Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются. Половозрастная структура населения россии

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо, бывший императорский дворец, построенный по проекту Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 годах. С 1920 года здание входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

До 1762 года в Санкт-Петербурге успели построить пять Зимних дворцов, включая нынешний вариант. Первый дворец был построен в 1712 году, второй — в 1720 году, третий — в 1735 году, предпоследний четвертый — в 1755 году. Последний Зимний дворец с момента постройки и до 1904 года использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. После революции 1917 года во дворце заседало Временное правительство. С 1920 года здание стало использоваться в качестве музея.

Здание дворца имеет форму каре из 4 флигелей, которые располагаются вокруг Большого двора, а своими фасадами смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.

Пышный и великолепный облик Зимнего дворца должен был продемонстрировать статус нового города на Неве как столицы Российской империи. Это было достигнуто установкой особых двухуровневых колонн на фасадах здания, а также с помощью скульптур и ваз, расположенных над карнизом по всему периметру дворца.

Над внутренней отделкой залов Б. Ф. Растрелли не успел лично закончить работу, так как был отстранен Екатериной II, интерьеры дворца заканчивали Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Самые известные помещения дворца — это Иорданская галерея, Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Петровский (Малый тронный) зал, Гербовый зал, Военная галерея 1812 года, Георгиевский (Большой тронный) зал, Большая церковь, Пикетный (Новый) зал, Александровский зал, Октябрьская лестница, Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Синяя спальня, Аванзал, Большой (Николаевский) аванзал, Концертный зал, Малахитовая гостиная, Малая (Белая) столовая.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, продолжавшийся целых 3 дня, а восстановление здание после которого потребовало около 2 лет.

В 1844 году император Николай I подписал указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше Зимнего дворца. Запрет действовал вплоть до 1905 года.

Во время Первой Мировой войны, в 1915 году, во дворце размещался военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

Штурм Зимнего дворца, а точнее его окружение и арест членов Временного правительства, стал основным событием октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков.

В период Великой Отечественной войны в подвалах дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ, рассчитанных на 2000 человек. За годы войны в здание дворца попали 17 артиллерийских снарядов и 2 авиационные бомбы. Но уже в ноябре 1944 года Зимний дворец был частично открыт для посещения, хотя его полное восстановление заняло несколько лет.

Интерьеры дворца часто используются для съемок художественных фильмов, а также моделируются в мультипликационных лентах и компьютерных играх.

Во дворце живет почти 50 котов, ведущих свою родословную от голландского кота Петра I. Их основная роль — охрана Зимнего дворца от мышей. Существует даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а сотрудники музея устраивают для них специальные праздники.

Трехэтажное здание Зимнего дворца имеет в своем составе 1084 комнаты, 1945 окон и 117 лестниц. Длина фасада со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота дворца — 23,5 метра, общая площадь — 46516 квадратных метров.

Зимний дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра города.

Туристу на заметку:

Посещение Зимнего дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившегося во дворце, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль

Санкт-Петербург - северная столица необъятной России, привыкшая удивлять нас особенной индивидуальностью, своеобразием вкусов и амбициозностью. Сотни великолепных достопримечательностей ежегодно привлекают взгляды многих туристов и коренных жителей. Одна из них - Зимний Дворец, являющийся бесценным памятником истории и архитектуры прошлых лет.

Описание

Как и многие строения сооружение отличается помпезностью, удачно сочетающейся с особенным стилем и почерком автора, о котором мы поговорим еще позже. Петербургский Зимний Дворец - это культурное наследие России, одна из главных достопримечательностей страны, которая хранит в себе интересные исторические события и факты. Немало вокруг Дворца ходит легенд и мифов, некоторые из них могут быть вполне оправданы историческими фактами.

Благодаря пышности сооружения, находясь рядом с ним либо внутри него, можно полностью прочувствовать на себе императорский дух и особенности несколько веков назад. Насладиться можно и великолепными архитекторскими решениями, которые и по сей день считаются эталоном красоты и изысканности. Конструкция Зимнего дворца не раз менялась за эти века, поэтому мы можем наблюдать сооружение не в его первозданном виде, что, однако, не делает его менее значимым и достойным внимания, так как все основные черты, задуманные автором проекта, Франческо Растрелли, были бережно сохранены и переданы архитекторами разных времен. Располагается это величественное здание на Дворцовой площади северного города и прекрасно воссоединяется с окружающим ландшафтом.

История создания и развития дворца

Сооружение выполнено в стиле под названием Со времен СССР его территория оснащена под основную часть В более ранние времена Зимний дворец всегда был главной резиденцией императоров России. Чтобы полностью ощутить величие этого места, необходимо обратиться к истории его создания.

При правительстве Петра I, в 1712 году, по закону нельзя была отдавать землю в распоряжение простых людей. Подобные территории хранились для моряков, относящихся к высшему классу общества. Участок, на котором сегодня находится Зимний Дворец, был взят под управление самим Петром I.

С самого начала император построил здесь небольшой и уютный дом, возле которого ближе к зиме прорыли маленькую канавку и которой дали название Зимняя. Собственно, от этого и пошло дальнейшее название дворца.

Многие годы русский император созывал различных архитекторов, чтобы те занимались реконструкцией его дома, и вот, спустя годы, из обычного деревянного дома строение превратилось в большой дворец из камня.

А кто построил Зимний Дворец? В 1735 году главным архитектором, работавшим над зданием, был назначен Франческо Растрелли, у которого возникла идея выкупа соседних земельных участков и расширения конструкции дворца, о чем он и поведал Анне Иоанновне - правительнице России на тот момент.

Задание, поставленное перед архитектором

Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.

Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание - модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.

Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.

Об архитектуре здания

Архитектурная составляющая Зимнего дворца в Петербурге воистину многогранная. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Выбранный стиль барокко сам по себе привносит нотки пышности и аристократизма. По плану, Дворец занимает территорию в форме каре, которая включает в себя 4 флигеля. Самое здание трехэтажное, двери которого выходят во внутренний двор.

Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях, прослеживаемых повсюду. К таким можно отнести неординарную компоновку фасадов, различия в оформлении фасадов, заметные ризалитовые выступы, неравномерное построение колонн, а также внимание привлекает особый акцент автора на ступенчатых углах постройки.

Зимний дворец, фото которого представлены вашему вниманию в статье, обладает 1084 комнатами, где в сумме насчитывается 1945 оконных конструкций. По плану, в нем находится 117 лестниц. Также к необычным и запоминающимся фактам относится то, что на те времена это было здание с очень большим, по европейским меркам, количеством металла в конструкциях.

Цвет здания неоднороден и выполнен в основном в песчаных оттенках, которые являются личным решением Растрелли. После нескольких реконструкций цветовая гамма дворца менялась, но сегодня власти Санкт-Петербурга пришли к выводу, что лучшее решение - воссоздать внешний вид дворца именно в том варианте, который и был задуман великим архитектором изначально.

Немного слов об архитекторе

Франческо Растрелли родился в столице Франции в 1700 году. Его отцом был талантливый итальянский скульптор, которому не составило труда распознать в своем сыне будущего умелого архитектора. Закончив обучение в 1716 году, он с отцом приезжает жить в Россию.

До 1722 года Франческо работал лишь помощником у отца, но к 1722 году созрел для начала самостоятельной карьеры, которая поначалу складывалась не очень хорошо в весьма неприветливой для него стране. 8 лет Растрелли младший потратил на разъезды по Европе, где большую часть времени он не работал, а получал новые знания в Германии, Италии, Франции и других странах. К 1730 году у него сформировалось свое собственное видение стиля барокко, которое и нашло отражение в его самом грандиозном проекте - Зимнем дворце.

Архитектор не раз трудился над созданием и реконструкцией зданий в России. Основная его работа пришлась на период с 1732 по 1755 гг.

Эксклюзивные факты о Зимнем дворце

Здание является самым богатым сооружением в Санкт-Петербурге, а ценность его экспонатов до сих пор не могут точно посчитать. У Зимнего дворца есть немало секретов и интересных историй, из которых можно выделить следующее:

  • Во время войны с немецкими захватчиками цвет дворца был красным. Нынешний бело-зеленый цвет сооружение приобрело лишь после войны в 1946 году.
  • В конце строительных работ на площади пред Дворцом собралось так много строительных отходов, что на их уборку могли уйти целые недели. Однако царю пришла в голову интересная идея: он разрешил абсолютно любому человеку взять любую вещь из этих строительных материалов, оставшихся после работы. Площадь перед зданием очистилась в кратчайшие сроки.

Пожар

В 1837 году все старания Франческо Растрелли и других архитекторов практически свелись на нет. Произошло страшное событие: во дворце из-за неисправности печной трубы возник немалый пожар, тушить который были вызваны 2 роты специалистов. На протяжении 30 часов пожарные пытались уменьшить языки пламени за счет закладки окон и других проемов кирпичами, но результата это не принесло. Огонь стих лишь спустя сутки после начала возгорания, испепелив практически всю красоту сооружения. От былого дворца остались лишь стены и колонны, которые опалились под высокой температурой.

Восстановительные работы

Восстановительные работы были начаты незамедлительно и продлились 3 года. К сожалению, с первых застроек никаких чертежей у мастеров того времени не было, поэтому им пришлось включать импровизацию и придумывать новый стиль буквально на ходу. Вследствие этого появилась уже «седьмая версия» дворца с преобладанием светло-зеленых и белых оттенков и позолотой внутри.

Вместе с новым обликом во дворец пришла и электрификация. Самая большая электростанция во всей Европе (считалась таковой на протяжении 15 лет) была установлена на 2 этаже и обеспечивала электричеством все здание.

Не только пожар стучался в двери Зимнего дворца с плохими вестями. Так, это здание в свое время пережило и штурм, и покушение на Александра II, и многочисленные бомбардировки времен Великой Отечественной войны.

Для современных туристов

Сегодня пройтись по залам Зимнего дворца можно, заказав одну из многих экскурсий, индивидуальных либо в группе. Двери музея открыты для посетителей с 10:00 до 18:00 и закрываются только в понедельник - официальный выходной.

Приобрести билеты на экскурсию по Зимнему дворцу можно непосредственно в кассах музея, либо заказав их у туристического оператора. Они не всегда есть в наличии из-за высокой популярности строения, особенно во время туристического сезона. Поэтому билеты лучше покупать заблаговременно.

Зимний дворец - легендарное здание, которое раньше выполняло миссию дома российских правителей. Построен Зимний дворец в Санкт-Петербурге в середине 18 столетия. Основную коллекцию исторического Государственного Эрмитажа расположили в помещение дворца в 20 веке.

Здание 1,5 столетия выполняло роль официальной зимней резиденции для государственных монархов, только во времена правления Николая II император перенес ее в Александровский дворец в Царском Селе.

Зимний дворец вместе с Дворцовой площадью красиво сочетаются в архитектурном ансамбле и являются украшением Санкт-Петербурга. Ежегодно тысячи путешественников со всего света посещают историческое сооружение.

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

4. Четвёртый (временный) Зимний дворец

Его сотворил Растрелли в 1755 году. Через семь лет здание разобрали.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

Туризм

В настоящее время Зимний дворец Санкт-Петербурга выполняет роль историко-культурного и художественного сооружения. Ежегодно полюбоваться его красотами приезжают более 500 тысяч иностранцев и около 2 миллионов россиян.

Дворец в искусстве

Не малую роль сыграл Зимний дворец в искусстве. Его величие раскрывается в кинолентах «Русский ковчег», «Распутин», «Октябрь» и др. В легендарной стратегии «Red Alert 3» один из эпизодов нужно выполнять в моделированном Зимнем дворце.

Любопытные мелочи о петербургском Зимнем дворце

  1. В стенах Государственного Эрмитажа живут более 50 котов. Их миссия была заложена еще Петром I, когда он из Европы привез кота для отлова грызунов в Зимнем дворце, а дочь императора приобрела еще 30 представителей мышеловов. Для котов Эрмитажа создан уникальный запас денежных средств. Каждый год для котов организуют праздничный пир со всевозможными кошачьими лакомствами. Праздник проходит 1 апреля и называется День мартовского кота.
  2. Николаем I был издан любопытный государственный указ, в котором указано, что максимальная высота жилых сооружений в городе не должна превосходить 11 саженей (23,47 м). Это привело к тому, что Зимний дворец получился выше частных домов, хотя в указе о нем ничего не говорилось.

Е ще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.

По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».

Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный - в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.

Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.

Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце - она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.

В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838-1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.

Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной - дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».

Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.

Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.

Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время - в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.

Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.