответствующее деление применительно к отраслям, регулирующим властеотношения, в связи с чем активная правосубъектность (именуемая компетенцией) свойственна органам власти и управления, а пассивная - субъектам подчинения13. Среди указанных позиций наиболее соответствующей реальной действительности представляется первая, поскольку в отраслях публичного права как властные, так и подчиненные субъекты наделены корреспондирующими друг другу и правами, и обязанностями. Однако достижение апогея данной корреляции в отраслях публичного права возможно лишь в условиях правового социального государства.

В соответствии с другой классификацией правоспособность подразделяется на общую, отраслевую и специальную (или только общую и специальную). Следует согласиться с мнением С.С. Алексеева, который помимо отраслевой правосубъектности также выделяет специальную правосубъектность, т.е. способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в пределах данной отрасли права14. В частности, здесь можно привести пример с организациями, которые осуществляют свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии), в связи с чем их отраслевая правоспособность может подразделяться на общую и специальную. В свою очередь С.И. Архипов, рассматривающий соотношение правоспособности и дееспособности в динамике, полагает, что институт лицензирования, как и институт аккредитации организаций и филиалов, представительств и некоторые другие, не относится к системе норм, определяющих правоспособность15.

По словам С.Н. Братуся, правоспособность юридических лиц всегда является специальной, так как в соответствии с законами, уставами и положениями о них определяется теми конкретными целями, для достижения которых эти лица образованы16. Вместе с тем, как известно, ГК РФ для коммерческих организаций (кроме унитарных предприятий и иных видов организаций) закрепляет правоспособность общую (абз. 2 п. 1 ст. 49).

Как представляется, заслуживает поддержки предложенная Г.А. Тосуняном и

А.Ю. Викулиным позиция о существовании исключительной правоспособности, характеризующейся определенными совокупными

признаками: необходимость получения лицензии на определенный вид деятельности, запрет заниматься данной деятельностью другим юридическим лицам, запрет данным юридическим лицам заниматься иными видами деятельности17. Указанным признакам исключительной правосубъектности соответствует правосубъектность кредитных организаций. В свою очередь Ю.В. Филатов предлагает понятие функциональной правоспособности18, однако, думается, что его принятие будет не совсем соответствовать логике рассуждения от общего к частному.

Поэтому правосубъектность следует считать свойством субъекта права быть реальным участником конкретных правоотношений, ее можно подразделять на общую и отраслевую; отраслевую также следует подразделять на общую отраслевую и специальную или исключительную правосубъектность.

Институт юридического лица как особой разновидности коллективных субъектов права (организаций) в современных условиях привлекает к себе внимание ученых, чаще всего в связи со сравнительно-правовой характеристикой различных форм хозяйственной деятельности19. При этом под организациями обычно понимаются коллективы индивидов, которые могут самостоятельно, от своего

имени, выступать в качестве субъектов

Наверное, бесспорным является тот факт, что институт организации является более общим, собирательным понятием, к которому восходит институт юридического лица. Обобщая определенные точки зрения, Р.А. Кардашов, солидаризируясь с позицией Б.З. Мильнера, определяет организацию как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на постоянной основе для достижения поставленной цели. Кроме того, в теории организации выделяется такое понятие, как миссия организации, т.е. философия и предназначение организации. При этом под философией организации определяется ее культура, а также социальные ценности, а предназначение определяет ее целевые ориентиры и сферы деятельности, а также возможности и способы осуществления последней21.

Как известно, существуют различные теории происхождения юридического лица. Самыми распространенными из них является теория фикции (фиктивной личности) и теория реальной личности (коллективной лично-

сти)22. В связи со сказанным важное значение приобретает проблема возникновения (создания) юридического лица, что особенно актуально для тех случаев, когда определенный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Согласно первой теории (теории романистов) юридическое лицо как юридическая фикция может возникнуть только с разрешения государства; согласно второй теории (теории германистов) государство может лишь констатировать факт его возникновения как реального живого лица. Таким образом, в качестве компромисса рождается разрешительная система (выражаясь современным языком, разрешительно-лицензионная система), при которой возникающее юридическое лицо имеет право на существование, но государство вправе проверить до начала деятельности этого лица, удовлетворяет ли оно точным установленным требованиям закона23. Таким образом, в соответствующих случаях правосубъектность может возникнуть лить при получении от государства специального разрешения на конкретный вид деятельности.

Лизенционно-разрешительный порядок создания отдельных юридических лиц позволяет охарактеризовать их правовую природу как юридических лиц, действующих в сфере реализации публичного интереса. Однако следует иметь в виду, что необходимость выдачи специального разрешения (лицензии) является лишь формальной характеристикой подобного вида юридических лиц, тогда как правообразующим фактором здесь выступает содержательная сторона их деятельности, а именно те действия и операции, которые они будут осуществлять при условии их создания. Они обязательно должны быть сопряжены с публичными, т.е. общезначимыми, интересами. Но субъекты публичного права не всегда учреждаются (создаются) как юридические

лица и не всегда посредством лицензионной процедуры (например, бюджетные учреждения, государственные корпорации).

Несмотря на то что теория юридического лица публичного права имеет давнее происхождение, можно отметить, что исследования в указанной сфере в настоящее время значительно активизировались, что, скорее всего, связано с новым витком возрождения в нашем государстве идеи разделения права на частное и публичное.

Юридические лица публичного и частного права различались еще в древнеримском

праве. Первую группу составляли политические организации (сенат, магистратуры, префектуры и т.п.), в том числе само государство, которые были наделены правоспособностью как в публичном, так и в частном праве. При этом частные юридические лица также могли выполнять отдельные публичные функции (союзы, фонды, клубы)25.

Л. Эннекцерус разделял юридические лица частного и публичного права, в основном по правовому источнику их возникновения. Таким образом, первые основываются на частно-правовом уставе или учредительском акте; вторые - непосредственно на законном или административном акте26.

По мнению С.Н. Братуся, «деление юридических лиц на публичные и частные с точки зрения гражданско-правовых последствий является бесплодным». Подобную позицию он аргументирует так: «В тех случаях, когда государство и публичные установления выступают в качестве субъектов имущественных прав и обязанностей, они действуют как юридические лица гражданского права»27. Аналогичную точку зрения высказывает С.С. Алексеев, отмечающий, что категория юридического лица применяется не для обозначения правосубъектности государственных и общественных организаций в целом, а только для

обозначения ее части, прежде всего граждан-

ской правосубъектности.

Вместе с тем понятие юридического лица публичного права существует в законодательстве Франции, Германии, Италии, Испании, Турции, Грузии, Украины29. Так, Гражданский кодекс Украины относит к ним «государственные предприятия, учебные заведения и т.п.» (ст. 167-169).

Однако, как отмечает И. Богданова, распространившийся в современной доктрине подход, предполагающий наделение государства и (или) его органов статусом особых юридических лиц публичного права, привлекателен тем, что при этом не происходит расширения традиционно сложившегося круга субъектов гражданского права. По французскому и немецкому законодательству министерства, ведомства и т.п. не признаются юридическими лицами публичного права, так как они вообще не обладают какой-либо самостоятельной правосубъектностью30.

В.Е. Чиркин выделяет 10 характеристик юридических лиц публичного права, среди которых следующие: основное предназначение - осуществление властных полномочий;

они реализует общественные интересы территориального публичного коллектива; учреждаются «сверху» органами публичной власти; имеют дискреционные полномочия; имеют именно полномочия, а не права и обязанности; их ответственность носит не частноправовой, а публично-правовой характер31.

По мнению Ю.А. Тихомирова, юридическое лицо публичного права всегда связано с публичной властью в том смысле, что оно либо осуществляет такую власть, либо борется за нее, либо сотрудничает с нею32. Однако данное утверждение верно лишь для подавляющего большинства случаев, но не для всех. Думается, что при этом исключаются те субъекты публичного права, которые являются подвластными субъектами, обладающими так называемой пассивной правосубъектностью, к числу которых относятся различные субъекты административного надзора и финансового контроля (надзора) (подконтрольные (поднадзорные) субъекты), чья деятельность подконтрольна субъектам власти именно в силу публичной значимости первых.

За основу своих рассуждений о взглядах на юридическое лицо публичного права необходимо взять понятие субъектов публичного права, разработанное А.В. Лавренюк: ими являются лица, созданные в установленном нормами публичного права порядке (или им признанные), целью деятельности которых и направленностью воли являются выражение и обеспечение публичного интереса, обладающие компетенцией для создания норм права и (или) участия в публично-правовых отношениях33.

Разработчики Концепции развития корпоративного законодательства используют два понятия, ориентированных на идею публичности: «публичная компания» и «юридическое лицо публичного права». Первое применятся к открытым акционерным обществам с оговоркой, что они не являются действительно публичными компаниями, но отличаются от обычных частных компаний; второе предлагается закрепить в российском законодательстве для регламентации правового положения тех юридических лиц, которые не являются органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют от имени публично-правовых образований и (или) в публичных интересах. Правоспособ-

ность последних должна являться целевой.

С учетом того обстоятельства, что идея юридического лица публичного права являет-

ся веками воплощенной реальностью, возможность ее отрицания для целей отечественного законодательства представляется нецелесообразной, хотя и принятие в определенном смысле является преждевременным (именно для законодательства), поскольку в настоящее время еще не существует окончательно сформировавшейся доктрины юридического лица публичного права. Как отмечает

В.Е. Чиркин, на вопрос, необходимо ли понятие юридического лица публичного права, заданный нескольким специалистам в области гражданского права, административного права и теории права, были получены неоднозначные ответы35.

Думается, что при разработке теории юридического лица публичного права не стоит смущаться самой цивилистической конструкции «юридическое лицо», поскольку юридические лица как коллективные организации выступают субъектами не только гражданских правоотношений, но и всех иных, кроме уголовных правоотношений (по крайней мере, в соответствии с отечественным законодательством). Например, юридическое лицо может выступать как работодатель, как субъект административно-правовой ответственности, как получатель бюджетных средств и пр. Следует поддержать позицию В.В. Баранен-кова, согласно которой в настоящее время институт юридического лица приобретает не только межотраслевой характер, но все более становится базовым для различных отраслей права36.

Одно кажется несомненным, что юридическое лицо публичного права всегда означает двойственность правового статуса того или иного субъекта права: и как частно-правового, и как публично-правового, что не всегда можно сказать о юридическом лице - субъекте частного права.

В числе существенных признаков юридического лица как субъекта публичного права можно выделить следующие:

1) представляет, защищает или служит публичным интересам;

2) его правосубъектность носит «правообязанный» характер;

2) является субъектом публично-правовой ответственности.

К числу факультативных признаков видится целесообразным отнести:

1) инициативу учреждения (как по волеизъявлению органа публичной власти, так и

по инициативе физических и юридических лиц - субъектов хозяйствования);

2) правовое регулирование может осуществляться как специальным, так и общим законом;

3) обладает общей отраслевой и специальной отраслевой правосубъектностью;

4) может иметь различную организацион-но-правовую форму юридического лица, в том числе смешанную, сочетающую признаки нескольких организационно-правовых форм;

5) может быть создано на основе любой формы собственности.

На основе перечисленных признаков можно дать следующее определение юридических лиц публичного права - это особая характеристика юридических лиц, в соответствии с которой юридические лица независимо от формы собственности и организацион-но-правовой формы представляют и (или) защищают публичные интересы либо служат их реализации.

1 Дзыбова С.Г. К вопросу о субъекте правовой системы // Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. -Ростов н/Д., 2006. - С. 34.

2 Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в

2 т. - Т. 1. - Свердловск, 1972. - С. 276-277.

3 Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. - СПб., 2004. - С. 30.

4 Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. B.C. Нерсесянца. - М., 2001. -С. 373.

5 Архипов С.И. Указ. соч. - С. 131-132.

6 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 286.

7 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950. - С. 5.

8 Магазинер Я.М. Избранные труды по общей теории права / отв. ред. А.К. Кравцов. - СПб., 2006. - С. 242.

9 Архипов С.И. Указ. соч. - С. 31.

10 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 279; Братусь С.Н. Указ. соч. - С. 6.

11 Груздев В.В. Спорные вопросы соотношения правоспособности и субъективного права // Государство и право.-2008.-№ 1.-С. 53.

12 Магазинер Я.М. Указ. соч. - С. 244.

13 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 283.

15 Архипов С.И. Указ. соч. - С. 221.

16 Братусь С.Н. Указ. соч. - С. 194.

17 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. - 1999. - № 5. - С. 59-62.

18 Филатов Ю.В. Правовое положение банка как субъекта гражданского права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 6.

19 Абрамов А.М. Субъекты права в сфере социально-экономических отношений: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - С. 10, 14; Климатов Р.В. Коллективные субъекты права в сфере рыночных отношений (вопросы общей теории права): автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003. -С. 7, 16.

20 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 293.

21 Кардашов Р.А. К вопросу о понятии организации // Научные труды РАЮН. Вып. 5: в 3 т. - М., 2005. - Т. 2.

22 Магазинер Я.М. Указ. соч. - С. 261-263.

23 Там же. - С. 273-275.

24 Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 23.

25 Яковлев В.Н. Древнеримское и современное гражданское право России. Рецепция права: учебное пособие. -Ижевск, 2004. - Ч. 1. - С. 138.

26 Эннецерус JI. Курс германского гражданского права. Введение и общая часть. - Т. 1. - М., 1949. - С. 357.

27 Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). - М., 1947. - С. 63.

28 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 297.

29 Богданова И. О перспективах использования категории «юридическое лицо публичного права» в российском законодательстве // Хозяйство и право. - 2008. -№ 1. - С. 70-71; Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право.

2008. - № 3. - С. 38, 42.

30 Богданова И. Указ. соч. - С. 69.

31 Чиркин В.Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права? // Г осударство и право. - 2006.

- № 5. - С. 25-26.

32 Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. - М., 2008. - С. 193.

33 Лавренюк А.В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2007. - С. 52.

34 Концепция корпоративного законодательства // Закон. -2006,-№9.-С. 9-20.

35 Чиркин В.Е. Указ. соч. - С. 22.

36 Бараненков В.В. Гражданско-правовая личность органов государственной власти (к вопросу о юридических лицах в публичном праве) // Научные труды РАЮН. Вып. 7: в 2 т. - М., 2007. - Т. 1. - С. 677.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В качестве участников гражданских правоотношений - субъектов гражданского права могут выступать не только отдельные граждане, но и различные организации. В отличие от имеющих естественное происхождение людей - лиц физических, они создаются не природой, а самим обществом и правом и называются, в отличие от физических лиц, лицами юридическими.

Предпринимательские организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на профессиональной основе, производят определенную продукцию либо занимаются ее заготовкой, реализуют продукцию и иные товары и приобретают сырье и материалы, оказывают хозяйственные услуги другим организациям и гражданам. Организации, занимающиеся не коммерческой и не хозяйственной, а иной - гуманитарной, просветительской или даже управленческой деятельностью, тем не менее вынуждены, хотя бы в минимальной степени, участвовать в хозяйственных связях и имущественных отношениях, которые в обществе, основанном не только на рыночной, но и на плановой административно-командной экономике (в последнем случае, правда, с известной спецификой), неизбежно принимают форму гражданских правоотношений (см. об этом в гл. 1). Таким образом, организации не могли бы осуществлять необходимые им хозяйственные связи, если бы не были наделены способностью быть субъектами гражданских прав и обязанностей.

Однако не всякая организация может быть признана юридическим лицом и фактически действовать как субъект гражданского права. В качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать лишь организации, обладающие материальной, фактической способностью самостоятельно участвовать в товарно-денежных, рыночных отношениях.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) Организационное единство . Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности; должно иметь органы, осуществляющие его дееспособность. Организационное единство юридического лица получает выражение и закрепляется уставом юридического лица или в случаях, предусмотренных законом, общим положением о юридических лицах данного вида.

2) Наличие обособленного имущества . Чтобы быть участником гражданских правоотношений, субъектом гражданского права, организация должна обладать имуществом, обособленным от имущества других лиц. У различных видов юридических лиц эта обособленность получает различное организационное выражение и юридическое закрепление.

Статья 48 ГК в качестве юридических форм такого обособления называет право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, т.е. вещные права. Между тем имущество юридического лица, в особенности коммерческой организации, далеко не исчерпывается вещными объектами, принадлежащими ему на одном из перечисленных вещных прав. Некоторые юридические лица, например посредническая контора или инвестиционный институт, могут не иметь имущества на одном из указанных вещных прав. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а необходимое помещение и инвентарь они арендуют. В еще большей степени такая имущественная база может быть присуща юридическим лицам - некоммерческим общественным организациям, культурным обществам, учреждениям, фондам и т.п.

Из текста ст. 48 ГК возможен вывод о том, что такая организация юридическим лицом не признается*(99). Однако согласиться с этим нельзя. Вещные права не должны рассматриваться как безусловно необходимые и исключительные юридические формы имущественного обособления юридического лица. Это обособление может быть обеспечено посредством других правовых форм (институтов). Поэтому отсутствие у организации имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может, вопреки буквальному толкованию п. 1 ст. 48 ГК, служить основанием для отказа в признании организации юридическим лицом.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица.

3) Самостоятельная имущественная ответственность. Кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств и иных обязанностей юридического лица, только к этому юридическому лицу; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь на обособленное имущество данного юридического лица.

Иногда в предусмотренных законом случаях дополнительно к ответственности юридического лица по его долгам (обязательствам) ответственность могут нести и другие субъекты. Так, в силу п. 5 ст. 115 ГК по обязательствам федерального казенного предприятия (см. п. 8 гл. 7) при недостаточности его имущества дополнительную (субсидиарную) ответственность несет Российская Федерация, а в силу п. 2 ст. 107 ГК по обязательствам производственного кооператива - его члены (см. п. 7 гл. 7); в силу п. 4 ст. 116 ГК при определенных условиях и члены потребительского кооператива (см. п. 7 гл. 8) несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам соответствующего кооператива (о других случаях см. п. 3 ст. 56 ГК).

Согласно ст. 56 ГК, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением, предусмотренным п. 2 ст. 120 ГК: созданное учредителем и финансируемое им учреждение, будучи юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, на остальное его имущество взыскание обращено быть не может*(100).

В связи с этим необходимо вновь обратиться к тексту ст. 48 ГК. Когда в ней говорится, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам имуществом, которое оно имеет "в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении", то здесь упускается из виду, что в первую очередь и как правило юридическое лицо отвечает не этим, а совсем другим своим имуществом - денежными средствами на счетах в банках, которые принадлежат ему на праве обязательственного требования к банку, с которым юридическое лицо заключило договор банковского счета. И только при отсутствии денежных средств на счетах взыскание может быть обращено на вещественные объекты, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности или хозяйственного ведения и лишь в некоторых случаях - на праве оперативного управления. Дело в том, что имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, юридическое лицо, как правило, вообще не отвечает, поскольку главную массу носителей (субъектов) права оперативного управления составляют именно учреждения, которые, как сказано выше, отвечают лишь имеющимися у них денежными средствами (об учреждениях см. в п. 5 гл. 8). Казенные предприятия, также обладающие имуществом на праве оперативного управления и отвечающие по своим обязательствам не только денежными средствами, но и этим имуществом, встречаются гораздо реже.

4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени. В данном признаке получает законченное выражение хозяйственная самостоятельность юридического лица. Возникая на основе имущественных (второй и третий признаки) и организационных (первый признак) предпосылок, этот признак является окончательным внешним выражением экономической самостоятельности и гражданской правосубъектности юридического лица. Юридическое лицо от собственного имени, самостоятельно, за редкими и специальными исключениями, установленными законом (ограничения возможности распоряжения имуществом, принадлежащим юридическому лицу на праве оперативного управления, установленные ст. 297 и 298 ГК), распоряжается своим имуществом, приобретает гражданские права и обязанности, в частности заключает договоры и вступает в обязательства и несет по ним самостоятельную ответственность. Отсюда следует и самостоятельное, от собственного имени, участие в судебных делах.