Долговой камень. История ростовщичества в Древней Греции

Каждый из нас неосознанно стремится создать вокруг себя свой уютный мир, с присущей ему индивидуальностью, уловить которую может только создатель этого микромира.

В создании вокруг себя уютной обстановки человек часто использует символы. Иногда мы даже не замечаем, что придаем какому-то предмету символическое значение. В человеческом обществе существует целая система намеков, иллюзий, система символов, которая оказывает на нас гораздо большее влияние, чем кажется на первый взгляд.

Происхождение китайской символики.

В традиционном Китае издавна существует "Учение о символах и числах", основанное на древней предсказательной практике И-Цзин. В этом учении всё многообразие элементов внешнего мира описывается с помощью цифр и символики. Особое значение при этом в китайской культуре имеют изображения иероглифов, которые охватывают всё многообразие человеческой жизни.

Эти вышеизложенные принципы использовал Томас Линь Юнь при создании собственной школы Восьмии Жизненных Устремлений (или школы Черношапочников), которая активно использует для активизации определенных секторов символику предметов и изображений. Талисманы и символы в Фэн-шуй призваны гармонизировать пространство, реально выразить наши устремления, помочь создать дополнительную информацию о различных аспектах нашей жизни: защита, богатство, семейное счастье, продвижение карьеры и т.д.

Но, обратите внимание, что методика школы Черношапочников и её рекомендации по расстановке и использованию символов в помещении не имеют никакого отношения к инструментам классического фэн-шуй!

Многообразие символов фэн-шуй и их назначение.

Абрикос в фэн-шуй.

Символизирует красоту женщины.

Аист в фэн-шуй.

Священная птица. Символ красоты, здоровья и скорейшего появления наследника в семье. Но также и символ религиозного отшельника и уединенной жизни.

Изображение Лао Цзы на аисте.

Лао Цзы - древнейший мудрец, держит в руках персик, дарующий красоту и здоровье, из Небесного сада Повелительницы Запада. Лао Цзы летит на аисте, который символизирует скорое рождение ребенка. Символ "Лао Цзы на аисте" привнесет здоровье и красоту в Вашу жизнь, а в Вашей семье появится мудрый наследник или достойный приемник в бизнесе.

Бамбук в фэн-шуй.

Символ долгой жизни (из-за его прочности и долговечности), стойкость благородного воина или мужчины (согнется в бурю, но не сломается).

Пятнистый бамбук символ слез и печали (слезы жен мифического императора Шуня после его смерти).

Белый Тигр в фэн-шуй.

Белый тигр «живёт» на западе. Символом тигра может быть скульптура тигра или его изображение. (Лучше – спящая кошка или котенок. Тигр – слишком силен для внутреннего пространства).

Запад - это металл, поэтому наш тигр должен быть металлическим или каменным, если он будет сделан из дерева или стекла, то хуже, тогда он должен быть желтым, бежевым, белым или золотистым, серебристым. Тигр призван защищать нас от внешней агрессии, но если у Вас есть тигр, а дракона нет, то тигра некому будет контролировать, и он может выпустить свои когти против жильцов дома вместо того, чтобы защищать их.

Веер в фэн-шуй.

Веером один из даосских бессмертных Чжун Лиуюань оживлял умерших. Символ долгой жизни. Также эротический символ.

Гранат в фэн-шуй.

Лопнувший гранат - пожелание многочисленного потомства (много зерен).

Денежное дерево в фэн-шуй.

Денежное дерево в фэн-шуй представляет собой Ваш бизнес или семейный бюджет. Дерево растет и развивается, а плоды на нем - монеты. Как любой бизнес, Денежное дерево нуждается в защите. Сова на денежном дереве- мудрая ночная стражница. Она стережет денежное дерево от глупых помыслов и нерациональных денежных вложений. Такое изображение можно повесить в кабинете, где принимаются деловые решения или дома, где обсуждается (хранится) бюджет семьи.

Дракон в фэн-шуй.

Лазурный дракон живет на Востоке, его стихия - дерево, он поможет концентрировать энергию в Вашем доме. Если Вы хотите разместить фигурку Дракона у себя в доме, то, во-первых он должен располагаться на Востоке, во-вторых должен быть добрым, сделан он должен быть из стекля или дерева (не важно, главное – цвет) лучше чёрного, синего, бирюзового или зелёного цвета.
Если Вам не хочется иметь дома дракона, то символически его может заменить растение, лучше живое, но подойдёт и искусственное, лучше зелёное, а если пестролистное, то без белых и желтых оттенков, если цветущее, то лучше голубыми или синими цветами, но ни в коем случае не колючее. С востока приходят перемены, пусть они будут мягкими, а не колючими. Самым сильным символом дерева является бамбук.

Дракон также приносит успех в бизнесе. Он обязательно должен быть изображен с волшебной жемчужиной - символом духовного и материального богатства. Эта волшебная жемчужина - символ неразрывности материи и духа.
Дракон символизирует силу и великодушие, мужество и выносливость. Он несет дух возрождения и изменений, живительный дождь, представляя собой продуктивные силы природы. Это также символ бдительности и безопасности, который отдельно стоит от всех небесных созданий и объединяет всех чешуйчатых созданий Вселенной.

Для китайцев Дракон - это символ их нации и всех благ, поэтому многие китайские рестораны и компании используют его изображение. В течение многих столетий с ним отождествлялась императорская власть в Китае.

Живя внутри дома, Дракон принесет в него деньги. Для Дракона хорошо, если он находится рядом с водой, так как присутствие воды – Ян пробуждает Дракона и заставляет его выдыхать бесценную Ци.
Никогда не ставьте изображение Дракона на юге – секторе Огня.

Драконочерепаха в фэн-шуй.

Уникальный символ гармонии со Вселенной. Является одним из эталонов, выражающих философию Фэн-Шуй. Это мифическое животное охраняет ваш дом от всего плохого, что может в него проникнуть или накопиться. Успокаивает "Князя года" – Тай Суй.

Дуб в фэн-шуй.

Символ мужской силы.

Жемчужина в фэн-шуй.

Символ соединения сил Неба и Земли, всеобщей жизненной энергии Ци. Обычно, ею играют драконы (как знак вечной изменчивости). Ребенок пожилых родителей – жемчужина, выросшая в старом моллюске. Жемчужина – символ непризнанного гения. Обозначает также женскую чистоту и непорочность.

Журавль в фэн-шуй.

Посланник бессмертных и их спутник. Символ долголетия.

Земля.

Воплощение природной силы – энергия Инь. Соединение её с Небом (как с другой силой – Ян) порождает все существа. Земля – это Мать.

Зеркало в фэн-шуй.

Используют для защиты и гармонизации пространства. Например, если на улице у вас отрицательный ландшафт, то его бьющую энергию надо отзеркалить. Это будет защитный символ на ваших окнах.Выпуклое зеркало, окруженное Иньской комбинацией триграмм - защита от любого негативного воздействия. Вешается только снаружи дома!

Карп в фэн-шуй.

Карп - священная рыба "Тай" - символ удачи и духовных достижений. Девять карпов - символизируют процветание и материальное благополучие. Два карпа - символ полных гармонии отношений между мужчиной и женщиной. Лучше завести настоящих, живых золотых карпов, но часто это невозможно. Символическое решение - повесить панно, картину или фотографию с изображением карпов.

Кирин.

Это доброе существо с головой дракона, телом оленя и крыльями. В Фен Шуй считается, что Кирин может защитить от воздействия внешних негативных форм (так же как зеркало Багуа). Например, у Вас за окном трубы завода, или острый угол другого здания, или дорога бросающая Вашу сторону ядовитые стрелы, или прочие вредоносные Ша. Тогда Киринов ставят парами на подоконник, лицом в направлении негативного объекта. Приносит счастье и удачу, растворяет влияние негативных форм.

Ласточка в фэн-шуй.

Символ женской привлекательности и изящества.

Лимон в фэн-шуй.

По созвучию со словом "счастье", является пожеланием счастья и долгих лет жизни.

Лошадь в фэн-шуй.

Упорство, скорость. Умного ребенка называли "жеребенком тысячи ли".

Мустанг – символ сильного мужчины.

Ловушка сновидений.

Ловушка сновидений - это культовый предмет североамериканских индейцев, которому приписывается особенная магическая сила.

Ловушка для снов обычно подвешивается недалеко от изголовья кровати, и так чтобы на нее попали первые лучи Солнца, и свободно раскачиваясь в воздухе, ловит сны, которые пролетают мимо. Действует она по принципу паутинки: плохие сны в ней «запутываются» и уничтожаются утром первыми лучами солнца, а хорошие, зная дорогу, добираются до центра и остаются там в птичьих перьях до следующей ночи, чтобы присниться вновь.

Луна.

Воплощение женского начала в природе (по отношению к солнцу). На луне обитает Яшмовый заяц, который толчет в ступе порошок бессмертия. Божество луны – "владыка луны", "лунный старец". Он соединяет жениха и невесту для долгой совместной жизни красной нитью. Луна, ветер, снег, цветы – символы любовных свиданий. "Луна и ветер" – чувственные удовольствия.

Монета в фэн-шуй.

Монета с изображением двух перекрещенных мечей или тигра вешается в прихожей надписью наружу. Это защитный символ.

"Три монеты" - традиционное средство, используемое для привлечения благоденствия, богатства и денежной удачи. Они создают пространство богатства и достатка в тех местах, где они размещены. Мистический узел символизирует бесконечный цикл удачи. Это символ долголетия, сохранения вечной молодости, красоты и здоровья.

Монеты имеют Янскую сторону, на которой изображены четыре иероглифа и иньскую – только два иероглифа. В центре монеты – квадратное отверстие. Сочетание круглой и квадратной форм олицетворяет благоприятное единение небес и земли. Красная лента, которой связаны монеты, активизирует потенциал благоденствия.

Меч в фэн-шуй.

Меч, кинжал или просто ножницы, повешенные в прихожей, не пропустят в Ваш дом недоброжелательно настроенных людей. Меч в даосизме – победа над злыми силами.

Музыка ветра в фэн-шуй.

Рассеивающие трубчатые колокольчики - музыка ветра: металлические - рассеивание негативной энергии – 5 трубочек, лучше на севере или на западе, деревянные - на востоке, керамические - на северо-востоке, юго-западе.

Небесные Львы.

Пара Небесных Львов традиционно охраняет вход. Китайцы любят большие статуэтки, которые можно поставить на улице по обе стороны от парадной двери. С одной стороны стоит львица с львенком, с другой - лев с шаром. Львы - символ небесной защиты от непрошеных гостей.

Нефрит.

Священный камень, оживляет умерших. Символ здоровья, целомудрия и чистоты.

Обезьяна в фэн-шуй.

Символ мятущегося, суетливого ума. Очень умна и хитра.

Олень.

Символ сильного мужчины и бессмертия. Только олени могут находить гриб бессмертия. Из-за созвучия слова "олень" со словом "жалование" – пожелание жалования, чина чиновника.

Орёл в фэн-шуй.

Орел - один из самых мощных символов успеха. Изображение или статуэтку парящего в небе орла помещают в угол славы и репутации на юге.

Павлин.

Достоинство и красота. Красивый хвост павлина – обозначение чиновника.

Пагода в фэн-шуй.

Это самый сильный символ, используемый для контроля Иньской энергии. Её хорошо вешать в ванной комнате, туалете, кладовках. Пагода не позволит Иньской энергии выйти из помещения, где она помещена, но дверь всё-таки лучше держать закрытой. Пагода преобразует негативную энергию, контролирует ее, не позволяет рассеиваться. Любое место, которое может быть источником негативной энергии, улучшится, если там повесить пагоду.В древнекитайской культуре использовалась как средство против злых духов.

Паук в фэн шуй.

Паук в фэн-шуй считается символом мироздания и творчества. паук символизирует творца мира, образующего паутину времени. Согласно древним легендам, пауки символизируют женское начало.

Фэншуй наделяет паука космическим символизмом благодаря строению его тела. Восемь ножек паука выступают в качестве символов восьми направлений пространства, поэтому пауки часто отождествляются с Колесом Жизни.

Традиционно считается, что в качестве защитника паук может предупредить об опасности и поможет принять правильное решение. Талисманы в виде паучка используются теми, кто хочет научиться контролировать своё внутреннее состояние и разобраться в своих внутренних потребностях. Этот символ поможетстать дальновидным и совершать только праведные поступки.

Паук, спускающийся с паутины , в древнем Китае считался приметой приближающегося счастья.

Паутина в фен шуй.

Спиралевидная паутина, которую создают пауки, в фэн-шуй олицетворяет процесс мироздания. Традиционно паутина является символом семейной удачи и благополучия. Небольшой талисман в виде паутинки можно хранить в кошельке или копилке, как символ привлечения денег и сохранения накопленных сбережений.

Персик в фэн-шуй.

Волшебный плод, символ бессмертия. Два персика вместе – пожелание супругам прожить вместе до глубокой старости.

Пи Яо (единорог Цилинь).

Это девятый сын Небесного Дракона и имеет различные имена. В зависимости от того, где он пребывает. Пи Яо живет на небе, Пи Кси живет на земле и Пи Кан живет в воде. Все они приносят аналогичные дары. Пи Яо небесный защитник, который имеет один рог, львино-собачью морду, копыта, мальенькие крылья и хвост. Лучше всего он выглядит, когда сидит на ктитайских монетах, что символизирует удачу и процветание. Люди часто предпочитают использовать Пи Яо, а не Чи Лин (Драконо-лошадь единорог), потому что Пи Яо не имеет ануса и только ест. Ест – очень много. Если вы хотите только накапливать и накапливать деньги, то Пи Яо - ваш помощник.
Эти животные используется, чтобы увеличить источник богатства и доход.

Расположение Пи Яо в помещении, определяют личные цели, которых Вы желаете добиться:
- Разместите Пи Яо в вашей комнате (при этом это должен быть уровень ниже глаз самого высокого члена семьи), если Вы намереваетесь заняться ремонтом для защиты вашей семьи от плохой Ци вследствие перемен.
- Если Вы часто путешествуете на длительные расстояния, разместите Пи Яо направленными вовне на главную (входную) дверь, для того, чтобы предотвратить убытки и несчастные случаи, а также гарантировать успешные деловые поездки.
- Пи Яо не желательно размещать в спальне, туалете и ванной комнатах.

Мифический единорог.

Символ долголетия, счастья, знатности, успешной карьеры, мудрых решений. Когда цилинь идет, то не касается земли, чтобы не навредить живым существам и травам. Он главный среди зверей. Воплощает человеколюбие.

Пион в фэн-шуй.

Цветок любви, богатства и знатности. Обозначение привязанности и весны. Предзнаменование удачи. Как эротический символ обозначает женские гениталии.

Пчела.

Трудолюбие и бережливость.

Парусник.

Парусное судно символизирует прибытие товаров и денег. Парусник должен «плыть» внутрь дома.

Раковины.

Морская раковина – символ царственности, благоприятного путешествия. Три раковины обозначают Будду, его учение.

Рис.

Символ изобилия, рождения энергии жизни. Снопы риса – богатый урожай. Белый рис – серебро, серебряные деньги.

Свечи в фэн-шуй.

Символ огня, энергии Ян. Красная свеча ставилась на свадьбах как знак соединения супругов. Вообще, символ свадьбы.

Слон.

Это сила, энергия, мудрость, благоразумие. Слон притягивает удачу благоприятной звезды. Благодаря своему хоботу, слон может достать что-то из далека. Слона ставят на подоконник, хоботом (поднятым вверх) в направлении хорошей звезды, и он втягивает удачу с улицы через окно в дом.

Если в доме поставить слона, он будет привлекать в равной мере и большое и маленькое богатство. Слон по своей природе добрый и послушный, потому в доме он будет создавать атмосферу счастья и добра. Если поместить его в комнате в месте максимального влияния богатства, вся семья получит от этого преимущество.

Сова.

Китайский символ мудрости, она оберегает от глупых помыслов и нерациональных денежных вложений. Часто можно встретить изображение совы на денежном дереве.

Солнце.

Воплощение мужского начала в природе – Ян. Солнечные часы – эмблема благодетельного правления.

Сосна.

Долголетие, высокая нравственность, чистота, стойкий и благородный человек.

Собачки Фу.

Пара собачек Фу Очень мощные символы защиты. Собачки Фу известны тем, что обладают способностью не пускать в дом неблагоприятные энергии и злых людей. По силе защиты, этих собачек можно сравнить с зеркалом Багуа. Но вреда они никому не приносят. Их можно располагать везде, откуда может идти источник Ша Ци – убийственной энергии: напротив кладбищ, острых углов, башен, пиков и т.п. Собачек Фу нужно поставить на окне, напротив входной двери или в центре вашего жилища.

Считается, что присутствие Собачек Фу в доме, приносит богатство и большую удачу.

Собака Ян. Собака Инь.

Собака Ян несет в себе мужское начало, изображается с шаром, располагается слева от входа. Собака Инь несет женское начало, изображается с детенышем, располагается справа от входа.

Тигр.

Символ храбрости и свирепости, воинской доблести и судейского достоинства.

Трехлапая жаба на монетах.

Трёхлапая жаба - символ удержания богатства. Эта жаба держит во рту золотую монету, сидит на монетах или на жемчужинах, в шапочке монаха, что говорит о материальном и духовном богатстве. Когда такая жаба впрыгивает в Ваш дом, она каменеет и не позволяет богатству рассеяться, поэтому она должна сидеть спиной к входу. Располагать её лучше всего в северном или юго-восточном секторах.

В давние времена, когда фэн-шуй только зарождался, а Будда ходил по земле, жила трехногая жаба. Характер у нее был прескверный, она была злой, страшно жадной (вспомните выражение: «Жаба задушила») и никогда не помогала людям. Мало того, она им вредила, как могла. Будде это не понравилось, он поймал ее, пристыдил за такое поведение и сказал: «Теперь ты, дорогая жаба, будешь помогать людям. И чтобы избавить тебя от чрезмерной жадности, будешь приносить людям деньги». С тех пор жаба с монеткой во рту появляется вечером у порога дома и выплевывает людям золотые монетки. Везде, где появлялась жаба, на следующий же день у хозяев возрастал доход. Если вы считаете себя не достаточно богатым и желаете денежной удачи, то приобретите такую жабу, она вам принесет именно этот вид удачи.

Существует также легенда, что трехлапая жаба – это наказанная за проступки земная женщина (жена стрелка И).

Три Звездных Старца в фэн-шуй.

Это китайские божества, приносящие счастье, защиту и процветание в дом. ФУ, ЛУ, ШУ.

Божество Фу , символизирует большую удачу, которая приносит деньги, процветание и счастье, т.е. материальное благополучие. Обычно бог Фу изображается в окружении множества монет, символизирующие богатство и изобилие.

Божество Лу - это бог процветания, изобилия, символ достойных наследников и продолжения рода. Часто его изображают с ребенком на руках или рядом с ним, или в окружении детей. Также это божество символизирует семейный авторитет, тогда его изображают держащим в руках скипетр и папирус (символы власти).

Божество Шу - божество счастья и здоровья. Изображается с посохом из древесного корня (женьшеня, если не ошибыюсь) и персиком (символ долголетия и здоровья) в руках.

Изображения звездных старцев используют по одному или всех 3-х вместе.
Изображенные вместе старцы Фу, Лу и Шу считаются очень благоприятными символами, приносящими в дом большую удачу, долголетие и процветание. Когда старцы изображены вместе, то бог Фу стоит на голову выше двух других и всегда изображается в центре.

Благоприятно размещать их в помещении, где часто собираются все члены семьи, либо в центре дома или в сектор помощников.

Тыква-горлянка в фэн-шуй.

Раньше, люди носили в этих плодах чистую воду. И она считалась «живой» водой. И поэтому, данный вид тыквы стал талисманом, помогающим больным людям и, конечно же, тем, кто следит за своим здоровьем. До сих пор считается, что тыква-горлянка собирает в себя здоровье, не позволяет ему рассеиваться, накапливает его. Если на ней изображен дракон, то это полезно для уже болеющего человека, т.к. дракон – символ удачи и счастливых перемен. А для больного человека счастливые перемены – это выздоровление. Если ваше рабочее место или любимое кресло находится под вредоносными звездами, то здесь будет очень кстати горлянка с рассеивающими трубочками.

Тыква-горлянка на фоне орнамента – пожелание процветания Вашим сыновьям и внукам (их много, как завязей на плетях тыквы).

Узел счастья.

Благоприятный знак на стопе Будды. Означает долголетие, процветание и союз в любви.

Фазан.

Красота и знатность. Перья фазана на головном уборе носили молодые военачальники.

Феникс в фэн-шуй.

Красный, огненный Феникс - маленькая птичка (спереди похож на лебедя, сзади – на единорога, горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб жкравля, перья окрашены в 5 цветов), которая горит и не сгорает, возрождаясь вновь и вновь из огня, живет на Юге. Он символизирует Ваши творческие устремления и помогает реализовываться Вашим мечтам. Если у Вас будет этот маленький защитник, то он поможет Вам быть информированным и предусмотрительным, не попасть впросак.

Феникс несет добро. Он символ красоты, солнца, летнего тепла и урожая. Помогает в зачатии сына. В изображении вместе с драконом – идеальное супружество. Символом Феникса могут быть любые птицы или их изображения.

Флейты в фэн-шуй.

Флейты используют в следующих ситуациях:
1. Если необходимо добавить ци в место, где человек спит или работает. Вешают парой на стену у изголовья кровати или за спину работающего человека, под углом 45 градусов, направленные мундштуками вверх, на расстоянии друг от друга в одну длину флейты.
2. Для защиты от нависающих балок. Флейты вешают парой за балкой мундштуками вниз, под углом 45 градусов.
3. При необходимости направить ци в какое-нибудь помещение (чердак, подвал, комната за углом коридора). Вешают рядом с лестницей в соответствующем направлении".
Также – эротический символ.

Хотей.

Монах Хотей - один из богов счастья, веселья и благополучия. Он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных мечтаний.

Черепаха в фэн-шуй.

Черная черепаха живёт на севере. Она символизирует «тыловое прикрытие», долголетие и силу. Священная черепаха имеет голову змеи и шею дракона. Найдите место черепашке в Нашем доме, она принесет мир, покой, преемственность поколений, стабильность. Не забывайте, что север - это вода, а так же - карьера, поэтому выбирая себе защитника - черепашку, не вызовите конфликт стихий. Самым подходящим вариантом будет стеклянная черепашка, чёрного или синего цвета или металлическая.

Если Вам понравилась черепашка керамическая, то пусть она будет белая или белая с синим (Гжель), если деревянная, то синяя или чёрная.

Три черепахи расположенные друг над другом.

Символизируют единство семьи, поддерживая и заботясь друг о друге. Глава семьи, который заботится обо всем семействе расположен снизу, над ним расположены более молодые черепахи. Вместе они работают для пользы всего семейства. Это прекрасный символ единения семьи, который приносит мир, спокойствие и близость на всю жизнь. Ставить эту статуэтку можно в любом благоприятном для Вас секторе квартиры.

Яблоня.

Символ женской красоты. По созвучию названия со словом "мир" – обозначает согласие.

Гармонии и процветания с фэн-шуй!
Наталья Титова,
Консультант и преподаватель фэн-шуй и китайской астрологии.

О долгах в древности...
Одним из первых законодательных документов считается черный базальтовый столб из Древней Месопотамии. Названные в честь царя-законодателя Вавилона «Законы Хаммурапи» были найдены в 1901 - 1902 гг. французскими археологами в Сузах (территория Древней Месопотамии). Несмотря на то, что камень был частично поврежден, а язык, которым написан текст, давно умер, «Законы Хаммурапи» дают возможность узнать о нравах так называемого Старовавилонского периода (конец XX - начало XVI вв. до н.э.).
Из 282 статей «Законов» около 15 были посвящены долгам, не платить по которым считалось серьезным преступлением. «Законы Хаммурапи» регламентировали не только необходимость уплаты по своему долгу. Царь-законодатель пытался предусмотреть различные обстоятельства долговых обязательств. Так, например, был четко прописан процент, который может получить заемщик за оказанные услуги, и условия погашения долга.
Гарантами получения и возврата денег выступали свидетели, которые либо подтверждали, либо опровергали факт заёма и возврата денег. Причем выплату процентов и основной суммы долга можно было оттянуть, особенно если речь шла о долге земледельцу, если урожай был уничтожен природной стихией.
В случае неуплаты долга и процентов, заемщик поступал в кабалу к кредитору (кстати, уже в то время денежными операциями занималась отдельная группа граждан - тамкары, банкиры Древней Месопотамии) и был вынужден отработать свой долг. В случае если кредитор был не в состоянии это сделать, за него могли отработать родные. Несмотря на сумму долга, они в течение трех лет трудились на пользу тамкара - заемщика и лишь затем становились вновь свободными.
Потеря свободы в Древней Месопотамии была главным наказанием за неуплату долга и процентов. Суть этого наказания заключалась не столько в наказании недобросовестного заемщика, сколько в самом долге, в его возврате любой ценой.
Однако древние государства становились на защиту частной собственности кредиторов лишь потому, что в любой момент, особенно в период войны, финансовое бремя ложилось на самых богатых людей, в том числе и первых финансистов. Именно они за свои собственные деньги собирали армию, вооружали солдат и защищали интересы своей державы.

Греческие камни
Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н.э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.
За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья. Капитал знати и рабовладельцев, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты полисов.
Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители пошли на радикальные реформы в пользу демоса. Несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев, в VI в. до н.э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.
Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы Солона получили название сисахфия (с древнегреческого - сброс ига).
Запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. А все соотечественники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города. Аристократия и крупные рабовладельцы остались обозлены на реформатора.

О долгах в Средневековье
В Средние века самым распространенным наказанием за невозврат долга была потеря свободы и перевод должника в ранг кабального, крепостного. Находясь в подчинении князя или наместника, должник был обязан отработать сумму, взятую в кредит у купца или ростовщика.
Так, например, в «Салической правде» - законе франков - устанавливалось, что вернуть долг заемщик должен в течение 40 дней с момента наступления даты погашения долга. Если и за это время долг не будет возвращен, то начислялась фиксированная пеня. Со злостными неплательщиками боролись уже при помощи судов и князя. После признания должника виновным в неуплате долга и процентов по нему, кредитор обращался к правителю с просьбой силой привлечь заемщика к ответственности. Только после этого правитель (тунгин) и его свита отправлялись в дом должника...
В случае когда имущества заемщика не хватало, чтобы погасить долг кредитору с процентами и пеней, его отправляли на принудительные работы - в кабалу. Причем в отличие о древнего законодательства (и Месопотамии, и Греции), на принуждении заемщика выполнить свои долговые обязательства правитель или уполномоченный на то человек зарабатывали деньги.
По «Салической правде», если в дело вмешивается граф, правитель должен получить треть от суммы долга с процентами. Безусловно, такая норма значительно стимулировала правителей и судей вникать в дела должников, а значит, и разрешались такие дела в самые кратчайшие сроки.
В Средневековом Китае практиковалось возмещение долга за счет заклада лично свободных крестьян, которые не считались рабами, но работали на земле наместника-должника. На работу их гнали палками, плетьми, хотя кодексы и устанавливали уголовную ответственность за продажу и заклад свободных членов семьи.
С другой стороны, долговые обязательства в Древнем Китае не предполагали отбора земельной плантации должника навсегда. В любой момент, после того как заемщик выплатит кредитору долг, он мог вернуть себе отобранную залоговую землю.
Таким образом, право собственности в Китае становилось практически неприкосновенным, если, конечно, в дело не вмешивался император. Причем и в Китае, и в Японии право собственности даже на залоговую землю передавалось по наследству.

О должниках на Руси...
Первый свод законов на Руси - «Русская правда» - был принят в 1016 - 1054 гг. и стал основой законотворческой традиции славянских народов.
В важнейшем законодательном документе Киевской Руси было уделено внимание и долговым обязательствам. Так, например, статьей 48 «Русской правды» было установлено, что проценты по займу не могут превышать половины от суммы долга. В случае если купец брал две трети от суммы, он мог лишиться не только процентов, но и всего долга. Максимальный процент за услугу займа денег устанавливался на уровне 20%.
В части ответственности за невозврат долга «Русская правда» была строга. Предполагалось, что несостоятельный заемщик станет холопом и поступит в распоряжение кредитора. Как и в европейской законодательной практике, несостоятельный заемщик поступал в распоряжение к кредитору и находился там, пока не отработает всю сумму долга плюс процент.
Доказательством взятого на себя долгового обязательства были либо расписка - простой вексель, либо свидетели, которые должны были подтвердить факт получения кредита в суде.
Позже все эти нормы были практически без изменений перенесены в Судебники 1447 и 1550 годов. Здесь лишь появился пункт, который позволял заемщику отправлять в кабалу к кредитору любого холопа, крепостного, чтобы последний отработал его долг. Однако такой механизм, безусловно, существовал и раньше, только не был прописан законодательно.

Как видно, юридические нормы и непосредственно наказание за неуплату были подобны европейским законодательствам. Единственным отличием европейской практики и традиций на Руси было то, что выкупить себя из кабалы можно было только лишь после уплаты суммы, назначенной самим барином. Это делало освобождение очень трудным.

Правеж...
Отдай долг и спи спокойно. Испокон веков с должниками боролись не самыми гуманными способами. «Выбивали» долги на так называемом правеже, который проходил на главной площади города. Должников бросали в долговые ямы, били палками, пытали, заточали в оковы и сажали в тюрьмы.
В V в. до н.э. римляне, чьи законы служили для многих государств примером, заточали должников в колодки и оковы на 60 дней. Причем считалось, что чем оковы тяжелее, тем быстрее долг будет возвращен. В течение 60 дней должник мог трижды согласиться вернуть долг своему кредитору, в ином случае его четвертовали.
Главной проблемой правежей в древние времена, а затем и в эпоху Средневековья было то, что вершить справедливость Закон предлагал непосредственно кредитору. Последний выбирал способ возврата денег в зависимости от своей фантазии и кровожадности.
На Руси долги возвращали с особой «любовью», кредиты выбивали в прямом смысле слова. Самым распространенным способом правежа было битье палками: должника привязывали на базарной площади к столбу и били по икрам ног день за днем, пока тот не согласится заплатить сполна.
Так, например, опричники Ивана Грозного надевали на должников шейные железа с цепью длинной в сажень, так что цепь затягивалась узлом и ночью он мог лежать, а днем сидеть или стоять, и такие же ручные железа. При этом каждое утро с заключенного снимали оковы и вели на площадь, где продолжалось битье по ногам палками «не слишком сильно, чтобы не умер».
Одним из самых распространенных способов для кредитора найти общий язык с заемщиком в новое время стало заточение последнего в долговую тюрьму, которая пришла на смену средневекового правежа. Заключение в тюрьму было бессрочным - дату освобождения кредитор устанавливал по своему желанию. При этом именно кредитор платил за содержание должника в тюрьме.
Отсидка в долговой яме не была уделом представителей низших классов: крестьянства или рабочих. Главными обитателями тюрьмы были купцы и расточительные дворяне. У них и долги побольше были, да и репутация сильнее страдала. В любом случае долговая тюрьма для них становилась весомым аргументов поскорее вернуть кредит.
С течением времени долговая яма стала одной из самых непопулярных мер. Многие европейские государства были вынуждены отказаться от такого способа вершить справедливость. Однако традиция жестоких правежей над должниками сохранилась и в XX столетии.





В разделе на вопрос что такое долговой камень? заданный автором Второстепенный лучший ответ это Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н. э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.
За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья. Капитал знати и рабовладельцев, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты полисов.
Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители пошли на радикальные реформы в пользу демоса. Несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев, в VI в. до н. э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.
Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы Солона получили название сисахфия (с древнегреческого - сброс ига).
Запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. А все соотечественники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города. Аристократия и крупные рабовладельцы остались обозлены на реформатора.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое долговой камень?

Ответ от Tergena [гуру]
долговой камень - камень, который устанавливали на земле должника,
Если должник не возвращал в срок взятое, он становился рабом


Ответ от Fima gergus [гуру]
Рождение демократии в Афинах
Афины были одним из крупнейших и сильнейших городов-государств Греции. Территория этого полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.
1. Господство знати. Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знатных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьянина ставился долговой камень. Если долг вовремя не возвращался, земля должника переходила в собственность аристократа.
Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился рабом.


Ответ от Просолить [новичек]
Его устанавливали на земле должника в напоминание о долге; если должник долг не погашал, то становился рабом

АНТИКОЛЛЕКТОР
ПОМОЩЬ ДОЛЖНИКАМ
АНТИРЕЙДЕР
ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ

Защита прав и собственности от посягательств Кредиторов, Правоохраны, Конкурентов,
Родственников и Братанов

+7 (968) 580–12–44
г. Москва
м. Шаболовская
ул. Шаболовка д.34 кор.1 эт.3 офис 32
[email protected]

Для должника и собственника

  • АНТИКОЛЛЕКТОР

    помощь Должникам по Кредитам - защита от Коллекторов, Банков, Цессионариев и Приставов

    • Антиколлектор, Помощь Должникам по Кредитам. Ситуации в жизни Должника по Кредитам
    • ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА
    • ДОГОВОР ЦЕССИИ
    • УСЛУГИ И ЦЕНЫ ДЛЯ ДОЛЖНИКА ПО КРЕДИТАМ
    • ДОГОВОР АНТИКОЛЛЕТОРСКИХ УСЛУГ
    • ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
    • ДОВЕРЕННОСТЬ НОТАРИАЛЬНАЯ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
    • ХИТРОСТИ ДОЛЖНИКОВ ПРИ ПОДПИСАНИИ РАСПИСКИ
    • ХИТРОСТИ ДОЛЖНИКОВ В СУДЕ
  • ЗАЩИТА В СУДЕ

    помощь Ответчикам по Обязательствам - защита от «обиженных» Займодавцев, Клиентов, Заказчиков, Покупателей

    • ЗАЩИТА В СУДЕ. ЗАЩИТА ОТВЕТЧИКА
    • УСЛУГИ И ЦЕНЫ ДЛЯ ОТВЕТЧИКА В СУДЕ
    • СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ
  • АНТИРЕЙДЕР

    помощь собственникам при рейдерских захватах - защита от посягательств Правоохраны, Партнеров, Конкурентов и Родственников

    • РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ ЗАЩИТА СОБСТВЕННОСТИ
    • Услуги и Цены помощи собственникам при рейдерских захватах
    • Ситуации в жизни собственников при рейдерских захватах.
    • ЗАЩИТА НЕДВИЖИМОСТИ, СОБСТВЕННОСТИ
    • Как обмануть Кредитора
  • помощь Собственникам за рубежом

    • ЗАЩИТА СОБСТВЕННОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
    • Ситуации в жизни Собственника за рубежом.
    • Услуги и Цены помощи Собственникам за рубежом.
    • КАК ОФОРМИТЬ НОТАРИАЛЬНУЮ ДОВЕРЕННОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
  • БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
    • Кого можно признать Банкротом?
    • С чего начать процедуру банкротства физического лица

      Помощь должникам в Москве и Московской области

    • Как решить проблему с кредитами: реструктуризация?
    • Какое имущество не изымается у банкрота?
    • Отсутствие у должника имущества, подлежащего изъятию
    • Негативные последствия банкротства
  • ЧЕРНЫЙ СПИСОК БАНКОВ
    • Черный Банковский список компании

      Что такое «Черный Банковский список» компании?

    • Как не попасть в «Черный список Банков»?
    • Как выйти из черного списка ЦБ?
    • Последствия черного списка Банков

Антиколлектор и антирейдер. Новости

ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н.э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.

За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья.

Но при этом капитал знати и ростовщиков, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты городов.

ВЫ УЖЕ ПОНЯЛИ, древнегреческие ростовщики – это сегодняшние банкиры и все кредитные организации. Да и частные кредиторы, которые заламывают немыслимые кредитные проценты по займам, чтобы ничего не делая, зарабатывать большие деньги. А потом пытаются, используя несовершенство сегодняшнего законодательства о должниках, забрать себе имущество должника и его собственность как для возвращения долга, так и для лично обогащения!

Во все времена существования человечества общество делилось на 3 категории:

  • правители – царствующие семьи и чиновники;
  • олигархи – аристократы, ростовщики, рабовладельцы;
  • народ – крестьяне и ремесленники.

Олигархи - ростовщики в Древней Греции, стараясь увеличить свои доходы, доходили до того, что заставляли правителей принимать законы, которые лишали должника свободы!

Потеря свободы в Древней Греции стала главным наказанием за неуплату долга и процентов. Суть этого наказания заключалась не столько в наказании недобросовестного заемщика, сколько в самом долге, в возврате долга любой ценой.

Древние правители, как и сейчас, вынуждены были становиться на защиту частной собственности ростовщиков, лишь потому, что в любой момент, особенно в период войны, финансовое бремя ложилось на самых богатых людей, в том числе и первых финансистов. Именно они за свои собственные деньги собирали армию, вооружали солдат и защищали интересы своей державы.

Но со временем, должников и «несвободных» граждан в государствах становилось так много, что жизнь в государстве начинала замирать. Некому было работать, некому было идти в армию, все рано или поздно теряли свою свободу. Теряли свою собственность во славу возврата долгов ростовщикам.

Проблема потери свободы за долги дошла до того, что 2 500 лет назад в Греции Царь Солон был вынужден отменить все долговые обязательства.


Царь Салон прощает долги и отменяет рабство за долги

Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители вынужденно пошли на радикальные реформы в пользу свободы простых граждан, несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев.

В VI в. до н.э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.

Царь Солон существенно снизил ссудный процент, законодательно утвердил ограничения на ростовщичество. и узаконил ответственность за несоблюдение этих ограничений.

Также издал закон о процедуре освобождения должников от долговых обязательств, в котором было указано, в каких случаях и по каким обстоятельствам должник может не возвращать долг.

Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу за счет казны по минимальным ценам. Эти реформы Солона получили название «Сисахфия».

С этого момента запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли, а должники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города.

Аристократия и крупные финансисты остались обозлены на реформатора Солона.

Салон правил недолго...

Интересно, а сколько наш премьер будет у власти после принятия закона о банкротстве физических лиц....

Избранные статьи

Все избранные статьи

Вы находитесь на сайте – Международного Коллекторское Агенства – мы оказываем антирейдерскую помощь собственникам с 1994 года, а антиколлекторскую помощь кредитным должникам с 2005 года!!!

В Греции с древнейших времен было принято давать в кредит и занимать, особенно часто одалживали зерно. В 6 веке до н.э. в Греции появились денежные банки при храмах, а также частные банки, принадлежащие отдельным лицам. Размер взимаемых процентов был высок, например, при морских займах- 20-30%. В древней Греции были известны случаи ростовщических ссуд с уплатой от 500 до 900 процентов годовых. Система частных кредитов была чрезвычайно широко распространена в Эллиническом Египте и Риме периода ранней империи. В древней Греции в VII-VI вв. до н.э. родовая знать предоставляла ростовщические ссуды мелким крестьянам под залог их земельных участков. Уже здесь возникает примитивная форма ипотеки - долгового свидетельства о залоге земли - в виде особых камней, которые ставились на участках заемщиков и на которых были высечены закладные акты. Если заемщик не возвращал денег в установленный срок, то его земельный участок переходил в собственность кредитора-ростовщика.

Ростовщический кредит вел к порабощению неисправных заемщиков их кредиторами. Обеспечением долга служила не только земля, но и личность заемщиков и членов их семей. Греческий историк Плутарх, сообщая о том, что в Аттике в VII-VI вв. до н. э. “весь простой народ был в долгу у богатых”, отмечал, что многие “брали в долг деньги под залог самих себя, так что заимодавцы имели право схватить их и обратить в рабов или продать заграницу”.

Ростовщический кредит в античном мире выступал в двух основных формах: 1) ссуды мелким производителям, главным образом крестьянам; 2) ссуды рабовладельцам.

Мелкие производители, хозяйство которых приходило в упадок в результате вытеснения его крупным рабовладельческим хозяйством, а также частых войн, постоянно нуждались в деньгах как для покупки необходимых средств существования,

так и для уплаты налогов государству. Потребность же самих рабовладельцев в деньгах вызывалась затратой ими громадных средств на покупку предметов роскоши, постройку великолепных домов, устройство политической карьеры (подкуп избирателей и армии) и т.д.

При первой форме ростовщического кредита объектом эксплуатации были мелкие производители, так как ростовщики присваивали в виде процентов значительную часть продуктов их труда. При второй его форме объектом эксплуатации были, в конечном счете, рабы, ибо рабовладельцы уплачивали ростовщикам проценты по долгам за счет прибавочного (а отчасти и за счет необходимого) продукта, который они выжимали из рабов. Поэтому развитие ростовщического кредита служило фактором усиления эксплуатации рабов.

В качестве кредиторов-ростовщиков в рабовладельческом обществе выступали, прежде всего, купцы и откупщики налогов. Немалую роль играли также храмы (например, в Греции Дельфийский храм). Их ростовщические операции возникли на основе сосредоточения огромных средств, притекавших туда в виде дарений и вкладов.


Так как обращение к ростовщическому кредиту вызывалось крайней нуждой в деньгах, и спрос на кредит был очень значителен, то процент по ссудам достигал весьма высокого уровня (до 100 % годовых).

Еще в Древней Греции ростовщические операции делились на два вида в зависимости от того, кто принимал на себя риск (ответственность) за их результаты. В одном случае это был заемщик (при неуплате он или терял залог, или наказывался в соответствии с законом), в другом случае - сам кредитор. Такая форма кредита называлась “морские проценты” (греч. nautikoV tokV, лат. foenus nauticum): торговец, отправляясь в далекое и опасное по тем временам морское путешествие, брал ссуду у ростовщика, чтобы снарядить корабль, нанять экипаж, запастись продуктами и т. п. Обратно он должен был привезти определенные товары и расплатиться по долгам. Однако, если корабль не возвращался или возвращался без груза, кредитор терпел убытки в размере одолженной суммы. Поэтому “морские проценты” были гораздо выше обычных. Для снижения риска ростовщики часто складывали свои капиталы и участвовали в прибыли. Это были первые торговые компании. Они играли настолько важную роль в морской (да и сухопутной) торговле, что даже знаменитые реформы Солона (VI в. до н. э.), снизившего норму процента и отменившего долговое рабство, не затронули величину “морских процентов”. Морская торговля, которая развивалась быстрыми темпами в Средиземноморье, способствовала развитию начальных форм страхования. Эта практика была распространена в Афинах, о чем свидетельствовал в своих работах Демосфен (около 384-322 до н. э.; афинский оратор); торговец, получивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего предприятия (путешествия), при этом он возвращал на 30% больше денег, чем занимал.

«Ни одно законодательство позднейшего времени не бросает должника столь жестоко и беспощадно к ногам кредитора-ростовщика, как законодательство Древних Афин и Рима»,- отмечал Ф.Энгельс (ЭНГЕЛЬС. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА» По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.).

В Греции, согласно закону Дракона, кто не мог вовремя расплатиться с долгами, тот вместе с семьей становился собственностью заимодавца. Дракон был афинским законодателем, при котором в 621 году до н.э. были записаны правовые обычаи («драконовы меры»») - наказания за нарушение частной собственности. Осталось из истории такое понятие: драконовский процент.

В 594г. до н.э. в Греции Солоном была применена отмена долгов(seisachtheia). Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. «Солон освободил людей раз и навсегда, запретив все ссуды под залог жизни должника, и в то же время он выпустил законы, погасившие все долги. Частные и государственные. Законы Солона были вырезаны на четырехгранных деревянных столбах, которые можно было поворачивать, и поставленв близ афинской площади (агоры).». (Аристотель. Афинская политика).

«Солон первый отказался от долга в семь таланов, которые причитались его отцу, и этим побудил к тому же самому и остальных». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, Мысль,1979,620 с.)

Законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Снятие долговых камней и отмена долгового рабства были тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер, она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов. Прежде всего, были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так называемая сисастхия, т. е. "стряхивание бремени" (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян).

В результате введения конституции Солона большинство людей были освобождены от долгового рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их хозяева опустились. Интересно, что накануне введения своих законов Солон посвятил в свои замыслы некоторых представителей афинской аристократии. Они же, в свою очередь, заняв крупные суммы денег, скупили большие участки земли, и после погашения мгновенно стали богачами.

В дальнейшем неоднократно повторялись безуспешные попытки со стороны государства фиксации процента с целью ограничения ростовщичества, которое стало уже в Древнем Риме одним из способов обогащения. Чаще всего ссуда давалась под под 2% в месяц.

Показательно, в частности, массовое возрождение - впервые после Солона - так называемых закладных столбов (o{roi). Эти небольшие каменные столбики снова ставились на участках. Наличие массы документальных свидетельств позволяет по достоинству оценить неоднократно встречающиеся в литературе того времени заявления об углублении пропасти между крупными и мелкими состояниями, о неуклонной концентрации собственности в руках немногих богачей и обеднении народа. Во всяком случае, когда на суде афинский оратор заявляет, что некоторые ловкачи скупили земли больше, чем ею владеют все, присутствующие в судебной палате (Dem., XXIII, 208), то это не должно восприниматься как риторическое преувеличение.

Нарисованная картина ростовщичества не была уделом одних только Афин. Сходная ситуация складывалась во всех без исключения греческих полисах. О росте крупных состояний и имущественной дифференциации в городах Пелопоннеса можно судить, например, по тому, что во главе местных лаконофилов стоял некий Ксений, "про которого говорили, что ему приходилось измерять медимном серебро, полученное в наследство от отца".

Но, что самое поразительное, общей судьбы не смог избежать даже спартанский полис, где целая система ограничительных запретов ростовщичества долго сдерживала, но так и не смогла сдержать естественно развивавшийся процесс расслоения гражданской корпорации. Принятый около 400 г. закон эфора Эпитадея о свободе дарения и завещания земельных наделов спартанцев уничтожил последние формальные препоны для мобилизации собственности. Имущество частного лица было как бы в полном распоряжении государства: последнее могло приказать женщинам выдать все свои драгоценности, кредиторам - поступиться в его пользу своими ссудами.

Последствия этого были поистине катастрофические: в Спарте, где принадлежность к общине "равных" обусловливалась обладанием наследственным наделом-клером и возможностью вносить свою долю в застольное товарищество- сисситию, разразившаяся теперь почти откровенная скупка наделов привела к резкому сокращению числа граждан. Если во времена легендарного законодателя Ликурга спартиатов насчитывалось около 9 или даже 10 тыс., а в период Греко-персидских войн их все еще было свыше 5 тыс., то к 371 г., по подсчетам К. Ю. Белоха, число спартиатов упало до 1500, а ко времени Аристотеля сократилось еще более.

По утверждениям Плиния Старшего, “деньги дали начало алчности, ибо явилась возможность заниматься ростовщичеством и наживаться, не трудясь”. (Плиний Старший. Естественная история, XXX III, 48).

Знаменитый филосов Сократ- учитель Платона, также занимался ростовщичеством. «Аристоксен, сын Спинафа, уверяет, что он даже наживался на перекупках: вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил ее и начинал сначала...». (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» М, Мысль, 1979, 620 с.)

Легендарный Диоген Синопский, который был основателем древнегреческой философской школы киников и жил в глиняной бочке, прежде чем стать философом, был менялой и ростовщиком. Он «стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием... Кто-то корил его за изгнание. «несчастный! - ответил он.- Ведь благодаря изгнанию я стал философом». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, Мысль,1979, 620 с.)

Его ученик Менипп, как указывает Диоген Лаэртский, «занимался суточными ссудами и за это даже получил прозвище. Он ссужал деньги корабельщикам, брал страховки и накопил большое богатство; но в конце концов стал жертвой злоумышленников, впал в отчаяние и удавился».

Ростовщичество широко обсуждалось в греческой литературе IV в., особенно в том, что касается проблем хрематистики, т. е. рациональной экономики, ориентированной на получение товарной прибыли. Своеобразным венцом этого обсуждения явилась постановка вопроса о ценности вещи (crh"ma). Отчасти эта тема была затронута уже Ксенофонтом и Платоном, но наиболее обстоятельно она была исследована Аристотелем.

Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) писал: "Развитие роскошного образа жизни, начавшееся еще в олигархии, неудержимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствуют возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, обеспечивающего богатым господство над бедными". (Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. с. 542).

Он же пишет: «Разве будут граждане дружелюбны там, где между ними много тяжб и много несправедливостей? Нет, только там они будут дружелюбными, где несправедливостей всего меньше и где они незначительны. Поэтому мы говорим, что в нашем государстве не должно быть ни золота, ни серебра, ни большой наживы путем ремесел и ростовщичества, ни чрезмерно обширного скотоводства, но должны быть только доходы, доставленные земледелием; да и из них лишь такие, получение которых не вынуждает пренебрегать тем, для чего и нужно имущество».

В «Республике» Платон отмечает «Лицемерно не видеть тех, кого они (ростовщики) уже погубили. Вставьте их жало, то есть их деньги в тех, кого они еще не использовали, и они многократно высосут от вложенных сумм. Они плодят нищих, чтобы процветать».

Что же касается кредитного дела, то именно к IV в. относятся первые обстоятельные сведения о профессиональном ростовщичестве, о деятельности древних банкиров-трапезитов и даже о целых банкирских домах, осуществлявших кредитные операции в больших масштабах, можно сказать, в рамках всей Эллады. Из речей Исократа (XVII) и Демосфена (XXXVI, XLV-XLVI, XLIX) нам хорошо известен один такой, - правда, по-видимому, наиболее крупный и знаменитый - банкирский дом в Афинах, осуществлявший кредитные операции на протяжении ряда поколений. Сначала им владели совместно Архестрат и Антисфен, затем его унаследовал вольноотпущенник Архестрата, впоследствии ставший полноправным афинским гражданином, Пасион, а еще позже его главою стал Формион, который, в свою очередь, был вольноотпущенником Пасиона и тоже с течением времени приобрел права афинского гражданства. Оборотный капитал этого предприятия, когда во главе его стоял Пасион, может быть оценен в круглую сумму более чем 50 талантов (см.: Dem., XXXVI, 5). Первоначально банкирские операции, в особенности приём денежных вкладов, осуществлялись “корпорациями” жрецов. Впоследствии в связи с интенсивным развитием торговли, последовавшим за персидскими войнами, потребность в кредите и посредничестве побудила частных лиц заняться банкирскими операциями. Посвятившие себя этому делу афиняне занимались своим промыслом, сидя за столиками на рынке, отсюда и их название трапезиты (от греч. трапеза - стол).

К концу V в. до н.э. у афинских трапезитов наблюдается уже некоторая специализация по отдельным видам сделок. Так, трапезиты занимались преимущественно приёмом вкладов и осуществлением платежей за счёт клиентов. В свою очередь, от них отделился класс специалистов-менял (аргираймосы), ставших вместе с тем экспертами по определению подлинности и цены многочисленных видов обращавшихся монет. Третья категория банкиров осуществляла выдачу мелких займов, обыкновенно под залог, т.е. ломбардное дело.

Отношение государства к банкирам было различным в отдельных полисах Греции. В Эфесе, например, государственное вмешательство ограничивалось законодательной регламентацией прав и обязанностей банкиров, тогда как в Византии право на занятие банкирским делом сдавалось на откуп. В полисах последней категории монополия трапезитов охранялась государством, но зато их операции и размеры допустимых процентов были строго регламентированы. Единственное свидетельство о законе, регулирующем отношения кредиторов и заёмщиков, относится к Дельфам. Там был принят закон, устанавливающий максимальный процент по займу у частных лиц и ассоциаций различного рода в размере 8,5 или 6 %. Однако обычной процентной ставкой по активным операциям в Греции было 12 %.

Постепенно Афины, как и вся Греция, утратили ведущую экономическую роль, которая в эпоху Птолемеев перешла к Египту. Здесь были открыты “королевские банки” большей частью под управлением греков. Банковское дело в Египте эллинистического периода было организовано в форме государственной монополии. В Александрии находился “центральный банк”, тесно связанный с государственным казначейством. Его отделения существовали во всех административных центрах страны. Вся сеть банков пользовалась монопольным правом ведения банковских операций в стране, за что она, в свою очередь, исполняла все функции госказначейств. По сохранившимся сведениям, эти банки, кроме фискальных функций, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учёт обязательств до наступления срока, приём вкладов. Сохранившиеся от этой эпохи папирусы содержат информацию о добавочных функциях египетских банкиров, а именно об их деятельности в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.

Закономерным следствием развития крупного частновладельческого хозяйства и предпринимательства в Древней Греции была поляризация собственности: рост богатства у известной части общества и разорение, и обнищание народной массы.

Исследуя историю происхождения собственности в Древней Греции, Энгельс писал: «Долговая расписка и закладная на землю (ибо афиняне изобрели уже и ипотеку) не считались ни с родом, ни с фратрией. А старый родовой строй не знал ни денег, ни ссуды, ни денежных долгов. Поэтому в результате все шире распространявшегося денежного владычества знати было выработано также новое обычное право для того, чтобы обеспечить кредитора против должника, чтобы освятить эксплуатацию мелких крестьян владельцами денег. На полях Аттики всюду торчали закладные камни, на которых значилось, что данный участок заложен тому-то и тому-то за такую-то сумму денег. Поля, не обозначенные таким образом, были уже большей частью проданы вследствие неуплаты в срок ипотечной ссуды или процентов и перешли в собственность ростовщика-аристократа, крестьянин мог быть доволен, если ему разрешалось оставаться на участке в качестве арендатора и жить на шестую часть продукта своего труда, уплачивая

остальные пять шестых новому хозяину в виде арендной платы. Более того. Если сумма, вырученная при продаже земельного участка, не покрывала долга или если заем не был обеспечен залогом, то должник вынужден был продавать своих детей в рабство в чужие страны, чтобы расплатиться с кредитором. Продажа детей отцом - таков был первый плод отцовского права и моногамии! А если кровопийца все еще не был удовлетворен, он мог продать в рабство и самого должника. Такова была светлая заря цивилизации у афинского народа». (ЭНГЕЛЬС «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА» По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.).