Бюджет российской федерации на год. Главные приоритеты бюджета

Законопроект прогнозирует бюджет России на 2018 год в цифрах: более одного триллиона рублей дефицита, ранее проведение индексации для неработающий пенсионеров и отказ от перерасчета для пожилых людей, продолжающих вести трудовую деятельность.

Проект бюджета: ВВП России, доходы, расходы, дефицит

Кабмин одобрил проект государственного бюджета на следующие три года. Лейтмотивом главного финансового документа является исполнение социальных обязательств при любой экономической ситуации.

В основе законопроекта базовый сценарий развития, при котором уровень инфляции составляет 4%. Глава Правительства России Дмитрий Медведев отметил тенденции в экономике страны, которые необходимо укрепить: положительная динамика ВВП России, оживление инвестиционного спроса, низкий уровень безработицы.

«Инвестиции будут расти быстрее, а среднегодовой рост внутреннего валового продукта, как и рост промышленности, превысит» , – подчеркнул премьер-министр. Также он отметил, что на фоне низкой инфляции ожидается и рост реальных доходов населения.

Согласно документу, в следующем году государственная казна заработает 15,18 трлн рублей, а потратит – 16,5 трлн рублей. Соответственно дефицит бюджета составит 1,2 трлн рублей (1,37% ВВП).

Также ожидается, что к 1 января 2019 года размер внешнего госдолга в долларах составит 71 миллиард. К 2020 году – $72 и к 2021 году – $70,2.

Последние новости: какие изменения ждут страну

В проекте финансового документа отражены некоторые изменения, например, запланированная в следующем году индексация пройдет раньше, чем прежде. Уже в первый день года пенсии поднимутся на 3,7%, минимальный размер оплаты труда повысят до 9,4 тыс. рублей, а ежемесячные социальные выплаты вырастут на 3,2% в начале февраля.

Перерасчет пенсионных выплат в начале года, на месяц раньше, чем обычно, связан с решением поднять пособия на размер инфляции по итогам года, а не января. Именно поэтому, чтобы это повышение стало ощутимым, Минтруд принял решение провести его раньше. В апреле проиндексируют социальные пенсии на 4,1%, а вот работающих пенсионеров пересчитывать не будут.

Планируется повышение МОРТ до 85% от уровня прожиточного минимума (II квартал 2017 года). Следующее увеличение состоится в начале 2019 года – до уровня прожиточного минимума населения трудоспособного возраста.

Как уже окрестили последние новости, главным изменением стало повышение топливного акциза на 50 копеек. Увеличение цены пройдет дважды в течение следующего года и, по расчетам, принесет порядка 40 млрд рублей в бюджет страны.

Также в законопроекте прописана адресная поддержка перспективных и наиболее важных для России отраслей:

  • сельское хозяйство;
  • транспорт;
  • энергетика;
  • оборонно-промышленный комплекс;
  • информационные технологии.

Жилищное строительство также будет простимулировано. Значительная часть средств будет направлена на социальную инфраструктуру: развитие детских садов, школ, магазинов, поликлиник.

Всего же на социальную сферу приходится основной объем запланированных расходов – 36,4%. На национальную оборону выделено 29% государственных средств и на экономику – 14,7%. В целом, если брать в сравнении с 2017 годом, то в подготовленном проекте общие параметры расходов увеличены на 300 млрд и 200 млрд рублей на 2018 и 2019 годы соответственно.

Госдума: окончательное чтение

Ориентировочно 29 сентября Госдума приступит к рассмотрению законопроекта федерального бюджета на следующие три года. До этого времени Министерство финансов и Министерство экономического развития РФ должны доработать отдельные части проекта. Соответствующее распоряжение сделал премьер Дмитрий Медведев по итогам заседания Правительства. После внесения изменений документ будет направлен в Госдуму.

Ознакомиться с документом можно на официальном сайте Правительства России: government.ru/govworks/60/events/.

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн 182 млрд руб., расходы - 16 трлн 515 млрд руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн 258 млрд руб., расходы - до 16 трлн 529 млрд руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн и 500 млрд руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

Бюджет на 2019-2020 годы

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн руб., расходы - 16,38 трлн руб., дефицит - 819,1 млрд руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн руб., расходов - 17,16 трлн руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Приоритеты бюджета

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд руб.), "Русгидро" (1 млрд руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд руб.).

Займы и доходы

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. - в 2019-м и 1,34 трлн руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м - 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м - 13 млрд руб., в 2019-м - 12,2 млрд руб., в 2020 году - 11,4 млрд руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

Государственный бюджет на 2018 год — главный финансовый документ, по которому предстоит жить России. Огромный документ, одна лишь пояснительная записка к которому занимает более двух сотен страниц мелким шрифтом, открыт для изучения лишь частично. Множество статей бюджета засекречено, но общее понимание по поводу того, как будут жить россияне в будущем году, на основе известных данных получить можно. Пожалуй, не будет большим открытием вывод о том, что к лучшему для простого жителя страны ничего не изменится… Бюджет России на 2018 год в цифрах: какие доходы ожидаются и на что они будут потрачены.

Бюджет 2018 года вновь будет дефицитным

Дефицит, то есть превышение расходов над доходами, был верным спутником российского бюджетного планирования в 1990-е годы. Неэффективная советская экономика, которая под конец своего существования съела все доступные ей ресурсы, включая накопления простых граждан. Катастрофически низкие цены на нефть на уровне 8-12 долларов за баррель. Необходимость перестраивать экономику на нормальные цивилизованные рельсы, возвращая страну на тот путь, с которого она далеко свернула в начале 20 века. 1990-е годы были трудными и для простого народа, и для власти, денег не хватало, и спасение приходило из-за рубежа в виде кредитов.

2000-е годы стали пиком нефтяного процветания. Цены на нефть достигали 150 долларов за баррель и казалось, что безумные потоки денег, которые хлынули на Россию, не кончатся никогда. Благо, так считали не все, и осторожные экономисты в правительстве создавали резервы, откладывая на черный день.

Первый из таких черных дней настал в 2008 году, второй, более серьезный — в 2014-м. Правительству вновь пришлось вспоминать, что такое дефицит бюджета и как с этим жить. Частично дефицит удавалось покрывать из накопленных резервов, но недавно в правительстве официально подтвердили — все, резервов больше нет, к концу 2017 года они закончатся.

Между тем, в 2018 году планируемый дефицит бюджета составит 1,27 триллиона рублей. При доходах в 15,26 триллионов планируется потратить 16,53 триллионов.

Какова структура расходов бюджета 2018 года

Статьи расхода бюджета условно поделены на 14 групп, финансирование которых крайне неравномерно. Формально самой крупной группой расходов считаются социальные расходы, включающие пенсии и зарплаты бюджетников, но социальная ориентация бюджета — действительно чистая формальность, и дальше мы разберем с цифрами на руках, почему.

Пока же обратимся к конкретным расходам по каждой из групп:

  • Социальные расходы — 4,7 триллионов рублей (28,5% расходов).
  • Расходы на национальную оборону — 2,8 триллиона рублей (16,8%).
  • Расходы на национальную экономику — 2,4 триллиона рублей (14,5%).
  • Расходы на национальную безопасность — 2,1 триллиона рублей (14,5%).
  • Расходы на содержание госаппарата — 1,3 миллиарда (7,9%).
  • Расходы на дотации регионам — 835 миллиардов рублей (5%).
  • Расходы на обслуживание государственного долга — 824 миллиарда рублей (5%).
  • Расходы на образование — 663 миллиарда рублей (4%).
  • Расходы на здравоохранение — 460 миллиардов рублей (2,8%).
  • Расходы на ЖКХ — 126 миллиардов рублей (0,8%).
  • Расходы на культуру — 94 миллиарда рублей (0,6%).
  • Расходы на экологию — 89 миллиардов рублей (0,5%).
  • Расходы на государственные СМИ — 83 миллиарда рублей (0,5%).
  • Расходы на физкультуру и спорт — 59 миллиардов рублей (0,4%).

Проанализируем приведенные цифры

Итак, вернемся к тому, является ли бюджет на 2018 год действительно социально ориентированным. Формально, действительно, соцрасходы с большим отрывом лидируют в структуре расходов бюджета. Но необходимо понимать, что пенсии и зарплаты бюджетников и не могут составлять маленькую долю бюджета. Под эту статью попадают доходы едва ли не половины россиян (одних только пенсионеров в нашей стране около 40 миллионов человек, прибавьте к ним учителей, врачей и прочих получателей заработных плат из государственной казны). Все вместе они получат 4,7 триллиона рублей, при том, что на финансирование чиновников уйдет 1,3 триллиона.

Если же мы обратим внимание на расходы на силовые органы и армию и сравним их с финансированием медицины и здравоохранения, впору и вовсе хвататься за сердце. Учитывая при этом, что качественно вылечить вас после такого приступа с этаким-то финансированием больниц вряд ли смогут.

Судите сами, расходы на армию и спецслужбы в совокупности составят 4,9 триллионов рублей — больше, чем на пенсии и заработные платы бюджетников!

При этом именно в этих разделах бюджета содержится огромное количество засекреченных статей. С одной стороны, это понятно, тайна есть тайна, но с другой — обилие засекреченных разделов бюджета — это отличная возможность для нецелевого расходования денег теми, кто имеет доступ к этим деньгам.

Финансирование образования и здравоохранения, между тем, остается катастрофическим. Формально, конечно, расходы на статьи бюджета, входящие в эти разделы, выросли по сравнению с 2017 годом, но на самом деле, даже до уровня 2013-2014 года еще очень далеко, при том что с того времени накопилась приличная инфляция, которая лишь увеличивает разрыв.

Едва ли кто-то осмелится при этом сказать, что в 2013-2014 году в России были хорошая медицина и образование.

Нельзя не обратить внимание и на огромные расходы на СМИ. Казалось бы, это “всего” полпроцента бюджета, но на самом деле 80 с лишним миллиардов рублей — это безумные деньги, которые будут потрачены на пропагандистское сопровождение президентских выборов.

Что такое культура и спорт, в правительстве и вовсе давно забыли. И без того скромный раздел бюджета “Культура” включает в себя, в частности, некоторую часть военных расходов (финансирование домов культуры Росгвардии). А расходы на спорт с 2019 года будут урезаны еще сильнее. В бюджете-2018 мы видим заложенные расходы на участие в Олимпиаде и проведение чемпионата мира по футболу. Детский спорт и пропаганда здорового образа жизни государству не особенно интересны.

Выводы

Простому жителю России, конечно же, в первую очередь интересно, станет ли он жить в 2018 году лучше, чем в 2017-м. Судя по бюджету России на будущий год — едва ли. Вероятнее всего, все силы будут брошены на то, чтобы в начале года, до президентских выборов, проблемы экономики не ощущались. Возможно, вновь будут применяться старые методы вроде заморозки цен на бензин и т.д., но затем экономика лишь отыграет упущенное. Тот же бензин подорожает, причем значительно — акцизы на него вырастут так сильно, что литр бензина будет стоить в России более 50 рублей. А поскольку резервы к началу 2018 года закончатся, надеяться вновь останется лишь на возвращение высоких цен на нефть. Иначе государство снова придумает, как взять недостающие деньги у своих граждан, и дорогой бензин будет далеко не единственной мерой.

Бюджет России на 2017 год был одобрен российским правительством 1 января 2017-го года. Это было сделано на основе ранее (9 декабря 2016-го) принятого закона, которым утверждался бюджет РФ на 2017-2019 годы.

Структура расходов бюджета 2019: таблица

Бюджетный дефицит

Рассматривая бюджет России на 2017 год в цифрах сразу следует сказать о бюджетном дефиците – его размер составляет 2 триллиона 753 миллиарда рублей. Он вытекает из преобладания расходов (16 триллионов 488 миллиардов рублей) над доходами (13 триллионов 488 миллиардов рублей, а если пересчитать бюджет России на 2017 год в долларах, то он составляет 280 миллиардов).
Дефицит бюджета России является достаточно значительным. Однако ранее правительство заявляло, что значительный бюджетный дефицит – явление кратковременное. Согласно подсчетам, в 2019-м году он должен уменьшить до чуть более 2-х триллионов, тогда как уже в 2019-м – до 1,15 триллионов.

Основные траты

Армия

Военный бюджет России на 2017 год – достаточно объемный– он составляет 1 миллиард рублей. Несмотря на это, данная цифра на целых 6% меньше, чем в 2016-м году. Это обусловлено в том числе тем, что стране пришлось несколько сократить свой годовой бюджет из-за ослабления экономики.
Однако больше всего денег пущено на социальную политику. Если посмотреть социальный бюджет России на 2017 год в рублях, можно увидеть цифру в более, чем 5 триллионов.

Экономика


Следом идут траты, направленные на поддержку национальной экономики. На соответствующие цели федеральный бюджет выделяет 2 триллиона. На обслуживание государственного долга в РФ в 2017-м выделено 728 миллиардов.

Образование:

На образование и здравоохранение, как всегда, выделяются сравнительно небольшие суммы: всего 595 и 378 миллиардов соответственно. На охрану и улучшение экологии, в свою очередь, выделено 70 миллиардов. А на спорт и культуру – примерно по 100 миллиардов.
На пропаганду в средствах массовой информации, в свою очередь, бюджетом предусмотрено 77 миллиардов – больше, чем на охрану окружающей среды, с учетом того, что 2017-й год в РФ считается Годом экологии.

Основные источники пополнения

Так же как и во последние предыдущие годы, значительная часть казны в 2019-м пополнена за счет импорта нефти и газа – чуть более 5 триллионов рублей. Следом за ними следует НДС – этот налог позволил пополнить казну на 4,9 миллиарда рублей, тогда как налог на прибыль принес всего 600 миллиардов. Сборы с акцизов, в свою очередь, позволили пополнить бюджет еще почти на 900 миллиардов.
Этого недостаточно для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование государства. Чтобы компенсировать бюджетный дефицит были использованы 1,15 триллиона из резервного фонда, 1,05 триллиона занято внутри страны, а также были использованы деньги из ФНБ (более 660 миллиардов).

Представленный Минфином бюджет на 2018 год в цифрах снова демонстрирует дефицит, который не удается покрыть из-за больших затрат сферы социального обеспечения, оборонную отрасль и безопасность, а заложенный уровень инфляции и курс доллара вряд ли будет способствовать выравниванию дисбаланса.

Хотя картина выглядит неутешительно, правительство России уверяет, что через несколько лет стране удастся выбраться из «минусов», а подтверждением тому является план 2019-2020 гг., согласно которому уровень дефицита сокращается с 1,3 до 0,87 трлн. руб.

Базовые статьи затрат и прибыли бюджета России за 2018 год в цифрах

В соответствии с документом, бюджет России получит 15,26 триллиона, при этом потратить придется 16,53. Поменяется ли что-то по структуре, станут ли финансироваться новые отрасли? Подробно рассмотрим далее.

Доход

Тенденция к преобладанию поступлений от продажи нефти и газа уверенно сохраняется. За 2018 г. «вливания» по этой статье ожидаются приблизительно 5500 млрд. Однакоколичественно и относительно этот показатель всё же уменьшится, так как предполагается их снижение с 50% до 36%. Причем это не инициатива финансовых ведомств, а понижение цены сырья, что само по себе приведет к уменьшению прибыли.

А вот результаты работы фискальных органов России радуют: доля налоговых отчислений в бюджет России с каждым периодом только растет. Не последнюю роль сыграла работа служб по предотвращению скрытия прибыли с выводом экономики «из тени». Таким образом, планируется получить порядка 5630 млрд. за счет налоговых сборов.

Бюджет Россси на 2018 год. Источник: aif.ru

Уверенно укрепляет свои позиции новый источник дохода России – акцизный сбор. Ожидается 5-10%-ое повышение данного налога. Планируется повысить акцизную ставку по топливным ресурсам. Это повлечет рост стоимости бензина более быстрыми темпами, чем рост инфляции. Минфин подсчитал, что поступления в бюджет от автомобилистов и потребителей табачной/алкогольной продукции составят около 1054 млрд.

Сумма прибыли от прочих налогов (в том числе прибыль, таможенные пошлины) будет ориентировочно 3,1 трлн.

Расходы

Финансирование социального сектора, оборонной отрасли, безопасности являют собой львиную долю отчислений государства. Этот период не стал исключением. Из казны будет выделено около 4,7 трлн. на соц. помощь.

К таким программам в России относятся:

  • компенсация дефицита ПФ;
  • пособие по безработице;
  • материнский капитал;
  • субсидии по коммунальным платежам;
  • выплаты льготным категориям населения.

Оборонная промышленность развивается стремительными темпами: модернизируется оборудование, происходит тотальное перевооружение. Это влечет за собой потери около 1,33 триллионов. Однако госслужащие уверяют: ежегодно эта статья расходов бюджета будет постепенно уменьшаться.

Субсидирование сельского хозяйства, малого предпринимательства и других перспективных отраслей обойдется России порядка 2,2 триллиона.

На сферу здравоохранения и ЖКХ предполагается сократить отчисления. Касаемо медицины, это обусловлено тотальной модернизацией еще несколько лет назад, а вот ЖКХ уменьшать траты хотят за счет повышение платежей и капитального ремонта систем.

На каком основании формируется бюджет России

Бюджет на 2018 год рассчитывается исходя из таких показателей:

Мировой рост стоимости нефтепродуктов обязательно отразится на экономике России. Так, правительством была заложена стоимость газа порядка 169 дол/тыс.куб, а нефти – 44 дол/бар. Более того, некоторые эксперты убеждены, что эти значения поднимутся еще выше, нежели заложено Минфином.

Следовательно, от такого положения дел курс российской валюты к доллару, который оценивается как 65 к 1, непременно пострадает.

Сравним: бюджет Москвы на 2018 год в цифрах

Говоря о столичном регионе, ситуация не слишком отличается от общегосударственной. Бюджет Москвы ближайшие несколько лет также будет дефицитным. За 2018 расходы Москвы составят порядка 2,3, а доходы – 2,1. При этом удельный вес всё тех же соц. выплатв бюджете – 52% от общей суммы затрат.

Бюджет Москвы на 2018 год.